РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать первый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МИШПАТИМ»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.

 

Почему глава так называется?

По слову в первой фразе: «И вот законы...»”.

На иврите законымишпатим

 

Обсуждение главы Мишпатим

 

1. Почему в Торе изложение темы начинается с раба

 

Наша недельная глава начинается словами: «И вот (в оригинале — вэ-эле) законы, которые им изложишь. Когда купишь раба еврея...» (Шемот, гл. 21, ст. 1-2).

Слово «эле» (вот) в Торе обычно указывает на начало новой темы, не связанной с предыдущей. Но если перед ним стоит союз «и» (вэ-эле), как в нашем случае, нам следует понимать, что данная тема — продолжение того, о чем говорилось в предыдущей недельной главе (Итро).

Мы помним, что в ней, в недельной главе Итро даны Десять Речений, заповедей, которые прозвучали при даровании Торы на горе Синай.  Стало быть, и законы нашей недельной главы Мишпатим, как сказано в Мидраше Мехильта — тоже даны Всевышним на Синае.

Во время дарования Торы, сыны Израиля достигли невообразимых духовных высот. Всевышний раскрыл над ними все семь Небес духовных миров. Им открылась вся структура мироздания. В те великие моменты евреи видели Шехину (Присутствие Всевышнего, или на языке внутренней Торы — Малхут) и слышали наполняющий мир от края и до края Голос Всевышнего, который произнес: «Я — Создатель!».

Казалось, после такого, им будут даны повеления о чем-то столь же возвышенном, как например, заповедь: «Будьте выделены, будьте кедошим (святы)!». Но нет, в Торе заводится разговор на тему имущественных отношений и взаимоотношений между людьми.

Тем самым Всевышний сообщает, что межчеловеческие отношения — неотъемлемая часть Торы, которую нам предстоит постичь, выучить и соблюдать на практике в нашей жизни также трепетно, как и заповеди, выражающие наши обязательства перед Творцом.

И все же возникает вопрос: если Всевышний решил показать нам всю серьезность имущественного права, моральных и материальных отношений между людьми — почему же Он открывает эту тему с законов о рабе, с продажи в рабство за воровство (когда вор не имеет возможности вернуть краденое)?

Может, лучше было бы начать не с преступления (воровство) или позора (рабство), но — с чего-то полезного, благородного, доброго? Например — с законов о беспроцентной ссуде.

Ответить на вопрос поможет притча.

У человека было десять сыновей. Девять выросли прекрасными, праведными людьми, такими же, как их отец. А десятый — связался с плохой компанией и отбился от рук.

С момента, как отец узнал о проделках сына, он не жалел усилий, чтобы вернуть его на истинный путь — на тот, которым он шел сам и его остальные дети.

Между тем, плохая компания превратилась в настоящую банду, промышлявшую кражами и грабежами. И отцу сообщили, что его сын активно во всем этом участвует.

Тогда он совсем потерял покой. И стал заниматься исключительно своим заблудшим сыном. Посвятил ему всю жизнь. Если он что-то говорил, то с единственной целью — чтобы повлиять на непутевого отпрыска. Если что-то делал — то с надеждой на это. В остальное время он был погружен в невеселые мысли о нем.

Видя это люди спрашивали:

— Почему ты постоянно грустишь о распутном сыне, ведь Всевышний одарил тебя еще девятью сыновьями? И они — в полном порядке. Так почему ты не радуешься их успехам?

— Да, остальные сыновья действительно выросли достойными людьми, — отвечал опечаленный отец. — Но, что мне делать с вором?

В Торе открывается весьма солидный список законов и установлений о еврейском рабе. То есть — законов о человеке, который совершил кражу и не в состоянии возместить пострадавшему его потерянное имущество. Тогда, по приговору суда, его продают в рабство. В этом заключается его исправление.

И лишь затем нас знакомят с остальными заповедями и законами, регулирующими отношения между людьми. Из этого нам следует сделать вывод, что, прежде всего, надо оказать помощь человеку, сбившемуся с верного пути…

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Не по этикету, но — по Воле Всевышнего

 

Написано в начале нашей недельной главы: «И вот законы, которые им изложишь» (Шемот, гл. 21, ст. 1).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что слово «эле» (вот) в Торе указывает на начало новой темы, не связанной с предыдущей. Но если, как в нашем случае, сказано «вэ-эле» (и вот) — значит, связь с тем, о чем говорилось раннее, есть. То есть начало нашей недельной главы — продолжение того, о чем речь в предыдущей недельной главе, в главе Итро. И это означает, что и законы нашей недельной главы Мишпатим — тоже даны Всевышним на Синае.

Возникает вопрос: почему Творцу так важно подчеркнуть, что законы, которыми изобилует наша глава, были даны во время дарования Торы на горе Синай?

Заповеди, изложенные в недельной главе Мишпатим, обуславливают межличностные отношения, взаимодействие людей в социуме. И Всевышнему было важно обозначить, что этим законам необходимо следовать не потому, что так принято, что сложилась такая традиция, что так установлено у многих. Но — потому лишь, что это повеление, которое дается в Торе.

В самом начале трактата Пиркей Авот (гл. 1, мишна 1) о получении и передаче Торы рассказывается: «Моше получил Тору на горе Синай и передал Иегошуа...».

На горе Синай Моше получил абсолютно всю Тору, включая Талмуд, частью которого является Пиркей Авот. Но сообщается об этом именно здесь в этом трактате. И — неспроста.

В трактате Пиркей Авот собраны морально-этические наставления, поведенческие нормы. Поэтому можно ошибочно подумать, что та или иная рекомендация дана в соответствии с общими правилами приличия, законами вежливости, этикетом.

Чтобы этого не произошло, любые наставления предваряются сообщением о даровании Торы на горе Синай. Ведь именно Торой и только ею — определено все изложенное в Пиркей Авот. И уж точно — не этикетом.

Используя эту идею, можно объяснить и высказывание, которое находим в Танахе: «Напротив себя всегда представляю Создателя» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 16, ст. 8).

Бывает, что некоторые заповеди или повеления Торы и Учителей, человеку нелегко выполнить. Они могут противоречить его привычкам, его натуре. И когда ему кажется, что заповедь, как будто бы специально придумана «против него» — он должен «представить перед собой Всевышнего». И — выполнить эту заповедь, потому что такова Воля Творца.

Если же заповедь совпадает с общечеловеческими нормами морали (например, о почитании родителей), ее все равно нужно исполнять, помня, что это — не мировое культурное наследие, но — повеление Творца.

 

на основе комментариев рава Иегуды Цадка

(автор книги «Коль Иегуда», глава йешивы «Порат Йосеф», Иерусалим,1910-1991 гг.)

и рава Овадии из Бартануры

(один из крупнейших комментаторов Мишны, родился в Италии — город Бартанура, потом переехал в Эрец Исраэль; был главным раввином Иерусалима; середина 15-го — начало 16-го вв.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как смотрит иудаизм на образ сатаны, и что думают раввины о сатанизме?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля