ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

29.03.2024, 19 Adar II, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭКЕВ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

 

Обсуждение главы Экев

 

1. Быть радостным в начале, быть радостным в конце

 

В самом начале нашей недельной главы читаем: «И будет: за то, что выслушаете эти законы, храня и соблюдая их, Всевышний сбережет для тебя Свой союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Бывает так — человек, взявшись за изучение нового трактата Талмуда, испытывает духовный подъем, с трепетом открывает первый лист. Внимательно вчитывается в его содержание, начинает вникать… «Сейчас столько нового узнаю, — думает он, — приобщусь к Мудрости».

Однако, когда он доходит до середины тома — его воодушевление постепенно спадает (у некоторых уже на следующей странице). И до окончания — дотягивают не все. Тот же, кто дотягивает — сидит на «сиюме» (торжественное завершение изучения трактата) с постной физиономией. От былого задора и следа не осталось. 

Примерно так же обстоят дела и с шаббатом, с субботними трапезами. Сравните, с каким воодушевлением люди проводят вечернюю трапезу, сколько поют песен, сколько они говорят о недельной главе, какие блюда к ней готовят. И поставьте рядом — третью трапезу. Думаю, сравнение явно будет не в пользу третьей.

Что же тогда говорить о «мелаве малка» (трапеза после завершения шаббата, символизирующая проводы субботы)?

Но есть праведники и мудрецы Торы (талмидей хахамим), которые не снижают накала ни в середине, ни в конце. Они всегда радостны и удовлетворены судьбой.

Радость здесь — ключевое слово.

Хочешь быть уверен, что не оставишь Тору? Изучай ее и исполняй ее заповеди с радостью.

Намек на это содержится в нашей фразе.

Выражение «и будет» на иврите можно написать двумя способами: «ве-hая» или — «ва-йеhи».

Если в Торе используется выражение «вэ-hая» — значит, речь идет о радостных событиях, — отмечают Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 42). 

В нашем фрагменте написано — «ве-hая». Следом идет слово, вынесенное в название нашей недельной главы — «экев».

Мы перевели его как — «за то, что». Но у него есть и другое значение — «конец», «окончание».

Радостное воодушевление начала нужно сохранить до самого конца, и в этом состоит залог успеха. Такой посыл заложен в первых словах нашей недельной главы.

Слово экев в переводе может означать еще и — «пятка», «подошва», «нижняя часть ступни». Странное название для главы Торы — не правда ли?

Но здесь, в этом слове, в этом понятии «экев» — содержится важный принцип, основа служения Всевышнему. Человек должен позиционировать себя как «экев» — как пятка, как подошва ступни, и никак не выше. 

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 88) рассказывается о человеке, который пришел в Вавилон из Израиля. О нем было известно, что ему наверняка уготован удел в Будущем мире.

Учителя стали наблюдать за ним, чтобы понять благодаря какому качеству он удостоился милости в глазах Небес. Им открылось, что человек этот обладает большой скромностью, он входит е ним, ссутулившись, и покидает их, согнувшись. Он уравновешен и сдержан, постоянно погружен в Тору. И совершенно не считает себя выдающимся — вообще никем себя не считает.

Выходит, скромность — ключ к Будущему миру.

Теперь еще раз прочтем наш фрагмент и попытаемся понять, что мы можем из него выучить.

Написано: «И будет: за то, что выслушаете эти законы, храня и соблюдая их…».

Даже когда вы будете знать и соблюдать всю Тору, все равно считайте, будто бы вы — все еще «экев» и не поднялись выше пятки.

Тогда Всевышний — «сбережет для тебя Свой союз и милость». И еще — «Он любить будет тебя и благословит тебя, и умножит тебя» (Дварим, гл.7, ст. 13).

Будешь считать себя малым, недостойным — Творец возвеличит тебя. Так что, если ты не будешь искать уважения и почета — то придет время, и уважение и почет сами тебя найдут. 

 

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, и открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; вторая половина 19-го века – первая половина 20-го, Багдад, Ирак)

и магида из Кожниц

(автор книги «Аводат Исраэль»)

 

 

2. Фонд для выживания в чрезвычайных ситуациях

 

Написано в нашей недельной главе: «И будет: за то, что выслушаете эти законы, храня и соблюдая их, Всевышний  сбережет для тебя Свой союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Итак, Всевышний обещает, что Он наградит сынов Израиля, как обещал праотцам, с которыми заключил союз если они будут соблюдать законы Торы и исполнять заповеди.

Тут возникает вопрос. Ведь за Тору и заповеди евреям и так положена награда, независимо от того, заключал Творец союз с Авраамом, Ицхаком и Яаковом или нет. Так зачем потребовалось это обещание?

Заслуги праотцов — надежная «валюта», обеспеченная самыми высокими ценностями. Поэтому не спешите ее тратить — лучше отложите на черный день. Создайте фонд, который поддержит вас в критической ситуации, фонд для кризисного реагирования.

Если же жить не на заработанное и транжирить капитал, полученный по наследству — в какой-то момент придет извещение, что все сбережения исчерпаны, и средств на вашем счету больше нет.

Чтобы этого не произошло, в Торе дается совет: «И будет: за то, что выслушаете эти законы, храня и соблюдая их…». То есть — если сами будете  зарабатывать себе на жизнь. «Всевышний  сбережет для тебя Свой союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим». Заслуги твоих предков останутся в неприкосновенности. И ты сможешь воспользоваться этим капиталом в трудной ситуации или передашь его по наследству своим потомкам.

Проиллюстрируем сказанное притчей.

Умер человек и оставил после себя сына-подростка. Близкий друг покойного пожалел сироту и взял его под свое покровительство. Он был крупным магнатом и пристроил мальчика работать на одном из своих предприятий.

Юноша трудился наравне со взрослыми, впрочем, и зарплату получал — не хуже. Он был благодарен своему опекуну, его новая жизнь ему нравилась.

Вдруг, однажды он узнал (мир не без добрых людей), что его покойный отец оставил ему немалое наследство. Что сейчас этим наследством распоряжается его благодетель.

Парень настроился на серьезный разговор и, распахнув дверь, уверенно шагнул в комнату, где сидел его опекун.

— Мой отец оставил мне в наследство состояние, на которое я могу прожить десять лет, не работая. Мне надоело вкалывать на тебя. Выдай мне эти деньги, чтобы я мог пожить в свое удовольствие. 

— А, что ты будешь делать, через десять лет, когда останешься без гроша в кармане? — спросил его опекун. — Не лучше ли продолжать зарабатывать и жить своим трудом. Отцовский же капитал, сохраненный и приумноженный — ты сможешь получить, когда женишься и остепенишься.

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 3) задаются вопросом: что означает фраза «Всевышний  сбережет»? 

И отвечают так. В этом мире сыны Израиля обеспечивают свои семьи в счет благословений, полученных от злодея Билама. А благословения их славных предков — Всевышний бережет им на будущее.

 

на основе комментария магида из Дубно

(раби Яаков бар Зеев Кранц, 1741—1804 гг.)

 

 

3. Почему среди евреев так много врачей

 

В нашей недельной главе читаем: «И избавит тебя Всевышний от всякой болезни, и никаких египетских болячек, которые ты помнишь, не наведет на тебя, а пошлет их на всех твоих врагов» (Дварим, гл. 7, ст. 15).

Подобное обещание Всевышнего мы находим и в главе Бешалах, в тексте которой сказано: «Если будешь ты слушаться Всевышнего... то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не пошлю Я тебе, ведь Я — Всевышний, твой целитель» (Шемот, гл. 15, ст. 26). 

У этих двух обещаний, как видим, при всей их схожести — есть одно существенное отличие.

В нашей недельной главе говорится, что Всевышний будет беречь евреев от тяжелых недугов, а на их врагов эти недуги как раз нашлет.

В Бешалах — Всевышний предстает целителем еврейского народа, но о заражении врагов, там — ничего не говорится. 

Рассуждения о врачевании присутствуют в разных местах и в Талмуде.

Так, например, в трактате Шаббат (лист 133) Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века) делится рецептом исцеления ушибов, которому его научила мать. Надо, — советует он, — прикладывать к месту ушиба смесь из семи частей молока и одной части воска.

Свой рецепт лечения ушибов предлагает и Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) — смесь воска с белой смолой.

Когда Рава рассказал этот рецепт жителям Махузы, поселенцы Манйуми, а это сплошь были врачи, разорвали свои одежды в знак траура. Этот рецепт они держали в строгом секрете. Исцеление ушибов было их коньком, и этот «конек» неплохо кормил их многие годы. Теперь же Рава раскрыл их секрет. 

— Мы умрем с голоду, а наши дети будут вынуждены побираться, — причитали лекари из Манйуми.

— Не стоит так убиваться, — попытался успокоить их Рава. — Я расскажу вам рецепт, о котором никогда не говорил публично. Например, если человек, вымыв руки, плохо их вытирает, его кожа может покрыться язвами. Как их вылечить? — Омывать щавельной водой.

Теперь вернемся к нашей недельной главе.

Среди сынов Израиля многие хорошо разбирались в медицине и лекарствах. Если бы Всевышний объявил, что «избавит от всякой болезни, и никаких египетских болячек больше не наведет» — они могли пасть духом, решив, что теперь останутся без заработка и без пропитания. Поэтому Творец добавил — «пошлю их на всех твоих врагов». На них и — заработаете.

В главе Бешалах идет речь о евреях, покинувших Египет и отправившихся в пустыню. Жители окрестных стран, даже заболев и нуждаясь в излечении — все равно вряд ли бы последовали за евреями в пустыню, но, скорее — прибегли бы к помощи местных знахарей. Да и в пропитании у сынов Израиля тогда не было нужды. Ведь, для них выпадал ман (см. на сайте — «Что такое ман (манна)?), № 706»).

Поэтому Всевышний не стал сообщать, что нашлет напасти на их врагов, но — сконцентрировал их внимание на том, что Он их целитель.

В нашей же недельной главе говорится о последних днях жизни Моше. Скоро ман уже не будет выпадать, и евреям придется перейти к оседлой жизни в своей стране. Значит, они окажутся лицом к лицу с проблемой заработка, с необходимостью содержать свои семьи.

Чтобы снять или хотя бы уменьшить их беспокойство о пропитании, Всевышний счел необходимым — добавить к обещанию не насылать на них болезни слова о том, что к врагам это не относится. Враги будут болеть, как прежде. И более того — так, что без пропитания еврейские врачи и их семьи не останутся. 

 

на основе комментария рава Шломо Соболя

(преподаватель Торы; Иерусалим, 1901-1969 гг.) 

 

 

4. Упорство и упрямство

 

Есть люди, которые на своем знамени начертали слово «упорство». Оно стало их жизненным кредо, их девизом. Не поддадутся, не дрогнут и не уступят упорные в своем упорстве. Они ставят цель и упорно к ней стремятся. И обязательно — достигают ее: не шагом — так ползком, не грудью — так боком, не по земле — так по воздуху. И если для достижения цели придется идти на жертвы — пойдут, не задумываясь.

Но есть еще и упрямство. Пустое, глупое упрямство.

Упорство и целеустремленность от упрямства отделяет тонкая грань.

Первым известным упрямцем в мировой истории был египетский фараон. Он даже не вздрогнул от казни кровью, его не удивили лягушки, вшей он просто не заметил, не испугали его дикие звери, мор и язвы не произвели впечатления. Он не обратил внимания на град, повернулся спиной к саранче. И лишь зажмурился, когда наступила тьма, пребывал в безмятежном спокойствии во время казни первенцев.

Он не спасовал перед расступившимся для евреев морем, и вошел в него без тени сомнения.    

Написано в нашей недельной главе: «Если скажешь в сердце своем: многочисленнее меня народы эти — как смогу Я изгнать их? Но не бойся их» (Дварим, гл. 7, ст. 17-18). 

Чтобы изгнать эти народы Тора требует, чтобы сыны Израиля проявить решимость и упорство.

А за упрямство, вылившееся в золотого тельца, Всевышний хотел уничтожить евреев, названный — «народ упрямый» (Дварим, гл. 9, ст. 13).

Нечеловеческих усилий стоило Моше отменить этот суровый приговор. Тогда сыны Израиля получили наставление: «Удалите черствость сердец ваших (дословно — «обрежьте ваши сердца») и не будьте упрямы» (Дварим, гл. 10, ст. 16).

Попытаемся определить, где проходит граница между слепым упрямством и доблестным упорством.

Если твои силы направлены на выполнение заповеди, на доброе дело, на стремление принести пользу — действуй со всей решимостью, проявляй настойчивость и  упорство. Тогда удостоишься почета и уважения.

Наши отцы вставали засветло и отстаивали по несколько часов в очереди, чтобы купить мацу. Рисковали многим, организуя подпольные обрезания. Но упрямое следование генеральной линии партии, «принципиальные» доносы и анонимки на своих соседей, сослуживцев и даже родственников — что может быть хуже этого!?

Когда фашисты захватили власть в Венгрии, они решили всех евреев вывезти в лагерь смерти Освенцим и там уничтожить. Чтобы упорядочить отправку, было решено вначале собрать всех венгерских евреев в нескольких гетто.

Для евреев города Сатмара приказ собраться в течение нескольких часов в тесном гетто — был как гром среди ясного неба. Все бросились паковать вещи и организовывать перевозку багажа в район гетто.

У одного еврея как раз в это судьбоносное время умер отец. Ему нужно было получить свидетельство о смерти и заняться похоронами отца по законам еврейской традиции. Но все служащие и все работники похоронного братства (хевра кадиша) упаковывали свой скарб и пожитки, чтобы доставить все это в гетто. Отчаявшись оформить свидетельство о смерти, еврей сел прямо посреди улицы, закрыл лицо ладонями и горько заплакал.

Таким сидящим на земле и рыдающим и нашел его раввин Йехиэль Цви.

Выяснив, что произошло, раввин уверенно взял еврея за локоть и повел... в гестапо. На входе их предупредили, что назад они, скорее всего, не выйдут, по крайней мере — живыми. Но рав Йехиэль Цви, не задумываясь, переступил порог.

Они поднялись на второй этаж к начальнику. Тот был несказанно удивлен визитом двух евреев. В начале разговора он красноречиво достал и положил перед собой пистолет.

Начальника гестапо поразило, что раввин хлопочет за совершенно не знакомого ему человека — вместо того, чтобы спасать свое имущество

Офицер распорядился, чтобы еврею, у которого умер отец, выдали свидетельство о смерти. Отца вскоре похоронили — по всем правилам еврейской традиции.  

Рав Йехиэль Цви проявил упорство — чтобы умерший обрел еврейскую могилу. Когда другие евреи упрямо пытались держаться за свое имущество — он решительно и самоотверженно держался за заповедь, предписывающую похоронить умершего (мет мицва). В заслугу этого на нем сбылось сказанное мудрейшим из людей: «Соблюдающий заповедь — никогда не пострадает от зла».

 

на основе комментария рава Иеhуды-Зеева Лейбовича

(автор книги «Ор Леви», Израиль, 1921-2010 гг.)

 

 

 

5. Жив ли человек хлебом, или не хлебом жив?

 

В нашей недельной главе есть фраза, которая вошла в сокровищницу мировой культуры и процитирована во многих литературных произведениях. Звучит она так: «…Чтобы показать тебе, что не хлебом одним жив человек, но лишь тем, что исходит из уст Творца, живет человек» (Дварим, гл. 8, ст. 3).

Фраза эта, безусловно — яркая, наполненная духовностью. Только большинство из тех, кто украшал ею свои произведения, были далеки от понимания ее истинного смысла.

Значит — вся надежда на нас. Попробуем разобраться.

Прежде всего, бросается в глаза, что фраза выглядит весьма противоречиво. Из первой ее части — «не хлебом одним жив человек» — следует, что человек обязан своей жизнью не только хлебу, но и чему-то другому. Хотя хлеб, несомненно, занимает важное место в системе жизнеобеспечения человека.

Однако в продолжение фразы хлеб ни прямо, ни намеком — не упомянут. Сказано: «лишь тем, что исходит из уст Творца, живет человек». И не говорится, как, казалось бы, следовало ожидать — «также и тем». Ограничительное наречие «лишь» как будто бы не оставило места хлебу. 

Так жив человек — хлебом (хоть в какой-то мере), или от хлеба вообще не зависит его жизнь?

Есть два типа людей. Одни (их мало) способны существовать «лишь тем, что исходит из уст Творца». Другим же (большинству) — нужен вдобавок и хлеб.

Чтобы сочетать хлеб со словом, вышедшим из уст Всевышнего, нужно во время трапезы произносить слова Торы.

Таким образом, в нашем фрагменте говорится о двух типах людей. Сначала — о большинстве, о тех, кому необходимо сочетать хлеб со словами Торы. Потом — упомянуты те единицы, что способны существовать за счет высокой духовности.

Мы знаем, что земная флора (растения и деревья) была создана на третий день Сотворения мира (см. Берешит, гл. 1, ст. 11). Но съедобными они стали (те, что стали съедобными) — лишь на шестой день. Как сказано: «Вот Я дал вам все несущие семя растения на земле и всякое дерево, дающее плоды с семенами. И будет это вам в пищу» (Берешит, гл. 1, ст. 30).

До этих слов Творца вся флора была съедобна не более чем камни и скалы. Повеление Всевышнего — «И всякому земному животному, и всякой птице небесной, и всему ползающему по земле, в ком есть живая душа — все растения будут в пищу» (Берешит, гл. 1, ст. 30) произвело «пищевую революцию». Земля стала приносить плоды, пригодные для еды.

«И было так» (там же), — констатируется в Торе. То есть — возникло новое творение.

В итоге наш фрагмент нужно понимать так: «…Чтобы показать тебе, что не хлебом одним жив человек» (когда-то хлеб был несъедобным и не был едой). «…Но только тем, что исходит из уст Творца, живет человек» (Всевышний провозгласил, что хлеб будет пищей, после чего им стало можно питаться).

Выходит то, что вышло из уст Творца, сделало хлеб едой. И благодаря этому, человек может жить…

 

на основе комментария рава Симхи Бунима из Пшисхи

(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; автор книги «Коль Симха»; конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭКЕВ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

 

Обсуждение главы Экев

 

1. Быть радостным в начале, быть радостным в конце

 

В самом начале нашей недельной главы читаем: «И будет: за то, что выслушаете эти законы, храня и соблюдая их, Всевышний сбережет для тебя Свой союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Бывает так — человек, взявшись за изучение нового трактата Талмуда, испытывает духовный подъем, с трепетом открывает первый лист. Внимательно вчитывается в его содержание, начинает вникать… «Сейчас столько нового узнаю, — думает он, — приобщусь к Мудрости».

Однако, когда он доходит до середины тома — его воодушевление постепенно спадает (у некоторых уже на следующей странице). И до окончания — дотягивают не все. Тот же, кто дотягивает — сидит на «сиюме» (торжественное завершение изучения трактата) с постной физиономией. От былого задора и следа не осталось. 

Примерно так же обстоят дела и с шаббатом, с субботними трапезами. Сравните, с каким воодушевлением люди проводят вечернюю трапезу, сколько поют песен, сколько они говорят о недельной главе, какие блюда к ней готовят. И поставьте рядом — третью трапезу. Думаю, сравнение явно будет не в пользу третьей.

Что же тогда говорить о «мелаве малка» (трапеза после завершения шаббата, символизирующая проводы субботы)?

Но есть праведники и мудрецы Торы (талмидей хахамим), которые не снижают накала ни в середине, ни в конце. Они всегда радостны и удовлетворены судьбой.

Радость здесь — ключевое слово.

Хочешь быть уверен, что не оставишь Тору? Изучай ее и исполняй ее заповеди с радостью.

Намек на это содержится в нашей фразе.

Выражение «и будет» на иврите можно написать двумя способами: «ве-hая» или — «ва-йеhи».

Если в Торе используется выражение «вэ-hая» — значит, речь идет о радостных событиях, — отмечают Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 42). 

В нашем фрагменте написано — «ве-hая». Следом идет слово, вынесенное в название нашей недельной главы — «экев».

Мы перевели его как — «за то, что». Но у него есть и другое значение — «конец», «окончание».

Радостное воодушевление начала нужно сохранить до самого конца, и в этом состоит залог успеха. Такой посыл заложен в первых словах нашей недельной главы.

Слово экев в переводе может означать еще и — «пятка», «подошва», «нижняя часть ступни». Странное название для главы Торы — не правда ли?

Но здесь, в этом слове, в этом понятии «экев» — содержится важный принцип, основа служения Всевышнему. Человек должен позиционировать себя как «экев» — как пятка, как подошва ступни, и никак не выше. 

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 88) рассказывается о человеке, который пришел в Вавилон из Израиля. О нем было известно, что ему наверняка уготован удел в Будущем мире.

Учителя стали наблюдать за ним, чтобы понять благодаря какому качеству он удостоился милости в глазах Небес. Им открылось, что человек этот обладает большой скромностью, он входит е ним, ссутулившись, и покидает их, согнувшись. Он уравновешен и сдержан, постоянно погружен в Тору. И совершенно не считает себя выдающимся — вообще никем себя не считает.

Выходит, скромность — ключ к Будущему миру.

Теперь еще раз прочтем наш фрагмент и попытаемся понять, что мы можем из него выучить.

Написано: «И будет: за то, что выслушаете эти законы, храня и соблюдая их…».

Даже когда вы будете знать и соблюдать всю Тору, все равно считайте, будто бы вы — все еще «экев» и не поднялись выше пятки.

Тогда Всевышний — «сбережет для тебя Свой союз и милость». И еще — «Он любить будет тебя и благословит тебя, и умножит тебя» (Дварим, гл.7, ст. 13).

Будешь считать себя малым, недостойным — Творец возвеличит тебя. Так что, если ты не будешь искать уважения и почета — то придет время, и уважение и почет сами тебя найдут. 

 

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, и открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; вторая половина 19-го века – первая половина 20-го, Багдад, Ирак)

и магида из Кожниц

(автор книги «Аводат Исраэль»)

 

 

2. Фонд для выживания в чрезвычайных ситуациях

 

Написано в нашей недельной главе: «И будет: за то, что выслушаете эти законы, храня и соблюдая их, Всевышний  сбережет для тебя Свой союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Итак, Всевышний обещает, что Он наградит сынов Израиля, как обещал праотцам, с которыми заключил союз если они будут соблюдать законы Торы и исполнять заповеди.

Тут возникает вопрос. Ведь за Тору и заповеди евреям и так положена награда, независимо от того, заключал Творец союз с Авраамом, Ицхаком и Яаковом или нет. Так зачем потребовалось это обещание?

Заслуги праотцов — надежная «валюта», обеспеченная самыми высокими ценностями. Поэтому не спешите ее тратить — лучше отложите на черный день. Создайте фонд, который поддержит вас в критической ситуации, фонд для кризисного реагирования.

Если же жить не на заработанное и транжирить капитал, полученный по наследству — в какой-то момент придет извещение, что все сбережения исчерпаны, и средств на вашем счету больше нет.

Чтобы этого не произошло, в Торе дается совет: «И будет: за то, что выслушаете эти законы, храня и соблюдая их…». То есть — если сами будете  зарабатывать себе на жизнь. «Всевышний  сбережет для тебя Свой союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим». Заслуги твоих предков останутся в неприкосновенности. И ты сможешь воспользоваться этим капиталом в трудной ситуации или передашь его по наследству своим потомкам.

Проиллюстрируем сказанное притчей.

Умер человек и оставил после себя сына-подростка. Близкий друг покойного пожалел сироту и взял его под свое покровительство. Он был крупным магнатом и пристроил мальчика работать на одном из своих предприятий.

Юноша трудился наравне со взрослыми, впрочем, и зарплату получал — не хуже. Он был благодарен своему опекуну, его новая жизнь ему нравилась.

Вдруг, однажды он узнал (мир не без добрых людей), что его покойный отец оставил ему немалое наследство. Что сейчас этим наследством распоряжается его благодетель.

Парень настроился на серьезный разговор и, распахнув дверь, уверенно шагнул в комнату, где сидел его опекун.

— Мой отец оставил мне в наследство состояние, на которое я могу прожить десять лет, не работая. Мне надоело вкалывать на тебя. Выдай мне эти деньги, чтобы я мог пожить в свое удовольствие. 

— А, что ты будешь делать, через десять лет, когда останешься без гроша в кармане? — спросил его опекун. — Не лучше ли продолжать зарабатывать и жить своим трудом. Отцовский же капитал, сохраненный и приумноженный — ты сможешь получить, когда женишься и остепенишься.

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 3) задаются вопросом: что означает фраза «Всевышний  сбережет»? 

И отвечают так. В этом мире сыны Израиля обеспечивают свои семьи в счет благословений, полученных от злодея Билама. А благословения их славных предков — Всевышний бережет им на будущее.

 

на основе комментария магида из Дубно

(раби Яаков бар Зеев Кранц, 1741—1804 гг.)

 

 

3. Почему среди евреев так много врачей

 

В нашей недельной главе читаем: «И избавит тебя Всевышний от всякой болезни, и никаких египетских болячек, которые ты помнишь, не наведет на тебя, а пошлет их на всех твоих врагов» (Дварим, гл. 7, ст. 15).

Подобное обещание Всевышнего мы находим и в главе Бешалах, в тексте которой сказано: «Если будешь ты слушаться Всевышнего... то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не пошлю Я тебе, ведь Я — Всевышний, твой целитель» (Шемот, гл. 15, ст. 26). 

У этих двух обещаний, как видим, при всей их схожести — есть одно существенное отличие.

В нашей недельной главе говорится, что Всевышний будет беречь евреев от тяжелых недугов, а на их врагов эти недуги как раз нашлет.

В Бешалах — Всевышний предстает целителем еврейского народа, но о заражении врагов, там — ничего не говорится. 

Рассуждения о врачевании присутствуют в разных местах и в Талмуде.

Так, например, в трактате Шаббат (лист 133) Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века) делится рецептом исцеления ушибов, которому его научила мать. Надо, — советует он, — прикладывать к месту ушиба смесь из семи частей молока и одной части воска.

Свой рецепт лечения ушибов предлагает и Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) — смесь воска с белой смолой.

Когда Рава рассказал этот рецепт жителям Махузы, поселенцы Манйуми, а это сплошь были врачи, разорвали свои одежды в знак траура. Этот рецепт они держали в строгом секрете. Исцеление ушибов было их коньком, и этот «конек» неплохо кормил их многие годы. Теперь же Рава раскрыл их секрет. 

— Мы умрем с голоду, а наши дети будут вынуждены побираться, — причитали лекари из Манйуми.

— Не стоит так убиваться, — попытался успокоить их Рава. — Я расскажу вам рецепт, о котором никогда не говорил публично. Например, если человек, вымыв руки, плохо их вытирает, его кожа может покрыться язвами. Как их вылечить? — Омывать щавельной водой.

Теперь вернемся к нашей недельной главе.

Среди сынов Израиля многие хорошо разбирались в медицине и лекарствах. Если бы Всевышний объявил, что «избавит от всякой болезни, и никаких египетских болячек больше не наведет» — они могли пасть духом, решив, что теперь останутся без заработка и без пропитания. Поэтому Творец добавил — «пошлю их на всех твоих врагов». На них и — заработаете.

В главе Бешалах идет речь о евреях, покинувших Египет и отправившихся в пустыню. Жители окрестных стран, даже заболев и нуждаясь в излечении — все равно вряд ли бы последовали за евреями в пустыню, но, скорее — прибегли бы к помощи местных знахарей. Да и в пропитании у сынов Израиля тогда не было нужды. Ведь, для них выпадал ман (см. на сайте — «Что такое ман (манна)?), № 706»).

Поэтому Всевышний не стал сообщать, что нашлет напасти на их врагов, но — сконцентрировал их внимание на том, что Он их целитель.

В нашей же недельной главе говорится о последних днях жизни Моше. Скоро ман уже не будет выпадать, и евреям придется перейти к оседлой жизни в своей стране. Значит, они окажутся лицом к лицу с проблемой заработка, с необходимостью содержать свои семьи.

Чтобы снять или хотя бы уменьшить их беспокойство о пропитании, Всевышний счел необходимым — добавить к обещанию не насылать на них болезни слова о том, что к врагам это не относится. Враги будут болеть, как прежде. И более того — так, что без пропитания еврейские врачи и их семьи не останутся. 

 

на основе комментария рава Шломо Соболя

(преподаватель Торы; Иерусалим, 1901-1969 гг.) 

 

 

4. Упорство и упрямство

 

Есть люди, которые на своем знамени начертали слово «упорство». Оно стало их жизненным кредо, их девизом. Не поддадутся, не дрогнут и не уступят упорные в своем упорстве. Они ставят цель и упорно к ней стремятся. И обязательно — достигают ее: не шагом — так ползком, не грудью — так боком, не по земле — так по воздуху. И если для достижения цели придется идти на жертвы — пойдут, не задумываясь.

Но есть еще и упрямство. Пустое, глупое упрямство.

Упорство и целеустремленность от упрямства отделяет тонкая грань.

Первым известным упрямцем в мировой истории был египетский фараон. Он даже не вздрогнул от казни кровью, его не удивили лягушки, вшей он просто не заметил, не испугали его дикие звери, мор и язвы не произвели впечатления. Он не обратил внимания на град, повернулся спиной к саранче. И лишь зажмурился, когда наступила тьма, пребывал в безмятежном спокойствии во время казни первенцев.

Он не спасовал перед расступившимся для евреев морем, и вошел в него без тени сомнения.    

Написано в нашей недельной главе: «Если скажешь в сердце своем: многочисленнее меня народы эти — как смогу Я изгнать их? Но не бойся их» (Дварим, гл. 7, ст. 17-18). 

Чтобы изгнать эти народы Тора требует, чтобы сыны Израиля проявить решимость и упорство.

А за упрямство, вылившееся в золотого тельца, Всевышний хотел уничтожить евреев, названный — «народ упрямый» (Дварим, гл. 9, ст. 13).

Нечеловеческих усилий стоило Моше отменить этот суровый приговор. Тогда сыны Израиля получили наставление: «Удалите черствость сердец ваших (дословно — «обрежьте ваши сердца») и не будьте упрямы» (Дварим, гл. 10, ст. 16).

Попытаемся определить, где проходит граница между слепым упрямством и доблестным упорством.

Если твои силы направлены на выполнение заповеди, на доброе дело, на стремление принести пользу — действуй со всей решимостью, проявляй настойчивость и  упорство. Тогда удостоишься почета и уважения.

Наши отцы вставали засветло и отстаивали по несколько часов в очереди, чтобы купить мацу. Рисковали многим, организуя подпольные обрезания. Но упрямое следование генеральной линии партии, «принципиальные» доносы и анонимки на своих соседей, сослуживцев и даже родственников — что может быть хуже этого!?

Когда фашисты захватили власть в Венгрии, они решили всех евреев вывезти в лагерь смерти Освенцим и там уничтожить. Чтобы упорядочить отправку, было решено вначале собрать всех венгерских евреев в нескольких гетто.

Для евреев города Сатмара приказ собраться в течение нескольких часов в тесном гетто — был как гром среди ясного неба. Все бросились паковать вещи и организовывать перевозку багажа в район гетто.

У одного еврея как раз в это судьбоносное время умер отец. Ему нужно было получить свидетельство о смерти и заняться похоронами отца по законам еврейской традиции. Но все служащие и все работники похоронного братства (хевра кадиша) упаковывали свой скарб и пожитки, чтобы доставить все это в гетто. Отчаявшись оформить свидетельство о смерти, еврей сел прямо посреди улицы, закрыл лицо ладонями и горько заплакал.

Таким сидящим на земле и рыдающим и нашел его раввин Йехиэль Цви.

Выяснив, что произошло, раввин уверенно взял еврея за локоть и повел... в гестапо. На входе их предупредили, что назад они, скорее всего, не выйдут, по крайней мере — живыми. Но рав Йехиэль Цви, не задумываясь, переступил порог.

Они поднялись на второй этаж к начальнику. Тот был несказанно удивлен визитом двух евреев. В начале разговора он красноречиво достал и положил перед собой пистолет.

Начальника гестапо поразило, что раввин хлопочет за совершенно не знакомого ему человека — вместо того, чтобы спасать свое имущество

Офицер распорядился, чтобы еврею, у которого умер отец, выдали свидетельство о смерти. Отца вскоре похоронили — по всем правилам еврейской традиции.  

Рав Йехиэль Цви проявил упорство — чтобы умерший обрел еврейскую могилу. Когда другие евреи упрямо пытались держаться за свое имущество — он решительно и самоотверженно держался за заповедь, предписывающую похоронить умершего (мет мицва). В заслугу этого на нем сбылось сказанное мудрейшим из людей: «Соблюдающий заповедь — никогда не пострадает от зла».

 

на основе комментария рава Иеhуды-Зеева Лейбовича

(автор книги «Ор Леви», Израиль, 1921-2010 гг.)

 

 

 

5. Жив ли человек хлебом, или не хлебом жив?

 

В нашей недельной главе есть фраза, которая вошла в сокровищницу мировой культуры и процитирована во многих литературных произведениях. Звучит она так: «…Чтобы показать тебе, что не хлебом одним жив человек, но лишь тем, что исходит из уст Творца, живет человек» (Дварим, гл. 8, ст. 3).

Фраза эта, безусловно — яркая, наполненная духовностью. Только большинство из тех, кто украшал ею свои произведения, были далеки от понимания ее истинного смысла.

Значит — вся надежда на нас. Попробуем разобраться.

Прежде всего, бросается в глаза, что фраза выглядит весьма противоречиво. Из первой ее части — «не хлебом одним жив человек» — следует, что человек обязан своей жизнью не только хлебу, но и чему-то другому. Хотя хлеб, несомненно, занимает важное место в системе жизнеобеспечения человека.

Однако в продолжение фразы хлеб ни прямо, ни намеком — не упомянут. Сказано: «лишь тем, что исходит из уст Творца, живет человек». И не говорится, как, казалось бы, следовало ожидать — «также и тем». Ограничительное наречие «лишь» как будто бы не оставило места хлебу. 

Так жив человек — хлебом (хоть в какой-то мере), или от хлеба вообще не зависит его жизнь?

Есть два типа людей. Одни (их мало) способны существовать «лишь тем, что исходит из уст Творца». Другим же (большинству) — нужен вдобавок и хлеб.

Чтобы сочетать хлеб со словом, вышедшим из уст Всевышнего, нужно во время трапезы произносить слова Торы.

Таким образом, в нашем фрагменте говорится о двух типах людей. Сначала — о большинстве, о тех, кому необходимо сочетать хлеб со словами Торы. Потом — упомянуты те единицы, что способны существовать за счет высокой духовности.

Мы знаем, что земная флора (растения и деревья) была создана на третий день Сотворения мира (см. Берешит, гл. 1, ст. 11). Но съедобными они стали (те, что стали съедобными) — лишь на шестой день. Как сказано: «Вот Я дал вам все несущие семя растения на земле и всякое дерево, дающее плоды с семенами. И будет это вам в пищу» (Берешит, гл. 1, ст. 30).

До этих слов Творца вся флора была съедобна не более чем камни и скалы. Повеление Всевышнего — «И всякому земному животному, и всякой птице небесной, и всему ползающему по земле, в ком есть живая душа — все растения будут в пищу» (Берешит, гл. 1, ст. 30) произвело «пищевую революцию». Земля стала приносить плоды, пригодные для еды.

«И было так» (там же), — констатируется в Торе. То есть — возникло новое творение.

В итоге наш фрагмент нужно понимать так: «…Чтобы показать тебе, что не хлебом одним жив человек» (когда-то хлеб был несъедобным и не был едой). «…Но только тем, что исходит из уст Творца, живет человек» (Всевышний провозгласил, что хлеб будет пищей, после чего им стало можно питаться).

Выходит то, что вышло из уст Творца, сделало хлеб едой. И благодаря этому, человек может жить…

 

на основе комментария рава Симхи Бунима из Пшисхи

(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; автор книги «Коль Симха»; конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Разве в будущем мире может быть что-то, кроме коммунизма?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля