ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

29.03.2024, 19 Adar II, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭКЕВ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

 

Обсуждение главы Экев

 

1. Как совладать с дурным началом

 

Наша недельная глава начинается призывом соблюдать законы Торы и заповеди. Написано: «За то, что вы будете изучать эти законы, соблюдать и выполнять их, будет хранить Всевышний Свой Завет и милость, о которых Он поклялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Слово «экев» (здесь мы перевели его как — «за то, что»), вынесенное в название нашей недельной главы, имеет еще и другое значение — «пятка, нижняя часть ступни».

В Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 59) есть высказывание, в котором говорится о ногах — «Размышлял я о путях своих и направлял ноги, чтобы вели меня к заповедям Твоим».

В словах Давида содержится полезный совет, воспользовавшись которым можно совладать со своим дурным началом, сбивающим с правильного пути и изо всех сил препятствующим изучению Торы и выполнению заповедей.

Давид знает, как перехитрить йецер hа-ра (дурное начало). И он делится этим знанием с нами.

Допустим, человеку нужно попасть в бейт мидраш (Дом учения) на урок Торы или на молитву в синагогу. Размышляя о путях своих, он должен подумать так: «Неплохо бы пройтись прогуляться, подышать свежим воздухом». Йецер hа-ра его в этом поддержит, или, по крайней мере, не будет против. А затем нужно сделать так, чтобы ноги привели в бейт мидраш, и прогулка плавно перейдет в урок Торы или молитву.

Но если кто-то, еще находясь дома, решит, что неплохо бы сходить поучить Тору, он тут же вспомнит (стараниями дурного начала) о доброй дюжине неотложных дел — одно другого важнее. И выход из дома окажется под вопросом.

Йецер hа-ра может быть тихим и незаметным, но порой — атакует. Если на тебя напал этот негодяй, — говорится в Талмуде (трактат Сукка, лист 52) — тащи его в бейт мидраш.

Совет хороший и действенный. Только как его туда затащишь? Он же так просто не дастся.

Нужно отвлечь его внимание, притупить бдительность с помощью рассказов, разговоров или уловок. Намек на это содержится в нашей фразе, в выражении «за то, что».

Его еще можно перевести и как — «из-за» (чего-то). Мысленно рассуждая о том и о сем, рассказывая себе истории — можно незаметно затащить дурное начало в бейт мидраш и оказаться на уроке Торы.

Очень важно, чтобы тем для размышления было несколько. Нельзя концентрироваться на чем-то одном. Иначе йецер раскусит маневр раньше времени.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 3) говорится, что если у человека есть некий предмет, состоящий из отдельных частей — его запрещено собирать в шаббат. И нарушающий эту галаху (закон) должен быть наказан. Ведь суббота сама, как бы являет собой, «сборный предмет». Она состоит из будних дней, которые, объединяясь, приводят к шаббату.

Поведение человека в будни определяет то, как он встретит субботу. Подготовка к субботе должна быть постоянной и систематической и осуществляться во все дни недели. Если оставить все на последний момент — ничего путного не выйдет.

Таким образом, если использовать аналогию с шаббатом — работа по нейтрализации дурного начала соответствует будним дням недели, а урок Торы или молитва, на которые нужно попасть — субботе.

 

на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтер из г. Нова-Гура

(Хидушей а-Рим — имя, полученное по названию написанной им книги; основатель движения Гурских хасидов; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

2. На предков надейся, но и сам не плошай

 

Всевышний дает обещание с условием: «За то, что вы будете изучать эти законы, соблюдать и выполнять их, будет хранить Всевышний Свой Завет и милость, о которых Он поклялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Итак, если мы будем соблюдать заповеди — Всевышний добавит нам еще и заслуги наших отцов.

Но для чего нужны эти заслуги? Разве нам может не хватить собственных заслуг?

Для лучшего понимания приведу притчу.

Один весьма состоятельный человек тяжело заболел. Его малолетний сын был не в состоянии управлять отцовским капиталом. Поэтому деньги были даны на сохранение близкому другу. Тот пообещал заботиться не только о капитале, но и о мальчике — обучить его всем премудростям коммерции и ведению дел.

И он сдержал слово. После смерти друга он взял его сына под свое крылышко, и когда мальчик подрос, занялся его обучением.

Тот проявил себя способным учеником, и вскоре активно участвовал во многих сделках.

В дополнение к обучению опытный коммерсант положил сыну своего покойного друга хорошее жалование.

Шли годы. Однажды повзрослевший молодой человек узнал, что отец оставил ему солидное наследство, изрядно преумноженное стараниями отцовского друга.

— Я больше не собираюсь на тебя работать, — заявил парень своему боссу. — У меня и так достаточно денег.

— Поверь, это опрометчивое решение. Тебе выгоднее остаться у меня и продолжить получать ежемесячную зарплату, которой тебе вполне хватит на жизнь. А отцовское наследство прибереги для экстренного случая, чтобы справиться с неожиданным испытанием. Опытный полководец не посылает всех солдат в бой, он обязательно часть оставляет в резерве…    

Благодаря стараниям наших отцов, мы начинаем не с нуля, не с чистого листа. Их заслуги лежат на нашем счету. И очень важно не разбазарить их впустую.

Всевышний обещает, что Он, со своей стороны, позаботится о том, чтобы сохранить заслуги отцов — на тот случай, когда в них действительно возникнет нужда, когда собственных заслуг нам не будет хватать. Но — на условии: если мы не оставим Его заповеди.

Но как сделать, чтобы свои заслуги не кончались?

Секрет оптимального служения Творцу зашифрован в нашей фразе. Она начинается с выражения «ве-hайя» (и будет), а оно — индикатор радости. Выполнение заповедей с радостью приводит к максимальному результату.

Слово «экев», выведенное в название нашей недельной главы, можно перевести и как «пятка». Пятка — самая нижняя часть тела человека, она намекает на скромность и смирение.

Таким образом, служить Всевышнему необходимо в радости, а вместе с тем — с сокрушенным сердцем. Только так можно постичь глубинный смысл служения Творцу.

Выражение «hа-мишпатим» (законы) дает намек на шофар. Как сказано: «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время — для праздничного дня нашего. Ведь закон это для Израиля, установление от Всевышнего Яаакова» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 81, ст. 4-5).

Шофар, с одной стороны, символизирует радость (один из видов трублений, шварим, напоминает смех), с другой — сокрушенное сердце.

Об этом сказано: «И в день радости вашей, и в назначенные сроки, и в новомесячия ваши — трубите в трубы» (Бамидбар, гл. 10, ст. 10).

Однако другие трубления — ткиа и труа — предназначены привести к тешуве (раскаянию и возвращению на пути, указанные Всевышним) и символизируют сокрушенное сердце.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

3. Зубная боль праведника защищает от бесплодия

 

Написано в нашей недельной главе: «Ты будешь благословен более всех народов. Не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной... И Всевышний избавит тебя от всякой болезни» (Дварим, гл. 7, ст. 14-15).

Конечно, прекрасно быть благословенным народом. Замечательно, когда отсутствует бесплодие, когда люди здоровы и никогда не болеют. Только непонятно, как эти три фактора связаны между собой и почему они сведены в один общий фрагмент?

В Мидраше Раба приведено высказывание раби Шмуэля бар Нахмани (один из крупнейших Учителей своего поколения, жил в Вавилоне и в Эрец Исраэль; вторая половина 3-го века), что вся материальная база евреев сформирована благодаря благословениям Билама, которые вышли из его уст, вместо проклятий. Благословения же патриархов еврейского народа и благословения еврейских пророков все еще не использованы — они хранятся на будущее.

В том же Мидраше есть и слова Учителей о том, что беды и испытания, свалившиеся на еврейский народ — добыли ему пропитание, за счет которого удовлетворяются его материальные потребности. Награда же за преодоление испытаний еще ожидает сынов Израиля впереди.

В Иерусалимском Талмуде говорится, что раби Иегуда hа-Наси (редактор текста Мишны, начало 3-го века) в течении длительного времени страдал от сильной зубной боли. И весь этот период ни у одной еврейской женщины на всей территории Израиля не было выкидыша. Потому что страдания праведника служат защитой целому поколению.  

Когда же раби Иегуда hа-Наси исцелился, раби Хия (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, первое поколение, начало 3-го века) выразил сочувствие и тревогу о беременных женщинах. Ведь их больше ничто не защищает.  

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

«Ты будешь благословен более всех народов» (то есть — тебе больше не понадобятся благословения Билама, ты получишь гораздо больше).

«Не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной» — «Всевышний избавит тебя от всякой болезни».

Гематрия (числовое значение) выражения «коль холи» (всякая болезнь) — 98. Что соответствует количеству проклятий, обозначенных в недельной главе Ки Таво. Имеются в виду проклятия за нарушение законов Торы. Если же все будут их соблюдать — проклятия дезактивируются, а вместе с ними исчезнут и болезни и несчастья, и бедствия.

Гематрия слова «холи» (болезнь, хвороба) равна 48. А если добавить единицу (ак как слово одно) — получим 49. А это уже — количество проклятий, перечисленных в недельной главе Бехукотай.

Таким образом, Всевышний отменит все проклятия из недельной главы Бехукотай и из главы Ки Таво. И останутся только благословения.

В отсутствии проклятий — они достигнут своей максимальной силы.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

4. Люди опасней зверей

 

Написано в нашей недельной главе: «И изгонит Всевышний народы эти перед тобой постепенно, не сможешь ты истребить их сразу, чтобы не умножились против тебя дикие звери» (Дварим, гл. 7, ст. 22).

Если исполняется Воля Всевышнего, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — незачем бояться зверей. Как сказано: «и зверь полевой в мире с тобою» (Танах, книга Йова, гл. 5, ст.23).

Однако Творец видел, что евреи не устоят и нарушат закон.

Интересно, что фразу подобную нашей, мы встречаем еще и в книге Шемот, в недельной главе Мишпатим, Там мы читаем: «Не изгоню их от тебя в один год, чтобы не стала земля пустынной, и не расплодился против тебя зверь полевой» (Шемот, гл. 23, ст. 29).

Возникает вопрос: почему Раши написал свой комментарий именно на нашу недельную главу (Экев)?

В недельной главе Мишпатим, чуть раньше находим слова: «Вот Я направляю малаха (в условном переводе — ангел, посланец) пред тобою, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя на место, которое Я приготовил» (Шемот, гл. 23, ст. 20).

И Раши объясняет, что здесь сынам Израиля было возвещено, что в будущем они совершат прегрешение, и Шехина (Присутствие Всевышнего) скажет им: «…ибо Я не пойду среди вас».

Всевышний не ведет народ Сам. Он посылает малаха. Потому что — видит, что народ этот будет Его гневить.

Итак, из упоминания малаха можно заключить, что евреи не устоят и совершат прегрешение, а значит, есть опасность, что земля придет в запустение, и умножатся на ней всякие звери (грызуны и хищники) — если населяющие страну Кенаан народы будут изгнаны слишком быстро.

В нашей же недельной главе из текста будущее прегрешение — не просматривается. Поэтому комментарий Раши вполне на своем месте.

Теперь обратимся к одному из самых драматических моментов книги Берешит — когда братья продали Йосефа.

Вначале они хотели его убить, но за него вступился Реувен и предложил сохранить Йосефу жизнь, бросив его в яму (Берешит, гл. 37, ст. 21-22).

В той яме, — объясняют Учителя, — водились змеи и скорпионы.

Так в чем же было спасение? Разве укус змеи или скорпиона не смертелен?

Если были свидетели, что чей-то муж упал в яму со змеями и скорпионами, и потом его больше никто не видел, его жена считалась вдовой и могла повторно выйти замуж. 

Выходит, предложение Реувена вовсе не было для Йосефа спасительным?

Но говорится в книге Зогар, что люди, обладающие свободой выбора, гораздо опаснее зверей, не обладающих ею.

Таким образом, хоть яма, в которую угодил Йосеф, и кишела ядовитыми змеями и скорпионами, но у них не было свободы выбора, а значит, они были подобны роботам, которыми управляет Всевышний.

Творец их, конечно же, попридержал. И Йосеф был спасен.

Но если люди опаснее зверей, то почему Тора так обеспокоена тем, что на смену уничтоженным народам Кенаана придут звери?

Дело в том, что вопрос не в том, кого предпочесть. Населяющие Кенаан народы будут изгнаны с той земли в любом случае.

Вопрос — в том насколько быстро это произойдет. Если слишком быстро, это привлечет диких зверей. Но ведь лучше не очень торопиться и обойтись без соседства хищников.

Жители Кенаана были охвачены страхом перед евреями и поэтому не представляли опасности.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

5. Воспитание чувств

 

Написано в нашей недельной главе: «Не возжелай…» (Дварим, гл. 7, ст. 25).

Запрещено завидовать и мечтать о соседской недвижимости. Но не только это. Нельзя чересчур сильно хотеть чего-то, что относится к нашему бренному миру.

Один еврей по имени Залман решил отправиться на ярмарку. Он посвятил в свое намерение рава Элиягу Десслера (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века). И тот изъявил желание присоединиться к нему. 

Когда они добрались до ярмарки, Залман, разглядывая выставленный на продажу товар, обратил внимание на серебряный поднос искусной работы.

К счастью, цена подноса была до смешного мала. Залман достал деньги, чтобы за него расплатиться. Но тут рав Десслер отозвал его в сторону и сообщил, что сам намерен купить этот поднос.

Залман был очень удивлен этой неожиданной просьбой. Тем не менее, отказать уважаемому раввину он не мог и уступил поднос раву Десслеру.

Они продолжили ходить меж торговых рядов. Глаз Залмана зацепился за прекрасный светильник из венецианского стекла. Он давно мечтал о таком.

Приценившись, Залман достал кошелек и стал отсчитывать требуемую сумму. Вдруг рав Десслер снова отозвал его в сторонку и попросил уступить светильник ему.

Сомнение закралось в голову Залмана. Но — лишь на секунду, а в следующую секунду он с улыбкой уступил уже почти купленный светильник раби Элиягу.

Затем Залману удалось высмотреть и купить чудесный серебряный бокал ювелирной работы. Когда бокал упаковывали, к сияющему от радости Залману обратился раввин Элиягу Деслер с просьбой уступить покупку ему.

Залман начал сожалеть, что взял с собой на ярмарку раввина. И решил вернуться домой.

Всю обратную дорогу Залман размышлял о случившемся. И чем больше он об этом думал, тем большее недоумение вызывало у него поведение рава.

Рав Десслер жил один в комнате, большую часть которой занимала весьма солидная библиотека. Еще там стояли стол, стул и кровать. И больше ничего не было. Зачем раву понадобились все эти вещи?

Так и не найдя ответ на свой вопрос, Залман с пустыми руками вошел в свой дом.

Ответ он получил на следующий день, в пятницу.

За считанные минуты до наступления шаббата к нему в дверь постучал рав Десслер и вручил все свои покупки в качестве подарка.

— Я увидел, как ты загорелся при виде этих вещей, — улыбнулся раввин. — Вожделение — нехорошее качество. Но ты все же смог преодолеть себя и по праву заслужил награду за это...

 

на основе комментария рава Элиягу Десслера

(один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭКЕВ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

 

Обсуждение главы Экев

 

1. Как совладать с дурным началом

 

Наша недельная глава начинается призывом соблюдать законы Торы и заповеди. Написано: «За то, что вы будете изучать эти законы, соблюдать и выполнять их, будет хранить Всевышний Свой Завет и милость, о которых Он поклялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Слово «экев» (здесь мы перевели его как — «за то, что»), вынесенное в название нашей недельной главы, имеет еще и другое значение — «пятка, нижняя часть ступни».

В Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 59) есть высказывание, в котором говорится о ногах — «Размышлял я о путях своих и направлял ноги, чтобы вели меня к заповедям Твоим».

В словах Давида содержится полезный совет, воспользовавшись которым можно совладать со своим дурным началом, сбивающим с правильного пути и изо всех сил препятствующим изучению Торы и выполнению заповедей.

Давид знает, как перехитрить йецер hа-ра (дурное начало). И он делится этим знанием с нами.

Допустим, человеку нужно попасть в бейт мидраш (Дом учения) на урок Торы или на молитву в синагогу. Размышляя о путях своих, он должен подумать так: «Неплохо бы пройтись прогуляться, подышать свежим воздухом». Йецер hа-ра его в этом поддержит, или, по крайней мере, не будет против. А затем нужно сделать так, чтобы ноги привели в бейт мидраш, и прогулка плавно перейдет в урок Торы или молитву.

Но если кто-то, еще находясь дома, решит, что неплохо бы сходить поучить Тору, он тут же вспомнит (стараниями дурного начала) о доброй дюжине неотложных дел — одно другого важнее. И выход из дома окажется под вопросом.

Йецер hа-ра может быть тихим и незаметным, но порой — атакует. Если на тебя напал этот негодяй, — говорится в Талмуде (трактат Сукка, лист 52) — тащи его в бейт мидраш.

Совет хороший и действенный. Только как его туда затащишь? Он же так просто не дастся.

Нужно отвлечь его внимание, притупить бдительность с помощью рассказов, разговоров или уловок. Намек на это содержится в нашей фразе, в выражении «за то, что».

Его еще можно перевести и как — «из-за» (чего-то). Мысленно рассуждая о том и о сем, рассказывая себе истории — можно незаметно затащить дурное начало в бейт мидраш и оказаться на уроке Торы.

Очень важно, чтобы тем для размышления было несколько. Нельзя концентрироваться на чем-то одном. Иначе йецер раскусит маневр раньше времени.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 3) говорится, что если у человека есть некий предмет, состоящий из отдельных частей — его запрещено собирать в шаббат. И нарушающий эту галаху (закон) должен быть наказан. Ведь суббота сама, как бы являет собой, «сборный предмет». Она состоит из будних дней, которые, объединяясь, приводят к шаббату.

Поведение человека в будни определяет то, как он встретит субботу. Подготовка к субботе должна быть постоянной и систематической и осуществляться во все дни недели. Если оставить все на последний момент — ничего путного не выйдет.

Таким образом, если использовать аналогию с шаббатом — работа по нейтрализации дурного начала соответствует будним дням недели, а урок Торы или молитва, на которые нужно попасть — субботе.

 

на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтер из г. Нова-Гура

(Хидушей а-Рим — имя, полученное по названию написанной им книги; основатель движения Гурских хасидов; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

2. На предков надейся, но и сам не плошай

 

Всевышний дает обещание с условием: «За то, что вы будете изучать эти законы, соблюдать и выполнять их, будет хранить Всевышний Свой Завет и милость, о которых Он поклялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Итак, если мы будем соблюдать заповеди — Всевышний добавит нам еще и заслуги наших отцов.

Но для чего нужны эти заслуги? Разве нам может не хватить собственных заслуг?

Для лучшего понимания приведу притчу.

Один весьма состоятельный человек тяжело заболел. Его малолетний сын был не в состоянии управлять отцовским капиталом. Поэтому деньги были даны на сохранение близкому другу. Тот пообещал заботиться не только о капитале, но и о мальчике — обучить его всем премудростям коммерции и ведению дел.

И он сдержал слово. После смерти друга он взял его сына под свое крылышко, и когда мальчик подрос, занялся его обучением.

Тот проявил себя способным учеником, и вскоре активно участвовал во многих сделках.

В дополнение к обучению опытный коммерсант положил сыну своего покойного друга хорошее жалование.

Шли годы. Однажды повзрослевший молодой человек узнал, что отец оставил ему солидное наследство, изрядно преумноженное стараниями отцовского друга.

— Я больше не собираюсь на тебя работать, — заявил парень своему боссу. — У меня и так достаточно денег.

— Поверь, это опрометчивое решение. Тебе выгоднее остаться у меня и продолжить получать ежемесячную зарплату, которой тебе вполне хватит на жизнь. А отцовское наследство прибереги для экстренного случая, чтобы справиться с неожиданным испытанием. Опытный полководец не посылает всех солдат в бой, он обязательно часть оставляет в резерве…    

Благодаря стараниям наших отцов, мы начинаем не с нуля, не с чистого листа. Их заслуги лежат на нашем счету. И очень важно не разбазарить их впустую.

Всевышний обещает, что Он, со своей стороны, позаботится о том, чтобы сохранить заслуги отцов — на тот случай, когда в них действительно возникнет нужда, когда собственных заслуг нам не будет хватать. Но — на условии: если мы не оставим Его заповеди.

Но как сделать, чтобы свои заслуги не кончались?

Секрет оптимального служения Творцу зашифрован в нашей фразе. Она начинается с выражения «ве-hайя» (и будет), а оно — индикатор радости. Выполнение заповедей с радостью приводит к максимальному результату.

Слово «экев», выведенное в название нашей недельной главы, можно перевести и как «пятка». Пятка — самая нижняя часть тела человека, она намекает на скромность и смирение.

Таким образом, служить Всевышнему необходимо в радости, а вместе с тем — с сокрушенным сердцем. Только так можно постичь глубинный смысл служения Творцу.

Выражение «hа-мишпатим» (законы) дает намек на шофар. Как сказано: «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время — для праздничного дня нашего. Ведь закон это для Израиля, установление от Всевышнего Яаакова» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 81, ст. 4-5).

Шофар, с одной стороны, символизирует радость (один из видов трублений, шварим, напоминает смех), с другой — сокрушенное сердце.

Об этом сказано: «И в день радости вашей, и в назначенные сроки, и в новомесячия ваши — трубите в трубы» (Бамидбар, гл. 10, ст. 10).

Однако другие трубления — ткиа и труа — предназначены привести к тешуве (раскаянию и возвращению на пути, указанные Всевышним) и символизируют сокрушенное сердце.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

3. Зубная боль праведника защищает от бесплодия

 

Написано в нашей недельной главе: «Ты будешь благословен более всех народов. Не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной... И Всевышний избавит тебя от всякой болезни» (Дварим, гл. 7, ст. 14-15).

Конечно, прекрасно быть благословенным народом. Замечательно, когда отсутствует бесплодие, когда люди здоровы и никогда не болеют. Только непонятно, как эти три фактора связаны между собой и почему они сведены в один общий фрагмент?

В Мидраше Раба приведено высказывание раби Шмуэля бар Нахмани (один из крупнейших Учителей своего поколения, жил в Вавилоне и в Эрец Исраэль; вторая половина 3-го века), что вся материальная база евреев сформирована благодаря благословениям Билама, которые вышли из его уст, вместо проклятий. Благословения же патриархов еврейского народа и благословения еврейских пророков все еще не использованы — они хранятся на будущее.

В том же Мидраше есть и слова Учителей о том, что беды и испытания, свалившиеся на еврейский народ — добыли ему пропитание, за счет которого удовлетворяются его материальные потребности. Награда же за преодоление испытаний еще ожидает сынов Израиля впереди.

В Иерусалимском Талмуде говорится, что раби Иегуда hа-Наси (редактор текста Мишны, начало 3-го века) в течении длительного времени страдал от сильной зубной боли. И весь этот период ни у одной еврейской женщины на всей территории Израиля не было выкидыша. Потому что страдания праведника служат защитой целому поколению.  

Когда же раби Иегуда hа-Наси исцелился, раби Хия (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, первое поколение, начало 3-го века) выразил сочувствие и тревогу о беременных женщинах. Ведь их больше ничто не защищает.  

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

«Ты будешь благословен более всех народов» (то есть — тебе больше не понадобятся благословения Билама, ты получишь гораздо больше).

«Не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной» — «Всевышний избавит тебя от всякой болезни».

Гематрия (числовое значение) выражения «коль холи» (всякая болезнь) — 98. Что соответствует количеству проклятий, обозначенных в недельной главе Ки Таво. Имеются в виду проклятия за нарушение законов Торы. Если же все будут их соблюдать — проклятия дезактивируются, а вместе с ними исчезнут и болезни и несчастья, и бедствия.

Гематрия слова «холи» (болезнь, хвороба) равна 48. А если добавить единицу (ак как слово одно) — получим 49. А это уже — количество проклятий, перечисленных в недельной главе Бехукотай.

Таким образом, Всевышний отменит все проклятия из недельной главы Бехукотай и из главы Ки Таво. И останутся только благословения.

В отсутствии проклятий — они достигнут своей максимальной силы.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

4. Люди опасней зверей

 

Написано в нашей недельной главе: «И изгонит Всевышний народы эти перед тобой постепенно, не сможешь ты истребить их сразу, чтобы не умножились против тебя дикие звери» (Дварим, гл. 7, ст. 22).

Если исполняется Воля Всевышнего, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — незачем бояться зверей. Как сказано: «и зверь полевой в мире с тобою» (Танах, книга Йова, гл. 5, ст.23).

Однако Творец видел, что евреи не устоят и нарушат закон.

Интересно, что фразу подобную нашей, мы встречаем еще и в книге Шемот, в недельной главе Мишпатим, Там мы читаем: «Не изгоню их от тебя в один год, чтобы не стала земля пустынной, и не расплодился против тебя зверь полевой» (Шемот, гл. 23, ст. 29).

Возникает вопрос: почему Раши написал свой комментарий именно на нашу недельную главу (Экев)?

В недельной главе Мишпатим, чуть раньше находим слова: «Вот Я направляю малаха (в условном переводе — ангел, посланец) пред тобою, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя на место, которое Я приготовил» (Шемот, гл. 23, ст. 20).

И Раши объясняет, что здесь сынам Израиля было возвещено, что в будущем они совершат прегрешение, и Шехина (Присутствие Всевышнего) скажет им: «…ибо Я не пойду среди вас».

Всевышний не ведет народ Сам. Он посылает малаха. Потому что — видит, что народ этот будет Его гневить.

Итак, из упоминания малаха можно заключить, что евреи не устоят и совершат прегрешение, а значит, есть опасность, что земля придет в запустение, и умножатся на ней всякие звери (грызуны и хищники) — если населяющие страну Кенаан народы будут изгнаны слишком быстро.

В нашей же недельной главе из текста будущее прегрешение — не просматривается. Поэтому комментарий Раши вполне на своем месте.

Теперь обратимся к одному из самых драматических моментов книги Берешит — когда братья продали Йосефа.

Вначале они хотели его убить, но за него вступился Реувен и предложил сохранить Йосефу жизнь, бросив его в яму (Берешит, гл. 37, ст. 21-22).

В той яме, — объясняют Учителя, — водились змеи и скорпионы.

Так в чем же было спасение? Разве укус змеи или скорпиона не смертелен?

Если были свидетели, что чей-то муж упал в яму со змеями и скорпионами, и потом его больше никто не видел, его жена считалась вдовой и могла повторно выйти замуж. 

Выходит, предложение Реувена вовсе не было для Йосефа спасительным?

Но говорится в книге Зогар, что люди, обладающие свободой выбора, гораздо опаснее зверей, не обладающих ею.

Таким образом, хоть яма, в которую угодил Йосеф, и кишела ядовитыми змеями и скорпионами, но у них не было свободы выбора, а значит, они были подобны роботам, которыми управляет Всевышний.

Творец их, конечно же, попридержал. И Йосеф был спасен.

Но если люди опаснее зверей, то почему Тора так обеспокоена тем, что на смену уничтоженным народам Кенаана придут звери?

Дело в том, что вопрос не в том, кого предпочесть. Населяющие Кенаан народы будут изгнаны с той земли в любом случае.

Вопрос — в том насколько быстро это произойдет. Если слишком быстро, это привлечет диких зверей. Но ведь лучше не очень торопиться и обойтись без соседства хищников.

Жители Кенаана были охвачены страхом перед евреями и поэтому не представляли опасности.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

5. Воспитание чувств

 

Написано в нашей недельной главе: «Не возжелай…» (Дварим, гл. 7, ст. 25).

Запрещено завидовать и мечтать о соседской недвижимости. Но не только это. Нельзя чересчур сильно хотеть чего-то, что относится к нашему бренному миру.

Один еврей по имени Залман решил отправиться на ярмарку. Он посвятил в свое намерение рава Элиягу Десслера (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века). И тот изъявил желание присоединиться к нему. 

Когда они добрались до ярмарки, Залман, разглядывая выставленный на продажу товар, обратил внимание на серебряный поднос искусной работы.

К счастью, цена подноса была до смешного мала. Залман достал деньги, чтобы за него расплатиться. Но тут рав Десслер отозвал его в сторону и сообщил, что сам намерен купить этот поднос.

Залман был очень удивлен этой неожиданной просьбой. Тем не менее, отказать уважаемому раввину он не мог и уступил поднос раву Десслеру.

Они продолжили ходить меж торговых рядов. Глаз Залмана зацепился за прекрасный светильник из венецианского стекла. Он давно мечтал о таком.

Приценившись, Залман достал кошелек и стал отсчитывать требуемую сумму. Вдруг рав Десслер снова отозвал его в сторонку и попросил уступить светильник ему.

Сомнение закралось в голову Залмана. Но — лишь на секунду, а в следующую секунду он с улыбкой уступил уже почти купленный светильник раби Элиягу.

Затем Залману удалось высмотреть и купить чудесный серебряный бокал ювелирной работы. Когда бокал упаковывали, к сияющему от радости Залману обратился раввин Элиягу Деслер с просьбой уступить покупку ему.

Залман начал сожалеть, что взял с собой на ярмарку раввина. И решил вернуться домой.

Всю обратную дорогу Залман размышлял о случившемся. И чем больше он об этом думал, тем большее недоумение вызывало у него поведение рава.

Рав Десслер жил один в комнате, большую часть которой занимала весьма солидная библиотека. Еще там стояли стол, стул и кровать. И больше ничего не было. Зачем раву понадобились все эти вещи?

Так и не найдя ответ на свой вопрос, Залман с пустыми руками вошел в свой дом.

Ответ он получил на следующий день, в пятницу.

За считанные минуты до наступления шаббата к нему в дверь постучал рав Десслер и вручил все свои покупки в качестве подарка.

— Я увидел, как ты загорелся при виде этих вещей, — улыбнулся раввин. — Вожделение — нехорошее качество. Но ты все же смог преодолеть себя и по праву заслужил награду за это...

 

на основе комментария рава Элиягу Десслера

(один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что лучше: молиться до рассвета или совсем ничего не делать?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля