Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Его называют

Его творчество — фантастическая смесь музыкальных стилей и направлений. Соединенные в одном произведении они дают неподражаемый эффект...

СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОЙ В США НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ

Виртуозный пианист, талантливый и оригинальный американский композитор Джордж Гершвин (настоящее имя — Яаков Гершович) родился в еврейской семье — 26 сентября 1898 года в Бруклине (Нью-Йорк).

Его отец иммигрировал в Америку из Одессы (Украина). В новой для него стране он не мог обеспечить семье приличное существование. В подростковом возрасте Гершвин вынужден был оставить школу.

Его музыкальные способности и устремления проявились еще в раннем детстве. Но систематического музыкального образования он не получил. Основой для самостоятельного развития своего дарования стали для него нерегулярные частные уроки гармонии и игры на фортепьяно.

Отсутствие систематического музыкального образования мучило Гершвина всю жизнь. Это ощущение заставляло его постоянно учиться. И на пике славы он постоянно брал уроки у известных мастеров своего времени.

Рассказывают, что в конце 20-х годов, во время своего турне по Европе, пианист посетил известного французского композитора Мориса Равеля, который высоко оценивал творчество Гершвина, и попросил дать ему хотя бы несколько уроков. Тот удивленно посмотрел на гостя:

— Сколько вы зарабатываете? — спросил Равель.

— Где-то сто тысяч долларов в год, — смущенно ответил Гершвин.

— Потрясающе! — воскликнул Равель. — Да это я у вас должен брать уроки!.. Сколько по знакомству вы возьмете за один урок композиции?..

Оба композитора рассмеялись. И Равель добавил:

— Право, зачем вам становиться второсортным Равелем, когда вы и без того — первоклассный Гершвин?

Его музыкальная карьера начиналась с “должности” тапера в одном из престижных нотных магазинов Нью-Йорка. Работа казалась ему скучной. Но именно она принесла ему известность в “богемных” кругах — в 1916 году, когда ему было восемнадцать лет, он получил первый заказ: написать музыку к спектаклю, который ставили в одном из театров Бродвея.

Первое признание публики и критики пришло к нему в 1919 году — с постановкой его мюзикла “Ля-ля, Люсиль”.

Впоследствии Гершвин сочинил несколько десятков оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство — на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина.

К 25-ти годам он считался уже известным мастером “легкого” жанра. Его музыка звучала по всей Америке. Сам Гершвин, надо сказать, был изумлен таким поворотом событий.

Особенно знаменательным стал для Джорджа Гершвина 1924-й год.

До этого его творчество было связано в основном с песней и мюзиклом. В 1924-м он получил особый заказ. Его попросили написать произведение, в котором джаз должен был соединиться с классической музыкой. Так появился на свет первый истинный шедевр Гершвина для фортепиано с оркестром — “Рапсодия в блюзовых тонах”.

Тогда же, в 1924 году Америка отмечала юбилей президента Линкольна. На посвященном этой дате концерте прозвучала “Голубая рапсодия” Д.Гершвина. Публика была потрясена — такого изящного соединения “легкой” и классической музыки мир еще не слышал. Критики назвали это произведение “переворотом в мировой музыке”.

Этим произведением были заложены основы своеобразного, неповторимого “стиля Гершвина”. И в дальнейшем он сочетал негритянский фольклор с классическим джазом, эстрадой и симфонической музыкой, окрашивая свою музыку еврейскими интонациями. В результате получались цельные, самобытные произведения, сочинить которые мог только он, Гершвин. Недаром музыкальные критики называют его “самым популярным и самобытным” американским композитором первой половины 20-го века.

В 1936 году, по заказу главного оперного театра Америки — “Метрополитен”, Гершвин создал первую национальную американскую оперу “Порги и Бесс”. Заказчик выдвинул условие — сюжет надо взять “чисто американский”.

Работа была закончена и представлена художественному совету театра. Но от ее постановки заказчик отказался — театральные снобы не захотели демонстрировать на сцене историю из жизни негритянского квартала. Премьера все же состоялась — в маленьком театре Бостона.

Позднее опера облетела мир и стала, пожалуй, самым известным произведением Джорджа Гершвина. В Америке ее называют первой национальной оперой США, а “эталонным” исполнением считается постановка, главные партии в которой пели всемирно известные исполнители джазовой музыки — Луи Армстронг и Элла Фитцджеральд.

Сочинение и исполнение музыкальных произведений занимали все время Гершвина. Собственную семью он так и не создал. Однако затворником не был. Его любили в обществе за блестящий ум, неиссякаемый юмор.

За роялем на маленькой дружеской вечеринке он пел или, скорее, проговаривал нараспев свои песни — с той неподражаемой интонацией и с тем очень простым, чисто “гершвиновским” остроумием, от которого любой слушатель начинал улыбаться и веселиться.

Друзья рассказывают о нем такую историю.

Один американский пианист, отправившись в заграничную гастрольную поездку, внезапно вернулся на родину. При встрече с Гершвином он объяснил, что ему пришлось прервать гастроли, потому что дважды его обстреляли бандиты.

— Да что ты говоришь! — удивился Гершвин. — Вот уж не предполагал, что бандиты так хорошо разбираются в музыке...

Музыкальная карьера Джорджа Гершвина оборвалась на взлете творческого вдохновения, на пике славы.

Он скончался в возрасте 38-ми лет —11 июля 1937 года, в Беверли-Хилс (Калифорния).

Использованы материалы сайтов, в том числе:
http://saturday.ng.ru, http://students.web.ru, http://www.prazdniki.ru, http://www.jewish.ru, http://www.peoples.ru, http://www.krugosvet.ru.