Ìàòåðèàëû ñàéòà www.evrey.com
Ïîñåùàéòå íàø ñàéò åæåäíåâíî!


Первые воспоминания у большинства людей связаны с возрастом 3

Первые воспоминания у большинства людей связаны с возрастом 3-4 года. Но чрезвычайные события откладываются в памяти и в более раннем возрасте. Однако есть люди, которые всерьез утверждают, что помнят себя еще нерожденными – в нежном мире утробы матери…

МАМА, Я ВСЕ ПОМНЮ

  Плод в утробе матери

способен усваивать и запоминать информацию

Врачи чаще всего скептически оценивают подобные заявления; лишь некоторые психологи до сих пор полагали, что человеческий мозг способен хранить столь ранние воспоминания.

Публикация в только что вышедшем номере известного медицинского журнала «Ланцет» (Великобритания) способна удивить не только обывателя. Ученые голландского Маастрихтского университета задались вопросом: действительно ли мозг плода способен различать и запоминать информацию? Используя прибор, генерирующий звуковой сигнал, они прикладывали излучатель звука к животу беременных женщин и наблюдали за реакциями плода.

Вначале плод реагировал на звуковые раздражители активным шевелением. И хотя их подавали через разные промежутки времени, так что нельзя было привыкнуть к их ритму, с каждым последующим сигналом плод реагировал все слабее, а при многократном повторении звука вообще переставал «обращать на него внимание». Он как бы привыкал к шуму.

Анализируя многочисленные опыты, исследователи сделали два важных вывода. Во-первых, плод в материнской утробе, несомненно, наделен кратковременной памятью. Ведь, чтобы перестать реагировать на один и тот же звук, его нужно для начала запомнить. Второй вывод еще более важен: неродившийся ребенок способен обрабатывать информацию и на этом основании принимать решения. По мнению ученых, плод, убедившись в безопасности повторных звуковых сигналов, со временем распознает это свойство, что определяет его реакцию, вернее, ее отсутствие.

Исследования проводились на 4-6 месяце беременности, когда у ребенка уже сформировались основные органы, в том числе и головной мозг. По мнению ученых, этот факт делает весьма вероятным и то, что в этот период плод уже способен испытывать боль.

Если так, тогда утешительные рассуждения по поводу абортов на поздних сроках беременности, согласно которым нерожденный ребенок якобы не испытывает боли, вовсе не выдерживают критики. По мнению авторов исследования, их данные заставляют общество вновь вернуться к нерешенной до сих пор проблеме: запрещению абортов на поздних сроках, как манипуляции, грубо нарушающей основной принцип медицины – «не навреди». И для всех людей, ответственно относящихся к рождению ребенка, это – бесспорный аргумент в защиту прав новорожденного. Выходит, не случайно народный опыт во многих странах считает недопустимым для беременной женщины даже думать о возможности аборта, чтобы родившийся ребенок не чувствовал себя потом несчастным и нежеланным.  

Людмила Славина, Газета «Глобус»

            

  Еврейский комментарий к статье

Интересно, что говорит об этом еврейская традиция. Но вначале вспомним об одном из важнейших принципов Торы.

Если возникает опасность для жизни, Творец позволяет нарушить почти все законы, которые Он предписал нам в Торе, как сказано: «Лучше нарушить одну субботу, чтобы потом соблюдать все остальные (чем погибнуть ради ее соблюдения и не выполнить задачи всей жизни — усовершенствовать душу исполнением многочисленных заповедей)». Например, если в субботу у жены начинаются родовые схватки, раввины разрешают по телефону вызвать скорую или такси и поехать с женой в роддом.

Итак, посмотрим, какой материал по традиции выбрал в своей брошюре «Тора и наука» Замир Коэн:          

Как известно, в Йом Кипур нельзя есть и пить, но ради спасения жизни эти запреты отменяются. Мишна (Йома, 8:5 – 2в. н.э.) говорит, что при угрозе для жизни есть можно и даже обязательно.

Далее там приводится такой пример:

  «Если беременная почуствовала запах, ей дают поесть, пока не возвратится ее душа». Раши (великий средневековый комментатор) поясняет слова закона: «Ребенок в ее чреве чувствует запах еды и испытывает голод. Если она не поест, оба – в опасности».      

  Итак, если беременная ощущает запах еды и испытывает необъяснимую потребность ее съесть, это, согласно Торе, не ее прихоть. Ребенок почувствовал запах…

В Талмуде эта мишна обсуждается подробнее (трактат Йома, 82б):

  Пришли к раби Йегуде а-Наси и спросили, как следует поступать. Он сказал им: шепните ей на ухо, что сейчас Йом Кипур, может быть, она удержится. Шепнули, у ребенка пропало желание, и она успокоилась. Раби Йегуда а-Наси произнес об этом ребенке стих (пророка Ирмеягу): «Прежде, чем Я сотворил тебя в материнской утробе, Я узнал тебя». И действительно, родился у нее раби Йоханан. [Он был главой совета мудрецов Израиля и составителем Иерусалимского Талмуда.]

Нетрудно предположить, что ученые многих поколений, прочитав эти отрывки из Талмуда, не поверили бы и сказали: «Эмбрион в утробе матери – просто растущий комок плоти. Что у него общего с ребенком, выходящим на свет? До рождения он ничего не воспринимает извне и лишен всяких чувств. Разве он может услышать, что шепчут на ухо матери? Разве он от этого успокоится?»

При изучении традиции мы должны иметь в виду, что  в отличие от закона агада — рассказ в Талмуде — может иметь иносказательный смысл. Однако ребенок действительно может слышать. Правда, все еще остается вопрос: как он понимает слова? Или это душа ребенка понимает мысли?   

Поговорим теперь о выводе из открытия, опубликованного в журнале «Ланцет», — запрете абортов на поздних сроках. Что говорит об этом еврейская традиция?

В Зоаре, классическом кабалистическом источнике, сказано: «Трое гасят свет в этом мире...». И первыми названы те, кто убивает младенца в утробе. Для человека, который верит в существование души, плод на любом сроке — чувствующая и сознающая душа, облеченная в более или менее развитую плоть. Поэтому аборт — всегда мучение для души ребенка, боль или грех для матери и нарушение воли Творца, который пожелал, чтобы эта душа воплотилась и выполнила свою уникальную задачу, сделав этот мир и себя лучше.

Однако и здесь работает важнейший принцип: спасти жизнь человека. Если врачи уверены, что спасти можно только одного из двоих, ребенка или мать, раввины рассматривают ребенка как преследователя, который стремится убить человека, и, по закону, преследуемый или его защитник должны предотвратить преступление даже ценой жизни убийцы. То есть в этом случае аборт разрешается.

Следует отметить, что вопрос о предотвращении беременности в еврейской традиции ставится  совершенно иначе. И хотя мужчинам полностью запрещаются любые соответствующие меры, но у женщин есть целый спектр разрешенных способов, а какие из них можно применять в каждом конкретном случае, посоветует квалифицированный раввин.

Стоит в связи с этим упомянуть и потрясший мировую общественность видеофильм, снятый в утробе матери, на котором видно, как младенец отталкивается и в ужасе старается уклониться от острого инструмента гинеколога, которым тот хочет его убить и разрезать, чтобы вытащить потом по частям.

В заключение приведем отрывки из книги известного ученого Сюзанны Шифлевин «Тело человека – удивительный механизм», приведенные в брошюре Замира Коэна:

«У двадцатичетырехнедельного зародыша проявляется высокое развитие нервной системы. Его глаза в определенный период сна, как это бывает у детей и взрослых,  приоткрываются.

Нет сомнения, что дети в утробе слышат звуки. На этом этапе развития они заметно реагируют на музыку. Они моргают, прищуриваются и ритмично двигаются, будто танцуют.

По поведению новорожденных можно судить, что они сохраняют память о внутриутробном периоде. Младенцы в утробе предпочитают слышать определенные звуки: биение материнского сердца, звук ее голоса, воспринимают даже сказки, которые рассказывали до их рождения. Грудные дети могут вспомнить музыку, которую любила слушать их беременная мать. Многие  полагают, что истинное существование плода начинается только после рождения, но наблюдения свидетельствуют, что это удивительное развитие начинается намного раньше».