Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


New Page 1

Многие музыковеды называют Артура Рубинштейна самым выразительным пианистом 20-го века. Его исполнение произведений великих композиторов-романтиков прошлого столетия и по сей день считается эталонным…

ВЕЛИКИЙ ПИАНИСТ АРТУР РУБИНШТЕЙН

В одном из многочисленных, данных им интервью, Артур Рубинштейн сказал, что он — «самый счастливый человек на свете». И действительно. Небеса одарили его редкими музыкальными способностями. Что бы ни случалось, музыка всегда и во всем сопутствовала ему, помогая говорить со всем миром на языке, позволяющем выразить красоту и глубину человеческих чувств — в полной гамме их оттенков и нюансов. За свою долгую и плодотворную жизнь он побывал во многих странах, одаривая людей возвышенным ощущением соприкосновения с прекрасным.

Его считали баловнем судьбы. Что, во всяком случае, внешне вполне соответствовало действительности. Блестящая карьера, верные, именитые друзья, любящие дети, красавица-жена, которая и в условиях их кочевой жизни (семья часто переезжала с места на место) умела создать атмосферу уютного семейного очага…

Но ничто в мире не дается легко даже гениям. На пути к музыкальным вершинам пианисту пришлось преодолеть немало трудностей и преград.

А.Рубинштейн родился 28 января 1887 года в Лодзи (Польша, которая в те годы входила в состав Российской империи). Он был седьмым ребенком в семье. Его отец владел текстильной фабрикой и пользовался уважением горожан.

Тяга к музыке проявилась в Артуре в очень раннем возрасте. Он очень рано начал играть на фортепьяно. И отец, внимательно следивший за развитием своих детей, попросил известного скрипача и педагога Й.Иохама прослушать четырехлетнего сына. Иохам согласился и дал высокую оценку дарованию мальчика.

Рассказывают, что при первой встрече с юным Артуром Рубинштейном будущая знаменитость, скрипач Бронислав Губерман сказал ему: «У тебя есть талант, малыш. Если будешь упорно работать, далеко пойдешь…».
Губерману тогда было девять лет, Рубинштейну — четыре года.

В шесть лет Артур уже учился в Варшаве у известного польского педагога того времени А.Ружицкого. А когда ему исполнилось восемь, по рекомендации того же Й.Иохама, отец отправил его на обучение в Берлинскую высшую музыкальную школу, где мальчик начал серьезно изучать теоретические дисциплины, в том числе — законы композиции, и осваивать технику фортепианной игры.

Рассказывая о своей жизни в Берлине, Рубинштейн вспоминал очень трудный, но, вместе с тем — знаменательный момент. К тому времени отец его разорился и не мог оказывать сыну материальную поддержку. Артур оказался в чрезвычайно стесненных обстоятельствах. Единственная надежда — концертные выступления. Но на заключение контракта тоже нужны были деньги. Как разорвать замкнутый круг?.. Юноша пишет письмо другу. С просьбой ссудить ему некую сумму. Дни томительного ожидания не дали желаемого результата — друг не откликнулся. Рубинштейн впал в отчаяние. Ощущение безысходности было столь сильным, что в нем проснулось желание свести счеты с жизнью. Собрав последние силы, он сел за рояль…

Проиграв несколько часов, он внезапно почувствовал, что состояние полной апатии уступило место простой и естественной человеческой потребности. Ему захотелось есть. Артур вышел на улицу и — обомлел: окружающий его мир стал совершенно иным — привлекательным и невыразимо прекрасным. Надо было погрузиться в самые глубины безбрежного отчаяния, чтобы понять, сколь бесценен полученный им дар — жизнь. По-настоящему осознать это ему помогла музыка, бросив спасательный круг в пучину безысходности. Позднее он выведет простую формулу человеческого существования: «Люби жизнь такой, какая она есть. Принимай ее без всяких условий». А на склоне лет скажет: «Если ты любишь жизнь, она ответит тебе взаимностью»…

Дебют Артура Рубинштейна — сольное выступление с Берлинским симфоническим оркестром — состоялся в Берлине в 1898 году, когда ему было одиннадцать лет. Потом он много концертировал. Но критики и любители музыки принимали его весьма сдержанно, как бы присматриваясь к нему, изучая особенности его исполнительской манеры. Впрочем, он и сам в тот период был лишь в начале большого и сложного пути. С юных лет он относился к исполнительству с необычайной трепетностью, достаточно рано осознав, что для того, чтобы подняться на высокий уровень мастерства, даже самого блестящего таланта — недостаточно. Тут требуется упорная работа — не только «тренировочная», которая определяется количеством часов, проведенных за инструментом, но — и умственная, исследовательская.

Постепенно, в течение всей жизни, Рубинштейн формировал собственные исполнительские концепции. Эти концепции строились, с одной стороны — на скрупулезном исследовании творчества композиторов, произведения которых он выбирал для исполнения. С другой — на изучении возможностей музыкального инструмента. Его открытием и достижением стало перенесение в фортепианную музыку позаимствованного у певцов «особого дыхания». «Ваша манера пения... послужила мне большим уроком… — писал он позднее, обращаясь к известной певице Эмме Дестин, которую оценивал, как «лучшее драматическое сопрано начала 20-го века». — Попытаюсь перенести Ваше совершенное владение дыханием в мою собственную фразировку».

Отсюда — извлекаемая им из клавиш неповторимая «певучесть» звуков, которая воспринимается слушателем как живое дыхание музыки.

В начале своей карьеры Рубинштейн играл произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Листа… Очень любил и много исполнял музыку Брамса. Его неизменно привлекало творчество композиторов-романтиков.
Шопена он включил в свой репертуар только в 1930-е годы, когда стал уже вполне зрелым артистом. С тех пор на протяжении всей его последующей сценической деятельности Шопен пользовался у Рубинштейна особой любовью. В отличие от других исполнителей, он подчеркивал в музыке этого композитора светлое, восторженно-романтическое, возвышенное начало.

В исполнении сочинений Шопена он достигает, по мнению многих любителей музыки, вершин фортепианного искусства.

Анализируя творчество Артура Рубинштейна, музыкальные критики неизменно отмечают элегантность и необычность его интерпретаций, удивительную пластичность, гибкость и естественность исполняемой им музыки. Звучание фортепиано под его пальцами, — пишут они, — было наполненным, глубоким, ясным и рельефным.

Однако в начале 20-го века его главные открытия в исполнительстве еще не сделаны. В 1905 году Артур Рубинштейн впервые едет на гастроли в Париж. Представляя его парижской публике, известный композитор Камиль Сен-Санс (его Второй концерт в исполнении Артура Рубинштейна был истинным украшением его концертных программ) назвал Рубинштейна «великим артистом» и предрек ему блестящее будущее. Однако добиться головокружительного успеха у избалованных парижан пианисту тогда не удалось.

Не приносит ему настоящего удовлетворения и первая гастрольная поездка в Америку в 1906-м. Он дал там сорок концертов, в том числе — и в знаменитом «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. Музыкальные критики и публика приняли его весьма благосклонно. Но — не более того.

В 1910-1912 годах Рубинштейн ездил с концертами по городам России. Потом, в 1930-е годы, он дважды побывал в стране Советов. Третий его визит в СССР состоялся в 1964 году, когда ему было 77 лет. Российские любители музыки ждали его концертов с известной долей скепсиса. Что может предложить им пианист столь преклонного возраста? Но опасения оказались напрасными. Рубинштейн и в 77 сохранил не только «техничность», но и поистине «юношескую» свежесть восприятия, безграничную, самоотверженную влюбленность в музыку.

Он и в самом деле очень долго держал прекрасную профессиональную форму. Кто-то подсчитал, что в 75 лет Артур Рубинштейн дал около ста многочасовых концертов за год.

В 1968 году советские войска вторглись в Чехословакию. Этот факт произвел на Артура Рубинштейна весьма неприятное впечатление. Больше он в Россию не приезжал…

Первая мировая война застала Рубинштейна в Лондоне. Его призывают на военную службу. Он работает переводчиком при армейском штабе. Естественно, от концертной деятельности временно пришлось отказаться. К музыке он возвращается лишь в начале 20-х годов. Именно в эти годы и приходит к нему истинное признание.

Он снова разъезжает по Европе. Его концерты сопровождаются бурными овациями. Газеты публикуют восторженные рецензии. Единственная, пожалуй, европейская страна, где он не хочет концертировать — это нацистская Германия. Демонстративно отказавшись от приглашения в 30-е годы, он никогда не поедет в Германию. Трагические события Катастрофы коснулись и его лично — во время Второй мировой войны в концлагере «Аушвиц» (Освенцим) погибли три его сестры и два брата.

Только в 1937 году пианист решается на вторую гастрольную поездку в США. На этот раз в Америке его ожидает триумф.

Вторая мировая война настигает Рубинштейна во Франции, куда он приехал с женой и детьми, чтобы пожить там некоторое время. В 1941-м он уезжает в Америку и поселяется в Калифорнии, где собралось много беженцев из Европы. В доме Рубинштейнов бывают интересные люди — композиторы Рахманинов и Стравинский, писатель Томас Манн… Человеческое обаяние А.Рубинштейна притягивало к нему людей. И в Америке и, разъезжая по миру, он легко приобретал друзей. Дружеские и творческие узы связывали его со многими знаменитостями века — с писателями Бернардом Шоу и Гербертом Уэллсом, с всемирно известным физиком Альбертом Эйнштейном, с Чарли Чаплином, с композиторами Клодом Дебюсси и Морисом Равелем, с художниками Марком Шагалом и Пабло Пикассо (который нарисовал двадцать четыре портрета великого пианиста).

Когда война закончилась, Артур Рубинштейн создает Фонд Шопена, цель которого — помогать музыкантам и артистам, пострадавшим в военные годы.

На постоянное жительство в Европу (в Париж) Артур Рубинштейн возвращается в 1954 году.

С именем Артура Рубинштейна связано много открытий в искусстве 20-го века. В частности, это — испанская музыка. Он играет лучшие произведения испанских композиторов. И, прежде всего — Альбениса и Де Фальи. В исполнении этой музыки ему удается с поразительной достоверностью воспроизвести атмосферу самой Испании — с ее горячим, знойным воздухом и терпкими, упоительными ароматами.

В гастрольной поездке по Испании он дал сто двадцать концертов. И на каждом — его подолгу не отпускали со сцены. А потом восторженная толпа, продолжая выкрикивать «Браво!», провожала его до гостиницы. В Испании он подружился с небольшой группой тореадоров и некоторое время они ездили за ним в разные страны, сопровождая его в гастрольных турне.

В 1970 г. на экраны вышла кинолента «Любовь к жизни». Главный ее герой — замечательный 83-летний пианист Артур Рубинштейн, который за участие в этом фильме получил премию «Оскар».

В 1973-м он опубликовал написанную им книгу «Дни моей юности».

Артур Рубинштейн играл с лучшими, самыми известными симфоническими оркестрами мира. За 75 лет своей концертной деятельности он объездил всю планету. Бывал в Латинской Америке, в Китае и Японии и даже в Африке.

Однако особо нежные чувства Рубинштейн питал к Израилю. Он много раз приезжал сюда с концертами. И постоянно поддерживал страну крупными пожертвованиями. На его деньги, в частности, было создано отделение музыковедения в Еврейском Университете в Иерусалиме. Его имя (с личного согласия пианиста) носит Международный конкурс молодых пианистов, который и в наши дни проходит в Израиле раз в три года. Он сам присутствовал на первых двух конкурсах имени Артура Рубинштейна.

В 1977 году он удостоился звания «Почетный сын Иерусалима».

«Это был человек с другой планеты, из другого мира… — писала об отце Ева Рубинштейн, дочь великого пианиста. — На нас, детей, и вообще на людей, на окружение он смотрел как будто бы из прошлого столетия, когда не было ни самолетов, ни автомобилей, а по разбитым повозками улицам его родной Лодзи тащились конные упряжки… Одним из первых он начал путешествовать самолетом, но убедить его в том, что мир теперь не такой, как во времена его юности, было невозможно.

Самим собой он становился, когда пальцы его ложились на клавиши. Лицо мгновенно преображалось, на нем появлялся какой-то идущий изнутри свет...».

Артур Рубинштейн ушел из жизни 20 декабря 1982 года, в возрасте 95-ти лет. Случилось это в Женеве (Швейцария). Похоронен он, как и просил, составляя завещание, в Израиле, в Иудейских горах под Иерусалимом…
 

При составлении материала использованы сайты:
www.peoples.ru
eleven.co.il и др.