МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

19.04.2024, 11 Nisan, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “Ваэра”

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

 

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

 

Обсуждение главы Ваэра

 

1. Злодей в праведных руках

 

Всевышний избрал Моше и Аарон для выполнения важного, ответственного поручения. Они должны были предстать пред фараоном и потребовать, чтобы тот отпустил еврейский народ.

Правителю Египта, конечно же, понадобится подтверждение полномочий — мандат на ведение переговоров, выданный, так сказать самим Всевышним.

Этим мандатом стал посох Аарона. И в Торе об этом написано: «Когда скажет вам фараон: Дайте доказательство в подтверждение о себе! Скажешь ты Аарону: возьми твой посох и брось его пред фараоном — и станет посох змеем» (Шемот, гл. 7, ст. 9-10).

На посохе Аарона было вырезано Имя Всевышнего. С помощью этого Имени и были совершены чудеса. Но фараон считал, что все дело в колдовстве.

— Докажите, что вы не колдуны и не чародеи, —  велел Моше и Аарону царь Египта, — что вы действуете Именем Всевышнего.

Посох Аарона превратился в змея, а из змея — снова стал посохом.

Египетские придворные маги колдовством превратили свои посохи в змей, но вернуть их обратно им уже не удавалось. Змеи шипели и извивались, и никак не желали снова становиться посохами. Да и глотать друг друга змеи отказывались, злостно саботируя все приказы своих хозяев. Посох же Аарона, побывав змеем, еще и проглотил  всех вышедших из повиновения змей, появившихся в результате «трансформации» посохов египетских жрецов, а затем — благополучно восстановил свой прежний облик. 

После этого у опростоволосившихся колдунов уже не было сомнений, что Моше и Аарон действуют по поручению Всевышнего и при помощи Имени Его.

Превратив посох с написанным на нем Именем Творца в змея, Моше и Аарон непрозрачно намекнули всем присутствующим, что Всевышний, хоть и ниспосылает добро и милость, вместе с тем — решительно карает злодеев. И кары Его подобны стремительному броску кобры и ее смертельному укусу. 

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 9) добавлена интересная деталь. Там сказано, что «похождения» посоха Аарона вызвали у фараона нешуточный испуг. 

— Так он и меня вместе с моим троном проглотит, — задрожал от страха царь Египта.

Такой страх можно объяснить тем, что посох Аарона не ограничился змеями, бывшими посохами, но и их хозяевами, колдунами и чародеями, не побрезговал. А фараон испугался, потому, что он сам, был — тот еще колдун. И уж очень ему не хотелось разделить участь «коллег».

Пришло время сказать, что об этом чуде в Торе говорится не для того, чтобы мы подивились и позабавились. Здесь нам преподносится очень важный моральный урок.

Человек, каким бы праведным он не был, оказавшись в плохой компании — сильно рискует превратиться в злодея. И наоборот — праведная община может помочь исправиться даже самому закоренелому злодею.

Посох праведника Аарон, нес на себе Имя Всевышнего. Но стоило ему оказаться перед фараоном и его жрецами — и он тут же превратился в жуткого змея. Страшный, брызжущий ядом змей, оказавшись в праведной руке — становится удобным посохом, дающим опору. 

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме),

рава Меира Шапиро из Люблина

(основатель и глава йешивы «Хохмей Люблин», создатель программы ежедневного изучения Талмуда «Даф йоми»; Польша, первая половина 20-го века)

и раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

2. Спиной к Небесному Царству

 

Первая казнь из тех, что обрушились на фараона и на Египет, была казнь — кровью. И в Торе о ней сказано: «Из этого узнаешь, что Я Всевышний...  И ударил воду, которая в реке, на глазах у фараона и на глазах у его слуг, и превратилась вся вода, которая в реке, в кровь. И рыба, которая в реке, вымерла, и зловонной стала река, и не в силах были египтяне пить воду из реки» (Шемот, гл. 7, ст. 17-23).

Написано: «Из этого узнаешь, что Я Всевышний».

Значит, наказание кровью должно качественно отличаться от всех остальных? То есть произошедшее уже нельзя было списать на «капризы природы» и назвать это, скажем — «стихийным бедствием» или считать «происками чародеев и магов». Нет, в нем должна была ощущаться Рука Творца. 

И действительно, после этого наказания с евреев полностью была снята рабская повинность. Никто уже не выгонял их на работу, не заставлял трудиться в невыносимых условиях.

Рабство — кончилось. И самое главное — оно не возобновилось по завершении наказания, когда вода снова стала обычной и пригодной для питья и для египтян. То есть, казни уже не было, но результат ее воздействия — продолжался. Потому что миром управляет Всевышний.

В книге Зогар говорится, что часто, когда в Торе написано «зот» (в переводе — «это»), имеется в виду Небесное Царство.

В нашем фрагменте сказано: «Из этого (в оригинале — бе-зот) узнаешь, что Я Всевышний».

Уже в первой казни фараону, кроме всего прочего — очень наглядно было продемонстрировано Небесное Царство.

И каков результат?

В Торе со всей определенностью констатируется — «И повернулся фараон, и пошел в свой дом, и не обратил внимания также и на это (ле-зот)» (Шемот, гл. 7, ст. 23).

Всевышний открыл перед фараоном Небесное Царство, а тот повернулся к нему спиной.  

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Когда появилась возможность кричать

 

После того как лягушки изрядно потрепали нервы египтянам и фараону, Моше принимает решение прекратить наказание. Как сказано: «И вышел Моше и Аарон от фараона, и возвысил Моше голос молясь Всевышнему по поводу жаб, которых Тот наслал на фараона» (Шемот, гл. 8, ст. 8).

Возникает вопрос: зачем Моше понадобилось повышать голос?

Жабы так громко квакали, что Моше сам себя не слышал. А в Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, гл. 101, п. 2) говорится, что молящийся должен слышать произносимые им слова. Вот и пришлось Моше кричать.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 21) рассказывается, что все беды и несчастья, все египетское рабство обрушились на сынов Израиля с единственной целью — чтобы они обратились к Творцу с молитвами. Ведь когда готовые вырваться наружу рыдания стесняют грудь, рождается молитва. Как сказано: «Из тесноты воззвал я к Всевышнему» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 118, ст. 5). 

Подобно тому, как Десятью Речениями был сотворен мир (трактат Авот, гл. 5, мишна 1), десятью египетскими казнями — были освобождены из плена десять языков молитвы. После каждой казни, евреи обретали новую возможность молиться. И они получили возможность воззвать к Всевышнему в полный голос после казни жабами.

Казнь жабами отличается от всех остальных наказаний Египта тем, что Моше позволил фараону самому выбрать срок ее окончания. И фараон сказал: «На завтра» (Шемот, гл. 8, ст. 6). Теперь Моше должен молить Творца, чтобы тот завтра же убрал всех жаб. Поэтому и сказано: «И вышли Моше и Аарон от фараона, и возвысил Моше голос, молясь Всевышнему по поводу жаб».

 

на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и под именем Хидушей а-Рим, которое получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.),

рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

4. Почему «отягчилось» сердце фараона

 

Очередное наказание пало на скот египтян — начался мор. И в нашей недельной главе читаем: «И вымер весь скот Египта, а из скота сынов Израиля не пало ни одно животное. И послал фараон проверить, и вот, действительно, не пало из еврейского скота ни одно животное, и отягчилось сердце фараона, и не отпустил он народ» (Шемот, гл. 9, ст. 6-7).

Казалось, должно было бы быть наоборот: раз среди еврейского скота ощутимых потерь нет, раз с ним произошло чудо — значит, евреям благоволит Всевышний. Следовательно, их нужно отпустить — пусть служат Ему, как просили.

Но фараон, судя по всему, руководствуется какой-то другой логикой. Попытаемся ее понять.

Возможно, египетский царь решал проблемы просто — как большинство политиков во все времена. Падеж египетского скота, конечно же — беда. Но вон еврейские стада, слава Творцу, пасутся целехонькие. Вот мы и заберем их себе. И чтобы никто не возмущался — назовем грабеж красивым словом «экспроприация».

Взять все, да и — поделить. Знакомо? Подобный подход к проблемам существенно ожесточает сердце, делает его черствым, нечувствительным к чужой боли. Поэтому — «и отягчилось сердце фараона».

Это воровство скота, этот наглый грабеж, Моше еще припомнит царю Египта. «Также ты дашь в наши руки приношения, — говорит Моше фараону, — и мы принесем их Всевышнему» (Шемот, гл. 9, ст. 25).

Здесь идет речь о возврате некогда «позаимствованного» и, соответственно — египтянам не принадлежащего.

По нашим законам, нельзя приносить на мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») животных, которых использовали для идолопоклонства. А египтяне, как известно, любили поклоняться разному скоту — крупному и мелкому. Эту традицию у них впоследствии переняли и другие народы. И по сей день мы с досадой наблюдаем, как то здесь, то там обожествляют тех или иных представителей животного мира.

Так почему же Моше говорит — «принесем их (тот скот) Всевышнему»?

Дело в том, что существует выведенное в Талмуде (трактат Хуллин, лист 40) правило: человек не делает запрещенным то, что ему не принадлежит. И поклонение чужой скотине не делает ее непригодной для приношения.

Это, кстати, объясняет и пасхальное приношение ягнят во время Исхода. Несмотря на то, что барашкам в Египте поклонялся и стар и млад, сыны Израиля для Песаха отобрали тех, что еще недавно принадлежали им, и были незаконно отняты по приказу фараона. Эти бараны так и не успели привыкнуть ни к новым воротам, ни к поклонению. 

 

на основе комментария рава Йосефа Шварца из Гроссвардина

(автор сборника галахических вопросов и ответов «Ганзей Йосеф», 19 век)

 

 

5. Как Билам лишился коня

 

Моше предупредил фараона и египтян о предстоящем наказании градом, который побьет людей и скот, если те останутся в поле.

Часть народа приняла к сведению это предупреждение, часть — пропустила его мимо ушей. Об этом в Торе читаем: «Тот из слуг фараона, кто боялся Всевышнего, собрал работников своих и скот свой под крышу. А тот, кто не обратил  внимания на Волю Всевышнего, оставил своих людей и свой скот в поле» (Шемот, гл. 9, ст. 20-21).

Рассматривая этот отрывок, раби Йонатан бен Узиэль (великий Учитель Мишны, 1-й век) иллюстрирует ситуацию на примере поведения двух людей, один из которых принял к сведению слова Всевышнего, а другой — наплевал на них.

Иов последовал предупреждению Творца и забрал своих слуг и скот в укрытие. А Билам не обратил на него никакого внимания.  

В Талмуде (трактат Сота, лист 11) говорится, что на совете у фараона присутствовали Билам, Иов и Итро.

В процессе обсуждения проблемы, как лучше извести евреев — Билам подал несколько дельных идей. За это он впоследствии поплатился жизнью.

Иов предпочел промолчать. Потом свое молчаливое пособничество он искупал тяжкими страданиями.

Итро не пожелал принимать участие в планировании злодейств и сбежал с заседания. В заслугу он удостоился великой чести — его потомки заседали в Сангедрине (Верховный раввинский суд). 

Но вернемся к нашему фрагменту.

Сказано в нем, что «тот из слуг фараона, кто боялся Всевышнего...». Но разве в команде фараона, состоящей из записных злодеев, кто-то мог бояться Всевышнего?

Из комментария раби Йонатана мы узнаем, что, как минимум, один богобоязненный человек там был. Это — Иов.

И действительно, его богобоязненность подтверждена в Танахе. Там так и сказано, что Иов трепетал перед Всевышним (книги пророка Иова, гл. 1, ст. 1).

Билам же, как остальные слуги фараона — не позаботился ни о своих работниках, ни о своем скоте, оставив их на погибель в поле, в открытой местности.

Когда Билам в сопровождении князей Моава отправился с рабочим визитом к Балаку, те спросили его — почему он едет на ослице? Почему не гарцует на быстроногом скакуне благородных кровей, как это принято у людей их положения и круга? 

На что Билам ответил, что коня своего он оставил пастись на лугу, среди высоких и сочных трав. А о том, что то было во время наказания градом, Билам дипломатично умолчал.

 

на основе комментария рава Моше Каца

(глава раввинского суда Мако, Венгрия, конец 19-го - начало 20-го вв.)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА “Ваэра”

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

 

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

 

Обсуждение главы Ваэра

 

1. Злодей в праведных руках

 

Всевышний избрал Моше и Аарон для выполнения важного, ответственного поручения. Они должны были предстать пред фараоном и потребовать, чтобы тот отпустил еврейский народ.

Правителю Египта, конечно же, понадобится подтверждение полномочий — мандат на ведение переговоров, выданный, так сказать самим Всевышним.

Этим мандатом стал посох Аарона. И в Торе об этом написано: «Когда скажет вам фараон: Дайте доказательство в подтверждение о себе! Скажешь ты Аарону: возьми твой посох и брось его пред фараоном — и станет посох змеем» (Шемот, гл. 7, ст. 9-10).

На посохе Аарона было вырезано Имя Всевышнего. С помощью этого Имени и были совершены чудеса. Но фараон считал, что все дело в колдовстве.

— Докажите, что вы не колдуны и не чародеи, —  велел Моше и Аарону царь Египта, — что вы действуете Именем Всевышнего.

Посох Аарона превратился в змея, а из змея — снова стал посохом.

Египетские придворные маги колдовством превратили свои посохи в змей, но вернуть их обратно им уже не удавалось. Змеи шипели и извивались, и никак не желали снова становиться посохами. Да и глотать друг друга змеи отказывались, злостно саботируя все приказы своих хозяев. Посох же Аарона, побывав змеем, еще и проглотил  всех вышедших из повиновения змей, появившихся в результате «трансформации» посохов египетских жрецов, а затем — благополучно восстановил свой прежний облик. 

После этого у опростоволосившихся колдунов уже не было сомнений, что Моше и Аарон действуют по поручению Всевышнего и при помощи Имени Его.

Превратив посох с написанным на нем Именем Творца в змея, Моше и Аарон непрозрачно намекнули всем присутствующим, что Всевышний, хоть и ниспосылает добро и милость, вместе с тем — решительно карает злодеев. И кары Его подобны стремительному броску кобры и ее смертельному укусу. 

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 9) добавлена интересная деталь. Там сказано, что «похождения» посоха Аарона вызвали у фараона нешуточный испуг. 

— Так он и меня вместе с моим троном проглотит, — задрожал от страха царь Египта.

Такой страх можно объяснить тем, что посох Аарона не ограничился змеями, бывшими посохами, но и их хозяевами, колдунами и чародеями, не побрезговал. А фараон испугался, потому, что он сам, был — тот еще колдун. И уж очень ему не хотелось разделить участь «коллег».

Пришло время сказать, что об этом чуде в Торе говорится не для того, чтобы мы подивились и позабавились. Здесь нам преподносится очень важный моральный урок.

Человек, каким бы праведным он не был, оказавшись в плохой компании — сильно рискует превратиться в злодея. И наоборот — праведная община может помочь исправиться даже самому закоренелому злодею.

Посох праведника Аарон, нес на себе Имя Всевышнего. Но стоило ему оказаться перед фараоном и его жрецами — и он тут же превратился в жуткого змея. Страшный, брызжущий ядом змей, оказавшись в праведной руке — становится удобным посохом, дающим опору. 

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме),

рава Меира Шапиро из Люблина

(основатель и глава йешивы «Хохмей Люблин», создатель программы ежедневного изучения Талмуда «Даф йоми»; Польша, первая половина 20-го века)

и раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

2. Спиной к Небесному Царству

 

Первая казнь из тех, что обрушились на фараона и на Египет, была казнь — кровью. И в Торе о ней сказано: «Из этого узнаешь, что Я Всевышний...  И ударил воду, которая в реке, на глазах у фараона и на глазах у его слуг, и превратилась вся вода, которая в реке, в кровь. И рыба, которая в реке, вымерла, и зловонной стала река, и не в силах были египтяне пить воду из реки» (Шемот, гл. 7, ст. 17-23).

Написано: «Из этого узнаешь, что Я Всевышний».

Значит, наказание кровью должно качественно отличаться от всех остальных? То есть произошедшее уже нельзя было списать на «капризы природы» и назвать это, скажем — «стихийным бедствием» или считать «происками чародеев и магов». Нет, в нем должна была ощущаться Рука Творца. 

И действительно, после этого наказания с евреев полностью была снята рабская повинность. Никто уже не выгонял их на работу, не заставлял трудиться в невыносимых условиях.

Рабство — кончилось. И самое главное — оно не возобновилось по завершении наказания, когда вода снова стала обычной и пригодной для питья и для египтян. То есть, казни уже не было, но результат ее воздействия — продолжался. Потому что миром управляет Всевышний.

В книге Зогар говорится, что часто, когда в Торе написано «зот» (в переводе — «это»), имеется в виду Небесное Царство.

В нашем фрагменте сказано: «Из этого (в оригинале — бе-зот) узнаешь, что Я Всевышний».

Уже в первой казни фараону, кроме всего прочего — очень наглядно было продемонстрировано Небесное Царство.

И каков результат?

В Торе со всей определенностью констатируется — «И повернулся фараон, и пошел в свой дом, и не обратил внимания также и на это (ле-зот)» (Шемот, гл. 7, ст. 23).

Всевышний открыл перед фараоном Небесное Царство, а тот повернулся к нему спиной.  

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Когда появилась возможность кричать

 

После того как лягушки изрядно потрепали нервы египтянам и фараону, Моше принимает решение прекратить наказание. Как сказано: «И вышел Моше и Аарон от фараона, и возвысил Моше голос молясь Всевышнему по поводу жаб, которых Тот наслал на фараона» (Шемот, гл. 8, ст. 8).

Возникает вопрос: зачем Моше понадобилось повышать голос?

Жабы так громко квакали, что Моше сам себя не слышал. А в Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, гл. 101, п. 2) говорится, что молящийся должен слышать произносимые им слова. Вот и пришлось Моше кричать.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 21) рассказывается, что все беды и несчастья, все египетское рабство обрушились на сынов Израиля с единственной целью — чтобы они обратились к Творцу с молитвами. Ведь когда готовые вырваться наружу рыдания стесняют грудь, рождается молитва. Как сказано: «Из тесноты воззвал я к Всевышнему» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 118, ст. 5). 

Подобно тому, как Десятью Речениями был сотворен мир (трактат Авот, гл. 5, мишна 1), десятью египетскими казнями — были освобождены из плена десять языков молитвы. После каждой казни, евреи обретали новую возможность молиться. И они получили возможность воззвать к Всевышнему в полный голос после казни жабами.

Казнь жабами отличается от всех остальных наказаний Египта тем, что Моше позволил фараону самому выбрать срок ее окончания. И фараон сказал: «На завтра» (Шемот, гл. 8, ст. 6). Теперь Моше должен молить Творца, чтобы тот завтра же убрал всех жаб. Поэтому и сказано: «И вышли Моше и Аарон от фараона, и возвысил Моше голос, молясь Всевышнему по поводу жаб».

 

на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и под именем Хидушей а-Рим, которое получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.),

рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

4. Почему «отягчилось» сердце фараона

 

Очередное наказание пало на скот египтян — начался мор. И в нашей недельной главе читаем: «И вымер весь скот Египта, а из скота сынов Израиля не пало ни одно животное. И послал фараон проверить, и вот, действительно, не пало из еврейского скота ни одно животное, и отягчилось сердце фараона, и не отпустил он народ» (Шемот, гл. 9, ст. 6-7).

Казалось, должно было бы быть наоборот: раз среди еврейского скота ощутимых потерь нет, раз с ним произошло чудо — значит, евреям благоволит Всевышний. Следовательно, их нужно отпустить — пусть служат Ему, как просили.

Но фараон, судя по всему, руководствуется какой-то другой логикой. Попытаемся ее понять.

Возможно, египетский царь решал проблемы просто — как большинство политиков во все времена. Падеж египетского скота, конечно же — беда. Но вон еврейские стада, слава Творцу, пасутся целехонькие. Вот мы и заберем их себе. И чтобы никто не возмущался — назовем грабеж красивым словом «экспроприация».

Взять все, да и — поделить. Знакомо? Подобный подход к проблемам существенно ожесточает сердце, делает его черствым, нечувствительным к чужой боли. Поэтому — «и отягчилось сердце фараона».

Это воровство скота, этот наглый грабеж, Моше еще припомнит царю Египта. «Также ты дашь в наши руки приношения, — говорит Моше фараону, — и мы принесем их Всевышнему» (Шемот, гл. 9, ст. 25).

Здесь идет речь о возврате некогда «позаимствованного» и, соответственно — египтянам не принадлежащего.

По нашим законам, нельзя приносить на мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») животных, которых использовали для идолопоклонства. А египтяне, как известно, любили поклоняться разному скоту — крупному и мелкому. Эту традицию у них впоследствии переняли и другие народы. И по сей день мы с досадой наблюдаем, как то здесь, то там обожествляют тех или иных представителей животного мира.

Так почему же Моше говорит — «принесем их (тот скот) Всевышнему»?

Дело в том, что существует выведенное в Талмуде (трактат Хуллин, лист 40) правило: человек не делает запрещенным то, что ему не принадлежит. И поклонение чужой скотине не делает ее непригодной для приношения.

Это, кстати, объясняет и пасхальное приношение ягнят во время Исхода. Несмотря на то, что барашкам в Египте поклонялся и стар и млад, сыны Израиля для Песаха отобрали тех, что еще недавно принадлежали им, и были незаконно отняты по приказу фараона. Эти бараны так и не успели привыкнуть ни к новым воротам, ни к поклонению. 

 

на основе комментария рава Йосефа Шварца из Гроссвардина

(автор сборника галахических вопросов и ответов «Ганзей Йосеф», 19 век)

 

 

5. Как Билам лишился коня

 

Моше предупредил фараона и египтян о предстоящем наказании градом, который побьет людей и скот, если те останутся в поле.

Часть народа приняла к сведению это предупреждение, часть — пропустила его мимо ушей. Об этом в Торе читаем: «Тот из слуг фараона, кто боялся Всевышнего, собрал работников своих и скот свой под крышу. А тот, кто не обратил  внимания на Волю Всевышнего, оставил своих людей и свой скот в поле» (Шемот, гл. 9, ст. 20-21).

Рассматривая этот отрывок, раби Йонатан бен Узиэль (великий Учитель Мишны, 1-й век) иллюстрирует ситуацию на примере поведения двух людей, один из которых принял к сведению слова Всевышнего, а другой — наплевал на них.

Иов последовал предупреждению Творца и забрал своих слуг и скот в укрытие. А Билам не обратил на него никакого внимания.  

В Талмуде (трактат Сота, лист 11) говорится, что на совете у фараона присутствовали Билам, Иов и Итро.

В процессе обсуждения проблемы, как лучше извести евреев — Билам подал несколько дельных идей. За это он впоследствии поплатился жизнью.

Иов предпочел промолчать. Потом свое молчаливое пособничество он искупал тяжкими страданиями.

Итро не пожелал принимать участие в планировании злодейств и сбежал с заседания. В заслугу он удостоился великой чести — его потомки заседали в Сангедрине (Верховный раввинский суд). 

Но вернемся к нашему фрагменту.

Сказано в нем, что «тот из слуг фараона, кто боялся Всевышнего...». Но разве в команде фараона, состоящей из записных злодеев, кто-то мог бояться Всевышнего?

Из комментария раби Йонатана мы узнаем, что, как минимум, один богобоязненный человек там был. Это — Иов.

И действительно, его богобоязненность подтверждена в Танахе. Там так и сказано, что Иов трепетал перед Всевышним (книги пророка Иова, гл. 1, ст. 1).

Билам же, как остальные слуги фараона — не позаботился ни о своих работниках, ни о своем скоте, оставив их на погибель в поле, в открытой местности.

Когда Билам в сопровождении князей Моава отправился с рабочим визитом к Балаку, те спросили его — почему он едет на ослице? Почему не гарцует на быстроногом скакуне благородных кровей, как это принято у людей их положения и круга? 

На что Билам ответил, что коня своего он оставил пастись на лугу, среди высоких и сочных трав. А о том, что то было во время наказания градом, Билам дипломатично умолчал.

 

на основе комментария рава Моше Каца

(глава раввинского суда Мако, Венгрия, конец 19-го - начало 20-го вв.)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Существуют ли просто учителя Торы?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля