БЕhАР 
"БЕhАР"
БЕhАР 
Чтение текста
Афтары

"БЕhАР"

19.05.2024, 11 Iyyar, 5784

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11

 

Почему она так называется?

Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».

Умолял на иврите — ваэтханан.

 

Обсуждение главы Ваэтханан

 

1. Шанс на спасение есть даже у злодеев

 

Моше рассказывает о своей молитве Всевышнему. И мы читаем: «И молил я Его в то время, говоря: О, Творец! Ты начал показывать Своему слуге величие Твое и мощную руку Твою. Кто тот Всевышний на небе и на земле, который совершил бы подобное делам Твоим и свершениям твоим? Дай мне перейти и увидеть эту хорошую страну, что по ту сторону Иордана, прекрасную гору эту и Ливан. Но разгневался Создатель на меня из-за вас и не стал слушать меня» (Дварим, гл. 3, ст. 23-26).

Анализируя этот отрывок в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 2), Учителя делают вывод, что Моше, пусть и в завуалированной форме, передает посыл следующим поколениям. Наставляет, чтобы они в годину тяжелых испытаний обращались к Всевышнему с молитвой. Моше, как бы готовит плацдарм для будущих потомков.

Мы видим, что здесь Моше молится о себе. Но ведь были моменты, когда ему приходилось молиться за весь народ. Например, после прегрешения с золотым тельцом. Как сказано: «И молил Моше перед Всевышним» (Шемот, гл. 32, ст. 11).

Так может тогда и стоило подготовить плацдарм для молитв будущих поколений?

Чтобы разобраться — рассмотрим фрагмент, в котором говорится о долготерпении Творца.

Написано: «И ныне да возвеличится могущество моего Господина, как Ты говорил: Всевышний долготерпелив и милосерден, прощает нечестие и неповиновение, но не прощает нераскаявшихся» (Бамидбар, гл. 14, ст. 17-18).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Моше, поднявшись к Всевышнему, чтобы принять Тору, Тот писал: «Творец долготерпелив». Спросил у Него Моше: «К праведным?». Ответил ему Всевышний: «Также и к злодеям». Воскликнул Моше: «Злодеи! Да будут уничтожены они!». Сказал ему Творец: «Я тебе припомню твои слова (тебе понадобится Мое долготерпение к злодеям)».

Когда сыны Израиля поклонились золотому тельцу, а затем — когда произошло прегрешение разведчиков, Моше молился перед Ним, вспоминая о Его долготерпении. Сказал ему Всевышний: «А ведь ты говорил Мне: к праведным!». Ответил Ему Моше: «А ведь Ты говорил мне — также и к злодеям!».

Теперь обратимся к фрагменту, в котором Всевышний учит Моше тринадцати качествам милосердия — «И прошел Творец перед ним, и провозгласил...» (Шемот, гл. 34, ст. 6).

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 17) говорится, что тогда Всевышний явил Себя Моше в образе посланника общины ведущего общественную молитву, облаченного в талит. И объяснил, что сынам Израиля, если они сбились с пути и нарушили заповеди, надо сделать «вот так» — в соответствии с написанным.

То есть нужно вести себя, сообразуясь с качествами Творца. Он милосерден — и ты будь милосердным. Он долготерпелив — и ты будь таким. И т.д. В этом и заключается заповедь, предполагающая, что надо идти Его путями.

Но если вдруг сыны Израиля в своем духовном падении уже не смогут соответствовать уровню 13-ти качеств милосердия — пусть хотя бы читают их и думают о раскаянии. Даже только этим они могут заслужить прощение. Ведь, это будет означать, что они выполнили повеление Всевышнего — сделать так, как Он показал.

Теперь мы лучше можем понять диалог между Моше и Всевышним во время дарования Торы.

Тогда Моше был уверен, что 13 качеств милосердия — только для праведников. Ведь только они могут соответствовать им и поверять ими свои поступки.

Но Творец ответил: «Также и к злодеям». То есть, 13 качеств могут помочь даже злодеям, если те, читая их, перейдут к раскаянию.

Но вернемся к фрагменту из нашей главы — «и молил я Его в то время, говоря".

На первый взгляд, может показаться, что слово «говоря» в нем лишнее. На самом же деле, оно показывает уровень скромности Моше. Он поставил себя на один уровень со злодеем, который не в состоянии выполнить требование Всевышнего соответствовать Его качествам, но может лишь произнести их.

Этим он подготовил плацдарм для будущих поколений, которые, возможно, будут далеки от праведности — так, что ни о каком исполнении не будет и речи.

Но хотя бы иврит они будут знать? Прочитать 13 качеств милосердия смогут?

Если да, то и у них в тяжелую годину испытаний и бедствий будет шанс на спасение, на избавление, на геулу (окончательное освобождение).

 

на основе комментария Альшиха

(один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха; Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)

 

 

 

2. Кто порождает — тот и умертвляет

 

Написано в нашей недельной главе: «Не прибавьте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Всевышнего, которые заповедаю вам» (Дварим, гл. 4, ст. 2).

Всевышний дал нам ровно 613 заповедей — ни больше, ни меньше. 613 для всего народа. Один человек все 613 заповедей выполнить не сможет. Ведь не все мы — коэны, чтобы делать их работу. И не у каждого есть сын, чтобы выполнить заповедь обрезания. Не у каждого первым рождается мальчик, чтобы выполнить заповедь выкуп первенца.

Можно привести и другие примеры, когда заповедь невозможно выполнить. Но мы не должны из-за этого переживать. Ведь мы, евреи — единый духовный организм. И если я не могу выполнить какую-либо заповедь, то другой еврей выполнит ее за нас двоих. А я, что могу, сделаю для него. Это — законы общины.

Но вот, члены общины решили прославить Имя Творца и для этого взялись исполнить еще несколько заповедей — доселе не существующих.

Разве это плохо?

Понятно, что нельзя сокращать число заповедей. Но почему запрещено увеличивать их количество?

Объясню это с помощью притчи.

Жили-были два соседа. Один был бедняком. И хоть часто дома было шаром покати, он всегда был весел, полон идей и никогда не унывал. Другой сосед слыл ужасным скрягой. Снега зимой не допросишься.

И вот, наш бедняк решил богача проучить.

Постучался как-то к нему в дом и говорит:

— Дай мне, соседушка, большую ложку деревянную на часок-другой. А то жена хочет блины испечь, а переворачивать их нечем. Через пару часов верну.

«Что ж, — подумал богач, — если только на часок-другой. Вернет же». И дал ему ложку.

Возвращается наш веселый бедняк через час, отдает ложку богачу. А следом за ней вынимает из-за пазухи еще одну ложку — такую же, только размером поменьше. И говорит:

— За то время, что я взял у тебя ложку попользоваться, она родила еще одну ложку. Так что, теперь обе ложки по праву принадлежат тебе.

«Сумасшедший какой-то, — подумал богач. — Как большая ложка может родить маленькую?».

Впрочем, подумав так, обе ложки он все-таки взял. Уж очень он был жадный.

Через пару дней к вечеру, приходит бедняк снова к богачу и просит одолжить кастрюлю до утра. Богач сначала не хотел давать, но очень уж ему понравилась ситуация с рождением новой маленькой ложки.

«Может, на этот раз большая кастрюля родит мне маленькую», — подумал он.

Рождение маленькой кастрюли уже не казалось ему чем-то странным.

И действительно, к утру бедняк вернул кастрюлю хозяину. А вслед за ней — и маленькую кастрюльку.

— Вот, кастрюля родила за ночь маленькую кастрюльку, так что, теперь обе они твои», — сказал бедняк.

Излишне говорить, что скряга был несказанно рад случившемуся. У него и вопроса не возникло, как такое вообще могло произойти.

Не прошло с тех пор и трех дней, а наш бедняк снова стучится к богачу.

— Здравствуй, добрый сосед» — говорит он. — Скоро к нам приезжает в гости родня издалека. Одолжи, прошу, свой серебряный многосвечечный канделябр. А то гостей будет много. Не сидеть же нам в темноте. Поставлю на стол для красоты. Тебя добрым словом вспомню.

Подсчитал в уме богач, сколько будет стоить маленький серебряный канделябр, который, конечно же, обязательно родится у большого серебряного канделябра, и с радостью вручил его соседу.

Проходит день, другой. От бедняка ни ответа, ни привета. И вот, на третий день богач со своей женой не выдержали и пошли к бедняку домой забирать канделябр. Стучат в дверь. Открывает им бедняк.

— Где наш серебряный канделябр? — спрашивают они.

— Умер, — говорит бедняк.

— Как умер?! Ты что, белены объелся! — закричали они на перебой. — Рзве канделябр может умереть?!

— Ну, если большая ложка может родить маленькую ложку, а большая кастрюля — маленькую кастрюлю, то почему же канделябр не может умереть? — спросил наш хитрый бедняк. - Тот, кто верит, что кастрюля может родить, поверит и в то, что канделябр может умереть.

Если человек вправе назначать себе заповеди, он может решить, что он их хозяин. И когда он почувствует, что 613-ти ему мало, он добавит себе еще несколько. То есть, как бы породит новые заповеди. А если человек решил, что может порождать заповеди, то пройдет время, и на правах хозяина, он точно так же, начнет их убирать из своей жизни.

Кто может породить — тот может и умертвить. Таким образом, нельзя разрешить человеку добавлять заповеди на свое усмотрение. Ведь потом, он так же их уменьшит — умертвит.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

3. Чтобы не вырос горб

 

Написано в нашей недельной главе: «Не прибавьте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Всевышнего, которые заповедаю вам» (Дварим, гл. 4, ст. 2).

Допустим, у кого-то есть, скажем, 504 серебряных предмета. И приятель решил один у него одолжить.

Казалось, нет никаких оснований для отказа. Если бы у него было их 500, он мог бы сказать, что не хочет разбивать круглое число. Но у него — 504!

И все же, реальность подсказывает, что и в этом случае найдется повод для отказа. Например, он может объяснить, что в ситуации, если бы все предметы (или хотя бы часть из них) были одного и того же назначения, он с легкостью какой-нибудь из них мог бы одолжить. Но они все — уникальны, один не похож на другой, а значит, отсутствие даже одного, будет весьма заметно.

— Но у тебя же их более пятисот! Одолжи мне, пожалуйста, только один!

— Поверь, я бы с радостью одолжил тебе, ведь ты мне как брат! Только все эти предметы не сами по себе — они образуют сложный, единый механизм. И если хотя бы один элемент будет отсутствовать, механизм прекратит функционировать и превратится в груду бесполезных деталей. Грандиозный замысел его автора попросту потеряет смысл и больше никогда не будет реализован. Разве можно допустить подобное?!

Наша Тора включает в себя 613 заповедей. Среди них нет повторяющихся, но каждая по-своему уникальна. Какую заповедь ни возьми — ее воздействие на душу человека будет неповторимым. Ведь не похож результат от соблюдения шаббата на выполнение заповеди почитания родителей.

Каждая из 613 заповедей имеет совершенно уникальные свойства. И выполнение каждой воздействует на определенный орган, на определенную часть тела.

Так, существует 248 повелительных заповедей — по числу органов, и 365 запретительных — по количеству жил и сухожилий.

Поэтому исключение одной заповеди лишит жизнеспособности соответствующий ей орган или жилу. Добавление новой заповеди может привести к появлению горба или, к примеру, второго подбородка. 

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) 

 

 

 

 

4. Лекарство не пьют залпом

 

В нашей недельной главе содержится важное правило — «Не прибавьте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Всевышнего, которые заповедаю вам» (Дварим, гл. 4, ст. 2).

Здесь идет речь, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — например, о случае, если кто-то решит поместить в тефилин пять разделов, вместо четырех, или взять пять видов растений при исполнении заповеди о лулаве в Суккот, или — сделать пять кистей-цицит на углах одежды.

Подобно этому следует понимать и указание — «не убавьте».

Но что в этом плохого — добавить пятый раздел в тефилин, или пятый вид растений в лулав?

Попробуем дать метафорическое разъяснение.

Один человек заболел и слег с болями в области живота. Его осмотрел врач и прописал ему микстуру, которую он должен был принимать по чайной ложечке два раза в день, в течении десяти дней.

Когда больной приобрел эту микстуру, он очень обрадовался. «Исцеление близко», — подумал он, откупоривая бутылку со снадобьем. Только вместо того, чтобы принимать микстуру утром и вечером десять дней — он выпил все сразу, залпом. Понятно, что вместо того, чтобы улучшить свое состояние, он почувствовал себя гораздо хуже.

Узнав об этом, врач отказался его лечить, сказав, что не знает средства от глупости.

Мы видим, что, если так важно, принимая лекарства, исцеляющие тело, придерживаться точной дозировки, то выполняя заповеди, врачующие душу — и подавно.

Ведь не зря Творец наряду с повелением выполнять заповеди требует делать это в точном соответствии с инструкциями — ничего не добавляя от себя и не убавляя...

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

5. Качественный костюм лучше трех, хороших до первой чистки

 

Тора предупреждает, что в плане выполнения заповедей не должно быть никакой вольницы. Об этом читаем: «Не прибавьте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Всевышнего, которые заповедаю вам» (Дварим, гл. 4, ст. 2).

Поясню это правило притчей.

Одному бедняку повезло. Он вытащил счастливый билет. Его сын обручился с дочерью богача.

Во время помолвки стороны, как водится, заключили между собой договор и подписали «тнаим» (предварительные условия брачного контракта).

Богач обязался приобрести молодоженам квартиру, обставить ее и каждый месяц выделять им средства на жизнь.

А бедняк обязался приобрести для своего сына три костюма. Но в последнюю минуту, еще и тарелку не успели разбить, отец невесты обратился к своему будущему родственнику:

— Знаешь, что, лучше купи своему сыну два костюма, а не три.

— Но почему? — удивился тот.

— Знаю, что ты весьма стеснен в средствах. И если и сможешь купить три костюма, они будут низкого качества и быстро износятся. Поэтому, вместо трех, купи два, но получше качеством.

Также и Всевышний - Он строго предупредил не прибавлять к уже установленным заповедям никаких дополнительных деталей и никаких новых заповедей, а также не вычеркивать заповеди из списка.

Всевышнему известны все наши немощи и наша духовная нищета. И то, что человек не в силах добавить новое — хорошо, если все установленное он исполнит полностью, без потерь. А то, добавив в одном месте — обязательно утратит свои позиции в другом.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА “БЕ-hАР”

Место в Торе: Ваикра, гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар в переводе с иврита — на горе.

 

Обсуждение главы «БЕ-hАР»

1. Шмита — чтобы глаза искали Творца

Наша недельная глава начинается с повеления Всевышнего о соблюдения покоя земли в год шмиты (седьмой год; подробнее об этом — см. на сайте, к примеру, в ответе «Год шмиты вне Эрец Исраэль», № 1671). И здесь мы читаем: «Когда придете в страну, которую Я даю вам, пусть земля остается в покое в субботу Всевышнего. Шесть лет засевай поле, и шесть лет обрезай виноградник и собирай урожай. А седьмой год — суббота прекращения трудов будет для земли, суббота Всевышнему: не засевай поля и виноградник не обрезай» (Ваикра, гл. 25, ст. 2-4).

Все 40 лет, которые сыны Израиля по выходе из Египта находились в пустыне, еда, в буквальном смысле — падала на них с Неба. Каждый день для каждой семьи, выпадал ман (Небесный хлеб) — в точном соответствии с количеством ртов. А в пятницу выпадала двойная порция. Чтобы хватило и на шаббат.

И все своими глазами видели, что Всевышний лично снабжает Израиль пропитанием. Как сказано: «И питал тебя маном, которого не знал ты и которого отцы твои не ведали, чтобы дать понять тебе, что не хлебом одним живет человек, но всем, что исходит из уст Творца, будет жить человек» (Дварим, гл. 8, ст.3).

Причем, люди не просто видели, не просто пассивно наблюдали, как Всевышний питает их. Изо дня в день они обращали свои глаза к Нему в ожидании мана. Глаза — полные мольбы и надежды.

У раби Шимона бар Йохая (великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар, 2-й век; известен и как Рашби — аббревиатура от его полного имени) как-то спросили: почему Всевышний посылал евреям ман каждый день? Ведь гораздо эффективнее, казалось бы, организовать поставки раз в неделю или раз в месяц, или даже раз в год. 

Вместо ответа Рашби рассказал притчу. Перескажем ее современным языком.

Царь назначил своему сыну довольствие. Он мог распорядиться, чтобы требуемая сумма раз в месяц переводилась принцу на счет. И это был бы самый простой и доступный способ помощи. Но царь очень любил сына. И хотел видеть его как можно чаще. Поэтому и постановил, что сын должен являться за довольствием ежедневно и получать его из рук царя.

Так же и в ситуации с маном.

Царь Царей желал каждый день видеть глаза своих сыновей. Поэтому в пустыне ман выпадал в количестве, которого хватало лишь на один день. Некоторые пытались делать запасы. Но все излишки очень быстро червивели и сгнивали.

Так сыны Израиля ежедневно ощущали свою зависимость от Творца, ощущали свою связь с Ним.

Когда они, наконец, вошли в страну, ступили на землю, текущую молоком и медом, они, подобно другим народам, стали пахать, сеять и собирать урожай. И земля приносила плоды — их амбары наполнились.

Тогда появилась опасность, что люди будут думать, что они добились этого благодаря своему трудолюбию, силе и ловкости, благодаря своим умениям. И не придет им в голову, и не вспомнят они, кому на самом деле принадлежит земля, и кто дает ей бераху (благословение) на то, чтобы она взрастила плоды.

Чтобы не случилось такое — Всевышний дал Израилю заповедь о соблюдении шмиты. Раз в семь лет велел евреям оставлять поля и сады в покое — не орошать, не пропалывать, не подрезать и не снимать плоды. Для того, чтобы глаза снова стали искать Творца. 

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

 

 

2. За законами природы — рассмотреть Всевышнего

Написано в нашей недельной главе: «Когда придете в страну, которую Я даю вам, пусть земля остается в покое субботу Всевышнего. Шесть лет засевай поле и шесть лет обрезай виноградник, и собирай урожай. А в седьмом году суббота прекращения трудов будет для земли, суббота Всевышнему: не засевай поля и виноградник не обрезай» (Ваикра, гл. 25, ст. 2-4).

На первый взгляд, может показаться, что здесь говорится о законах ведения сельского хозяйства. Но это не так. Законы шмиты не имеют никакого отношения к аграрной науке. И мы сейчас убедимся в этом.

Известно, что многократное, непрерывное использование земли ведет к ее истощению и снижению плодородия. Поэтому рекомендуется давать земле отдохнуть — не засевать ее из года в год, но делать перерывы.

Умный, рачительный хозяин никогда не использует всю землю для посадок. Он обязательно какую-то часть оставит, что называется «под парами». На следующий год отдохнувшая земля начинает плодоносить с удвоенной силой. 

Теперь давайте проверим, соответствуют ли этому правилу законы седьмого года — законы шмиты?

В Торе дано повеление: «Шесть лет засевай поле». Шесть лет — без перерыва. За это время земля должна истощиться, а плодородие ее — снизиться. И даже после пяти лет непрерывной эксплуатации — поле не в состоянии продемонстрировать свои лучшие достижения. И уж тем более — принести рекордный урожай.

Впрочем, Тора мало считается с канонами почвоведения и аграрной науки. Не они для нее важны, но — слово Творца. А Всевышний, вопреки всем сельскохозяйственным законам, обещает: «Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и оно принесет урожай на три года» (Ваикра, гл. 25, ст. 21).

Обратите внимание: земля, истощенная пятилетней непрерывной эксплуатацией, обязывается Всевышним и Торой, на шестой год принести троекратный урожай. Чтобы евреям соблюдающим законы шмиты было, что есть, вплоть до девятого года. Ведь только в девятом году можно будет снять полноценный урожай.

Заповедь шмиты, заповедь о седьмом, субботнем годе, учит нас, что не сила и умение наших рук приносят обильный урожай. Но благословение Всевышнего приносит его. 

Во время сорокалетнего странствия по пустыне сыны Израиля воочию убедились, что власть Творца простирается над законами природы. Что управление ведется над естественным, чудесным образом. А человек, "он будет жить всем, что исходит из уст Творца" (Дварим, гл. 8, ст.3). С вхождением в Эрец Исраэль, Всевышний стал все больше скрываться за законами природы. Для чего? Чтобы мы искали Его. Чтобы научились искать и отыскивать. Чтобы поняли: урожай зависит не от агронома и не от правления колхоза, но от благословения Всевышнего.

Теперь мы в состоянии ответить еще на один важный вопрос. Почему прежде чем, что-то съесть мы обязаны произнести благословение? Почему  не что не может попасть в рот без берахи?

Чтобы научить нас: еда не образовалась сама по себе. Но Творец создал наш мир из ничего и передал свое благословение полям, садам и виноградникам. А те, благодаря ему должны взрастить пищу для всех созданий населяющих наш мир.

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

 

3. Шмита, чтобы знали, что земля — Моя

 

Итак, центральная тема нашей недельной главы — шмита, законы седьмого (субботнего) года. И в ней мы читаем: «И будет суббота земли вам в пищу» (Ваикра, гл. 25, ст. 6).

В Мидраше (Сифра, гл. 26) Учителя, комментируя эту фразу, воспроизводят слова Всевышнего: «Я сказал вам, чтобы вы засевали землю шесть лет, а седьмой год — оставили Мне, чтобы вы знали, что земля — Моя она». 

Таким образом, заповедью о шмите Всевышний напоминает нам, что только Он — истинный хозяин нашей земли, наших садов, полей и виноградников. И в силу своего права на землю, Он может приказать нам оставить ее в покое на целый год.

Об этом пишет в своем комментарии и Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). 

Всевышний и запретил нам в седьмой год плоды земли, повелев — «не жни», «не снимай» и «не обрезай». И сделал это лишь для того, чтобы мы не относились к ним по-хозяйски. Но, чтобы помнили, что Творцу принадлежит земля и все, что на ней, а нам это дано лишь во временное пользование. И мы получаем богатство, обрабатывая землю — не потому, что сильны, умны и рачительны.

Соблюдая законы субботнего года, человек демонстрирует свою веру в то, что Всевышний — настоящий владелец земли, и в Его силах благословить землю на тройной урожай.

Но если в седьмой год земля не ведает покоя — это означает, что люди пытаются оспорить право Создателя на Эрец Исраэль. А вдобавок — и пренебрегают Его берахой (благословением).

О чем это напоминает?

Бездомного бедняка из жалости впустили в дом, да еще позволили пользоваться всем содержимым шкафов и закромов, поставив лишь некоторые ограничительные условия.

Но вот проходит немного времени, и бывший нищий, хорошо освоившийся на новом месте и вошедший во вкус пользования тем, что на самом деле ему не принадлежит — решает изменить правила игры. Он демонстративно плюет на те немногие необременительные запреты, принятые в этом доме. И пытается выжить хозяина.

Что в таком случае остается хозяину?

Выставить зарвавшегося гостя вон. Что собственно и произошло. И недаром нарушение законов шмиты стало причиной галута (изгнания).

Не так давно, после двухтысячелетнего изгнания мы начали возвращаться на Землю Израиля. И очень важно не повторить былых ошибок, чтобы снова ее не потерять.

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

 

  

4. Чувствовать связь с Творцом

 

Законы шмиты, о которых говорится в нашей недельной главе, учат нас вере в Творца, учат — уповать на Всевышнего.

В седьмой год, как Он повелел, земля должна была оставаться в покое. Нельзя обрабатывать поле, запрещено обрезать виноградник. Чем же тогда питаться? 

Об этом читаем: «А если скажете: что нам есть в седьмом году, ведь не будем ни сеять, ни убирать наш урожай? Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года» (Ваикра, гл. 25, ст. 20-21).

Об одном из проклятий, которое Всевышний обрушил на змея, соблазнившего Адама и Хаву, в Торе написано так: «И прах будешь есть во все дни жизни твоей» (Берешит, гл. 3, ст. 14).

Но разве это проклятие

Скорее — наоборот. Змей теперь обеспечен едой на всю жизнь. И еда будет ему доставаться легко, без особых усилий. Ведь прах, он — повсюду.

Тот, кому пропитание достается с трудом, обычно чаще других поднимает глаза свои к Небу. В надежде, что оттуда придет помощь. Он постоянно ощущает непрерывную связь с Творцом.

Змею же это чувство совершенно не нужно. Еды у него — полно, и о Всевышнем он даже не вспоминает. Зачем?

Вследствие этого он полностью теряет связь с Творцом. Всевышний, как бы говорит ему: «Жри от пуза, пей, только, чтобы со Мной у тебя не было ничего общего».

Рассказывают, что ученики йешивы «Поневеж», как-то обратили внимание, что их духовный наставник рав Йехезкель Левинштейн (Польша – Израиль, 1885-1974 гг.) пребывает в приподнятом настроении. На их расспросы о причине он объяснил, что раньше он работал в йешиве «Мир». Там он получал крошечную зарплату, да и ее руководство часто затруднялось выплачивать. Так что, он жил в буквальном смысле — милостью Небес, постоянно находясь на связи с Творцом и хорошо эту связь чувствуя.

Но вот он перешел в «Поневеж». Здесь и зарплата намного больше, и выплачивают ее вовремя, как по часам. Что, конечно же, само по себе, может — и неплохо. Только связь со Всевышним стала уже не столь ощутима.

— Так чему же Вы радуетесь, — удивились ученики?

— Как чему?! — ответил раввин. — С прошлого месяца начали задерживать зарплату...

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

 

5. Шмита и дурное начало

 

В Торе о связи соблюдения законов седьмого года с уровнем государственной безопасности сказано: «Исполняйте же законы Мои, и установления Мои соблюдайте, и исполняйте их, и будете жить на земле привольно» (Ваикра, гл. 25, ст. 18).

Здесь речь о соблюдении законов шмиты.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что за нарушение законов субботнего года Израиль подвергается изгнанию. Как сказано: «Тогда возместит земля за субботы свои» (Ваикра, гл. 26, ст. 34).

В трактате Авот (гл. 5, мишна 9) нарушение законов шмиты тоже указано в качестве причины галута (изгнания). Наряду со шмитой, там фигурируют еще и три другие причины изгнания: идолопоклонство, разврат и кровопролитие.

Выходит, нарушение законов шмиты — в одном ряду с тремя самыми страшными прегрешениями.

Это удивительное соседство, конечно же, требует объяснения.

В книге Ховот hа-Левавот («Обязанности сердец»), составленной Рабейну Бахье (один из выдающихся Учителей Торы; Испания, 13-14 вв.) говорится о противостоянии йецер hа-ра и йецер hа-тов (дурное и хорошее начала в человеке). О том, что силы часто бывают неравны. И йецер hа-тов не в состоянии справится с йецер hа-ра, потому что оказывается — слабее.

В книге названа и причина этой слабости. Заповеди и добрые дела, которыми питается йецер hа-тов, во многих случаях не выполняются должным образом. Бывает, что человек молится «на автомате», бездумно произнося слова, не вдаваясь в их смысл. И сердце его — дремлет, вместо того, чтобы гореть.

Или, к примеру, человек подает нищему, но — неохотно, с таким видом, будто делает большое одолжение.

Понятно, что йецер hа-тов в таких ситуациях будет ослабленным. Ведь силе просто неоткуда взяться. Прегрешения же он совершает в охотку и со вкусом, получая от них удовольствие. Тогда йецер hа-ра, ни в чем не зная недостатка — нарастает и крепнет. Вдобавок, дурное начало кормится еще и просто грубой материальной пищей — той, что человек поглощает, делая частью своего тела.

Пища первого человека, Адама, до того как он отведал плод с дерева познания, была сугубо духовной. Питаясь ею — он наполнялся духовностью.

После известной истории с Адамом и Хавой вся еда — огрубела, стала тяжелой и материальной. Так что, йецер hа-ра охотно лакомится ею.

Впрочем, Учителя дали нам совет, воспользовавшись которым мы можем исправить ситуацию с пищей так, чтобы еда питала не дурное начало, но — нас самих.

Сердце недели — суббота. От нее получают благословение все рабочие дни.

Человек, должным образом соблюдающий шаббат — видит бераху (благословение) все шесть рабочих дней.

То же относится и к субботнему году. Он — душой всего семилетнего цикла. Соблюдая законы шмиты, люди восполняют ущерб, причиненный поступком Адама.

Земля, которая отдыхает в шевиит (в седьмой год), все шесть лет приносит урожай плодов, наполненных духовностью. Йецер hа-ра — тошнит от них, он их не переваривает. Поэтому — слабеет и чахнет. А без него жизнь — привольнее. 

Но не отдохнувшая в год шмиты земля врастит грубую, материальную пищу — напрочь лишенную духовности. За счет этой еды йецер hа-ра «наращивает мышцы», как культурист. А йецер hа-тов — слабеет.

Могучему, бесконтрольному, ничем и никем не ограниченному йецер hа-ра — не стоит больших трудов подбить человека на самое тяжкое прегрешение, включая три самых тяжких…

на основе комментария рава Шмуэля Розенберга

(главный раввин Унсдорфа, Словакия, 1842-1921 гг.)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Можно ли откашеровать хлебопечь?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля