Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Годами многие израильские профессора учили в университетах сотни тысяч израильских студентов своего рода нигилизму

Годами многие израильские профессора учили в университетах сотни тысяч израильских студентов своего рода нигилизму, отрицая еврейские ценности и призывая их сторониться “атавизма примитивных” предков...

МУДРОСТЬ ЕРЕТИКА

Натан Лопес Кардозо

В юности я знал человека, который был убежденным еретиком. Каждое субботнее утро я встречал его в синагоге. Он приходил туда, говорил людям, что они зря тратят время на утреннюю молитву, “потому что никакого Творца нет”. А потом садился на свое место, облачался в свой талит, открывал молитвенник и присоединялся к молитве. Что убежденный атеист мог делать в синагоге, почему молился так, будто от этого зависела вся его жизнь?..

Заинтригованный его поведением, я однажды попросил его объяснить, как получается, что его слова противоречат поступкам. После короткой паузы он ответил: “Да, я прихожу в синагогу и присоединяюсь к молитвам, делаю кидуш дома в пятницу вечером и ем кашерную пищу. Я — еврей, и хочу оставаться евреем. А ведь именно они, эти обычаи, делают нас евреями. Здесь, в синагоге, мы, евреи, встречаемся, а молитвы дают нам нешаму (еврейскую душу). Без этого мы потеряны... Не верю ни во что сверхъестественное, но я — еврей!”.

В дни испытаний для народа Израиля я вдруг осознал великую мудрость этого еврейского вероотступника. Тот, кто внимательно читает израильские газеты, слушает радио и наблюдает за телевизионными дебатами, понимает, что многие высоко интеллигентные израильтяне больше не приходят в синагогу.

Они как будто потеряли свои еврейские души и почти совершенно отделились от Общины Израиля. В отличие от моего друга, еретика, они даже не вероотступники. Они — секуляристы. И отличаются от моего давнего знакомого, как неба от земли.

Отрицать еврейский характер государства Израиль или извращать его так, что оно теряет всякий смысл — гибельно. Ставить вопрос о моральной оправданности существования государства Израиль – это критично. Говорить своим братьям, евреям, что лучше бы нам основать государство в Уганде – деструктивно. Изменить гимн “Атиква” (“Надежда”), так чтобы удалить оттуда все признаки сионизма или заменить израильский флаг нееврейским символом – убийственно. Пытаться подменить четыре тысячи лет еврейской истории пятьюдесятью годами израильской культуры – это трагедия.

Все это знаки того, что за подобными предложения стоит одно – потеря нешамы, еврейской души.

Годами многие израильские профессора учили в университетах сотни тысяч израильских студентов своего рода нигилизму, отрицая еврейские ценности и призывая их сторониться “атавизма примитивных” предков. Знаменитые израильские писатели объявили войну еврейской традиции. Сионистских лидеров, которыми в свое время восхищались светские израильтяне, теперь высмеивают — те же люди, которые некогда считали их героями. “Левые” израильские историки пытаются доказывать, что евреи никогда не жили на этой земле, что Храм никогда не стоял в Иерусалиме и что у евреев нет оправданий своим претензиям на эту землю.

Нет большей опасности для нации, чем деморализация, когда народу внушают, что его древняя культура больше не имеет ценности, его традиции бессмысленны, идеология обанкротилась, а предъявление прав на собственную землю неэтично. Это убийство народа, это граничит с государственной изменой.

Хотя большинство молодых израильтян все еще признают себя евреями, очевидно, что стремительно растет число тех, кто не считает это привилегией. Те, кто внимательно следит за общественной жизнью Израиля, не могут не почувствовать, что по стране распространяется какая-то эпидемия, которая заражает людей духом антиеврейства. Это выглядит так, будто бы “общество, свободное от иудаизма” берет верх над нешамой, еврейской душой, постепенно убивая ее.

Кажется, что еврейскую нешаму вот-вот похоронят. И хотя светские израильтяне, без сомнения, проведут похоронную церемонию с приличествующей благопристойностью, которую полагается проявить к древнему миру и предкам, они, конечно, осознают, в конце концов, что похоронили слишком многое. Так они могут похоронить основы еврейского государства и его будущее. В дальнейшем их крики о помощи будут бесполезными, а попытки оживить еврейскую нешаму — запоздалыми и слишком трудоемкими.

Верно, страна благословлена многими евреями, которые относятся к иудаизму со всей серьезностью и протягивают руку Израилю с любовью в душе. Но все это можно найти, в основном, внутри религиозной или традиционной общины. К сожалению, в то же время целое поколение прекрасных, юных, светских израильских детей пали жертвами стремления превзойти неевреев. Ограбленные, лишенные достойного еврейского образования, теплого еврейского окружения, они больше не связаны с уникальностью еврейской нешамы. Они останутся без идеологии, без любви к родине и превратятся в народ, который сам себя презирает. Именно это сознание, а не убийственные намерения врага, не допусти этого Всевышний, могут привести к падению Государства Израиль.

Настало время, когда израильтянам необходимо вернуться в синагогу. И неважно, светские они или вообще атеисты, главное сейчас то, что они теряют нешаму, свою еврейскую душу. Им надо бы последовать примеру моего давнего знакомого. Настало время заново открыть свою нешаму и вновь осознать, что они — часть еврейского народа. Только в синагоге, в подлинно еврейском окружении, формируется еврейская нешама. Только здесь может человек отогреться истинно еврейским теплом.

Если израильские профессора, историки, писатели и многие другие пойдут в синагоги и откроют свои еврейские души, их глаза раскроются, в их души вернется тепло и гордость тем, что они евреи. И пусть некоторые из них останутся “еретиками” или секуляристами.

Увидев своих лидеров в синагоге, народ уверится в том, что они — не просто израильтяне, но еще и — евреи, что все мы — одна семья.

Такое движение будет великим спасением и великой радостью для миллионов евреев во всем мире.

А наши враги услышат об этом и поймут, что еврейский дух не осмеян.

Натан Лопес Кардозо

Преподает еврейскую философию

Автор ряда книг

Живет в Иерусалиме