ХУКАТ 
"ХУКАТ"
ХУКАТ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ХУКАТ"

Июнь 15, 2021   5 Тамуз 5781

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Четырнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «АХАРЕЙ МОТ»

Место в Торе: книга Ваикра — гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 30.

Почему глава так называется?

В первой фразе сказано: “И говорил Всевышний с Моше после смерти двух сыновей Аарона…”.

После смерти на иврите — ахарей мот

Обсуждение главы Ахарей Мот

1. Это было недавно, это было давно…

Наша недельная глава начинается словами: «И обратился Всевышний к Моше после смерти двух сыновей Аарона... И сказал Всевышний Моше: Скажи Аарону, твоему брату, чтоб он не вошел во всякую пору в Святилище, внутрь за завесу» (Ваикра, гл. 16, ст. 1-2). 

Слово «после» в этом отрывке на иврите передается словом «ахарей». При том, что на иврите то же значение имеет и выражение «ахар».

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 44) Учителя объясняют, что слово «ахарей» употребляется в Торе, когда между описываемыми событиями существует временной перерыв. Если же используется «ахар» — это означает, что одно событие следует за другим, практически без перерыва.

Поскольку в данном случае в Торе написано «ахарей» — Всевышний, надо понимать, обратился к Моше с такими словами не сразу после гибели сыновей Аарона, но — спустя какое-то время. 

Что из этого следует?

Известно, что Шехина (Божественное Присутсвие) «отдаляется» от грусти и траура А о смерти Надава и Авиhу (сыновей Аарона) в Торе читаем: «И сказал Моше Аарону, и Элазару, и Итамару... А ваши братья, весь дом Израиля, оплакивать будут произошедшее сожжение» (Ваикра, гл. 10, ст. 6). То есть — весь Израиль скорбел, и поэтому никто не мог вступить в диалог с Творцом. Аарон, Элазар и Итамар были в трауре, поскольку погибшие Надав и Авиhу были их близкими родственниками. Все же остальные евреи оплакивали эту трагическую гибель, по слову Моше. 

Возникает вопрос: был ли в трауре сам Моше? 

С одной стороны, траур распространяется на всех сынов Израиля, но ведь повеление об этом дает Моше. Сам он, быть может, находился за рамками этого установления?

Если, Моше не был в трауре, то Всевышний мог обращаться к еврейскому народу через него.

Из того, что в Торе в значении «после» употреблено именно слово «ахарей», означающее, что имел место некий временной перерыв, а не «ахар», мы делаем вывод, что Всевышний обратился к Моше не сразу после смерти сыновей Аарона. 

Но почему Всевышнему понадобилось выдержать паузу в общении с Моше? 

Как уже было сказано, Шехина не приближается к тому, кто — в трауре. И если Всевышний не обратился к Моше сразу, значит, можно сделать вывод, что объявленный траур распространялся также на него. То есть, Моше не только объявил траур для евреев, но и сам скорбел о трагической смерти сыновей Аарона. Для того, чтобы сообщить нам это, Тора и использует слово «ахарей».

Нам предстоит прояснить еще один вопрос: почему Тора уточняет, что у Аарона погибло двое сыновей? Ведь уже было сказано, что умерли Надав и Авиhу — «И взяли сыны Аарона, Надав и Авиhу... и умерли они перед Всевышним» (Ваикра, гл. 10, ст. 1-2). Отсюда и так понятно, что их было двое.

В Мидраше говорится, что Надав и Авиhу были наказаны за то, что не посоветовались друг с другом (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл.20).

Учителя отмечают, что оба они, и Надав и Авиhу, считали себя равными коэну гадоль (главному коэну в Храме). Поэтому и внесли воскурения в Кодеш Кодашим (Святая Святых Храма). И в этом была их ошибка. Ведь коэн гадоль может быть только один. И Святая Святых не вмещает двух главных коэнов. И «два сына Аарона» не могли одновременно осуществить В Кодеш Кодашим то, что полагалось сделать коэну гадоль.

Можно предположить, что один не знал о намерениях другого. Но ведь они могли, по крайней мере, хотя бы посоветоваться друг с другом. И тогда, возможно, трагедии удалось бы избежать.

На это и намекает Тора, подчеркивая, что умерли именно два сына Аарона, чего бы не произошло, если бы служение осуществил один коэн гадоль.

Впрочем, это — лишь одно из объяснений причины гибели Надава и Авиhу. Есть и иные грани Истины. Об этом — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Шмини, первый годовой цикл обсуждения.

На основе комментариев рава Йехиэля-Михла Вольфсона

(глава раввинского суда Парича, автор сборника вопросов и ответов «Сфат а-Ям»

и рава Йегошуа из Кутны

(автор книги «Иешуот Малко»)

2. Подарок доносчику

 

В нашей главе рассказывается об особом приношении двух козлов в Йом Кипур. Один из них был приношением хатат (символизирующим искреннее раскаяние и стремление исправить ошибки). Другого — живым отсылали в пустыню к Азазелю (Ваикра, гл. 16, ст. 10).

Подробнее о процедуре, связанной с козлом, которого отсылали в пустыню (козлом отпущения) можно прочесть на сайте, к примеру, в обзорах листов 66 и 67 трактата Талмуда Йома. См. на сайте и обзор листа 37 того же трактата Талмуда, где говорится о сути понятия «Азазель» — с материалами, обозначенными в нем линками.

Учителя объясняют, что козел отпущения служил подарком силам зла (ситра ахра). И в ответ на вопрос, зачем делать подарок деструктивным силам, рассказывают притчу.

Народ одной из провинций огромной империи взбунтовался против властей. Чернь ворвалась в правительственные учреждения и устроила там форменный погром. Все имперские документы и царские указы были преданы огню. Люди с положением в обществе, бизнесмены и высокопоставленные чиновники, конечно же, не участвовали в восстании напрямую. Но всячески поддерживали бунтовщиков, надеясь «выловить рыбку в мутной воде». Ведь, отсутствие централизованной власти может привести к различным послаблениям. Например, отпадет необходимость платить налоги и т.д. и т.п.

Министры правительства, разумеется, не только не выступили вместе с революционерами, но и не поддерживали их. Хотя особо и не протестовали. Что тоже было воспринято народом, как поддержка. 

Среди всех этих групп и политических партий находился наблюдатель царя. Он, оценив ситуацию, спешно отбыл в столицу. Где незамедлительно ввел царя в курс дела, со всеми подробностями, не забыв о втоптанных в грязь и преданных огню царских распоряжениях и указах.

Царь в гневе собрал большое войско и выдвинулся в направлении взбунтовавшейся провинции, с намерением строго наказать бунтовщиков. Весть об этом быстро распространилась и достигла той самой провинции, опередив карательную экспедицию.

Первыми отреагировали министры. Они поняли, что очень важно отделиться от бунтовщиков, чтобы не пострадать вместе с ними. Затемно они покинули мятежную провинцию и двинулись навстречу царю. Встретив его в поле, они склонились перед ним и приветствовали словами: «Царь наш!». Сердце царя начало смягчаться, и министры были оправданы. 

В воротах главного города мятежной провинции царя ожидали важные люди, имеющие вес в обществе, бизнесмены и высокопоставленные чиновники. Они устроили царю пышный прием, низко склонились перед ним и торжественно поклялись в вечной верности и преданности. Царь уже смягчился еще больше.

— Не так уж все и плохо, — сказал он, обращаясь к наблюдателю. — По крайней мере, не так, как ты описал…

А, что царь скажет на это? — отвечал ему наблюдатель, указав на разгромленные правительственные учреждения и разбросанные повсюду царские документы.

Царь приказывает учредить трибунал, провести следствие и покарать виновных по всей строгости закона. Тогда перед царем предстает простой люд. Они падают перед ним ниц, молят о прощении, говорят о своих верноподданнических чувствах.

Царь, смягченный встречей с министрами, приемом, который ему оказали знатные горожане — помиловал и взбунтовавшийся простой люд…

Как понимать эту притчу в приложении к описанной в нашей недельной главе ситуации?

Главы поколения и праведники в месяц Элуль выходят навстречу Всевышнему, чтобы смягчить Его отношение к еврейскому народу еще до Дня Суда. В Десять дней раскаяния, средние люди возвращаются на пути истины и тем самым охлаждают гнев Творца. И вот наступает Йом Кипур, когда даже самые последние злодеи постятся и раскаиваются в своих проступках. Тогда Творец простирает свое Милосердие на народ Израиля и очищает его от духовной нечистоты. 

В это время главы поколения и праведники, приблизившиеся к Творцу из любви к Нему, преподносят Царю (Всевышнему) свои подарки (ведь любовь — это желание дарить и одаривать), посвящают Ему свое служение и добрые дела. Но не только Царю адресуются подарки. Достойный дар (в виде козла отпущения) полагается и «доносчику». Ведь, если бы не он, кто знает, когда бы еще мы удостоились визита Царя.

на основе комментария раби Моше Софера

(Хатам Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

3 Вначале исправь себя

В нашей недельной главе о службе коэна гадоль (главного коэна в Храме) в Йом Кипур читаем: «И искупит себя и свой дом» (Ваикра, гл. 16, ст. 6).

То есть главный коэн в Храме, сначала должен исправить себя, навести порядок в собственном доме. И только потом, когда сам он полностью очистится и исправится — может приступить к искуплению всей общины Израиля.

«Сначала исправь себя, — наставляют в Талмуде Учителя, — и только потом пытайся переделать других» (трактат Бава Батра, лист 60).

Рассказывают, что раби Янай (великий Учитель Талмуда; 3-й век) посадил дерево на общественной территории. То же самое сделал еще один человек. И вот, люди обратились к тому человеку и потребовали, чтобы он подрезал ветки на посаженном им дереве, так как они мешали прохожим. Человек пришел к раби Янаю и спросил, должен ли он подрезать ветки дерева. Раби сказал, чтобы он пришел за ответом на следующий день. И тут же распорядился, чтобы обрезали ветки на посаженном им самим дереве.

На следующий день, когда человек пришел за ответом, раби Янай сказал ему, что ветви дерева надо обрезать.

— Но, ведь и ты посадил дерево в общественном владении?! — удивился человек.

— Иди, и, если увидишь, что мое дерево аккуратно подстрижено, — отвечал раби Янай, — поступи точно также со своим.

Вначале исправь себя, а потом уже будешь исправлять других.

Одна из первых заповедей, которую получили евреи, выйдя из Египта — заповедь о еврейском рабе. О том, в частности, что его нужно отпустить на свободу в год шмиты (седьмой год). Как сказано: «Шесть лет он будет работать, а на седьмой — выйдет на свободу без выкупа» (Шемот, гл. 21, ст. 2).

Казалось бы, выполнять на практике эту заповедь евреи должны были только после расселения в Эрец Исраэль (на Земле Израиля). Зачем же понадобилось устанавливать эту заповедь за десятки лет до того, как евреи вошли в Эрец Исраэль?

Евреи требовали, чтобы фараон отпустил их из рабства, — разъясняют Учителя. — Поэтому сами они должны были установить справедливость в отношении к своим рабам.

В нашей традиции есть заповедь, предписывающая увещевать и наставлять того, кто сбился с правильного пути. Но тому, кто стремится исполнить эту заповедь, следует прежде проверить, стоит ли он сам на верном пути, не заслуживает ли он порицания, не допускает ли ошибки в собственных действиях. Ведь увещевание, если мы хотим, чтобы оно проникло в самое сердце другого человека, тоже должно исходить из сердца, из самых его глубин. 

Если же источник наставления — не в сердце, такое наставление и не подействует и не принесет пользы. Ибо тогда нельзя считать, что оно — во Имя Небес. Это будет «поучением», основанным на каких-то личных мотивах. Оно может обидеть того, кому адресовано.

Поэтому каждый, кто преподает Тору и дает духовные наставления, должен, в первую очередь, регулярно проверять себя, анализировать свое поведение, свои дела и поступки. Потому что негоже наставлять других в том, чем пренебрегаешь сам.

Сначала исправь себя, потом можешь наставлять других.

Адмор (глава хасидской общины) раби Хаим из Цанз, автор Диврей Хаим, любил говорить, что в молодости он мечтал переделать мир, приблизить всех людей к Творцу. В зрелые годы, когда он понял, что всего мира ему не исправить, он решил навести порядок, хотя бы в своем родном городе. Потом понял, что, если ему удастся привить трепет перед Всевышним хотя бы среди домочадцев, в своей семье, это уже будет большим достижением. На склоне лет он решил довольствоваться малым и стремиться к тому, чтобы исправить себя. «Но даже в этом, — с грустью констатировал раби Хаим, — я не слишком преуспел».

на основе комментария рава Ицхака Кройзера

(наше время, Бней Брак, Израиль)

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

За 1.5 года не сказал о своих чувствах. Мысли о нем отвлекают от молитв…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля