Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если бы тогда

Как поступить, если кто-то в твоем окружении совершил неблаговидный поступок? Надо ли отдалиться от такого человека или, наоборот — приблизиться и оказать на него положительное влияние?..

ОТЛУЧЕНИЕ

д-р Ашер Меир

Однажды я получил письмо от человека, который сообщал, что его родственник опубликовал в Интернете неприличные персональные данные. В семье узнали об этом и заставили этого родственника убрать такую информацию. «Но я решил все равно отдалиться от него, — рассказывал автор письма. — Чтобы дать ему понять, насколько сильно шокировало меня его поведение».

Возникает вопрос: правильно ли поступил человек, принявший решение наказать так своего родственника?

В еврейской традиции действительно существует мера наказания, называемая «отлучением» (на иврите — нидуй). Издавна отлучение человека от привычных социальных контактов считалось эффективным способом воздействия. Настолько эффективным, что в течение сотен лет оно было самым серьезным наказанием в еврейском суде (бейт дин). Еврейские суды редко приговаривали к тюремному заключению или телесным наказаниям. Угрозы отлучения, предписывающего членам общины изолировать осужденного, было достаточно для того, чтобы поддерживать в общине порядок и согласие.

Тем не менее, прекрасно понимая силу нидуя, еврейские общины старались не использовать эту меру наказания слишком часто — чтобы она не утратила своей эффективности и не превратилась из созидательной санкции в разрушительную.

Отлучением наказывали за четко сформулированные нарушения закона. Причем, во избежание злоупотреблений, наказание это налагалось на ограниченный срок (обычно — на неделю). Если осужденный прекращал противоправные действия, нидуй отменялся или, по крайней мере — не возобновлялся.

Если человек совершал правонарушение, но впоследствии воздерживался от подобных действий или исправлял положение (как в примере, описанном в полученном мной письме), нидуй не использовался.

В случаях, когда нарушение закона имело место, и дело доходило до суда, судьи детально и всесторонне рассматривали происшествие. С тем, чтобы убедиться, что отлучение не окажет на подсудимого негативного воздействия.

Один из самых известных комментаторов Шульхан Аруха рав Давид а-Леви (Польша, начало 17-го века) подчеркивал, что, прежде чем наложить нидуй, судья должен обратить внимание на два момента:
Во-первых — понять, не приведет ли отлучение к полному и окончательному отдалению правонарушителя от еврейской общины. Вместо того, чтобы раскаяться в своем недостойном поведении и попытаться вернуться в лоно общины, он может решить, что, поскольку он одной ногой уже шагнул за порог, возвращаться назад не имеет смысла.

Во-вторых — помнить, что последствия нидуя сказываются не только на родителях, но и на детях. Ребенок с большим трудом переносит изоляцию от привычного для него общества. И это может негативно повлиять на его развитие и воспитание. Более того, со временем он узнает, за какой именно проступок его мать или отец подвергался такому наказанию, что вряд ли будет способствовать нормальному формированию его личности и ценностей.

Конечно же, решение отказаться от контактов с «провинившимся» родственником — личное дело каждого и не имеет той силы, которая характерна для официального наказания. Тем не менее, не следует забывать и о том, что в межличностном «отлучении» действуют те же принципы, что и в официальных случаях.

Кроме того, мне трудно представить себе, каким образом нежелание общаться с человеком, совершившим неблаговидный поступок, может убедить его в том, что он допустил ошибку в свом поведении. Напротив, разговор «по душам», думается — гораздо более эффективное средство воздействия.

Следует учесть, что любые перемены в отношениях между людьми способны породить разнообразные слухи, что, в свою очередь, может подорвать авторитет человека, с которым перестали контактировать, в общине и в семье. В подобных ситуациях обязательно надо подумать и о том, как отреагируют на нежелание общаться с человеком его дети…

Если человек оступился, а потом исправил положение, лучше всего о его ошибке поскорее забыть.

Всевышний создал нас с множеством необъяснимых желаний и страстей; Он также дал нам Тору — средство, помогающее преодолевать негативные побуждения. Когда вы видите, что кто-то оказался в их власти, нужно не отстраняться от этого человека, но, наоборот — приблизить его, чтобы оказать на него положительное, облагораживающее влияние…

Всемирное еврейское обозрение

Перевод с английского

Д-р Ашер Меир,
раввин, один из руководителей Центра деловой этики
при Иерусалимском технологическом колледже
Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике