ПИНХАС 
"ПИНХАС"
ПИНХАС 
Чтение текста
Афтары

"ПИНХАС"

27.07.2024, 21 Tammuz, 5784

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА “БЕ-hАР”

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар в переводе с иврита — на горе.

 

Обсуждение главы «БЕ-hАР»

 

1. Так укоренялась вера во Всевышнего

 

Слова, которые стали названием нашей недельной главы (Бе-hар — на горе), находим в самой первой фразе, открывающей эту главу. Написано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай так…» (Ваикра, гл. 25, ст. 1).

«На горе» — это не просто определение места. Там во время Синайского Откровения окончательно сформировалась и окрепла эмуна — вера сынов Израиля во Всевышнего и упование на Него.

После чудесного спасения Израиля на берегу моря Суф, когда египетская гвардия, оснащенная лучшими колесницами — танками и бронетранспортерами того времени — пошла ко дну. И евреи увидели на берегу, выброшенные волнами бездыханные тела своих угнетателей и преследователей. Тогда — «поверили они во Всевышнего и в пророчество Моше, служителя Его» (Шемот, гл. 14, ст. 31).

Казалось, сейчас Творец может даровать им Свою Тору. Но этого не произошло — эмуна сынов Израиля еще не достигла своего максимума. И Творец захотел укрепить ее и закалить.

Лучше всего это получается в процессе преодоления испытаний. Поэтому Всевышний не даровал Тору сразу и не повел евреев в Израиль кратчайшим путем, но направил их на землю, незасеянную и незаселенную — в безводную пустыню, в царство скорпионов и змей.

Сыны Израиля выступили в дорогу без лишних слов. За это Создатель поил их ключевой водой из странствующего источника, кормил маном, падающим с Небес (о нем — см. на сайте в ответе «Что такое «ман» (манна)?», № 706), укрывал облаками от зноя и защищал от пустынных гадов.  И все — ради того, чтобы сыны Израиля поняли: Всевышний может все.

Это был путь к полной вере и осознанию, что «Творец на Небесах, вверху, и на земле, внизу, и нет никого, кроме Него» (Дварим, гл. 4, ст. 39). Путь, который привел на Синай.

Таким образом, Синайское Откровение ознаменовало вступление еврейского народа в духовную зрелость.

Порой мы встречаем старичка или бабушку, не умеющих ни читать, ни писать, однако обладающих эмуной небывалой силы. Их простая вера, до того цельная и прочная, что, если понадобится отдать жизнь за Творца, они сделают это, не раздумывая.

На протяжении истории множество раз простые, малограмотные евреи погибали, освящая Имя Всевышнего, совершая кидуш hа-Шем. Во имя Творца они отдавали самое дорогое, свою жизнь.

Откуда у этих самых обычных, на первый взгляд, ничем не выдающихся людей, столь сильная эмуна?

С горы Синай, от Синайского Откровения. Ведь души всех сынов Израиля были там, пройдя путь из Египта, через море Суф. И вера, зародившаяся во время египетских казней, укрепившаяся на морском берегу, окончательно, на все поколения вперед, укоренилась в сердцах во время дарования Торы.

 

на основе комментария рабейну рабейну Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов
по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

 

2. Земля желанная

 

Нашу недельную главу открывает заповедь о седьмом годе, которую нужно выполнять только в пределах Эрец Исраэль (Земли Израиля). И мы читаем: «Когда придете на землю, которую Я даю вам…» (Ваикра, гл. 25, ст. 3).

Обратите внимание, что написано — «Я даю вам», то есть — в настоящем времени. Но ведь Всевышний уже даровал нам Эрец Исраэль, и, значит, нужно было бы, вероятно, написать: «Я дал вам».

Кстати, попробуем выяснить, когда сыны Израиля обрели права на эту землю.

Во время заключения Союза над рассеченными тушами животных (брит бейн hа-бетарим), Творец даровал Аврааму Эрец Исраэль. Как сказано: «В тот день заключил Создатель с Аврамом Союз, говоря: Твоему потомству дал я эту землю» (Берешит, гл. 15, ст. 18).

Однако в Танахе находим, что эта Земля завещана сынам Израиля еще со времен Сотворения мира. Об этом читаем: «Встал Он и пошатнул землю, глянул – и отпрянули народы, и разрушились горы древние, понизились холмы вечные, пути Его – вечны» (книга пророка Хавакука, гл. 3, ст. 6).

Эрец Исраэль — особая земля, это не просто географическая область или пятнышко с номером на карте (когда название дается где-то на полях).

Другие страны и земли могут похвастаться размерами, ландшафтом, флорой и фауной, подземными ископаемыми, удивительными природными явлениями, мягким или, наоборот, суровым климатом. Но только у земли Израиля есть кедуша (в условном переводе — святость). Причем, кедуша эта день ото дня растет и увеличивается — так, что все прочие страны и континенты, все больше отстают от нее в этом.

Всевышний, создавая мир, наделил относительно небольшую полоску земли особым свойством и предназначил ее Своему избранному народу.

Шли века и тысячелетия, создавались и распадались империи, перекраивались границы, сменялись мировые лидеры, одни народы поглощали другие. Так неужели Эрец Исраэль по-прежнему предназначается еврейскому народу?

Написано: «Я даю вам». Каждый день Всевышний продолжает давать ее нам. И каждый, у кого ясен взгляд и не очерствело сердце каждый день в Эрец Исраэль может видеть и чувствовать то, что не видел и не чувствовал вчера — новый поток кедуши. Ведь здесь находятся Небесные Врата. Их увидел еще наш праотец Яаков. «И это — Врата Небес!», восклицает он (Берешит, гл. 28, ст. 17).

Другие земли могут похвастаться лишь дремучими лесами, да непроходимыми топями.

Очень грустно признавать, что последнее время понимание особого статуса Эрец Исраэль утратило свою ясность. Многие жители ее летают в другие страны, и некоторые это делают так часто, как будто приобрели проездной билет. Другие лишь номинально числятся жителями Израиля, на самом деле живут заграницей и наведываются в Израиль только на праздники, а то и реже.

Может, им стоит вспомнить, что за пределами Эрец Исраэль они погружаются сразу в два вида тумы (духовной нечистоты): в туму той земли и туму воздуха.

В Израиле земля — кодеш (в условном переводе — святая), а воздух Эрец Исраэль делает человека мудрее.

Людей, удостоившихся родиться и вырасти в Израиле, отличает особая красота и мудрость.

В Мидраше (Мидраш Раба на мегилат Эйха, гл. 1) рассказывается, как еврейская женщина собрала еду в корзинку, прикрыла корзинку полотенцем и дала сыну, чтобы тот отнес ее отцу. За этим наблюдал приезжий грек. Он окликнул мальчика и спросил, что у того в корзинке. 

— Если бы мама хотела, чтобы ты это знал, она бы ее не накрыла, — ответил семилетний ребенок.

Все самое лучшее и полезное, а главное — кедуша, находится в Израиле, а заграницу едут, лишь за туманом и за запахом тумы...

 

на основе комментария рабейну рабейну Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов
по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

  

 

 

3. Притяжение земли

 

Одна из заповедей, относящихся к Эрец Исраэль (Земле Израиля) — заповедь о седьмом годе, заповедь шмиты. О ней в нашей главе сказано: «Когда придете на землю, которую Я даю вам» (Ваикра, гл. 25, ст. 3).

Обратите внимание, написано:  «Я даю вам» (в настоящем времени). Но ведь Всевышний уже даровал нам Эрец Исраэль, и значит, нужно было бы, вероятно, написать — «Я дал вам» (в прошедшем времени).

Но, нет! Дело тут в том, что Творец, действительно, каждый день предлагает своему народу Израиль. И это подразумевает, что все мы постоянно оказываемся перед выбором. И выбрать нам нужно Эрец Исраэль.

Этот выбор кажется очевидным. Ведь Земля Израиля — единственная из всех территорий в мире обладает святостью. И только воздух Эрец Исраэль делает человека мудрей.

За пределами Израиля еврея ждет лишь тума (духовная нечистота) и ненависть народов мира. Тем не менее, многих почему-то манит заграница. Кого-то притягивают яркие фонари, кого-то зеленый дым, кого-то длинный доллар, рубль или евро, кого-то — все это вместе. Получается, что одних Эрец Исраэль притягивает, других — отторгает.

В былые времена не было такого еврея, который ни мечтал бы поселиться и жить в Израиле. Но удостаивался этого далеко не каждый.

Рабейну Йосиф-Хаим из Багдада (один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го) был известным мудрецом и знатоком Торы. Он написал множество книг, по которым учатся по сей день. И все свои книги он старался издать в Израиле. Закончив писать очередную книгу, он обычно делал две копии с рукописи и оставлял их у себя, чтобы будущая книга не пропала. А оригинал он отсылал с караваном в Израиль, и там издавал книгу.

Как-то его спросили о причинах возникновения этого обычая. И он указал две:

1.   «Хочу, чтобы каждая страница моей книги впитала вкус Эрец Исраэль, и вся книга пропиталась кедушой.2.

2.   «Конечно же, хочу дать заработок евреям, живущим в Израиле».

Любовь раби Йосефа Хаима к Земле Израиля была велика и ни с чем несравнима. Каждый год он заказывал из Израиля в огромных количествах финики, сливы, изюм и другие фрукты — питался ими сам, кормил свою семью и близких и снабжал ими мудрецов Торы. Он всячески помогал каждому, кто изъявлял желание поселиться в Эрец Исраэль.

Когда раби Йегошуа Шахрабани исполнилось тридцать лет, он решил переселиться в Израиль со своей небольшой семьей: женой и тремя детьми. Рав Йосеф Хаим сопровождал их от Багдада до Бацры (Басры), порта из которого корабли шли в Израиль. Перед расставанием он велел погрузить на их корабль ящики с фруктами.

— Мы же держим путь в страну, текущую молоком и медом, — искренне удивился рав Йегошуа Шахрабани. — Зачем нам это все?!

— Возьми, пусть у тебя будет…  — ответил Бен Иш Хай.

Реальность показала, насколько он был прав. Израиль тогда был под властью Турции. Его жители нищенствовали и голодали. Семья Шахрабани, пока не встала на ноги, полгода жила за счет этих фруктов.

В заслугу любви к Эрец Исраэль семья раби Йегошуа разрослась небывало, а он сам удостоился долголетия. Он жил с пятью поколениями своих потомков, многие из которых стали раввинами и знатоками Торы.

 

на основе комментария раби Йосефа-Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы,
автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов,
под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

  

4. Шесть «шинов»

 

Написано в нашей недельной главе: «Шесть лет засевай твое поле» (Ваикра, гл. 25, ст. 3).

Речь — о заповеди шмита, когда после шести лет работ на земле на седьмой год ей дают отдых, оставляют в покое.

Итак, седьмому, субботнему, году предшествуют шесть лет активной сельскохозяйственной деятельности. В оригинале написано — «шеш шаним» (шесть лет).

В Мидраше (Мидраш Плия) сказано, что в выражении «шеш шаним» содержится намек на «шеш шиним» (шесть букв шин).

Что же это за шесть шинов?

В одной из фраз, описывающих заповедь шмиты (в переводе эта фраза — «И сочти себе семь суббот годовых, семь лет семь раз», Ваикра, гл. 25, ст. 8), на букву шин начинаются шесть слов подряд.

Следует также отметить, что на головном тефиллин с двух сторон, справа и слева, имеются выпуклые изображения буквы шин. Причем, слева изображение шин состоит из четырех частей, справа — из трех.

Чем вызвано это различие?

Дело в том, что буква шин из трех частей была в Торе, полученной Моше Рабейну (текст Торы пишут чернилами на коже особой выделки).

Присутствовала буква шин и на Скрижалях Завета.

Все буквы на Скрижалях были прорезаны насквозь. Там, вокруг трех прорезей буквы шин было четыре окаймляющих элемента.

Таким образом, шин на правой стороне тефиллина символизирует букву из Торы, тот, что слева — напоминает о букве на Скрижалях.

В книге Зогар говорится, что, прежде чем накладывать тефиллин, желательно, чтобы человек сосредоточенно вгляделся в эти буквы. Этим он принесет пользу своей душе.

Существует два основных вида тефиллинтефиллин Раши и тефиллин рабейну Тама. Они отличаются друг от друга порядком содержащиеся в них отрывки из Торы. Принято произносить благословение и накладывать на утреннюю молитву тефиллин Раши. Некоторые, в конце молитвы снимают тефиллин Раши и возлагают тефиллин рабейну Тама. Подробнее об этом можно прочесть на сайте в ответе «О тефиллин Раши и тефиллин рабейну Тама» (№ 2790).

Существует и третий вид тефиллинтефиллин Сар Шалома, раввина эпохи гаонов. Он жил примерно тысячу двести лет назад, и был автором книги Шимуша раба. Этот тефиллин отличается большими размерами: четыре на четыре пальца (примерно восемь сантиметров).

Ари hа-Кадош (раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век) пишет, что этот тефиллин стоит накладывать во время послеполуденной молитвы (минха). И отмечает, что намек на них содержится во фразе: «Присмотрись к непорочному и вглядись в прямодушного, ибо будущность такого человека — мир» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 47, ст. 47).

Слова «присмотрись к непорочному (в оригинале — шемар там) — намек на тефиллин рабейну Тама.

«» (Выражение «и вглядись в прямодушного (в оригинале — у реэ йяшар) свидетельствует в пользу тефиллин Раши. Слово «йяшар» состоит из тех же букв, что и Раши.

И, наконец — «ле-иш шалом» (…человека — мир). Здесь подразумевается тефиллин Сар Шалома Гаона.

На каждом из этих тефиллин — по две буквы шин. И, значит, всего — шесть. Выходит, в Мидраше имелся в виду и тефиллин.

 

на основе комментария рава Йосефа Каро
(великий законоучитель, составитель Шульхан Аруха; Испания – Португалия –
Турция – Эрец Исраэль, конец 15-го – начало 16-го вв.) 

 

 

 

5. Суббота земли - в пищу

 

Соблюдение заповеди о шмите предполагает отказ в седьмой год от сельскохозяйственных работ.

Но как же тогда будет с пропитанием?

В Тора обещано, что от этого никто не пострадает. И мы читаем: «И будет суббота земли вам в пищу» (Ваикра, гл. 25, ст. 6).

В заслугу соблюдения заповеди субботнего года никто не останется голодным.

У одного известного раввина из Иерусалима в доме жила и трудилась иностранная работница. Она помогала жене раввина вести дом.

Отработав год, она решила вернуться на родину. В свой последний рабочий день она тепло простилась с рабанит, и собрала свои вещи.

Рабанит не хотела ее отпускать с пустыми руками, но и чего-то подходящего тоже не нашла. Тогда она взяла из вазы на столе красивое, благоухающее яблоко, завернула его и протянула своей помощнице. Та с благодарностью приняла подарок и поторопилась на выход.

Вскоре вернулся домой рав, и жена рассказала ему о последних событиях, об уходе домработницы и подаренном яблоке.

Ребе слушал жену с благожелательной улыбкой. Но когда он услышал о яблоке, улыбка сползла с лица, и он вмиг посерьезнел.

— Сейчас год шмиты, и то яблоко, выросшее в субботний год, имеет кедушат шевиит (святость седьмого года). Такие плоды нельзя вывозить из Эрец Исраэль. Так что, постарайся догнать ее и вернуть это яблоко.

Рабанит не мешкая бросилась в погоню. Она заметила домработницу на автобусной остановке и закричала ей издалека. Но та сделала вид, как будто ничего не слышала, и поспешно села в только что подошедший автобус. Не имея других вариантов, рабанит поймала такси и попросила нагнать автобус. Таксист был опытным водителем, на светофоре его машина поравнялась с автобусом, и таксист попросил водителя на ближайшей остановке подождать его пассажирку.

Когда рабанит вошла в автобус и направилась к своей бывшей помощнице, ту чуть не хватил удар. Заплетающимся языком она умоляла ее простить и даже бухнулась на колени. Изумленная рабанит спросила о яблоке. И иностранная работница вернула его, а вместе с ним еще и небольшой сверток, в котором были украшения и драгоценности рабанит.

Так, стремление наилучшим образом исполнить заповедь шмиты, сохранило семейные драгоценности..

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ПИНХАС»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.

 

Почему она так называется?

По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна... «.

 

Обсуждение главы «Пинхас»

 

1. Чтобы даже дети знали

 

В нашей недельной главе говорится, что Всевышний объявляет о заслуге Пинхаса и о награде для него. Здесь мы читаем: «Пинхас, сын Элазара... отвратил ярость Мою... взревновав за Меня» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Интересно, что сам поступок Пинхаса описан в конце предыдущей недельной главы (Балак), но о награде ему сообщается в начале недельной главы Пинхас.

Возникает вопрос: почему нельзя было и это вставить в предыдущую недельную главу?

Движущей силой в поступке Пинхаса была, как известно, ревность. А ревность бывает двух типов. Ревность за Творца — явление, безусловно, позитивное. Тогда как ревность к человеку — только разрушает и вредит обоим.

Поэтому прежде, чем награждать человека за ревность — нужно проверить ее природу. Чтобы подчеркнуть, насколько важна такая проверка, показать, что на это требуется время, история Пинхаса и поделена на две недельные главы.

Бывает, человек уверен, что действовал во имя благой цели На самом же деле, если он глубже заглянет в себя — он убедится, что у него были совсем другие мотивы, далеко не столь безупречные.

Чтобы эта идея была понятнее, расскажу случай, который вполне мог произойти с любым человеком.

Раввин Шалом Шварцман гостил в субботу в одном городе на юге страны. Субботним вечером он дал интересный урок по недельной главе в центральной синагоге, а потом еще — и в нескольких соседних.

На утреннюю молитву рав Шалом пришел в центральную синагогу. Он был уверен, что первым к чтению Торы вызовут его, ведь он был коэном. Кого почтить, если не его?

Известный раввин, накануне подтвердивший прекрасным уроком, что его уважают по праву, находится в гостях у общины. Все доводы в его пользу.

Мысленно раввин уже проложил себе кратчайший путь к биме (возвышение, на котором читают Тору, обычно расположенное в центре молельного зала) и даже сделал несколько шагов. Но вдруг остановился, как вкопанный. Габай (распорядитель синагоги) назвал имя другого коэна.

«Может, он не знает, что я коэн? — подумал рав Шварцман. Это хоть как-то могло объяснить происходящее. — Но он же видел, как я только что произносил коэнское благословение во время молитвы Амида… Наверное он приготовил, что-то получше, — перебирал он в уме варианты. Возможно, он хочет удостоить меня чтения Мафтира (последнее и весьма почетное чтение Торы)».

Когда седьмой вызванный к Торе произносил заключительное благословение, ребе Шалом начал машинально пробираться к биме. Но габай неожиданно взял Мафтир на себя.

Мысли зароились в голове рава Шалома, одна опережая другую.

«Этот габай, вероятно наслышан о том, что я веду молитвы в Рош hа-Шана и Йом Кипур. И поскольку сегодня не обычный шабат, а еще и рош ходеш (новомесячье), он решил поручить мне молитву Мусаф.

Когда Свиток Торы вернули в арон hа-кодеш (специальный шкаф для храннения Свитков Торы), рав Шварцман слегка напрягся в ожидании легкого похлопывания по плечу и любезного предложения подойти к амуду (место, где стоит хазан, ведущий молитву) и начать Мусаф. Но вместо этого, он услышал голос габая, произносящего на распев:

— И все, кто с верой занимается общественными делами...

«Каков красавец! — подумал рав Шалом. — Вы только посмотрите! Взял себе Мафтир и. Мусаф. И еще, наверное, считает, что с верой занимается общественными делами, а значит, молитва посвящена ему же».

Перед той частью молитвы, которую каждый произносит шепотом, Шалому Шварцману удалось взять себя в руки, привести свои мысли в порядок и погрузиться в молитву.

Вот пришел черед Кедуши, и рав Шалом, казалось, забыл о своих обидах.

После Кедуши, хазан продолжает повторение Мусафа вслух.

В обычный шаббат он говорит: «Установил Ты шаббат...». Но сегодня суббота рош ходеша. Поэтому нужно произнести: «Из поколения в поколение будем говорить о величии Твоем...».

Габай, взявший на себя роль хазана в молитве Мусаф, забыл о новомесячьи и стал молиться как в обычный шаббат.

Раввин Шварцман — первым громко поправил его хорошо поставленным голосом.

Вот он, сладкий вкус мести.

Стоп! Зачем клеить ярлыки? Не лучше ли побеседовать с условным равом Шварцманом и все выяснить, что называется, «из первых уст».

— О чем я подумал в момент, когда хазан допустил ошибку? О возможности отомстить? Ну, что вы! Какой из меня мститель?! Преподать ему урок? Тоже нет. Как вы вообще могли такое обо мне подумать? Отплатить ему сполна той же монетой? Опять — не то. Я просто хотел исправить ошибку. Впрочем... Сразу после этого, я действительно почувствовал себя лучше. На сердце перестало что-то давить, как будто с него свалился тяжелый камень. Понимаете... И знаете, почему это произошло? Потому что я действительно ему отомстил. Я преподал ему хороший урок. И сполна отплатил ему той же монетой. Мое сердце все это прекрасно почувствовало с самого начала. Но, поскольку мне было стыдно в этом признаться, я придумал достойный ответ…

Но вернемся к поступку Пинхаса и прочтем: «И увидел Пинхас... и взял копье в руку» (Бамидбар, гл. 25, ст. 7).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Пинхас, увидев происходящее, вспомнил предписание: того, кто вступает в интимные отношения с язычницей, поражают ревнители. И тогда он взялся за копье.

Обычно все случается не так. Горячая кровь ударяет в голову. Рука сама тянется к мечу. И тогда начинают судорожно подыскивать повод, чтобы пустить в ход обнаженный меч. А когда меч занесен — вдруг становятся видны чужие изъяны и недостатки. И меч, в виде исправления ошибки, входит в «габая» как по маслу.

Но Пинхас действовал в обратном порядке. Раши подчеркивает это, чтобы показать, что Пинхаса вело не чувство обиды на Зимри и не желание отомстить. В нем горела ревность за Всевышнего.

Так уж повелось, что большинство людей, особенно — дети, гораздо лучше знают начало нашей недельной главы, нежели ее окончание. Многие начинают читать недельную главу, но далеко не все прочитывают ее текст до конца.

Описание поступка Пинхаса размещено в завершении главы — чтобы те, кто с усердием изучает Тору, прочли о нем. Чтобы поверхностный человек — не возомнил себя ревнителем.

Но о награде Пинхаса говорится в начале главы — чтобы даже дети знали, что тому, кто ревнует во Имя Небес, полагается награда.

 

на основе комментария рава Шалома Швадрона

(один из самых авторитетных законоучителей своего времени, Галиция, 1835-1911 гг.)

 

 

 

2. Как противостоять эпидемии

 

Написано в нашей недельной главе: «Пинхас, сын Элазара... отвратил ярость Мою... взревновав за Меня» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя этот фрагмент, объясняет, что в данном случае подразумевается, что Всевышний должен был разгневаться, но Пинхас взял на себя эту функцию, освободив Творца от такой необходимости.

Для полноты картины — обратимся к Афтаре предыдущей главы. Там, среди прочего сказано: «Народ Мой, вспомни, прошу, что советовал Балак, царь Моава, и что ответил ему Билам, сын Беора, и что сделал Я для тебя... чтобы познал ты благодеяния Творца» (Танах, пророк Миха, гл. 6, ст. 5).

Раши и здесь приходит нам на помощь, сообщая, что Билам, стремясь помочь Балаку, пытался навлечь на еврейский народ Гнев Всевышнего. Но Творец не позволил осуществиться планам злодеев.

Билам подкарауливал момент, когда Всевышний разгневается, чтобы именно тогда проклясть сынов Израиля, произнеся: «Уничтожь их!».

Но у него ничего не вышло — такой момент так и не наступил. Пока Билам и Балак были вместе — Творец удерживался от гнева. Поэтому им пришлось разойтись. Каждый пошел своей дорогой.

Тут важно учесть, что Всевышний не гневался не потому, что на это у Него не было причины. Причина как раз была. Ведь сказано: «И стал народ распутничать с дочерями Моава» (Бамидбар, гл. 25, ст. 1). Но Пинхас возревновав за Всевышнего, как бы освободил Его от необходимости это делать. И тем самым спас еврейский народ от уничтожения.

Своим поступком Пинхас прекратил эпидемию, которая успела уже унести 24 тысячи жизней. Об этом в Танахе сказано: «И встал Пинхас, и совершил суд (в оригинале — вайефалель), и прекратился мор. И зачтено это ему в праведность, из рода в род, во веки веков» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 106, ст. 30-31).

Выражение «вайефалель» здесь переведено — «и совершил суд». То есть — проявил ревность, выступив за честь Всевышнего. Однако оно созвучно слову «тефила» (молитва). Поэтому, можно понять и так, что в час эпидемии Пинхас еще и молился за свой народ, и его молитва остановила мор. Это прославило его в веках.

Известно, что после бунта Кораха (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Корах, первый годовой цикл обсуждения) — тоже началась эпидемия, от которой умерли 14 тысяч 700 человек. Тогда Аарон взял смесь благовоний (кеторет), и «встал между мертвыми и живыми, и прекратился мор» (Бамидбар, гл. 17, ст. 13).

Иными словами, Аарон, так же, как и Пинхас, защитил свой народ от продолжения мора. Но о нем не говорится, что за это его будут почитать из века в век.

Возникает вопрос: в чем разница между поступками Пинхаса и Аарона? Почему Пинхас за свое деяние восславлен в веках, а Аарон — нет?

Аарон добился прекращения эпидемии, воспользовавшись смесью благовоний (кеторет), которую воскуряли в Мишкане (Переносной Храм) на малом мизбеахе (мизбеах в условном переводе — «жертвенник»).

В наше время тоже порой бывают эпидемии. Но нет у нас ни Мишкана, ни Храма. Поэтому кеторет и не воскуряют.

Исходя из этого, можно предположить, что метод Аарона сейчас — не применим. А вот, ревность Пинхаса остается актуальной и в наши дни. Поэтому и сказано, что он прославлен в веках.

Впрочем, и Аарон прославлен не меньше Пинхаса. И хотя это не написано — мы сами можем это засвидетельствовать.

В эти дни опасной эпидемии многие евреи по совету раввинов молились, как Пинхас, и читали о воскурении кеторет, которое совершал Аарон. И это помогло, болезнь начала отступать.

Тогда почему она вновь попыталась вернуть утраченные позиции?

Потому что для того, чтобы Всевышний перестал гневаться — необходимо исправить то, что его вызвало Его Гнев. А для этого нужно либо самим перестать гневить Творца, либо ждать когда порядок наведет ревнитель.

Первое, безусловно — предпочтительней.

 

на основе комментария рава Шломо Рабиновича

(автор книги «Тиферет Шломо», Польша, 1801-1866 гг.)

 

 

3. Двойная награда ревнителя

 

Написано в нашей недельной главе: «Пинхас, сын Элазара... отвратил ярость Мою от сынов Израиля, взревновав за Меня, и не истребил Я сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Эту фразу можно лучше понять при помощи притчи.

У царя был единственный сын, которого он любил всем сердцем и был к нему привязан всей душой. Но однажды принц сильно прогневил отца. Да так, что тот не пожелал его больше видеть.

И вот, царевич изгнан из дворца. Оставшемуся без средств молодому человеку пришлось вести жизнь скитальца, нищего и попрошайки.

Среди близких друзей царя был один человек, который решил проявить участие в судьбе оступившегося юноши. Он не жалел сил, чтобы смягчить сердце царя. И в конце концов — преуспел в этом.

В один прекрасный день царь простил своего сына и вернул его во дворец. Царь был несказанно рад, не меньше сына. А своего друга он наградил вдвойне. За то, что тот сумел погасить отчий гнев, разъедавший царя изнутри и омрачавший ему жизнь. А еще — и за то, что он помог вернуть любимого сына домой.

Теперь рассмотрим фразу, в которой Всевышний сообщает о заслуге Пинхаса. Как видим, Пинхас отличился вдвойне: он, как написано — «отвратил ярость Мою». И не просто, но — «от сынов Израиля» (от любимых детей Всевышнего).

Как-то группа предприимчивых дельцов открыла в Радине, в городе, где жил Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) злачное заведение. Азартные игры, пьянство и распутство — прочно обосновались в нем. Еврейская молодежь стала захаживать в это заведение и приобщалась там к чуждой культуре.

Хафец Хаим, узнав об этом, был очень озабочен.

— Зло пробило брешь в ограде и проникло в Израильский стан, — говорил он. — Нужны по-настоящему богобоязненные бойцы. Только они смогут с этим справиться.

В это время тяжело заболела и слегла единственная дочь кузнеца. Врачи лишь разводили руками и отводили взгляды. В слезах, растрепанный, с торчащей клочьями бородой, предстал кузнец перед Хафец Хаимом.

— Раби, спаси мою Ривку! — молил богатырь.

— Иди, уничтожь скверну, что пробралась в наш стан, — ответил ему раби Исраэль. — И я тебе обещаю, что скоро поставлю Ривке хупу.

Кузнец взял свой молот и, глядя прямо перед собой, твердым, решительным шагом направился в сторону злачного места. Он принялся крушить тяжелым молотом очаг разврата. Так — что куски камней и стекла брызнули во все стороны.

Вызванные на место происшествия хозяева заведения пытались урезонить не на шутку разошедшегося кузнеца. Но, куда там. Одного брошенного в их сторону взгляда было достаточно, чтобы понять, что нужно как можно быстрее ретироваться.

Через несколько часов интенсивной работы, на месте некогда фешенебельного здания громоздилась куча обломков.

Вскоре после этого, дочь кузнеца, Ривка, пошла на поправку.

Так кузнец своим молотом излечил родную дочь от тяжелой, малоизученной болезни, а евреев Радина — избавил от скверны разврата и чуждой культуры.

 

на основе комментария рава Менахема-Менделя Эрга из Косова

(автор книги «Аhават Шалом», Галиция, 1768-1825 гг.)

 

 

4. Машиах — чтобы не платить ипотеку

 

О Пинхасе в нашей недельной главе говорится: «Пинхас, сын Элазара... отвратил ярость Мою от сынов Израиля, взревновав за Меня, и не истребил Я сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11)

В Мидраше Ялкут Шимони Учителя открывают нам, что Пинхас — это Элиягу. Душа Эвеля была очень тесно связана с душой Пинхаса, который совершив поступок ревнителя, получил статус коэна, для себя и своих потомков. Душа же Пинхаса повторно явилась в наш мир в образе пророка Элиягу. Ей предстоит еще одно появление среди нас — когда пророк Элиягу возвестит наступлении окончательной геулы (избавления) и приходе праведного царя Машиаха.

В молитве, которую произносят после трапезы с хлебом (Биркат hа-мазон), есть такие слова: «Он, Милосердный, да пошлет щедрое благословение этому дому, и пусть пребывает оно над столом этим, за которым мы ели». И сразу же после этой просьбы, мы прибавляем еще одну: «Он, Милосердный, да пошлет нам пророка Элиягу».

Возникает вопрос: как связаны между собой эти просьбы? Почему после благословения дома мы просим о Машиахе?

Дело в том, что многие люди видят в Машиахе решение своих финансовых проблем. Дескать он наверняка скостит ипотеку, закроет все кредиты и ликвидирует задолженность банку. Ведь Машиах, в первую очередь, нужен именно для этого.

О том, у кого голова полна подобными мыслями, нельзя сказать, что он ждет Машиаха. Так что, не случайно сначала просят о материальном достатке в доме. Ведь если и после решения финансовых проблем человек все равно будет ждать Машиаха — это дорогого стоит.

Теперь от Биркат hа-мазон перейдем к молитве Пинхаса.

О нем в Танахе сказано: «И встал Пинхас, и помолился (в оригинале — вайефалель), и прекратился мор. И зачтено это ему в праведность из рода в род, во веки веков» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 106, ст. 30-31).

Выражение «вайефалель» может обозначать не только молитву, но и любое действие, которое ведет к спасению. То есть здесь имеется в виду поступок ревнителя, спасающего свой народ. Такие поступки могут быть в зависимости от ситуации — разными.

Где-то лет 170 назад в Вильно (ныне Вильнюс) разразилась эпидемия холеры, от которой сильно пострадала и еврейская община города.

Для противостояния этой напасти рав Исраэль Салантер (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) создал «Комитет помощи» (вад эзра). В него вошли десятки учеников раввина. Они самоотверженно ухаживали за больными, поддерживали их родных и близких, делали все, чтобы локализовать очаги распространения болезни и уменьшить число заразившихся.

Рав Исраэль особо предупредил участников «Комитета», чтобы в субботу, ухаживая за больными, они не прибегали к помощи местного населения (литовцев, поляков), но все делали сами, совершая даже те действия, которые связаны с нарушением шаббата.

Опасность для жизни отодвигает любые субботние запреты, — наставлял раввин своих учеников.

Холера не щадила ни богатых, ни бедных, ни уважаемых знатоков Торы, ни простых людей. В числе заболевших оказался внук главы еврейской общины. Молодые люди из «Комитета помощи» не отходили от него ни на минуту до тех пор, пока опасность для юноши не миновала. Через несколько дней после этого его уважаемый дед отправился к раву Салантеру, чтобы выразить свою благодарность.

— Твои ребята выходили моего внука, они старались изо всех сил, проявляя беспримерную самоотверженность и усердие. Но что касается соблюдения шаббата... Они разрешают себе делать то, что, по-моему, вполне можно было бы поручить нашим соседям.

Реакция раввина была неожиданной и резкой.

— Зачем ты возводишь напраслину на цвет нашего юношества?! Они на грани самопожертвования спасают ближних своих от смертельной опасности. Может ты собираешься дать нам урок, рассказав, что можно и чего нельзя, что разрешено и что запрещено по еврейскому закону?

— Я обещал их родителям, — продолжил раби Исраэль уже более спокойным тоном, — что никто из добровольцев не заразится холерой и не пострадает. Ты, давая свои советы, готов гарантировать здоровье и безопасность тем, кто им последует?

Глава общины потупил взор, медленно разулся и опустился на землю. Сидя на земле, он смиренно попросил у рава прощения...

 

на основе комментария рава Исраэля Салантера

(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век)

 

 

5. Пинхас — не на своем месте, Мордехай — в чужом краю

 

Наша недельная глава называется Пинхас. Не удивительно, что в ней говорится о Пинхасе: «Пинхас, сын Элазара…» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Рассказывают о раве Пинхасе Горовце раввине Фракфурта, учителе Хатам Софера (раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.), что он отличался своей особой скромностью.

В городе, где он жил, раввин старался не выделяться — одевался как простой еврей. Столкнувшийся с ним нос к носу, приезжий никогда бы не догадался, что перед ним — раввин, занимающий высокий пост. А ведь он был равом крупного европейского города. При этом ни в одежде, ни в манере себя держать — не допускал никаких раввинских отличий.

Однако стоило ему отправиться в дальнюю поездку, или, даже не слишком дальнюю, скажем, с визитом в общину соседнего города — тут уже «протокол» соблюдался до мелочей. Элементы почета и уважения занимали свои места.

Как-то у рава Пинхаса поинтересовались, откуда эта удивительная традиция. И он с удовольствием дал этому объяснение.

Недельную главу Пинхас всегда читают в период трех недель траура (между постами 17-го Таммуза и Девятого Ава; этот период в нашей традиции называют — бейн а-мецарим, что переводе означает — «меж теснин»). Этому календарному чтению часто не придают никакого особого значения.

В главе Пинхас присутствуют и описания служения в новомесячье (на иврите — рош ходеш) и во все праздничные дни. Поэтому соответствующие отрывки из главы Пинхас читают в Мафтирах этих особых дней.

Вызов к чтению такого Мафтира считается особо почетным.

Таким образом, когда недельную главу Пинхас читают в ее обычное время и в обычном месте — она ничем не выделяется среди остальных глав Торы. Но в праздники, отрывки из нее — становятся почетными Мафтирами. И это сродни чудесному превращению невзрачной куколки в красавицу-бабочку, порхающую среди прекрасных цветов.

Исходя из этой аналогии, — продолжил рав Горовиц, — когда я в своем городе, Пинхас находится «меж теснин», и значит — нет места славе и почестям. Но стоит Пинхасу покинуть свое место — он уже уважаемый Мафтир, со всеми соответствующими атрибутами почета.

Нечто похожее рассказывают и о раве Гершоне Штерне, раввине города Лудуш, что в Трансильвании.

Как-то он оказался в другой стране. Там он выступил перед евреями местной общины и другими приезжими раввинами со словами Торы, щедро приправленными красивыми притчами. Его выступление, наполненное глубоким смыслом, оставило у присутствующих ошеломляющее впечатление.

Когда он закончил говорить, его не отпускали, прося продолжить. И так повторялось несколько раз.

Отметим, что там выступали и другие раввины, но никого из них не вызывали на бис.

Эта ситуация напомнила Раби Гершону о Мордехае из Мегилат Эстер (Танах, Книга Эстер). В завершающей ее фразе говорится, что Мордехай был великим человеком в глазах евреев, большинство его собратьев выражало ему свое почтение. Он умел ясно и доходчиво излагать, и это нашло отклик у всех его потомков.



 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как можно заменить западную цивилизацию?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля