БЕhААЛОТХА 
"БЕhААЛОТХА"
БЕhААЛОТХА 
Чтение текста
Афтары

"БЕhААЛОТХА"

21.06.2024, 15 Sivan, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бехукотай»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

 

Обсуждение главы Бехукотай

 

1. Сладок сон труженика 

Нашу недельную главу открывает фраза: «Если по установлениям Моим будете вы поступать» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) задается вопросом: о чем здесь идет речь? Может, об исполнении заповедей? Но об этом сказано в продолжении — «…и заповеди Мои соблюдать и исполнять их» (там же). Значит, точно не о заповедях. О чем же тогда?

О повелении трудиться над изучением Торы, — написано в Мидраше Сифра.

В Танахе (книга Коэлет, гл. 5, ст. 11) о труженике сказано: «Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он».

Человек, который тяжело трудится, устает за день. Он легко и быстро засыпает ночью, и сон его глубок и сладок.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Берахот, гл. 2) раскрывается дополнительный смысл этого высказывания.

Когда умер раби Бон, раби Зейра начал эспед (траурная речь, в которой оплакивается умерший) словами — «сладок сон труженика». И далее рассказал притчу о хозяине и его работниках.

Нанял хозяин много работников и наблюдал за тем, как они трудятся. Через некоторое время он взял одного из них и пошел с ним на прогулку. Так они гуляли и беседовали, пока другие продолжали работать. В конце дня хозяин рассчитался со всеми работниками. И к всеобщему удивлению, тому, кто большую часть времени вместо работы гулял, он заплатил в несколько раз больше, чем остальным. Послышались вопросы и возмущенные выкрики.

— Как же так! — недоумевали работники. — Мы весь день вкалывали, а этот трудился лишь пару часов, но денег загреб, как за целую неделю!

— Он за два часа сделал столько, сколько вам и за неделю не выполнить! — невозмутимо ответил на это хозяин...

Раби Бон ушел в мир иной молодым. Но тех успехов, что он добился в изучении Торы, едва ли кто достигнет и за сто лет упорного труда. Раби Бон использовал отпущенные ему немногие годы с максимальной эффективностью. И можно только догадываться, каких невиданных вершин он достиг бы, если бы жил дольше. Поэтому о нем и сказано: «Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он».

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)

 

 

 

2. Богатому от пресыщения не заснуть

 

В переводе первая фраза недельной главы, завершающей книгу Ваикра звучит так: «Если по установлениям Моим будете вы поступать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) задается вопросом: о чем здесь идет речь? Об исполнении заповедей?

Но об этом сказано в продолжении — «…заповеди Мои соблюдать и исполнять их» (там же). О чем же тогда?

Ответ дает Мидраш Сифра — о повелении трудиться над изучением Торы.

Выходит, изучение Торы — это труд. А о труженике в Танахе (книга Коэлет, гл. 5, ст. 11) говорится: «Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он».

Упорный труд — гарантия здорового и глубокого сна.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Берахот, гл. 2) раскрывается дополнительный смысл этого высказывания. Оно относится и к тому, кто в молодые годы был призван покинуть наш мир, но его жизнь, хоть и была коротка, оставила яркий след. И он успел за отпущенное ему непродолжительное время сделать столько, сколько другие не успевают за долгую жизнь.

У фразы о труженике есть и продолжение: «Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он, но богатому пресыщение не дает спать».

Почему же не спится богачу? Казалось бы, у него все есть: люксовые апартаменты, автомобиль премиум класса, брендовая одежда, лучшая еда. Он может себе все позволить и ни в чем не знает недостатка. Отчего же ему не спится?

Может, он переел перед сном, и переполненный живот не дает ему уснуть?

Ну да, у него же стол ломится от деликатесов и изысканных яств. Впрочем, раз объевшись, он может себе позволить на следующий день сесть за ужин пораньше, чтобы не ложится сразу после еды, но прогуляться перед сном по живописным окрестностям.

Выходит, причина бессонницы — вовсе не переедание. Пресыщение вызвано не едой, но — богатством. Оно не дает ему уснуть. Ведь с ростом состояния растут и проблемы. Во что вложить деньги, как уберечься от воров и мошенников — эти вопросы постоянно крутятся в голове и не дают покоя. И не имеет значения, насколько реальны угрозы, или они — мнимые. Сверлят мозг и те и другие — одинаково.

И это еще далеко не все. Богатею приходится опасаться обвала на бирже, инфляции, предательства партнера, плохого настроения банкира... Да существует ли вообще хоть что-то, чего толстосуму не нужно опасаться?!

Так что, если и удается богачу заснуть, приняв снотворное — сон его не будет глубоким, спокойным и сладким.

Многие напасти подстерегают богатого скрягу не только в кровати. Они не отстают от него и среди бела дня.

Жажду денег невозможно утолить. Обладатель сотни мечтает о двух. Мультимиллионер страстно жаждет стать миллиардером. А попавший в «Форбс» — вскарабкаться на следующую строчку. Так что, нет мятежной душе покоя ни ночью, ни днем.

А еще — зависть. Она ест его поедом и не оставляет ни на секунду: «все это ничего не значит для меня, если у соседа есть тоже самое».

Зависть портит кровь и разъедает душу.

Если человек прилагает усилия в неверном направлении — у него нет покоя днем и сна ночью. Поэтому следует внять повелению Всевышнего и поступать по установлениям Его, трудясь над изучением Торы.

 

на основе комментария рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера
(глава знаменитой йешивы города Пресбурга; известен и как
 Ктав Софер 
по названию написанной им книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)

 

 

 

3. То, что не повторял больше месяца нужно репетировать

 

Написано в нашей недельной главе: «Если по установлениям Моим будете вы поступать и заповеди Мои соблюдать и исполнять их…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Быть может, начало фразы относится к исполнению заповедей? Но ведь о заповедях написано дальше — «…и заповеди Мои соблюдать и исполнять их».

Ясно, что в начале фразы речь идет о чем-то другом. О чем же именно?

О повелении трудиться над изучением Торы, — говорится в Мидраше Сифра.

Возникает вопрос: почему Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) предположил, что «поступать по установлениям» может означать выполнение заповедей?

Если переводить этот фрагмент дословно, получится — «если по установлениям Моим пойдете».

Но разве заповеди выполняют на ходу?

Впрочем, если уж на то пошло, их можно выполнять и сидя, например, в синагоге или бейт мидраше (дом, помещение, где изучают Тору). Да и лежа — скажем, в сукке (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот).

Какая разница находится человек в движении или покоится, делает что-то или нет?! Главное — чтобы он выполнял заповеди.

Ходьба — наиболее распространенное и привычное занятие людей. По крайней мере, так было раньше. Человек выходил из дома и шел в магазин или в поликлинику, не задумываясь, или думая о чем-то своем, и не слишком следя за дорогой. Ноги сами несли его.

Все-таки привычки — великая сила. Это нашло свое отражение и в законах Торы и в установлениях Учителей.

Так, Письменная Тора называется Письменной, потому что должна быть записана, и цитировать ее нужно по написанному, а не по памяти. Однако, те фрагменты, что человек произносит по нескольку раз в день, так, что они у него уже от зубов отскакивают — разрешено говорить наизусть.

Это относится, например, к Мизмору Ашрей (Счастливы находящиеся в Храме Твоем), который повторяют каждый день по три раза.

В Письменной Торе важна точность, вплоть до мелочей. И ее не следует произносить по памяти, чтобы нигде не пропустить или не добавить букву, не изменить ударение или интонацию. Ведь даже малейшее искажение влияет на смысл.

Но когда человек после многократных повторений прекрасно знает текст, и обычно контролирует себя, читая по сидуру (еврейскому молитвеннику) — иногда можно произносить это и наизусть.

Исходя из этого принципа, рав Йосеф Каро (великий законоучитель, составитель Шульхан Аруха; Испания – Португалия – Турция – Эрец Исраэль, конец 15-го – начало 16-го вв.) в Шульхан Арухе пишет о том, что нельзя приступать к молитвам Рош hа-Шана и Йом Кипура без предварительной подготовки. Каждый обязан предварительно освежить их в памяти. И в особенности это относится к посланнику общины — тому, кто ведет общественную молитву.

В соответствии с этим, Учителя постановили, что в случае, если человек не произносил какую-либо молитву или благословение более 30-ти дней — он обязан перед произнесением освежить ее в памяти, предварительно отрепетировать и только после этого произносить вслух.

Субботние молитвы не нужно репетировать. Ведь их произносят каждую неделю.

Молитва Рош ходеша (новомесячья) не выходит за рамки 30-дневного цикла, и ее перед произнесением не обязательно освежать в памяти. А вот, Кидуш левана (освящение новой луны) перед прочтением обязательно следует отрепетировать. Потому что у этой молитвы нет постоянного дня в месяце, и интервал между произнесениями может превышать 30 дней.

Тем более — необходимо освежать молитвы праздников, произносимые с интервалом в год.

Впрочем, для Мудреца Торы сделано исключение, и он не обязан репетировать или освежать молитвы, поскольку привычен к ним. Но если он выбран вести молитву, в этом случае он должен готовиться наравне с остальными.

В Торе неспроста написано: «если по установлениям Моим пойдете». Выполнение заповедей должно стать столь же привычным, как ходьба, как поход в магазин или поликлинику.

Как этого добиться?

Упорным трудом, постоянным изучением Торы...

 

на основе комментария Хатам Софер
(раби Моше
 Софер — великий Учитель, вторая половина 18-го века – первая
половина 19-го, Братислава, Словакия)

 

 

 

4. Чему можно научиться у вдовы

 

Написано в нашей недельной главе: «Если по установлениям Моим будете вы поступать и заповеди Мои соблюдать и исполнять их…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Здесь речь идет об изучении Торы, которое ведет к исполнению заповедей.

С заповедями все более-менее понятно: исполнил то, что заповедано Всевышним, или Учителями — обретешь заслуги и получишь соответствующее вознаграждение.

Но как вознаграждается изучение Торы?

Награда за труд над изучением Торы дается не за результат (не за объем приобретенных знаний и усвоенной информации), но — в соответствии с затраченными на это усилиями.

Кто-то учит Тору на одной ноге, параллельно занимаясь делами и решая проблемы. И все — фиксирует, схватывает на лету.

Другому учение дается с большим трудом. Он подолгу корпит над книгой, много раз перечитывает, возвращается и снова повторяет, прилагает такие усилия, что кажется голова вот-вот лопнет, а усваивает с гулькин нос.

Так вот, его награда во много раз больше, чем у того, кому учеба дается легко.

Поэтому и написано: «если по установлениям Моим будете вы поступать», а если переводить дословно, получится — «ходить». Изучение Торы уподобляется ходьбе, причем награда дается не за скорость и не за пройденное расстояние, но — за усилия при каждом шаге.

В Талмуде (трактат Сота, лист 22) говорится, что принцип получения награды можно лучше понять на примере с вдовой.

В синагогу, где был раввином раби Йоханан (величайший Учитель, составитель Иерусалимского Талмуда; Эрец Исраэль 3-й век), регулярно приходила молиться одна вдова. Причем, шла она издалека.

Как-то раби Йоханан спросил ее:

— Разве нет синагоги поближе к твоему дому? Почему ты каждый раз проделываешь весь этот путь? Почему не молишься по месту жительства?

— Мне нравится атмосфера этой синагоги, а то, что она далеко от моего дома, так ведь мне положена награда за каждый шаг. Я получаю пошагово, — ответила женщина.

Кто-то мог бы подумать: но ведь лучше молиться согласно «прописке», что существенно экономит время. И сколько всего полезного можно тогда успеть.

Только оказывается, что самое полезное — это молиться там, куда стремится твоя душа, и куда ноги сами тебя несут. И тогда каждый шаг будет сосчитан и указан в наградной ведомости.

Мы вышли из страны, где труду пели дифирамбы, и раз в год отмечали его день пьянками и бездельем.

Всевышний учит нас по-настоящему, шаг за шагом, ценить труд над Торой, изучение которой ведет к исполнению заповедей.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)

 

 

5. Награда коллективная и индивидуальная

 

Наша недельная глава начинается словами: «Если по установлениям Моим будете вы поступать и заповеди Мои соблюдать и исполнять их…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Далее перечисляются награды, которыми Всевышний одарит сынов Израиля за следование Его установлениям и выполнение заповедей.

Однако в Талмуде (трактат Кидушин, лист 39) говорится, что в нашем мире нет награды за исполнение заповедей. Получить ее можно будет только в Грядущем мире. Ведь написано в завершении недельной главы Ваэтханан: «И соблюдай заповедь, и законы, и правопорядки, которые заповедую тебе — сегодня исполняй их» (Дварим, гл. 7, ст. 11).

Заповеди предписано исполнять сегодня. С тем, чтобы завтра (в будущем) получить за это награду.

Только награды, о которых говорится в нашей главе — своевременные дожди и обильный урожай — явно, сегодняшние, и со всей очевидностью относятся к нашему миру.

Так есть награда за заповеди в нашем мире или ее нет?

Когда человек выполняет заповеди в индивидуальном порядке, награда будет ждать его в Грядущем мире. Но если группа людей объединяется в едином порыве, чтобы совместно поучаствовать в добром деле или в реализации заповеди — им положена награда и в этом мире, и в Будущем.

Рассмотрим главную еврейскую молитву Шма, Исраэль (Слушай Израиль).

Ее первая часть содержит личное обращение к каждому человеку (в единственном числе) — «И будут эти слова, которые Я заповедал тебе... И повторяй их детям своим... И повяжи их... И напиши их...».

Выполнение заповедей Торы входит в личные обязанности каждого, к кому они относятся. И за это обещана награда в Будущем мире.

Во второй части Шма — обращение к сынам Израиля. Поэтому здесь употреблено множественное число — «Если послушаетесь Моих повелений... служа всем сердцем вашим и всей вашей душой... Примите эти Мои слова... И повяжите... И научите... И напишите...».

Если сыны Израиля, как община, как народ, будут выполнять заповеданное им — общая награда не заставит себя ждать: «Дам Я дожди земле вашей в срок».

В нашей недельной главе также использовано обращение во множественном числе, обращение ко всей общине Израиля: «Если по установлениям Моим будете вы поступать и заповеди Мои соблюдать и исполнять их…». Поэтому награда за выполнение этих повелений обещана уже здесь и сейчас: "И будете есть хлеб ваш досыта, и будете жить безбедно на вашей земле. И дам мир на земле, и когда ляжете, ничто вас не потревожит. И устраню Я зверя хищного с земли, и меч не пройдет по земле вашей. И преследовать будете ваших врагов, и падут они пред вами» (Ваикра, гл. 26, ст. 5-7).

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

Обсуждение главы «Беhаалотха»

1. Верность традиции 

В нашей недельной главе говорится о повелении зажигать Менору (семисвечник) в Храме. И о том, что Аарон исполнил все в точности, как передал ему Моше со слов Всевышнего. И в Торе читаем: «И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника возжег он его огни, как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что заслуга Аарона — в том, что он ничего не изменил.

Но как Аарон, коэн гадоль (главный служитель в Храме), мог изменить хоть что-то в «инструкции» Всевышнего?

В Талмуде (трактат Менахот, лист 88) Учителя выясняют, что представляла собой Менора — была она цельной конструкцией или разбиралась на отдельные части.

В своей книге Яд Хазака (раздел «Законы Храма», гл. 3, закон. 6) Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что Менора имела цельную конструкцию.

Ор hа-Хаим (раби Хаим бен Атар, 18-й век) анализируя фрагмент из книги Бамидбар (гл. 4, ст. 9) — «И возьмут они лазоревое покрывало, и накроют светильник (Менору) и чаши (в которых горит масло)», задается вопросом: почему сказано, что накроют и Менору и ее чаши? Ведь, казалось бы, было бы достаточно указать, что накроют Менору. И объясняет это тем, что чаши Меноры, вероятно, были съемными. Ведь, если бы Менора представляла собой единую, цельную конструкцию, не было бы необходимости упоминать ее отдельные элементы. 

Слово, вынесенное в название нашей главы — «беhаалотха», обычно переводят как — «зажигая», «когда будешь зажигать». Однако его буквальное значение — «вознесение». Зажигать на иврите — леадлик. И именно это слово, леадлик, мы произносим, читая благословение на зажигание субботних и праздничных свечей.

Так почему же в нашем фрагменте, где говорится о зажигании Меноры, употреблено слово беhаалотха, обозначающее — «подъем», «вознесение»? 

Если Меноры была разборной конструкцией, то чаши каждый раз снимали, чтобы очистить их от остатков масла. А перед зажиганием их — поднимали, возносили на место.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Шаббат, гл. 12, мишна 3) сказано, что Мишкан всегда собирали и разбирали в одном и том же порядке. И каждый элемент имел свое определенное место.

Все семь чаш Меноры были абсолютно одинаковыми. Но, несмотря на это, Аарон никогда не ошибался, возвращая чаши на свои места после очистки. Он делал это именно так, как в самый первый раз. Поэтому и написано: «И сделал так Аарон… как повелел Всевышний». И в этом состояла заслуга Аарона. А также — урок всем нам. Чтобы мы не изменяли традиции в угоду всевозможным веяниям.

Веяния — мимолетны, а Тора — вечна. Мы должны хранить ее и бережно, не реформируя — передавать потомкам.

За верность избрал нас Всевышний, и верных Его Торе — хранит Он. А предатели и изменники — исчезают с лица земли...

на основе комментария рава Моше Нахума Иерусалимского

(глава раввинского суда г. Каменки, Украина – Польша,1855-1916 гг.)

 

 

2. Пролитое масло

Написано в нашей недельной главе: «И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника возжег он его огни, как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3). То есть главный коэн Аарон, зажигал Менору, точно выполняя указания Всевышнего.

И это, как отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), было засчитано Аарону в заслугу. 

В чем же именно была его заслуга?

Раби Бахье ибн Пекуда (Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й век) в своей книге Ховот hа-Левавот рассказывает об одном благочестивом еврее, который работал служкой (шамашем) в синагоге. Он не жил служением Всевышнему, видя в нем смысл своей жизни. И это буквально окрыляло его, поднимало к невиданным духовным высотам — так, что аж дух захватывало. Когда он заправлял маслом синагогальные светильники, масло у него расплескивалось во все стороны, по всей синагоге.

Известный праведник раби Леви-Ицхак из Бердичева (вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) с небывалым воодушевлением приступал к осуществлению каждой заповедь. Никто не мог его удержать, когда он пускался в пляс, переполненный радостью от исполнения заповеди. В результате — пролитое масло.

Аарон искал единения с Творцом, обретая духовные миры. Но вместе с тем, он умел держать под контролем каждое свое движение — так, что все масло для светильников расходовалось исключительно по назначению. 

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 75) приводится Мидраш, в котором говорится, что Аарон всякий раз, когда приближался к Меноре, чтобы исполнить заповедь — зажечь ее светильники, начинал пританцовывать от переполнявшей его радости. Но, несмотря на это, масло, которым он заправлял чаши светильников, никогда не переливалось через край.

Наш великий Учитель Бен Азай (Эрец Исраэль, 2-й век) говорил, что в шаббат запрещено переносить что-либо в общественном владении на расстояние больше четырех локтей, только если человек при этом идет вприпрыжку.

Учителя запретили трубить в шофар в первый день Рош а-Шана (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику — в разделе «Праздники»), если он совпадает с субботой. Этот запрет объясняется тем, что могут забыть принести шофар в синагогу заранее. Тогда тот, кто решит доставить шофар в синагогу, тем самым нарушит законы шаббата, пронеся его через общественное владение. По этой же причине в Суккот, совпадающий с субботой, не разрешается исполнять заповедь с лулавом (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот — в разделе «Праздники»). 

Но ведь Бен Азай запрещает переносить что-либо, только если идут вприпрыжку.

Дело в том, что в былые времена, люди не могли просто идти с шофаром или лулавом в руке. Они наверняка, в предвкушении, что будут исполнять заповедь, выражали бы свои радостные эмоции в характерных в такие моменты движениях.

Сегодня у нас нет Храма, и люди разучились радоваться по-настоящему. Как правило, по дороге в синагогу с шофаром или лулавом в руках — никто не пританцовывает. Так, может, теперь стоит отменить запрет на трубление в шаббат?

Но сказано в Танахе: «Не упоминают мудреца вместе с человеком недалеким, ограниченным» (Коэлет, гл. 2, ст. 16). Постановление Учителей, ориентировано на людей с чутким сердцем, людей духовных, отзывчивых, которые раньше были в большинстве. И все время, пока существует это постановление, есть надежда, что и современные люди вернутся к прежнему состоянию.

на основе комментария рава Ханоха Тейтельбойма

(автор книги «Ир Хинух», глава раввинского суда Сасова, Галиция – США, 1984-1943 гг.)

 

3. Скромность и заниженная самооценка

В нашей недельной главе читаем: «А человек Моше — скромнее всякого обитающего на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3).

Это — известнейший фрагмент, который очень часто цитируется. Ведь здесь сама Тора свидетельствует о скромности Моше.

Итак — скромность. Качество — положительное, безусловно, похвальное и весьма достойное. Но достижимое ли на практике?

Быть скромным с теми, кто превосходит тебя, по сути — не скромность, но — умение реально оценивать ситуацию. Ну, а как, к примеру, можно проявлять скромность по отношению к тем, кто — ниже тебя? Ведь намеренно принижая свои достоинства, человек в какой-то мере кривит душой, занижает самооценку. Что в этом хорошего?

Тем более — такой человек, как Моше, который по своим качествам наверняка превосходил большую часть, если не всех, живущих на земле. Как он мог быть скромным?

Но Тора удостоверяет, что был.

Моше достиг величайшего уровня в пророчестве. Облачившись в духовность, он смог преодолеть влияние материального мира. Он говорил с Творцом лицом к лицу. Моше, как никто другой, видел насколько велико расстояние, разделяющее человека и Творца. По сравнению с Ним, дистанция между людьми самого высокого и самого низкого уровня — чрезвычайно мала. Понимая это, можно быть скромным.

Моше был скромнейшим из всех живущих на земле. Впрочем, Моше жил на земле, можно сказать — лишь «номинально». Фактически, он обитал рядом с Шехиной (Присутствием Всевышнего). Благодаря своей способности ощущать Шехину и духовно проникать в высшие миры, он мог видеть, как действуют заповеди и что несут в себе ошибки и нарушения Воли Творца. Верил ли Моше во Всевышнего? Не просто верил — он Его знал.

Остальные люди, жившие на поверхности земли — верили. Не знали, не ведали, но — верили. Осознанно выбирая путь приближения к Творцу. И в этом была их заслуга. А у Моше, в сущности — не было выбора.

Есть четыре уровня, один выше другого: адам, гевер, энош и иш. Все эти слова в переводе на русский означают — «человек». Однако на иврите каждое из них соответствуют определенному уровню. Самый низкий уровень — адам, самый высокий — иш.

В Торе Моше назван — иш. И вместе с тем, ее тексты свидетельствуют, что он — скромнее любого «адама», проживающего на земле. И это его качество является основой Торы. На это намекает гематрия (числовое значение) последних букв названий каждой из пяти книг Торы. Она составляет число 126. Такое же числовое значение и у слова «анав» — «скромный».

на основе комментария Ор Самеах

(рав Меир-Симха а-Коэн из Двинска, им написана книга комментариев к Торе «Мешех Хохма», а также — комментарии к Кодексу Рамбама Мишне Тора под названием «Ор Самеах»; Латвия, первая половина 20 века)

 

4. Вторая попытка

 

В пустыне некоторые люди находились в состоянии духовной нечистоты (в состоянии таме; о значении понятий таме и тума — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). Поэтому не могли участвовать в реализации пасхального приношении.

В некоторых источниках отмечается, что это были Мишаэль и Эльцафан, которые вынесли из Святилища тела своих родственников, сыновей Аарона, Надава и Авиhу (о том, как погибли сыновья Аарона — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Шмини, первый годовой цикл обсуждения).

В других — что речь идет о людях, занимавшихся погребением человека, о котором некому было позаботиться.

Для этого и подобных случаев Тора предоставила дополнительную возможность совершить пасхальное приношение (см. на сайте ответ «Что такое Песах шени?», № 1517) — ровно через месяц после праздника Песах (Бамидбар, гл. 9, ст. 6-11).

Мы видим, что Всевышний в своей доброте и милосердии, в определенных случаях, позволяет наверстать упущенную возможность. Так в нашу жизнь и в мировую культуру вошло понятие второй попытки. Тесно связано с этим и понятие тешува (возвращение на пути Всевышнего).

После того как Моше разбил Скрижали Завета (лухот hа-брит), сыны Израиля, сделав тешуву, удостоились других, новых Скрижалей.

Только на переэкзаменовках высоких оценок, как правило — не ставят. И если дают вторую возможность, она обычно на порядок ниже первой.

Во время Песаха в доме запрещено иметь квасное (хамец; см. на сайте материалы, посвященные празднику Песах — в разделе «Праздники»). Но такого запрета нет во второй Песах (Песах шени).

Первые скрижали были полностью сотворены Всевышним. Вторые — высек Моше, а Всевышний написал на них десять речений.

Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, было разрешено построить Второй. Но новый Храм уступал прежнему. В нем уже не было Шехины (Присутствия Всевышнего), не было урим и тумим (об этих понятиях — см. на сайте в видео-ответе «Что такое урим и тумим, 25.12.14) и пр.

Как сказано в Танахе (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 14, ст. 14) — Всевышний не отталкивает от Себя заблудшего. Но предоставляет ему дополнительные возможности.

В своём комментарии на книгу Мишлей (Притчи царя Шломо; в переводах нередко — Соломон) Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) пишет, что Всевышний дает человеку возможность исправить то, в чем он допустил ошибку. Для этого после смерти его душа (точнее — часть его души) снова отправляется в наш мир (это называется — гильгуль; см. на сайте, к примеру, ответ «Какое тело будет выбрано для возрождения умерших?», № 2355 — с ответами, обозначенными в нем ссылками). И так — до трех раз. Как сказано в Танахе, в книге пророка Иова: «Вот, все это делает Всевышний дважды, трижды — с одним человеком» (гл. 33, ст. 29).

Но человеку не следует надеяться на новый гильгуль. Гораздо лучше исправить ошибки «на месте», в этой земной жизни. 

Это относится к любым ошибкам и прегрешениям, в том числе — и в отношениях между людьми. Совершил не благовидный поступок — преднамеренно ли, по неосторожности, по глупости — всегда отыщется способ исправить ошибку, загладить вину перед пострадавшим. И если не получается с первого раза — существует вторая попытка.

Как-то к раву Хаиму Соловейчику (один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь) пришел молодой еврей с просьбой проэкзаменовать его на звание раввина.

Во время экзамена, к раву Соловейчику пришли еще два человека, у которых был денежный спор, и попросили его рассудить их. Рав выслушал обе стороны и сказал, что примет решение позже. Они оставили у него «спорные» 5 тысяч рублей и ушли.

Молодой человек провалил экзамен и тоже ушел. После его ухода рав Хаим обнаружил, что куда-то со стола «ушли» и спорные деньги. Он бросился вдогонку юноше и спросил у него, не прихватил ли он по ошибке чужие деньги.

Получив отрицательный ответ, рав Хаим Соловейчик вернулся домой в расстроенных чувствах. А дома жена отчитала его за то, что он оставил деньги на столе без присмотра, и ей пришлось самой перепрятать их в надежное место.

Услышав это, рав Соловейчик отправился просить прощения у молодого человека, которого он подозревал в краже. При этом он, хоть и был тут же прощен — не ограничился стандартными извинениями. Два года занимался рав Хаим с молодым человеком, пока тот не выучил весь необходимый материал и не сдал экзамен…

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

 

 

5. Можно ли курить в шаббат ради здоровья?

 

В конце нашей недельной главы говорится о том, как сестра Моше Рабейну Мирьям была поражена болезнью цараат (см. на сайте ответ «Что такого совершила Мирьям?», № 3617 — с материалами и ответами, обозначенными в нем линками). Тогда Моше обратился к Всевышнему с просьбой о ее исцелении. «О, Творец! — просил Моше. — Исцели же ее!» (Бамидбар, гл. 12, ст. 13).

Воспользуемся этим в качестве повода для разговора о врачах и лечении.

Один врач утверждает, что выкуренная сигарета может очень положительно повлиять на здоровье пациента. Сразу возникает вопрос: что это за врач? Ведь мы привыкли к совершенно другим мнениям о курении. Но попытаемся в этом разобраться.

Итак, один врач, в экстренных случаях оперирующий и по субботам, признался, что, если бы у него была возможность выкурить перед операцией сигарету, как он это делает в будни, то операция прошла бы успешней, и это принесло бы пациенту несомненную пользу.

Так можно ли курить в субботу ради здоровья пациента?

В разные времена этот вопрос ставили перед раввинами врачи-курильщики.

Главный раввин Иерусалима рав Бецалель Желтый рассудил так. Как известно, ради спасения жизни или здоровья (в опасной для жизни ситуации, которая в нашей традиции носит название — пикуах нефеш) — разрешено нарушить шаббат. При курении сигареты каждая затяжка — нарушение законов субботы. Поэтому ради успеха операции можно разрешить только минимально необходимое число затяжек. Но проблема заключается в том, что практически невозможно определить точное число затяжек, необходимых врачу. А значит, существует опасение, что врач в шаббат выкурит лишнее, сверх того, что необходимо для успешного хода операции. Поэтому вряд ли можно разрешить врачу курение перед субботней операцией.

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив (один из величайших раввинов нашего времени; Иерусалим, 1910-2012 гг.) сказал, что нельзя разрешить оперирующему врачу курить в шаббат перед операцией, ссылаясь на спасение жизни. Ведь курение стало потребностью у тех, кто страдает никотиновой зависимостью. Известны случаи, когда во время голода в войну некоторые заядлые курильщики меняли свой хлеб на папиросы. Тем не менее, в критические моменты человек способен мобилизовать свои скрытые ресурсы и преодолеть зависимость. Предположим, курящему врачу надо было бы срочно прооперировать своего единственного сына, а под рукой не оказалось бы сигареты. Неужели он отказался бы от операции? Или не провел бы ее на необходимом уровне? Точно так же нужно подходить и к спасению любого человека, нуждающегося в срочной операции. 

Рав Ицхак Зильберштейн (Израиль, наше время) добавил, что все выше сказанное относится к ответственному врачу. Но если врач страдает легкомыслием, если для него операция — нечто обыденное, будничное, если он не чувствует, что человеческая жизнь зависит от него — такому врачу разрешено курить перед операцией, как он это делает в будни. И каждый врач должен сам решить, насколько велико его чувство ответственности. И на основании этого — принимать решение о курении в шаббат.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

В жизни изучающего Тору есть место нееврейской литературе?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля