БЕХУКОТАЙ 
"БЕХУКОТАЙ"
БЕХУКОТАЙ 
Чтение текста
Афтары

"БЕХУКОТАЙ"

28.05.2024, 20 Iyyar, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Бешалах»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 13, ст. 17 - гл. 17, ст. 16.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе: «И было, когда послал (отпустил) фараон (еврейский) народ…».

Бешалах в переводе на русский язык означает — «когда послал».

 

Обсуждение главы Бешалах

 

1. Разница между народом и сынами Израиля

 

Есть недельные главы посвященные галуту (изгнанию), есть — такие, как наша, посвященные геуле (избавлению). И здесь читаем: «И было, когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний короткой дорогой, через страну филистимлян... чтобы не передумал народ при виде войны, и не возвратился бы в Египет. И направил Всевышний народ через пустыню к морю Суф, и вышли сыны Израиля вооруженными из земли Египетской» (Шемот, гл. 13, ст. 17-18).

В этом фрагменте несколько раз использовано слово «народ». Вместе с тем, здесь же встречаем и выражение «сыны Израиля». Возникает вопрос: несут эти слова особую смысловую нагрузку или использованы для разнообразия?

Если исходить из того, что слово «народ» повторено несколько раз подряд, и лишь затем используется выражение «сыны Израиля», то о чередовании в угоду стилистике, речь, скорее всего, не идет..

Сыны Израиля поставили перед собой цель — во что бы то ни стало совершить восхождение на Святую Землю. Их не пугает опасность войны, они вышли из Египта вооруженными. Они готовы принять бой с любым противником, потому что уповают на Всевышнего и верят, что Он приведет их к победе.

Народом же тут названа группа людей с недостатком веры. Они вышли из Египта, со страхом озираясь по сторонам, готовые пуститься в бегство при первой же угрозе. Почувствовав приближение войны, они сразу, бегом вернулись бы в Египет — быстрее, чем его покинули. Поэтому и написано: не повел их Всевышний короткой дорогой, через страну филистимлян... чтобы не передумал народ при виде войны.

Недостаток веры значимо увеличивает скорость бегства. Только из-за этих людей «направил Всевышний народ через пустыню к морю Суф

Сыны Израиля вышли из Египта во всеоружии. Их вера во Всевышнего и желание служить Ему, согласно Торе — и на Святой Земле, было столь велики, что короткая, пусть и опасная дорога была для них предпочтительней. 

Готовя военную операцию, командир должен принимать во внимание возможности самых слабых своих солдат. И на них строить свой план. Ведь там, где справятся слабаки, сильные справятся — и подавно. Но если слабые провалятся — это поставит под удар и богатырей. Поэтому, Всевышний повел всех более спокойным путем, через пустыню.

Впрочем, если бы Всевышний, сориентировавшись только на сынов Израиля, повел бы всех евреев короткой дорогой, через страну филистимлян (тему войны вынесем за скобки) — возникла бы проблема с дарованием Торы. Ведь этот путь не вел к Синаю..

Тогда дарование Торы состоялось бы либо в другом месте, либо в другое время. То есть, если бы сыны Израиля, достигнув Кенаана (будущий Израиль), отправились бы после этого получать Тору, они бы не успели прийти на Синай к началу Сивана

Таким образом, если бы все евреи, вышедшие из Египта, были безупречны в своей вере и не страшились войны — Всевышний, вероятно, повел бы их короткой дорогой. И они пришли бы в Эрец Исраэль гораздо раньше. И ее освоение сопровождался бы чудесами, не меньшими, чем Исход из Египта, а дарование Торы состоялось бы, например, в Иерусалиме.

Но тогда у нас была бы совсем другая история, которая, как известно, не терпит сослагательного наклонения.

 

на основе комментариев рава Элиэзера-Давида Гринвальда

(автор книги «Керен ле-Давид», Венгрия, 1867-1928 гг.)

и комментария Хазон Иша

(рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века)

 

 

 

2. Провожающий обретает власть

 

Наша недельная глава начинается словами: «И было, когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний короткой дорогой, через страну филистимлян... чтобы не передумал народ при виде войны, и не возвратился бы в Египет. И направил Всевышний народ через пустыню к морю Суф, и вышли сыны Израиля вооруженными из земли Египетской» (Шемот, гл. 13, ст. 17-18).

Самое первое слово в этой цитате — ««вайеhи» (в переводе — «и было»).

В Талмуде (трактат Мегила, лист 10) сказано, что «вайеhи» в тексте Торы предвещает беду. Здесь же говорится, что фараон отпускает евреев на свободу. Разве это не радостное событие!?

Еще Авраам и Сара некоторое время жили в Египте. И когда они покидали страну, фараон лично вышел их проводить. Он их проводил всего на четыре шага, но этим действием, он заслужил право поработить потомков Авраама на четыре сотни лет (там же).

Отсюда мы видим, что провожающий обретает некую силу над тем, кого он провожает, а тот попадает в зависимость от него.

Отпустив евреев, фараон, по своему обыкновению, немного проводил их. И это сразу же возымело действие. Об этом читаем уже в продолжение нашего фрагмента — «не повел их Всевышний короткой дорогой, через страну филистимлян... чтобы не передумал народ при виде войны, и не возвратился бы в Египет».

Сыны Израиля более 200-т лет, страдая от рабства, мечтали о свободе. И вот, наконец, настало долгожданное освобождение. Казалось, нужно бежать без оглядки из этого проклятого Египта кратчайшим путем. Но стоило фараону немного их проводить, как сразу стала реальной тема возвращения.

Когда евреи, наконец, вышли к морю Суф и увидели мчащихся к ним на полном скаку египтян, с фараоном во главе, они не на шутку перепугались.

Фараон решил снова сопровождать их? Это еще добавит ему сил и власти над ними.

Часть из них, даже не дожидаясь встречи, изъявила желание вернуться в Египет. Но Моше нашел слова, вселяющие надежду на избавление.

«Не бойтесь, — сказал он, — стойте и смотрите (чтобы не получилось, что египтяне вас сопровождают)... Ведь египтян, которых вы видите сегодня, не увидите больше никогда» (Шемот, гл. 14, ст. 13).

Над морем на мелкие осколки разбилось могущество фараона, и он потерял власть над сынами Израиля.

Вайеhи не только предвещает беду, но и ассоциируется с вскриками — «вай!» или «ой!».

Когда фараон решил отпустить евреев из Египта, несколько человек воскликнули — «ой!». Одним из них был Моше. Ведь он знал, что не сможет войти в Эрец Исраэль (на Землю Израиля).

Проиллюстрирую это притчей.

Один человек стал воспитателем царской дочери, когда та была еще совсем маленькой девочкой. Он обучал и наставлял ее все годы ее взросления. За это время он сильно привязался к своей воспитаннице.

И вот, настал самый радостный день в ее жизни — она собралась идти под венец. Воспитателю выпала честь сопровождать принцессу.

В пророческом видении ему открылось, что он выведет невесту из дома, но в дом жениха не введет, не доживет, умрет по дороге. И он сделался печальнее плакучей ивы.

— Почему в столь радостный день ты ходишь с кислым лицом? — спросили его.

— Как же мне ни печалиться? Ведь я столько лет растил принцессу, так много вложил в ее воспитание. А к свадебному венцу ее приведет другой...

Также и Моше вложил много сил, чтобы освободить евреев из египетского рабства, но оказалось, что он не вправе войти с ними в Израиль.

Но как он это понял?

Написано: «Вот сейчас ты увидишь, что Я сделаю фараону» (Шемот, гл. 6, ст. 1).

Увидишь, что произойдет сейчас. Но то, что случится при вхождении в Кенаан — тебе увидеть не суждено.

Увидишь, что Я сделаю фараону. Но что совершу Я с царями Кенаана — тебе не увидеть.

Проанализировав слова Творца, Моше понял, что не войдет в Израиль, поэтому и произнес скорбно: «ой! Горе мне!».

 

на основе комментария рава Ицхака Миньковского из Карлина

(автор книги «Керен Ора», Беларусь, 1788 – 1851 гг.)

 

 

 

 

3. Мудрый выберет заповеди

 

Написано в нашей недельной главе: «И взял Моше кости Йосефа с собою, потому что заставил тот поклясться сынов Израиля, говоря: Помянет, помянет вас Всевышний, и вы вынесите мои кости отсюда с собою» (Шемот, гл. 13, ст. 19).

На основании этого Учителя в Талмуде (трактат Сота, лист 13) приходят к заключению, что Моше очень любил заповеди. В то время, когда весь Израиль был занят обогащением (собирая золотые и серебряные предметы по домам египтян), Моше выполнял заповедь — разыскал и достал из Нила сундук с останками Йосефа.

Поэтому известное высказывание из Мишлей (Притчи царя Шломо) — «Мудрый сердцем возьмет заповеди» (гл. 10, ст. 8) — в полной мере относится к Моше.

Но почему остальные евреи не поддержали Моше в его трудах? Неужели все они забыли о клятве, данной Йосефу?

Есть такое правило: тот, кто выполняет заповедь — на этот момент освобождается от выполнения другой заповеди.

Всевышний велел сынам Израиля забрать у египтян золотые и серебряные предметы. Выполнением этого наказа они и занимались, не отвлекаясь ни на что другое.

Моше же повеления об экспроприации египетского богатства не получал. Всевышний передал этот указ через Моше — «Скажи народу: пусть возьмет каждый у знакомого... вещей серебряных и золотых» (Шемот, гл. 11, ст. 3).

Колено Леви, к которому относился Моше, было привилегированным, и понятие «народ» на него не распространялось. Поэтому сказанное народу не было адресовано левитам.

Кроме того, наказ не бросать останки Йосефа в Египте исходил, хоть и от праведника, но все же — человека из плоти и крови. А повеление взять богатство у египтян, было дано Всевышним. И евреи предпочли Всевышнего человеку.

Моше, увидев, что все усердствуют в одалживании золота и серебра, задался вопросом — какую заповедь должен выполнить он?

И пришел к выводу, что самое время позаботится об останках Йосефа. За это решение, он и удостоился похвалы — «Мудрый сердцем возьмет заповеди».

Только если посмотреть внимательно — можно увидеть, что слово «заповеди» стоит во множественном числе, что подразумевает, что Моше выполнил не одну, а сразу несколько заповедей.

И действительно, заботясь об останках Йосефа, он выполнил две заповеди одновременно. Кроме исполнения клятвы, Моше еще ускорил Исход из Египта. Потому что евреи не могли покинуть империю, не забрав с собой останки Йосефа. Значит, после сбора египетских драгоценностей, им бы пришлось разыскивать и доставать сундук с костями Йосефа. На это ушло бы некоторое время. Но Моше обо всем уже позаботился.

Вероятно, Моше вместе с останками Йосефа разыскал и захватил останки всех остальных родоначальников колен, что, конечно же, тоже увеличивает число исполненных заповедей. А то, что написано «И взял Моше кости Йосефа с собою», и ни про какие другие останки не говорится, так это потому, что кости Йосефа он нес в руках, а останки его братьев погрузил на ослов.

Моше вывез из Египта и часть материалов, которые в дальнейшем будут использованы для строительства Мишкана (Переносного Храма) — их подготовил еще Яаков. 

 

на основе комментариев рава Элиягу Коэна из Измира

(автор книги «Шевет мусар», Турция)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

4. Быстрее — не всегда лучше

 

Написано в нашей недельной главе: «И перевернулось сердце фараона и слуг его к евреям, и сказали они: что же мы наделали, отпустив Израиль от служения нам?!» (Шемот, гл. 14, ст. 5).

До сих пор мы сталкивались с ожесточением сердца фараона. А теперь сказано, что оно — «перевернулось». Да не просто так, но — «к евреям».

Постараюсь объяснить, что это значит.

Когда египтяне поняли, что сыны Израиля не собираются возвращаться, их позиция по отношению к ним кардинально переменилась. Они принялись оправдывать евреев и обвинять себя.

Сыны Израиля, по большому счету, — думали они, — не так уж и хотели уходить от нас. Они нам во всем (почти) подражали, изо всех сил старались на нас походить. Зачем же мы их прогнали, да еще так решительно? Конечно же, они теперь сами не вернутся, ведь они нас опасаются. Так давайте пустимся в погоню, настигнем их и объясним, что мы вовсе не против того, чтобы они вернулись... 

Получается, что фараон и египтяне воспринимали Исход евреев из Египта, как побег. Но винили в этом — себя. Это следует из продолжения — «что же мы наделали, отпустив Израиль».

Итак, фараон взял на себя ответственность и возложил вину за бегство евреев на свой народ. Но стало ли от этого лучше сынам Израиля?

Разъясню это притчей.

Один богач решил закатить пир на весь мир. Он нанял известную повариху, которая славилась своей кухней. Он снабдил ее всеми необходимыми продуктами — чтобы она приготовила изысканные блюда и чудесные кушанья. Когда же будет все готово, он заберет еду к себе.

Тут нужно отметить, что повариха была весьма дородной женщиной. Она имела обыкновение готовить не спеша и подолгу. Так блюда постепенно набирали вкус, а она во время всего процесса, не стеснялась все пробовать, и все домашние ей в этом помогали.

Таким способом они решали проблему питания.

Запустив длительный процесс готовки блюд для богача, повариха отметила про себя, что на ближайшее время вся семья обеспечена вкусной и качественной едой. Но, вдруг, ей понадобилось срочно отлучиться по делам. Она поручила старшей дочери присматривать за приготовлением пищи и отбыла. А дочь решила продемонстрировать матери и семье, насколько она проворна и опытна в кулинарном искусстве.

К возвращению поварихи вся еда уже была полностью готова и отправлена заказчику. Только мать не выказала ни малейшей радости, наоборот — устроила дочери скандал.

— Вот ты такая шустрая и проворная, все быстро и качественно приготовила, заказчик доволен, хвалит тебя и твою сноровку. А ты подумала, что ближайшее время нам теперь нечего есть?..

Теперь вернемся в реальность.

Всевышний отдал сынов Израиля в руки египтян, в рабство, чтобы те очистились и подготовились к дарованию Торы. И все время, пока те находились в Египте, благословение покоилось на земле, поражая невиданным изобилием и процветанием. Бурно развивались сельское хозяйство, ремесла и торговля. Во всех начинаниях египтянам сопутствовал успех. Только фараон перегнул палку, ужесточив рабство, выжимая из бедных евреев последние соки.

Всевышний вмешался, и запланированное ранее 400-летнее рабство — завершилось в 210-летний срок. На этом миссия сынов Израиля в Египте была закончена.

Всевышний вывел их из Египта. Полосу процветания сменила полоса бедствий и неудач. На этом этапе фараон понял, что его хитроумие и желание как можно быстрее скрутить евреев в бараний рог, сыграли с ним злую шутку. Благословение покинуло его страну. Тогда его сердце и сердца его слуг — «перевернулись».

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

5. Мертвый — не то же самое, что живой

 

Сыны Израиля оказались запертыми в ловушке. Впереди — море, а сзади их преследовали колесницы фараона.

Тогда Моше успокоил народ, сказав: «Не бойтесь, стойте и смотрите, как вас сегодня спасет Творец. И египтян, которые сейчас перед вами — больше никогда не увидите» (Шемот, гл. 14, ст. 13).

Чтобы лучше понять, о чем здесь идет речь, расскажу притчу.

У самого богатого и успешного предпринимателя, главы общины, была единственная дочь.

Когда она подросла, в надежде на хороший куш за посредничество, к ее отцу повадились свахи с полными охапками женихов — один лучше другого. Только тот всех разогнал — он хотел, чтобы мужем дочери стал особенный юноша.

Наконец, нашли очень достойного кандидата, обладателя глубоких познаний в Торе и прекрасных качеств характера. Словом — то, что нужно. Единственный его недостаток заключался в том, что он был из очень бедной семьи.

Но наш богач отсутствие денег у жениха вовсе не считал недостатком. Ведь у него у самого денег было — хоть отбавляй.

Решили сыграть свадьбу. Богач устроил невероятное пиршество и, естественно, все расходы взял на себя. У него была прекрасная коллекция дорогой посуды, в которой даже каждая чайная ложечка была произведением искусства.

Этой посудой, чтобы произвести впечатление на будущего зятя, он и велел сервировать столы.

Новоиспеченный жених, непривыкший к подобной роскоши, больше налегал на деликатесы, а на посуду особого внимания не обратил.

На следующий день после свадьбы, придя с молодой женой в дом своего тестя, он попросил его показать коллекцию удивительной посуды, о которой был наслышан.

— Но ты же видел ее на свадьбе! Неужели совсем не обратил внимания? — выказал тесть легкое раздражение.

— Должен признаться, что изысканная еда затмила собой все. В какой посуде ее подавали — я даже и не заметил...

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

Моше знал, что евреи не один год были в рабстве. Египтяне всячески угнетали и порабощали их, делая жизнь горькой и беспросветной. И даже оказавшись на свободе, они насмерть перепугались при виде преследующих их египтян.

Поэтому Моше и призвал их, чтобы они не страшились, говоря: «Не бойтесь, стойте и смотрите, как вас спасет Творец сегодня».

Не отвлекайтесь от чудес Всевышнего, которые он совершает ради вас, лучше следите за ними, а не разглядывайте приближающиеся колесницы.

Но ведь, в продолжение сказано, что «египтян, которых вы видите сейчас, больше никогда не увидите». Так, может, все-таки стоит на них посмотреть?

Впрочем, далее написано: «И увидел Израиль египтян мертвыми на берегу моря» (Шемот, гл. 14, ст. 30).

Моше сказал, что сыны Израиля больше не увидят египтян, а здесь написано, что увидели. Чему верить?

Раввинскому суду как-то предложили разобраться в интересном вопросе. Два компаньона вели совместный бизнес. Но однажды они разругались, причем, так сильно, что один из них поклялся, что больше никогда не посмотрит в сторону своего бывшего друга.

Прошли годы, и друг умер. Прежний компаньон хотел принять участие в похоронах, и хотя бы сейчас попросить у него прощения. Только он не знал, в праве ли он сделать это. Ведь он поклялся не смотреть в его сторону.

Глава суда вынес вердикт, что он может, невзирая на клятву, поступить так. Ведь и Моше обещал, что евреи больше не увидят египтян, а они смотрели на них, когда море выбросило их тела на берег.

Потому что клятва о живом не распространяется на мертвого, — резюмировал раввинский суд. Мертвый — не то же самое, что живой.

 

на основе комментария рава Баруха Эпштейна

(автор труда «Тора темима», Пинск, 1860-1942 гг)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Бехукотай»

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

Обсуждение главы Бехукотай

1. От вершины к вершине 

Наша недельная глава начинается с обещания Всевышнего: «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои хранить и исполнять их, Я дам вам...» (Ваикра, гл. 26, ст. 3-4).

Что можно сказать об этом фрагменте?

Прежде всего, бросается в глаза многословие. Неужели нельзя было сказать просто: соблюдайте заповеди, и Я дам вам то-то и то-то? К чему столько «избыточных», казалось бы, слов?

Написано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 40), что Всевышний учитывает не только доброе дело, но даже — мысль, направленную на это доброе дело. Чтобы награда была больше — не только за само действие, но и за намерение это действие совершить.

Как это реализуется на практике?

Как только человек принял решение выполнить заповедь — Всевышний засчитал ему, как будто бы он ее уже осуществил. И дал возможность выполнить другую заповедь. Выполнил и ее — достиг нового духовного уровня. А вместе с этим — удостоился и новой заповеди. Выполнил ее надлежащим образом, в соответствии со своим новым положением — поднялся еще выше, и перед ним открылись новые возможности. Так, от мысли — к действию, от одной заповеди — к другой, человек каждый раз поднимается на более высокую ступень. Поэтому праведника называют — «идущим».

В нашем фрагменте читаем: «…согласно законам Моим ходить будете». И это созвучно с правилом, которое выводят в Талмуде (трактат Нида, лист 73) наши Учителя: изучающий законы каждый день — удостоится Грядущего мира.

Выражение «изучающий законы» на иврите — шонэ hалахот. Поскольку в иврите нет гласных букв, это словосочетание можно прочитать и как — шонэ hалихот. То есть — человек, который постоянно находится в движении, идет от вершины к вершине, от милосердия — к добрым делам, от понимания — к постижению, от учебы — к исполнению. И, в конце концов, окажется в объятиях Шехины (Присутствие Всевышнего), в окружении других праведных людей.

Теперь мы можем лучше понять, что обещает нам Творец.

«Если согласно законам Моим ходить будете» — если вашей направляющей и движущей силой во всем, будут законы и установления Творца. И будете совершать действия и поступки, руководствуясь ими. «И будете заповеди Мои хранить…»

Никто, как известно не в состоянии реально, физически исполнить все 613 заповедей. Ведь есть заповеди, адресованные только царям, есть такие, которые могут выполнить только коэны (служители в Храме). Некоторые можно выполнить только в Храме...

Поэтому и написано — «хранить». Но что это значит — хранить?

Изучать самим, бережно передавать следующему поколению, как величайшую семейную ценность, и, конечно же — искренне желать удостоиться реального выполнения. И тогда, Всевышний, зачтет позитивную мысль, как поступок.

То есть Всевышний обещает: «…если будете Мои заповеди хранить» — Я дам вам награду, как будто вы их действительно выполнили.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Что мне дождик проливной

Итак, в нашей недельной главе читаем: «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои хранить и исполнять их — Я дам вам дожди в свое время» (Ваикра, гл. 26, ст. 3-4).

Но, что означает выражение — «ходить согласно законам Всевышнего»?

Это, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — повеление трудиться над изучением Торы.

В связи с этим возникает вопрос, а точнее — даже два. Почему Раши говорит, что в этом фрагменте речь идет об изучении Торы? И почему Всевышний в качестве награды пообещал именно своевременный дождь?

В Талмуде (трактат Таанит, лист 7) сказано, что засуха наступает из-за пренебрежения изучением Торы. Значит, усердие в изучении Торы способствует живительным дождям. 

Ту же грань Истины открывает и раби Йонатан бен Узиэль (Учитель Мишны, 1-й век) в своем переводе-комментарии.

Выходит, изучение Торы непосредственно влияет на погодные условия, в которых живет еврей. Усердие в изучении Торы как бы гарантирует, что в периоды, когда это нужно растениям — прольются дожди. Стало быть, и урожай будет обильным. А в конечном итоге — постижение Торы оказывает влияние и на благосостояние отдельного человека и всего еврейского народа в целом.

Теперь нам остается уточнить, что подразумевает выражение «своевременный дождь». Ведь написано в Торе: «…Я дам вам дожди в свое время».

В своем комментарии на данный отрывок Раши цитирует Талмуд (трактат Таанит, лист 23), где сказано, что дожди будут идти в то время, когда люди обычно не отправляются (в путь), как, например, в субботнюю ночь (с пятницы на субботу) и в канун праздников.

Интересное объяснение. Своевременность, уместность дождей связывается с отсутствием путников на дорогах. Может логичнее было бы увязать дождь с временами года, с периодами, когда земля особенно нуждается во влаге? Ведь цель дождя — напоить землю. А то, что при этом могут намокнуть люди, оказавшиеся под дождем… Разве это так важно?

Но Тора открывает нам иную грань Истины.

Снова обратимся к трактату Таанит. В нем (лист 24) рассказывается история о том, как раби Ханина бен Доса (великий ученый Торы, 1-й век) отправился в путь, и в дороге его застиг дождь.

— Всему миру польза, а я должен мокнуть? — произнес он.

И дождь перестал.

Заметим, что тогда мир нуждался в дожде, которого все не было и не было. Взоры людей были устремлены к Небу. И вот, наконец, молитва главного коэна в Храме (на иврите — коэн гадоль), величественная и возвышенная — пробила небесную твердь. Потоки воды устремились к томимой жаждой земле. Но… были остановлены молитвой раби Ханины.

Чего стоит молитва коэна гадоль в сравнении с молитвой раби Ханины!? — удивляются в Талмуде Учителя. 

Теперь нам понятно, что такое «своевременный дождь». Он должен выпасть не просто в то время, когда это нужно земле, чтобы дать хороший урожай время, но и — в отсутствии путников на дорогах. Ведь среди них может быть праведник, подобный раби Ханине, молитва которого по своей силе превосходит даже молитву главного коэна в Храме, и в состоянии остановить дождь.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

3. Трудиться или плакать

Написано в нашей недельной главе: «Если согласно законам Моим ходить будете... Я дам вам дожди в свое время» (Ваикра, гл. 26, ст. 3-4).

Речь здесь идет, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии, — об изучении Торы. За усердие в постижении Торы, Всевышний обещает послать дожди «в свое время».

Но когда наступает это «своё время»?

Когда люди обычно не отправляются в путь, как, например — в субботнюю ночь (с пятницы на субботу) и в канун праздников, — уточняет Раши.

Возникает вопрос: как увязать это с известным правилом Талмуда (трактат Кидушин, лист 39), согласно которому за выполнение заповедей нет награды в нашем мире. Эта награда ожидает человека в мире Будущем.

Но дожди ведь прольются в нашем мире, не так ли? И представляют они собой награду — за исполнение заповеди об изучении Торы.

Стало быть, и в нашем мире за осуществление заповеди награда все-таки есть?

В Шульхан Арухе (раздел Хошен Мишпат, гл. 337) о наемном работнике сказано, что он должен вовремя начинать работу, усердно работать, не отлынивая и не филоня, и — не прекращать работу раньше оговоренного с нанимателем времени.

Образцом наемного работника можно считать нашего праотца Яакова.

Яаков работал на Лавана, отца своих жен. И в Торе он о себе говорит: «И вы знаете, что всею силой моей служил я отцу вашему» (Берешит, гл. 31, ст. 6).

За свой примерный труд Яаков получил награду. Как написано: «И распространился муж весьма, и был у него скот, и рабыни и рабы, и верблюды и ослы» (Берешит, гл. 30, ст. 43).

Яаков, кстати сказать, переживает, не будет ли эта награда за счет награды в Будущем мире. «Не заслужил я всех милостей, что содеял Ты с рабом Твоим, — говорит он, — ибо с моим посохом перешел я этот Иордан, а ныне стал я двумя станами» (Берешит, гл. 32,ст. 11).

Тем не менее, выходит, что за особо усердную работу полагается награда не только в будущем мире, но и в этом.

Поэтому сказано: «Если согласно законам Моим ходить будете... Я дам вам дожди в свое время».

В городе Тысменица проживала большая еврейская община. Ее возглавлял раввин Мешулам Игра. К нему и пришли два торговца с просьбой рассудить по закону Торы.

Раби погрузился в изучение деталей дела и понял, что вопрос довольно сложный, просто так с ним — не разобраться.

Рав Мешулам предложил торговцам прийти за ответом на следующий день.

Всю ночь прославленный раввин просидел над книгами, и к утру его усилия дали результат — ответ был найден.

Но торговцы к нему не явились. Им пришлось срочно отбыть из города по неотложному делу. Дела привели их в небольшое местечко. Они спросили раввина. Им указали на обветшалый покосившийся домишко. Несмотря на поздний час в окне горел огонек. Торговцы робко постучались и задали свой вопрос.

Выслушав их, раввин ушел вглубь дома, но вскоре вернулся и сообщил им свое решение.

Через некоторое время торговцы снова оказались в Тысменице. Рав Мешулам принял их и изложил свой ответ на их вопрос. Торговцы переглянулись — ведь раввин того крошечного местечка сказал им то же самое. Причем, на размышление у него ушло всего несколько минут.

— Хочу видеть этого рава! — воскликнул раби Мешулам. — Возможно, я занимаю его место. Возможно, именно он должен возглавить большую общину Тысменицы, а мне подобает жить в крошечной общине местечка…

Немедля, рав отправился на поиски мудреца по указанному адресу. Вот он переступает порог покосившегося дома, с мыслью, что, быть может, в скорости это скромное жилище станет его пристанищем. 

— Как тебе удалось так быстро найти ответ на столь трудный вопрос? — прямо с порога спросил раба Игра у раввина, который жил в этом скромном доме.

— Когда торговцы попросили меня разобраться в их деле, — ответил он, — я понял, что оно мне не по зубам. Но и отпустить их ни с чем я не мог. Поддавшись первому порыву, я бросился к книжным полкам. Но за какую книгу хвататься? Тогда я переадресовал этот трудный вопрос Всевышнему. Я молился и плакал, рыдал и уповал лишь на Него Одного. Вдруг, мой взгляд упал на одну небольшую, с виду совсем неприметную книжицу. Я открыл ее и увидел, что она посвящена как раз разбору аналогичного дела. Я вернулся к торговцам и прочел им окончательный вывод.

— Плакать всякий умеет, — подытожил после некоторого раздумья раби Мешулам. — Но далеко не каждый в состоянии находить правильный ответ путем упорной учебы…

Именно в этом и состоит рассматриваемая нами заповедь. Всевышний обещал дождь — за усилия в изучении Торы.

на основе комментария рава Шабтая-Дова Розенталя

(Израиль, наше время)

 

 

4. Как не преступить закон

 

Сказано в нашей недельной главе: «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои хранить и исполнять их…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

С большим вниманием присмотримся к выражению «бе-хукотай», вынесенное в название нашей недельной главы.

Мы его перевели — «Мои законы». Но у него есть еще один смысловой оттенок.

Ивритское слово «хок», образующее корень, обозначает — постановление, указ у которого нет логического объяснения. Приказ, который нужно выполнять только потому, что это — приказ. Не пытаясь понять, почему дан именно такой приказ.

Конечно же, здесь подразумеваются не просто распоряжения и указы, но — заповеди Царя царей. 

Те, кто внимательно изучает Тору, наверняка заметили, что описание некоторых заповедей сопровождается указанием конкретных причин, почему надо поступать так, а не иначе. В других случаях — никаких объяснений в Торе вообще нет. 

К примеру, сказано в Торе, что еврейскому царю запрещается иметь много жен, а также — множить серебро и золото, «дабы не развратилось сердце его» (Дварим, гл. 17, ст. 17).

Царь Шломо полагался на свою мудрость. Он считал, что даже если у него будет много жен и богатство — мудрость убережет его сердце от ошибок, не собьется он с правильного пути.

Но в итоге, царь Шломо — проиграл. Не спасла его мудрость.

Тора предупреждает нас: дурное начало (на иврите — йецер hа-ра), пытается объяснить нам тот или иной запрет Торы, ту или иную заповедь. Объяснить так, чтобы мы думали, что к нам этот запрет не относится, и ничего не произойдет, если мы не будем следовать ему.

Поэтому, не ищите в запрете смысл, — говорится в Торе. — Ведь смыслов может быть несколько. И не все нам известны. И, даже если согласно одному объяснению, к которому нас так активно подталкивает дурное начало, заповедь, вроде, на нас и не распространяется, то наверняка существуют и другие, которые йецер hа-ра старается от нас скрыть.

Пусть все заповеди имеют в ваших глазах статус «хок» (то есть — без логического объяснения), — наставляет нас Тора.

Именно так можно понять фразу: «…им бехукотай телеху» (если согласно законам Моим ходить будете). Тогда йецер hа-ра не сумеет сбить вас с верного пути. Пути выполнения заповедей. Тех заповедей, что нужно — «хранить». То есть — запретов, и заповедей которые нужно «исполнять» (повелительные заповеди).

Об этом же читаем и в Танахе: «Установил закон (хок), и нельзя преступить (его)» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 148, ст. 6).

Если еврей будет относиться к заповеди как к непререкаемому закону, не требующему объяснения — он и не преступит его.

на основе комментария рава Биньямина-Зеэва Ротберга

(автор книги «Зехер Биньямин», поселок Йехезкель, Израиль, наше время)

 

 

5. Сытость, гнев и лопнувший живот

 

В нашей недельной главе читаем: «И будете есть хлеб ваш досыта, и будете жить безбедно на вашей земле. И дам мир на земле» (Ваикра, гл. 26, ст. 5-6).

Но, что значит досыта?

У каждого — своя мера сытости. А многие вообще меры не знают. Сказано в Мидраше, что человек, покидая этот мир — не получает и половины желаемого (Мидраш Раба на книгу Танаха Коэлет, гл. 3).

Невоздержанность в еде — прямое следствие порока, когда человек в пище не знает меры. И хотя всем известно, что переедание вредит здоровью — избыточный вес остается одной из самых распространенных причин возникновения многих болезней.

Поэтому нужно особое благословение, чтобы во время еды почувствовать, когда наступает насыщение и — закрыть рот. 

Человек должен молиться о двух вещах, — говорят в Талмуде (трактат Кетубот, лист 110) Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.), — чтобы как можно больше Торы вошло в его плоть и кровь, проникло в самую глубь, вовнутрь, дошло аж до кишок и — как можно меньше еды.

И еще Учителя в Талмуде (трактат Гитин, лист 70) предупреждают, что не должен человек есть досыта. Потому что, если он после этого разозлится, у него может «лопнуть брюхо».

В Талмуде написано — «не должен», а в Торе говорится — «будете» («и будете есть хлеб ваш досыта»). Как это понимать? Неужели Тора не ведает об угрозе для живота? 

Дело в том, что далее в Торе написано: «…и будете жить безбедно на вашей земле. И дам мир на земле». А когда люди живут безбедно, и везде царит мир — нет причин для гнева. Следовательно, и животу не от чего лопаться. Только, разве что — от переедания.

Но тут на помощь приходит своевременное чувство сытости.

Теперь рассмотрим высказывание мудрейшего из людей, царя Шломо.

Сказано в Танахе: «Праведный ест досыта, а животы нечестивых — оскудевают» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 13, ст. 25).

Праведник никогда не гневается. Так ведь? Поскольку гневающийся — подобен идолопоклоннику. А значит, если человек гневается — никакой он не праведник.

Кроме того, праведник знает меру и доволен, тем, что имеет. И так как праведнику не грозят ни переедание, ни гнев — он может себе позволить есть досыта.

Злодеям же такая роскошь недоступна. 

Об том же говорится и в другой книге Танаха, где написано: «Есть будут скромные и насытятся» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 22, ст. 27).

Скромность — хорошее лекарство от гнева. При том, что отличительная черта скромного человека — умение довольствоваться малым.

Поэтому и скромным позволительно есть досыта.

на основе комментариев рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

и раби Исраэля Альтера

(Ребе гурских засидов, автор серии книг «Бейт Исраэль»;

Польша – Израиль, середина 20-го века


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Мой муж воспитывал меня критикой, а наказывал молчанием…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля