Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Его называют

Сегодня это вспоминается как забавное приключение, а тогда было страшно, - признается Иешаягу Гирш, рассказывая об одном из эпизодов из своего прошлого.

Живя в Израиле, этот человек посвятил свою жизнь российским евреям. Он добывал деньги и посылал в Москву эмиссаров…

ЭМИССАР ИЗ ЛОНДОНА ИЛИ ОШИБКА РЕЗИДЕНТА

Анна Файн

Чистые нетанийские волны за балконной решеткой делятся цветом с просторной гостиной. Ковер, стол и стулья, диванные подушки - все переливается зелеными и голубыми оттенками моря. И все говорит о вкусе и образе жизни хозяина - немолодого, худощавого человека в кипе, с рыжеватой бородкой. Этот человек посвятил себя русским евреям. Когда-то он высылал тайных эмиссаров, готовил их к миссии, с небольшой группой соратников добывал деньги, налаживал связи. Секретные агенты Гирша везли в Москву Тору, недоступную для советских евреев. Тонкие пальцы ювелира укладывали в туго набитые чемоданы агентов книги, мезузы и тфиллин, кашерную еду - еще и еще. Чем больше, тем лучше. "Только не возвращайтесь с полными чемоданами, - наставлял он их, - назад вы привозите только грязное белье!". За годы работы в тайном ордене RRJ Иешаягу Гирш прекрасно научился упаковывать чемоданы…

- Скажите, Шай, как Вам пришло в голову отправиться в далекую Москву помогать тамошним евреям? Где Москва и где Вы?

- Идея пришла не мне, а Сохнуту. Один из работников Еврейского Агентства, наш знакомый, обратился к моей жене. Она у меня "англичанка", блондинка. Думали, что в Москве никто не примет ее за еврейку. Но жена сказала, что у нас в семье решения принимаю я, - непреклонное лицо Гирша не оставляет никаких сомнений в правдивости ее слов, - и я решил поехать сам.

- Когда это было?

В 1980 году. Я отправился не один, а с товарищем. "Отказник" Юлий Кошаровский "запустил" меня в еврейские круги. Я познакомился с Элиягу Эссасом, Дашевским, Кара-Ивановым. Мы поняли, что в Москве много евреев, которым нужна наша помощь. Я побывал на нескольких подпольных свадебных церемониях, видел нелегальные уроки Торы, еврейские детские сады на частных квартирах. Мы решили, что нужно не просто оказывать моральную поддержку по телефону, но - посылать людей. И через шесть месяцев приехал первый эмиссар.

- Кого Вы посылали в Москву?

- Мы отправляли раввинов, учителей Торы. И врачей, детских врачей и терапевтов. Лучше всех работали женщины. Мы подготовили множество религиозных еврейских женщин, и они обучали московских евреек соблюдению заповедей.

- Зачем нужны были врачи?

- "Отказники" не доверяли советским врачам и их диагнозам. Однажды мы забросили в Москву педиатра. Он осмотрел за один день десятки детей. Наши друзья организовали две частные квартиры. Быстро распространился слух, что приехал врач, пришло множество людей. Вот у меня тут на фотографии, благословенной памяти, доктор Фридман.

Я рассматриваю фотографии в тяжелом, сине-зеленом, как море, альбоме. Бледное дитя авитаминозной московской зимы лежит на диване, белый животик выделяется на фоне яркого пледа. Доктор Фридман подносит к детской груди фонендоскоп и ободряюще улыбается.

- Каждые две недели мы отправляли двух посланников. Всего их было двести пятьдесят. Так продолжалось до 1990 года. Некоторые побывали в Москве несколько раз. Мы обратились к раву Ханоху Эрентрою из Манчестера, и он нам помог. 95 процентов евреев из тех, кого мы обучали в те годы, сегодня живут в Израиле. Я думаю, мы работали даже лучше Сохнута!

- КГБ вам не мешал? Вы, наверное, приезжали по линии "Интуриста"?

- Да, наших людей принимал "Интурист", и гиды строго следили за всеми. Но каждый вечер они разыгрывали то головную боль, то внезапный приступ какой-нибудь болезни, - оставались в гостинице, и, вместо Большого театра, шли преподавать Тору.

КГБ помешал мне один раз. Во время второго визита они задержали меня в лифте и отвели на верхний этаж гостиницы "Космос". Там у них был оборудован кабинет. Они сказали: "Мы не хотим, чтобы вы оставались здесь. Вы сегодня же летите в Англию". Я ответил: "Это невозможно. Сегодня пятница, я не успею вернуться домой до субботы". "Это ваша проблема, а не наша". И я улетел. Даян Эрентрой снял комнату в гостинице рядом с лондонским аэропортом. Там я провел шаббат, и моя жена пришла ко мне. Сегодня это вспоминается как забавное приключение, а тогда было страшно. И часто бывало - идешь по Москве и чувствуешь: кто-то все время следует за тобой. Или сидишь в номере - то дверь приоткроется, то постучат в окно...

- Как Вы справлялись с такого рода трудностями?

- Я очень хорошо готовил своих людей к поездке. Никто из них не попал в "историю". Но я сам допустил серьезную ошибку. Сначала я приезжал из Англии с английским паспортом. После того, как меня задержали, решил, что теперь я "персона нон грата", и въехал по немецкому, я ведь родился в Германии. Меня задержали уже в аэропорту, привели в большую комнату. Я увидел множество людей в черных пиджаках... Они тут же спросили: "Где ваш английский паспорт? Почему вы приезжаете то с английским, то с немецким?". Видно, они приняли меня за шпиона. Я рассказал им про двойное гражданство, но они ничего не поняли. По-моему, тогда в России просто не знали, что такое двойное гражданство. Они задали множество вопросов, хотели запутать. Я сказал прямо: "Мне нужно видеть стариков из синагоги на улице Архипова. Я бывал в Москве несколько раз, у меня здесь знакомые". Они допрашивали меня полтора часа. Впрочем, эту историю я расскажу подробно в книге, которую пишу сейчас. Она - о московских евреях и нашей организации.

- Что вас больше всего поразило в Москве?

- Люди, конечно, люди. Мне даже трудно объяснить, какими они были. Элиягу Эссас уже тогда был для многих равом. Я общался с хаббадниками и с группой Дашевского, но больше всего - с друзьями Элиягу Эссаса. Неожиданно для нас в советской Москве наши посланники увидели еврейскую жизнь - и не просто существование в черно-белых тонах, но все цвета, все оттенки! Вначале нам было трудно понять их. И я посылал разных людей - не только раввинов с окладистыми бородами, но просто евреев - всех, кто умеет объяснять, преподавать. На Пурим и Хануку мы отправляли молодежь - устраивать общественные праздники. Моя дочь тоже съездила. Да и будущий зять тоже.

- Вы родились в Германии. Это интересное начало для биографии. Расскажите о себе.

- Я родился в 1935 году. Мы оставили Германию в 1936-м и поселились в Бельгии. Мой отец думал, что Германия, с ее нацизмом, погромами, преследованиями евреев, осталась далеко от нас. И вдруг в 1939 году нацисты пришли в Бельгию! И все-таки мы выжили и оставались там до 1951 года. А потом перебрались в Лондон - к нашим родственникам. Да, мы выжили, но в школу я впервые пошел только после войны, в 1945 году. Мне уже было десять лет. Когда я вырос, приехал в Израиль. Прожил несколько лет в киббуце. Хотел пойти в израильскую армию, но тогда это было невозможно из-за британского гражданства. Я вернулся в Англию, встретил мою жену. Сегодня у меня пять с половиной внуков - дочь ждет ребенка. Большая семья. Теперь я приехал в Израиль насовсем.

- Как называлась ваша организация?

- Почему "называлась"? Она и теперь существует. RRJ - Russian Religious Jews. "Русские религиозные евреи". Я на пенсии, но мы помогаем евреям из России здесь, в Нетании. Кружки изучения Торы, социальная работа. Мы оказываем добровольную помощь армии и полиции - патрулируем город.

- Ваши нынешние подопечные чем-то отличаются от тогдашних?

- Да, конечно. Тогда у нас был общий язык - иврит. А те, кто приезжают сейчас, иврита не знают, впервые слышат его уже в Израиле.

- Наверное, среди них много неевреев?

- У нас в Нетании есть курсы гиюра. Интерес к Торе и еврейской традиции очень велик, люди старательно учатся, слушают.

Я рассматриваю фотографии в альбоме. Неширокое пространство московских квартир: пять метров от занавешенного тюлем окна до лакированного комода эпохи развитого социализма. Евреи сидят плечом к плечу вокруг стола, занимающего почти всю комнату. Молодые бородатые лица, все кажутся мудрецами и праведниками. Жены в косынках, одухотворенные глаза. Йешаягу помнит всех, называет десятки фамилий.

- Я катастрофически плохо запоминаю имена и фамилии. Но русских евреев помню всех, даже самые длинные и трудные имена.

Он с гордостью и явным трудом произносит замысловатые звукосочетания:

- Прохоровский, Пятигорский, Ломоносов.

- А кто такой Ломоносов?

- Как, ты не знаешь Мишу Ломоносова из Московского университета? Он и вся его семья стали религиозными.

- Были ли какие-нибудь смешные происшествия, забавные истории?

- Однажды шел урок Торы на частной квартире. В дверь постучали агенты КГБ. Хозяин квартиры не впустил их. Через несколько минут они вошли через окно. И стали проверять документы. Раввин Гольдберг из Манчестера, который вел урок, тоже достал паспорт - британский. Когда они увидели, что учитель - иностранец, тут же извинились и ушли, забрав при этом трех молодых людей с собой. В тот момент им не нужен был международный скандал. Ребята же пострадали, их выгнали из институтов.

В другой раз урок проходил в доме у "леди из миквы". Она предоставила свою квартиру для занятий. Пришел слесарь чинить краны на кухне. Через несколько минут хозяйка извинилась и спросила, не может ли он участвовать в занятии. Оказалось, что слесарь - еврей.

Но самая неприятная история вышла у меня с одной еврейкой из Бельгии. На обратном пути я обнаружил, что она привезла в Россию видеокамеру и снимала все, что происходит. Уроки, людей, даже метро и улицы! Как она осмелилась: ведь это противоречило советским законам. Ее могли схватить и отобрать кассету, увидеть, кто ходит на подпольные уроки. Я сержусь на нее до сих пор. Я сказал ей: "За то, что вы снимали Москву, я отбираю у вас кассету! Не улетите в Бельгию, пока не отдадите". Она протестовала, говорила, что кассета нужна для отчета перед еврейской общиной, но я настоял на своем. Эта кассета и сейчас у меня хранится. Видите, снимала даже в аэропорту Шереметьево, а ведь это военный объект! Трудно представить, что было бы, если бы ее задержали.

У меня никаких "проколов" не было. Я знал, как готовить людей к поездке. Главное - таможня. Надо знать, как отвечать на вопросы. "Зачем вы везете свечи?". "На случай забастовки электрической компании". "У нас в стране не бывает забастовок!"… "А эти маленькие свечки?". "У нас есть такой обычай: в первый день мы зажигаем одну, во второй - две...". "Зачем?". "На счастье". Чтобы снова побывать в вашей замечательной стране"… "А эта витая свеча зачем?". "Это на случай перебоев с электричеством. Она долго горит".

Мы проделали отличную работу, я горжусь тем, что нам довелось совершить. Это часть истории еврейского народа.

Мы благодарим гостеприимного хозяина и покидаем Нетанию. За окном поблескивает море цвета ковра в гостиной Йешаягу Гирша.

Журнал «Поиск», Иерусалим