Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Практически любая Практически любая, даже самая “прозаическая” информация, для наших учителей могла послужить поводом для глубокого размышления о взаимоотношениях с Творцом.

В подтверждение этому, рав Авраам Тверский приводит несколько историй.

НЕ ПРОСТО ИСТОРИИ

Рав Авраам Тверский

Делать и слушать

Мир – зеркало, — учил Баал Шем Тов, — и все дефекты, которые мы видим в других людях — проявление наших собственных недостатков. И еще он учил, что нужно внимательно выслушивать замечания людей, потому что в них обязательно содержатся важная информация.

Еврейская традиция придает особое значение устной речи. Праздный разговор — вовсе не невинное дело. Колкости или нелестные замечания в чей-нибудь адрес — тяжкий грех.

Хафец Хаим посвятил свою жизнь борьбе с лашон ара (злословием) и отмечал, что это худший из грехов. Главное отличие человека от животных — дар речи, и его нельзя осквернять. Речь человека может нести откровение.

Однажды Бааль Шем Тов со своими учениками оказался на постоялом дворе. Бросив взгляд на какого-то мужчину, он заметил:

— Этот человек заслуживает порицания. Он не соблюдает законы семейной чистоты (замужняя женщина должна раз в месяц окунаться в микве — специальном бассейне).

— Откуда ты знаешь? — удивились ученики.

— А вы сами понаблюдайте за ним, — ответил Бааль Шем Тов.

Спустя мгновение этот человек взял со стойки пустой стакан. Трактирщик сказал ему:

Не бери этот стакан, я еще не окунал его в микву (новую посуду, сделанную неевреями, полагается перед первым ее употреблением окунуть в микву).

А человек ответил:

— Какая разница, окунать в микве или не окунать”?

Этим он подтвердил наблюдение Бааль Шем Това.

* * *

Рав Зуша из Аниполи очень спешил, и кто-то крикнул ему:

—Помоги перевернуть повозку!

— Извини, не могу! — ответил рав Зуша, чувствуя, что не успеет, если хоть немного задержится.

Человек крикнул ему вдогонку:

— Нет, ты можешь. Ты просто не хочешь!..

Рав Зуша сказал себе: “Это было порицание Свыше. Многое можно было бы сделать, но я просто ленив, и еще оправдываю себя тем, что не успеваю... Тот человек прав: я мог бы, но не захотел ему помочь...

* * *

Хасидский учитель ехал в повозке, и его кучер остановил лошадей, чтобы накормить и напоить их. Он обернулся к учителю и сказал:

— Посмотри, как едят и пьют эти лошади. Они, верно, думают, что я даю им еду и питье, чтобы они получили удовольствие. А ведь я это делаю лишь для того, чтобы они доставили меня, куда нужно.

Учитель воспринял слова кучера как упрек. “Когда я ем и пью, — подумал учитель, — мне кажется, что я лишь утоляю свой голод. Но забываю при этом, что пища дана мне, чтобы я исполнял волю Всевышнего и достигал главной цели в жизни. И если я об этом не вспоминаю, значит, я подобен лошади...

* * *

Рав Моше Лейб из Сасова часто говорил, что постиг истинное значение любви к евреям благодаря пьяному.

Однажды он зашел в трактир и услышал такой разговор:

— Иван, я же твой лучший друг... Слышишь, Иван? — твердил своему собутыльнику основательно набравшийся мужик.

Тот, к кому он обращался, тоже пьяный, ответил:

— Врешь, Степан! Не любишь ты меня...

По щекам Степана потекли слезы.

— Не говори так, Иван, — всхлипывая, проговорил он. — Я тебя люблю.

— Ну, если ты, на самом деле, меня любишь, — пробормотал Иван, — тогда скажи, о чем я тревожусь, чего мне не хватает...

“Никто не вправе сказать, что любит кого-то, — добавляет рав Моше Лейб, — если не чувствует его боль и не знает, в чем тот нуждается”.

* * *

Один хасид видел, как бьют розгами солдата царской армии. За то, что он ненадолго отлучился со своего поста.

Солдат молил о пощаде, оправдывался:

— Было так холодно, что я совсем замерзал, — пытался оправдываться он перед начальником.

— Ты давал присягу царю, а это должно согревать тебя изнутри, — отвечал начальник.

И хасид подумал: “Видно, я стал механически молиться и исполнять заповеди. Если бы я делал это от всего сердца, я бы ощущал больше тепла и трепета...

* * *

Однажды мой друг в непогоду оказался в аэропорте. Там скопилось множество людей, и все друг с другом разговаривали. В зале стоял такой шум, что невозможно было расслышать объявления по радио.

— Тише! — попытался утихомирить окружающих кто-то из пассажиров. — Возможно, передают что-то важное о полетах, а разобрать невозможно. Теперь придется обращаться в информационное окошко, чтобы узнать, о чем шла речь.

Эта история навела моего друга на размышления о голосе Всевышнего. Талмуд говорит, что голос с Синая раздается каждый день, призывая нас вернуться к изучению Торы и соблюдению ее заповедей. Зачем этот голос, если мы все равно не можем его услышать?.. Да, в повседневной суете мы не слышим голос. И приходится, как в аэропорту, обращаться к людям, владеющим информацией — нашим духовным руководителям, чтобы узнать, о чем он сообщает... А это очень важно узнать. Ведь, если мы не поймем, что говорит этот голос с Синая, мы не достигнем главной цели в жизни.

Когда ракета вылетает в космическое пространство, иногда в ходе полета ее траекторию корректируют, чтобы она достигла орбиты...

Может быть, об этом и говорили наши предки у Синая, обещая, что будут делать то, что Творец повелел, и слушать, что Он скажет в дальнейшем. И слушать мы должны внимательно, чтобы услышать и воспринять все коррективы, не сбиться с пути и достичь цели.