Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


ПЕСАХ

 


 
А Б В Г Д Е Ж З И
К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

 


А

Аарон - старший брат Моше и его ближайший помощник. Первый первосвященник (принадлежал к колену Леви).

Авдала  - В переводе с иврита означает “разделение”.Краткое благословение и особый ритуал, символизирующий окончание субботы или праздника и переход к будням.
После окончания субботы над бокалом вина произносят благословение об отделении субботы от будней. Кроме того, произносят благословения на приятно пахнущие травы или пряности, что символизирует укрепление души, ослабевшей от того, что суббота с ее святостью ушла. Произносят также благословение на специальную зажженную свечу, символизирующую будни. В течение всей субботы нельзя зажигать огонь (в том числе — электрический свет). Впрочем, можно пользоваться огнем и светом, которые были зажжены до наступления субботы.

Агада (шель Песах) - книга, рассказывающая об исходе из Египта и порядке проведения седера.

Алель - буквально "восхваление". Шесть псалмов,которые по установлению пророков произносят в праздники и Рош Ходеш.

Афикоман - часть средней мацы, которую заворачивают в салфетку и прячут. Пасхальная трапеза кончается, когда дети находят афикоман (за что традиционно получают подарок). Каждый участник седера съедает кусочек афикомана, после чего нельзя больше есть и пить, кроме двух оставшихся бокалов вина. В первую ночь седера афикоман необходимо съесть до полуночи. (см. " цафун")

К началу страницы

Б

Бдикат хамец - поиск квасного накануне праздника Песах подробнее см. здесь)

Бейца - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера. Крутое яйцо, символизирующее праздничную жертву.

Биркат амазон - благословения после еды, в которых выражается благодарность Всевышнему за пищу  и дарованную Им и возможность участвовать в ней. В Биркат га-мазон входят и благодарность за процветание нашей плодородной и прекрасной страны — Эрец Исраэль, и за святой город Иерусалим, и за счастье праздновать субботу (или другой еврейский праздник), и за то хорошее, что уже выпало и еще выпадет на долю еврейского народа.. Их произносят только тогда, когда пища включала в себя хлеб или изделия из злаков, имеющих по законам Торы статус хлеба.

Браха - Благословение. Это особая фраза (или несколько фраз), в которой человек выражает признательность Творцу за что-либо, о чем сказано в данном благословении.

В

Г

Гамлиэль (Рабан Гамлиэль) - Один из величайших еврейских Учителей, живший в 1 в. н.э. Ученик Иоханана бен Закаи из Явне. Заложил основы Мишны.

Д

К началу страницы

Е

 Евреи - (см. статью ПУРИМ: МЕЖДУ СВЕТОМ И МРАКОМ - ОДНО МГНОВЕНИЕ).

 Еврей. соm - Еврейский сайт из Иерусалима www.evrey.com

Ж

З

Зроа - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера. Пропеченный кусок мяса с косточкой — память о пасхальном агнце.

 

И

     Иудея - Слово Иудея происходит от русского варианта латинского искажения имени Иегуда — Иуда. Так иногда называлась вся Земля Израиля. После смерти царя Шломо (Соломона) — 9 в. до н.э. в царстве Израиль произошел раскол. Страна разделилась на два государства: Северное, в котором жили 10 (из 12-ти) колен Израиля, и Южное — где жили колена Иегуды и Биньямина.

Поскольку к Северному относилось большинство евреев, оно получило название Исраэль (Израиль). Южное называлось Иегуда (Иудея)., т.к. колено Иегуды занимало главенствующее положение по сравнению с коленом Биньямина.

Столица еврейского народа — Иерусалим — входила в состав государство Иегуда (Иудея). Когда Северное государство пало, Иудеей называли все еврейское царство. Оно закрепилось в последующих столетиях, когда евреи, вернувшись в 4 в. из Вавилонского галута (изгнания), расселились по всей территории Эрец Исраэль. Иудеей называлась страна и во времена Ханукальных событий.

Сегодня территории Земли Израиля, освобожденные от арабов (1967 г. — Шестидневная война) поделены на две области — Иегуда (Иудея) и Шомрон (Самария; севернее Иерусалима) — в память об историческом разделении. Главным городом Северного царства иногда считался город Шомрон.

К началу страницы

К

Карпас - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера. Сельдерей, петрушка, картофель (отварной), лук или другая съедобная  зелень - символ весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни.

Кашер ле-Песах - продукты и предметы, годные для употребления во время праздника Песах (не содержащие квасного).

Кидуш - (буквально - "освящение") благословение, которое произносится над вином в праздничные дни даты (включая субботу).

Кос шел Элиягу - особый бокал, в который наливают вино для пророка Элиягу во время Пасхального Седера.

К началу страницы

Л

М

Маарив - Название вечерней молитвы. Евреи (мужчины) читают молитвы трижды в день. Утром (шахарит), во второй половине дня (минха) и после выхода звезд (маарив). Еврейский закон не устанавливает время молитв для женщин (чтобы не связывать ее временными обязательствами и оставлять возможность для ухода за детьми). Обычно еврейские женщины читают молитву один раз в день. Вечером или утром — по обстоятельствам. Некоторые читают два раза в день.

Ман (манна) - во время странствий по пустыне Всевышний ежедневно (кроме субботы) до прибытия евреев в Ханан посылал им "хлеб с небес", который они собирали для пропитания.

Марор - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера. Горькая зелень, напоминающая горькую жизнь израильтян в Египте. Обчно используют листья салата или цельные кусочки хрена;

Маца "хлеб бедности", который наши предки ели в рабстве, а также то тесто, которое не успело взойти, когда они поспешно вышли из Египта, ведомые Всевышним. Маца - тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкоснулись прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут.

Мицва (иврит). В переводе на русский язык — заповедь. Множественное число — мицвот.
В Торе — 613 мицвот (заповедей).

Мирьям (Мириам) - сестра Моше   и Аарона, дочь Амрама и Йохевет. Мирьям называют пророчецей. Именно она после перехода через Красное море вышла с тимпаном и воспела хвалу всевышнему.

Моше (Моисей) - см. статью ПЕСАХ: ПРАЗДНИК СВОБОДЫ

К началу страницы

Н

Натилат Ядаим - Омовение рук перед вкушением хлеба (хлеб — главная пища человека, поэтому полноценную трапезу начинают с хлеба, а его можно есть лишь после омовения рук). Выполняется этот ритуал особым образом. Надо отметить, что нетилат ядаим не является буквально мытьем, очищением рук. Вымыть руки следует перед нетилат ядаим.

Нирца - Заключительная часть Пасхального седера В ней мы говорим: "Закончен пасхальный седер. Как мы старались провести его в точном соответствии с Твоими законами, так Ты приведи поскорее всех евреев свободными людьми в Цион (Иерусалим)". И дальше произносят:   (лешана абаа бирушалаим) В будущем году — в Иерусалиме!

О

Омер (счет омера) - Начиная со второго вечера праздника Песах Тора повелевает вести счет дням на протяжении семи недель: "И ведите для себя счет, [начиная] с первого дня после праздника, – дня приношения вами омера [ячменя: хлебного дара] ... семь полных недель... до дня, следующего за седьмой неделей, отсчитайте пятьдесят дней..." (Вайикра, 23:15,16). На пятидесятый день наступает праздник Шавуот (дословно "недели"): "...священное собрание да будет у вас, никакой работы не делайте..." (Вайикра, 23:21).

Цель отсчета состоит в том, чтобы показать связь между праздниками Песах и Шавуот, подчеркнуть, что Исход из Египта знаменует лишь физическое освобождение, а духовная свобода невозможна без осознания и принятия моральных и этических принципов, воплощенных в Десяти заповедях, дарованных евреям Всевышним через семь недель после выхода из египетского плена. В честь этого события мы и празднуем Шавуот.

Поскольку начало отсчета совпадает с днем, когда в Храме приносили в жертву первый омер ячменя нового урожая, то весь пятидесятидневный период получил название "Сфират аомер" ("Счет омера"). 

П

Песах - Один из основных еврейских праздников. Слово "Песах" происходит от ивритского корня (пасах) — "обойти". Смысл, заключенный в этом слове, таков: наказывая египтян, Всевышний спас (Его наказание обошло нас) еврейский народ и предназначил ему особую роль в судьбах мира.

Первосвященник - Так в русском переводе называют главного служителя в Храме (см. Храм). На иврите — коэн-гадоль. Слово гадоль означает — большой, главный. Коэн — служитель.

К началу страницы

Р

Рабство - см. статью ПЕСАХ: ПРАЗДНИК СВОБОДЫ

Рахца - Часть Пасхального седера - вторичное омовение рук, уже с положенным благословением. До вкушения мацы все сидят молча.

С

Седер - Слово это означает "порядок". В нашем случае - "внутренняя логика". Урок, извлекаемый из этого понятия, заключается в том, что цепь представляющихся никак не связанными исторических событий, изложенных в Торе, на самом деле имеет свою логику, следующую за принципами, согласно которым Всевышний управляет миром. Процесс избавления от рабства, Исхода из Египта, был не случайным. Он проходил в строгом соответствии с упомянутыми принципами и замечательно разобран в Агаде .

Сфират аомер - см. Омер

К началу страницы

Т

У

Урхац -  Часть Пасхального седера - омовение рук. Благословение при этом не произносят.

Ф

К началу страницы

Х

Хазерет - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера. Растертый или мелко нарезанный хрен,  используемый для приготовления в процессе седера "корех" - "бутерeродов" из мацы с марором.

Хамец - продукт сбраживания молотого зерна. см. статью ПЕСАХ: ПРАЗДНИК СВОБОДЫ

Харойсет  - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера.смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы, в память о глине — материале, с которым работали евреи-рабы на "великих стройках" Египта. (См. рецепты приготовления)

Храм - (на иврите - Бейт а-Микдаш, что в буквальном переводе на русский язык означает - Дом Высшей Святости). Построен в Иерусалиме царем Шломо (Соломоном). Однако землю для него купил и начал строительство еще отец Шломо - царь Давид. Строительство Храма завершено в 832 году до н.э.

Иерусалимский Храм простоял 410 лет - до тех пор, пока его не разрушили войска вавилонского царя Невухаднецара.

Через 700 лет в Иерусалиме выстроили Второй Храм. Он простоял 420 лет и был сожжен римскими войсками.

С разницей в несколько столетий обе трагедии случились в один и тот же день - 9-го Ава.

Второй Храм не имел целого ряда важных предметов, которые были в Первом Храме. Они ушли в землю Храмовой горы в Иерусалиме и поднимутся, когда будет выстроен Третий Храм.

Ц

Цафун - Часть Пасхального седера. Отложенный заранее афикоман разламывают и каждому дают по кусочку в качестве "десерта", завершающего трапезу. Такой обычай связан с тем, что афикоман символизирует пасхальную жертву, которую вкушали в конце трапезы.

Ч

Четыре бокала - Во время  седера выпивают четыре бокала вина — в честь четырех этапов избавления от рабства, отмеченных в Торе: Всевышний вывел нас, спас нас, освободил (наши души с рабства) и избрал нас, поставив перед нами особые задачи в этом мире.

Ш

Шахарит - утренняя молитва.

Шир-а-ширим - В субботу, которая приходится на неделю празднования Песаха, в синагогах (утром, после чтения Торы) читают (Шир а-ширим) — Песнь песней — одну из книг Танаха. Ее написал царь Шломо (Соломон), сын царя Давида. В ней раскрывается — в аллегорической форме — глубинная суть, внутренняя пульсирующая напряженность и великая красота взаимной любви еврейского народа и Всевышнего.

 

К началу страницы

Э

Элиягу- а-Нави -  пророк Элиягу, который должен явиться к нам незадолго до окончательного нашего — и всего человечества — освобождения, когда все народы мира придут в Иерусалим услышать слово Всевышнего. Наливая на Песах бокал для Элиягу, мы празднуем не только освобождение из рабства в прошлом, но и устремляем свои взоры в будущее, когда замысел Творца мира будет понят, и человек сможет полностью реализовать свой истинный потенциал.

 

Ю

Я

Яхац - Часть Пасхального седера. Ведущий разламывает надвое среднюю мацу, меньшую половину кладет обратно, другую заворачивает в салфетку и откладывает в сторону – это афикоман.

К началу страницы


ВСЕ О ПРАЗДНИКЕ ПЕСАХ:

ПЕСАХ: ПРАЗДНИК СВОБОДЫ
рав Элиягу Эссас

Порядок подготовки и проведения седера

Сценарий седера

Краткий словарь Песаха

Что едят на Песах

Женщины - героини Песаха

Викторина

Песах и удовольствие

Размышления о Песах:
 

ПЕСАХ, СВОБОДА, ВЕСНА
Ефим Свирский
 

СЕКРЕТЫ СЕДЕРА

Сара Йегудит Шнайдер

АФТАРА В ПЕСАХ
Гедалия Спинадель

ПАСХАЛЬНОЕ ОЧИЩЕНИЕ
Рав Берл Вайн

ИЛЛЮЗОРНО И РАЗДУТО, КАК ПУЗЫРИ Ципора Геллер

АГАДА - УМЕНИЕ БЛАГОДАРИТЬ
Раввин Ноах Орловек

“ДЕТСКИЕ” ВОПРОСЫ
Ефим Свирский