РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 1, 2021   23 Ав 5781

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Четырнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ШЕЛАХ»

Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.

Почему она так называется?

В первых двух фразах главы говорится: «И сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».

Отправь (пошли) на иврите — шелах.

Обсуждение главы Шелах

1. Кому — во благо, кому — на погибель

В конце предыдущей недельной главы (Беhаалотх) мы читали о Мирьям, сестре Моше Рабейну, которая была наказана за лашон а-ра (злословие).

Наша недельная глава начинается повелением отправить разведчиков в землю Кенаан, которая впоследствии будет называться Страной Израиля. И в самом ее начале сказано: «Пошли себе людей…» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2). 

Как мы уже знаем, в самой последовательности изложения событий в Торе (окончание предыдущей и начало следующей недельной главы) заключен глубокий смысл. И в нашем случае мы должны понять, насколько опасно злословие. Ведь наказанием за него может стать не только заболевание духовного свойства, известное в нашей традиции под названием цараат (подробнее о понятии цараат и мецора — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). Что и произошло с Мирьям. Но и — смерть. Смертью были наказаны разведчики, которые, вернувшись из страны Кенаан, неподобающе отозвались о Земле Израиля. Причем, умерли они страшной смертью. Как написано: «Эти люди, распускавшие клевету на страну, умерли от мора перед Всевышним» (Бамидбар, гл. 14, ст. 37). 

Также мы видим, что Всевышний наказывает за лашон а-ра не только одиночек, как было с Мирьям, но и целую общину не милует. Это демонстрирует нам история с разведчиками, о чем в Торе сказано: «До каких пор эта злая община будет роптать?» (Бамидбар, гл. 14, ст. 27). 

Обратим внимание: когда евреи собираются отправить разведчиков в Кенаан, они говорят: «Пошлем людей... чтобы разведали они нам страну» (Дварим, гл. 1, ст. 22).

Слова «разведали нам», — объясняют комментаторы, — означают — «ради нашей выгоды, для нашей пользы». 

Но Всевышний дает повеление Моше: «Пошли себе людей» (ради твоей выгоды и твоей пользы). Потому что именно тебе это принесет пользу, а разведчикам — страшную смерть. 

Но в чем заключалась польза для Моше Рабейну?

Он получил 40 дополнительных лет жизни. Ведь Небеса уже вынесли решение, что Моше, как говорится в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 111) — не увидит, как будут наказаны кенаанские народы. А из-за того, что разведчики повели себя неправильно, это наказание было отсрочено на 40 лет.

И еще. Выражение «пошли себе людей» содержит в себе намек на то, что число разведчиков должно было быть ограниченным, и на то, что поручить столь ответственное задание надо было людям, тесно связанным с Моше.

Калев бен Ефуне, который вошел в состав разведывательной группы был женат на Мирьям, сестре Моше. А Иегошуа бин-Нун (он тоже стал одним из разведчиков) — учеником, а впоследствии — и преемником Моше, то есть был для Моше как родной сын. Ибо сказано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 19), что тот, кто обучает человека Торе, как будто бы произвел его на свет.

Таким образом, Всевышний рекомендует Моше послать двоих (минимальное число людей), причем, связанных с ним узами родства.

В Торе есть правило: не сообщать о двух печальных событиях сразу, одно за другим. Поэтому может показаться странным, что сразу за описанием, что произошло с Мирьям — следует рассказ о разведчиках. 

Очевидно, этим Тора хочет преподать нам важный урок: тот, кто не учится на чужих ошибках, в конечном итоге, платит ещё более высокую цену.

Разведчики не сделали вывода из случившегося с Мирьям и получили гораздо более суровое наказание. 

В самом конце недельной главы Итро читаем: «Не восходи по ступеням на мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») Мой, чтобы не открылась нагота твоя на нем» (Шемот, гл. 20, ст. 23).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Тора учит себя вести так, чтобы не обидеть и не оскорбить даже камни, которые вообще-то, не восприимчивы к оскорблениям. Тем более — во сколько раз нужно быть осмотрительнее, чтобы не нанести обиду человеку.

Важная деталь: Мирьям сказала лашон а-ра, обсуждая женитьбу своего брата Моше. Разведчики же оговорили Землю Израиля, то есть, по сути, образно говоря — «деревья и камни». Но ведь в главе Итро Тора на примере камней учит, что нельзя оскорблять человека. Выходит, разведчики на примере Мирьям, вывести запрет на лашон а-ра в отношении « деревьев и камней»?

Дело в том, что о Моше Тора говорит, что он был «скромнейшим из всех людей на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3). Недаром сказано — «на земле», потому что Моше уподобил себя «праху», то есть — не возвышал над всем, что создано Творцом, включая даже деревья и камни. 

И еще Тора подчеркивает, что Мирьям выразила свое недовольство (что тоже — лашон а-ра), говоря не о ком-то или о чем-то постороннем, но — о родном брате, который, как она знала наверняка, не станет на нее сердиться. Но разведчики и на это не обратили внимания. 

Кроме того, разведчики оговорили не просто землю кенаанскую, но — землю, обещанную Всевышним евреям, то есть — пренебрежительно отнеслись к Его подарку.

Таким образом, Тора, казалось бы, вопреки обыкновению, рассказывает о двух печальных событиях, и эти истории следуют одна за другой — чтобы на конкретных примерах продемонстрировать важные принципы и понятия. А еще — потому, что второе событие (с разведчиками) обернулось трагедией не для всех. Ведь благодаря ему, Моше получил дополнительные 40 лет жизни.

на основе комментариев рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль) и

раби Авраама-Мордехая Алтера

(чаще упоминается под «псевдонимом» образованным

от названия серии его книг — Имрей Эмет;

Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Соблюдение заповедей — гарантия праведности?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля