РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Пятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЙЕХИ»

 

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

Обсуждение главы Вайехи

1. Кто эти?

Когда Йосеф привел к отцу своих сыновей Эфраима и Менаше и попросил благословить их, Яаков прежде задал вопрос: «Кто они?» (Берешит, гл. 48, ст. 8).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Яаков почувствовал, что не может благословить детей Йосефа, ибо в тот момент Шехина (Присутствие Всевышнего) покинула его. Ведь среди потомков Эфраима и Менаше будут и отъявленные злодеи.

«Они — мои сыновья они, — ответил ему Йосеф, — которых дал мне Всевышний здесь» (Берешит, гл. 48, ст. 9). И — показал отцу кетубу (составленный по всем правилам брачный договор). Тогда к Яакову тут же вернулись духовные силы.

В продолжении отрывка читаем: «И сказал он (Яаков): пусть подойдут ко мне, и я благословлю их» (Берешит, гл. 48, ст. 9).

Невольно возникает вопрос: почему наличие брачного договора в корне изменило ситуацию? Неужели уже тогда, в те далекие времена, давали о себе знать зачатки бюрократии?

Сказано в Талмуде, что человека судят не за то, что он будет представлять собой в будущем, но — за то, какой он сейчас (трактат Рош hа-Шана).

Но ведь «бунтующего сына» (на иврите — бен сорер) по закону Торы приговаривают к смерти именно потому, что усматривают в нем потенциал дурного поведения в будущем. Оценивая его намерения и склонности — предвидят, что рано или поздно он растратит отцовское достояние, но продолжит искать удовольствия, к которым привык. А когда они окажутся недоступными — он будет грабить людей и совершать преступления, наказуемые смертной казнью (о бен сорере — см. на сайте, к примеру, в ответе «Что значит почитание родителей и как исполнять эту заповедь в 21 веке?», № 3802). 

Сказано в Талмуде: «Пусть лучше умрет неповинным в тяжких преступлениях и не умрет виновным (трактат Сангедрин, лист 71).

Объясняют Учителя, что «бунтующий сын» — исключение, поскольку он родился от запрещенной связи.

Выходит, того, кто родился от запрещенной связи, могут судить и за будущие проступки.

Теперь мы можем лучше понять рассматриваемый нами фрагмент.

Йосеф привел своих детей к своему отцу. Но Яаков почувствовал, что у него нет сил на то, чтобы благословить Эфраима и Менаше. Вместе с тем, он увидел, что от них могут произойти злодеи. Но ведь не судят человека за будущее!? Хотя, если он был рожден от запретной связи...

Поэтому и спросил Яаков: «Кто они (по происхождению)?». И когда узнал, что они рождены в брачном союзе, скрепленном кетубой — смог благословить их…

на основе комментария рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

2. Кто подписал кетубу Йосефа?

Итак, из комментария Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) к нашей недельной главе мы узнаем, что Йосеф, чтобы развеять сомнения отца по поводу происхождения внуков Эфраима и Менаше, показал Яакову брачный договор (кетубу).

Этот договор подтверждал законность брака Йосефа и Оснат.

Однако в Шулхан Арухе (раздел Эвен hа-Эзер, гл. 32) сказано, что брачный договор должен вручаться женщине в присутствии свидетелей. В крайнем случае, если имеются только свидетели, поставившие свои подписи под договором — этого тоже достаточно (там же, гл. 133).

Но кто мог выступить в роли свидетелей на свадьбе Йосефа?

Ведь свидетельствовать может только тот, на кого распространяются аналогичные законы (законы Торы) и кто выполняет их. То есть, свидетелем бракосочетания, осуществляемого по законам Торы (такое бракосочетание называется — хупа), может быть лишь тот, кто живет, соблюдая заповеди Всевышнего. Но на египтян, в окружении которых жил Йосеф, заповеди Торы — не распространяются. Свидетелями быть они не имели права. А без свидетелей ни хупа, ни кетуба законной силы — не имеют.

Впрочем, в Шулхан Арухе (раздел Эвен hа-Эзер, гл. 32) говорится также, что, даже если нет свидетелей, но брачный договор написан собственноручно женихом, то хупу в определенных случаях можно считать состоявшейся. Ведь подписи свидетелей нужны для того, чтобы удостоверить, что тот, о ком идет речь в брачном договоре и жених — одно и то же лицо. И изучение почерка человека тоже может помочь в идентификации личности. Поэтому, если брачный договор написан самим женихом, то это, в крайнем случае, может возместить отсутствие свидетельских подписей.

Очевидно, Йосеф сам написал брачный договор, и этим решил проблему отсутствия подходящих свидетелей.

Известно, что хупу можно провести не только при помощи брачного договора, но и посредством денег. Но в этом случае без свидетелей никак не обойтись. Поэтому понятно, почему Йосеф воспользовался именно брачным договором.

Известно, что фараон наделил Йосефа полной властью над египтянами. Йосеф поставил условие, что только тот, кто сделает обрезание, сможет купить хлеб из государственных запасов. Когда египтяне пожаловались фараону, тот принял сторону Йосефа. Как сказано: «Идите к Йосефу! Что скажет он вам, делайте!» (Берешит, гл. 41, ст. 55).

Великий Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) объясняет, что Йосеф таким образом делал гиюр египтянам. Они потом и составили ту группу «эрев рав», которая вместе с Моше вышла из Египта. 

Но если были египтяне, прошедшие гиюр — значит, они могли быть свидетелями на свадьбе Йосефа. 

Правда, указ сделать обрезание вышел лишь в голодный год. А к тому времени Йосеф уже был женат и имел двух сыновей — Эфраима и Менаше (Берешит, гл. 41, ст. 50).

Но все же возвышение Йосефа, наделение его огромной властью над египтянами, произошло еще до женитьбы. Ведь в Торе читаем: «И он поставил его (Йосефа) над всей землею египетской. И сказал фараон Йосефу: Без тебя не поднимет никто ни руки, ни ноги своей во всем Египте» (Берешит, ст. 43-44).

Таким образом, Йосеф, пользуясь почетом и уважением среди египтян — оказывал на них огромное влияние, прививая им правильные взгляды на действительность и приближая их к Творцу.

Следовательно, можно предположить, что Йосеф, идя по стопам своих отцов — Авраама, Ицхака и Яакова, занимался людьми, помогал им встать на правильный путь и проводил гиюры. И во время хупы у него не было проблем со свидетелями.

на основе комментария рава Йосефа Саланта

(автор книги «Бэер Йосеф»)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Есть ли какие-нибудь комментарии к сборнику «Пней Иегошуа»?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля