Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Предлагаемая вниманию посетителей статья написана ее автором в ответ на публикацию в израильской газете

Предлагаемая вниманию посетителей статья написана ее автором в ответ на публикацию в израильской газете «Гаарец». И, хотя с момента ее появления в прессе прошло какое-то время, тема статьи остается актуальной и сегодня…

НЕСЧАСТНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Йонатан Розенблюм

Обозреватель газеты Джерузалем Пост

«Претензия на то, что религиозные женщины по доброй воле приводят в мир по двенадцать детей, так же верна, как и то, что другие женщины добровольно становятся проститутками или выбирают суррогатную мать. Если бы не эмоциональное унижение, не социальное давление, не ужасная нищета, в которой они живут, религиозные женщины никогда бы не выбрали эту рабскую жизнь. Сомнительно, может ли хоть одна из них что-нибудь выбрать в своей жизни…», - написала в своей статье о больших религиозных семьях журналистка Орит Шохат.

Рассказ получился достаточно впечатляющим. Однако, мне кажется, что Шохат ни разу в жизни не довелось по-настоящему поговорить с такой женщиной. Вероятно, она считает, что религиозные женщины вообще не способны обстоятельно что-либо объяснить.

Исследования и опросы израильского общества постоянно показывают, что наиболее светские и, соответственно, левые политические круги - то есть типичные читатели и авторы Гаарец - слишком мало знакомы с жизнью тех, кто ведет еврейский образ жизни.

Те, кто причисляет себя к израильской интеллигенции, предпочитают общение с «аналогично мыслящими» людьми и, как правило, не пытаются узнать что-либо о представителях других слоев общества, даже если они становятся объектами их, скажем, журналистского «внимания». Израильский феминизм, похоже, сегодня тоже следует отнести к вещающему «просвещенному» меньшинству, которое берется судить о жизни «менее просвещенных» женщин.

Жизнь женщины, соблюдающей еврейские традиции, состоит из постоянной череды решений и испытаний, начиная с момента, когда она утром открывает глаза. С рождения она сориентирована на очень высокие стандарты совершенства, и главная проблема для нее - соответствовать этим стандартам.

Иногда она должна принять очень важное решение - признать, что в данный момент такие стандарты для нее не достижимы. Если она будет чувствовать собственную вину, вспоминая известные в иудаизме примеры альтруизма, проявленного ее предшественницами, это не пойдет ей на пользу и может отразиться на ее семье.

Ежедневных решений и мудрости требует воспитание каждого ребенка.

Доктор Ицхак Кадмон, исполнительный директор Национального Совета Ребенка, недавно назвал миф о том, что в многодетных религиозных семьях дети растут «сами по себе» - «абсолютной нелепостью». А профессор Бар Иланского университета Менахем Фридман высказал мнение, что в религиозной среде дети получают «исключительное» воспитание. Быть может, это преувеличение. Однако отметим, что религиозная община уделяет воспитанию подрастающих поколений очень много внимания и прилагает к этому немало усилий.

Надо сказать, что религиозная община включает в себя и женщин, которые самостоятельно, на всю жизнь, приняли ответственное решение о соблюдении Заповедей, хотя и не воспитывались в домах, где соблюдают еврейские традиции.

Известный социолог Дебора Рени Кауфман, работая над книгой «Дочери Рахели», проинтервьюировала сто пятьдесят женщин, которые сделали тшуву (выбрали религиозную жизнь). И честно выслушала все, что они ей рассказывали.

То, что она услышала, совсем не напоминало эмоциональную примитивность, униженность или образ жизни, подобный домашнему скоту, как это изображает газета Гаарец. На пути к соблюдению традиций, всем этим женщинам пришлось преодолеть немало трудностей. И все они сходятся в том, что самое ценное в их жизни - то, что они могут «жить в религиозной еврейской общине». Ни одна не выразила сомнения в своем «теологическом равенстве» или в том, что для нее (только потому что она - женщина) не достижима духовная связь с Творцом.

Войдя в религиозную общину, совершившие тшуву женщины, прежде всего, обнаружили, что здесь, как нигде, высоко ценятся главные «женские добродетели» - скромность, способность занять центральное место в доме и семье, умение найти общность интересов. Все отмечали, что теперь могут предъявлять к мужчине, к мужу, отцу своих детей, такие требования, которые в светском обществе обычно вообще не принимаются в расчет.

Соблюдение заповедей дает силы, - в один голос говорили опрошенные социологом Кайфман. «До того, как я стала религиозной, - сказала одна из женщин, - я ориентировалась на мужские качества и не могла найти себя. А теперь вместе с другими женщинами постоянно занята общественной деятельностью, в тех сферах, где женщины доминируют».

Многие обнаруживают, что их дружба с другими женщинами теперь глубже, чем в прошлом, потому что «они больше не соперничают, не воюют за внимание мужчин». Преподавательница еврейских законов рассказывает, что некоторые женщины просто плакали от счастья, осознав, что могут не думать теперь о том, что их каждое движение станет объектом оценки подруг и знакомых мужчин, что они обретают истинную свободу, позволяющую им быть собой.

Законы семейной чистоты сложны и со стороны могут показаться ограничениями. Но почему же опрошенные женщины воспринимают их как положительную сторону религиозной жизни?

Вот что говорит одна из них: «Законы семейной чистоты защищают женское достоинство. В религиозной общине в тебе видят человека, не так как в светском, где каждая из нас рискует стать лишь объектом сексуальных притязаний… Есть и еще одно очень ценное преимущество: ежемесячно на две недели религиозная женщина имеет возможность отстраниться от мужа (так диктует Закон), побыть наедине с собой. Зато потом в интимных отношениях с мужем ты ощущаешь обновление…».

Идя в микву (специальный бассейн, окунаясь в который человек духовно очищается), религиозные женщины чувствуют свою связь с историей своего народа.

Кауфман обнаружила, что сексуальные чувства у женщин, совершивших тшуву, усилились и углубились. Опрошенные рассказывали ей, что даже много лет прожив в браке, они, возвращаясь из миквы, всякий раз ощущают себя невестами, которые идут к жениху.

Звучит неплохо. Настолько, что, может быть, госпоже Шохат и другим «просвещенным» людям ее круга захочется встретиться с несколькими соблюдающими еврейские традиции женщинами?..