Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Перед психологами

Обычно заголовки газет лишь огорчают религиозную часть населения Израиля. Однако попавшая в СМИ весть о провале особенно враждебной по отношению к еврейской традиции, откровенно антирелигиозной партии Шинуй и публичном унижении ее язвительного лидера, Томи Лапида, стало исключением из этого общего правила…

МЫ — ВЫЗДОРАВЛИВАЕМ?

Йонатан Розенблюм

На внутренних выборах в партии Шинуй, которые определили список кандидатов для приближающихся выборов в Кнессет, Томи Лапид, пусть с трудом, но — победил, получив первое место в списке. Его близкий друг, Авраам Пораз, проиграл второе место в списке Рону Ловенталю, члену партии Шинуй от Тель-Авивского муниципального совета.

То, что победа далась ему нелегко, Лапид отнес на счет демократической атмосферы, царящей, по его представлении, в партии. Однако провал Пораза в значительной мере загасил его энтузиазм по поводу хваленой демократии в Шинуе. Ведь перед внутренними выборами он предупредил: «Все должны понять, что без Авраама нет партии». И вот… Это поражение стало причиной того, что Томи Лапид, Пораз и еще несколько членов партии Шинуй объявили о своем уходе из партии. При этом они все еще размышляют, как добраться до миллионов шекелей, оставшихся в партийной кассе.

Газетные полосы израильской прессы запестрили насмешками в адрес «незадачливого» лидера Шинуя.

Падение этой партии оказалось беспрецедентно стремительным. На выборах 2002 года Шинуй получил 15 мандатов. Эта победа сделала Шинуй третьей (после Ликуда и Аводы) по количеству мандатов партией в Кнессете. Чувствуя свою силу, руководство Шинуя не пожелало довольствоваться незначительными должностями и потребовало отдать под свой контроль два наиболее значительных министерства: кресло министра юстиции — для Лапида и министра внутренних дел — для Авраама Пораза. Сегодня, все проведенные недавно опросы показывают, что на ближайших выборах в Кнессет, Шиную вряд ли удастся преодолеть электоральный барьер.

Конечно, мы не должны радоваться падению наших врагов. Но, как сказал в свое время глава иерусалимской йешивы «Мир» рав Хаим Шмулевич, это — расплата, посланная с Неба. А у евреев есть принцип: можно радоваться, когда мы становимся свидетелями проявления Справедливости Всевышнего. В Теилим (Псалмы царя Давида) сказано: «Возрадуется праведник, ибо увидел он воздаяние Небес...» (Теилим, пс. 58, ст. 11). Воздаяние, — объясняет рав Шмулевич, — необходимый атрибут нашего мира — мира, где нет верного баланса, нет гармонии. Справедливость имеет две стороны: наказание зла и награда для праведников.

Евреи, оказавшиеся свидетелями мести Аману, когда его казнили, использовав виселицу, которую он с таким старанием готовил для Мордехая (см. на сайте материалы, посвященные празднику Пурим) — радовались, потому что их вера в Справедливость Всевышнего — укрепилась. И мы, не скрою, испытываем чувство удовлетворения, став свидетелями того, как Томи Лапид попался в собственную ловушку. Он неоднократно, в том числе и с высоких трибун, кичился демократическими принципами, которые, по его словам, определяли деятельность его партии, и язвил по поводу внутренней избирательной системы, которой пользовались, выдвигая кандидатов в Кнессет, в партии «Яадут а-Тора» (Объединенный Иудаизм Торы). Лапидовская концепция демократии схожа с той, что демонстрирует в своей политике президент Египта Хосни Мубарак. По мнению египетского президента, демократия заключается в праве ратифицировать выбранных им кандидатов.

Конечно, в отличие от событий, описанных в Мегилат Эстер (Танах, Книга Эстер), падение Лапида и его партии нельзя назвать освобождением евреев.

Какое-то время назад опросы показывали, что на предстоящих выборах Шинуй не получит больше трех мандатов. Очевидно, избиратели, в прошлом отдавшие свои голоса этой партии, теперь пришли к выводу, что «Кадима» (новая партия, созданная Ариэлем Шароном) лучше справится с проблемами, за решение которых бралась партия Шинуй. Речь — о создании института гражданских браков, составлении израильской конституции, электоральной реформе и пр. Избиратели Шинуя сочли, что предпочтенная ими ранее партия не отнеслась к решению означенных проблем с подобающей серьезностью и допустила ряд непростительных ошибок. В их числе — уход из состава правительства, которое возглавлял Шарон, мотивированный тем, что «шинуйцы» не станут сидеть и заседать «вместе с религиозными».

Но если партия «Кадима» — более «эффективна», не сводит ли это на нет тот «позитив», который наметился с уходом Шинуя со сцены?

Думается, что не сводит. По нескольким причинам.

1. Под руководством Лапида партия Шинуй продемонстрировала свою ненависть, презрение и неуважение ко всему еврейскому.

2. Шинуй была партией, ориентированной на молодых выходцев из Европы. Как презрительно выразился сам Лапид, «Шинуй — не для того, чтобы нести счастье в Димону (в которой проживают в основном выходцы из арабских стран)».

3. Еврей имеет право, — считает Авраам Пораз, — выразить свое полное презрение к религиозным обычаям, которые всегда были сильны в еврейском народе. И подкрепил свой тезис весьма недвусмысленным высказыванием: «Иногда это даже хорошо — быть антисемитом». Шинуй ратовала за то, чтобы магазины работали даже в Йом Кипур. А когда Пораз, будучи министром внутренних дел, отказался приводить в исполнение закон, запрещающий открытую продажу хамеца в Песах, Лапид не без сарказма заявил: «В этом году хлеб, а не маца, будет символом свободы!». Нападки Лапида на все, что связано с кошерностью пищи, с успехом мог бы опубликовать любой неонацистский сайт.

«Кадима» заявлений подобного рода не делает и не глумится над еврейской традицией и еврейскими обычаями. Она не строит свою платформу на ненависти к религиозным евреям и пытается найти «третий путь», который собирается проложить где-то между левыми — с их иллюзиями по поводу мирного будущего с «простым палестинским народом», и правыми — с их мечтой о «Большом Израиле».

Впрочем, нельзя не отметить, что нынешний лидер этой партии Эхуд Ольмерт, исполняющий сейчас обязанности премьер-министра государства Израиль, в самом начале своего правления продемонстрировал «твердость» в отношении к поселенцам (события в Хевроне и в Амоне). И не проявил таковой по отношению к тем, кто направляет ракеты из Газы на мирные израильские города. Так что существует реальная вероятность, что Эхуд Ольмерт постарается завоевать популярность за счет религиозной части населения страны.

Большинство израильтян, думается, понимает, что мы в настоящий момент — на «перепутье», за которым начинается новый виток противостояния с палестинцами. И определяющим фактором в исходе этой борьбы будет национальная мораль. Если в ситуации, в которую попала сегодня наша страна, мы забудем, кто мы и почему мы живем здесь, на этой земле, последствия нашей «забывчивости» могут оказаться роковыми. Только осознанное всеми израильтянами чувство еврейской идентификации способно обеспечить нам необходимое единство и общую цель.

Два года назад, Ари Шавит, известный израильский журналист, работающий в газете Гаарец, опубликовал интервью, взятое им у известного израильского писателя Аарона Апельфельда. Апельфельд отметил тогда, что основная причина «болезни» израильского общества — в том, что многие израильтяне стремятся ампутировать свое прошлое, культивируя ненависть ко всему еврейскому.

Феномен невероятного подъема Шинуя и был как раз симптомом болезни, о которой говорил Апельфельд. Даже те, кто внутри Шинуя выступал против владычества Лапида и Пораза, критиковали их за откровенное отвращение и ненависть к религиозным евреям и еврейской традиции.

Саморазрушение Шинуя свидетельствует о том, что все большее число израильтян понимает: мы не можем позволить себе разрушить нашу еврейскую самоидентификацию, ибо в ней — наша сила.

Кто знает, может, с этого начинается процесс выздоровления израильского общества?..

Журнал «Мишпаха», Израиль

Перевод с английского

Йонатан Розенблюм,

обозреватель газеты Джерузалем Пост (Израиль)

автор многочисленных статей в Джуиш Обзервер (Нью-Йорк, США)