ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

28.03.2024, 18 Adar II, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВЫ

ГЛАВА «Ницавим»

На этой неделе читаем две недельные главы — Ницавим и Ваелех

Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 — гл. 30, ст. 20

Почему глава так называется?

В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».

Стоите перед... переводится на иврит одним словом — ницавим.

Обсуждение главы Ницавим

02.09.07

Во всей книге Дварим, — сообщают Учителя, — описаны события, которые произошли за 37 дней — 37 последних дней жизни Моше Рабейну в этом мире (с начала месяца шват и до 7-го адара).

И вот в самом начале нашей недельной главы мы читаем: «Вы стоите сегодня перед Всевышним: главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши — каждый человек в народе Израиля… Чтобы вступить тебе в Союз со Всевышним и в клятвенный договор с Ним, который Всевышний заключает с тобой сегодня » (Дварим, гл. 29, ст. 9, 11).

Слово «сегодня», — уточняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии, анализируя данный отрывок, — подразумевает последний день жизни Моше. В свой последний день в этом мире он собирает весь еврейский народ, чтобы ввести его в Союз с Творцом.

Об этом дне Моше говорит в недельной главе Ваелех: «120 лет мне сегодня…» (Дварим, гл. 31, ст. 2). И получается, что все четыре оставшиеся недельные главы Торы (книга Дварим), начиная с Ницавим и заканчивая недельной главой Ве-зот а-бераха, содержат в себе описание событий одного дня — последнего дня Моше перед уходом в мир иной, центральное событие которого — введение еврейского народа в Союз с Творцом.

Информацию о заключении этого Союза находим в трех фрагментах Торы: там, где действие разворачивается у горы Синай, в нашей главе и при описании событий времен Иегошуа бин Нуна, который возглавил народ после Моше — в Танахе, в книге Иегошуа.

Учителя, исследуя тексты Торы, обращают внимание на то, что во всех трех местах употреблен, в той или иной форме, глагол «стоять» (в оригинале на иврите — слова, образованные от корня ницав).

Так при описании событий у горы Синай сказано: «…и встали у подножия горы» (Шемот, гл. 19, ст. 17). В нашей недельной главе — «Вы стоите сегодня…» (Дварим, гл. 29, ст. 9). И в третьем отрывке — «…и предстали они перед Творцом» (книга Иегошуа, гл. 24, ст. 1).

Изучая эту особенность методом сопоставления текстов первоисточников, в которых встречаются однокоренные слова, Учителя отмечают, что форма того же слова используется в Танахе и в книге Рут, где сказано: «…слуга, поставленный (в оригинале на иврите — ницав, что в данном контексте означает — «ответственный» за жнецов) над жнецами» (книга Рут, гл. 2, ст. 6). И приходят к выводу, что и в иных случаях, во всех трех описаниях «процедуры» заключения Союза еврейского народа с Творцом, слова от корня ницав («стоите», «и встали», «и предстали») сохраняют смысловой нюанс, напоминающий каждому еврею и всему народу в целом об ответственности за нарушение условий Договора с Всевышним.

И действительно. В тексте, который следует за приведенной выше цитатой, говорится о наказании за несоблюдение «пунктов» этого Договора. Написано, например: «Может быть, есть среди вас мужчина, или женщина, или семейство… сердце которого отворачивается от Творца… И сотрет имя его Всевышний из поднебесной» (Дварим, гл. 29, ст. 17, 19). А если целое колено народа Израиля нарушит Договор, сказано, что «отделит его Творец для злой участи от всех колен Израиля» (Дварим, гл. 29, ст. 20).

Но как все это может реализоваться на практике?..

03.09.07

В развитие темы ответственности за нарушение Договора, заключенного еврейским народом с Творцом мира, Тора вводит понятие «гарантов», отвечающих за выполнение (или невыполнение) условий этого Союза.

Так в тексте нашей недельной главы написано: «Сокрытое — Всевышнему, открытое — нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова Учения этого» (Дварим, гл. 29, ст. 28).

Речь здесь идет о том, — разъясняет Талмуд (трактат Санѓедрин, лист 43), — что мы и наши потомки становимся «гарантами» того, что каждый еврей будет выполнять «все слова Учения этого».

Комментируя данный отрывок, Раши задается вопросом: почему все мы несем ответственность за нарушение «мужчины или женщины, сердца которых отворачиваются от Творца»? Разве мы можем знать, что таят в своих сердцах ближние?

И заключает: поэтому Тора и рассматривает как бы два случая.

О первом сказано: «Сокрытое — Всевышнему». То есть нарушения, сокрытые от людских глаз «прочтет» в сердцах нарушителей Творец и накажет виновного в несоблюдении условий Союза.

Во втором — говорится о том, что «открывается нам и сынам нашим». Если мы знаем о готовящемся преступлении, мы обязаны его предотвратить. Ведь все евреи — ответственны друг за друга, и каждый из нас — «гарант» в выполнении условий Договора.

Союз еврейского народа с Творцом мира заключен у горы Синай. Там и был сформулирован принцип взаимной ответственности всех евреев. Как сказано: «…и споткнутся друг о друга» (Ваикра, гл. 26, ст. 37).

Что здесь имеется в виду?

Имеются в виду именно нарушения условий Договора с Творцом, — разъясняют Учителя (Талмуд, трактат Санѓедрин, лист 27). — Если кто-то из евреев допустил такое нарушение, оно может стать препятствием на пути другого еврея, который идет дорогой заповедей (дополнительная информация об этом — см. на сайте обзор листа 27 трактата Санѓедрин).

Но вот что интересно: все годы, пока еврейский народ был в пустыне, сформулированный у горы Синай принцип «взаимной ответственности» ни разу не применялся на практике.

И только после того, как в последний день своей жизни Моше, собрав весь народ Израиля, напомнил о Договоре с Творцом, как бы обновив его, после того, как руководство народом перешло в руки Иегошуа бин Нуна, и евреи вступили на территорию Эрец Исраэль, данный принцип начал реализовываться.

Впервые это случилось, — рассказывается в Танахе (книга Иегошуа, гл. 7), — когда сыны Израиля взяли Иерихо. Перед сражением Иегошуа бин Нун строго-настрого запретил евреям брать себе имущество жителей города. Но один из воинов по имени Ахан не удержался и все же присвоил чужие драгоценности. Да еще устроил все так, чтобы никто этого не увидел. О присвоении чужого имущества узнали лишь его близкие родственники.

За нарушение Ахана удар на себя принял весь еврейский народ. В следующей битве еврейское воинство понесло большие потери. Это и стало реализацией принципа «взаимной ответственности».

Потери в битве, собственно говоря, и стали для Иегошуа бин Нуна свидетельством того, что кто-то из еврейских воинов ослушался его приказа. Но кто именно?..

И не случайно Всевышний повелел ему определить виновного по жребию, который выпал точно, на Ахана.

Более того, определив сынам Израиля наказание за нарушение, которое совершил один человек, Всевышний предъявил «претензию» Иегошуа бин Нуну. Ибо недостаточно наказа «не делай» — человек слаб. Надо еще принять все возможные меры, чтобы нарушений не было. Об Ахане, кстати сказать, было известно, что он имел склонность к обогащению любыми доступными средствами (некоторые подробности этой истории — см. на сайте обзоры листов 43 и 44 трактата Санѓедрин).

04.09.07

Этот рассказ Танаха о проступке Ахана содержит ценное наставление будущим поколениям.

Во-первых, нам следует понимать, что даже тайное, неочевидное для окружающих нарушение Завета Всевышнего, допущенное одним человеком, ставит под угрозу благополучное существование всего еврейского народа.

Во-вторых, мы должны осознать, что весьма распространенный в остальном мире принцип, согласно которому любой индивидуум волен делать все, что ему угодно (хорошее и плохое), если это не затрагивает интересы других людей. И никто не вправе вмешиваться в его частную жизнь. Но для нас этот принцип приобретает совершенно иное звучание. Ибо каждый поступок индивидуума, принадлежащего еврейскому народу, оказывает влияние на весь еврейский народ. Хороший — положительное, плохой (в нарушение условий Союза с Творцом) — негативное.

Более того, мы узнаем, что для нас равнодушие к поведению ближних — «непозволительная роскошь». Если мы делаем попытки предотвратить нарушение законов еврейской традиции, даже если они не увенчаются успехом — у нас есть шанс снять с себя вину за совершенный другим евреем проступок. Если же — остаемся в стороне, не прилагаем усилий для устранения «неполадок» в поведении ближнего, от его нарушений может пострадать весь народ.

Не забывать обо всем этом необходимо, разумеется, и тому, кто с непозволительной небрежностью относится к выполнению обязательств, предусмотренных Договором с Творцом.

Сам собой напрашивается вопрос: на каком основании евреи должны нести друг за друга ответственность, что столь прочно объединяет их и в горе и в радости?

Если два еврея вместе, на двоих, взяли ссуду, — говорят Учителя, — то каждый из них считается должником на взятую им сумму и гарантом на часть общей суммы, доставшейся «компаньону».

Отсюда Сефорно (раби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век) делает вывод, что, получив Тору у горы Синай, каждый еврей стал «должником» на «свою часть» Торы (то есть — ответственным за выполнение тех заповедей, которые он способен выполнить и за изучение той части Торы, которую он в состоянии изучить). И — «гарантом», ответственным за реализацию заповедей, которые выполняют другие евреи (каждый из них).

Понятие «гарант» (на иврите — «арэв»), — объясняет Рамак (раби Моше́ Кордоверо, великий каббалист, Испания – Эрец Исраэль, г. Цфат; середина 16-го века), — по смыслу связано со словом «смесь», «смешение» (на иврите — тааровет, то есть оба слова происходят от одного корня). Иначе говоря, «гарант» — это человек, который как бы «смешивает» свое имущество с имуществом должника. Ведь кредитор вправе взыскать долг и из имущества гаранта.

Аналогично этому — и евреи. Главное «имущество» каждого еврея — его душа — как бы «смешивается» с душами других евреев, и в душе каждого еврея присутствуют искорки душ всего народа Израиля.

Данный комментарий помогает нам глубже понять и суть заповеди Торы «люби ближнего своего как самого себя» (Ваикра, гл. 19, ст. 18). В самом деле. Может ли человек не любить ближнего, если в нем, в ближнем, живет искра его души и он с ближними — единое целое?

Отсюда, кстати сказать, в еврейской среде — «повышенное» стремление помочь друг другу, прийти на выручку тем, кто оказался в трудном положении.

И мы, понимаем, что в определенном смысле — это одно из следствий Договора с Творцом, о котором напоминает Моше Рабейну сынам Израиля в последний день своей жизни…

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА “Ваелех”

Место в Торе: Дварим, гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...».

И пошел на иврите — ваелех.

Обсуждение главы Ваелех

05.09.07

Продолжая описывать в нашей недельной главе последний день жизни Моше Рабейну (см. на сайте обзор недельной главы Ницавим, седьмой годовой цикл обсуждения), Тора, как в большинстве недельных глав, затрагивает несколько тем. И речь в ней идет, в частности, о техият а-метим (возрождение умерших). На данной теме мы и сконцентрируем внимание в обзоре этого года.

Тора сообщает, что в тот день перед уходом из нашего мира Моше с Иегошуа бин Нуном (своим учеником, который возглавит еврейский народ после него) вошли в Мишкан (переносной Храм в пустыне). Там «в облаке» открылся им Всевышний и, обращаясь к Моше, сказал: «Вот ты уйдешь к отцам твоим, и поднимется народ этот, и будет служить чужим богам страны, в которую попадет. И оставит он Меня, и нарушит Союз Мой, который Я заключил с ним. И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лицо Мое от них, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья. И скажет он в тот день: не потому ли, что нет Всевышнего нашего среди нас, постигли нас беды эти?» (Дварим, гл. 31, ст. 16-17).

Рассказывается в Талмуде (трактат Санѓедрин, лист 90) о том, что однажды римляне спросили одного из наших Учителей — раби Иегошуа бен Хананью, откуда известно евреям, что Всевышний оживит мертвых и откуда они знают, что Ему ведомо, что произойдет будущем.

— Ответы на оба вопроса, — сказал им Учитель, — содержатся в Торе, в отрывке, где написано: «Вот ты уйдешь к отцам твоим, и поднимется народ этот, и будет служить чужим богам…». Отсюда ясно видно, что Творец знает, что произойдет в будущем. А о техият а метим читаем в слове «поднимется», что также означает — «возродится из мертвых».

Ответ на вопрос о всеведении Творца римлян удовлетворил. Но на объяснение о возрождении мертвых они выдвинули логичное, казалось бы, возражение.

— Если слово «поднимутся» означает — «возродятся из мертвых», — отметили они, — тогда получается, что первая часть фразы совершенно не вяжется с ее продолжением.

У раби Иегошуа бен Хананьи были на этот счет убедительные аргументы, но он предпочел уклониться от продолжения дискуссии.

Какие же доводы были у него, и почему он не привел их римлянам? — спрашивают Учителя, обсуждая эту историю.

Слово «и поднимется», — пишет, анализируя данный фрагмент, рав Авраам-Хаим Шор (один из ведущих раввинов Западной Украины, конец 16-го – начало 17-го вв.; известен чрезвычайно глубоким анализом текстов Талмуда) в своей книге Торат Хаим, — здесь как будто бы «лишнее». Тора вполне могла обойтись и без него и сказать нам: «вот ты поднимешься к отцам твоим, а народ этот служить будет чужим богам». Но фраза построена иначе. И мы, зная, что Тора скупа на слова, что в ней не бывает не только лишнего слова, но даже — лишнего знака, должны понять, что в слове «и поднимется» заключен более глубокий, скрытый при поверхностном прочтении смысл, который нам, пользуясь полученными от Творца принципами постижения Торы, надо раскрыть.

Так, применяя определенную «методику» исследования текстов Торы, Учителя узнают, что речь в данном отрывке идет о техият а-метим.

Но почему же раби Иегошуа бен Хананья не стал доказывать это римлянам?..

06.09.07

Дело в том, что при даровании Торы народ Израиля получил и конкретный «инструментарий» — тринадцать принципов, применяя которые можно проникать в глубинные слои текста (для иллюстрации — см. на сайте, к примеру, обзор листа 4 трактата Хуллин). Однако для того, чтобы пользоваться полученными «инструментами», необходимо достичь достаточно высокого духовного уровня. Поэтому принципы, о которых мы говорим, были открыты не каждому еврею, но — сравнительно небольшой группе Учителей, способных оперировать ими правильно.

А поскольку и в еврейской среде означенные принципы скрыты от большинства людей, раби Иегошуа решил, что римлянам, тем более, не стоит открывать методы глубокого изучения Торы. Потому и не стал дискутировать с ними.

Но вернемся к отрывку, процитированному в начале нашего обзора.

Другие Учителя, анализируя его текст, усматривают в нем и иные грани Истины.

Если бы Моше Рабейну, — отмечают Учителя, анализируя данный фрагмент, — вел сынов Израиля в Эрец Исраэль и возглавлял народ в период строительства Иерусалимского Храма, Храм никогда не был бы разрушен, и евреи не были бы изгнаны из страны. Однако же те евреи, которые умерли в пустыне, не войдя в Страну Израиля, навсегда лишились бы удела в Будущем мире и не возродились бы из мертвых.

Поэтому и устроил Всевышний все так, чтобы Моше еще в пустыне ушел в иной мир, кончиной своей, очистив нарушителей Его наказов от прегрешений (смерть праведника искупает проступки целого поколения). А очищение даст им возможность в эпоху Машиаха (см. на сайте, к примеру, ответ «Что будет, когда придет Машиах?») возродиться из мертвых.

Об этом и сообщает фраза: «Вот ты уйдешь к отцам твоим, и поднимется (восстанет из мертвых) народ этот» (Дварим, гл. 31, ст. 16).

Еще одна грань Истины открывается в Мидраше Эйха Раба — к книге Танаха Эйха («Плач Иермиягу»).

Рассказывается в нем, что Всевышний в день, когда был разрушен Храм, обратился к пророку Ирмиягу и повелел, чтобы пророк вышел на берег Иордана и призвал Моше Рабейну. Чтобы произнес пророк такую фразу: «Восстань, сын Амрама (Амрам — отец Моше), и спасай стадо свое (еврейский народ), которое готовы проглотить враги».

Сделал пророк Иермиягу все так, как повелел ему Творец. И восстал Моше и спросил у пророка: «что за день сегодня такой в череде дней, что понадобился я Всевышнему». Но пророк ничего не сказал ему в ответ.

Тогда Моше обратился с тем же вопросом к малахим (множественное число от слова малах — некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей: в переводах нередко — «ангел»).

«Сегодня разрушен Храм, — ответили малахим, — и еврейский народ отправлен в изгнание».

Тогда Моше направился к праотцам и вместе они оплакивали участь своего народа и взывали к Творцу, моля о «помиловании». И внял Всевышний мольбам праотцев и Моше — Храм был восстановлен.

Об этом и рассказывается в Торе, — отмечают Учителя в Мидраше, — в отрывке, где сказано: «Вот ты уйдешь к отцам твоим, и поднимется народ этот, и будет служить чужим богам…». Это — повествование о разрушении и восстановлении Храма.

Здесь говорится о том, что в еврейской среде распространилось идолопоклонство и, как следствие — Всевышний разгневался и «скрыл Лик свой от людей», а еврейский народ, лишившись Его защиты, оказывается во власти врагов, и постигают его «многие беды».

Тут следует отметить, что Всевышний отзывается на мольбы праотцев и Моше, когда сыны Израиля начинают осознавать истинную причину приключившихся с ними несчастий. «…Не потому ли, — вопрошают они, — что нет Всевышнего нашего среди нас, постигли нас беды эти?» (Дварим, гл. 31, ст. 17). То есть народ раскаивается и возвращается на пути Творца.

История повторяется. Эпоха, в которую мы сегодня живем, напоминает времена, о которых говорится в недельной главе Ваелех.

Действительно, сегодня определенная часть нашего народа служит чуждым идеям (см. на сайте ответ «Поклонение идолам сегодня — что это»). «Лик» Всевышнего сокрыт от нас, и нет у нас Храма.

Но мы, обсудив содержание недельной главы Валех, знаем, что праотцы наши и величайший за всю историю еврейский пророк Моше, вступаются за нас, взывают к Творцу и молят Его избавить нас от бед и несчастий.

Теперь, чтобы Всевышний «помиловал» нас, и нам необходимо выполнить свою часть работы. Прежде всего — осознать, что все наши беды оттого, что «нет Всевышнего среди нас». И, осознав — вспомнить о тех обязательствах, которые возложены на нас по условиям Союза, который еврейский народ заключил с Творцом…

 

Автор текста Мордехай Вейц

 Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Куда и как отдавать деньги?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля