Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


ПЕСАХ

 


Размышления о Песах:

ПЕСАХ, СВОБОДА, ВЕСНА
Ефим Свирский


АФТАРА В ПЕСАХ
Гедалия Спинадель
 

СЕКРЕТЫ СЕДЕРА

Сара Йегудит Шнайдер

ПАСХАЛЬНОЕ ОЧИЩЕНИЕ
Рав Берл Вайн

ИЛЛЮЗОРНО И РАЗДУТО, КАК ПУЗЫРИ Ципора Геллер

АГАДА - УМЕНИЕ БЛАГОДАРИТЬ
Раввин Ноах Орловек

“ДЕТСКИЕ” ВОПРОСЫ
Ефим Свирский


ПЕСАХ, СВОБОДА, ВЕСНА

Ефим Свирский

В Израиле весна. Небо без облаков, теплая погода, кружево цветущих деревьев... В это чудесное время приходит к нам Песах, праздник свободы, о котором рассказывает Ефим:

–Еврейские праздники не просто историчны. С сегодняшним Песахом дни трехтысячелетней давности связывает своего рода энергетическая нить, которая дает возможность в полной мере оценить и осмыслить происшедшее, задуматься о судьбе своего народа и о своей собственной судьбе.

Мы говорим, что Песах – это праздник Свободы. Но давайте вначале выясним, что же такое вообще свобода? Помните такое марксистское определение: "Свобода – это осознанная необходимость?" Что это значит? Скажем, во времена сталинского террора люди жили, как тени: боялись говорить, писать, никому не доверяли... Чем был этот образ жизни, как не осознанной необходимостью? Но разве можно назвать то страшное время временем свободы?.. Разумеется, нет.

Выходит, что понятие свободы – это нечто другое, куда более позитивное. Задумывались ли мы с вами, живя в тоталитарной стране, о том, насколько мы зажаты в тиски диктуемых нам условностей, ложных истин, искусственных ограничений? Помните мальчишек и девчонок в красных галстуках, звонко выкрикивающих со сцены Дворца съездов: "Мы дети свободной и мирной страны!"

А ведь большинство тогда искренне верило, что мы живем в самой замечательной в мире стране, и никакой другой свободы для себя не желало.

Настоящая свобода подразумевает наличие полной информации. Но полной информацией мы с вами не можем располагать, ею располагает только Создатель. Что же тогда получается – может быть, горячо любимой нами свободы нет вообще?..

Еврейская традиция утверждает: свобода существует. Это возможность верного, осмысленного выбора. А осмысленный выбор может быть сделан только если человек знает, в чем смысл его жизни. То есть глобальный смысл. Без этого человек не свободен, хотя ему может казаться, что это не так. А просто свобода – понятие неопределимое, ибо лишено каких-либо координат. Если же человек делает такой осмысленный выбор – он свободен, он сам определяет вектор своего движения, даже если этот выбор диктует какие-то ограничения.

Например, вам говорят: мы примем вас на работу, на замечательную работу по специальности, о которой вы и не мечтали, но вы должны за 3 месяца овладеть базовым английским, вам придется ездить из Тель-Авива в Хайфу 3 раза в неделю на семинары, и еще несколько "должны", "придется", "нужно будет". Можно, конечно, от всего этого отказаться и продолжать шомерить или метапелить, а можно принять все условия, зная, что они потребуют больших усилий, но в этом варианте есть смысл.

Что интересно: такая вот цель, при всей сложности ее достижения, кратковременна. Это лишь один из этапов жизни.

20 лет назад, когда я только приехал в Израиль, я ставил перед собой похожие цели: получить образование и найти работу. Я этого добился. А что дальше? Я вдруг понял, что все это не главное. Встал вопрос более глобальный – о смысле жизни. И я почувствовал, понял, что ничего об этом не знаю. Я стал думать, искать, читать книжки. Мне не хватало информации, и я нашел ее в еврейской традиции, которая размышляет над этим вопросом уже 3300 лет. Еврейская традиция говорит, что смысл жизни – в духовном, моральном, эмоциональном развитии человека; это выходит за рамки материалистического мировоззрения.

Был в России уровень "простого человека" и был уровень интеллектуала. Для первого главными удовольствиями в жизни были водка, домино и пр. Для второго – творческий поиск, хорошая книга, новые идеи. Но, оказывается, существует еще более высокий уровень удовольствия – духовный. Мне жалко человека, который об этом не знает, который никогда этого не испытал. Это не вина его – это его беда.

Итак, Песах. Праздник людей, покинувших Египет, "дом рабства", где все, включая самого фараона, были рабами, и обретших Свободу. Выход из рабства и обретение Свободы – это два разных процесса, и мы с вами можем убедиться в этом на собственной практике, сейчас, через 3 с лишним тысячелетия, когда произошло "свидание во времени" и полмиллиона евреев из огромной распадающейся империи – дома морального, идейного рабства XX века, – совершили свой Исход.

История эта еще продолжается. Все мы как бы начинаем в Израиле новую жизнь. И после эйфории первых дней, после первых восторгов по поводу солнца, моря и полных магазинов вдруг оказывается, что в этом обществе – другие установки, другие стереотипы. Как к ним отнестись? Отвергнуть с порога? Принять с восторгом? Пожалуй, не подходит ни то, ни другое.

К сожалению, многие с самого начала полагают, что их мнение на все случаи жизни – истина в последней инстанции. Отсюда и подозрительное отношение к непохожим на тебя "аборигенам", и негативный взгляд закоренелого атеиста на еврейскую религию и всех поголовно ее представителей, и бесконечные упреки по поводу всего, что "тут" не так, как было "там". Это – путь человека, зашоренного привычными установками "совковой" жизни, так и не избавившегося от своего внутреннего рабства.

Но есть другой путь – путь познания и осмысления новых условий жизни в новой стране, ее истории и духовных традиций, спасших еврейский народ от исчезновения. Это путь, когда человек размышляет: что же здесь, в Израиле, на самом деле плохо и требует изменений, а что просто непривычно, чего до репатриации мы не видели, не знали, не представляли. Вот творческий подход к проблеме. Подход, при котором возникает потребность в получении информации.

Как же разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо"? Как отделить рудиментарную "совковость" от трезвой критики? Три с лишним тысячи лет существует подробнейшая система моральных и духовных ориентиров – Тора, и каждый может убедиться: "за давностью веков" эти ориентиры не устарели. Они позволяют человеку понять, какие моральные ценности его прошлой жизни нужны ему и здесь, в Израиле, а с чем придется расстаться, если человек собирается духовно расти. Без этого процесса духовного роста человек – раб, даже если он не живет ни в России, ни в Египте.

С чего начинается наше подлинное освобождение?.. С того, что в пасхальную ночь Свободы кто-то вдруг признается самому себе в ошибочности старых концепций, кто-то, может быть впервые, скажет сам себе: "Я этого не знаю, у меня нет об этом информации", а кто-то, возможно, и захочет получить эту информацию. Ночь Песаха – лучшее время для подобных размышлений, позволяющих заглянуть себе в душу и обнаружить, что она на самом деле существует.

А теперь – пара полезных советов для тех, кто собирается на пасхальный седер.

Идя на седер, сфокусируйте свои мысли на философском, а не гастрономическом аспекте праздника. Знайте, что еду подадут только через два с половиной – три часа после начала. В противном случае, чтение агады – разговор, раздумья о нелегком пути евреев из рабства к освобождению – останется для вас только прелюдией к застолью.

И еще. Ночь Песаха – это не просто красивое собрание за полным столом. Это – концентрация духовной энергии народа на одной теме – теме свободы.


АФТАРА В ПЕСАХ

В течение всей праздничной недели вместо обычного последовательного чтения Торы полагается читать избранные отрывки из Торы, которые мы в той или иной мере рассматривали в ходе обсуждения недельных разделов. Поэтому мы решили воспользоваться этим перерывом и остановить внимание на Афтаре (объяснение этого термина см. на сайте, обзор недельной главы Ваикра — второй годовой цикл), которую читают в синагоге в первый день Песаха после установленного отрывка Торы (Шмот, гл. 12, ст. 21-51).

Во всех общинах в это время принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы, а в некоторых — продолжают чтение до двадцать третьего стиха шестой главы (Танах, Йеошуа, 5:2-15, 6:1-23).

Афтара начинается с описания приготовлений, которые Творец велит сделать Йеошуа перед тем, как вести еврейский народ в Эрец Исраэль — воевать. Эту Землю Всевышний с этого момента и навечно отдает во владение народа Израиля.

Стоит напомнить, что Йеошуа был верным слугой — учеником Моше, а перед смертью, по велению Творца, Моше передал ему свойства пророческого видения и назначил его своим преемником — предводителем народа, чтобы Йеошуа выполнил то, к чему так стремился Моше, но не сумел сделать. Йеошуа должен был отвоевать эту землю у многих народов, которые ее населяли, но погрязли в преступлениях и разврате. И, когда чаша терпения Творца переполнилась, Он, как обещал, передал эту землю потомкам Авраама.

Возникает вопрос: почему Моше передал руководство именно Йеошуа, за какие заслуги?

Мидраш рассказывает о различных свойствах этой выдающейся личности, по человеческим качествам уступавшей в те времена только Моше.

Йеошуа, например, перед тем, как люди приходили изучать Тору, заранее расставлял для всех скамейки.

Почему он, второй человек после царя, делал это? Разве не было других людей, пониже рангом, которые могли бы с этим справиться?

Ответ прост. Он стремился служить Моше – пророку Творца, хотел служить Торе, Его Закону, избранному Им народу. Поэтому он совершал добрые поступки и выполнял мицвот (заповеди).

Этого было достаточно, чтобы удостоиться выполнения великой миссии: повести за собой народ и стать его первым руководителем в Эрец а-Кодеш – на Святой Земле.

Стремление находиться рядом, отдавать все силы служению Творцу, выражая этим полноту своей любви, не проходит бесследно. Возникает особая, ничем не заменимая близость, на уровне чтения мыслей, позволяющая передать самое глубокое, сокровенное, невысказанное, что не выразишь ученикам на уроке.

Шамаш (помощник) становится как бы руками рава, он наблюдает рава в самых разных жизненных ситуациях, перенимая его взгляды и способы реагирования, вживаясь в его образ, впитывая все лучшее в нем, чтобы в полной мере развить свою уникальную личность.

Таким верным слугой и учеником был Моше для Творца, а Йеошуа – для Моше. В этом залог передачи традиции и истинности жизненного пути каждого еврея.

Каждый еврей, как говорится в Пиркей Авот (Талмуд, трактат Пиркей Авот, 1:6), должен “создать себе рава” — учителя. Только обретя тесную, неразрывную связь, с Учителем Торы, человек может надеяться, что в служении Всевышнему реализует свой духовный потенциал.

Книга Йеошуа считается в традиции второй по святости после Торы.

Итак, во втором стихе пятой главы говорится: “В то время Творец сказал Йеошуа: сделай себе кремневые ножи и опять обрежь сынов Израиля, во второй раз... И когда весь этот народ был полностью обрезан, они оставались на своем месте в стане — до полного выздоровления. И Творец сказал Йеошуа: ныне Я снял с вас посрамление египетское” (Танах, Йеошуа, 5:2,8,9).

Первую брит милу – Союз Обрезания – совершил Авраам, заключив этот союз с Творцом — по Его указанию. И обязался, что все его потомки мужского пола будут проходить обрезание, как он сделал его на восьмой день своему сыну Ицхаку. А Всевышний, со Своей стороны, обещал заботиться о народе, который произойдет от Авраама, и дать ему эту землю, Эрец Исраэль, в вечное владение.

Однако события развивались не гладко.

Третье из утренних благословений Всевышнему в нашем Сидуре (молитвеннике) – благодарность за то, что Он не сделал нас рабами. Раб не может выполнять многие заповеди – он зависит от хозяина. В таком положении были евреи в Египте.

Но перед Исходом они принесли корбанот (приношения). Взяли барашков – идолов египтян, их кровью помазали косяки внешних дверей (мезузот). Об этом рассказывается в отрывке из Торы, который читается в этот день. А мясо барашка, зажарив его целиком на огне, так что запах распространялся по всем населенным египтянами окрестностям, они ели на семейной трапезе.

Перед этим все евреи мужского пола прошли обрезание. Необрезанный не мог есть корбан песах (пасхального приношения) – символ свободы от идолопоклонства и чужеземной власти, символ свободы для служения Творцу мира.

За кровь обрезания (собственную кровь) и за кровь приношения (своего имущества и отказа от служения идолам) евреи удостоились освобождения от египетского рабства, дарования Торы и, тем самым — жизни. Поэтому дважды повторяет Агада слова: “бедамаих хаи – в крови твоей живи!

За сорок лет странствий в пустыне все обрезанные мужчины, которые девятого ава не поверили, что могут овладеть Обетованной Землей, по велению Творца, умерли.

Их дети, которые, как обещал Всевышний, были готовы под предводительством Йеошуа выполнить эту задачу, были не обрезаны, потому что все эти годы находились в пути, не зная, когда, где и насколько смогут остановиться. Движение еврейского стана определялось движением стоящего перед ним облачного или огненного столпа – знака присутствия Творца, который не покидал их. Теперь же об обрезании им было указано прямо и Свыше.

Интересно, что подобная ситуация имела место прежде — с Моше. Он шел со своей женой и двумя сыновьями из Мидьяна навстречу брату Аарону, чтобы придти к фараону и потребовать освобождения своего народа.

В Торе об этом сказано: “И было в пути на ночлеге, Всевышний настиг Моше и хотел умертвить его. И взяла Ципора острый нож и обрезала крайнюю плоть своего сына, и коснулась ног Моше и сказала — Неужели нужна Тебе кровь? И Он отпустил его, и тогда она сказала: Нужна тебе кровь — кровь обрезания” (Шмот, гл. 4, ст. 24-26).

Мидраш разъясняет нам эту загадочную историю. Второй сын Моше родился в дороге и, считая, что делать обрезание в пути опасно, отец, на котором лежит обязанность обрезать сына, не делал этого. Но, когда они остановились на ночлег, на стоянку, он мог это сделать, но подумал, что лучше поторопиться навстречу брату. А Творец спрашивает со Своих избранников особенно строго. Но жена Моше, Ципора, догадалось о причине угрозы его жизни, и спасла его, сделав сыну обрезание.

Теперь, с Йеошуа, еврейский народ должен был начать освобождение этой земли, которое называется кдушат аарец – освящением земли. Эта земля должна была стать святой – посвященной для исполнения воли Творца во всех проявлениях человеческой жизни. И в эту землю, для исполнения этой особой, возвышенной задачи, должен был войти ам кадош – святой народ, отделенный от других, выделенный для этой цели. Поэтому, прежде всего, он должен был пройти обрезание.

В течение тысяч лет, в самых трудных условиях евреи соблюдали эту заповедь. Наши книги предрекали, что эта болезненная заповедь, которую нередко запрещали исполнять наши угнетатели, желавшие нам гибели и исчезновения, будет особенно любима еврейским народом и сохранится при возвращении в свою землю. До недавнего времени в Израиле обрезали всех мальчиков, родившихся не только в религиозных семьях, но и в семьях, не живущих по-еврейски. С точки зрения светских родителей, на первый взгляд, эта заповедь должна была выглядеть абсурдом. Но и для них обрезать сына означало — снять “посрамление египетское”, посрамление рабства.

Однажды, во время войны, нацисты, как обычно, собрали евреев и совершали селекцию для отправки в лагеря. В толпе была одна женщина, которая родила несколько дней назад. Немецкие солдаты отдали приказ: всех детей отделить от их матерей. Он касался, разумеется, и этой молодой женщины. Но, когда у нее хотели забрать ребенка, она сказала солдату: “Дай мне твой штык, лучше я сама с ним сразу покончу”.

Офицеру стало любопытно посмотреть на дикую еврейскую мать, которая подобно Медее убивает своих детей, и он дал разрешение солдату.

Мать развернула младенца, одним движением сделала ему обрезание, подняла его к небу и воскликнула: “Творец, Ты подарил мне сына! Я возвращаю его Тебе, когда он вступил в союз Авраама”!                            

Автор текста Гедалия Спинадель


Согласно Торе, неврозы, личностные дисбалансы и неудовлетворенность жизнью — результат первородного греха. Пасхальный Седер — лучшее средство избавиться от нарушений

 

СЕКРЕТЫ СЕДЕРА

Сара Йегудит Шнайдер

Великий раввин-каббалист Цадок а-Коэн открыл тайну трансформации отношения людей к окружающему миру. Он утверждает, что первородный грех человечества состоит не в самом факте, что Адам и Хава вкусили запретный плод, а в том, каким именно образом они это сделали. А-Коэн пишет, что Древо познания добра и зла на самом деле не было деревом и вообще не являлось материальным объектом. Древо познания представляет собой, скорее манеру употребления пищи. Когда человек стремится получить от мира эгоистическое наслаждение, он выпадает из «поля зрения» Всевышнего и тем самым вкушает плод от Древа познания.

Согласно Торе, неврозы, личностные дисбалансы и неудовлетворенность жизнью — результат первородного греха бездуховного вкушения пищи. А нарушения в питании допускает каждый, потому что "питание" – это не просто процесс пережевывания и усвоения каких-либо продуктов. Материальное накопление, сексуальность, стремление к славе, жажда власти, употребление наркотиков, даже стремление привлечь к себе внимание – все это по сути своей различные формы «питания».

Пасхальный Седер – самое лучшее средство избавиться от нарушений такого рода. Единственный раз в году во время седера полагается съесть три вида пищи — мацу, горькие травы и афикоман (половины центральной мацы, которую прячут, потом находят и съедают в конце ужина), И это фактически становятся мицвой (духовной обязанностью). А мицва отличается непревзойденным свойством исцелять самые глубокие душевные раны.

В эти моменты между Небом и Землей устанавливается прочная связь, дающая человеку возможность изменить себя, свою душу и тело. Корень зла и нечистоты в каждой человеческой душе, этот врожденный инстинкт присвоения, тает под целительными лучами седера.

Для того чтобы эффективно использовать предоставляющуюся возможность, каждый из нас должен сосредоточиться на еде. При подготовке к Песаху необходимо уделить внимание тому, какие именно действия и мысли требуются от человека для создания возвышенной атмосферы. О чем вы будете молиться? Выберите молитву для того, чтобы повторять ее про себя в минуты, когда будете есть мацу, горькие травы и афикоман.

Вы можете молиться, прося Всевышнего, чтобы Он помог реализовать самую важную цель, которую вы поставили перед собой на этот год (к примеру, женитьба, рождение ребенка, завершение книги, которую вы пишете, или поиск новой хорошей работы). Возможно, вас больше заботит совершенствование вашей личности (к примеру, преодоление раздражительности или лени, нетерпеливости или медлительности). Вы можете молиться о собственном излечении или же об исцелении близкого вам человека. Ну и конечно, лучшего времени для молитвы об избавлении от настоящего пищевого расстройства вам не найти.

Можно так же размышлять о каком-нибудь стихе, отражающем ваши духовные стремления и желания (например "Прошу тебя, Творец, дай мне чистое сердце", или "Пожалуйста, укажи мне путь жизни", или "Всевышний превращает твои муки в блаженство, потому что Он любит тебя").

Следует заранее разработать и записать план ваших действий на время Седера. Возьмите копию этого плана с собой за стол. Вы должны съесть три блюда (мацу, горькие травы и афикоман) в молчании, сосредоточив все свое внимание на заблаговременно приготовленной молитве.

Чтобы бы вы ни избрали в качестве молитвы, семена ее упадут в самую глубину вашей души, где почва всегда богата, плод сладок, а урожай щедр. Пасхальный Седер – это наша возможность открыть самые глубокие тайники сердца навстречу целительному свету мудрости и любви Всевышнего.

Сара Йехудит (Сьюзан) Шнайдер,
основатель "Тихого голоса" – заочных курсов еврейского знания,
автор книг по иудаизм


Песах и связанные с ним воспоминания - причина, по которой мы здесь, в Эрец Исраэль, и имеем право здесь находиться...

ПАСХАЛЬНОЕ ОЧИЩЕНИЕ

Рав Берл Вайн

Прошел Пурим со всеми его радостями, излишествами и калориями, и еврейский мир устремляется навстречу великому празднику Песах с его подготовительными требованиями. Один из освященных временем ритуалов в еврейских домах - предпасхальная уборка дома, которая захватывает всех домашних, и особенно хозяйку дома.

Удаление из дома хамеца (всех изделий из заквашенного теста) - это только благая цель, которая ставится, чтобы рационализировать иррациональное влечение поставить все в доме на свое место. Чтобы все сияло - без пятнышка и пылинки. Нужные вещи, которыми ежедневно пользуешься, теперь невозможно найти, поскольку их положили «на свое место».

Конечно, со временем, обычно к празднику Шавуот, к новому месту этих предметов, столь необходимых для комфортабельной жизни, уже привыкаешь и отыскиваешь их с легкостью.

Но речь сейчас не об этом. Сейчас важно объяснить, почему все в доме переворачивается вверх дном. Извлекаются из шкафов даже кассеты, бумаги и книги, чего галаха (еврейский закон), собственно, и не требует. Знаю, сейчас, пожалуй, и не ответишь на этот вопрос. Просто еврейские женщины с незапамятных времен не доверяли «послаблениям» галахи, когда речь шла о предпасхальной очистке дома.

Моя задача перед Песахом - протирать от пыли мои книги, опрыскивать их защитным спрэем и возвращать их на прежние места. Поскольку в течение многих лет я собрал немалую библиотеку, сделать это не просто.

Когда дело доходит до домашней работы, я люблю все откладывать. Тем не менее, всегда предвкушаю предпасхальную уборку в книжных шкафах. Книги - это воспоминания. Я помню обстоятельства и места, где я приобрел большинство принадлежащих мне теперь изданий. Без труда узнаю книги моей юности и те, что купил в более поздние годы.

Вижу книги, которые приобрел на сэкономленные гроши, когда учился в иешиве (я никогда не курил - полагал, что деньги на покупку сигарет лучше потратить на книги), и меня подхватывают чистые и радостные воспоминания об этих золотых годах интенсивного изучения Торы и дружбы, которые дает жизнь в иешиве. Помню, что этой книгой я пользовался, когда учился с моим учителем. И, хотя его уже давно нет, для меня он все еще жив, когда я вновь открываю эту книгу и прочитываю несколько абзацев.

Бережно стряхиваю пыль с двух книг, которые достались мне от моего дедушки, и вспоминаю кусок сахара, который он положил мне в рот, когда я был ребенком и правильно объяснил ему слова Раши. Это ощущение сладости никогда не покидает меня. Оно помогает мне в минуты грусти и разочарований.

Мир называет еврейский народ «Народом Книги». Это «книга» сохранила нас как народ и возродила еврейскую жизнь. Ибо «книга» - это Тора, Талмуд, любовь к учению, интеллектуальные стимулы и уважение к учености и ученым. Это - коллективная память еврейского народа. Рассказывая нам о том, что было, книга информирует нас и о том, что происходит сейчас и что предстоит нам в будущем.

Человек не может приблизиться к Песаху без дара памяти. Ибо весь Песах - память. И поэтому чистка дома, которая ему предшествует, тоже часть необходимого процесса «вспоминания». На это можно сетовать, но над этим нельзя смеяться. Песах и связанные с ним воспоминания дают нам право и основание жить здесь, на Земле Израиля.

Парадоксально, что избавление от хамеца позволяет памяти выйти за пределы наших обычных занятий и течь вспять в нашем сердце и нашем сознании.

Так отнесемся же благожелательно к нашей пасхальной уборке. Человек никогда не знает, что найдет, очищая к празднику свой дом.

Раввин Берл Вайн,
автор сотен статей, лекция на аудиокассетах,
многих книг по еврейской истории и философии
Живет в Иерусалиме


Концепция преобразования личности в иудаизме состоит в том, что любое изменение начинается на поверхности и лишь затем проникает вглубь человеческой души...

ИЛЛЮЗОРНО И РАЗДУТО, КАК ПУЗЫРИ

Ципора Геллер

Мои воспоминания о седерах детских лет связаны, прежде всего, с Агадой, бокалами вина и горячим желанием стать частью чего-то такого, что я была не в состоянии понять и до конца прочувствовать. Мы ели мацу и пили вино - сахарно-красное, такое густое, что если убрать бокал, оно наверно так и осталось бы стоять вертикально на столе.

Мое детское сознание улавливало важность и торжественность этого праздника, но я не знала, что именно происходило вокруг меня и со мной. Только спустя несколько лет, когда я начала посещать дневную еврейскую школу, я, наконец, поняла, что Седер в сущности - кульминация процесса, начинающегося за несколько недель до этой знаменательной ночи. Сразу включиться в Седер - нереально. Это подобно тому, что тебя внезапно перенесли в Букингемский дворец - в несвежей рабочей одежде и пыльной обуви. А в руках у тебя - приглашение на королевский прием, который начнется ровно через десять минут.

Седер - одно из важнейших событий в жизни любого еврея и требует особой внутренней и внешней подготовки.

Приготовления к Песаху носят название бедикат хамец. Необходимо проверить весь дом и убедиться, что нигде не осталось никаких квасных продуктов. За месяц до праздника я начинаю уборку. Каждый шкаф, ящик и угол подвергаются тщательному осмотру и приводятся в идеальный порядок. Непосвященным я, наверно, кажусь существом не от мира сего, с головой ушедшим в ритуал весенней уборки, которую нужно во что бы то ни стало закончить до появления Великого Чародея, чьей нерадивой ученицей я и являюсь.

Тем временем в моей душе крепнет чувство радостного оживления, потому что физическая уборка - это ни что иное, как попытка избавиться от своего "эго", той части человеческой личности, которая мешает каждому из нас стать ближе к нашему Творцу.

Но, спросите вы, как погоня за хлебными крошками может вызволить человека из-под тлетворного влияния его «эго»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо взглянуть на духовный аспект истории Исхода. Порабощение и последовавшее за ним освобождение наших предков - это на самом деле прототип любого духовного испытания, как всего еврейского народа, так и каждой отдельной личности.

Мы каждый день проводим в борьбе за спасение нашей души. Нас разрывают внутренние конфликты. Человек вынужден противостоять собственной мелочности, апатии, эгоизму и страстям, мешающим ему стать самим собой. На иврите слово "Египет" звучит как мицраим. Корень этого слова в переводе на русский язык означает - "ограниченный". Все, что ограничивает наш жизненный путь, обедняет нас в духовном и эмоциональном смысле, это и есть наш личный мицраим.

Чаще всего, пытаясь разобраться в причинах внутренней несвободы, мы склонны винить исключительно внешние события. Нам хотелось бы, чтобы родительская любовь была безоговорочной, полученное образование помогало бороться с жестокими жизненными реалиями, а наши коллеги, друзья, мужья и жены открывали перед нами дверь своей души, вместо того чтобы оставлять нас мерзнуть на пороге.

Тем не менее, при более честном самоанализе выясняется, что вину за наш нереализованный потенциал невозможно полностью переложить на внешние факторы. Все мы слышали о людях, которые смогли подняться до удивительных духовных высот несмотря на, казалось бы, непреодолимые препятствия. Человеческое эго, как ни что иное, способно задушить потенциал развития личности. Уборка перед Песахом - противоядие, нейтрализующее влияние эго.

Для того чтобы хлеб поднялся, тесто с помощью дрожжей должно закваситься. При окислении в тесте появляются воздушные пузырьки. В него ничего не добавляют, но оно поднимается как бы само по себе, раздувается изнутри теплым воздухом.

Сила эго сравнима с действием закваски. Эго внушает нам, что незначительные вещи и события имеют на самом деле огромный смысл. Вечеринка, на которую нас не пригласили, шутка в наш адрес, новый плеер близкого друга, купить который нам не хватает денег - все это растет и растет в нашем сознании до тех пор, пока полностью не вытесняет мысли о любви, дружбе, скромности и сострадании.

Причина человеческой обидчивости заключается в том, что наше понятие об адекватности тех или иных действий порой так же иллюзорно и раздуто, как пузыри теплого воздуха в тесте. Мы пытаемся заполнить образующиеся в нашей душе пустоты с помощью всевозможных материальных фетишей, титулов и должностей, мимолетных образов молодости и красоты. Все это настолько эфемерно, совсем как воздушные пузырьки в тесте, что мгновенно улетучивается, как только превратности судьбы запускают зубы в наше эго. Чтобы удовлетворить внутренний голод, мы превращаемся в хронических потребителей всего на свете. Мы становимся рабами самих себя.

На Песах мы едим мацу - еврейский "хлеб свободы". Маца готовится на воде из муки, которая не успевает закваситься. Вода и мука символизируют основу человеческой природы: вечную, неуязвимую душу, неподвластную разрушительному влиянию эго. В этом и заключается самоопределение личности.

Как же нам избавиться от хамеца, нашего раздутого эго, при подготовке к Песаху? Вместо того чтобы сосредоточится на достижении этой цели исключительно посредством самоанализа, (что может в свою очередь привести к углублению нашего эгоцентризма), мы боремся с его внешними, физическими проявлениями.

Концепция преобразования личности в иудаизме состоит в том, что любое изменение начинается на поверхности и лишь затем проникает вглубь человеческой души. Наши поступки и мысли формируют нашу личность. Мы можем целыми днями рассуждать о щедрости, но по-настоящему становимся щедрыми лишь в тот момент, когда опускаем деньги в протянутую руку нищего. Вот почему большинство заповедей Торы носят, прежде всего, физический характер. Выстраивание сердца и души с помощью действий гораздо эффективнее, чем процесс, развивающийся в обратном направлении.

Уничтожение хамеца перед Песахом оказывает огромное влияние, прежде всего, на внутренний мир человека, а не только на окружающую его домашнюю обстановку. Песах может вознести наш дух над мацой, вином и семейным комфортом. Он в силах спасти человека из рук самого коварного врага - его непостоянного эго.

Ципора Геллер,
дает уроки Торы
в иерусалимских учебных заведениях для женщин


Агада рассказывает об Исходе евреев из Египта. Но это - информация, лежащая на поверхности. Если вы заглянете в глубины Агады, вы увидите, что главное в книге - уроки признательности и умения благодарить Всевышнего за все, что Он делает для нашего народа...

АГАДА - УМЕНИЕ БЛАГОДАРИТЬ

Раввин Ноах Орловек

Само название «Агада» восходит к ивритскому слову леагид, что в переводе означает - «говорить». В иврите есть и другие глаголы-синонимы, но леагид подразумевает рассказ, причем, такой, в котором особое внимание отводится деталям.

Обсуждая историю Исхода в ночь пасхального Седера, мы подробно рассматриваем все запутанные вопросы, задерживаемся на каждом отдельном событии того времени.

Дайену перечисляет все то, что Всевышний совершил для спасения народа Израиля. После каждой строки песни мы произносим Дайену, что переводится на русский язык так: «нам и этого было бы достаточно». Однако следующая за ней новая строка свидетельствует о том, что на этом Его милость не закончилась. Словами "нам и этого было бы достаточно" мы благодарим Всевышнего за каждое из Его свершений.

Во время Седера кто-нибудь из гостей обязательно возражает: «Но ведь на самом-то деле не было бы достаточно, если бы Всевышний только рассек море для нас, но не помог нам перейти через него и добраться до суши. Мы не спаслись бы, и цель Исхода евреев из Египта не была бы достигнута».

Разумеется, каждое из деяний, перечисляемых в Дайену, незаменимо и имеет свое, очень важное значение. Но дело в том, что Дайену - не плод интеллектуальных изысков, а своеобразная демонстрация нашего отношения к Всевышнему, чувства полноты, признательности за все то, что Он дал нам.

Самосознание, заложенное в тексте Дайену - полная противоположность отношениям, при которых человек может обвинить жену, друзей, коллег и т.п. в том, что они сделали для него слишком мало. Однажды я разговаривал с юношей, который был недоволен своими родителями. Я спросил его: «Когда ты был ребенком и болел, твои родители заботились о тебе?». «Разумеется, - ответил он, - ведь все родители заботятся о своих больных детях»...

«Они обеспечили тебя одеждой, книгами, игрушками, велосипедом, компьютером, наконец?», - не отступал я. «Да, но разве это что-то меняет? - спросил он, - Очень многих вещей я был все же лишен».

Основа отношений между любящими детьми и родителями, между супругами, друзьями, или же между личностью и ее Творцом - признательность. Фундаментом признательности, в свою очередь, служит способность замечать каждый отдельный дар и испытывать благодарность за него. Дайену!

Перед чтением Дайену Агада приводит обсуждение раби Йоси а-Галили, раби Элиэзера и раби Акивы, посвященное Десяти Казням и тому, сколько чудес свершилось при рассечении Красного моря.

Эта часть Агады постоянно провоцирует выражение недовольства. Особенно из уст самых нетерпеливых, которым хочется поскорее сесть за праздничный стол. Десять Казней, 50 казней, 200 казней... Какая, в конце концов, разница?

Секрет благодарности кроется в точности. Давайте представим себе, что на годовщину свадьбы Джон подарил своей жене Рут красивую коробку в форме сердца, перевязанную яркой лентой и наполненную шоколадными конфетами разных сортов. Как Джон почувствует, что Рут по-настоящему рада его подарку? В том случае, если она поблагодарит его не только за шоколад, но и за коробку и ленту, а потом, вынимая конфеты из коробки, с восхищением заметит, что одна конфета похожа на бабочку, другая на цветок и т.д. Тогда Джон будет уверен, что благодарность жены действительно рождена ее любящим сердцем.

Самоуважение ребенка невозможно стимулировать посредством общих комплиментов. Ребенок воспринимает абстрактное замечание - например: «Какую красивую картинку ты нарисовал!» - не как искреннюю похвалу, а как дежурное «реагирование». Если вы хотите, чтобы ребенок по-настоящему оценил ваш комплимент, будьте конкретнее: «Мне очень нравятся эти красные цветы. Они такие яркие! А эта бабочка в голубых и зеленых пятнышках - самая веселая из всех, которых я когда-либо видел». Дети, по натуре своей - самые совершенные детекторы лжи и знают, что чистосердечное восхищение не упускает ни единой подробности.

Мудрецам, упомянутым в Агаде, этот секрет был очень хорошо известен. Чем больше деталей мы способны заметить, тем глубже наша благодарность за каждую из них. Если при рассечении моря было совершено еще пятьдесят чудес, значит, у нас появляется повод благодарить Всевышнего еще целых пятьдесят раз

Цель Песаха - упрочить любовь между человеком и Всевышним. Агада подчеркивает все без исключения детали Исхода для того, чтобы наши сердца наполнились благодарностью по отношению к Творцу, так как только благодарность может быть основой подобных взаимоотношений.

Вера во время праздника Песах получает сильнейший импульс, однако ее необходимо поддерживать изо дня в день на протяжении всего года. Вот почему иудаизм делит день на три молитвенных периода и предусматривает специальные молитвы, произносимые до и после еды. Когда еврей учится быть благодарным за все то, что происходит с ним, он осознает, что на самом деле в жизни не существует мелочей. Даже стакан воды может служить своего рода мостом между человеком и Творцом. Дайену.


“ДЕТСКИЕ” ВОПРОСЫ

Ефим Свирский

В библиотеке нашего сайта помещена книга Ефима Свирского «Перевоплощение», третья часть которой открывает читателю приемы духовного тренинга, оказывающие помощь в процессе саморазвития личности.

Сегодня мы публикуем отсутствующую на сайте 13-ю главу книги. Описанные в ней приемы предназначаются автором специально для Песаха...

Пятая группа упражнений: Песах

Песах — это праздник Исхода евреев из рабства, из Египта, откуда Творец вывел их, чтобы впоследствии даровать Тору.

На Песах, естественно, мы используем все упражнения на тему свободы, которые уже были в нашей книге (см. ч. 3, гл. 5). Кроме того, сделаем ещё два упражнения.

Упражнение № 36. Четыре сына

Вступление:

Это упражнение связано с упоминаемыми в пасхальной hагаде четырьмя сыновьями. Один из них хахам, то есть умный сын. Второй — раша, то есть бунтарь. Третий — там, что переводится и как простой, и как цельный. И, наконец, сын, который не знает, как спросить.

Вспомните наших мудрецов, говоривших, что Вселенная, Храм, человек имеют подобную друг другу структуру: макромир и микромир. То есть всё, что существует в мире, существует и в конкретном человеке. Поэтому внутри нас есть все эти четыре ребёнка. Они части нас.

Вот, что написано в пасхальной hагаде о каждом из них:

Умный о чём спрашивает?

“Что это за свидетельства, уставы и законы, которые заповедал нам hа-Шем Элокэйну?”

Раша о чём спрашивает?

“Что это за служба у вас?”

Простой о чём спрашивает?

“Что это?”

А незнающему спросить сам объясни...

Итак, проработаем каждого ребёнка.

* * *

“Первый сын”

Он всё время задаёт вопросы, ему всё интересно.

Каждый в детстве был очень любознательным, часто нам за это доставалось. В результате мы научились не задавать ненужные и “бессмысленные” вопросы, в том числе: Зачем я живу? Для чего существует мир? и т. п. В результате мы подавили и подавляем свою любознательность. В психологии это называется обучение быть глупым, а соответствующее психологическое состояние так и именуется состояние обученной глупости (state of learned dumness).

От своего коллеги р. М.-М. Гитика я слышал высказывание его учителей, что одна из вещей, за которую нас в будущем будут судить, — это отсутствие здорового любопытства. Разве не интересно узнать, есть ли Б-г, что из этого следует и т. д.?

Итак, упражнение “Первый сын”:

ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Идём в глубокое, глубокое расслабление.

Расслабьте, пожалуйста, мышцы плеч, мышцы спины, мышцы ног, расслабьте пальцы ног, ступни. Глубокое, приятное расслабление.

Расслабление идёт вверх по ногам в мышцы живота, грудные мышцы. Расслабляются плечи и руки. Расслабление идёт вверх по рукам в шею, голову. Расслабляются мышцы головы и лица. Расслабляются мышцы вокруг глаз, носа, рта, ушей.

ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ.

Глубокое, хорошее расслабление идёт, как волна, вниз к ногам и вновь поднимается по вашему телу.

Пожалуйста, сфокусируйтесь на присутствии Творца здесь и сейчас. Он здесь и сейчас. Творец, Который нас любит, защищает, заботится. ОН ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. ТВОРЕЦ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.

Найдите в себе любознательного ребёнка. Ему всё интересно. Он постоянно задаёт вопросы, его интересует истина, интересует мир, почему мы здесь и т. д. и т. п. Найдите в себе эту часть.

Спросите, что интересует сейчас этого ребёнка?

Приласкайте его, скажите ему, что это очень хорошо, что он задаёт вопросы.

Постарайтесь ответить хотя бы на часть из них. Если вы не знаете ответов — не беда. Потратьте некоторое время до Песаха или во время Песаха, чтобы найти ответы хотя бы на часть вопросов. Важно, чтобы был вопрос.

Попросите Творца помочь вам получить знания для ответа. Попросите Его помочь найти людей, книги, с помощью которых вы сумеете ответить. Главное, чтобы каждый раз было что-то новое. Ощутите это чувство новизны. Узнавая какую-то часть себя и меняя себя, вы обновляете себя, становитесь несколько другим человеком, у вас появляется новый взгляд на вещи.

Спросите, знает ли ваш ребёнок, что есть Творец?

Познакомьте его с Творцом.

Спросите, знает ли он, что Творец любит его?

Дайте ему почувствовать это. Пропустите энергию Творца через него.

После того, как вы сделали всё это, можно выйти из состояния расслабления.

Примечание:

Сколько бы вы не учились, сделайте так, чтобы каждый Песах у вас было что-то новое. Купите hагаду с другими комментариями. Пойдите в гости к более знающим людям, пригласите интересных людей к себе. Подумайте, как сделать ваш седер осмысленнее.

* * *

“Второй сын”

Второй ребёнок внутри вас — это бунтарь.

hагада указывает нам, что раша не задаёт вопроса. Его “вопрос” — уже ответ, иногда сказанный цинично, иногда зло. Нам нужно будет найти этого бунтаря внутри нас.

Вопрос, зачем он это делает, почему он бунтует? Ответы могут быть разными.

Иногда это детская часть в нас, которой нужно внимание. А под этим — необходимость почувствовать свою значимость, в идеале — любовь. И мы научились привлекать внимание хоть как-то, хоть бунтом.

Иногда это наше Эго (фальшивое Я), которое боится потерять свою индивидуальность, если оно будет вместе со всеми (“Меня заставлять быть, как все?”).

Иногда это часть, которая является крайней противоположностью скуке. Она боится, что будет скучно.

Могут быть и какие-то другие причины.

Притупите ему “зубы”. Они — способ защиты. Поняв, в чём причина его бунта, уберите его психологическую защиту. Каким образом?

Скажите, что он не вышел бы из Египта. Поскольку его бунтарство является реакцией на какую-то другую крайность, то такая реакция — кидание в противоположную крайность — не выведет его из того состояния, из которого он хочет уйти. Такое поведение также не даёт ему того, на что он рассчитывает. Если он хочет позитивного внимания, он его не получит. Если хочет реализовать свой уникальный потенциал, он этого так и не сделает. Всё закончится бунтом. Весь пар выйдет в свисток, а паровоз никуда не сдвинется. Если со скуки, простите, бесится, скука всегда будет с ним. Он просто будет бросаться из крайности в крайность.

Упражнение “Второй сын”:

ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Идём в глубокое, глубокое расслабление.

Расслабьте, пожалуйста, мышцы плеч, мышцы спины, мышцы ног, расслабьте пальцы ног, ступни. Глубокое, приятное расслабление.

Расслабление медленно идёт вверх по ногам в мышцы живота, грудные мышцы. Расслабляются плечи и руки. Расслабление идёт вверх по рукам в шею, голову. Расслабляются мышцы головы и лица. Расслабляются мышцы вокруг глаз, носа, рта, ушей.

ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ.

Глубокое, хорошее расслабление идёт, как волна, медленно вниз к ногам, доходит донизу и вновь поднимается по вашему телу.

Пожалуйста, сфокусируйтесь на присутствии Творца здесь и сейчас. Он здесь и сейчас. Творец, Который нас любит, защищает, заботится. ОН ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. ТВОРЕЦ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.

Найдите в себе бунтующего ребёнка.

Спросите себя, где он находится. Если вам сразу не удаётся его найти, вспомните ситуации, когда эта часть активно проявлялась в вас.

Посмотрите, сколько ребёнку лет? Спросите, почему он бунтует? Выслушайте ответ.

Если это часть, которая таким методом получает внимание, не давайте ей больше внимания. Скажите ей, что на такого рода запрос вы просто не будете отвечать. Но можно трансформироваться и получить действительно то, что она хочет.

Если эта часть бесится, потому что ей скучно или это фальшивое Я, нужно объяснить ей, что именно отрезанность от Творца порождает то, на что она так импульсивно реагирует. Творец дал уникальный потенциал — и, будучи с Творцом, человек максимально его проявит.

Тому, кто чувствует гармонию мира и связь с Творцом, не скучно. Покажите бунтующим частям другие методы получения того, что хотят. Покажите, что они могут получить намного больше как часть единой личности и как партнёр Всевышнего.

После этого можно выйти из расслабления.

Примечание:

Работа с внутренними детьми требует терпения, но приносит очень хорошие плоды.

* * *

“Третий сын”

Третий ребёнок — простой (цельный).

Комментаторы, объясняя его характер, делятся на две группы. С одной стороны, это, действительно, простой ребёнок, которому нужно без излишних сложностей объяснить, что происходит.

С другой — надо вспомнить, что в Торе слово там (простодушный) встречается как определение еврейского праотца Яакова. А уж он-то, точно не был простым ребёнком. Ставший архетипом красоты и правдивости, Яаков был цельным человеком. Ему присуща способность в любой детали увидеть гармонию всего мира.

Посмотрим на часть этого феномена с несколько иной точки зрения, выраженной современным языком. Как известно, принципиальное различие между правым и левым полушариями головного мозга заключается в том, что правое полушарие схватывает всю картину целиком, а левое, будучи связанным с последовательным, шаг за шагом, мышлением, отрезает то, что в данный момент не нужно. Психиатр д-р Вадим Ротенберг, в частности, даёт такую характеристику: “Правое полушарие схватывает реальность во всём богатстве, противоречивости и неоднозначности связей и формирует многозначный контекст”. То есть правое полушарие схватывает произведение искусства, а попробуйте передать это потом последовательным языком левого полушария. Наше общество очень часто подавляет работу правого полушария. Логику и ещё раз логику требуют от нас. Это неплохо, но не за счёт отрезания цельности восприятия мира. Вот как раз внутреннего ребёнка, использующего правое полушарие, и нужно найти.

Он спрашивает: “Ма зот?” (“Что это?”). Но обычно на иврите этот вопрос звучит в мужском роде (“Ма зе?”), почему же тут в женском? Говорят комментаторы, третий ребёнок видит Шхину — Б-жественное проявление Творца в этом мире, связь её с человеком, для которого все детали седера соединяются в мощную гармоничную картину, пронизанную завораживающей энергией Исхода.

“Что это?” — спрашивает ребёнок. На это мы отвечаем ему, что сильной рукой вывел нас Творец из Мицраима, из дома рабства.

Естественно, у Него нет рук, но энергия, которую мы чувствуем, — это энергия того дня, когда Творец выводит нас из Мицраима, из состояния духовного рабства.

Упражнение “Третий сын”:

ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Идём в глубокое, глубокое расслабление.

Расслабьте, пожалуйста, мышцы плеч, мышцы спины, мышцы ног, расслабьте пальцы ног, ступни. Глубокое, приятное расслабление.

Расслабление идёт вверх по ногам в мышцы живота, грудные мышцы. Расслабляются плечи и руки. Расслабление идёт вверх по рукам в шею, голову. Расслабляются мышцы головы и лица. Расслабляются мышцы вокруг глаз, носа, рта, ушей.

ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ.

Глубокое, хорошее расслабление идёт, как волна, медленно вниз к ногам, доходит донизу и вновь поднимается по вашему телу.

Пожалуйста, сфокусируйтесь на присутствии Творца здесь и сейчас. Он здесь и сейчас. Творец, Который нас любит, защищает, заботится. ОН ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. ТВОРЕЦ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.

Найдём энергию этого дня.

Скажите себе, что вы готовы сейчас полностью отодвинуть в сторону критически настроенное левое полушарие. Разрешите себе почувствовать энергию пасхальной ночи (пасхальной недели).

Сделайте это. Уйдите ещё глубже в расслабление и скажите себе: “Я хочу почувствовать энергию праздника Песах”.

Будьте только пассивным наблюдателем. Почувствуйте эту энергию.

А теперь ещё один подход.

Спросите себя: “Где та часть во мне, которая так остро могла чувствовать красоту?”.

И как в упражнении на красоту, представьте что-то очень красивое. Сфокусируйтесь на нём. Почувствуйте сильное ощущение красоты. Скажите себе, что за ней, за этой красотой стоит Творец, который создал, поддерживает и даёт вам возможность почувствовать эту красоту.

А теперь соедините это внутреннее ощущение красоты с присутствием Творца.

Сфокусируйтесь на той части себя, которая воспринимает красоту, и попросите её настроиться на энергию праздника. Через эту часть вас почувствуйте энергию праздника.

Сфокусируйтесь на этом ощущении и продолжайте его чувствовать весь седер. Это замечательное ресурсное состояние подъёма.

Если вам всё ещё трудно это сделать, спросите себя, как вы подавляете в себе эту возможность. Найдите блок. Поработайте с ним, по схеме, по которой работали ранее. Почувствуйте энергию праздника. Сделайте себе этот подарок.

После этого можно выйти из глубокого расслабления.

* * *

“Четвёртый сын”

Этот ребёнок не знает спросить.

Вы спешите меня поправить: так по-русски не говорят. Правильная форма: не знает, как спросить. Но я вам дал дословный перевод с иврита. Что же он значит?

Есть несколько объяснений.

Этот ребёнок может иметь докторскую диссертацию по физике и при том не знать еврейской традиции. У Творца он может получить ответы на жизненно важные вопросы, такие, как, например, воспитание детей, человеческие отношения, внутренний рост... Но он не знает, что об этом он может спросить Творца.

Сюда же можно включить очень распространённую несообразительность по поводу того, что у Творца можно спросить обо всём. То есть первым шагом к её преодолению может быть просьба о ясности, просьба показать первый шаг к разрешению проблемы.

Кроме того есть в нас детские части, настолько задавленные страхом, что не знают, что можно попросить помощь. Как в детстве, помните, когда возникали проблемы в школе или во дворе и казалось, что помощи ждать неоткуда.

Упражнение “Четвёртый сын”:

ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Идём в глубокое, глубокое расслабление.

Расслабьте, пожалуйста, мышцы плеч, мышцы спины, мышцы ног, расслабьте пальцы ног, ступни. Глубокое, приятное расслабление.

Расслабление идёт вверх по ногам в мышцы живота, грудные мышцы. Расслабляются плечи и руки. Расслабление идёт вверх по рукам в шею, голову. Расслабляются мышцы головы и лица. Расслабляются мышцы вокруг глаз, носа, рта, ушей.

ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ.

Глубокое, хорошее расслабление идёт, как волна, медленно вниз к ногам, доходит донизу и вновь поднимается по вашему телу.

Пожалуйста, сфокусируйтесь на присутствии Творца здесь и сейчас. Он здесь и сейчас. Творец, Который нас любит, защищает, заботится. ОН ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. ТВОРЕЦ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.

Найдите в себе ребёнка или детей, которые не могут спросить. Поинтересуйтесь, где они. Находите их по одному.

Найдите ребёнка, задавленного страхом. Спросите себя, где он находится, чего боится. Услышьте его.

Скажите ему словами hагады, что весь этот мир был сотворён ДЛЯ ТЕБЯ и РАДИ ТЕБЯ. Скажите, что есть Творец, который при условии, что человек выбирает быть с ним, сделает для него чудеса.

Сосредоточьтесь на самой сильной позитивной части себя. Почувствуйте её. Вспомните, что энергию для этой части даёт Творец, и сознательно сфокусируйтесь на этом.

Соедините ощущение присутствия Творца с сильной чертой. Тем самым усильте её до максимума.

Найдите своё настоящее Я. Скажите себе: “Мне ничего сейчас не нужно делать, чтобы изначально иметь абсолютную ценность и связанное с ним чувство абсолютного достоинства. Я — душа, сотворённая Творцом изначально совершенной. Моё фундаментальное чувство собственного достоинства не зависит от успехов или ошибок. Оно данность. Мне это нужно только осознать. Моё собственное достоинство является данностью, существующим фактом. Только потому, что Творец создал меня таким. Моя душа уже уникальна и совершенна”.

Также найдите в себе это спокойное, уверенное чувство. Оно очень хорошо гармонирует с присутствием Творца, в нём не должно быть ни грамма гордыни.

Объясните этому ребёнку, что у него есть бесценная душа, которая совершенна уже потому, что создана Всевышним. Ему ничего не нужно делать, чтобы иметь собственное достоинство, он только должен об этом знать.

Продолжайте разговор с этим ребёнком, пока он не окрепнет и не научится спрашивать.

С внутренним “профессором” говорить нужно также мягко. Ибо он не привык чего-то не знать и оттого чрезвычайно неуверен в себе (но не хочет этого показывать), когда касается важных и незнакомых ему вопросов. Здесь нужен максимум такта, мягкости и терпения, но ни грамма пренебрежения или взгляда сверху вниз — такое отношение всегда чувствуется.

Поговорите с “профессором” о том, что присутствие Творца всегда можно ощутить. Дайте ему это чувство.

Если у вас какая-то конфликтная ситуация и вы не знаете, как её разрешить, то напомните себе, что всегда можно спросить.

После этого можно выйти из состояния глубокого расслабления.

Примечание:

Ребёнок, который задавлен страхами, требует большого терпения, большой нежности. Для него трудно поверить, что есть кто-то, кто будет заботиться постоянно. Проявите терпение.

 К началу страницы 


ВСЕ О ПРАЗДНИКЕ ПЕСАХ:

ПЕСАХ: ПРАЗДНИК СВОБОДЫ
рав Элиягу Эссас

Порядок подготовки и проведения седера

Сценарий седера

Краткий словарь Песаха

Что едят на Песах

Женщины - героини Песаха

Викторина

Песах и удовольствие

Размышления о Песах:
 

ПЕСАХ, СВОБОДА, ВЕСНА
Ефим Свирский
 

СЕКРЕТЫ СЕДЕРА

Сара Йегудит Шнайдер

АФТАРА В ПЕСАХ
Гедалия Спинадель

ПАСХАЛЬНОЕ ОЧИЩЕНИЕ
Рав Берл Вайн

ИЛЛЮЗОРНО И РАЗДУТО, КАК ПУЗЫРИ Ципора Геллер

АГАДА - УМЕНИЕ БЛАГОДАРИТЬ
Раввин Ноах Орловек

“ДЕТСКИЕ” ВОПРОСЫ
Ефим Свирский