МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

20.04.2024, 12 Nisan, 5784

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Авода зара



Трактат Авода Зара

Трактат Авода Зара

Лист 28

Наш лист в своем роде — уникален. Ибо здесь Талмуд описывает способы лечения различных заболеваний, приводя рецепты изготовления лекарств.

Разумеется, со времен Талмуда изменилось многое, в том числе — человеческая физиология. Поэтому мы можем лишь поражаться, сколь глубокими познаниями обладали наши Учителя в самых разнообразных сферах человеческой жизни и в медицине — в частности. Но принять на вооружение предлагаемые Талмудом методы весьма непросто. Более того, нам не удастся привести здесь даже точные рецепты, ибо мы не знаем большинство лекарственных растений, которые использовались для медицинских целей нашими Учителями. Возможно, эти травы исчезли, возможно — утрачены их названия.

Однако рассказы Талмуда о случаях излечения важны и интересны нам, прежде всего, потому, что в каждом из них заключен глубокий скрытый смысл.

Талмуд сообщает, например, что лихорадка считается опасным заболеванием и, ухаживая за таким больным, человек вправе ради него нарушить законы субботы.

К опасным Талмуд причисляет также все заболевания внутренних органов.

Как расценивается по шкале “опасно – не опасно” зубная боль?

На этот вопрос Талмуд отвечает рассказом.

Случилось, что у раби Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век) разболелся зуб (в Талмуде сказано, что он страдал болезнью цафдина). Когда он понял, что не может больше терпеть боль, он отправился к одной идолопоклоннице. Она дала ему лекарство в четверг, потом — в пятницу.

Уходя от нее в пятницу, раби Йоханан сказал:

Завтра — шаббат, прийти к тебе я не смогу. Как же мне быть, если зуб опять будет меня мучить?

И она дала ему рецепт своего лекарства. Попросила лишь, чтобы никому этот рецепт не открывал.

Приготовил себе раби Йоханан лекарство и избавился от зубной боли в субботу...

Из этой истории Талмуд делает вывод: поскольку при зубной боли можно принимать лекарство, повреждение зубов приравнивается к заболеваниям внутренних органов.

Это относится только к болезни цафдина, — уточняет рав Нахман бар Ицхак. — Ибо она, если от нее не избавляться, впоследствии поражает кишечник.

Здесь же Талмуд приводит симптомы и причины возникновения болезни цафдина: она появляется обычно у тех, кто ест зимой холодную еду, приготовленную из пшеницы или — жареную рыбу, приготовленную за сутки до употребления; если при пережевывании пищи десна кровоточат — это и есть первый признак болезни цафдина.

Чем же лечила раби Йоханана та женщина?

Достоверно об этом никто так и не узнал. Одни говорили — гусиным пером смазывала ему десна гусиным же жиром. Другие — смесью оливкового масла с солью.

Пробовал я и то и другое средство, — сказал Абайе (амора, один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века), — не помогло. Так и мучался, пока один торговец не дал мне ценный совет. Вот его рецепт: из оливок, которые созрели на треть, надо вынуть косточки; потом — обжечь в огне новый поднос и на нем сжечь эти косточки; полученным пеплом смазывают десна.

Воспользовавшись рекомендацией торговца, Абайе выздоровел.

Рана от удара мечом — опасна для жизни, — говорит Шмуэль (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век). И дает конкретную рекомендацию: чтобы остановить кровотечение, нужно напоить раненого настоем спаржи, вымоченной в уксусе, посыпать рану растертыми корнями нескольких трав (их названия нам неизвестны) и наложить повязку.

Если тело человека покрывается пузырями, похожими на виноградные ягоды — сказал рав Сафра, — это означает, что ему грозит смертельная опасность. Чтобы спасти его надо, прежде всего, натереть его тело виноградными ягодами (если пузыри светлые — зелеными, если темные — черными), а потом смазать мазью, приготовленной из растертой специальной травы, смешанной с медом или — из размятого картофеля, разведенного в крепком вине.

Нарывы на теле — предвестники лихорадки, — объясняет Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век). — Но если на их поверхности есть белые “головки”, это означает, что вскоре нарывы прорвутся, гной вытечет и больной выздоровеет.

У раби Абагу (амора, один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль, ученик раби Йоханана; начало 4-го века), — рассказывает Талмуд, — заболело ухо. Рава велел его домочадцам растопить жир, извлеченный из бедренной части зарезанного козла, охладить его до температуры тела и закапать в ухо раби. На случай, если это ему не поможет, Рава дал другой рецепт: закапать в ухо масло, изготовить семь фитильков из травы и перьев чеснока; один конец фитилька обмотать шерстью и вставить в ухо, а другой поджечь; когда первый фитилек сгорит, вставить — второй; и так, поочередно — все семь.

При этом способе лечения, — подчеркнул Рава, — надо остерегаться сквозняков.

Дал Рава и третий рецепт, которым следовало воспользоваться, если первые два не облегчат страдания раби Абагу: посыпать толченый столетний тростник каменной солью, сжечь, а из пепла сделать, как мы можем понять, нечто вроде компресса.

Если из уха не течет, — дал общую рекомендацию Рава, — следует применить (из перечисленных) влажный способ лечения, если течь есть — сухой.

Если у человека что-то произошло с глазом и он может лишиться зрения, — сказал Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век.), — его можно и нужно лечить и в шаббат. Однако лекарство следует изготовить накануне.

Кроме того, Учителя подчеркивают, что функции глаза связаны с сердечной деятельностью.

И еще. Наши Учителя настоятельно не рекомендуют ходить с воспаленным глазом в баню...
 

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Авода Зара

Лист 29

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать “медицинские” темы, дополнив ее перечнем предметов, которые могут быть связаны с идолопоклонством, а потому еврей не должен ими пользоваться.

Итак, Талмуд рекомендует:

При укусе скорпиона область укуса необходимо согреть, при укусе осы, наоборот — охладить; путать эти правила опасно.

После поста полезно есть мелкую рыбу.

После кровопускания не стоит есть сыр, лук, спаржу и пить молоко.

При болезнях сердца хорошо пить вино с подмешанными в него горькими приправами, — сказал раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века). Говоря о благотворном влиянии вина на сердечную деятельность, Талмуд приводит цитату: “И вино обрадует сердце человека” (Теилим, гл. 104, ст. 15).

А еще раби Иегошуа советует лечить простуду водным настоем горьких трав. Как сказано в Торе: “И дух Всевышнего витает над водой” (Берешит, гл. 1, ст. 2). Женщину, которая простудилась при родах, лучше всего поить настоем этих трав на пиве.

Пробовал я лечиться настоем из горьких трав, — рассказывает рав Папа (амора, Учитель Талмуда 5-го поколения, конец 4-го века), — но от простуды не избавился. Тогда я воспользовался советом одного торговца и выздоровел.

А торговец дал раву Папе такой рецепт: “Наполни новый кувшинчик водой и брось туда ложку меда. Потом повесь этот кувшин на ночь во дворе — под звездами. А наутро — выпей”.

Далее Учителя называют растительные и животные источники, служащие сырьем для изготовления эффективных лекарственных препаратов. Это — капуста, спаржа, стенка матки животного, извлеченная из внутренностей забитого животного диафрагма, мелкая рыба. А также перечисляют продукты питания, которые вредны для здоровья: мясо быка, жареный животный жир, мясо мелких птиц...

Не рекомендуется, — подчеркивают Учителя, — перед тем, как идти в баню или к парикмахеру — чтобы постричься, употреблять в пищу сыр и печень.

Не стоит перед этим есть и орехи, а также огурцы, — добавляют некоторые из них.

Талмуд переходит к следующей теме листа и открывает ее Мишной, в которой сказано:

Запрещено евреям использовать взятые из рук идолопоклонников вино и винный уксус; черепки сосудов, которые пропитались вином; шкуры животных с прорехой в области сердца (это свидетельствует, что животное принесли в жертву идолу).

Нельзя заключать торговые сделки с идолопоклонниками, которые направляются служить идолам (чтобы не поблагодарили они своих идолов за удачную сделку).

Нельзя также использовать жмых, который остается после изготовления вина идолопоклонниками, — говорит раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век).

Через год, когда этот жмых высох, его можно использовать, — говорят другие Учителя.

Не разрешается еврею использовать взятый у идолопоклонника сыр и рыбий жир, — говорит раби Меир.

Есть — нельзя, но пользоваться для других целей — можно, — говорят другие Учителя.

Почему же нельзя есть приобретенный у идолопоклонников сыр? — спросил у раби Иегошуа (Учитель Мишны второго поколения, конец 1-го века) раби Ишмаэль (коллега раби Иегошуа).

Потому что при его изготовлении они используют ферменты, содержащиеся в желудке некошерно убитого животного, — ответил раби Иегошуа. — Можно также подумать, что — по причине соприкосновения в процессе производства молочного сыра с мясным. Но есть и другая, не менее существенная причина: нередко, делая сыр, идолопоклонники извлекают ферменты из желудка теленка, принесенного в жертву идолам...

 

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Авода Зара

Лист 30

На нашем листе Талмуд разбирает вопросы охраны жизни и здоровья.

Еврею нельзя пить вареное вино и алунтит, изготовленные неевреем, — говорят наши Учителя.

Прежде всего, поясним, что алунтит — это напиток, изготовленный из выдержанного вина, воды и розового масла. Этот напиток обладает лечебными свойствами, и наши предки пили его обычно после бани.

Талмуд отмечает, что разбавленное водой вино можно оставлять открытым, не опасаясь, что змея опустит в него голову и оставит в нем свой яд. И спрашивает: можно ли оставлять открытым вареное вино?

Можно, — говорит раби Яаков бар Иди.

В связи с этим Талмуд рассказывает такую историю.

Заболел раби Янай бар Ишмаэль, и пришли навестить его раби Ишмаэль бен Зеруд и другие Учителя.

Можно ли оставлять открытым вареное вино? — спросили они у раби Яная.

Раби Хия (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, первое поколение, начало 3-го века) говорил, что оставлять его открытым не запрещено, — сказал раби Ишмаэль бен Зеруд. — Можем ли мы принять его слова как универсальное правило поведения?..

— Да, — ответил им раби Янай бар Ишмаэль.

И такую историю рассказывает Талмуд по поводу вареного вина.

Сидели однажды за одним столом Шмуэль (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век) и его знакомый нееврей по имени Аблет. Подали им вареное вино. Аблет не притронулся к вину, чтобы Шмуэль мог пить его. Тогда Шмуэль сказал Аблету:

— Вареное вино мы можем пить вместе, ибо его не возливают идолам...

А еще — такую.

Как-то раз служанка раби Хии оставила вареное вино открытым. Устыдилась она своей забывчивости и спросила раби Хию:

— Что же делать теперь с этим вином?

— Не беспокойся, — ответил он ей. — Вареное вино можно оставлять открытым, не опасаясь последствий...

Однажды слуга рава Ады бар Ахавы оставил открытым вино, разбавленное водой. И раби не упрекнул его за это, сказав:

— Разбавленное водой вино мы не опасаемся оставлять открытым.

В случае, если оно сильно разбавлено, — уточнил рав Папа (амора, Учитель Талмуда 5-го поколения, конец 4-го века). — Но если разбавлено только слегка, змея может отпить от него и оставить в нем свой яд...

Рассказывают, что как-то раз, когда Раба бар Ѓуна плыл на корабле, он увидел, как змея подползает к вину. Он попросил слугу прогнать ее. Что сделал слуга? Добавил в вино немного воды и змея убралась восвояси.

Это — не свидетельство о “вкусах” змеи, — отмечает Талмуд. — Ведь она просто могла испугаться людей.

По ѓалахе (еврейскому закону), — сказал Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4-й век), — разбавленное вино, которое какое-то время оставалось открытым, еврею пить запрещено. Оно, кстати, используется в ритуалах поклонения идолам. А вот вареное вино можно оставлять открытым, а потом — пить. И в ритуалах поклонения идолам его не используют.

Рассказывали, что Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век) не пил в домах неевреев даже воду — из соображений, что воду накрывать у них не принято (а в открытую воду мог попасть змеиный яд).

Такую воду, — рекомендуют Учителя, — нельзя выливать в общественном месте, нельзя мыть ею пол, нельзя замешивать на ней глину, мыть ею руки, ноги и все тело, особенно, если на теле есть раны, нельзя поить ею животных — ни своих, ни чужих. Кроме — кошки. Кошке разрешается дать такую воду, ибо ей змеиный яд не вредит.

Три вида вина разрешается пить даже после того, как их оставляли в сосудах открытыми: крепленое, горькое и сладкое, — говорит раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века). — Ибо змеи такие вина пить не будут, и не надо опасаться, что они оставят в них свой яд.

Можно оставлять открытым вино карина (сладкое вино, которое производили в Азии), — говорит раби Шимон бен Лакиш.

Но в Азии, после того, как оно какое-то время простояло открытым, его уже не пьют, — уточняет Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век). — Там даже змеи к нему привыкли.

Учителя сообщают, что яд молодой змеи, попавший в бочку с вином, опускается на дно. Поэтому, если бочка с вином оставалась некоторое время открытой, из нее не надо пить — даже в том случае, если девять человек уже пили это вино и не умерли. Десятому может достаться вино со дна, и есть опасность, что в его бокале окажется яд и он умрет...
 

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Авода Зара

Лист 31

На нашем листе Талмуд продолжает разговор о вине, которое могло попадать в руки идолопоклонников.

Еврей не должен получать какую бы то ни было выгоду от вина, которое используется в ритуалах поклонения идолам или принадлежит идолопоклонникам, — говорит раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), ссылаясь на точку зрения раби Иегуды бен Батеры (Учитель Мишны, конец 1-го века). — Если же вино еврея хранилось у идолопоклонника, пить его нельзя, но использовать в каких-то иных целях — можно.

Почему же побывавшее на хранении у идолопоклонника вино можно использовать? — спрашивает Талмуд. Ведь известно, что плоды, оставленные у идолопоклонника использовать запрещается — из опасения, что их подменят на запрещенные, скажем, на те, что были сняты в год шмиты (в седьмой год: по еврейскому закону, каждый седьмой год землю не обрабатывают и урожай с нее не собирают). Разве по поводу вина у нас нет тех же опасений?

В нашем случае речь идет об особых условиях, — объясняет Талмуд, — когда для хранения вина идолопоклонник выделил отдельную комнату, а ключи от ее двери отдал еврею. Или такой вариант: перед тем, как передать вино на хранение идолопоклоннику, еврей запечатал сосуды.

Но тогда, вероятно, еврей может пить это вино?

При условии, что ключ от комнаты, где хранится вино, или печать, которой запечатаны сосуды с вином, может, — отвечает раби Элиэзер (Учитель Мишны, 1-й век). — Если сосуды при этом запечатаны двойной печатью...

Талмуд уточняет, что такое двойная печать. На горлышка сосуда одевают крышку, обмазывают закрытое горлышко глиной и на глиняной поверхности делают оттиск. Благодаря этому оттиску считается, что сосуд с вином как бы запечатан (наглухо закрыт) дважды.

Талмуд рассказывает. Было время, когда говорили, что вино из Эйн Куши (селение самаритян) евреям запрещено, потому что рядом находится город идолопоклонников — Бират Срика. По тем же причинам запрещалось использовать вино из Баркета и Загдора. Позднее постановили: если вино, изготовленное в тех местах, хранят в открытых бочках, использовать его нельзя, если в закрытых — можно.

Это решение было принято на основе такого правила: если еврей отправляет вино, рыбий жир и соленую рыбу с самаритянином, пользоваться этими продуктами можно, если они запечатаны и печать не нарушена.

Говоря об охране духовной чистоты продуктов, пригодных для употребления евреями, Талмуд попутно рассматривает проблемы и в социальном аспекте. Так, к примеру, здесь сказано о том, что евреям запрещено пить пиво, которое принадлежит идолопоклонникам.

Если евреи будут пить их пиво, — поясняет Рами бар Хама (Учитель Талмуда в Вавилоне, 4-й век), — это может привести к сближению, в результате которого не исключена ситуация, что юноша из еврейской семьи захочет жениться на дочери идолопоклонника.

Впрочем, рав Нахман (Учитель Талмуда второго-третьего поколения; 3-й век) выдвигает иную причину. Пиво идолопоклонников нельзя пить еврею, — говорит он, — потому что они оставляют пиво открытым.

Но ведь в этом, казалось бы, нет никакой опасности, — отмечает Талмуд. — Евреи тоже оставляют пиво открытым, ибо знают, что змеи его не пьют и в него змеиный яд в любом случае не попадает.

И объясняет: речь идет о том, что прежде, чем делать пиво, нужно, чтобы вода отстоялась. Налив воду для этого в чан, неевреи его не закрывают. А змея вполне может подползти к этой воде, попить из чана и оставить в нем свой яд.

Но тогда, — говорят Учителя, — получается, что хорошо настоянное пиво и у идолопоклонников пить можно. Известно, если пиво готовится на воде, в которой содержится змеиный яд, оно не созреет.

Наверное, и в самом деле можно было бы разрешить употреблять созревшее пиво. Однако Учителя предпочли наложить запрет и на него — из опасения, что кто-то по ошибке выпьет молодое пиво, процессы созревания в котором не завершены, а в нем может быть змеиный яд (именно он и не давал пиву дозреть до нужной готовности).

Рассказывают, что у рава Папы (амора, Учитель Талмуда 5-го поколения, конец 4-го века) ставили бочку с пивом у входа в его магазин, и он пил из этой бочки. И еще рассказывают, раву Ахаю приносили пиво домой, и он пил это пиво, не спрашивая, где его взяли.

Это свидетельствует о том, — подчеркивает Талмуд, что рав Папа и рав Ахай, вслед за Рами бар Хамой, объясняли запрет на пиво идолопоклонников социологическими причинами. И поскольку они пили пиво у себя дома, то и опасений “сблизиться с семьей” того или иного идолопоклонника у них не было.

Рассказывают также, что рав Шмуэль бар Бисна во время своего пребывания в городе Маргуоне, где вино делали (и естественно, использовали в своих ритуалах) идолопоклонники, не пил не только вино, но и — пиво. Насчет вина — понятно. Но почему же и пиво в этом городе он не стал пить?

Талмуд разъясняет: он опасался, что другим евреям в этом городе может показаться, что он пьет вино, и они последуют “его примеру”.

Талмуд приводит такую ситуацию: Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век) сказал, что пиво, изготовленное таким-то неевреем пить разрешается, но своему сыну Хие пить его запретил.

В чем тут дело, спрашивается? Ведь правила одинаковы для всех евреев: если что-то — разрешено, то — всем.

Дело в том, что Раву открылась такая грань Истины: горечь пива ослабляет действие змеиного яда, и пиво, изготовленное на воде, куда этот яд мог попасть, не причинит вреда здоровому человеку, но на больного может подействовать губительно.

Нееврей, о пиве которого шла речь, отстаивал воду для него в открытых чанах, которые вполне мог попасть змеиный яд. Но Рав сказал, что евреи, которым позволяет здоровье, могут его пить. А сын его, Хия, был болен.

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Авода Зара

Лист 32

На нашем листе Талмуд расширяет круг вещей, которыми нельзя пользоваться, если они принадлежали или принадлежат идолопоклонникам.

В Мишне (см. на сайте обзор листа 29), как мы помним, сказано:

Нельзя пользоваться глиняными сосудами идолопоклонников...

Особенно теми, которые несли с собой воины Адриана (римский император, 2-й век), — уточняет Талмуд на нашем листе.

О каких сосудах идет речь?

На земле, которую долго никто не обрабатывал, посадили виноградник. Потом из винограда сделали вино и разлили его в глиняные сосуды. Глина — пористый материал, и вино впитывалось в стенки сосудов. В походах, на привале, воины наполняли свои сосуды водой, остатки вина в глиняных стенках смешивались с ней, и воины утоляли жажду разбавленным вином.

Возможно, глина, из которой были сделаны сосуды воинов Адриана была особенно пористой. Возможно и вино, о котором идет речь, было — особой густоты, только раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века) говорил про него: самое лучшее наше вино имеет такой же вкус, как их — трижды разбавленное.

Но почему евреям нельзя использовать эти сосуды?

Потому что, — поясняет Талмуд, — в них разливали вино, предназначенное для ритуалов служения идолам.

Можно ли использовать в бытовых целях черепки от этих сосудов? — спрашивает Талмуд. Скажем, подкладывать их под ножки кровати...

Можно, — говорит раби Элиэзер (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век).

Нельзя, — говорит раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век).

Но ведь в случае, когда вино еврея налито в бурдюк идолопоклонника, пить его нельзя, но использовать в иных целях и вино и бурдюк — разрешается, — дают возражение на точку зрения раби Йоханана другие Учителя.

Речь идет о запрете делать из них попону для осла, — объясняет Рабан Шимон бен Гамлиэль (великий Учитель, глава Санѓедрина — Высшего Суда, 2-й век). — То есть в данном случае говорится об использовании бурдюка не по назначению, но и это запрещается. По аналогии нельзя подкладывать под ножки кровати и черепки от сосудов, принадлежащих идолопоклонникам.

Когда еврей приносит в дом бурдюк идолопоклонника, — уточняет Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4-й век), — есть вероятность, что в какой-то момент, он использует его на заплатку для собственного, когда тот порвется.

Здесь же Талмуд обсуждает и другое положение Мишны (см. на сайте обзор листа 29), которое запрещает пользоваться шкурой животного, если в ней есть прореха в области сердца (что указывает на то, что животное, о шкуре которого мы говорим, принесли в жертву идолу).

Если на прорехе нет следов крови, пользоваться такой шкурой разрешается, — уточняет Талмуд. — Ибо в этом случае, скорее всего, дырка образовалась уже после того, как с животного содрали шкуру.

Использовать такую шкуру можно, если есть уверенность, что солью ее не обрабатывали, — дополняет рав Ѓуна (Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век), — потому что соль уничтожает следы крови.

Если дырка — круглая, шкуру использовать нельзя, — вносит свою лепту в обсуждение этой проблемы Рабан Шимон бен Гамлиэль, — если продолговатая — можно...

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Авода Зара

Лист 33

На нашем листе Талмуд тему предыдущего листа (см. на сайте обзор листа 32) и рассматривает случаи, когда и при каких обстоятельствах нельзя пользоваться посудой идолопоклонников, в которой было налито их вино.

Если принадлежащие раньше неевреям бурдюки для вина — новые (то есть вино в них еще не наливали) и не смазаны изнутри смолой, — отмечает Талмуд, — евреям запрещается хранить в них вино, но пользоваться ими в иных целях — разрешается.

Если бурдюки — старые или просмолены изнутри неевреем, использовать их еврей не должен.

Есть, впрочем, некое исключение: если нееврей в присутствии еврея налил в просмоленный бурдюк вино — чтобы заглушить привкус смолы, пользоваться им в каких-то своих целях еврею разрешается.

Какие преимущества дает в этой ситуации присутствие еврея? — спрашивает Талмуд.

Нееврей в данном случае наливает вино в бурдюк, чтобы оно смешалось со смолой и уничтожило ее привкус, — объясняет рав Звид. — Это вино явно не предназначается для ритуала служения идолам.

Талмуд выдвигает на обсуждение конкретный пример.

Арабский торговец по имени Бар Ади взял как-то раз у рава Ицхака бар Йосефа бурдюки. Некоторое время он держал в них вино, а потом вернул хозяину.

Что теперь делать с этими бурдюками? Чтобы разрешить этот вопрос рав Ицхак обратился к другим Учителям.

Чтобы ты мог их использовать, — сказал ему раби Иермиягу, — надо наполнить бурдюки водой, а через три дня воду вылить...

Воду в бурдюках следует менять каждые сутки, — уточнил Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4-й век).

Таким образом кашеруются любые бурдюки, независимо от того, кому они принадлежали, — говорил раби Шимон бен Лакиш (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век, ученик, а потом и коллега раби Йоханана, 3-й век).

Но это относится лишь к бурдюкам, стенки которых в минимальной степени впитывают вино, — подчеркнул рав Аха бар Рава (Учитель Талмуда, 4 век, Вавилон). — Кувшины таким образом кошировать нельзя.

Иную грань Истины открыл в этом вопросе рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века). — Можно кошировать не только бурдюки, — сказал он, — но и кувшины.

Новыми кувшинами идолопоклонников евреям можно пользоваться, теми же, которые были в употреблении — нельзя, — говорят Учителя. — В случае, если нееврей наливал вино в новые сосуды, они подлежат кашеровке. Для этого надо в течение трех дней держать в них воду (или какой-либо острый, уничтожающий вкус напиток), меняя ее каждые сутки.

Есть и другой способ сделать кувшины, в которые нееврей наливал вино — пригодными, — говорит рав Аши. — Их обжигают в огне. И не обязательно раскалять до такой степени, чтобы с них стекла смола. Достаточно нагреть их до такой температуры, когда смола только начинает отделаться от стенок сосудов.

Сосуд необходимо именно помещать в печь. Если просто наполнить его горящими щепками, это не даст нужного эффекта, — предупреждает рав Аши.

Разрешается ли в обработанные такими способами сосуды наливать пиво? — спрашивает Талмуд.

И отвечает: можно. Но вино — нельзя.

В подтверждение приводится такая история. Равина (редактор окончательного варианта Талмуда; конец 5-го века) разрешил раву Хие бар Ицхаку налить в такой кувшин пиво, а тот налил — вино. И Равина все равно не отменил разрешение держать в такой посуде пиво. Ибо постановил, что случайная ошибка — еще не повод для отмены общего правила.

Разбирая нюансы возможных ситуаций, Талмуд приводит пример: рав Ицхак бар Бисна, кашеруя глиняные сосуды , наполнил их водой и выставил на солнце, и сосуды лопнули.

Следует точно выполнять указания Учителей, — делает вывод Талмуд. — Никто из них не говорил, что сосуды нужно выставить на солнце.

Сосуды из нетера (вид сплава металлов) откашеровать невозможно, — отмечает рав Аши.

Приводит Талмуд и такой случай. Один знатный вавилонский вельможа отобрал у евреев города Пумбедита глиняные сосуды. Держал в них вино, а потом — вернул.

Спросили евреи у рава Иегуды (амора второго поколения, великий Учитель Талмуда; 3-й век):

— Что нам теперь делать с этими сосудами.

Ответил им рав Иегуда:

— Поскольку такие сосуды для длительного хранения жидкости не предназначены, достаточно промыть их водой и ими можно будет пользоваться.

Можно ли пить из глиняных чаш, из которых пили идолопоклонники? — спрашивает Талмуд.

Можно, — отвечает рав Аши.

Нельзя, — говорит раби Аси (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль; 4-й век).

Анализируя ответы Учителей, Талмуд приходит к выводу, что противоречия тут нет. И объясняет: рав Аши подразумевает такую ситуацию, когда нееврей пил из этих чаш дважды, а потом отдал их еврею. За два раза они не успели впитать в свои стенки вино. Точке зрения рава Аши следует и ѓалаха (еврейский закон).

Если еврею достались от идолопоклонника чаши, стенки которых покрыты белой или черной эмалью, пить из них разрешается, — вносит свои уточнения рав Звид. — Если — зеленой, пить из них запрещено. Ибо состав зеленого красителя делает внутреннюю поверхность чаш более пористой, и вино впитывается в их стенки... И еще: если на стенках чаш есть трещины, использовать их после идолопоклонников, независимо от цвета эмали, запрещается...

Автор текста Моше Гойхберг

Трактат Авода Зара

Лист 34

На нашем листе Талмуд продолжает уточнять положение Мишны, связанное с использованием принадлежащих неевреям предметов (см. на сайте обзор листа 29).

Рассказывает Талмуд, что во время пребывания раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2-й век) в городе Гинзаке задали ему жители этого места три вопроса:

1. Можно ли принять на себя пост не на целый день (от восхода солнца и до появления звезд на небе), а на несколько часов?

2. Можно ли евреям использовать кувшины, принадлежавшие идолопоклонникам?

3. Какие одежды были на Моше Рабейну, когда он служил семь дней по поводу обновления Мишкана (переносного Храма)?

Пошел раби Акива в Бейт Мидраш (Дом Учения, где изучают Тору) и обсудил эти вопросы с другими Учителями. И вместе они вынесли решения по каждому из вопросов:

1. Пост на несколько часов принимать можно.

2. Пользоваться кувшинами идолопоклонников разрешается, если они не были в употреблении в течение 12-ти месяцев.

3. На Моше в интересующий жителей Гинзака период была надета белая рубашка — без каймы.

По ассоциативной цепи — те же 12 месяцев требуются для того, чтобы виноградный жмых, оставшийся от изготовления вина идолопоклонниками, можно было использовать евреям — Талмуд уточняет некоторые правила из этой области.

В период, когда виноградный жмых запрещен, — говорит раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), — из него нельзя извлекать какую бы то ни было выгоду. С момента, когда он становится разрешенным, его можно употреблять даже в пищу.

Евреям разрешается пользоваться и бурдюками, в которых нееврейские торговцы переносили свое вино, если они пролежали без дела 12 месяцев, — делает свое дополнение рав Хавива.

Мы уже говорили о том, что по указанию раби Меира (один из крупнейших Учителей Мишны, ученик великого раби Акивы; 2-й век) евреям не разрешалось использовать рыбий жир, сделанный идолопоклонниками (см. на сайте обзор листа 29).

На нашем листе сказано, что многие Учителя в этом вопросе открывали иную грань Истины и разрешали извлекать выгоду из рыбьего жира, приготовленного профессиональным поваром-неевреем, ибо специалист не станет подмешивать в него вино.

При условии, что его извлекают из той же рыбы не более двух раз, — подчеркивает Авими бар раби Абагу. — Если больше, такой рыбий жир использовать евреям запрещается. Ибо уже на третий раз в рыбе остается не так много жира и даже специалисту приходится разбавлять его вином.

По этому поводу Талмуд рассказывает такую историю.

В порт Акко прибыл корабль, груженый рыбьим жиром. И раби Аба тут же отправил на этот корабль специальных наблюдателей — проследить, чтобы никто не подмешал в жир вино.

— Разве до сих пор его кто-нибудь охранял? — спросил Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4-й век). — Быть может, еще в пункте отплытия в него успели добавить вино.

— За это я не беспокоюсь, — ответил ему раби Аба. — В том месте, откуда прибыл корабль вино стоит в четыре раза дороже рыбьего жира. Это только у нас вино дешевле, чем рыбий жир. Поэтому у нас есть опасения...

— Но они могли сделать остановку в порте Цор (Ливан), — заметил раби Ирмиягу. — А там рыбий жир продают по такой же цене, что и вино.

— Вряд ли они избрали такой маршрут, он слишком тяжел для мореплавателей, — сказал раби Аба.

На примере этого рассказа мы можем убедиться, настолько детально обсуждали наши Учителя все обстоятельства, прежде чем дать разрешение на использование того или иного продукта...
 

Автор текста Моше Гойхберг

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

New Page 5

ВВЕДЕНИЕ

Перед нами — трактат Авода Зара, предпоследний в четвертом (из шести) разделе Талмуда Незикин.

Весь этот раздел посвящен исследованию ущерба, который один человек может нанести другому и процессу восстановления справедливости, если ущерб был причинен (о значении названия раздела — Незикин см. на сайте Введение к трактату Бава Кама).

Выражение авода зара в переводе на русский язык означает — “служение чужим (силам)”. Иначе говоря — идолопоклонство (подробнее — см. на сайте ответы “Поклонение идолам сегодня — что это?” и “Кому поклоняются представители других религий?”).

Почему же трактат Авода Зара помещен в раздел Незикин? О каком ущербе и какой справедливости речь?

Законы Торы, то есть — выражение Воли Творца, содержат запрет на аводу зару в любой форме. Это относится как к евреям, так и к неевреям.

В Торе об этом говорится неоднократно. Достаточно вспомнить вторую из Десяти знаменитых Заповедей: “Да не будет (в твоей среде поклонения) чужим богам (даже если ты признаешь) Меня” (Шемот, гл. 20, ст. 3).

Выделим в Торе и такую фразу: “Не проявляйте интерес (и не обращайтесь) к силам и не создавайте (буквально — не делайте) себе богов экранирующих” (Ваикра, гл. 19, ст. 4).

Разберем каждое слово этой фразы, ибо в ней — ключ к пониманию всего трактата.

“Не проявляйте интерес (и не обращайтесь)”. На иврите это звучит — аль тифну (отрицательная форма повелительного наклонения от глагола лифнот, который употребляется в двух значениях: “проявлять интерес”, “обращаться к...”; отсюда — уточнение в переводе цитаты). Это означает, — чтобы вы внутри (в сердце, в душе) не культивировали никакого интереса... Ибо интерес этот не безобиден. Поскольку человек не в состоянии разумом своим охватить духовные понятия, интерес к надуманным концепциям, теориям и т.п. вытесняет в его сердце ощущение Всевышнего.

“К силам”. На иврите — эль ѓа-элилим. Элиль — это духовная, властная сила; объект, вызывающий страх, провоцирующий на поклонение, преклонение перед ним.

Наши Учителя обращают внимание на одну особенность фразы: в ней не сказано — “ни к какой силе”, но — “к силам” (во множественном числе). И объясняют: потому что обращение к чему бы то ни было, кроме Всевышнего, неминуемо приводит к множественности сил, как раньше говорили — к многобожию.

“И не создавайте себе”. На иврите — ло таасу лахем. Эти слова передают как бы процесс поклонения. Стоит человеку лишь выделить силу и придать ей автономную значимость, как он сам начинает создавать себе идолов, обретающих форму мировоззренческих, религиозных и пр. концепций, “измов” и т.д.

...богов экранирующих”. На иврите — элоѓей масеха. Первое слово (здесь — употреблено в особой грамматической форме; основная его форма — элоѓим) означает — “боги”, “представители сил влияния”. Второе слово, масеха — “экран”, “перегородки”, “занавеси”.

То есть, начав с поклонения силам, человек создает себе мировоззрение, “экраном” отделяющее его от Всевышнего.

В этом и заключается незек — ущерб, который наносит себе человек, и всем, на кого он оказывает влияние. В нашем трактате говорится и о восстановлении справедливости, что в данном контексте означает — устранение “экрана”, возвращение к Творцу. И это объясняет, что “делает” трактат Авода Зара в разделе Незикин.

В трактате — 5 глав, 76 листов.

 

 

Автор текста Элиягу Эссас

 

 

 

 

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Ребенок в 14 лет не имеет интереса к чему-либо…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля