Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Его называют

Памяти одного из первых командиров еврейской боевой организации (ЛЕХИ), Яиру Штерну посвящается…

ЯИР ШТЕРН: «И ИЗРАИЛЮ БУДЕТ СВЕТЛО»

 

6 февраля 2005 г. в Израиле пошла традиционная ежегодная церемония поминовения Авраама (Яира) Штерна, легендарного деятеля еврейского подполья времен так называемого «английского мандата», когда Британия, вплоть до провозглашения независимости страны в 1948 году, контролировала территорию Израиля.

Яир Штерн был одним из первых командиров еврейской боевой организации ЛЕХИ (Лохамей Херут Исраэль - «Борцы за свободу Израиля»), смелые и решительные действия которой в 1940-е годы во многом определили решение Лондона отказаться от власти в Палестине.

Яир резко критиковал принятую в те дни политическую линию официальных органов еврейской общины в Израиле, предусматривающую борьбу за интересы еврейской общины в рамках признания «общего дома - Британской империи».

«Штерн, - пишет в своей книге «ЛЕХИ. Борцы за свободу Израиля» Эмануэль Кац, исследователь жизни и деятельности знаменитого еврейского подпольщика, - первым четко и во весь голос сказал, что такое - враг. Он же впервые ясно и лаконично выразил ту политическую истину, о которой до него говорила поэзия и революционно-сионистская пропаганда туманными намеками. «Враг - это иноземное иго, - отмечал он. И с этим врагом мы должны бороться не на жизнь, а на смерть, при любых обстоятельствах и в любой ситуации»

Идеология Лехи, - подчеркивает Кац, - если не считать политических и идеологических источников, выросла на почве патриотической поэзии Ури-Цви Гринберга. Писал стихи и Яир Штерн - и в начальный период своего пребывания в Эрец Исраэль, когда учился в Еврейском Университете, и потом, занимаясь подпольной деятельностью. Вот одно из них:

Он грядет, он грядет, величайший тот день!
Королевской порфирой палим,
Он в венце голубом неба Родины сень
Коронованный солнцем златым.

Он грядет, он грядет, величайший тот день
Он разрубит неволи ярмо,
Свет свободы рассвет нависшую тень -
И Израилю будет светло.

Он грядет, засверкает мечом, как жезлом
В нем величие царств и спасение в нем.
Но героев-борцов, Его верных рабов,
Кости скроет могильный забвения кров.

(1943 год)

А эта песня, музыку и слова которой написал Яир Штерн, стала гимном организации «ЛЕХИ»:

БЕЗЫМЯННЫЕ СОЛДАТЫ

Мы солдаты без формы, имен у нас нет,
А вокруг тьма и горе людское.
Мы навеки поклялись хранить наш завет,
Нас лишь смерть может вырвать из строя.

В те багровые дни, крови мук и резни
В непроглядные ночи страдания
В городах, в деревнях мы поднимем одни
Наше гордое знамя восстания.

Не рабы мы, которых согнал страшный бич
Проливать свою кровь на чужбине
Жизнь отдать за народ - вот великий наш клич,
И свободными быть нам отныне.

В те багровые дни...

Да, мы знаем, тернист и опасен наш путь
Впереди нас невзгоды и беды,
Но ни козни врагов, ни тюрьмы мрак и жуть
Нас не сломят в дороге к победе.

В те багровые дни...

Тех из нас, кто в кровавом сраженье падет
Похоронят тайком в тьму ночную.
Но их место множество новых займет,
Чтоб продолжить борьбу роковую.

В те багровые дни...

И слезой матерей, их рыданьем в ночи
Чистой кровью младенцев невинных,
Как цементом скрепим мы тела-кирпичи;
Дом отстроим любимой отчизны.

В те багровые дни...

(Перевод Ицхака Надета)

В 30-40-е годы Яир Штерн, был одним из немногих в еврейской общине Земли Израиля, кто остро ощущал страшную опасность, надвигающуюся на европейское еврейство. Рискуя репутацией (его могли назвать «коллаборационистом» и даже - «предателем»), Штерн налаживал контакты с немецкими властями, пытаясь добиться для евреев Германии и оккупированных ею стран, разрешения эмигрировать в Палестину.

Примерно за месяц до начала Второй мировой войны, Штерн пишет: «Эцель (как и Лехи, организация Эцель была в оппозиции по отношению к официальному руководству Всемирной сионистской организации - прим ред.) борется за восстановление царства Израиля в Стране Израиля. Страна же Израиля - это та территория, которую займет весь еврейский народ в будущем. Ее границы он установит мечом тогда, когда восстановлено будет царство Израиля...

Мы создадим в Эрец-Исраэль свободное племя, племя воинов и освободителей, которое вырвет из рук чужеземцев Иерусалим и освободит страну на веки веков... Еще много войн придется пройти нашему народу прежде, чем освободится он от власти чужеземцев... Поэтому еще многие поколения еврейских детей будут изучать военное дело, и еще много поколений еврейское царство будет подобно военному лагерю среди арабской пустыни».

Вот как описывает мучительные размышления Штерна один из его ближайших соратников Арье Коцер в своей книге «В крови займется заря»: «Мне совершенно ясно: европейское еврейство будет уничтожено, если мы не придем к соглашению с Германией. И следует раз и навсегда уяснить для себя, кто наш враг или - кто наши враги. Какую пользу мы можем извлечь для себя из войны, и против кого из наших врагов нам воевать, чтобы добиться независимости для нашей страны и спасти наш народ, все те миллионы евреев, которые находятся сейчас в Европе? Для меня очевидно, что наш враг - это Британия. Британия могла спасти миллионы наших братьев! Но также очевидно, что она их не спасет! Напротив, она заинтересована в их уничтожении. Оно необходимо ей для того, чтобы установить власть арабов в стране, которая будет послушным орудием в ее руках. Польза от нашей помощи союзным державам невелика. А для нас же она попросту равна нулю. Поэтому остается только одно: соглашение с немцами о спасении европейского еврейства. Немцы могут «очистить» Европу от евреев, переправив их сюда, в Эрец-Исраэль. И Германия может согласиться на такой вариант, если мы станем воевать против англичан».

Именно благодаря таким усилиям была спасена еврейская община Данцига. Однако, когда речь зашла о проведении операции по массовой эмиграции почти миллиона евреев Венгрии, британский статс-секретарь на Ближнем Востоке, лорд Мойн, цинично воскликнул, обращаясь к представителям еврейской инициативной группы, буквально следующее: «Что я буду делать с миллионом евреев?». Операция по спасению венгерских евреев таким образом была сорвана британскими мандатными властями. При том, что идею переселения большого числа европейских евреев в Палестину в те дни безоговорочно поддержали в Берлине. Более того, анализируя подобные планы, нацистские идеологи четко сформулировали перспективы евреев Европы: «Либо сионизм (читай - переселение на Землю Израиля), либо - смерть».

25 февраля 1942 года британские солдаты отыскали Яира Штерна на одной из конспиративных квартир - в доме 8 по улице Мизрахи-Бейт (сегодня - улица Штерн). Они привязали его к стулу и застрелили выстрелом в спину. В официальном сообщении британцы написали, что Штерн, якобы, «был застрелен при попытке к бегству». Яиру Штерну к моменту гибели исполнилось 35 лет.

Незадолго до ареста и гибели, Яиру предлагали укрытие и спасение не только «умеренно-правые» еврейские организации, но и несколько левых кибуцев, жители которых считались прямыми идеологическими противниками Штерна - столь велик был авторитет лидера ЛЕХИ практически во всех слоях еврейской общины. Спасение, однако, предлагалось ему в обмен на его обещание прекратить подпольную деятельность. Эти предложения он отверг. Загнанный в угол, он неделями не выходил из укрытия. И, предчувствуя скорую гибель, написал своим «спасителям»: «Я готов с вами обсуждать лишь наши совместные акции в борьбе с врагом».

Вскоре после войны стало ясно, что Британия не торопится выполнять собственные обещания, данные еврейским лидерам и еврейской общине, зафиксированные, в частности, в Декларации Бальфура (1917-й г.), и не собирается предоставлять евреям в Палестине независимость и возможность построить собственный национальный дом. Только тогда многие поняли, что Яир Штерн был прав, видя в британских мандатных властях главного противника евреев.

Борьба за независимое еврейское государство на еврейской земле вспыхнула с новой силой. Она шла по двум направлениям: противодействие оккупантам (британским властям) и противодействие арабам, постоянно угрожавшим еврейской общине погромам. Организации Яира Штерна, продолжившей свою деятельность и после гибели лидера, в короткие сроки удалось коренным образом «перевернуть» ситуацию. В результате арабские погромщики начали панически бояться своих потенциальных жертв.

Благодаря смелым и решительным действиям членов организации Штерна, в середине 1940-х годов в арабской среде Палестины распространилось мнение о том, что им (арабам) нужно как можно скорее вернуться в арабские страны, откуда, собственно, и прибыло в начале 20-го века подавляющее большинство арабских жителей Палестины. В результате, как отмечают сегодня исследователи, территория нынешнего Израиля была освобождена от присутствия сотен тысяч пришельцев из арабских стран, которые представляли прямую военную и политическую угрозу существованию молодого еврейского государства.

За год до своей гибели Штерн опубликовал декларацию принципов, и по сей день не утративших остроту и актуальность. Эти принципы («Принципы Возрождения»), за которые он боролся и отдал жизнь, в дальнейшем стали идеологической и политической основой организации ЛЕХИ.

Вот их текст (дается в сокращении):


ПРИНЦИПЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ


1. Народ

Еврейский народ - народ, обладающий традицией героизма и самоотверженности, любовью к жизни и выносливостью. И это - благодаря своим духовным ценностям и уверенности в грядущем Избавлении.

2. Родина


Нашей Родиной является Эрец Исраэль, в границах, установленных Торой («И потомству твоему дал Я эту страну, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» - Берешит, гл. 15, ст. 18). В стране этой будет жить в безопасности весь еврейский народ.

3. Народ и Родина


Еврейский народ завоевал Эрец-Исраэль в войнах. Здесь он стал нацией, и только здесь предстоит ему возродиться. Поэтому у еврейского народа, и только у него, есть право на Эрец Исраэль. Право это неоспоримо - еврейский народ его не лишился и не лишится никогда.

4. Цели


а) освобождение страны;
б) возрождение государственности;
в) возрождение нации: не может быть возрождения государственности без освобождения страны, как не может быть возрождения нации без возрождения государственности.

5. Воспитание


Воспитание народа в духе любви к свободе и верности вечным национальным ценностям. Укрепление в сердцах веры в то, что судьба народа зависит от каждого из нас. Необходимо возродить осознание того, что «Меч и Книга даны были с Небес - вместе» (Мидраш Ваикра Раба, гл. 35).

6. Единство


Объединение всего народа под знаменем еврейского освободительного движения. Использование в борьбе за освобождение энергии, общественного положения и талантов отдельных лиц, а также преданности, воодушевления и революционного пафоса масс.

7. Союзы


Заключение союзов с каждым, кто заинтересован в успехе борьбы нашей организации и готов оказать ей помощь.

8. Сила


Усиление военной мощи на Родине и в диаспоре, в подполье и в казармах, с тем, чтобы в конечном итоге создать еврейскую освободительную армию с собственными командирами и со своим знаменем.

9. Война


Постоянная война со всеми, кто препятствует достижению цели.

10. Завоевание


Завоевание отчизны с помощью военной силы и освобождение ее от иностранного господства на веки вечные.

11. Власть


Возобновление еврейской власти во всей освобожденной стране.

12. Справедливый режим


Установление общественного строя в духе еврейской морали и справедливости, указанной нам пророками. При этом режиме не будет голода и безработицы. При нем будут жить в дружбе и взаимном уважении все сыны нашего народа, что явится знамением и примером для всех народов Земли.

13. Возрождение пустыни


Восстановление разрушенной страны и возрождение пустыни - основа для приема миллионов репатриантов и обеспечения им достойного существования.

14. Чужеземцы


Решение этой проблемы путем обмена населением.

15. Возвращение рассеянных


Все евреи диаспоры должны собраться в еврейском государстве.

16. Могущество


Превращение еврейского государства в важнейший военный, политический, культурный и экономический фактор на Востоке и во всем Средиземноморье.

17. Культурное возрождение


Возрождение иврита в качестве разговорного языка всего еврейского народа, восстановление исторической культурной самостоятельности народа.

18. Храм


Строительство Третьего Храма - символа полного избавления.

17 сентября 1948 года убит представитель ООН граф Бернадот, проезжая в машине по одной из улиц Иерусалима, города, который он так стремился оторвать от еврейского народа.

Временное правительство государства Израиля отреагировало на это убийство быстро и энергично. Были изданы чрезвычайные законы военного времени - даже более суровые, чем во времена англичан. Организация Лехи объявлена «террористической», сотни ее участников арестованы и отправлены в тюрьмы. Так Лехи прекратила свое существование…

«Было в его облике что-то оставляющее неизгладимое впечатление на каждого, кто встречался с ним, - пишет о Яире Штерне д-р Й-Г. Евин. - В его голосе всегда отражалась его глубина и сосредоточенность… Но главное - была в нем необычайная, совершенно исключительная серьезность. Каждый, кому довелось слушать его, убеждался, что человек этот относится к тому, что он говорит, с большой серьезностью. И если он произносил: «Мы готовы пожертвовать собой», ясно было, что это не пустая фраза…».

В стихах Яира ярко выражены черты его характера. Сквозь них отчетливо проступает образ необыкновенного, талантливого и преданного своему народу человека. Вспоминая о нем, еще раз вслушаемся в его поэзию:

Я знаю: будет день, а, может, вечер,
Когда паду в бою я, умирая,
И вкруг меня сойдутся хищной стаей:
Пустыня, смерть и зной последней встречи.

Но ужас смерти будет мне неведом,
А зной пустыни оживет прохладой,
Когда глаза мои над смертной бездной ада,
Увидят факельные отсветы победы.

1934 г.