ЭМОР 
"ЭМОР"
ЭМОР 
Чтение текста
Афтары

"ЭМОР"

18.05.2024, 10 Iyyar, 5784

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Берешит»

 

Место в Торе: Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.

 

Почему она так называется?

Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном переводе).

Вначале на иврите - берешит.

 

Обсуждение главы Берешит

 

1. Кто захватчик

 

Наша недельная глава и вся Тора начинается описанием процесса сотворения мира — «Вначале сотворил Всевышний небо и землю…» (Берешит, гл. 1, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Тору надлежало бы начать повелением — «Этот месяц для вас — Глава месяцев» (Шемот, гл. 12, ст. 2). Ведь это — первая заповедь, данная сынам Израиля.

Почему же сначала идет Сотворение мира?

Потому что «силу дел своих явил Он народу своему, чтобы дать им владение племен» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 111, ст. 6). И если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов» — сыны Израиля ответят им: «Вся земля принадлежит Творцу. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле своей Он дал ее им во временное владение, по воле своей Он отнял у них и дал ее нам».

Если Тора — это учение о заповедях, то ее действительно стоило начать с первой из них («этот месяц для вас — глава месяцев»). И вообще — всю целиком посвятить только правилам выполнения заповедей.

Сотворение мира — это конечно тоже важная тема, но ей Моше мог посвятить другую книгу. Ведь, в конце концов, он написал о страдающем праведнике и преуспевающем злодее в отдельной книге, книге Иова (Танах).

Раши объясняет объединение Учения о Сотворении мира с Учением о заповедях в одну общую книгу, необходимостью дать ответ на претензию народов мира о «захвате» Эрец Исраэль. Мол, ничего мы не захватывали, но Всевышний — Хозяин всех земель, и Израиль мы получили с Его согласия.

Если мы углубимся в историю вопроса, то обнаружим весьма интересные факты.

В главе Лех леха написано: «И прошел Авраам по стране до Шехема, до Элон Морэ, а кенаанцы были тогда в стране» (Берешит, гл. 12, ст. 6).

Раши отмечает, что Ноах после Потопа разделил всю землю между своими потомками. И место, где сейчас расположен Израиль, получил Шем и его наследники. Как сказано: «И Малки-Цедек, царь Шалема» (Малки-Цедек — это Шем, а Шалем — это Йерушалаим).

Войной отнимали Землю Израиля у потомков Шема, ибо она досталась Шему, когда Hoax разделил земли между своими сыновьями. Как сказано: «И Малки-Цедек, царь Шалема» (Берешит, гл. 14, ст. 18).

Поэтому Всевышний сказал Авраму: «Твоему потомству дам эту землю» — в будущем Я возвращу ее твоим сыновьям, потомкам Шема.

Сказанное о том, что «кенаанцы были тогда в стране» — косвенно подтверждает приведенный здесь исторический экскурс. Кенаанцы были тогда в стране, а до них там были потомки Шема. И значит, кенаанцы завоевали их землю. Выражаясь современным языком — оккупировали. Несмотря на это, оккупантами народы мира называют израильтян.

Испокон веков повелось, что могучие державы покоряют слабых соседей и захватывают их территории. Все империи зарождались на поле брани, благодаря блестящим победам своих полководцев, а, ослабев, уходили в небытие, под ударами набирающих силу новых героев.

Современная политическая карта мира обусловлена победами одних стран и поражениями других. Она сформировалась благодаря аннексии территорий, захвату, оккупации, присоединению, расчленению, благодаря ультиматумам и пактам, нотам протеста и закулисным договоренностям.

Таким образом, практически любую страну можно, не покривив душой, назвать агрессором и оккупантом. Но называют почему-то только Израиль. Хотя Израиль — одно из немногих государств, которое не захватывало чужое, но, лишь, вернуло часть своего.

Ненавистников евреев называют антисемитами, а евреев, соответственно — семитами. Семиты — это потомки Шема.

Значит, сыны Израиля не захватили чужую территорию, но вернули ту, что некогда принадлежала их предкам.

На это народы мира могут сказать: «Позвольте! Но вы же приняли Тору, и значит должны быть образцом добропорядочности и морали. Мы Тору отвергли, поэтому для нас право сильного — это решающий аргумент в споре».

Когда испанцы, уничтожая индейцев, отобрали их земли и создали на них Мексику — это было их право, весь мир аплодировал стоя. Затем США оттяпали часть Мексики и присоединили к себе в виде штата Техас. И это, под бурные аплодисменты мировой общественности, считалось торжеством справедливости.

Да и кенаанцы совершенно справедливо вздули потомков Шема — так и надо этим слабакам.

Но когда сыны Израиля заняли свою исконную землю, страну их предков, тут возмущению мировых лидеров нет предела. Не имеете права! Вам по Торе — нельзя.

Именно поэтому Всевышний и начал Тору с того, что нам по ней — можно и нужно. Ведь всемирная ассамблея, на фасаде здания которой начертаны слова еврейского пророка Йешаягу — не может не признавать слов Творца, от Имени которого Йешаягу пророчествовал.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Почему Тора начинается с буквы бет

 

Тора открывается описанием процесса Сотворения мира. И мы читаем: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю. А земля была пустынна и хаотична, но начала обретать форму, и тьма покрывала бездну, а дух Всевышнего парил над поверхностью воды» (Берешит, гл. 1, ст. 1-2).

В Мидраше Танхума Учителя задаются вопросом почему Тора начинается буквой бет (первое слово Торы — берешит, начинается с бет)? Ведь алеф — первая буква алфавита.

И находят такой ответ. С буквы алеф начинается слово «арур» (проклятый), а с бет — «барух» (благословенный). Поэтому Всевышний и решил начать создавать мир с буквы бет, чтобы он стал благословением.

Мы видим, что хотя в основе нашего мира и лежит бераха (благословение), несмотря на это, люди умудряются в немалой степени гневить Творца и нарушать Его Волю. Можно себе только представить, что было бы, если бы Сотворение мира опиралось на проклятье.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Хагига, гл. 2) приведено рассуждение Всевышнего. Если начать Тору с буквы алеф, мир едва ли устоит, ведь с алефа начинается «арира» (проклятье). Поэтому лучше начну Тору с бет — ведь она первая в слове «бераха» (благословение).

Но тогда возникает вопрос: почему знаменитые Десять Речений начинаются с алеф?

В Вавилонском Талмуде (трактат Песахим, лист 54) говорится, что Тора предшествовала Сотворению мира. Тем не менее, она была дарована сынам Израиля, и значит, начала реализовываться лишь спустя почти две с половиной тысячи лет. А все то время, что Тора не соблюдается — у мира нет надежной защиты и противодействия проклятию и силам зла. Поэтому творение мира начиналось с буквы бет и благословения, связанного с ней, а не с буквы алеф.

Десять Речений звучали, когда у сынов Израиля уже была Тора, и они находились под ее защитой. И даже если начинала действовать мера суда — с помощью Торы ее можно переформатировать в меру милосердия. Поэтому в Десяти Речениях буква алеф, по праву, заняла место во главе, то есть — в самом начале.

А при сотворении мира, когда преобладала тьма, раскинувшись над бездной, и Свет Торы еще не действовал явно, Всевышний выдвинул на первый план букву бет, а алеф попридержал.

 

на основе комментария рава Гершона Штерна

(автор книги «Ялкут Гершуни», Австро-Венгрия, Румыния, 1861-1936 гг.)

.

 

 

3. Мир — это дом

 

Написано в нашей недельной главе: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю. А земля была пустынна и хаотична, но начала обретать форму, и тьма покрывала бездну, а дух Всевышнего парил над поверхностью воды» (Берешит, гл. 1, ст. 1-2).

Первое слово в Торе, берешит (вначале), начинается буквой бет. Но первая буква в алфавите — алеф. Почему же Тора не начинается с нее?

Если бы Тора начиналась так же, как алфавит, то, приступив к чтению, человек мог бы подумать, что уже начал постигать Тору и продвигается в этом, по мере чтения.

Но Всевышний начал Тору буквой бет, и теперь, сколько ни читай — ты даже до алефа еще не дошел, даже не начал постигать текст. Ведь Тора — бесконечна. Поэтому, сколько бы ты ни выучил, по отношению к бесконечности это — ничто.

Кроме того, алеф намекает на процесс учебы. Как сказано: «Я наставлю тебя (аалефха) на ум» (Танах, книга Иова, гл. 33, ст. 33).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 104) Учителя открывают сокровенный смысл букв. Так алеф намекает на обучение Мудрости. Тот, кто обучает другого, называется «алуф». Царь Давид, сказал о человеке, у которого он чему-то научился: «алуфи» — мой наставник» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 55, ст. 14).

Буква бет ассоциируется с домом (байт).

Наш мир — временное жилище, времянка. Это — прихожая перед главным залом. В прихожей следует привести себя в порядок, чтобы войти в главный зал (Будущий мир) в приличном виде.

Всевышний неспроста начал описание Сотворения мира буквой бет. Благодаря этому, понятно, что наш мир походит на дом. И цель Сотворения мира и человека в нем изложены в Торе, начинающейся с буквы бет. Поэтому главные силы и основное время нужно тратить на Тору, на ее изучение и на обучение заключенной в ней Мудрости других. Ведь именно она поможет попасть в главный зал. И ни в коем случае не следует уподобляться недалеким глупцам, считающим, что наш мир — это и есть главное помещение, и значит, нужно именно здесь пускать корни и обживаться.

В книге Зогар, являющейся основой сокровенной Торы, говорится, что буква бет указывает на то, что находится внутри. А внутри бет дегеш, точка — начало Мудрости. И это, как известно — «трепет перед Творцом» (Теилим, гл. 111, ст. 10).

Богобоязненность — основа всего, с формирования этого чувства в себе нужно начинать. Без богобоязненности Тора превращается в заурядную науку (прах на наши уста!). И перед началом изучения Торы, необходимо взрастить в себе трепетное отношение к Всевышнему. Ибо в Талмуде (трактат Шаббат, лист 31) свидетельствуют Учителя, что знаток Торы, необремененный богобоязненностью, подобен казначею, у которого есть ключи от сейфа, но ключей от помещения, где находятся сейфы, ему не дали.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

4. Буквы раби Акивы

 

Написано в нашей недельной главе: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю. А земля была пустынна и хаотична, но начала обретать форму, и тьма покрывала бездну, а дух Всевышнего парил над поверхностью воды» (Берешит, гл. 1, ст. 1-2).

Раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) изучал форму и строение букв и особые короны, венчающие некоторые из них (на иврите они называются — тагим).

Ему удалось открыть много сокровенных знаний, относящихся к внутренней Торе (пнимиют hа-Тора). О своих открытиях он поведал ученикам, а те передали их по цепочке дальше. Так эти сокровенные знания дошли до нас.

Приведу здесь одну из историй, отвечающую на вопрос: почему Сотворение мира началось с буквы бет, а не с алеф?

Вначале перед Творцом предстала последняя буква алфавита, тав, и попросила, чтобы Тот с нее начал Сотворение мира. Но Всевышний отказал ей, сославшись на то, что она — основа слова мита (смерть).

Затем решила попытать счастье предпоследняя буква адфавита, шин. Но и ее Всевышний отверг, поскольку с нее начинается слово шекер (ложь).

И так буквы, одна за другой, в порядке, обратном алфавитному, представали перед Творцом в надежде, что с них начнется Сотворение мира.

Но Всевышний всех отвергал, пока не дошла очередь до буквы бет. Та стояла молча в сторонке и ничего не просила.

— Почему ты не просишь, чтобы тобой открылось Сотворение мира?

— Двадцать других букв — отвергнуты, — ответила она. — Очевидно и меня ожидает та же участь.

— Но с тебя начинается слово «барух» (благословенный). И это — достаточная причина, чтобы и Тору, и соответственно, Сотворение мира начать именно с тебя...

Сказано — сделано. Всевышний всегда исполняет обещанное. В свидетельство того, что мир создавался с буквы бет, ее в начале Торы, в слове берешит принято писать большего размера.

Между тем, не нужно забывать, что еще осталась буква алеф. И она тоже скромно стояла в сторонке, не решаясь подойти.

— Почему ты ничего не просишь? — обратился к ней Творец.

— По двум причинам. Во-первых, с бет начинается барух, а с меня — арур (проклятый). Во-вторых, Ты уже выбрал бет. Так какой мне смысл просить?

— Есть смысл! Я начну тобой Десять Речений.

Сейчас, когда все довольны, можно задать вопрос: почему буквы приходили к Творцу в обратном порядке? Почему не в обычном, алфавитном?

Дело в том, что прямой порядок символизирует меру милосердия, а обратный — меру суда. Поэтому месяц, в который вершится Суд называется Тишрей — все буквы стоят в обратном порядке.

Всевышний решил создать мир на основе меры суда, чтобы все было по-честному, без всяких поблажек. Но затем Он понял, что так миру не устоять. Тогда Он упредил развал, вызвал меру милосердия и присоединил ее к мере суда.

Мы видим, что при описании Сотворения упоминается только имя Элоким (Всевышний), символизирующее меру суда. Но при подведении итогов творения, на первое место становится Четырехбуквенное Имя, связанное с милосердием. Здесь мы читаем: «Вот родословие неба и земли, когда они были сотворены, в день, когда Творец (Четырехбуквенное Имя), Всевышний (Элоким) завершил создавать землю и небо» (Берешит, гл. 2, ст. 4).

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

5. Луна и звезды

 

В нашей недельной главе написано о сотворении солнца, луны и звезд. Об этом читаем: «И сделал Всевышний два больших светила: большее, чтобы управлять днем, и меньшее, чтобы управлять ночью, и звезды» (Берешит, гл. 1, ст. 16).

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 60) разъясняется, что вначале солнце и луна были сотворены равновеликими, но затем луна была уменьшена — за то, что стала жаловаться и сказала: «Не могут два царя носить один венец».

Поясню это притчей.

Царь вызвал к себе двух министров и наделил их особой властью и полномочиями.

— Пусть, один заведует делами в столице, другой — управляет на остальной территории страны.

Причем царь не конкретизировал свое решение — кому из них править страной, кому — столицей.

Тогда один из министров взял инициативу в свои руки и заявил:

— Давай ты будешь править во всей стране, а я только в столице. Ведь ты способнее меня,  поэтому тебе полагается больше власти.

Другой министр ответил согласием, и так они и поступили.

Когда царь узнал о том, как был исполнен его указ, на него произвели большое впечатление качества характера министра, выбравшего себе столицу — его стремлением найти компромисс, готовностью идти на уступки.

И он постановил, что всякий раз, когда столичный правитель будет выходить из дворца, его будет сопровождать почетный кортеж из королевских гвардейцев.

Тот же, кто управляет страной, не проявил инициативы, и будет поэтому всюду ходить в одиночестве, без какого-либо сопровождения.

Теперь мы можем лучше понять, что произошло со светилами.

Вначале они, два больших светила, были сотворены равновеликими.

Но вот, луна себя уменьшила, так, что ее свет стал различим только ночью, в темноте.

За этот самоотверженный поступок, Всевышний дал ей звезды — чтобы сопровождали ее в виде почетного караула.

С тех пор луна двигается по небу вместе со своей свитой, а солнце — в одиночестве...

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв. 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭМОР»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21

 

Почему глава так называется?

По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям Храма), сынам Аарона…”.

Эмор в переводе с иврита — скажи.

 

Обсуждение главы Эмор

 

1. Может ли коэн гадать?

 

Предыдущая недельная глава (Кедошим) завершается категорическим запретом на гадания и ворожбу. Написано: «И будьте Мне святы, потому что свят Я, Всевышний, и Я избрал вас из народов, чтобы вам быть Моими. И мужчина или женщина, если окажется среди них некромант или маг, смерти преданы будут, камнями побьют их, кровь их на них» (Ваикра, гл. 20, ст. 26-27).

А вот начало нашей недельной главы: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

Возникает вопрос: существует ли связь между этими фрагментами, и если существует, то какая?

У народов мира издревле были жрецы и всевозможные предсказатели будущего. Свои предсказания они делали с помощью колдовства, ворожбы или общения с душами умерших. Все это глубоко вошло в культуру народов мира, в их верования и образ жизни. Они даже и не представляли себе, что может быть по-другому. 

Сыны Израиля в этом языческом вертепе были единственным исключением. В глазах народов мира коэны были жрецами — такими же, как их жрецы. С той лишь разницей, что коэны служат Всевышнему.

Но Всевышний в Торе четко обозначил истинное различие. И мы читаем: «Я избрал вас из народов, чтобы вам быть Моими». Поэтому евреи никогда не должны уподобляться народам мира, а коэны — их жрецам.

Так что же, будущее вообще нам нельзя ни предвидеть и ни предсказывать? 

Ну, настолько большой жертвы, конечно нельзя требовать. Ведь как поется в песне — «Устроены так люди, Желают знать, что будет».

Предсказывать будущее — не запрещено. Запрещены средства, которыми пользуются жрецы — колдовство, ворожба, гадание на кофейной гуще, или по куриной косточке и т.п.

Но если по куриной косточке нельзя и на кофейной гуще нельзя — как же тогда предсказывать? 

Во времена Первого Храма, коэн гадоль (главный коэн) для ответа на жизненно важные вопросы использовал урим ве-тумим.

 Урим ве-тумим, как объясняют Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) и Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), представляли собой имена Всевышнего, вложенные внутрь нагрудного украшения хошен, которое носил коэн гадоль. В хошен были встроены 12 драгоценных камней с вырезанными на них именами колен. Главный коэн, сосредотачивался на этих именах, и буквы начинали светиться. Тогда коэн гадоль составлял из них ответ на заданный вопрос.

Пророки умели воспринимать образы из более высоких духовных миров и, правильно их интерпретируя — открывать будущее, далекое и близкое.

В наше время нет ни урим ве-тумим, ни пророков. Но праведные люди, мудрецы Торы, порой могут обладать особым видением, особым даром Всевышнего (руах hа-кодеш), позволяющим им заглядывать дальше, чем видят обычные люди.

Те, кто действительно обладают руах hа-кодеш (их — считанные единицы) могут, увидев начало какого-либо процесса, понять, к чему он приведет.

Теперь нам понятно, как окончание предыдущей недельной главы связано с началом нынешней.

Глава Кедошим завершается запретом на ворожбу и колдовство, включая любые попытки вызвать души умерших.

Но быть может, коэнам это разрешено? Ведь коэны в глазах народов мира — подобны жрецам. А жрецы всем этим занимаются. 

Поэтому наша глава и начинается обращением к коэнам — чтобы не осквернялись  они контактом с умершими. Ведь открыта кедуша, и из нее (исключительно из нее) они должны черпать свои знания.

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Мог ли Авраам жениться на разведенной?

 

В нашей недельной главе даются запреты, относящиеся к коэнам. В частности — запрет на контакт с умершими и запрет на вступление в брак с разведенной женщиной. Об этом читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона... пусть не оскверняются прикосновением к мертвому... и разведенную пусть не берут себе в жены» (Ваикра, гл. 21, ст. 1, 7).

Рассказывается в Талмуде (трактат Недарим, лист 32), что Шем (один из сыновей Ноаха) исполнял функции коэна. Сказано о нем: «А он — коэн Всевышнего» (Берешит, гл. 52, ст. 58). Но Всевышний лишил его этого статуса — за то, что тот в благословении поставил Авраама перед Творцом — «И благословил он его и сказал: Благословен Аврам от Всевышнего, владеющего небом и землей. И благословен Всевышний...» (Берешит, гл. 14, ст. 19).

Другой человек на месте Авраама расплылся бы в довольной улыбке или зарделся бы от смущения. Но Авраам не принял эту бераху (благословение). «Разве благословляют раба прежде того, кто этим рабом владеет?!», — резонно заметил он.

В эту же секунду статус коэна перешел к Аврааму.

Восхищаясь достойной реакцией Авраама и справедливым решением Всевышнего, мы все же должны отметить, что последующие события не могут не вызвать вопросы. 

После того как умерла Сара, Авраам снова женился. Как написано: «И вновь Авраам взял себе жену, по имени Кетура» (Берешит, гл. 25, ст. 1).

Кетура, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — это была та самая Агарь. 

Но ведь мы знаем, что Авраам развелся с Агарью и отослал ее из своего дома (см. Берешит, гл. 21, ст. 14).

Этот поступок Авраама и порождает вопросы. 

Авраам к тому времени уже был коэном. А коэнам, как мы узнали из нашей главы, запрещено брать в жены разведенную женщину. Тогда, почему Авраам женился на Кетуре? Имел ли он на это право?

Комментарий Раши поставил перед нами вопрос. Он же — поможет найти ответ на него. 

Написано: «Скажи коэнам, сынам Аарона…». Сказано — именно «сынам Аарона», — уточняет Раши, —  но не «дочерям Аарона».

То есть, все адресованные коэнам запреты — чтобы не прикасались к умершему и не женились на разведенной — относятся только к коэнам, потомкам Аарона. Следовательно, Авраам, который не был «сыном Аарона», несмотря на то, что имел статус коэна — мог вернуть, отосланную ранее Агарь.

Мог он, кстати, и сам хоронить Сару. Как сказано: «И поднялся Авраам от лица умершей своей... После этого похоронил Авраам Сару, жену свою, в пещере поля Махпелы» (Берешит, гл. 23, ст. 3, 19)

 

на основе комментария рава Эфраима-Фишела Штейна

(Израиль, наше время)

 

 

3. Две заповеди коэнов

 

Наша недельная глава начинается с заповедей, относящихся к коэнам. Написано здесь: «Говори коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего. Но только прикосновением к ближайшим родственникам, матери своей и отцу» (Ваикра, гл. 21, ст. 1-2).

В Торе подчеркивается, что коэны — сыны Аарона. И это неспроста. Они должны постоянно об этом помнить, и вот почему.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 5) Учителя объясняют, что человеку нужно делать, чтобы устоять и не поддаться влиянию дурного начала (на иврите — йецер hа-ра). Оно, как известно, постоянно пытается направить человека на путь проступков и прегрешений.

Итак, прежде всего, нужно стараться руководствоваться своим позитивным началом (йецер hа-тов) — натравить йецер hа-тов на йецер hа-ра и посмотреть, что из этого выйдет.

Если не поможет — надо засесть за изучение Торы. Постараться изучать ее сосредоточенно и углубленно.

В качестве еще одного сильнодействующего средства предлагается прочесть молитву Шма.

А в самом крайнем случае, если ничто не помогло — подумать о неизбежной смерти. Это уж точно должно сработать.

Это последнее, самое действенное средство — не подходит для коэнов. Ведь они не участвуют в похоронах, не посещают кладбища, не приближаются к умершим. Поэтому смерть не производит на них должного впечатления. Зверь, который никогда не сталкивался с охотником, не станет от него убегать. Коэн, в каком-то смысле сродни непуганому зверю.

Зная это, Тора дает совет всем коэнам. Если мысли о смерти не производят на вас должного воздействия, помните, что вы — потомки Аарона и должны идти его путем. А он, как известно, любил мир и гармонию, к ним были направлены все его устремления.

Прегрешения же — множат хаос и несут разрушение в духовные миры.

Во времена, когда существовал Бейт hа-Микдаш (Храм), коэны несли в нем службу и выполняли ряд заповедей.

Сейчас, когда Храм разрушен, и храмовой службы у коэнов нет — у них из всех заповедей остаются только две: повелительная заповедь — благословлять народ Израиля и запретительная — не осквернять свое коэнство, свой особый статус. 

Намек на эти заповеди присутствует в нашем фрагменте. «Говори коэнам» — сделай так, чтобы они говорили, чтобы благословляли сынов Израиля. «И скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим». Это — залог сохранения статуса коэна.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части, каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

 

4. Лев-грузчик и лис-лавочник

 

Написано в нашей недельной главе: «Говори коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего. Но только — прикосновением к ближайшим родственникам, матери своей и отцу» (Ваикра, гл. 21, ст. 1-2).

А вот, что говорится в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 8).

В период, когда в Израиле свирепствовал голод из-за сильной засухи, раби Иеhуда hа-Наси (величайший мудрец, глава поколения, и вместе с тем, весьма состоятельный человек) — открыл свои закрома и снабжал голодных пропитанием. Но — не всех. Ведь на всех не хватило бы. Поэтому он поставил условие: знающие Танах — пусть войдут и едят, изучающие Талмуд — ешьте на здоровье, сведущие в галахе (законах) — для вас накрыт стол. Но невеждам и неучам здесь делать нечего.

Раби Йоханан бен Амрам сумел протолкнуться через толпу и предстал перед раби Иеhудой.

— Дай мне еды, — попросил он.

— Ты изучал Тору, ты знаток Талмуда, разбираешься в галахе? — осведомился раби Иеhуда.

— Увы, нет.

— Тогда, я не стану тебя кормить, ты уж прости.

— А ты накорми меня, как кормят ворону или собаку…

«Как кормят ворону или собаку» — интересный аргумент. Действительно, ворона и собака точно не сильны в Талмуде, однако Всевышний, несмотря на это, посылает им пропитание. Так почему бы и раби Иеhуде не накормить Йоханана бен Амрама без всяких условий? Ведь он ничем не хуже вороны?  

Впрочем, и этот спасительный для Йоханана аргумент — не сто процентный. Его действие тоже ограничено соблюдением определенного условия. Человек может рассчитывать на еду, если он не злословил и не сплетничал, не осквернял своего рта нарушением того или иного запрета. Только в этом случае он не хуже вороны и собаки. Ведь собака и ворона не сплетничают и не злословят, и уже хотя бы за это достойны пропитания.

И еще говорится в Талмуде (трактат Кидушин, лист 82), что никто не видел оленя-садовника, льва-грузчика или лиса-лавочника.

Но они и без этого неплохо себя обеспечивают.

Заметим, что олень весьма проворен и прыток, поэтому мог бы быстро обходить сада и поля, оберегая их и ухаживая за ними.

Лев очень силен, и вполне справился бы с погрузкой и разгрузкой.

Лис умен, хитер и изворотлив. Что еще нужно торговцу?

Животные, как известно (а заодно с ними — и растения) созданы, чтобы служить человеку, венцу Творения, созданы ради него. Задача людей — служить Всевышнему. Но животным, слугам человека, с легкостью удается прокормить себя, даже не занимаясь профессиональной деятельностью. Почему же человеку, рабу Всевышнего, порой так тяжело добыть пропитание?

Из-за прегрешений. Прегрешения сильно уменьшают порцию и ужесточают условия получения.

Все началось с первого человека, Адама. Помните, он нарушил запрет Творца и съел плод с Дерева познания. За это получил проклятие — в поте (то есть нелегким трудом) добывать хлеб свой (см. Берешит, гл. 3, ст. 19).

Это проклятие до сих пор в силе. Дополнительные прегрешения еще больше ухудшают состояние парнасы (пропитания).

Там, где говорится о сотворении человека, в Торе используется такая фраза: «И стал человек душою живою» (Берешит, гл. 2, ст. 7). 

Душой, способной разговаривать, — отмечает в своем комментарии-переводе Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век). 

Выходит, отличительная особенность человеческой души — умение говорить. 

В нашей недельной главе, в запрете коэну прикасаться к умершему, мы снова встречаем слово «душа» — «Душой пусть не оскверняется в народе своем» (так звучит этот запрет в дословном переводе).

Таким образом, в Торе, в дополнение к прямому пониманию, дается намек, что нельзя осквернять свою речь злословием и сплетнями. В продолжение фразы — говорится о ближайших родственниках. Но слово «шеэро», означает также — «пропитание» (см. комментарий Раши к книге Шемот, гл. 21, ст. 10).

Получается, в Торе мы находим обещание: не оскверняй свою речь — и у тебя всегда будет пропитание. То есть будешь жить в достатке.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

5. Жена — самая близкая

 

В нашей недельной главе говорится об адресованном коэнам запрете на прикосновение к умершим сказано: «Говори коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего. Но только прикосновением к ближайшим родственникам, матери своей и отцу» (Ваикра, гл. 21, ст. 1-2).

В Талмуде (трактат Нида, лист 31) говорится, что в рождении человека участвуют трое: Всевышний, отец и мать. Всевышний дает новорожденному душу, а от родителей он получает тело. Поскольку душа, сгусток абсолютной духовности — творение Всевышнего, источник ее — в Нем, она влечет и направляет человека только к кедуше (святости). Тело же, напротив, будучи сугубо материальным, постоянно испытывает человека всевозможными соблазнами, с единственной целью — привести его в состояние духовной нечистоты.

Намек на это содержится в нашем фрагменте. Выражение «чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим», можно перевести и так: «душой не оскверняйтесь» или — «не осквернитесь». То есть — душой, полученной от Всевышнего, когда будете за ней следовать, вы не осквернитесь. Поэтому не бойтесь слушаться ее голоса. Но от ближайших родственников, то, что вы получили от них (от матери и отца) — тело, образчик грубой материальности, совершенно бездуховное — оно, если последуете за ним, приведет вас к самой отвратительной туме (духовной нечистоте).

Если мы рассмотрим семью, то заметим, что каждый из ее членов состоит в родственных связях со всеми остальными. Например, брат — в близком родстве с другим братом, а также — с сестрой и с родителями.

Не так обстоит дело с женой. Только один человек из всей семьи мужа может быть ей по-настоящему близок — ее муж. Единственный близкий родственник умершей — ее муж, он и должен позаботиться о ее погребении.

Написано в нашем фрагменте: «Но — только прикосновением к ближайшим родственникам».

О каких родственниках здесь идет речь?

В Торе тут используется слово «шеэро». И Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) тут же приходит на помощь, объясняя, что «шеэро», значит — «ишто» (его жена).

И это логично, что из всех близких родственников, которых разрешается хоронить коэну, жена упоминается первой. Ведь, кроме мужа, ее больше некому хоронить.

И все же, если мы внимательно присмотримся к тексту Торы (на иврите), в том фрагменте, где, как выяснилось, речь идет об умершей жене коэна, мы не можем не обратить внимания, что там использован мужской род. Слово «hа-каров» (близкий) в выражении «шеэро hа-каров» стоит в мужском роде. Так, может быть, здесь речь идет все-таки не о жене? 

Попробуем разобраться в этом грамматическом несоответствии.

Слово «шеэро» связано со словом «басар» (плоть). Подразумевается — «близкая плоть». То есть — жена. Как сказано: «Оставит человек своих отца и мать и соединится с женой, и станут они одной плотью» (Берешит, гл. 2, ст. 24).

Слово «плоть» (басар) на иврите имеет мужской род. Поэтому использование мужского рода в нашем фрагменте вполне оправдано.

Приведем еще одно, более глубокое разъяснение.

Сказано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 22), что смерть жены для мужчины — подобна разрушению Бейт hа-Микдаша (Храма).

И еще пишут наши Учителя в Мидраше Мехильта, что Имя Всевышнего не будет цельным до тех пор, пока не восстановится Храм. Имеется в виду четырехбуквенное Имя, состоящее из букв: йод, hей, вав и hей.

Так вот, пока у нас нет Храма — последние две буквы в Имени Всевышнего, вав и hей — как бы отсутствуют.

В отрывке Торы, где говорится о жене коэна, должно быть использовано слово «hа-крова» (близкая). Но, чтобы показать, что ее смерть подобна разрушению Храма, убираются буквы вав и hей и получается — «hа-каров».

 

на основе комментария раби Ицхака из Воложина

(Литва, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.) 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Когда я дома с мамой — постоянно чувствую тревогу…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля