МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

20.04.2024, 12 Nisan, 5784

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Авода зара



Трактат Авода Зара

Трактат Авода Зара

Лист 49

Талмуд продолжает обсуждение законов, связанных с запретами на использование ритуального дерева, анализируя текст Мишны, помещенный на предыдущем листе (см. на сайте обзор листа 48).

Разрешается сажать под ашерой (дерево — объект поклонения идолопоклонников) ветку от дерева орла (которое дает плоды менее трех лет; еврейский закон позволяет снимать плоды дерева только после того, как оно давало плоды три года), — говорит раби Йоси (великий Учитель Мишны; 2-й век). Он него все равно — никакой пользы.

Талмуд выдвигает вопрос: можно ли еврею сеять на поле, которое удобрено чем-то, что связано с идолопоклонством? И еще: разрешается ли еврею есть мясо коровы, которая вскормлена отростками от дерева, участвовавшего в ритуалах идолопоклонников?

Удобренное таким образом поле можно засевать и собирать с него урожай, — говорит раби Йоси. — Ибо урожай на нем вырастет, совсем не потому, что его почва была улучшена удобрениями. Также и с коровой. Невозможно представить, чтобы ее кормили только побегами ритуального дерева...

Откуда выведено это правило?

Талмуд приводит ситуацию, когда из трумы (часть урожая, которую каждый земледелец отделяет в пользу коэнов, и никто, кроме коэна и его семьи, не имеет право есть ее) сделана закваска для теста.

Если при замешивании теста использовали обычную закваску и закваску из трумы, и при этом закваску из трумы положили в смесь в последнюю очередь, все тесто в пищу не пригодно, — говорит раби Элиэзер (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век).

Из теста нельзя выпекать хлеб (он будет запрещен для еды), — говорят другие Учителя, — если закваски из трумы положили столько, что лишь она одна могла спровоцировать процессы брожения. Если ее для этого было недостаточно, хлеб, выпеченный из такого теста разрешается есть.

Речь идет о случае, когда закваска из трумы попала в смесь для теста случайно и была из нее извлечена, — уточняет Талмуд.

Правило с закваской из трумы, выведенное Учителями первого поколения, послужило основой для формулировки законов ашеры.

Поленьями из ашеры запрещено разжигать печь. И если человек испек на огне, разожженном поленьями ритуального дерева, хлеб, есть этот хлеб нельзя.

Можно отделить от такого хлеба кусок, как бы “компенсирующий” полученную от использования ашеры выгоду, а остаток разрешается съесть, — говорит раби Элиэзер.

Нет выкупа за объекты идолопоклонства, — говорят другие Учителя.

То есть раби Йоси и раби Элиэзер разрешают косвенное использование ритуальных предметов, если их “участие в различных процессах” существенной роли для нормального завершения этих процессов не играет.

Другие Учителя эту позицию отвергают.

Однако ѓалаха (практический закон) следует точке зрения раби Йоси.

Если растопил новую печь поленьями из ашеры, — продолжает Мишна (начало см. на сайте в обзоре листа 48), — печью больше пользоваться нельзя (разжигание печи в первый раз считается завершающим, последним этапом ее строительства, т.е. получается, что печь была изготовлена с помощью материалов, применяемых в ритуалах идолопоклонников).

Если человек испек хлеб на зажженных поленьях ашеры, есть это хлеб запрещается; если же этот каравай положили среди других неизвестно, какой из них есть нельзя, все караваи нельзя есть.

Ткацким станком, сделанным из дерева ашеры, шить запрещено. Если (не зная, из какого дерева станок изготовлен) человек соткал из нитей ткань, шить одежду из этой ткани нельзя. Если же человек не помнит, какая именно ткань выткана на этом станке, он вынужден не пользоваться всеми, имеющимися у него тканями...

Итак, общий принцип ясен. Все, к чему “прикасается” дерево ашеры, становится не пригодным для использования.

Впрочем, раби Элиэзер, как в случае с закваской из трумы (см. выше), предлагает отделить часть “испорченной” таким образом продукции, чтобы можно было найти применение оставшейся. Однако другие Учителя вновь говорят, что выкупа за объекты идолопоклонства не бывает.

Далее Талмуд переходит к обсуждению проблемы, каким образом с дерева снимается магическая сила, которую придают ему идолопоклонники.

Если с дерева срубить все ветви, оно утрачивает мистическое значение, — говорят Учителя.

Сделать это может лишь идолопоклонник, — уточняет Талмуд. И добавляет: мистический смысл ашеры при этом уничтожается, только если идолопоклонник имеет намерение уничтожить идола. В случае, если он срезает с дерева ветви, чтобы оно лучше разрасталось, дерево остается объектом идолопоклонства.

Если ритуальное дерево раскололось, необходимо снять мистическое значение с каждого куска, — говорит Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век).

Шмуэль (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век) усматривает в этом вопросе иную грань Истины. Если ритуальное дерево раскололось, — говорит Шмуэль, — оно, само по себе, теряет статус идола. Но если с него просто опали листья, это не снижает его мистического значения. И для того, чтобы изменить его статус, придется приглашать идолопоклонника, готового уничтожить идола...

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Авода Зара

Лист 50

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждение законов, связанных с запретами на использование объектов идолопоклонства.

В помещенной здесь Мишне читаем:

Если возле Маркулиса (название идола, бога торговли — Меркурия; его символические изображения ставили на перекрестках дорог, как указатели — в помощь торговым караванам ) лежат три камня, ни один из них нельзя использовать. Если — два, использовать их разрешается...

В основе этого положения Мишны, — разъясняет Талмуд, — вопрос, откуда эти камни: лежат они рядом с идолом случайно, или это — части общей “ритуальной композиции”. “Случайные” камни разрешается взять, часть объекта поклонения нельзя использовать.

Но при чем же тут количество камней? Каким образом это может изменить ситуацию? Ведь в случае, если лежащие неподалеку от идола камни попали в это место случайно, они годятся для применения, независимо от того, сколько их...

Исследуя содержание Мишны, Учителя детально анализируют возможные обстоятельства. И делают вывод, что речь в ней идет о таком случае, когда камни отдалены от самого идола на расстояние не менее четырех локтей (приблизительно 2 м), а причины появление камней в этом месте и их предназначение — неочевидны.

Из трех камней можно составить малое изображение Маркулиса (в Талмуде описывается внешний вид этого идола: два камня — один возле другого, а на них водружен третий), — уточняет раби Ишмаэль (великий Учитель Мишны, 2-й век). — Поэтому три камня можно считать его подобием, и использовать их для чего бы то ни было нельзя.

Идолопоклонники не ставят малого Маркулиса возле большого, — говорят другие Учителя. — Поэтому не имеет значение, два камня лежат возле него или три, нужно смотреть, отколоты они от идола или попали в это место случайно. И если — отколоты от идола, использовать их нельзя, а случайные — можно.

Что такое “случайные” камни?

Это — когда глыбы разного размера лежат в беспорядке.

Изначально Маркулис имеет определенную форму, но бывает, что идолопоклонники что-то добавляют к уже построенному идолу, — говорит Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век). И есть опасение, что разбросанные камни — часть ритуальной композиции.

В одном населенном пункте, — рассказывает Талмуд, — идолопоклонники сделали Маркулиса. Вскоре увидели люди, что рядом с ним валяются еще камни. В тот момент там как раз мостили дорогу. Подобрали люди эти “лишние” камни и вместе с другими булыжниками утрамбовали в мостовую. Некоторые Учителя, — отмечает Талмуд, — ходили по этой дороге, другие — предпочитали обходить ее стороной.

При этом раби Менахем бен раби Симай, который старался не смотреть на римские монеты, опасаясь увидеть на них чеканного идола, — дополняет рассказ раби Йоханан (крупнейший амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), дорогой этой пользовался.

Но почему обходили ее стороной другие Учителя?

Потому что считали, что предметы, связанные с идолопоклонством, даже после разрушения сохраняют в себе туму (духовную нечистоту)...

Невозможно оставить без внимания и ту интересную информацию, которую, вне основной, рассматриваемой нами темы, дает Талмуд на нашем листе.Здесь обсуждаются также и некоторые правила, связанные с уходом за плодовыми деревьями в год шмиты (седьмой год) и в полупраздничные дни (холь а-моэд) Песаха и Суккота.

Талмуд, в частности, сообщает, что в год шмиты, когда евреям запрещено обрабатывать землю, разрешается снимать с древесной кроны поедающих листья червей и лечить заболевшие деревья. Однако, подчеркивает Талмуд, эти работы нельзя производить в холь а-моэд, ибо они считаются для полупраздничных дней слишком трудоемкими.

Мы узнаем, что ни в год шмиты, ни в холь а-моэд нельзя обрезать ветви деревьев, чтобы ускорить их рост. Но в случае, если перед этим ветви уже обрезаны, в дни, когда седьмой год уже наступил, а также — и в холь а-моэд разрешается смазывать срезы маслом, чтобы дерево не погибло...

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Авода Зара

Лист 51

На нашем листе Талмуд обсуждает ритуалы идолопоклонников и возможности использования предметов, которые играли в этих ритуалах ту или иную роль.

Талмуд выделяет два случая, когда объекты, применяемые в обрядах идолопоклонников, евреям всегда запрещается использовать в каких бы то ни было целях:

— когда эти объекты приносят в жертву идолам по всем правилам ритуала, принятого в данной разновидности идолопоклонства;

— когда над ними совершают действия, напоминающие процедуры служения в Храме.

Но почему тогда не разрешается использовать камни, которые, как это принято у идолопоклонников, бросают в идола под названием Маркулис? — спрашивает Талмуд. Ведь эти камни жертвой не являются, а сам этот обычай и отдаленно не напоминает то, что происходит в Храме во время служения.

И отвечает: эти камни, увеличивают массу этой своеобразной каменной композиции, становятся частью идола (о том, как выглядел Маркулис, см. в обзоре листа 50). А “скульптурное изображение” идола, как мы знаем, можно использовать только после того, как кто-либо из идолопоклонников снимет его магическое значение. К тому же, тема нашего разговора — не возможности использования самого идола (или его частей), но — предметов, связанных с обрядами идолопоклонников.

Талмуд детализирует обстоятельства и отмечает, что камни брошенные в груду, представляющую идола, становятся его “полноправной” частью, только если перед ними (в общей массе) проводился обряд служения. Но тогда камень, брошенный последним, не будет частью идола, ибо на этом ритуал заканчивается.

Каждый брошенный в процессе обряда идолопоклонников камень, — говорит рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века), — следует считать и частью массы идола и культовым предметом — одновременно...

В Мишне нашего листа читаем:

Разрешается пользоваться одеждой, деньгами, а также — посудой, которые найдены на идоле (или постаменте, на котором он установлен). Но гроздьями винограда на идоле или пучками колосьев ячменя, а также — вином, мукой, маслом и всем остальным, что у евреев может служить приношением в Храме, пользоваться запрещено...

Анализируя Мишну, Талмуд отмечает кажущееся несоответствие ее текста с текстом Торы. Ведь в Торе, в отрывке, где описываются запреты на предметы идолопоклонства, сказано: “Не желай золота и серебра, что на них (идолах)” (Дварим, гл. 7, ст. 25). Почему же Мишна позволяет брать их деньги?

Детально исследуя проблему, Талмуд делает вывод: нельзя использовать то, что относится к украшению идола; но вещи практические, которые принесены идолу как бы “на будущее” (к примеру, одежда сложенная у идола на голове, деньги подвешенные к идолу в кошельке и т.п.) — можно...

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Авода Зара

Лист 52

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать законы, связанные с возможностями использования объектов, участвующих в ритуалах идолопоклонников.

В Мишне листа читаем:

Если на территории, отведенной для поклонения идолу, размещается сад или баня, за плату ими нельзя пользоваться, но бесплатно — разрешается.

Если у бани — два владельца, и один из них не связан с поклонением (этому) идолу, баню за деньги посещать разрешено.

Приступая к анализу Мишны, Талмуд как бы раскладывает ее на составные и выделяет главное.

Мишна, по сути, дает разрешение на пользование баней, выстроенной на территории, отведенной для поклонения идолу. Это сомнений не вызывает.

Основной вопрос: берут за ее посещение деньги или не берут? И подоплека этого вопроса — на что идут полученные от посетителей деньги: на проведение ритуалов служения идолу или на что-то другое. Если известно, что плата за мытье в такой бане расходуется людьми, не имеющими отношения к идолопоклонству, разрешается не только пользоваться этой баней, но и платить за вход в нее деньги.

Далее Талмуд переходит к обсуждению проблем, связанных с использованием ритуальных сосудов.

Рассматривается три варианта ситуаций:

1) изготовление этих сосудов не завершено;

2) завершено, но на место служения их еще не принесли;

3) принесли, но в своих обрядах идолопоклонники еще не успели их применить.

Может ли еврей использовать сосуды идолопоклонников в этих случаях? — спрашивает Талмуд.

Рассматривая этот вопрос, Талмуд приводит цитату из Торы: “Уничтожьте все места, в которых служили эти народы” (Дварим, гл. 12, ст. 2). И приходит к выводу, что использовать ни разу не участвующие в обрядах сосуды можно. Недаром же в Торе сказано: “...в которых служили”.

Однако в другом стихе книги Дварим написано: “Изваяния их идолов сожгите в огне” (Дварим, гл. 7, ст. 25), — отмечает раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век). — А сосуды приравниваются к идолам. Поэтому ими нельзя пользоваться сразу же после того, как они изготовлены.

Металлические сосуды, — дополняет рав Ѓамнуна (Учитель Талмуда в Вавилоне, 3-й век), — притягивают туму (духовную нечистоту). Если они повреждены, то считаются чистыми. Но когда их отреставрируют, они вновь обретают способность притягивать туму.

Дело не в туме, — подчеркивает Талмуд. — От тумы сосуды можно очистить, окунув их в микву (наполненный водой специальный бассейн, который служит для духовного очищения).

Раби Йоси бен Шауль задает Раби (великий раби Иегуда а-Наси — редактор текста Мишны, начало 3-го века) вопрос: можно ли принести в Храм сосуды из дома Хонио?

Поясним, что, находясь в египетском рабстве, евреи построили для себя в Египте некое подобие Храма и проводили в нем ритуалы служения Всевышнему. Это помещение и получило название — дом Хонио. И мы понимаем, что совершая приношения в этом доме, евреи нарушали запрет на приношения вне Храма.

Нет, нельзя, — ответил Раби.

Но ведь написано в Диврей а-Ямим (Хроники), — возразил раби Йоси бен Шауль, — “...Все сосуды, которые осквернил царь Ахаз (который поклонялся идолам), мы подготовили... и освятили” (Диврей а-Ямим, гл. 2, ст. 19, 29). Разве здесь не имеется в виду, что сосуды Ахаза окунули в микву, а потом — освятили? И если уж сосудами идолопоклонника, после определенной процедуры, можно было пользоваться...

Ты неправильно понимаешь слово “подготовили” (здесь дается приблизительный перевод по контексту; в оригинале на иврите это слово имеет более емкое и несколько иное значение), — объяснил Раби. — Имелось в виду, что эти сосуды захоронили, а освятили — другие.

Изучив некоторые исторические факты, Талмуд делает заключение: сосуды и некоторые другие предметы обрядов идолопоклонников следует захоронить.

Талмуд рассказывает, что после освобождения от греческого владычества хашмонаи с северной стороны Храма захоронили камни мизбеаха (в приблизительном переводе — жертвенник в Храме), оскверненного греками.

Почему именно захоронили? — спрашивает Талмуд.

И объясняет: они руководствовались указаниями Торы. А в Торе о камнях мизбеаха сказано: “Не заноси над ними железо” (Дварим, гл. 27, ст. 5). Значит, просто разбить их было невозможно...

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Авода Зара

Лист 53

На нашем листе Талмуд возвращается к теме уничтожения мистических свойств идола. Эти проблемы ранее уже рассматривались (см. на сайте обзоры листов 43 и 44), но теперь Талмуд вносит в их обсуждение некоторые весьма существенные уточнения.

Не будем заново пересказывать содержание этих листов. Напомним лишь, что в них, в частности, говорилось о том, что магическое значение идола может снять только идолопоклонник. И ни один еврей это сделать не в состоянии.

В Мишне этого листа говорится:

Если (идолопоклонник) снял мистическую силу идола, автоматически снимается и ритуальное значение предметов, которые использовались в обрядах идолопоклонников.

Если особое значение для идолопоклонников снято лишь с предметов, использованных в их обрядах, магическая сила самого идола остается такой же, как прежде (и идол подлежит уничтожению)...

Как уничтожаются мистические свойства идола?

Отрубил (идолопоклонник) край уха или палец или нос... скульптурному изображению идола, (можно быть уверенным), что его магия уничтожена.

Если (идолопоклонник) плюнул ему в лицо или облил его нечистотами или проволок его (какое-то расстояние по земле), мистические свойства идола сохраняются...

Как расценивать ситуацию, когда идолопоклонник продал идола и отдал в ростовщику в качестве залога? — спрашивает Талмуд.

Это будет отменой его мистического статуса, — говорит Раби (великий раби Иегуда а-Наси — редактор текста Мишны, начало 3-го века).

В нем останется та же сила, что была до этого, — говорят другие Учителя.

В случае продажи, речь идет о ситуации, когда идолопоклонник заведомо предполагает, что покупатель в своих целях “разберет” этого идола на куски, — уточняет Раби.

К примеру человек продает серебряного идола ювелиру. Понятно, что тот сделает из него серьги, кольца и т.п.

Талмуд выясняет, что по сути точка зрения Раби не противоречит позиции других Учителей. Потому что Раби имеет в виду, что идолопоклонник, желающий избавиться от идола, продает его ювелиру-еврею, а Учителя подразумевают, что идолопоклонник продаст этого идола другому идолопоклоннику, который намеревается проводить с помощью изваяния специальные обряды.

Но ведь ранее говорилось о том, что еврей, найдя идола среди приобретенных обломков, за которые уплачены деньги, должен уничтожить его, выбросить в Мертвое море.

Если идолопоклонник несет своего идола в скупку, — подчеркивает Талмуд, — это означает, что это изваяние утратило свое былое значение.

Однако на залог данные рассуждения не распространяются, — говорят Учителя. Отдав изваяние идола кредитору под заем, идолопоклонник рассчитывает, что его идол к нему вернется. Следовательно, магическая сила в нем остается.

Примерно то же самое происходит, когда идола крадут воры. Даже не рассчитывая, что идол может к нему вернуться, идолопоклонник может предположить, что изваяние попало в руки идолопоклонников, которые будут устраивать посвященные ему обряды.

Можно ли считать, что статус идола отменен, если изваяние завалило камнями? — спрашивает Талмуд.

И отвечает: все остается, как было, ибо идолопоклонник, скорее всего, рассчитывает разгрести камни, достать идола и возобновить служение.

Общее правило таково: если идолопоклонник сам отказывается от идола, статус изваяния можно считать отмененным; если рассчитывает вернуть или надеется, что служение ему и впредь будет осуществляться, сила идола не аннулируется...

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Авода Зара

Лист 54

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать вопрос, каким образом идол может потерять свой статус и превратиться в обычную статуэтку, которую можно внести в дом и использовать.

Это зависит, как мы говорили в обзоре предыдущего листа (см. на сайте обзор листа 53), прежде всего от того, как относятся к нему сами идолопоклонники, по-прежнему ли считают они его своим идолом.

В Мишне нашего листа читаем;

Если идолопоклонники, переселясь в другое место, бросили идола, не взяли его с собой, в мирное время это рассматривается как отмена его ритуального значения.

Если то же произошло в военные времена или в момент, когда идолопоклонникам грозила реальная опасность (когда можно предположить, что они просто забыли его в панике), это — не свидетельство отмены его мистической силы. Такого идола запрещено использовать в каких бы то ни было целях.

Бимусы (специальные подставки для идолов), установленные на дорогах, по которым проезжают цари, ритуальными объектами не считаются и разрешены для использования...

Можно ли использовать Вавилонскую башню? — спрашивает Талмуд, приступив к обсуждению Мишны.

Можно, — говорит рав Ирмиягу бар Аба (Учитель Талмуда, Вавилон, вторая половина 3-го века).

Известно, что Вавилонскую башню строили по инициативе халдейского царя Нимрода. А задумана она была как гигантское сооружение идолопоклонников. И, хотя строители башни, прекратили ее строительство воле Всевышнего, который рассеял тех, кто остался в живых по миру, они, несмотря на то, что, по существу, у них была такая возможность, не собирались продолжать строительство — следовательно, отказались от мысли завершить его. Этот факт и дает основание разрешить использование башни.

Талмуд выдвигает на обсуждение следующий вопрос: почему подставки для идолов (бимусы), установленные на царских дорогах, не считаются элементом идолопоклонства? Разве важно, кому принадлежит идол — царю или простому человеку?

Идолопоклонники устанавливают на дорогах бимусы, — объясняет раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), чтобы водрузить на них идолов специально в честь царя. Но царь, как это нередко бывало, мог изменить маршрут и ехать по другой дороге. Подставки так и остаются без идолов теряют всякий смысл и их можно расценивать как брошенных хозяевами идолов, которые теряют мистическую силу и разрешены для использования. Любопытно, что Рамбам в своем комментарии дает этому иное объяснение. Он говорит, что речь здесь идет об идолах, устанавливаемых в честь царя, которые после его смерти, когда ему на смену придет другой царь, будут, соответственно, заменены, а значит бимусы утратят статус идола и станут разрешенными для пользования.

Талмуд рассказывает, что как-то раз Ула (великий Учитель Талмуда; Эрец Исраэль, 3-й век) шел по дороге и присел отдохнуть на полуразбитый бимус. Сказал ему рав Иегуда (амора второго поколения, великий Учитель Талмуда; 3-й век), что и Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век) и Шмуэль (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век), приравнивали бимус к самому идолу и запрещали любое его использование, даже если он разбит.

Ответил Ула, что раби Йоханан и Реш Лакиш (ученик, а впоследствии — коллега раби Йоханана), которые часто вступал со своим бывшим Учителем в дискуссии, оба говорили, что сломанный бимус теряет ритуальное значение и разрешен для использования. И даже те, кто придерживается точки зрения, что сломанный идол продолжает оставаться идолом, не относят это к подставке, которую идолопоклонники легко могут заменить...
 

Автор текста Александр Капер

 

Трактат Авода Зара

Лист 55

На нашем листе Талмуд продолжает углубляться в тему предыдущих листов — о статусе идолов в контексте возможностей их использования (см. на сайте обзоры листов 53 и 54) — и обсуждает явление идолопоклонства с философской точки зрения.

В связи с этим здесь приводится диалог между римскими философами и нашими Учителями.

Спросили философы Рима Учителей: “Если Творец не хочет, чтобы в мире существовало идолопоклонство, почему Он не уничтожает идолов?”.

Идолопоклонники служат не только изваяниям, но также — солнцу и луне, планетам и созвездиям. Не может же Всевышний уничтожить весь сотворенный Им мир из-за кучки глупцов”, — ответили им Учителя.

“Он мог бы уничтожить, по крайней мере, изваяния, которые частью мироздания не являются”, — возразили философы.

“Если бы Всевышний уничтожил часть идолов, оставив при этом других, идолопоклонники, которые служат оставшимся, решили бы, что получили подтверждение истинности объектов их поклонения. Ведь их идолы не уничтожены вместе с прочими...”, — объяснили Учителя.

Обсуждая этот диалог, Талмуд подчеркивает, что с такой точки зрения можно было бы рассматривать любой проступок человека. Ведь абсолютно в любой ситуации можно было бы задать такой вопрос: как Всевышний допускает совершение того или иного действия, если оно противоречит Его Воле? Допустим, человек украл мешок зерна и засеял ворованным зерном свое поле. По логике римских философов, эти зерна не должны давать всходы. Ведь известно, что Творец не одобряет воровство. Об этом прямо сказано в одной из Десяти Заповедей — “не укради”.

Однако Всевышний сотворил мир таким образом, что все в нем подчинено неизменным законам, а человеку дается свобода выбора. Тот, кто, воспользовавшись этой свободой, идет против Воли Творца несет наказание.

Рассказывает Талмуд, что однажды философ спросил у рабана Гамлиэля (великий Учитель, глава Санѓедрина — Высшего Суда, 2-й век):

— Сказано в вашей Торе: “...Ибо Всевышний твой — огонь сжигающий, Он — ревнитель” (Дварим, гл. 4, ст. 24). Так почему же Он наказывает идолопоклонников, но не уничтожает самих идолов — объекты поклонения.

Рабан Гамлиэль ответил ему аллегорией:

— Было в одной стране, что сын царя назвал своего пса именем отца. И когда клялся, называл это имя. И получалось, что он клялся именем отца и собаки — одновременно... На кого в этом случае будет гневаться царь — на сына или на его собаку?

Удивился философ и спросил:

— Как же можно сравнивать идолов с собакой?.. Что ты скажешь, если я расскажу тебе при этом, что в нашем городе во время пожара сгорели все дома; невредимым осталось одно здание — в котором идолопоклонники служили своему идолу?

— И земной царь, усмиряя восставший против него народ, — ответил рабан Гамлиэль, — воюет с живыми людьми, а не с безжизненными изваяниями...

Приводит Талмуд и такую историю.

Однажды еврейский мыслитель Зунин спросил у раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2-й век):

— Чем объяснить это явление — больной человек обращается к идолу, просит о выздоровлении и возвращается домой исцеленным? Ведь мы оба знаем, что идолы — не более, чем обыкновенные скульптуры... Всевышний, казалось бы, не должен допускать, чтобы люди думали, что идолы имеют какую-то власть...

В ответ раби Акива рассказал ему случай из жизни:

— Жил в некоем городе человек. И все в округе, зная, что он отличается безукоризненной честностью, оставляли ему свои вещи на хранение без свидетелей. И только один не доверял ему, и, относя в его дом что-то на хранение, обязательно брал с собой свидетелей. Однажды этот “недоверчивый” житель города, быть может, второпях, пришел со своими вещами один... Жена человека, который брал у людей вещи на хранение, предложила мужу наказать “недоверчивого” и на этот раз присвоить то, что он принес. Но муж не согласился — “Из-за одного глупца я не буду жертвовать репутацией”...

Что же происходит с болезнью, когда идолопоклонник идет к идолу? — продолжал раби Акива. — Больного лечили врачи, он принимал лекарства, и он должен был выздороветь в определенный момент. Казалось бы, в наказание за то, что он обращается к идолу, его следовало бы оставить больным. Но Всевышний ради него не нарушает естественный ход событий. А выздоровление его после посещения идола — простое совпадение...

 

Автор текста Александр Капер

 

 

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

New Page 5

ВВЕДЕНИЕ

Перед нами — трактат Авода Зара, предпоследний в четвертом (из шести) разделе Талмуда Незикин.

Весь этот раздел посвящен исследованию ущерба, который один человек может нанести другому и процессу восстановления справедливости, если ущерб был причинен (о значении названия раздела — Незикин см. на сайте Введение к трактату Бава Кама).

Выражение авода зара в переводе на русский язык означает — “служение чужим (силам)”. Иначе говоря — идолопоклонство (подробнее — см. на сайте ответы “Поклонение идолам сегодня — что это?” и “Кому поклоняются представители других религий?”).

Почему же трактат Авода Зара помещен в раздел Незикин? О каком ущербе и какой справедливости речь?

Законы Торы, то есть — выражение Воли Творца, содержат запрет на аводу зару в любой форме. Это относится как к евреям, так и к неевреям.

В Торе об этом говорится неоднократно. Достаточно вспомнить вторую из Десяти знаменитых Заповедей: “Да не будет (в твоей среде поклонения) чужим богам (даже если ты признаешь) Меня” (Шемот, гл. 20, ст. 3).

Выделим в Торе и такую фразу: “Не проявляйте интерес (и не обращайтесь) к силам и не создавайте (буквально — не делайте) себе богов экранирующих” (Ваикра, гл. 19, ст. 4).

Разберем каждое слово этой фразы, ибо в ней — ключ к пониманию всего трактата.

“Не проявляйте интерес (и не обращайтесь)”. На иврите это звучит — аль тифну (отрицательная форма повелительного наклонения от глагола лифнот, который употребляется в двух значениях: “проявлять интерес”, “обращаться к...”; отсюда — уточнение в переводе цитаты). Это означает, — чтобы вы внутри (в сердце, в душе) не культивировали никакого интереса... Ибо интерес этот не безобиден. Поскольку человек не в состоянии разумом своим охватить духовные понятия, интерес к надуманным концепциям, теориям и т.п. вытесняет в его сердце ощущение Всевышнего.

“К силам”. На иврите — эль ѓа-элилим. Элиль — это духовная, властная сила; объект, вызывающий страх, провоцирующий на поклонение, преклонение перед ним.

Наши Учителя обращают внимание на одну особенность фразы: в ней не сказано — “ни к какой силе”, но — “к силам” (во множественном числе). И объясняют: потому что обращение к чему бы то ни было, кроме Всевышнего, неминуемо приводит к множественности сил, как раньше говорили — к многобожию.

“И не создавайте себе”. На иврите — ло таасу лахем. Эти слова передают как бы процесс поклонения. Стоит человеку лишь выделить силу и придать ей автономную значимость, как он сам начинает создавать себе идолов, обретающих форму мировоззренческих, религиозных и пр. концепций, “измов” и т.д.

...богов экранирующих”. На иврите — элоѓей масеха. Первое слово (здесь — употреблено в особой грамматической форме; основная его форма — элоѓим) означает — “боги”, “представители сил влияния”. Второе слово, масеха — “экран”, “перегородки”, “занавеси”.

То есть, начав с поклонения силам, человек создает себе мировоззрение, “экраном” отделяющее его от Всевышнего.

В этом и заключается незек — ущерб, который наносит себе человек, и всем, на кого он оказывает влияние. В нашем трактате говорится и о восстановлении справедливости, что в данном контексте означает — устранение “экрана”, возвращение к Творцу. И это объясняет, что “делает” трактат Авода Зара в разделе Незикин.

В трактате — 5 глав, 76 листов.

 

 

Автор текста Элиягу Эссас

 

 

 

 

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

В какую сторону молятся евреи?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля