Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Тысячи евреев из Латинской Америки в результате разразившегося в южной части американского континента экономического кризиса оказались

Еврейское государство на земле Израиля - необходимое условие для реализации пророчеств...

УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОРОЧЕСТВ

Ашер Меир

Ни одному народу в мире не приходилось еще искать оправдания существованию своего государства, предъявлять доказательства своего происхождения или заслуживать право на жизнь - «примерным поведением».

Но если бы это потребовалось, нет сомнения, Израиль оказался бы в лучшем положении, нежели большинство других стран. Все понимают, что попытки углубиться в древнюю историю, скажем, Великобритании или Боливии для оправдания их существования - дело пустое и абсурдное.

Но об Израиле - разговор отдельный. Здесь вопрос следует поставить так: какую роль играет еврейское государство в реализации народом Израиля его предназначения, миссии, выполнить которую им поручил сам Творец - принести всему миру мораль Торы и знание о Едином Всевышнем. Почему же эта миссия не может быть выполнена, когда народ рассеян по разным странам? Это, вероятно, было бы даже «удобнее»: находясь в гуще других народов, евреи могли бы передавать им этику Торы.

Опираясь на факты, мы увидим, что существование еврейского государства на земле Израиля не только этически оправдано, но и является необходимым условием для реализации еврейских пророчеств.

Люди - разумные существа, и поэтому в нас глубоко заложен этический инстинкт и желание «правильно» организовать свою деятельность. Однако нашего разумного поведения и инстинктивных побуждений явно не достаточно для того, чтобы создать идеальное общество. Для этого мы нуждаемся и в помощи Свыше.

Эта помощь предполагает нескольких уровней.

Тора уделяет много внимания проблемам личного самосовершенствования и духовного развития - путем выполнения определенных заповедей.

Другой основополагающий аспект Торы - установление стремящихся к идеалу отношений между людьми - на локальном уровне и внутри общества. Мы постигаем эту «науку», руководствуясь изложенными в Торе законами, а также - наставлениями наших Учителей и пророков, которые учат нас выстраивать отношения с другими людьми - на взаимопонимании, сочувствии к окружающим, доброжелательности.

Следующий уровень нашего существования - уровень общности, которая формируется в народ. Пророки объясняют, что полного совершенства мы сможем достичь только при наличии собственной политической системы, действующей в пределах конкретных государственных границ. Те, кто хранит верность Союзу с Творцом, станут для всего человечества - ориентиром, моделью только в том случае, если у них будет шанс продемонстрировать свою истинную праведность и высокие моральные принципы - в своей стране, на собственной земле.

Конечно же, это вовсе не означает, что все, что делается в государстве Израиль - безупречно, и что нам нечему учиться у других. На индивидуальном, общественном и общенародном уровнях мы допускаем много ошибок, из которых нам следует извлекать уроки. Но самое главное - что еврейский народ делает для реализации идеалов Торы. На всех уровнях, включая и - национально-политический. Именно это для всего человечества имеет уникальное и непреходящее значение.

Читая Тору, мы видим, что концепция избрания Всевышним народа - для служения Ему, постоянно ассоциируется с идеей нашего существования в совершенно конкретных географических пределах - в Эрец Исраэль.

Вспомним, с чего начиналась еврейская история. С повеления Творца, обращенного к Аврааму: «Уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 1-2).

Из этого отрывка ясно, что благословение Авраама начинается с приказа идти в землю Кенаанскую и поселиться на территории, которую сегодня занимает государство Израиль. И далее продолжается обещанием, что потомки Авраама станут многочисленным народом.

Более того, это благословение очень тесно связано с «этической» миссией нации.

После того, как Аврам заключил Союз с Творцом и получил имя Авраам, Всевышний сообщает Аврааму о своем плане разрушить Сдом. В Торе об этом читаем: «И Всевышний сказал: утаю ли Я от Авраама, что Я сделаю? А Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Всевышнего, творя добро и правосудие» (Берешит, гл. 18, ст. 18-19).

Еврейские пророки говорят о «мировой совести», об универсальной этической ответственности. Даже наши враги знают об этом. Мы находим немало высказываний Гитлера, в которых он говорит, что ему очень мешают евреи, потому что они - «мировая совесть». Предъявлял он к евреям и другую претензию - обвинял евреев в том, что они придумали идею о «правах человека».

Еврейские пророки говорили своим современникам о своем видении совершенного будущего мира. Неоднократно в их пророчествах возникает тема Машиаха, который на этапе завершения материалистической истории человечества поведет нас в идеальный мир, мир Седьмого тысячелетия. Слово Машиах означает - «помазанный» на царство. Пророческое видение общества праведников - общества, где будет царить доброжелательность, сочувствие и понимание - всегда связано с идеей государства или царства, чья роль состоит в создании рамок для такого совершенного общества.

На индивидуальном уровне преданный Творцу человек может жить, строго соблюдая заповеди Всевышнего. На уровне человеческого коллектива - каждая еврейская община может строить свои внутренние межличностные отношения, выполняя заповеди Торы, реализовывая этические ценности, которые они выражают. Но наиболее полного осуществления воли Всевышнего можно достичь, только если Его Тора поведет за собой весь народ в целом. Вот почему идея еврейского государства на Земле Израиля является необходимым условием для осуществления великого этического видения еврейских пророков.

Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора

Перевод с английского

д-р Ашер Меир,

раввин, один из руководителей Центра деловой этики

при Иерусалимском технологическом колледже

Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики

Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике