Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Часто говорят Часто говорят, что израильские лидеры, интеллигенция и вообще — израильская публика должна найти путь в синагогу. Но говорить легко, сделать — гораздо труднее…

  НАЙТИ СВОЮ ДУШУ

Франц Розенцвайг и берлинский штибл

Натан Лопес Кардозо

Часто говорят, что израильские лидеры, интеллигенция и вообще — израильская публика должна найти путь в синагогу и заново открыть свою нешаму (душу). Но говорить легко, сделать — гораздо труднее.

Многие пытались ходить в синагогу и покидали ее, не ощутив ее духовной значимости. Более того, многих обстановка синагог просто обескураживала.

Но синагога — не театр и не музей. Ее посещение — особое искусство. Во-первых, необходимо, чтобы возникло искреннее желание раскрыть свое еврейство, чувство единства со всем еврейским народом. Переступить порог синагоги – значит, надеяться на метаморфозу души, на трансформацию личности.

Когда Франц Розенцвайг (Германия, 1886-1929) решил перейти в христианство, в Йом Кипур он отправился в маленькую ортодоксальную синагогу в Берлине, чтобы попрощаться с еврейской традицией (хотя раньше не имел к ней никакого отношения).

Приводя аргументы в пользу перехода в христианство, он писал: «Мы (евреи) – христиане во всем. Мы живем в христианском государстве, ходим в христианские школы, читаем христианские книги…Вся наша культура основана на христианстве. Поэтому, если человеку не за что держаться, нужен только маленький толчок... чтобы принять эту веру» (Самуэль Гуго Бергман, Фэйс энд Ризон, Современная еврейская мысль, издательство Шокен, 1961, стр. 57).

        Но, к его великому удивлению, он вдохновился общей молитвой. В нем произошли глубокие перемены, и маленькую синагогу он покинул с такой любовью к иудаизму, что не только больше не упоминал о своем прошлом намерении стать христианином, но напротив, принял решение стать религиозным евреем. Франц Розенцвайг начал интенсивно изучать иудаизм, написал несколько замечательных работ о вновь обретенной религии и стал одним и выдающихся еврейских мыслителей 20-го века (Одна из основных его работ — «Звезда освобождения»).

Что произошло с Розенцвайгом в маленькой синагоге всего за несколько часов? Что перевернуло его жизнь и превратило в глубоко религиозного, соблюдающего еврея? Как возможна такая метаморфоза, особенно для человека большого интеллекта и острого восприятия? Ведь решение стать христианином он обдумывал многие годы. Обсуждал эту тему с друзьями, которые поддерживали его стремление. И, несмотря на это, за несколько часов он умудрился стать преданным евреем…

Ответы на эти вопросы дает нам мидраш. Рассказывается в нем о еврейском апостате (изменнике веры) Йосефе Мехита, который помог римлянам разрушить Храм.

       «Когда враги (римляне) решили подняться на Храмовую Гору, они сказали: «Пусть один из них (евреев) войдет первым». И сказали Йосефу Мехита: «Войди, и все что вынесешь – твое». Он вошел и вынес золотой светильник. Они сказали: «Не подобает обычному человеку этим пользоваться, так что войди и, что ни принесешь, твое». Он отказался. Раби Пинхас сказал: «Они предложили отдать ему все налоги за три года, а он снова отказался — мало того, что я уже прогневил моего Б-га, так мне гневить Его снова?». Что они ему сделали? Зажали в плотницкие тиски, и распилили его, и расчленили на части. А он кричал: «Горе мне — я прогневил моего Б-га»»! (Мидраш раба, Берешит, 45:22) (3)

Рав Йосеф Каганеман, знаменитый руководитель Поневежской иешивы в Бней-Браке, однажды сказал, что этот мидраш показывает, какое большое впечатление производил Храм на людей. Когда Йосеф Мехита вошел в Храм, он пережил духовную метаморфозу. Он вдруг осознал себя евреем; его глубоко тронула уникальная атмосфера, взволновали символы, которые он увидел. Да, он вынес золотой светильник, но, оказавшись снаружи, осознал, что не может снова войти в Храм. Еврейская душа, которую он в себе ощутил, не позволила ему это сделать. И даже когда римляне предлагали ему огромные деньги, угрожали замучить до смерти, он не позволил себе вторично осквернить Дом Всевышнего.

В комментарии к недельной главе рав Исахар Франд (Глава Толдот) пишет, что этот мидраш объясняет и внезапную метаморфозу, которая произошла с Францем Розенцвайгом, когда он вошел в маленькую синагогу в Берлине. Когда он увидел молящихся евреев, с талитами на головах, в глубокой медитации, его нешама пробудилась, к нему вернулось еврейство.

Но здесь требуется дополнительное пояснение: как синагога и еврейская молитва могут пробудить еврейскую душу, совершенно отрешенную от всего еврейского? Что заставило Йосефа Мехита осознать духовную силу Храма так, что он не мог войти туда второй раз?

Как уже говорилось, результат здесь зависит от намерения, установки, с которой человек входит в Храм или синагогу. Ведь многих постигло разочарование. Бывало и хуже: святыню без сожалений оскверняли.

Тит вошел в Храм и согрешил с двумя проститутками в Святая Святых (Талмуд, трактат Гитин, 56б). Но даже если человек входит с праведными намерениями, какие именно переживания приводят его к религиозным метаморфозам?

    Чтобы это осознать, следует обратиться к еврейской символике. Кабала объясняет, что материальные символы в Храме — например, жертвенник и менора — ощутимые отражения Эйн Соф, Бесконечности Творца, которая как туман наполняет наш мир. Эти символы не вполне понятны, потому что их сущность принадлежит метафизическому миру. Но они идентифицируются подсознанием, которое коренится в Б-жественном, потому что человек был сотворен по образу Всевышнего. Они пробуждают в человеке осознание высшего мира, которое дает ему уникальное ощущение возможности заглянуть в собственную душу. Это — восприятие нешамы, одно из наиболее высоких уровней души. Храм олицетворял Небо на земле, а его символы, пронизанные волнами, исходящими от необыкновенной, непостижимой человеческим разумом небесной «раковины», передавали душе голос вечности. Это проявление Всевышнего преобразило Йосефа Мехита, когда он вошел в Храм.

Подобным же образом открыл свою настоящую душу — нешаму и Франц Розенцвайг, присутствуя на молитве в берлинском штибле (маленькой скромной синагоге). Когда он увидел еврейские символические объекты, которыми так богат интерьер синагоги (подобию Храм), когда он читал молитвы, он будто бы вошел в небесные сферы, прежде скрытые от его души. Его внутренний мир преобразился — небо приблизилось к земле. И в основе изменений было не наблюдение за тем, что происходит в этой маленькой синагоге, но желание проникнуть в саму суть происходящего, стать частью религиозного опыта.

Того же желаем всем светским израильтянам. Пусть хоть раз войдут в маленькую синагогу, где много преданных, искренне молящихся людей, и снимут со своих душ все лишнее, наносное. Пусть попробуют найти себя здесь. Это требует мужества. Но чувство причастности к тому, что мы называем сферой нешамы, приводет к неожиданному просветлению. Они «вернутся домой», и это защитит еврейский мир от вреда, который мы сами себе причиняем.