Первый трактат Мишны, а, следовательно, и
Талмуда —Берахот. Иначе говоря, с
него начинается вся Устная Тора. И уже одно
это ставит трактат Берахот в
исключительное положение.
Отметим также, что трактат Берахот
открывает и первый раздел Мишны и
Талмуда (основное ядро Устной Торы —Мишна—
состоит из шести разделов).
Поэтому наше Введение в трактат будет
состоять, по сути, из «трех введений»: в
Устную Тору, в первый раздел Устной Торы и -
в сам трактат.
I. Представим себе, что нам самим предстоит
составить основное ядро Устной Торы. И это
означает, что нам из сотен тысяч (!) законов и
«мудрых мыслей» надо выбрать самые главные.
Но так, чтобы они охватывали все проблемы
бытия. От мировоззренческих до —
житейских, практических, с учетом деталей
образа жизни человека.
Нам, допустим, сказали, что весь «Сборник»
должен состоять из шести разделов. Потому
число «шесть» отражает идею движения во все
стороны света: вперед-назад, вправо-влево,
вверх-вниз; то есть идею охвата всего бытия.
Каким образом мы стали бы решать эту
задачу?
Первый раздел мы, наверное, посвятили бы
законам, связанным с пространством.
Второй— со временем.
Пространство и время — основные
категории измерения, в которое помещен
человек.
А теперь — о самом человеке. Вначале
следует определить, откуда он «приходит».
То есть речь сначала пойдет о его родителях,
об отце и матери. На более высоком уровне —
о мужском и женском началах в мире.
И поэтому третий раздел мы посвятили
бы проблемам и законам, связанным с
объединением мужчины и женщины (создание
семьи и т.п.).
В каком-то смысле третий раздел
соотносится с категорией прошлого — «откуда
мы появились». А следующий раздел должен
заняться вопросами настоящего.
Поэтому четвертый раздел мы посвятили
бы проблемам, связанным с взаимодействием
людей между собой. То есть — проблемам
возможного нанесения ущерба, которые могут
возникать в процессе взаимодействия людей,
в какие бы отношения они ни вступали, и
процедурами разрешения споров.
В центре данной темы — вопрос: «как ты
живешь» (настоящее)?
Однако человек живет не только в
материальном мире. И, зная это, он
обращается к Всевышнему.
Поэтому пятый раздел следовало бы
посвятить законам, определяющим пути
обращения к Творцу.
В определенном смысле пятый раздел
соотносится с категорией будущего — «куда
ты идешь?».
Итак, мы рассмотрели мир человека и
определили его место в этом мире с позиций
пространства и времени. И судьбу человека в
трех координатах — прошлое, настоящее и
будущее.
Однако Тора раскрывает нам еще одну сферу
бытия. Оказывается, любой объект (в том
числе — и человек) может быть таhор —
когда его духовная «аура» находится в
состоянии чистоты и просветленности, и
может быть —таме, что означает, что его
духовная «аура» загрязнена и затемнена.
Поэтому шестой раздел посвящен
проблемам духовного состояния объектов (тоhара
и тума— имена существительные,
образованные от прилагательных таhор и таме).
Таким образом, мы как бы обрисовали мир в
шести координатах. И каждая из этих
координат представлена в Мишне (и Талмуде)
специальным разделом. Перечислим их под
теми названиями, которые дали им наши
Учителя— составители Талмуда:
1. Зераим
2. Моэд
3. Нашим
4. Незикин
5. Кодашим
6. Тоhарот
И открывает весь этот огромный комплекс —
трактат Берахот.
Это название представляет собой форму
множественного числа от слова бераха.
Подробнее о значении данного термина мы
поговорим чуть позже. А пока нам важно
ответить, что в его внутреннем содержании
есть элементы благодарности Творцу — за
Его мир (весь мир) и признания, что Он —
Повелитель этого мира.
И теперь то, что именно трактат Берахот
открывает Мишну и Талмуд — и логично и
понятно.
II. Как уже говорилось, первый (из шести)
раздел Мишны называется - Зераим,
что в переводе означает— «семена».Этот
перевод, казалось бы, мало что дает для
понимания сути раздела. Но зато мы помним,
что первый раздел посвящается пространству.
Наиболее понятная и практически важная
грань понимания «пространства» это — земля.
Человек ходит по земле, живет на земле,
работает на земле. И суть его земного
существования — сеять семена (в прямом и
переносном смысле этого выражения).
Самая четкая модель жизни на земле
представлена земледелием. Поэтому в
техническом смысле раздел Зераим
посвящен земледелию. Здесь же отметим, что
этот раздел начинается трактатом Берахот.
Но как связаны между собой эти понятия — «земледелие»
и «бераха» (одна из граней значения
этого слова, напомню — «благодарность»)?
Самым непосредственным образом.
Результат земледельческого труда, конечно
же, зависит от того, сколько усилий вложит в
обработку земли земледелец. Но — далеко не
полностью. Ураган, проливные дожди, засуха,
наводнение могут свести усилия земледельца
к нулю, и он не получит урожай. И точно так же
— благоприятные (для каждого вида
земледельческих работ — свои) погодные
условия увеличивают урожай и уменьшают «энергетические
затраты» земледельца.
Можно ли рассчитывать на благословение
Небес, если в сердце нет чувства
благодарности Творцу?
Вкратце рассмотрим структуру первого
раздела Мишны - Зераим. Он состоит из
11-ти трактатов. Первый —Берахот. Это
мы уже знаем. Но вот остальные десять…
Какой теме должен быть посвящен следующий
трактат, по сути — первый из тех, в которых
обсуждаются «практические» аспекты
земледелия?
Нам трудно ответить на такой вопрос. Но
если мы все же попытались решить эту задачу,
прежде всего, в нашей памяти всплыли бы темы,
напрямую связанные с обработкой земли и
выращиванием растений: как, например,
пахать землю, ухаживать за всходами, как, в
конце концов, собирать урожай…
Однако все это — уровень простого,
заземленного отношения к бытию. Устная Тора
устроена иначе. И первый «сельскохозяйственный»
трактат Мишны посвящен теме — как
правильно помогать результатами урожая
бедным и нуждающимся.
Называется этот трактат —Пеа. В
переводе — «край (поля)».
В числе 613-ти заповедей Торы есть и такая: «А
когда будете жать жатву на земле вашей, не
дожинай до края поля твоего и опавшего при
жатве твоей не подбирай… бедному и
пришельцу оставь их…» (Ваикра, гл. 19,
ст. 9-10).
В этом и заключается Небесная мудрость: за
каждый успех свой - благодари Всевышнего (трактат
Берахот), и помни, что успех,
которого ты достиг - лишь потенциал, который
ты должен использовать, совершая добрые
дела и помогая другим.
Так — в этом (трактат Пеа) и в
каждом из последующих трактатов.
Анализируя те или другие аспекты
конкретных реалий земледелия, Учителя
одновременно рассматривают их духовное
содержание, выдвигая его на первый план (!).
В Вавилонском Талмуде (когда мы говорим «Талмуд»,
имеется в виду Вавилонский Талмуд,
окончательно отредактированный в начале 6-го
века), обсуждение остальных трактатов Мишны
первого раздела, кроме трактата Берахот—
отсутствует. Все одиннадцать включены
только в Иерусалимский Талмуд (окончательно
отредактирован в Эрец Исраэль в
середине 4-го века).
Такое «сокращение» в Вавилонском Талмуде
обусловлено тем, что наши Учителя, которые
жили в Вавилоне, сочли неуместным дополнять
и редактировать трактаты, посвященные в
основном реалиям жизни в Эрец Исраэль (подробнее
о двух Талмудах — см. на сайте ответ
III. Теперь — непосредственно о трактате Берахот.
Вначале проанализируем само слово «бераха».
Основное его значение - «создание духовного
сосуда, принимающего добро». Бераха—
производное от слова берех (колено).
Поэтому второе его значение — «преклонение,
как знак признательности или признания
важности».
Перед выполнением многих заповедей мы, по
предписанию наших Учителей, произносим
определенную фразу, которая начинается со
слова «Барух». Это слово выражает идею,
состоящую в том, что мы как бы «преклоняем
колени, ставим себя ниже», демонстрируя, что
осознаем величие Того, к Кому обращаемся.
Глагол леварех (по правилам ивритской
грамматики, при образовании глагольной
формы в данном случае звук «б»
трансформируется в звук «в») в обычном
переводе звучит как — «дать (кому-то)
благословение». Однако в таком переводе
теряется полнота смысла. Ибо тогда и слово «барух»,
обращенное к Творцу может восприниматься в
«пассивной форме». Но ведь Всевышний —
Источник Добра, то есть здесь требуется «активная
форма». Поэтому дадим более точный перевод:
слово леварех означает — «сделать кого-то
сосудом, принимающим добро».
Намек на это содержится и в составе слова
«бераха». Его корень состоит из букв —бет,
реш, каф. Каждая буква имеет свое
числовое значение, производное от числа «2»:
бет— 2, реш— 200, каф— 20. То есть
речь идет — об увеличении («удвоении»). И в
этом заложена та же идея, которую мы
раскрыли, переводя слово бераха в его
основном значении — «создание духовного
сосуда, принимающего добро», то есть — «создание
возможности увеличения добра в мире».
Такое определение слова бераха,
кстати говоря, дает нам еще одно объяснение,
почему именно этим трактатом начинается
запись Устной Торы.
Перечислим основные темы трактата Берахот:
— Провозглашение абсолютного Единства
Всевышнего (чтение молитвы-«клятвы» Шма,
Исраэль) и законы, связанные с этой
молитвой.
— Молитва ШемонеЭсре (центральное
ядро еврейской молитвы) и законы ее
прочтения.
— Выражение благодарности Всевышнему за
еду и прочие блага.
— Признание Всевышнего - Правителем мира
и всего, что в мире происходит.
В трактате Берахот— 9 глав, 64 листа.