БАМИДБАР 
"БАМИДБАР"
БАМИДБАР 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"БАМИДБАР"

Май 10, 2021   28 Ияр 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 04.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «КИ ТИСА»

Место в Торе: книга Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).

Когда будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.

Обсуждение главы Ки Тиса

1. Стекляшки против бриллианта

Всевышний повелевает, чтобы был произведен подсчет Его преданных служителей, Его верных солдат. И дает Моше соответствующее распоряжение. В нашей недельной главе оно сформулировано так: «Когда будешь производить подсчет сыновей Израиля...» (Шемот, гл. 30, ст. 12).

На самом деле, если переводить этот текст Торы дословно — может получиться: «Когда вознесешь голову сынов Израиля...». О том, что здесь подразумевается подсчет, мы узнаем из переводов Онкелоса (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита), комментариев Йонатана бен Узиэля (Учитель Мишны, 1-й век), Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) и других наших Учителей.

Но, почему Всевышний для своего приказа избрал такую «вычурную» форму? Почему не высказался прямо, чтобы мы и без комментариев сразу все поняли?

Очевидно, Творцу важно было, не просто объявить о пересчете евреев, но — связать это с «поднятием головы сынов Израиля». 

Царь Давид благодарит Всевышнего за то, что Он вздымает голову его. В его Псалмах мы читаем: «Всевышний, как многочисленны враги мои... Многие говорят о душе моей: нет спасения ему в Творце! А Ты, Всевышний, щит для меня, слава моя, и Ты возносишь голову мою» (Теилим, гл. 3, ст. 3-4).

В Мидраше (Псикта Рабати, гл. 10) Учителя усматривают связь между словами царя Давида и тем, что сказано в нашей недельной главе. Попытаемся и мы найти эту связь.

В Талмуде (трактат Тамид, лист 32) говорится о случае, когда язычник, решив подловить Раву (Рава — величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век), задав ему каверзный вопрос.

— В вашей Торе сказано, что нужно следовать за большинством, не так ли? — расставил сети язычник.

— Верно, это одна из заповедей Торы, — ответил Рава, как будто бы не замечая подвоха.

— Подавляющая часть человечества служит иным богам. Так что вы, согласно Торе, должны, следуя за большинством, служить вместе с нами, — подытожил язычник.

Но ему не удалось застать Раву врасплох. 

— Особо ценные вещи, — начал свое объяснение Рава, — предметы искусства или драгоценности, исчисляют не килограммами и метрами, но поштучно. И то, чем дорожат, что пересчитывают — над этим принцип «большинства» не властен. 

Так, гранатовый браслет никогда не затеряется среди пластиковых подобий, а картина мастера будет выделяться на фоне бесталанной мазни, окружающей ее со всех сторон.

Поэтому, несмотря на то, что большинство людей, устроившись поудобней, с комфортом служат придуманным ими же богам. Это нас ни к чему не обязывает. Ведь мишура и бисер, как бы много их не было, не в состоянии навязать свою волю бриллианту чистой воды.

И подобно бриллианту, теперь, засияли для нас слова царя Давида, озарив пониманием глубинного смысла, того божественного смысла, который никогда не встретишь у стекляшек.

Написано в Теилим: «Всевышний, как многочисленны враги мои». То есть — в этих словах царь Давид сетует, что подавляющее большинство человечества воспринимает его веру в штыки.

И далее: «Многие говорят о душе моей: нет спасения ему в Творце!» — так обыватели кудахтают за спиной гения: будь проще, будь как все! Но разве золотой самородок должен ориентироваться на окружающий его шлак?

На протяжении веков всевозможные миссионеры, чаще кнутом, но порой и пряником, убеждали нас стать «такими, как все». Только мы оставались верны Всевышнему.

И в Теилим об этом написано: «А Ты, Всевышний, щит для меня, слава моя».

Только на Всевышнего мы уповаем. И действительно — не на окружающий же шлак нам уповать. Хотя, иногда среди нас и встречаются сторонники шлака, но все же, правота — не на их стороне.

Откуда я это знаю?

Из нашей недельной главы. Из того, что Всевышний велит исчислить сынов Израиля, потому что у Него каждый еврей на счету. На особом счету. Ведь и тогда нас окружали народы, во много превосходящие нас числом. Но Творец выделил и приблизил именно нас. Так ювелир с любовью перебирает бриллианты и изумруды, подносит каждый камешек к глазам, подолгу рассматривает. А на искусственные кристаллы Сваровски, на цирконий и фианиты — разве что глянет мельком. Для работы они конечно нужны, но эстетического удовольствия от них нет. По крайней мере, у тех, кто действительно разбирается в искусстве.

Поэтому только мы можем сказать: «И Ты возносишь голову мою».

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

2. Как повесить Амана?

 

Одна из сформулированных в нашей недельной главе заповедей — подушный сбор половины шекеля, о котором здесь сказано: «Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля должен дать в возношение Всевышнему, чтобы искупить ваши души» (Шемот, гл. 30, ст. 15).

Согласитесь, что условие — «богатый не более, а бедный не менее половины шекеля должен дать» — не совсем понятно. У богатого денег больше. Почему бы ему и не раскошелиться в таком случае? И еще. Как связана «уравниловка» в размере приношения с искуплением души?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, проанализируем действие закона в двух, казалось бы, схожих случаях.

Если город подвергается экономическим санкциям — богатые должны взять на себя большую часть бремени. Но когда город захватывают разбойники и требуют от его жителей выкуп под страхом смерти — тогда все его население в равной степени несет расходы. 

Чем вызван этот столь разный подход к законам?

На самом деле, подход все время — один и тот же. Просто законы — разные.

Первый случай относится к имущественным законам (на иврите — диней мамонот), а второй — к законам, касающимся вопросов жизни и смерти (на иврите — диней нефашот).

Таким образом, видим, что неспроста, сообщая о равенстве всех перед пожертвованием половины шекеля, Тора тут же уточняет, что оно предназначено для искупления души, то есть относится к области «диней нефашот».  

Но о каком искуплении души идет речь?

В будущем злодей Аман, ненавистник еврейского народа, предложит десять тысяч мер серебра за право погубить всех сынов Израиля. В этот судьбоносный момент и придут на выручку наши половинки шекелей, всем народом пожертвованные. 

В Талмуде (трактат Мегила, лист 13) сказано, что Всевышний предпочел их аманову серебру. 

Неужто у Амана оказалось серебро более низкой пробы? 

Может, и так. Хотя, дело, конечно же, не в этом.

Аманом двигало стремление возвыситься. Оно и привело его, в конечном итоге, на виселицу высотой в 50 локтей. 

А пол шекеля, поскольку это — всего лишь половинка и до целого еще далеко, символизирует скромность и смирение. Именно эти качества и перевесили жажду величия Амана.

на основе комментариев рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Могу ли я курить в «Девять дней»?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля