ХУКАТ 
"ХУКАТ"
ХУКАТ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ХУКАТ"

Июнь 15, 2021   4 Тамуз 5781

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Хаей Сара»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 23, ст. 1 — гл. 25, ст. 18.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары...”.

Жизнь Сары на иврите — хаей Сара.

Обсуждение главы Хаей Сара

1. Сара знала Творца с рождения

Наша недельная глава начинается словами: «И была жизнь Сары сто лет и двадцать лет и семь лет» (Берешит, гл. 23, ст. 1).

В своем комментарии к этой недельной главе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что все годы жизни Сары были одинаково хороши.

То есть на всех этапах своего жизненного пути, Сара была в равной степени праведна.

Возникает вопрос: если Сара по уровню праведности ни в чем не уступала Аврааму, почему же она прожила меньше?

В Мидраше (Ялкут Шимони, гл. 6) сказано, что Авраам открыл для себя Всевышнего, когда ему было 48 лет. Это знание изменило всю его последующую жизнь. Он стал — гером. А о гере в Талмуде (трактат Йевамот, лист 24) говорится, что он как будто бы в тот момент, когда стал гером — народился на свет

Вот так живет человек обычной жизнью, а потом вдруг отказывается ехать в субботу со старыми друзьями на шашлыки.

Что случилось?

А то — что он стал евреем и начал соблюдать заповеди Торы. Что он изменил свои привычки и отстранился от прошлых привязанностей и т.п. Словом — начал жизнь с нуля.

Авраам, как известно, прожил 175 лет. Если от них отнять те 48, после которых его жизнь стала другой, то как раз и получится 127.

Выходит, Сара прожила столько же лет, сколько прожил и Авраам — после того, как открыл для себя Творца.

Таким образом, жизнь Сары не была короче жизни Авраама. 

Впрочем, если Сара не сразу пришла к знанию о Всевышнем — нам придется и из ее жизни вычесть годы блужданий в неведении. И равенство (с продолжительностью жизни Авраама), которого мы с таким трудом вычислили, будет нарушено.

Раши, предвидя наши переживания по этому поводу, написал комментарий, который успокаивает нас.

Все годы жизни Сары были одинаково хороши, — пишет он — И «сто лет, и двадцать лет, и семь лет». Поэтому ее возраст исчисляется с самого рождения.

Авраам же по-настоящему начал жить, лишь, когда впустил в свою жизнь Всевышнего. То есть — с 48-ми лет.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

2. Можно ли мобилизовать мудрецов Торы (талмидей хахамим)?

 

Написано в нашей недельной главе: «И была жизнь Сары сто лет и двадцать лет и семь лет» (Берешит, гл. 23, ст. 1).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит) рассказывается такая история.

Однажды раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) во время урока заметил, что учеников клонит ко сну. Тогда, чтобы привлечь внимание, он сказал:

— Как вы думаете, почему Эстер удостоилась царствовать над 127-ю странами? Потому что она происходила от Сары, которая прожила 127 лет.

Но, ведь Эстер была потомком и Авраама. А Авраам, как известно, прожил 175 лет. Так почему же Эстер не царствовала над 175-ю государствами?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, заглянем в Талмуд.

Там (трактат Песахим, лист 23) сказано, что рав Шимон Амсуни говорил, что в Торе все предлоги «эт» (обычно имеют вспомогательное значение и поэтому на русский язык не переводятся) указывают на добавление. И в каждом случае он объяснил, что именно добавляет этот предлог «эт».

Однако в одном из фрагментов, во фразе «Перед Всевышним трепещи» (Дварим, гл. 10, ст. 20) — он затруднился объяснить, о каком именно добавлении идет речь.

И действительно — перед кем еще нужно трепетать так же, как перед Творцом всего сущего?

На выручку Шимону Амсуни пришел раби Акива. Он сказал, что и во фразе «Перед Всевышним трепещи» предлог «эт» свидетельствует о добавлении. Речь, по его словам — о мудрецах Торы (талмидей хахамим), перед которыми тоже следует трепетать.  

Написано в Талмуде (трактат Недарим, лист 32), что потомки Авраама были порабощены в Египте, потому что Авраам наложил повинность на талмидей хахамим. Как сказано: «И снарядил он питомцев своих» (Берешит, гл. 14, ст. 14).

Здесь говорится о 318-ти учениках Авраама, которых он, Авраам, мобилизовал для военной операции по освобождению из плена его племянника Лота. 

Теперь мы можем ответить на наш вопрос.

Из-за того, что Авраам наложил воинскую повинность на талмидей хахамим, его потомки 210 лет были в рабстве у египтян. А Эстер, которая тоже была его потомком, царствовала не над 175-ю государствами (по числу лет его жизни), а лишь над 127-ю (в соответствии с продолжительностью жизни Сары).

Неудивительно, что именно рабби Акива поднял эту тему. Ведь он открыл нам необходимость трепетать перед мудрецами Торы. Трепетать, а не накладывать на них повинности.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

3. Сара и ее дочь умерли в один день

Узнав о смерти Сары, Авраам погрузился в траур. И в Торе об этом читаем: «И умерла Сара... И пришел Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее» (Берешит, гл. 23, ст. 2).

Наш фрагмент начинается словами — «И умерла Сара». И непонятно, почему в его продолжении сказано: «И пришел Авраам скорбеть о Саре».

Зачем упоминать Сару еще раз? Ведь и так ясно, кого пришел оплакивать Авраам и о ком скорбеть.

Так почему бы не написать просто — «И умерла Сара... И пришел Авраам скорбеть и оплакивать ее»?

Когда умерла Сара, Авраама не было рядом. Поэтому вначале ее смерть оплакивали соседи и земляки. И оплакивали они ее, как жену весьма уважаемого и богатого человека, князя Всевышнего, Авраама. 

Чем знаменита жена генерала?

Своим мужем, генералом. Поэтому жену генерала оплакивают как генеральшу.

Вот и Сара, благодаря своей скромности, была известна местному населению в основном как жена Авраама. Так ее и оплакивали. Когда же пришел Авраам он начал оплакивать свою жену как Сару, потому что она заслужила почет и уважение к себе — и без всякой связи с Авраамом. И Авраам знал это, как никто другой.

Далее в нашей недельной главе говорится о необходимости найти жену для сына Авраама, Ицхака.

Так устроена жизнь. Грустные события перемежаются с радостными. Вслед за трауром и скорбью — играют свадьбу.

Так же — и Авраам. Оплакав Сару, он отправляет своего слугу Элиэзера на поиски невесты для Ицхака.

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 16) сказано, что у Авраама был не только сын Ицхак, но была еще и дочь.

Там же в Талмуде написано, что Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.) задаются вопросом: почему Авраам не поженил своих детей между собой (для потомков Ноаха браки между близкими родственниками не запрещены)?

Ответ на него, возможно, содержится в нашем фрагменте. В слове — «вэливкота» (и оплакивать ее). Здесь буква «каф» по традиции — меньшего размера, нежели остальные буквы. Она, как бы — выпадает из строки. И если прочесть фразу без нее — получится, что «Авраам пришел скорбеть о Саре и о дочери ее».

Выходит, что Авраам в один день лишился и жены и дочери. 

Теперь понятно, для чего нужно было отправлять Элиэзера на поиски невесты для Ицхака. Ясно и то, почему в нашем фрагменте Сара упомянута дважды. Ведь Авраам оплакивал не только ее, но и дочь.

на основе комментария рав Йехезкеля Ландау

(автор книги «Нода Бе-Йеhуда», главный раввин Праги, Богемия, 1713-1793 гг.)

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как доказать, что иудаизм — самая правильная религия?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля