Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
РАЗМЫШЛЕНИЯ 1981 ГОДА
Элиягу Эссас
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
В 1981-м году я почувствовал, что государство Израиль (и еврейский народ во всем мире) оказался перед судьбоносным перекрестком.
К этому времени прошла эйфория от недавнего прихода к руководству страной правоцентристской партии Ликуд. Не в столь радужном свете выглядело и присоединение к «правящей коалиции» чисто религиозной партии Агудат Исраэль. Стало складываться впечатление (во всяком случае - у меня), что разрыв между потенциалом нашего народа и реализацией этого потенциала нарастает.
Росло и ощущение, что впереди маячит тупик, что «перекресток», дающий возможность выбрать путь, существует лишь в теории. На практике же страна движется в одном направлении. И дорога эта ведет… В пропасть, в тупик, к катастрофе и т.п. (вместо многоточия, вставьте наиболее подходящее, на ваш взгляд, определение - на выбор).
Подчеркну, что тогда я жил в Москве, и представление об Израиле черпал из:
- разговоров во время достаточно частых в течение почти 10-ти лет встреч с израильтянами, которые легально (на конгрессы ученых, к примеру) или нелегально - под видом туристов из США, Англии и других стран, гражданами которых они были до иммиграции в Израиль - приезжали в Москву (многие из них, особенно - раввины, специально посещали Советский Союз, чтобы встретиться с еврейскими активистами-«отказниками»);
Новостей и передач израильской радиостанции Решет Бет (вещание осуществлялось для жителей Израиля - на иврите), которые я ежедневно прослушивал - с 1973-го года эта радиостанция вела трансляцию и на коротких волнах;
Отдельных статей из израильских периодических изданий, которые попадали в мои руки.
Итак, в 1981-м году мне показалось, что я имею достаточное представление об Израиле, чтобы предложить свое видение ситуации, а главное - возможный путь к ее серьезному изменению, путь к решению основных израильских проблем.
Плодом размышлений на эту тему и стал написанный летом 1981-го «черновой вариант программы», которую могло бы реализовать движение, названное мной - «Цедек Амити».
В условиях жизни в Советском Союзе эта программа была распечатана в системе «самиздата» в 10-15 экземплярах. Текст получили мои знакомые и ученики. Как минимум, один экземпляр попал на Запад. Размноженный, он оказался в архивах институтов и университетов, которые собирали материалы по истории советского еврейства.
Несколько лет назад копию одного из экземпляров передали мне из Англии.
Публикуем этот материал в том виде, как он был написан - без поправок (разъяснения для данной публикации выделены в скобках курсивом).
Естественно, кое-что в нем за 25 лет явно устарело. Но - немногое.
Интересно отметить, что некоторые идеи, высказанные в этой «программе» по поводу изменений в сфере экономики, реализованы правительством Израиля в 1984-1985 годах. И это «совпадение» с моими выводами лишь подтверждает жизненную необходимость таких перемен. И мне остается лишь сожалеть, что многое другое так и не воплотилось в действительность.
Тогда, в 1981-м году, я ощущал, что некоторые явления таят в себе реальную опасность. Теперь же я вынужден с горечью констатировать, что многие мои оценки «на перспективу» - сбылись. Такое «предвидение» удовлетворения не приносит - ситуация, в которой мы все оказались, слишком сложна.
«Черновик программы» написан в форме беседы автора с «виртуальным» журналистом. На самом деле интервью у меня никто не брал. Составленный текст - результат обсуждения идей в кругу учеников.
Считаю нужным добавить, что, совершив алию в Израиль, я так и не занялся созданием движения Цедек Амити. Почему? Трудно объяснить. Скажу одной фразой: не почувствовал, что готов к этому.
Сегодня, оглядываясь назад, не могу решить, прав я был или - нет…
К ОБОСНОВАНИЮ НОВОГО ДВИЖЕНИЯ
«ЦЕДЕК АМИТИ»
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ МАТЕРИАЛА
I
. Анализ существующих партийII
. Оценка общественной атмосферы ИзраиляIII
. В каком же направлении находится выход?I
У. Вопросы к движению «Цедек Амити»Вопрос 1. Что нового внесет «Цедек Амити»?
Вопрос 2. Разве Мафдал и Агудат Исраэль не основывают свою деятельность на еврейских законах?
Вопрос 3. почему бы прежним партиям не продолжить руководить страной?
Вопрос 4. Чем предложения «Цедек Амити» принципиально отличаются от предложений других партий?
Вопрос 5. О территориях
Вопрос 6. Каких еще областей касается ваша программа?
Вопрос 7. А у других стран и народов нечему учиться?
Вопрос 8. Быть конгломератом лобби различных групп. Что это такое?
I
. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПАРТИЙВ процессе образования еврейского государства политические партии ставили перед собой две задачи:
1. Быть сионистскими, в том смысле, чтобы способствовать образованию государства и переезду туда большей части евреев;
2. Моделировать какую-либо из партий европейских стран.
В чистом виде это характерно для левых социалистов партии МАПАМ (ныне - социалистическое крыло партии МЕРЕЦ), социал-демократов партии МАПАЙ (ныне - партия Труда, Авода), Либеральной партии (позднее - одна из составляющих Ликуда), националистической партии Херут (вторая составляющая Ликуда), то есть для партий, получавших и получающих 80 % голосов избирателей и, по существу, построивших государство Израиль как оно есть.
Более самостоятельными в отношении вопроса о моделировании (партий западного типа) явились МАФДАЛ и Агудат Исраэль. Но последняя, к тому же, не будучи сионистской, не играла заметной роли в «конструировании» государства, а первая, постоянно «блокируясь» с другими партиями, дала государству определенную окраску (а религиозным евреям - определенный комфорт), но ни в коем случае не формировала политическое, экономическое и социальное «состояние» государства.
Эти два принципа образования партий несли в себе две коренные, основополагающие ошибки - бациллы болезни, медленно развивавшейся в середине 20 века и давшей яркую вспышку после (Шестидневной) войны 1967 года, а после (войны Йом Кипура
) 1973 года - опаснейшие метастазы, проникшие (и разлагающие) во все части общественного организма.Первая ошибка: сионизм определялся как ответ на антисемитизм - «мы не можем и не сможем стать равноправными гражданами любой страны и поэтому должны иметь свое государство и стать народом как все народы» (принцип «нормализации»).
Даже и не включая в анализ этой ошибки понятия, полученные нами в Торе, но оставаясь в рамках чисто рационального мышления, мы видим изначальную порочность этой идеи: ее авторы не спросили у других народов, то есть у тех, из-за которых пришлось изобретать саму эту идею, считают ли они еврейский народ нормальным народом и признают ли они еврейское государство законным и нормальным.
Крах этой идеи, взращенной в атмосфере либерализма конца прошлого века, стал ясен, когда в 20 веке на него дали ответ - последовательно:
- коммунизм, вместе с Лениным и Сталиным, предложивший евреям ассимиляцию (как ненужному элементу?);
- европейский национализм «третьего мира» вообще, и арабский национализм, в частности (и в первую очередь), не признающие государство евреев как законное и нормальное; и, наконец,
- западные демократии, не признающие, по существу, государство Израиль нормальным. Разве есть еще хоть одно государство, которому не соседствующие с ним страны так упорно, не стесняясь, открыто указывали бы на то, где должна проходить граница этого государства и где должна быть столица этого государства. Смешно сказать, но эти страны, так называемых, западных демократий не признают того, что Иерусалим, ставший столицей Израиля еще при царе Давиде и не бывший никогда столицей какого-либо арабского государства, эти страны «не признают» Иерусалим столицей Государства Израиль.
Таким образом, все основные движущие социальные силы 20 века опровергли идею о возможности «нормализации».
Таким, довольно неожиданным, образом была выделена положительная сторона сионизма: возвращение на землю Израиля и самостоятельное создание общества и государства. Остальное в сионизме - отрицательные его стороны: и идеи о нормализации евреев и идеи о построении государства по какому-нибудь «хорошему» образцу (например, Швейцарии). Здесь и в других местах необходимо подчеркнуть, что (религиозно-сионистская партия) МАФДАЛ теоретически придерживалась других концепций, но практически, присоединившись к деятельности правящей партии и не имея реальной самостоятельности, помогала строить общество, основанное на идеалах правящей партии и не создала в общественном организме ни одной полноценной клетки, из которой могло бы вырасти общество, основанное на ее собственных теоретических концепциях.
Вторая ошибка: моделирование политической и общественной структуры европейских стран. Каждая партия выбрала соответствующую модель европейской партии и направила свои усилия на создание элементов общества, соответствующих ее идеологии.
Таким образом, при самом зарождении общества в него были впрыснуты элементы европейских общественных структур начала 20 века.
С одной стороны, при этом не смогли понять, что европейская общественная структура пришла к 20 веку путем последовательной перестройки из средневековой структуры монархического государства. Независимо от того, положительную или отрицательную оценку дать направлению этой перестройке, но во всяком случае, каждый ее шаг был увязан и обусловлен предыдущим: от антимонархических партий к либеральным партиям (и на этом этапе - идеи отделения религии от государства), от них - к социалистическим «антикапиталистическим» партиям (и на этом этапе - взять «строительство» идеологии всего общества в свои руки), а от них в 20 веке - к социал-демократическим и либерально-демократическим партиям чисто экономического типа (с идеями идеологического плюрализма).
Израильское общество не существовало ни в 17 веке, ни в 18, ни в 19-м. Оно складывалось только в начале 20 века. В принципе, можно (и нужно) при «волевом» создании нового общества вносить туда готовые элементы. Но какие?
К началу 20 века еще не было израильского общества, но существовал еврейский народ с его многоплановым, всеохватывающим опытом трехтысячелетней истории. Существовали и были отработаны все элементы экономических и социальных институтов. Причем, эти элементы отрабатывались в разных вариантах: западно-европейском, восточно-европейском, арабском и других.
Поэтому, анализируя вторую ошибку, мы видим, что тогда, при зарождении сионистских партий, с другой стороны, не смогли понять, что вместо того, чтобы рабски следовать тому или иному учению (к тому же, имеющему свою, нееврейскую или даже антиеврейскую, предысторию), необходимо было основываться на уникальном и неисчерпаемом сокровище - еврейском опыте.
Искусственность, даже чуждость израильских партий, имела место всегда. Но до создания Государства это не могло выйти на поверхность, так как партии строили государство и имели возможность создавать любые структуры и институты. Единственное, чего они не могли - строить его из неевреев. Они строили государство из евреев, а каждый еврей несет в себе, в той или иной степени, заложенный в нем трехтысячелетний опыт. После создания Государства получился организм, заживший независимо от воли партий жизнью. И вот тут начала выходить на поверхность болезнь - как следствие двух указанных выше ошибок.
Израильские партии, создавшие государство и укрепившие его физически (но не духовно!), изжили себя и должны уйти с арены политической жизни. Их опыт - в нееврейской плоскости - они могут передать для использования своим «праотцам» - европейским партиям. Их опыт - в еврейской плоскости - будет использован новым политическим движением. Уйти с арены - единственный выход для партий, которые:
- не могут выработать и провести в жизнь всеохватывающую экономическую программу, во-первых, и увязанную с национальными задачами еврейского государства, во-вторых;
- не могут осуществлять или добиваться осуществления внешнеполитических шагов, отвечающих интересам и целям государства (хотя бы в рамках своего понимания этих, пусть даже и неправильных целей).
Сегодня существует реальная опасность, что отдельные руководители МААРАХА (партии Авода) или ЛИКУДА перешагнут черту, отделяющую ошибочное поведение от акта предательства. Ведь отдельные руководители, а с ними и их партии, начали торговать не уступками в обмен на уступки, когда политик должен отстаивать принципы и, отстаивая их, добиваться оптимального соотношения потерь и приобретений. Сейчас начали торговать принципами
.Конечно, последнее - результат указанных выше двух основных ошибок: принципы пересажены с чужих полей, и теперь начала выявляться их чуждость интересам еврейского государства.
Только несколько примеров.
Переговоры с Социнтерном (1980-й год), чтобы он поддержал МААРАХ, при условии, чтобы МААРАХ увязал свою политику с принципами Социнтерна. Завтра это - палестинское государство со столицей в Иерусалиме.
Предложение Ликуда (1979-й год) об американских базах в Хайфе. Собираются ли США сообразовывать свою политику с интересами Израиля?
Приведение доказательств, подкрепляющих тезис о банкротстве существующих политических партий можно было бы продолжить. Однако и приведенных причин достаточно для утверждения, что эти партии сыграли свою роль и должны уйти
.В заключение обзора израильских партий необходимо, однако, отметить, что каждая партия (как и любое общественное движение, любая группа) всегда несет в себе интересы и требования определенной части общества. Многие же из этих интересов законны, а часть требований - справедливы.
До сих пор появление новой партии означало, что выявилась новая группа, сформировавшая свои интересы и предъявляющая свои требования. Как правило, эта группа считает свои интересы интересами первостепенной важности, а требования - наиболее справедливыми и срочными. Зарождаясь внутри уже существующих партий (а точнее, внутри идеологии существующих партий), эти новые течения несут в себе те же две принципиальные ошибки, характеризовавшие рождение израильских партий 60-80 лет тому назад.
Естественно, новые партии не меняют сущности политической жизни, но помогают выявить возникновение новых интересов или обострение той или иной проблемы.
Изменение политической жизни, всей общественной атмосферы государства, короче - в перспективе нового, здорового Израиля лежит на пути:
- отказа от «двух коренных принципов»;
- включения максимально широкого спектра интересов в новое общественно-политическое движение;
- наличия программы, поставленной на фундамент истинной справедливости.
Возможен ли вообще этот путь? Задача, сформулированная нами - не слишком ли трудна она и не слишком ли всеобъемлюща?
Прежде чем дать ответ, надо уяснить себе, стремится ли народ к обновлению Израиля.
II. ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННОЙ АТМОСФЕРЫ ИЗРАИЛЯ
Среди многих направлений, по которым идет изменение израильского общества, можно выделить два, наиболее характерных:
- возрастающее равнодушие, вплоть до антипатии, к традиционно сформированному сионизму.
Два ярких примера:
а) катастрофический провал с алией из СССР, окончательно выродившийся в бегство из СССР в США (в 1970-х годах пути эмиграции из СССР в Израиль пролегали через Вену; однако с 1975-го по 1981-й год около 80 процентов попадавших в Вену эмигрантов заявляли о своем желании продолжить путь в США, Канаду или Австралию);
б) иерида из Израиля (то есть - эмиграция израильских граждан; к 1981-му году свыше 4-х тысяч израильтян проживали в США и Канаде).
Еще хуже - настроение народа, которое можно охарактеризовать словами - «жить сегодняшним днем, для сегодняшнего дня».
В этих тенденциях просматривается и положительная сторона. Она заключается в том, что еврейский народ осознал порочную ограниченность, примитивность политического и халуцианского сионизма. Разочарование в сионизме и, как реакция - переход к вызывающему, открытому призыву «жить сегодняшним днем» несло в себе, казалось бы, неожиданно, зерна, которые могут дать всходы другому положительному настроению. Эти зерна: ощущение пустоты, той самой пустоты, которая предшествует поиску пути и дает первоначальный импульс движению по этому пути. Еврей, каждый или почти каждый, не может искренне, с чистой совестью, быть обывателем, не желающим знать, куда ведет его сегодняшний путь.
Равнодушие - это попытка загнать вглубь внутренний голос, вопрошающий: «Где, ты, человек?».
Можно с уверенностью сказать, что для евреев характерно другое настроение, как бы глубоко оно не было загнано: активная жизненная позиция, энергичные поиски справедливости - для себя и всего народа.
Последний пример. Появление надежд на «изменение» (на иврите - шинуй), надежд, связанных с формированием новой партии - ДАШ (1977 г.). Надежды, надо сказать, необоснованные - у ДАШ не было никакой серьезной программы действий, которые могли бы привести к «изменению» (Шинуй - название одной из фракций ДАШа, теперь, в 1981 году, выступающей, как самостоятельная партия). Ведь гвоздем их программы было изменение порядка выборов в Кнессет. Но нельзя же всерьез рассчитывать на то, что без изменения политической, экономической и социальной картины общества в целом, несколько измененный состав его представителей в Кнессете приведет к обновлению жизни государства!
Для нас в этом примере важно другое:
1. Значительная часть общества (на выборах в 1977 году - одна седьмая) отдала свои голоса ДАШу только за возможность надеяться на выход из тупика. Другие, очень многие, не голосовали за ДАШ, выжидая, как эта партия проявит себя, но в целом относились к новому явлению с интересом и симпатией.
2. Прорвавшееся наружу стремление иметь центристскую партию, да еще и не связанную догматикой партий-основателей».
Слово «центристская» вызывает несколько ассоциаций. С одной стороны - рыхлость, расплывчатость платформы и отсутствие энергичности, характерной для «крайних» течений. С другой - симпатии к центристам раскрывает стремление к истинной справедливости.
Подводя итог, можно утверждать, что на поставленный выше вопрос - ощущает ли народ Израиля необходимость срочных и глубоких перемен, ответ однозначен: да ощущает! И стремится найти выход из тупика.
III. В КАКОМ ЖЕ НАПРАВЛЕНИИ - ВЫХОД?
Существует потенциал - основной фонд, которым пользовались лишь частично и неявно. Это трехтысячелетний опыт еврейского народа: политический, экономический, социальный. За этот период еврейский народ выработал (и продолжает это делать) ответы практически на все вопросы общественного и индивидуального бытия.
Мы - обладатели уникального богатства, и использование его - гарантия решения проблем. Так же, как оно гарантировало непрерывность нашего существования до сего дня.
Здесь под «опытом» имеется в виду не Тора или Шульхан Арух, как таковые, но реализованный и действительный опыт «применения» (если можно так выразиться) законов Торы, положений Талмуда, кодексов еврейских законов и любых учений, включая опыт, например, МАПАЙ, при условии, что и учение, и его последователи - евреи, поставившие перед собой цель сохранить непрерывность существования еврейского народа и улучшения его жизни.
Чрезвычайно важно, что еврейское законодательство охватывает все стороны жизни и народ жил в рамках этого законодательства. Один только перечень основных его узлов - смысл существования мира и человека, поведение индивидуума, семейная жизнь, ритуальная сторона жизни человека и всей нации, отношение к земле и окружающей среде, уголовное и гражданское право, экономические модели, построение судебной системы и принципы руководства общинами и государством - дает представление о широте и глубине опыта, накопленного за 3000 лет. И только этот опыт может служить основой выхода из тупика и построения нового Израиля.
Однако мы повторили бы широко распространенную ошибку, если призвали бы «завтра же переделать жизнь в соответствии с этим опытом». Мы повторили бы ошибку, а иногда и злонамеренную демагогию других партий, призывающих к красивым идеалам в далеком завтра и торгующих принципами в конкретном сегодня.
Мы предложили не конечные цели, но - отправную точку нашего направления, а затем наметим конкретные, последовательные шаги по перерастанию общества и государства из состояния как оно есть сегодня, в состояние, в котором ему надлежит быть.
Для того, чтобы не потонуть в море результатов опыта и во всем многообразии принципов, его регулировавших, а также, чтобы выделить практически общий знаменатель, основу всего опыта, мы выдвинем следующее утверждение:
Основной целью и основным результатом общественной деятельности еврейского народа была истинная справедливость.
Это утверждение не имело исключений вплоть до конца 19-го века. Сто лет тому назад произошел разрыв между общественной деятельностью и ее основным регулятором: появились партии, преследующие цели отдельных групп (рабочих, религиозных и т.п.), и не стоящие на платформе справедливости, во всяком случае, не на платформе справедливости, понимаемой в соответствии с еврейским опытом.
Одно предваряющее замечание. Те или иные партии образовались не случайно. За фактом их появления стоит определенная группа интересов. Невозможно объявить эту группу интересов «несуществующей», да это и не нужно. Можно и нужно поставить его требования на общую платформу истинной справедливости (на иврите - цедек амити).
Сущность предлагаемого нами нового движения - процесс вложения интересов отдельных групп в здание, построенное на справедливости.
Три составляющие нашего движения, движения «Цедек Амити»:
А. Еврейский опыт: концентрированная мудрость трех тысяч лет и результаты общественного экспериментирования.
Б. Справедливость: истинная справедливость, когда каждый последующий шаг в изменении статуса какой-либо группы будет взвешен в соответствии с принципом не нарушения или улучшения «баланса справедливости» или, точнее, приближения к истинной справедливости.
В. Интересы отдельных групп: движение «Цедек Амити» будет выражать конгломерат групповых интересов и станет объединением различных лобби.
Только равновесие всех трех составляющих (А, Б и В) даст возможность выйти из тупика.
Разъяснение пункта В.
В каждой стране, имеющей коллективный законодательный орган, возникает лобби, т.е. люди или коллективы людей, «проталкивающие» интересы той или иной политической, экономической или общественной группы. Отличие лобби от партии в том, что у лобби одна цель: добиться для своей группы каких-либо конкретных преимуществ. У партии более широкая цель: организовать общество в соответствии со своим мировоззрением. Недостаток лобби - интересы «своей» группы лобби не увязывает с общими интересами, ибо таковых (общих интересов) не формулирует. Это заставляет лоббистов сознавать, что их деятельность так или иначе часто ухудшает «равновесие справедливости», и они вынуждены маскировать свою активность (даже когда и не нарушают законов страны).
Недостаток партий: организация общества проводится на основе «справедливости соответствующей общественной группы», а не истинной справедливости.
Наше движение - «Цедек Амити» - берет
положительные стороны лобби и партий:
активное стремление к улучшению статуса
любой группы и перестройке общества на
основе общей, сбалансированной истинной
справедливости.
IУ. ВОПРОСЫ К ДВИЖЕНИЮ ЦЕДЕК АМИТИ
Вопрос 1
. В Израиле несколько десятков партий, объединенных в различные блоки. Что нового внесет Цедек Амити? Имеет ли смысл создавать новую партию, когда уже существующие перекрывают весь возможный спектр израильского общества?Ответ
. Прежде всего, Цедек Амити - не партия, а движение. Партия представляет в Кнессете интересы своего участка политического спектра. Мы стремимся к реализации интересов любой группы. Но при условии - и в этом смысл создания нашего движения - что решение проблемм этой группы улучшает «баланс справедливости» внутри всей нации.Во-вторых, наше движение будет основано не на изобретениях того или иного политического деятеля Запада или Востока, но на коллективном трехтысячелетнем опыте еврейского народа. У нас за эти тысячи лет выработаны ответы на большинство вопросов, волнующих общество Израиля.
Для начала мы наметим конкретные первые шаги по серьезному улучшению статуса нескольких групп (их число определится решением самих групп присоединиться к нашему движению). Параллельно мы будем добиваться общего упорядочения экономической и общественной структуры Израиля. В результате увеличения числа групп и последовательного, шаг за шагом, улучшения как их состояния, так и общей структуры, будет перестроено все общество, будет построен новый Израиль.
В политической истории Государства Израиль еще не было движения, подобного Цедек Амити. Вместо холмиков европейских идеологий, на которых поставлены нынешние израильские партии, наше движение будет основываться на высокой и прочной скале духовного и исторического опыта.
Вопрос 2
. Разве Мафдал и Агудат Исраэль не основывает свою деятельность на еврейских законах, на еврейской идеологии?Ответ
. Как бы странно это не звучало - нет. Давайте разберемся. Сущность движения Мафдал (национально-религиозная партия) можно выразить в следующих словах: «Нерелигиозные евреи! Давайте вместе строить Израиль. Это наша общая страна, в ней есть место и нам и вам». Но руководителями страны, и тогда и сегодня, были не мафдаловцы! И страна строилась не по идеологии Мафдала (кстати, принципиально не даю оценок самой этой идеологи, ее теоретической части, в какой мере она совпадала с интегрированным еврейским опытом; важно, что практическая деятельность не совпадала). Все, что сделала Мафдал - это добилась, чтобы деятельность государственных институтов включала в себя правила, дающие возможность религиозным евреям участвовать в работе этих институтов (например, кашрут в армии). Что в этом специфически еврейского? Если американская авиакомпания предлагает евреям кошерную пищу, она не становится еврейской…Образно говоря, Мафдал добилась, чтобы при строительстве нееврейского дома некоторым строителям разрешалось работать в ермолках и не приходить в субботу.
Агудат Исраэль, если мы продолжим сравнение, добилась, чтобы ее рабочие вообще не участвовали в строительстве, а вкладывали деньги, имели бы в доме свою комнату - хедер, где могли бы жить своей жизнью, и чтобы по субботам нерелигиозные строители не слишком громыхали инструментами, а иначе Агуда вылезет из хедера и учинит скандал.
Если же говорить серьезнее, то суть деятельности Агудат Исраэль заключается в следующих словах: «Мы хотим, чтобы каждая еврейская община, будь то Бруклин, Париж, Иерусалим, Бней-Брак, Хайфа, жила, строго соблюдая 613 мицвот. Как это сделать, мы не знаем, но сами стараемся жить именно так. И уж если у нас есть какой-то политический механизм, то мы проведем через Кнессет несколько законов, запрещающих некоторые безобразия - с точки зрения Галахи. Например, запретим вскрытие тел умерших…».
И эта позиция (я не собираюсь обсуждать ее теоретическую сторону) не основывается на желании перестроить израильское общество в его политическом, экономическом и социальном аспектах в соответствии со всей суммой еврейского опыта. Не говоря уже о некоторой порочности позиции, при которой ее представители говорят, что живут в соответствии с законами Торы, но, сидя в одной лодке с евреями, не живущими по Торе, по сути, ежедневно допускают нарушение ее установлений.
В заключение обратимся к результатам 30-летней деятельности этих двух партий в рамках Государства Израиль. Сколько последователей имели религиозные партии в 1950 году и сколько - в 1980-м? Тот же процент от всего населения (в общем и целом процент этот не изменился и сегодня, в 2004-м году). И это при том, что около половины всей алии за эти годы (то есть около половины нынешних избирателей) въехали в страну, будучи религиозными евреями! Если бы МАФДАЛ и Агудат Исраэль сами строили дом, они имели бы в Кнессете 40-60 мандатов, а то и больше (в 80-х годах была создана партия религиозных сефардских евреев под названием ШАС; все три религиозные партии имеют сегодня 20 мандатов). Я совсем не хочу сказать, что к этому надо стремиться! У нынешних религиозных партий есть свои положительные и отрицательные стороны, но одна их сторона доказывает решительно, что не им суждено вести страну, а именно - полная импотенция в создании экономических и общественных структур общенационального масштаба.
Вопрос 3
. Вы находите серьезные, даже принципиальные фатальные недостатки у всех израильских партий. А ведь именно они руководили созданием государства. 100 лет тому назад здесь почти не было евреев, и это была глухая провинция Оттоманской империи. Сегодня мы живем в независимом государстве Израиль. Почему бы прежним партиям не продолжить руководить страной?Ответ
. В качестве «заметки на полях» хочу подчеркнуть, что Израиль все еще не стал независимым государством. Он зависит, и все партии так считают, от США в военном и даже экономическом смысле. Он часто предпринимает крупные и мелкие политические шаги, показывающие его зависимость от других стран. Но не это главное. Самое главное - он внутренне, духовно, по своей ментальности зависит от других культур, обществ и стран.Каким образом тоталитарный режим - глупый тоталитарный режим - собирается держать своих подданных в подчинении? Силой оружия и страхом. Такие режимы внутренне и внешне неустойчивы. Умный тоталитарный режим, в первую очередь, порабощает духовно. Он добивается того, чтобы рабы думали и воспринимали мир так, как хотят их хозяева. Во многом мы сами в своей душе создали такой «умный тоталитарный режим».
Одна из задач нашего движения - строить жизнь в соответствии с еврейским опытом. В данном случае это означает, что мы не только «не отрицаем полностью» опыт других партий, но, наоборот - выделяем все положительное и включаем в свою деятельность. Мы говорим об отрицательных сторонах (иногда просто глубоко порочных) других партий не для того, чтобы их «убить». (Кстати, замечу: стремиться к политическому уничтожению партии-соперника, ставить это самоцелью - типично нееврейский подход. Только спор во имя Истины, во имя Истинной справедливости - он принесет положительный результат). Конечно, когда изжившие себя партии сами исчезнут с политической арены, мы будем это приветствовать.
Указывая на отрицательные стороны, мы очерчиваем границу, где оканчивается положительное в деятельности партии или движения. Партия Авода построила Израиль (какой? - другой вопрос), она руководила Ишувом (еврейское население на Земле Израиля до создания государства) и в первые 20 лет независимости построила необходимые элементы государства: армию, экономическую инфраструктуру, наладила управление. Короче, механизм заработал, и машина тронулась в путь. Мы считаем, что направление у машины - совершенно неверное, а также, что и механизм нам не совсем подходит, но для нас важно, что Авода доказала, и не только на словах, свою способность иметь отлаженный механизм управления, и нам кажется, что здоровые элементы Аводы нашли бы свое место в нашем движении.
Здесь я хотел бы высказаться в более широком плане. Двери нашего движения открыты перед активными деятелями любых партий. И не потому, что у нас нет четкой платформы. Наоборот, ясная в своих принципах и функционально гибкая платформа Цедек Амити подходит любому честному еврейскому политическому деятелю именно потому, что четко ставит все на свои места. Она выделяет положительное в деятельности любой партии, в любой платформе, а именно: еврейский сущностный элемент, и позволяет этому политическому деятелю очистить свое умение и талант от чужого (для него же) и усилить все положительное, что он приобрел в предыдущей своей деятельности.
Но очиститься и стать по-настоящему самим собой может - человек. Партия, основанная на ложных принципах, очиститься не в состоянии. Отбросив эти свои принципы, она теряет имя и исчезает. Поэтому, завершая ответ, хочу еще раз подчеркнуть: заслуги прошлого мы рассматриваем в неразрывном единстве с грехами прошлого и настоящего. Грехи настоящего все видят. Мы же идем дальше и указываем на то, что они, эти грехи - закономерные следствия грехов прошлого и гарантия бед будущего, если мы не преодолеем их. Если же мы хотим иметь здоровое будущее, а этого хотим мы все, надо устранить грехи прошлого. В отношении «партий-основателей» это означает очищение страны от полностью ошибочных принципов, а это, в свою очередь, означает отстранение этих партий от управления страной, и в дальнейшем - исчезновение.
Вопрос 4
. Какова конкретно программа, выдвигаемая движением Цедек Амити? Какие части ее основаны, как вы выражаетесь, на еврейском опыте? Чем предложения Цедек Амити принципиально отличаются от предложений других партий?Ответ
. Ваш вопрос требует ответа в виде отдельно изложенной программы Цедек Амити. Я же остановлюсь только на предлагаемых нами первых конкретных шагах, затрагивающих разные области жизни государства (ответ на вопрос 4 нельзя считать полным; по существу, ответы на некоторые последующие вопросы станут дополнением к ответу на этот вопрос).Начну с экономики. Но не только потому, что экономика - «основа основ». Ни в коем случае! Никакая отдельная сфера деятельности человека «основой основ» не является. Однако экономика - более управляемая, более «осязаемая» сфера, и изменения в ней дают видимые плоды уже через несколько лет, а иногда - и месяцев.
Для того, чтобы обсудить наши конкретные предложения, мне придется напомнить некоторые элементарные сведения экономической науки. Это тем более необходимо, потому что на сегодня сложилась ситуация, когда политические деятели горячо спорят, а пресса эти споры многократно усиливает, по специфическим экономико-финансовым вопросам, не затрагивая весь комплекс хозяйственного механизма. Спорят о том, какая мазь лучше «приглушит» пятна на коже, вместо того, чтобы лечить болезнь, вызвавшую пятна, а еще лучше - самого больного. И тяжесть болезни, ее специфика в том, что без комплексного лечения в каждый последующий день положение будет неминуемо ухудшаться (с удовлетворением отмечу, что программа экономической деятельности правительства, созданного в 1985-м году содержала многие элементы, о которых говорится ниже, и состояние экономики Израиля стабилизировалось).
Итак, элементы экономики. Задача экономики состоит в том, чтобы произвести товары и услуги (иначе говоря, возможность удовлетворения потребностей населения и государства) и осуществлять стабильный их обмен на рынке. Начнем с простого случая: товары производят и обменивают по неким «ценам» внутри одной семьи (пусть и большой). Каждый член семьи живет в соответствии со своим трудовым опытом и сопутствующей ему удачей (какой урожай удалось снять, настолько удовлетворяются другие потребности). При отчужденности семей обмен происходит через рынок, появляется специфический товар, емкий и удобный - деньги. Кроме того, и семьи объединяются в государство, ставшее третьим фактором экономики.
Итак, механизм обмена товар- деньги, деньги-товар стал зависеть не только от труда и удачи, но и от целенаправленного влияния государства: оно увеличивало или уменьшало количество товаров на рынке (через налоговый механизм и рекрутационный - армия - механизм), так что равновесие Т-Д, Д-Т уже не было саморегулирующимся, но зависело от государства.
Правда, государство не регулировало общее количество денег, так как металлические деньги - такой же товар, как и любой другой. Следующий, современный этап - появление бумажных денег и ценных бумаг, не являющихся точным эквивалентом металла (для простоты не будем различать банкноты и другие ценные бумаги, называя их одним термином - «деньги»). Государство стало влиять на все элементы системы Т-Д, Д-Т.
Уточним нашу схему. Запишем ее так: Т1-Д1, Т2-Д2. Это означает, что за количество Т1 предложенных на рынке товаров производители получили Д1 денег. На эти деньги завтра они захотят купить товары, предлагаемые (завтра же) в количестве на Т2 рынке. Как правило, Т2 - больше Т1, но и денег, как правило, завтра будет циркулировать больше - Д2. Если скорость роста денег больше скорости роста товара - мы имеем постоянный рост цен (инфляцию).
Как государство влияет на Т и Д? Оно взимает налоги - уменьшает Д1. В идеале оно оплачивает свои потребности, используя весь налог (скажем условно: для оплаты труда чиновников), так что отобранные деньги возвращаются через чиновников на рынок, и Д1 = Д2.
Однако реальный хозяйственный механизм сложнее:
1) взимая налог, государство замедляет и рост товаров, так как уменьшает возможности производителей. Этим замедляется скорость роста Т2 по отношению к Т1;
2) для роста Т2 производители требуют займов. Покупатели (т.е. рабочие - у производителей, чиновники - у государства) либо денег взаймы, либо роста зарплаты. В таком случае сумма налогов за предыдущий цикл не может охватить все потребности, и государство дает взаймы - при наличии бумажных денег оно не может устоять перед искушением печатать деньги (мы далеки от наивной мысли, что беда экономики - из-за печатания банкнот; суть - в росте необеспеченных обязательств).
Итак, на рынке появляются «незаработанные» деньги. Это повышает цены на Т2; мы приходим к началу следующего цикла, но на новом витке спирали: производители Т1 вынуждены просить взаймы (ибо покупают материалы, то есть - Т2, по возросшим ценам). Государство печатает деньги. Общество живет в долг. А долг растет. Час расплаты приближается. Какова расплата?
Чем выше рост цен, тем быстрее производители Т1 должны (по повышенным ценам) закупить Т2, то есть быстрее взять в долг у услужливого государства. Оно печатает деньги, деньги дешевеют, покупатели быстрее от них избавляются. Наступает расплата:
а) покупательский психоз населения, все больше сил и времени уходит на материальную деятельность (заработать и быстрее растратить), все меньше - на духовную; духовный потенциал народа падает;
б) реальный экономический потенциал снижается. В любой момент (час расплаты) мы все окажемся нищими и… владельцами мешков «ценных» бумажек (в значительной степени этот мрачный прогноз осуществился через два года).
Остановимся у порога. Посмотрим, какие рычаги управления экономикой имеются у государства.
1. Монетарная политика: затруднять или облегчать получение денег в долг. Регулировать рост стоимости ценных бумаг.
2. Налоговая политика:
а) налог с производителей - снимает часть «сливок» и перераспределяет капитал, то есть государство служит в качестве принудительного механизма благотворительности;
б) налог с потребителей (точнее - с получателей зарплаты) - уравнивает возможности различных семей, которые получают разную (брутто) зарплату.
Итак, общая сумма налогов уходит на нужды поддержания государства (армия, полиция, институты власти) и на механизм перераспределения капитала (здесь мы не рассматриваем стоимость государственных нужд, считая их обоснованными).
Теперь можно приступить к изложению первого этапа исправления экономики Израиля. Назовем его «Расчистка и санация рынка». Мы предлагаем следующие меры:
Подготовительный шаг - замораживание цен и зарплат на 3-6 месяцев. Цель - сбить потребительский психоз населения, восстановить уважение к деньгам, вернуть привычку приобретать то, что необходимо, а не то, что завтра подорожает.
Это обойдется государству в определенную сумму из-за повышения импортных цен на сырье и товары. Частично это компенсируется ростом прибыли израильских экспортных фирм. Так что, стоимость подготовительного периода окажется не слишком большой.
Затем последуют одновременно и другие мероприятия (при снятии ограничений на цены и зарплаты):
1. Снижение налогов на предпринимателей - на 10-30 %. Это оставит им больше «заработанных» денег. Позволит умелым предпринимателям лучше маневрировать своим капиталом. Частично он пойдет на улучшение производства, уменьшение цен, возникновение новых инициатив, повышение зарплаты. Возрастет объем продукции. Государство теряет 5-10% своих доходов;
2. Удорожание государственного кредита, резкое сокращение печатания денег.
Государство сокращает свои расходы. Рост продукции замедляется.. Ухудшение условий покупки в кредит. Но одновременное увеличение накоплений в банках, чем частично облегчится получение денег предпринимателями.
Указанные два шага часто осуществляются так называемыми консервативными правительствами, вроде республиканской партии США, но обычно они не приводят к стабильно хорошим результатам, так как не связаны с изменением характера экономических и социальных отношений.
3. Изменение трудовых отношений. Сейчас в Израиле существует разлагающая обстановка в области трудовых отношений. Система «квиюта» (гарантированное место работы в государственных и частично государственных учреждениях) привела к тому, что 30-летние молодые люди психологически становятся почти пенсионерами. В то время, как судьба товара и его производителей определяется (более или менее) на свободном рынке, судьба рабочих и служащих определяется, в основном, внерыночными, внеэкономическими отношениями.
Мы предлагаем отменить систему «квиюта». Наниматель и рабочий подписывают договор о найме на 1-6 лет. Обе стороны могут этот договор расторгнуть. Это означает, что наниматель может уволить любого рабочего, но, конечно, на определенных условиях: срок предупреждения (14-30 дней), выплата целевой компенсации на повышение квалификации и т.д.
В этом отличие наших предложений (имеются в виду и предложения, изложенные дальше) от обычных либерально-консервативных. Исходя из принципа стремления к истинной справедливости, мы считаем, что наши предложения должны принести и принесут улучшение всем трем сторонам:
- предпринимателям, они смогут лучше маневрировать капиталом и рабочей силой, улучшать организацию труда;
- хозяйство будет мобильнее перестраивать структуру с целью лучшего удовлетворения рыночных интересов, в конечном счете, интересов всего населения, всего общества; производительность труда станет выше, цены - ниже;
- рабочие и служащие смогут повысить квалификацию, изменить профессию, повысить общий духовный уровень.
Если первые две стороны улучшений не требуют объяснений, то третья - требует.
Мы имеем в виду создание центров по повышению квалификации и переподготовке. Эти центры будут самостоятельными, независимыми учреждениями, и их бюджет будет составляться из компенсации нанимателя, уволившего рабочего, из обязательного взноса другого нанимателя, нанявшего «дипломированного» рабочего и из филантропических взносов фирм и лиц, заинтересованных в получении хорошо подготовленных специалистов.
Более того. Эти центры должны включать в себя специальные курсы по обучению «еврейскому опыту» и воспитанию положительных человеческих качеств.
Таким образом, временно безработный становится не «бездельником», но - вовлекается в положительную деятельность, с хорошей перспективой на улучшение своего положения по сравнению с последним местом работы.
Стимулом же для учебы в этих центрах будет то, что предыдущий наниматель выплачивает компенсацию целевым образом - только на обучение и, во-вторых, что на время обучения безработному будет выплачиваться пособие по безработице.
Наши предложения в области трудовых отношений предусматривают постепенный отказ от забастовок и переход к рассмотрению споров в суде.
И в самом деле. Почему любые споры, касающиеся важнейших жизненных вопросов: свободы, семьи, финансов - рассматриваются в суде, и только трудовые споры разрешаются методом «силы» - забастовками? О какой справедливости (по отношению к рабочим и к предпринимателям) может идти речь! В борьбе побеждает сильнейший, а не справедливый.
Слова «постепенный отказ» связаны с тем, что сейчас в Израиле не существует цельной, согласованной со всем еврейским опытом судебной системы. В одних случаях людей судят по законам Ѓалахи, в других - по английским, в третьих - по турецким, а иногда человек может оказаться в тюрьме и на основании указов бывших мандатных властей! По каким законам рассудить трудовой спор?
Поэтому мы предлагаем, в первую очередь, постепенно поставить всю судебную структуру и ее функционирование на один общий - еврейский фундамент. Только тогда суды будут рассматривать все трудовые споры.
Однако, параллельно с созданием еврейской судебной системы мы предложим подписание договоров о найме нового типа, которые будут максимально всеохватывающими и справедливыми, и в которых будут предусмотрены случаи (их число будет возрастать), когда стороны будут обращаться в специально создаваемые (для накопления опыта) «трудовые» суды (к сожалению, положение в этом вопросе в основном осталось прежним).
4. Сокращение государственных бюрократических расходов, параллельное снижение подоходного налога с населения, повышение эффективности государственных служб.
Первый этап в этой группе предложений предусматривает перевод школьной системы из области общегосударственной в область частную и муниципальную. Параллельно будет снижен налог с населения, на сумму, которую государство расходовало на образование. Конечно, эти деньги (впрочем, возможно и меньше) население отдаст в бюджеты школ, но выигрыш - экономический - произойдет из-за расформирования государственно-бюрократического механизма управления образованием, высвобождением людских ресурсов, повышением экономической эффективности управления школами (о кардинальном улучшении самого образования будут сказано ниже, так как здесь рассматриваются только экономические вопросы).
Суммируя предложения по первому этапу - «расчистке и санации рынка», скажу следующее:
- Пункты 1 и 4 примерно уравновесят друг друга с помощью пункта 2, являющегося средством достижения равновесия; государственный бюджет на этом этапе останется на том же уровне.
- Пункт 2 приведет к уменьшению количества денег и к появлению временно переобучающейся рабочей силы.
- Пункты 1, 2, 3 приведут к снижению розничных цен из-за уменьшения общей суммы денег на рынке.
- Пункт 2 снижает возможность увеличить объем товаров на рынке, но пункты 1 и 3 компенсируют это (пункт 3 - из-за роста производительности труда). Это уменьшит инфляцию.
- Пункт 4 служит моделью расформирования государственно-бюрократического механизма, включает в действие атрофированные, вялые филантропические «мышцы» всего общества…
Таковы некоторые итоги осуществления этапа «расчистки и санации рынка». Как я уже говорил, наша экономическая программа, в отличие от всех существующих программ, представляет часть единого целого: оздоровления, укрепления Израиля и перестройки его в действительно еврейское государство.
Дальнейшие этапы экономической программы
следовало бы рассмотреть только после
анализа наших предложений в других
областях.
Ответ. О территориях не было упомянуто вполне сознательно. Мы считаем, что сегодня это - второстепенный вопрос. Горькая правда заключается в том, что Государство Израиль сегодня не может решить эту проблему, даже - приступить к ее решению. Мы можем до хрипоты спорить, «отдать - не отдать», но это не значит - решить проблему. Это напоминает спор двух служанок: что варить на обед. Какое значение имеет их спор? Ведь на столе будет стоять то, что потребует хозяин. Проблема территорий - не частная, мелкая проблема. Она включает международно-политические, экономические и, главное - мировоззренческие вопросы. А это означает, что пока мы не самостоятельны - ни в области политики, ни в области экономики, ни в области мировоззрения, мы не будем решать эту проблему так, как потребует наш хозяин - остальной мир.
Если сегодня (1981 г.) Хусейн приедет в Иерусалим, он получит все территории, которые Иордания потеряла в 1967 году. Даже - Иерусалим. В том смысле, что он отберет его у нас, пусть и не под свое управление, а под - «израильско-иорданско-международное». Для этого нужны два условия: независимость Хусейна от глупых крикунов из других арабских стран и дипломатическое мастерство. Как у президента Египта Садата. Сейчас у Хусейна нет ни того, ни другого. Только поэтому мы сегодня владеем территориями, а не в результате споров «отдать- не отдать». Сами посмотрите: пришел Садат, и мы с легкостью отдали все - и Синай, и поселения, и, главное - мечту.
Обратимся теперь к сути позиций спорящих сторон. «Отдать» (наиболее выпукло позицию защищает движение «Мир - сегодня»): эти слова произносят от усталости. Да и как не быть усталыми? Общество, все общество, строилось по чужим рецептам «европейских мудрецов» - с их «святыми коровами»: классовая борьба, всеобщая (?) декларация прав человека, рост количества потребительских товаров и т.п. А в Израиле уже второму поколению надо думать - и не только думать! - о возможной войне, которая может начаться завтра. А зачем думать о завтрашнем дне, когда нас научили жить днем сегодняшним. Поэтому и провозглашают: «мир - сегодня!». Этих ребят из движения можно понять. Их этому научили. Среди них много искренних, отдающих свое время и силы, людей. Уверен, когда они развеют для себя угар потребительства, многие примкнут к нашему движению, чтобы перестроить нынешнее общество в хорошее общество.
«Не отдавать!» (наиболее выпукло позицию защищает движение «Гуш Эмуним» и партия «Тхия»). Часто за этими словами ничего не следует. Часто они сочетаются с узким, мелким мировоззрением. И в самом деле, кто громче всех кричит: «Не отдавать!»? Люди из МАФДАЛа. То есть люди партии, готовой отступить от любых своих позиций. Партии, не создавшей на основе провозглашаемых принципов ни одного самостоятельного, жизнеспособного элемента в обществе Израиля. Что МАФДАЛ умеет, так это тонко маневрировать среди политических штормов, держаться на поверхности рядом с властью (сегодня в 2004 году это проявляется еще более ярко), сохранять единство своих рядов по важным для себя вопросам. Полезное мастерство, но отнюдь не пример его применения! Мы будем у них этому учиться и полагаем, что многие мафдаловцы сделают разумный и логичный шаг - примкнут к Цедек Амити.
Недостатки МАФДАЛа очень выпукло проявляются на территориях. Что «не отдавать»? Камни Шомрона (даже если они и дороги нам)?! Бетонные клетушки в нежизнеспособных поселениях? Где евреи? Где еврейские города, поля, сады? Всюду бедность - и в действиях и в мышлении (к 2004-му году в Иудее и Самарии построены несколько небольших городов, но в целом картина та же).
Вот почему мы не собираемся включаться в бесплодные споры и не хотим, чтобы нас затянули в болото второстепенных проблем.
Однако такой наш подход не только не исключает, но - позволяет выдвинуть конкретные предложения, связанные с прошлым опытом и с шагами по общему оздоровлению Израиля.
Овладение - не захват! - Эрец Исраэль всегда, будь то во времена Иегошуа бин Нуна, Эзры или в нашем веке, проходит по следующей схеме: политическое (включая военное) открытие дверей в Эрец Исраэль, физическое перемещение «халуцим», соединение народа с землей, иначе говоря - создание жизнеспособной цветущей области.
Мы предлагаем образовать «Акционерное общество по созданию жизнеспособной Иудеи и Самарии». Цели таковы:
1. Сбор больших средств (сотен миллионов, возможно - миллиардов, долларов) с параллельным строительством развитых поселений и городов - сразу на стабильной функциональной основе: города - не только «спальни», но и места трудовой, учебной, социальной деятельности, с прилегающими к ним сельскохозяйственными участками (сады, фермы).
2. Привлечение к строительству жизнеспособной Иудеи и Самарии тех, кто пока не может (или не сможет) переехать жить в эти районы.
3. Разгрузить правительство от политических и экономических трудностей, связанных с территориями.
Идея «Акционерного общества» предполагает создание самостоятельно функционирующих районов, общая хозяйственная деятельность которых со временем (5-10 лет) начнет приносить обычную прибыль.
Будут выпущены акции трех видов:
а) с минимальными дивидендами, но с полной выплатой вложенного капитала в случае переезда на постоянное жительство в Иудею и Самарию;
б) с обычными дивидендами и сочетанием ограничений и льгот;
в) соответствующие идее «цедаки» (например, с правом владельца бумаги через некоторое время вложить указанные деньги в определенную институцию Иудеи и Самарии).
Суть нашего предложения в том, что мы позволим активным сторонникам заселения Иудеи и Самарии участвовать в этом процессе еще до или без переезда на эти территории. Сегодня сотни тысяч израильтян поддерживают идею заселения. Акционерное общество позволит им, кроме споров на улице, направить конкретные усилия в дело, которое они считают правильным…
- Но вряд ли правительство Израиля позволит такую активную деятельность на территориях…
- Правительство будет иметь дело с международным еврейским акционерным обществом, зарегистрированным вне Израиля, цель которого - строительство на Земле Израиля. Если государство Израиль не объявляет свой суверенитет над этими территориями, то оно не может запретить международной еврейской организации заняться конструктивной деятельностью на этих территориях. Если оттоманский султан разрешал евреям других стран строить города в Эрец Исраэль, то почему правительство Израиля не разрешит неизраильскому акционерному обществу строить города, сады, дороги в Эрец Исраэль?
Ведь восемьдесят лет тому назад Эрец Исраэль не была частью Турции, а была присоединена на правах контролируемой территории. Если правительство Израиля не объявляет Иудею и Самарию частью государства, то оно выступает в роли султана, а евреи других стран (включая государство Израиль) - в роли просителя и требователей на свое устройство в Эрец Исраэль. Какое еврейское правительство Израиля откажет евреям в том, в чем не отказал султан?
Короче: мы считаем, что настало время перейти от философии бедности к философии «цветущей земли».
Вопрос 6. Вы утверждаете, что ваша программа «цельная и взаимоувязанная». Каких еще областей касается ваша программа?
Ответ. В экономическом разделе (напомню, что там мы обсуждали только первую часть экономической программы) мы уже коснулись двух других областей общественной жизни. Наша программа продумана и взаимоувязана, в том смысле, что каждый ее этап охватывает все области одновременно, так как успех в одном направлении зависит от успехов в другом. Допустим, что на осуществление первого этапа понадобится 2-3 года. За эти 2-3 года мы предлагаем изменение и улучшение сразу в двух областях, что заложит основы для успешной реализации второго этапа и т.д.
Возьмем, например, такую важнейшую область как образование. Вот и ЦАХАЛ жалуется на понижение уровня образования приходящих в армию молодых людей. Но дело шло к этому давно. Пониженная мотивация учащихся, «безразличие», заложенное в систему образования, со стороны родителей, учащихся, в некоторой степени и - учителей (совершенно очевидно, что в Израиле есть тысячи учителей, любящих свое дело и умеющих учить), отсутствие действующего, эффективного механизма передачи еврейского опыта всему молодому поколению… Нет смысла указывать на другие недостатки. А ведь во многом от системы образования зависит то, каким Израиль будет завтра.
Итак, наши предложения:
1. Постепенная (в 2-3 года) передача всех школ из ведения Министерства образования в ведение муниципалитетов, микрорайонов (шикуним) и частных групп (экономическая сторона вопроса рассмотрена выше). Министерство будет играть роль консультирующего органа, а также инспекционную роль выработки стандартов минимальных знаний для получения аттестатов и соответствующих экзаменов.
Этот шаг вернет школе ее основную функцию: вместе с родителями воспитывать ребенка. Школа, живущая на свой, индивидуальный, независимый от государства бюджет, будет представлять собой часть большой семьи, состоящей из учителей, родителей, детей и частных филантропов (последние будут как частными лицами, так и заинтересованными организациями и советами микрорайонов и муниципалитетов).
2. Введение центрального и сквозного (от первого до последнего класса) предмета по изучению и освоению еврейского опыта и увязывание других предметов с центральным.
3. Превращение школ в часть Центров духовной жизни городов и микрорайонов, с организацией учебных (и подобных им) занятий для родителей…
Как видно из п.п. 1-3, они все взаимосвязаны и дополняют друг друга. В сумме же они изменят систему образования, превращая ее из инструмента передачи отрывочных сведений в средство воспитания образованного еврея, подготовленного к жизни взрослого человека.
Остается добавить, что пункт 1 позволит многим школам на деле приобрести свое лицо, традиционное для данной группы (например, выходцев из такой-то страны) или данного района (набор профессиональных навыков, традиционных или полезных именно для данного района).
Обратимся теперь к другой области. Самой трудной, самой больной. Настолько, что о ней стараются не говорить, загоняя болезнь внутрь. А ведь в любой момент она может стать главной для страны. Я имею в виду деление общества на две группы: религиозную и нерелигиозную. Относительный мир до сих пор обеспечивался осадным положением, в котором Израиль находится все эти годы. Кроме того, умелыми действиями МААРАХа (сегодня - партия Труда) и МАФДАЛа, создавшими некий статус-кво (когда их коалиция была правящей - до 1977 года). Но то здесь, то там на поверхность всплывают разные внутренние течения, доказывающие, что в обществе зреет взрыв смертоносной силы.
Мы подходим к решению этой проблемы следующим образом. Человеку, строящему свою жизнь в соответствии с Торой, берущему из нее не только бытовые, так сказать, мицвот (заповеди), но и черпающему из этого источника хохму и бину (мудрость и понимание), а так же - этические нормы, ему есть что сказать и показать человеку, называющему себя нерелигиозным. Не побоюсь сказать, что серьезные и умные усилия со стороны сильного и хорошо организованного религиозного объединения могут обновить жизнь, повернуть к тешуве большинство так называемых нерелигиозных. Однако это дело такого объединения. Вернемся к предложениям, выдвигаемым нашим движением - Цедек Амити.
На первом этапе наши предложения сводятся к мерам, которые уменьшат площадь антагонистических соприкосновений, понизят напряженность в отношениях между сторонами и, главное - заложат основы для решения проблемы. Ибо забрасывание камнями, использование бульдозеров, или равнодушное сосуществование - эту проблему явно не решат.
Мы предлагаем (на первом этапе):
1. Повсеместное введение пятидневной рабочей недели. Это позволит воспользоваться транспортом для перемещения из городов до наступления субботы - в четверг вечером или в пятницу утром.
2. Более строгое и более широкое ограждение от транспорта всех микрорайонов, где большинство населения соблюдает субботу.
3. В связи с пятидневной неделей - отмена всех общественных и массовых мероприятий в субботу и перенесение их на вечер четверга, утро пятницы и вечер субботы (зимой).
4. Отмена обязательной службы всех девушек в армии. Мы предлагаем организовать продуманную «национальную службу» всех девушек с основным полем деятельности в детских и медицинских учреждениях, домах для людей преклонного возраста.
В качестве попутного результата пункт 4 позволит расширить и улучшить сеть дошкольных учреждений, что, в свою очередь, даст десяткам тысяч семей больше маневренности в смысле работы и учебы. Если посмотреть глубже, продуманная «национальная служба» может стать хорошей школой для всех девушек Израиля - будущих матерей и воспитателей следующего поколения израильтян.
Совершенно очевидно, что это не понизит силу армии, скорее повысит «качество поведения», как мужчин, так и женщин. А наибольшие изменения в организации службы резервистов компенсирует отсутствие девушек.
Итак, наши предложения охватывают и нейтрализуют наиболее «горячие точки» трагического противоборства двух частей общества (увы, ничего из этого не реализовано и сегодня - 2004 г.).
Вот еще одна область: судебная система, система права. Мы уже касались этой проблемы при анализе первых шагов по исправлению экономики. Там речь шла об решении трудовых споров на основе стремления к истинной справедливости судебных постановлений. Постановлений, вынесенных на основе опыта еврейского народа.
Возьмем такую, достаточно болезненную сегодня, область, как семейные отношения, точнее - их регулирование в судах. Что мы имеем? Типичный вид статуса-кво, созданного МААРАХом и МАФДАЛом.
Да, сегодня в Израиле выполняется абсолютно необходимое требование: развод должен быть оформлен таким образом, чтобы минимизировать число мамзеров в общине Израиля. Но можем ли мы согласиться с тем, что большинство израильтян не одобряет существование бейт динов, разбирающих бракоразводные дела, и не уважает в должной степени судей? Сколько мужей и жен обращаются в эти бейт дины (имеется в виду, что нормальным было бы положение, при котором бейт дин и его советники служили бы и профилактическим и укрепляющим фактором при усложнившихся семейных отношениях) не для оформления развода?
Более того, если обратиться к началу образования семьи - к регистрации брака, то и здесь мы не найдем ничего большего, чем регистрация. Какой процент молодоженов рассматривает эту процедуру как имеющую больший смысл, нежели гражданская регистрация в других странах?
Мы предлагаем:
1. Ввести обязательные двухмесячные занятия с обеими сторонами «бракоразводного процесса». Эти занятия должны проходить между первым обращением в суд и первым формальным рассмотрением бейт дина (если такое рассмотрение понадобится).
2. Ввести обязательные занятия (в течение двух месяцев) для каждой пары, желающей вступить в брак.
Занятия имеют целью:
а) наполнить предстоящую процедуру реальным смыслом;
б) увязать ее со всем еврейским опытом;
в) установить доброжелательный контакт между участниками и руководителями предстоящей процедуры.
Занятия будут проводиться индивидуально и в малых группах, по разным, приспособленным к конкретным лицам, программам.
Программы должны быть разработаны комиссией в составе экспертов, назначенных Министерством по делам религий, образования, здравоохранения; Раввината и др.
По отношению к судам, ведущим уголовные дела, мы предлагаем, в первую очередь, пересмотр всех процессуальных норм и всей пенитенциарной системы Израиля, с тем, чтобы в ограниченный срок, скажем 2-3 года, она была приведена (в первом приближении) в соответствие со всем еврейским опытом. Разве это не позор, что гражданина Израиля судят в соответствии со взглядами и традициями Англии или Турции?
Как видно из всего сказанного, мы хотим придать всей судебной системе Израиля структуру и сущность, достойную народа, имеющего трехтысячелетний активный, разнообразный и, добавим, уникальный юридический опыт. И мы хотим сделать это целенаправленно, увязывая это с перестройкой других структур нашего общества.
Мы будем стремиться к значительному повышению роли судебной системы в жизни страны и народа. Ведь само название нашего движения - Цедек Амити, будет полностью оправдано только тогда, когда все конфликтные ситуации в обществе и между людьми будут решаться на основе Истинной Справедливости.
Вопрос 7
. Вы часто подчеркиваете, что программа движения Цедек Амити и ее деятельность будут основаны на трехтысячелетнем еврейском опыте. А у других стран и народов нечему учиться?Ответ. Вопрос этот лишен жизненного содержания. Он, скорее - философский, нежели практический. А наше движение - не философская группа, но - объединение людей, которые имеют целью и могут серьезно, на деле улучшить положение и жизнь общества и страны.
Задавший вопрос ведь не имел в виду, что кто-то предлагает не пользоваться конкретным конструкторским, скажем, изобретением, сделанным в другой стране. Скорее, вопрос касается заимствований, перенесения в Израиль образа жизни, стиля жизни - и общественного и личного - найденных, «изобретенных» в других странах. Вот этому мы хотим сказать: «Хватит!».
Мы просуществовали более трех тысяч лет. Не спокойных лет, а - с бурями и штормами; через две тысячи лет народ возвращается на свою землю, и все это не вопреки, а - благодаря постоянно обогащаемому опыту нашего народа, нашему опыту. И этот способ, до сих пор не замечаемый в политической жизни Израиля, впервые берет на вооружение Цедек Амити. А именно: мы собираемся культивировать у себя дома не опыт других стран, а положительные стороны опыта евреев других стран!
Напомню, что мы хотим быть конгломератом лобби различных стран. Если мы хотим использовать достижения (а не недостатки), например, в области организации экономики, так называемых экономически передовых стран, нам надо учиться у американских, английских, французских евреев. Надо дать возможность развернуться их умению, тому, что они, оставаясь евреями, впитали в странах многолетнего проживания. Надо создать им условия (уже одно это многократно усилит алию из этих стран!) в Израиле. Вот что такое действительно учиться положительному новому.
Мы поступили безобразно с опытом евреев из арабских стран… Есть чему учиться у них. Есть чему учиться у советских евреев. Проблем с «темами для уроков» у нас не будет. Чем больше присоединится к нам израильтян, тем эффективнее будет учеба нашей страны, тем быстрее мы достигнем цели иметь эффективное и отлаженное функционирующее действительно справедливое общество.
Вопрос 8. Теперь, видимо, пора получить детальные разъяснения о вашей идее - быть конгломератом лобби различных групп. Что это такое? Какие группы вы имеете в виду?
Ответ. Вопрос затрагивает основополагающую идею нашего движения. Мы будем продвигать, «проталкивать» интересы различных групп (в принципе - всех групп, кроме, разумеется, отрицательных, разрушительных для остального общества), но выдвигая требования каждой группы лишь сбалансированные, увязанные с интересами других групп, с принципами истинной справедливости.
Вот отдельные примеры, хорошо иллюстрирующие весь подход к делу: интересы групп, увязанные с одновременным продвижением интересов других групп.
1. Советские евреи.
Большую работу, частично неизвестную пока широким кругам общественности, проводили и проводят люди, которым поручено помогать алие из СССР и устройству олим в Израиле. В целом помощь алие на первом ее этапе, то есть - выезд из СССР, можно оценить как положительную, хотя и в ней нетрудно заметить определенные принципиальные изъяны. Однако, поскольку часть этой работы не предается гласности, то и обсуждать ее здесь неуместно. Хотелось бы только отметить, что высказываемые иногда в прессе резкие критические замечания в адрес соответствующего отдела МИДа (тогда - засекреченного, а потом - известного под названием «Бюро по связям»), ведающего всеми вопросами помощи алие, не конструктивны и во многом несправедливы. В рамках его полномочий и возможностей работу этого отдела можно оценить в целом, как старательную и добротную (тогда, в 1981-м году, но - не в последние десять лет). Если искать недостатки в работе с алией (до момента прибытия в Израиль), то их надо искать и можно найти в состоянии израильского общества и государства.
Остановлюсь на втором, конечном, отрезке пути из СССР в Израиль. А именно, на абсорбции. Здесь положение совершенно иное. Ни правительство МААРАХа, ни ЛИКУДа с этой проблемой не справились.
Наши предложения исходят из следующего, сущностного анализа проблемы. Советские евреи, в отличие от евреев любой другой страны, выросли в условиях влияния следующих двух факторов:
а) изоляция от остального еврейского мира;
б) отсутствие возможностей сформировать свое мировоззрение, сформировать под влиянием многотысячелетнего еврейского опыта.
Это - единственное и самое сущностное отличие советских евреев от американских, польских или йеменских. Принцип истинной справедливости требует, чтобы именно к этой точке были бы приложены силы организованной помощи олим из СССР.
Что же мы находим? Еврею из Москвы, Ленинграда или областного центра на Украине в течение 3, 4, а то - и 10 месяцев, дают элементарные знания языка, банковских процедур и помогают искать такую же работу, как и в СССР. И при этом стараются убедить, что по многим пунктам шкалы ценностей этого еврея (то есть шкалы ценностей советского человека) Израиль не хуже (!), а иногда - и лучше, чем Советский Союз. А если в чем-то и хуже, зато здесь нет антисемитизма. И мы снова возвращаемся к кардинальной ошибке, заложенной при образовании Государства Израиль: Израиль нужен, чтобы избежать антисемитизма.
Но почти никто из московских евреев не сталкивается с антисемитизмом ежедневно (хотя всегда - несколько раз в жизни, иногда очень болезненно, но боль затихает), но вот в шкале ценностей советского человека жить в Москве - почет, а в небольшом городке в Израиле, даже в «провинциальном» (!) Иерусалиме - унижение. Я говорю об основных тенденциях в восприятии Израиля многими советскими евреями. Нет нужды приводить примеры «удачной абсорбции». Они - исключение из правила.
И у меня есть точное статистическое доказательство: 90% русских евреев предпочитает ехать не в Израиль, а в США. И в первую очередь, они мотивированы результатами «абсорбции» их друзей и родственников здесь, в Израиле. Не составляют исключения и советские сефардские евреи, грузинские и бухарские, хотя сегодня половина из них не едет в Израиль - многие вообще отказались от планов выезда. Но тенденция роста доли «прямиков» (едущих в США) повторяет ситуацию с ашкеназскими советскими евреями, лишь отставая во времени на 2-3 года. Шкала ценностей у них, конечно, отличается от, скажем, московской, но является по сути глубоко советской, особенно - у поколения младше 50 лет. И некоторые традиции, оберегаемые в сефардских семьях, только скрывают факт отсутствия еврейского мировоззрения. По многим причинам к ним надо подходить еще с большим вниманием и умом, чем к евреям ашкеназским. Наши предложения учитывают, как особенности, так и общность обеих групп - как ашкеназим, так и сефардим.
Но советские евреи не виноваты: в СССР их обокрали, лишили еврейского детства, еврейского образования, воспитания, образа жизни. А в Израиле, единственном месте, где им должны были помочь вернуть себе украденное духовное имущество, в Израиле ничего не сделали…
Итак, наше первое предложение:
Создать ульпаны нового типа, представляющие собой учебные центры по абсорбции в еврейский опыт. В них бывший советский еврей за 3, 4 или 6 месяцев получит необходимую основу своего, еврейского мировоззрения, еврейской мудрости, образа жизни. Эти ульпаны будут представлять собой замкнутые полноценные структуры для общения человека, коттеджи, учебные классы, детские сады и школьные учебные группы, профессиональные, женские, детские клубы. Технически, с точки зрения жилищной, для этого подойдут многие существующие ульпаны, типа Мевасерет Цион.
И через 6 месяцев большинство живущих в этих ульпанах бывших москвичей, например, реально и глубоко осознают, что жить в Иерусалиме - почет.
Для начала наше движение может организовать несколько таких ульпанов. Если Министерство абсорбции выделит нам финансовые, технические и жилищные фонды того же порядка, что и обычным ульпанам, то получение дополнительных сумм смогло бы обеспечить Цедек Амити. Здесь уместно подчеркнуть, что все наши предложения исходят из существующих финансовых возможностей государства и не влияют на общий бюджет правительства.
В целях более успешной учебы в таких ульпанах (и вообще в целях улучшения абсорбции) мы предлагаем продлить до 5 лет право на льготы при покупке бытовых приборов, автомобилей и т.п. существующая же система настраивает новоприбывшего на срочную покупку товаров, что на несколько лет ввергает его в обстановку психологического стресса и еще больше снижает привезенную им из СССР шкалу ценностей (проблема со сроками льгот к началу 90-х годов была успешно решена).
Наше следующее предложение связано с получением квартиры. Напряженность квартирной проблемы в Израиле вообще и для новоприбывших, в частности - один из серьезных факторов создания отрицательных эмоций у советских евреев. Видеть ее в правильной перспективе можно только после перестройки шкалы ценностей. Но для этого надо максимально снять психологический стресс первых 3-5 лет жизни в Израиле и особенно - первого года.
В отличие от олим 50-х и 60-х годов, советские евреи имели в СССР отдельную квартиру, или она была для них (в случае молодых пар) в пределах реальной досягаемости. Но в отличие от нынешних олим из западных стран, у советских евреев нет возможности решить проблему получения квартиры в Израиле до переезда в страну.
Некоторые усилия (и достаточно срочные) по повышению возможностей получить квартиру, понижение доли расходов семейного бюджета на нее в первые годы жизни в стране стоят того. Ибо это значительно улучшит ситуацию и с алией и с абсорбцией.
С другой стороны, как уже указывалось, квартирная проблема - часть проблемы экономики Израиля. Увеличить строительство за счет государственного бюджета - это увеличить инфляцию. Исходя из принципа истинной справедливости, мы выдвигаем предложения, которые не направлены на увеличение расходов правительства.
Мы предлагаем следующее. Распространить среди евреев США и других западных стран специальные облигации на строительство квартир для советских евреев. Стоимость этих облигаций будет немедленно выплачена их владельцам в случае их переезда на постоянное жительство в Израиль или через пять-десять лет - независимо от переезда.
Более того. Мы предлагаем установить персональные связи («адаптация») между отдельной семьей или группой евреев и семьей советских евреев. В условия адаптации будет входить и помощь по покупке квартиры (через посредническую организацию, так что Оле из СССР не будет в долгу перед семьей, но - перед организацией или государством).
Успех этого начинания (благородство и справедливость его очевидны) позволит:
а) расширить строительство в Израиле;
б) довести до уровня гарантии получения семьей, прибывшей из СССР, квартиры уже в течение первого года;
в) уменьшить долю семейного бюджета, выделяемого в первые пять лет на квартплату или погашение займа до психологически приемлемых (с учетом психологии советского еврея) 10-20 %;
г) довести до психологически приемлемого минимума первый взнос при покупке квартиры (видимо, уменьшив его в 2-4 раза по сравнению с существующим).
Не менее важным следствием внедрения нашего предложения явится усиление связей евреев Запада с Израилем и его проблемами, возрастание алии из этих стран.
Следующее предложение направлено на развитие идеи ульпанов нового типа.
В настоящее время много сотен советских олим (новоприбывших иммигрантов) работают, получая зарплату (или выплаты) от Министерства абсорбции в течение нескольких лет. Не увеличивая фонды, мы предлагаем создать ульпаны для тех, кто уже находится в стране от одного до десяти лет. В них в обязательном порядке будут проходить двухнедельные курсы, как взрослые, так и дети-школьники. Уровень обучения в ульпанах будет различным - в зависимости от группы олим. Стоимость пребывания в ульпане (учеба и пансион), а также компенсацию зарплаты берет на себя Министерство абсорбции - по типу оплаты службы резервистов в армии. Очевидно, что части фонда зарплат и пособий для тысячи олим достаточно, чтобы за год десять тысяч олим прошли интенсивные курсы и семинары в таких ульпанах.
Возможность для учебы, открывающаяся в ульпанах закрытого типа, более чем очевидна. Из этой сети обязательных ульпанов вырастет сеть добровольных (по типу летних пансионатов для семейного отдыха) ульпанов, где люди смогут учиться и отдыхать семьями, проводя часть ежегодного отпуска. Наше движение намеревается стимулировать такое проведение отдыха, организовав дотации от филантропических организаций.
Очевидно, что как в обязательных, так и в добровольных ульпанах можно будет исправить тот вред, который нанесла своим бездействием ныне существующая система абсорбции. Эта помощь будет дифференцированной, в зависимости от уровня знаний и регионального происхождения семьи - с учетом, например, отличий (на добровольной основе, разумеется) бухарских, центрально-русских, грузинских, прибалтийских евреев.
Подводя итог нашим предложениям в отношении большой группы советских евреев, отметим, что они приведут:
1. К уменьшению психологического стресса.
2. К резкому улучшению жилищных возможностей семей, прибывших за последние пять лет.
3. К компенсации фундаментальных потерь, вызванных прошлой жизнью в Советском Союзе, для олим, живущих в Израиле до 10 лет, то есть для подавляющего большинства советских олим.
4. К новым возможностям в сфере осмысленного и полезного отдыха.
И все это, вместе взятое, приведет к далеко идущим положительным последствиям, как для самих олим, так и для их родственников и друзей, живущих в СССР и странах Запада.
Москва, лето, 1981 г.