РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Четырнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА “Мишпатим”

Место в Торе: вторая книга Торы - Шемот, гл. 21, ст. 1 - гл. 24, ст. 18.

Почему глава так называется?

По слову в первой фразе: “И вот законы...”.

Законы на иврите - мишпатим.

Обсуждение главы Мишпатим

Что важнее законы о рабе или строительство Мишкана?

Наша глава начинается законами о еврейском рабе. В Торе читаем: «Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет служить, а на седьмой — выйдет на свободу без выкупа» (Шемот, гл. 21, ст. 2).

Тут следует подчеркнуть, что эти законы имеют юридическую силу только тогда, когда соблюдаются законы о юбилейном (пятидесятом) годе. А законы юбилейного года начинают соблюдать лишь после завоевания земли Израиля и раздела ее между коленами. Мишкан же (переносной Храм) был создан и начал функционировать еще в период, когда евреи находились в пустыне. Кроме того, казалось бы, что для сынов Израиля важнее — Мишкан, ядро, сердцевина еврейской жизни, или — рабство, которое имеет отношение далеко не к каждому еврею. Вот и возникает вопрос: почему законы о еврейском рабе в Торе приводятся раньше законов о Мишкане?

Чтобы это понять, Учителя сопоставляют отмеченную здесь кажущуюся «странность» с некоторыми событиями еврейской истории.

В конце царствования царя Давида, после пересчета евреев, Всевышний поразил народ Израиля эпидемией. Как сказано в Танахе: «И навел Всевышний мор на Израиль» (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 24, ст. 15).

Это было наказание за то,— объясняют Учителя, — что народ не добивался строительства Бейт а-Микдаша (Первого Иерусалимского Храма).

Но ведь мы знаем, что царь Давид очень хотел построить Бейт а-Микдаш, но Всевышний, через пророка сообщил ему, что лишь его сын Шломо удостоится этой чести и, когда станет царем — завершит возведение Храма. Так в чем же провинился народ?

Дело в том, что сыны Израиля, если захотели бы, чтобы у них поскорее был Храм, и в едином духовном порыве потребовали этого — все соображения, по которым Давиду не было дозволено построить Храм, отошли бы на второй план. И тогда, возможно, евреи получили бы Бейт а-Микдаш еще при жизни царя Давида. Но поскольку, о Храме просил лишь Давид, а народ, как нередко бывает — безмолвствовал, в итоге, и Давиду было отказано и евреи — пострадали. Эпидемия унесла жизни 70 тысяч человек.

Для исправления той ошибки, Учителя постановили, чтобы каждый еврей трижды в день произносил в молитве: «И да удостоимся мы увидеть своими глазами, как вернешься Ты, по милосердию Своему, в Сион» (Мидраш Ялкут Шимони). Так, прося о скором восстановлении Храма в Сионе, мы исправляем наше допущенное в прошлом равнодушие.

Но если Бейт а-Микдаш и Мишкан играют в жизни евреев такую важную роль, почему же в нашей главе Торы законам о Мишкане предшествуют законы о еврейском рабе? 

Здесь важно сказать, что еврей мог стать рабом, продав самого себя в рабство. Но, как правило, в рабство еврея продавал суд. В случаях, когда еврей — украл и не мог вернуть украденное (вместе с положенной компенсацией).

Тора наставляет, что каждый человек заслуживает уважения. Даже — раб, проданный в рабство за воровство. Ведь и он получал Тору у горы Синай, и у него есть божественная душа, и он, без сомнения, обладает определенными достоинствами. А для того, чтобы никто не подумал, что это просто — красивые слова, пустые, ничем не подкрепленные лозунги (которыми так богата история любого народа), Тора дает конкретное указание: если у хозяина — одна кровать, он обязан отдать ее рабу. А сам — пусть спит на полу. Недаром в Талмуде сказано: «Тот, кто купил себе раба, на самом деле, приобрел себе хозяина» (трактат Кидушин, лист 20).

У какого еще народа можно найти, что-то подобное?!

Но ведь и Храма и Мишкана в истории других народов — не найдешь. Таким началом нашей недельной главы Тора преподает нам важный урок: прежде, чем строить Мишкан, нужно научиться уважать других людей. Только тот, кто в воре и рабе способен разглядеть человека — достоин того, чтобы принимать Шехину (Присутствие Всевышнего).

Тот же урок преподносит нам и Авраам, когда прерывает разговор с Творцом, чтобы встретить гостей, которые приблизились к его дому.

на основе комментария рава Иехиэля Мордехая Гордона,

(1882–1964 гг., глава йешивы «Ломжа», Польша – Израиль)

 

2. Работать или затыкать уши?

В законах Торы о еврейском рабе говорится, что в случае, если раб по истечении шести лет службы хозяину не пожелает выходить на свободу — «…господин приведет его к судьям, подведет его к двери или к косяку, и проколет господин ухо его шилом, и останется он служить ему навеки» (Шемот, гл. 21, ст. 6). 

Возникает вопрос: почему прокалывают именно ухо?

Потому что это ухо, — объясняют в Талмуде Учителя, — слышало слова Всевышнего у горы Синай: «Ведь Мне сыны Израиля — рабы» (Ваикра, гл. 25, ст. 55).

Значит, все евреи — рабы (слуги) Всевышнего. И тот, кто добровольно пожелал стать рабом человека, демонстрирует тем самым, что он предпочитает быть рабом раба, а не слугой истинного Хозяина мира. И, следовательно — заслуживает того, чтобы ему прокололи ухо (трактат Кидушин, лист 22).

В ответе на заданный выше вопрос существуют и другие грани Истины.

В Торе мы читали, что Всевышний называет еврейский народ своим «первенцем». Как сказано: «Сын Мой, первенец Мой, Израиль» (Шемот, гл. 4, ст. 22).

Первенец в нашей традиции имеет, как известно, особый статус, требующий, соответственно — и особого отношения. Например, для осуществления приношений в Храме из скота выбирали именно первенцев. И пригодными для реализации этой высокой духовной миссии они были только при соблюдении определенных условий. У них не должно было быть врожденных дефектов, их нельзя было стричь, нельзя использовать в любых хозяйственных работах, нельзя резать, скажем, для нужд семьи — они заведомо предназначались только для Храмовой службы. Эти запреты остаются в силе и в наши дни. Но если у животного есть какой-то внешний изъян, например, повреждено ухо — его можно зарезать, несмотря на то, что это первенец. Ибо увечье лишает его кедуши («святости»), то есть своего рода — «избранности».

Так и еврей, изначально имея статус первенца («сын Мой, первенец Мой, Израиль») не должен служить никому, кроме Всевышнего. Если же он добровольно идет в услужение к рабу — ему пробивают ухо. То есть — наносят внешнее увечье, которое лишает его статуса первенца. Впрочем, это внешнее увечье, по-видимому, отражает глубокий внутренний «дефект», который раб раба приобрел, нанеся травму собственной душе. 

Открывают Учителя в данном вопросе и еще одну грань Истины.

У Адама, как нам известно из Устной Торы, до совершения им роковой ошибки пальцы на руках были как бы сросшимися. Всевышний разделил их, и пальцы первого человека приобрели привычный нам вид только после изгнания из Ган Эдена (в нееврейской литературе — «рай»), когда Творец поставил его перед необходимостью трудиться. Как сказано: «В поте лица будешь есть хлеб» (Берешит, гл. 3, ст. 19).

В этой связи Учителя в Талмуде подчеркивают, что в случаях, когда человек опасается, что может услышать то, что слышать — не подобает, нужно заткнуть ухо мочкой. Ведь мочка для того и создана, чтобы при необходимости закрывать ею слуховой проход (трактат Кетубот, лист 5). Но, как очевидно, произвести эту несложную «операцию» сросшимися пальцами — невозможно.

Всевышний изгоняет Адама из Ган Эдена — «за то, что послушался (он) голоса жены» (Берешит, гл. 3, ст. 17). И действительно, почему Адам выслушал Хаву и съел плод Дерева Познания? Потому что у него были сросшиеся пальцы, и он не смог загнуть мочку и закрыть ухо. Поэтому Творец разделил пальцы Адаму.

Но вернемся к ситуации, когда еврей изъявляет желание всю оставшуюся жизнь трудиться на другого еврея. Он, вероятно, считает, что пальцы даны ему исключительно для работы. Он настолько в этом уверен, что готов оставаться в рабстве. Но, если бы он использовал их и для того, чтобы не слышать то, что слышать нам — запрещено, возможно, он не скатился бы до воровства и рабства.

Поэтому в наказание ему и пробивают мочку уха.

на основе комментария рава Шмуэля Сегала

(автор книги «Рамат Шмуэль», вторая половина 19-го века – начало 20-го вв.), и на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Можно ли считать, что суббота дана только евреям?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля