Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Два медика пишут здесь не о медицине

Ситуация, в которую на протяжении многих лет вновь и вновь попадает Израиль, напоминает сюжет известного американского фильма «День сурка». Только в кино герой, неоднократно пережив те же обстоятельства, пересматривает жизненные позиции и шагает в будущее. Способен ли на такое Израиль?..

«ДЕНЬ СУРКА» ПО-ИЗРАИЛЬСКИ

Стивен Шанок

Что бы вы делали, если бы вдруг застряли в маленьком городке, и каждый раз, проснувшись утром, обнаруживали бы, что начавшийся день — тот же, что вы прожили вчера? Представьте, что вы куда-то ходите, с кем-то разговариваете, разрешаете какие-то проблемы… Но все это не имеет ни малейшего значения, потому что обстоятельства день за днем не меняются.

Именно в такой ситуации оказывается главный герой замечательного американского фильма «День сурка» (роль главного героя исполняет блистательный американский актер Билл Мюррей, режиссер — Гарольд Рамис), приехав в Панксатаун (штат Пенсильвания) на этот традиционный праздник, чтобы описать происходящие там события.

Тем, кто не видел эту киноленту, разъясним, что этот праздник отмечается в США и Канаде 2-го февраля. По преданию, в этот день сурок выходит на свет из норы после зимней спячки. И если он, появившись, снова возвращается в норку, значит, до весны — не менее шести недель. Если же он остается на поверхности, это означает, что весна в этом году наступит раньше обычного. Сурка именуют «великий Фил-Предсказатель», а город Панксатаун, в предместьях которого водится много сурков (поэтому именно сюда на праздник съезжаются толпы туристов) называют «Всемирным центром погоды».

Приехав в городок с раннего утра, журналист на все и на всех взирает с присущей ему снисходительностью. И подготовительный этап, и само празднование его не увлекают. Он жаждет одного — чтобы все это поскорее закончилось, чтобы можно было со спокойной душой вернуться обратно в Питсбург. Но вечером начинается сильный буран, и Фил (так зовут нашего героя) вынужден остаться в Панксатауне на ночь.

Проснувшись утром, он с удивлением обнаруживает, что вновь наступило 2-е февраля, и народ все с тем же энтузиазмом готовится к празднику. А вечером начинается буран… На следующее утро история повторяется. И на следующее — тоже. И так — до бесконечности: каждый новый день — это 2-е февраля. И замечает это только он один. Когда он пытается поделиться своим «наблюдением» с окружающими, те смотрят на него, как на сумасшедшего и не воспринимают его «откровения» всерьез…

Тот же кошмар переживают и израильтяне. Только ставки в их «загадочной игре» — гораздо выше, а цикличность повторения тех же событий измеряется не одним днем, как в фильме, но порой — десятками лет. Вырастают дети, и на их долю выпадают те же события, свидетелями и участниками которых в свое время были родители…

Так, в 1947 году, Великобритания забрала 80 процентов территории еврейской подмандатной Палестины и отдал эти земли свергнутому в Саудовской Аравии арабскому королю Абдалле, который тут же переименовал вверенное ему государство в Трансиорданию.

Вскоре, чтобы заручиться согласием арабов мирно сосуществовать с еврейским государством, Организация Объединенных Наций конфискует у евреев половину от оставшихся 20 процентов подмандатной Палестины. Таким образом, за арабами закрепили 90 процентов изначально еврейской земли. И Давид Бен Гурион (первый премьер-министр Израиля) от имени еврейского народа принимает эту потерю, положив тем самым начало прецеденту «земля в обмен на мир».

Земли арабы получили, но мира не захотели, отказавшись от предложения ООН о мирном сосуществовании с евреями. Это и был первый день сценария «День сурка», только — по-израильски.

Проснулся Израиль (день второй) в июле 1967 года. Когда пришлось защищать себя от нападения агрессора, действуя на территории, составлявшей 10 процентов от той, которая ему предназначалась. 90 процентов земель, напомним, были отторгнуты по упомянутой выше формуле — «земля в обмен на мир». Но на практике она (эта формула) прочитывалась по-другому — «земля в обмен на войну».

Победив в этой войне, Израиль вернул себе Иудею, Самарию и Газу. Как бы переживая еще раз события предложенного ООН «Плана разделения», израильтяне проснулись от ночного кошмара. В нем израильский министр обороны Моше Даян, не требуя ничего взамен, возвратил ключи от Храмовой Горы мусульманскому религиозному объединению «Вакф», а находившаяся тогда у власти партия Труда (Авода) заявила, что готова ждать «телефонного звонка» от арабов, чтобы… добровольно отдать им недавно обретенные и воссоединенные земли.

Арабы откликнулись на инициативу партии Труда. В ноябре 1967 года арабские лидеры собрались в Хартуме (столица Судана) и приняли формулу «трех отрицаний»: «нет миру с Израилем, нет переговорам с Израилем, нет признанию права Израиля на существование».

И снова «в обмен на мир» им была предложена земля, и снова арабы отвергли это предложение. Так закончился день второй «Дня сурка по-израильски».

Утро третьего дня началось для Израиля в 1968-м году.

Президентом Соединенных Штатов становится Ричард Никсон, назначивший Государственным секретарем Уильяма Роджерса, который составляет новую программу урегулирования арабо-израильского конфликта. В историю она вошла под названием — «План Роджерса». Согласно этому плану, Израиль должен был в одностороннем порядке отойти к границам 1967 года. От арабов же ничего не требовалось. Им не надо было брать на себя какие-то обязательства — ни по установлению мира с Израилем, ни в сфере обеспечения его безопасности. Но арабы оказались не в состоянии переварить столь щедрое предложение Роджерса и не могли смириться с необходимостью жить бок о бок с евреями. Поэтому от «подарка» в виде израильских земель они отказались, тем самым, аннулировав сделку. Таков был третий день «Дня сурка по-израильски».

«Ночью» Израиль беспокойно метался и проснулся на четвертый день в 1973-м году — после войны Йом Кипура.

С тяжелыми потерями Израиль победил в этой трудной войне. Поднявшись утром, он обнаружил, что появился новый план. Теперь речь шла о «плане размежевания Киссинджера».

По этому плану, Израилю полагалось «вернуть» напавшей на страну в Йом Кипур Сирии «несколько километров» Голанских Высот, включая город Кунейтру. Так Израиль должен был продемонстрировать свои добрые намерения. А заодно — показать палестинским арабам, что можно требовать «землю в обмен на мир».

Под американским и сирийским давлением Израиль уступил и позволил Сирии вновь заселить Кунейтру. На условии, что в этом городе будет жить лишь гражданское население. Город был отдан сирийцам, но его жители так и не вернулись в свои дома, превратившиеся в руины. И в результате эта территория до сих пор даже не полностью разминирована. Рядом отстроили новую Кунейтру. Но стратегическое послание плана — «бери все, что можно, и никогда не отдавай то, что обещал» — даром для палестинских арабов не пропало.

Пятый день «американского сурка» по-израильски переносит нас в 1979-й год, к событиям Кэмп Дэвида. Впервые в Израиле у власти оказалась не партия Труда (Авода), но — Ликуд. Это, однако, в судьбе израильтян ничего не изменило — им предстояло снова прожить тот же самый «день». Президент США Картер добился у премьер-министра Израиля Менахема Бегина обязательства создать автономию для палестинских арабов и заморозить строительство «поселений». Вновь Израилю предложена та же формула — «земля в обмен на мир», которая в действительности срабатывала на противоположную перспективу: «земля в обмен на отсутствие мира».

Шестой «день сурка по-израильски» наступает в 1991-м году. Конференция в Мадриде, навязанная Израилю президентом США Дж. Бушем-старшим после войны в Персидском заливе. Израильский премьер-министр Ицхак Шамир загнан в угол и вынужден принять «новый» американский план. Под угрозой, что Израиль не получит американской гарантии на деньги, необходимые ему тогда для того, чтобы принять массовую алию из стран бывшего Советского Союза. «Новый» план тогдашнего госсекретаря Джеймса Бейкера, призванный «разрешить» арабо-израильский конфликт, включал в себя «единственную в своем роде и уникальную» формулу: замораживание строительства еврейских поселений. И, как и раньше, к ней прилагалась и «старая» — «земля в обмен на мир».

Решения конференция явились откровенным подарком (за счет интересов Израиля), которым США платили «обиженным» палестинским арабам, расстроенным поражением в войне своего благодетеля Саддама Хусейна..

После этого Израиль проснулся в 1993 году, и оказался в той же ситуации. У власти снова — партия Труда, с Ицхаком Рабиным во главе. Как раз в то время, когда Рабин разворачивал деятельность по заключению «соглашений Осло», на широкий экран вышел американский фильм «День сурка».

Следует отметить, что по своей парадоксальности «соглашения Осло» превзошли самые смелые фантазии создателей фильма «День сурка». И действительно, обещания Ясера Арафата «навсегда отказаться от насилия» могли вызвать у международной общественности только горький смех. Так прошел день седьмой «Дня сурка по-израильски».

Далее Израиль очнулся от неспокойного сна в 1998-м году. Премьер-министром стал Биньямин Нетаниягу и вскоре отдал палестинским арабам Шхем и Хеврон, оказав «помощь и поддержку» Ясеру Арафату, в благодарность за то, что тот пообещал положить конец насилию (что отнюдь не мешало ему, кстати сказать, активно поддерживать террор). Так продолжилась наша комедия «День сурка по-израильски». День восьмой.

На «девятый день» Израиль разбужен резкими звуками. Новый Кэмп Дэвид… Израильский премьер-министр Эхуд Барак готов на любые уступки в пользу Ясера Арафата, сопровождая свои мыслимые и немыслимые предложения единственной просьбой — воздержаться от насилия. Арабский ответ стоил жизни 781 израильтянину, 5.471 — были ранены и получили увечья.

И снова — рассвет. И снова Израиль ждет «новый план» 2002 – 2003 годов. План под названием «Дорожная карта». Палестинские арабы пассажирами приглашены в просторный лимузин, управляемый «Квартетом» (Европейский Союз, Россия, ООН и Соединенные Штаты Америки). Квартет мчит своих пассажиров, пункт назначения — «Палестинское государство». Прибытие намечается на 2005-й год. Требования к арабам — распустить свои террористические организации, арестовать убийц и изъять у населения незаконное оружие. Премьер-министр Махмуд Аббас (он же — Абу Мазен) отказывается выполнить эти условия, ссылаясь на то, что подобные действия неизбежно приведут к гражданской войне. «Путешествие», тем не менее, продолжается. При этом даже спящему ясно, что гораздо выгоднее получать свое, нарушая соглашения, нежели получать то же самое, подчинившись им. День десятый.

29 июня 2003-го года достигнуто соглашение с террористическими организациями о временном прекращении огня (худна). Дальнейшее развитие событий, несомненно, понравилось бы Джозефу Хеллеру (американский прозаик, классик американской «черной комедии», автор гротескно-сатирического романа «Уловка-22»). Премьер министр Ариэль Шарон, поддерживая Махмуда Аббаса, согласился освободить из тюрем тех самых террористов, которых Аббас, согласно условиям «дорожной карты», должен был арестовать и держать в заключении. А пока Шарон демонстрировал «жесты доброй воли», отдавая палестинцам контроль над землями в Иудее и Самарии, арабы осуществили 180 терактов, в результате которых погибли более тридцати израильтянин и сотни получили ранения. И все это — в период «прекращения огня», заявленный самими террористами. День одиннадцатый.

Декабрь 2003. Конференция в Герцлии. Полусонные израильтяне разбужены громкими лозунгами очередной кампании по реализации так называемой «программы размежевания», предусматривающей «эвакуацию еврейских поселений». Многим хотелось думать, что это лишь — кошмарный сон. Но нет, «план размежевания» Ариэля Шарона был тяжкой реальностью. Арабы так и не выполнили ни одного взятого ими на себя обязательства. Что ж, Шарон решил показать им пример «подлинного героизма». Он в одностороннем порядке уйдет из Газы, разрушит еврейские дома, изгнав оттуда евреев. И ничего не потребует взамен... День двенадцатый.

Способен ли Израиль положить конец сей абсурдной комедии?

В американском фильме «День сурка» герой постепенно начинает понимать, что он вновь и вновь повторял все те же ошибки в своем поведении. Именно это не давало ему возможности шагнуть в собственное будущее. Но он сумел пересмотреть свое мировоззрение, свои цели и ценности. Изменения, которые произошли в нем, позволили ему освободиться из плена, в котором его держало время…

В аналогичную ситуацию попал и Израиль. Его государственная политика основана на ложных предпосылках, что неизбежно возвращает страну на те же круги, на которых палестинские арабы, прибегая к террору, могут требовать все новых и новых уступок.

Израилю следует признать, наконец, что террористические атаки на мирных израильских граждан не связаны ни с бедственным экономическим положением палестинцев, ни с их образовательной системой, ни с их правом на самоопределение.

В период между 1993 и 2000 годами в экономике Палестинской автономии даже намечался явный рост — до тех пор, пока Арафат не начал свою последнюю войну против евреев. Более того, статистические данные свидетельствуют о том, что 38 процентов террористов-самоубийц имели университетское образование и 47 процентов из них имели среднее образование.

Важно отметить и то, что ранее палестинские арабы никогда не демонстрировали свои «национальные устремления». И началось это только тогда, когда они поняли, что война с евреями может привлечь к ним особое внимание международного сообщества и стать средством «выкачивания» денег из разных стран. Появившись, арабское «национально-освободительное» движение никогда не ставило перед собой цель создать собственное государство, соседствующее с государством евреев. У арабов всегда и неизменно было (и есть) единственное желание — уничтожить Израиль.

Палестинские арабы могли создать свое государство еще в 1947 году, но отказались от этого. С 1948 по 1967 годы, когда территория Газы была в руках Египта, а земли Иудеи и Самарии — у Иордании, палестинские арабы не выражали стремления иметь свое государство. В 2000 году, во времена, когда премьер-министром Израиля был Эхуд Барак, у них был шанс заполучить практически всю Иудеи, Самарию и Газу. Столь щедрое предложение Барака должно было, казалось бы, удовлетворить национальные амбиции палестинских арабов. Но нет, и такой поворот событий их не устраивал.

Тут уместно вспомнить произнесенные в 1947 году слова Эрнеста Бевина (в те годы — министра иностранных дел Британии), которые не отличался большой любовью к евреям. «Для евреев главная цель — создание независимого еврейского государства, — сказал он, выступая перед английским парламентом. — Принципиальная и важнейшая задача арабов — не допустить создание независимого еврейского государства в какой бы то ни было части Палестины».

Цели арабов с тех пор неизменны — теперь они хотят уничтожить государство Израиль. И никакие уступки их не удовлетворят. И пока еврейские лидеры не признают этот очевидный факт, пока они не искоренят в себе наивную веру в «новые планы» (по сути, это — все тот же план, но обряженный в разные одежды), Израиль будет вновь и вновь переживать кошмар бесконечного «Дня сурка»…

Материал сайта americanthinker.com

Перевод с английского