Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Предлагаем вниманию посетителей сайта evrey
Предлагаем вниманию посетителей сайта evrey.com проблемные, аналитические и информационные материалы по вопросам израильской и зарубежной культуры.

 


Погружаясь в мир классического рока 1964 года, вы узнаете почти все о “битломании” на пике ее развития…

БИТЛЗ. ПРИЯТНЫЙ СТИЛЬ

Алан Козин

Пленительные гитарные аккорды знаменитой мелодии “Битлз” повисают в воздухе за три секунды до того, как начинаются песня и фильм “Э хард дэйз найт”, который вновь вышел на экраны в восстановленной копии.

За следующие две с половиной минуты, погружаясь в мир классического рока 1964 года, вы узнаете почти все о битломании на пике ее развития.

…Четыре “битла” проносятся по узким лондонским улицам, запруженным толпой неистовствующих тинэйджеров. Они направляются к поезду. Вы видите крики фанатов, преследующих своих любимцев. Именно видите, но не слышите. Вместо их истерии звучит популярная песня, квинтэссенция первого этапа сотрудничества Леннона и МакКартни.

В блюзовых стихах — оттенок жалобы: “Я работаю как собака”. В этом узнается Леннон. Потом — до-мажорный мостик и — кинозал заполняет “Когда я дома…”. Это — классика МакКартни.

Когда Леннон предложил назвать песню первой фразой, Ричард Лестер, режиссер, сразу согласился, и команда Леннон–МакКартни взялась за работу. Песню сочинили за ночь, записывая стихи на спичечном коробке. Утром они уже показали готовую песню Лестеру. Но администрация киностудии Юнайтед Артистс засомневалась и, скорее, склонялась к тому, чтобы ее отвергнуть.

Сейчас легко смеяться над администрацией, которая не сразу поняла юмор Биттлз. Можно теперь и не понять логики, зачем нужно было вначале “подписывать” Биттлз. Еще не сознавая, что фильм станет таким кассовым, таким удачным. Ведь прежние киноленты о роке не давали надежд. Взявшись за фильм, компания, прежде всего, видела в нем способ рекламы альбома.

Юнайтед Артистс проявила большую проницательность, чем Капитол Рекордс, американская ветвь EMI, эмблемы Биттлз. Когда Юнайтед Артистс приблизилась к Биттлз в 1963 году, Капитол уже отвергла песню “Она любит тебя”, а до этого — “От меня к тебе” и еще несколько песен, считая, что они не будут иметь успех на американском рынке.

Капитол понадобился год, чтобы, наконец, дать согласие на выпуск их записи. Но в тот момент они смело могли рассчитывать на их растущую славу, которая быстро набирала обороты.

Их победный путь все еще продолжается. Совсем недавно сборник их песен, выпущенный фирмой Капитол, стал бестселлером. Не меньшим успехом пользуется и озвученная “Антология Биттлз”. В ней — 368 страниц. Она сделана по автобиографической видео серии, выпущенной Биттлз в 1995 году.

Но вернемся к фильму. Лестер называет его “преувеличенным днем из жизни Биттлз”. Сцена, которая преподносится зрителю в самом начале — первое преувеличение.

В начале своей карьеры битлам не приходилось так бегать. И, тем не менее, эти эпизоды прекрасно передают суть битломании.

Их автомобили, отели, в которых “Биттлз” останавливались, подвергались самым настоящим нападениям. Аэропорты, где они приземлялись, не говоря уже о концертных залах и стадионах, где они выступали, заполняли вопящие фанаты, которые приходили, наверное, в большее возбуждение от лицезрения Биттлз, чем от их песен. Когда Лестер показывает это в концертном эпизоде, завершающем фильм, никаких преувеличений уже не требуется.

Короткий фильм Лестера создавался, чтобы прославить Биттлз, которые к тому времени были уже достаточно знаменитыми. Алан Оуэн, драматург, написавший сценарий, несколько дней провел с группой в турне. Он “рисовал” портреты своих героев во взаимодействии с прессой, фанатами, друг с другом. Вот —Леннон, бунтарь с острым умом; МакКартни — обаятельный, умный дипломатичный; Джордж Гаррисон — застенчивый “выскочка”, Старр — разыгрывающий комика.

Разрушая мифы о Биттлз в интервью для журнала Роллинг Стоунс в 1970 году, текст которого был позднее включен в книгу “Леннон вспоминает”, Леннон нелестно отозвался о портретах Оуэна, считая их слишком упрощенными. Но они просто подчеркивали качества, проявленные в 1964 году, а теперь, с течением времени, вообще стали восприниматься абсолютно достоверными.

Другие персонажи фильма: дедушка Пол, менеджеры группы, Норм, Шэйк, нервозный телевизионный режиссер, оказались вымышленными. Такова была сюжетная линия: Биттлз должны выступать по телевидению в прямом эфире, а Ринго, которого подбил на это дедушка Пол, отправляется куда-то, оставив группу выпутываться из положения. Однако этот маневр позволяет Биттлз блеснуть непривычной свежестью — музыкальной и личностной.

Фильм приоткрывает и “темные” стороны известности Биттлз, показывая, до какой степени музыканты зависят от своей славы. Одна из реплик в фильме вложена в уста дедушки Пола: “Сначала я был в поезде, потом — в комнате, потом — в машине, и опять — в комнате, в комнате, в комнате…”. Эта реплика достаточно точно передает впечатления Биттлз от поездок, а идея вставить ее в фильм основана на воспоминании, как Леннон жаловался, что их жизнь состоит из постоянных переездов, и рассказывал о пресс-конференции 1963 года.

Весь фильм — черно-белый и снят с ручных камер. Тем самым Лестер создал впечатление, что перед нами документальный киносюжет. Но, тем не менее, мы понимаем, что это — художественный взгляд на группу. Чисто документальный фильм воспринимался бы иначе и не получил бы такого признания.

Съемки начались 2 марта 1964 года. Биттлз только что вернулись с гастролей в Америке, где участвовали в концертах в Вашингтоне и Нью Йорке. Их сопровождали документалисты — Альберт и Давид Майзельс, которые сняли пресс-конференцию в аэропорте Кеннеди, поездку в лимузине, пребывание в отеле Плаза, танцы в Пепперминт Ланг и выступления на сцене. Этот материал включили потом в фильм.

Книги, которые появились за эти годы, меняют впечатление от фильма “Э хард дэйз найт”. Он смотрится не так, как в 1964 году. Теперь мы знаем, как это все разыгрывалось. Знаем, как нарастал накал страстей. До тех пор, пока Биттлз не решили, что живые концерты не так интересны, и перешли к созданию серии блестящих студийных записей.

Весь мир знает, как в 1980 году сумасшедший фанатик убил Леннона. Этот фанатик видел в Ленноне спасителя и был разочарован, поняв, что тот — просто поп-звезда.

Интернэйшнл Геральд Трибюн

Алан Козин,

музыкальный критик,

публикуется в ведущих американских периодических изданиях

К началу страницы