ЭМОР 
"ЭМОР"
ЭМОР 
Чтение текста
Афтары

"ЭМОР"

18.05.2024, 10 Iyyar, 5784

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «КОРАХ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.

 

Почему она так называется?

По имени в первой фразе главы: «И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».

 

Обсуждение главы «Корах»

 

1. Только не Моше, только не Аарон!

 

В нашей недельной главе рассказывается о попытке манипуляции общественным сознанием — когда кучка интересантов пытается организовать общественный протест и направить его против Моше и Аарона («только не Моше, только не Аарон!»).

И все это под соусом борьбы против диктатуры, против узурпации власти.

Ничего не напоминает?

Тора актуальна во все времена. И то, что происходит сейчас, на наших глазах, уже описано в Торе. Проблема заключается в том, что люди не хотят учиться, не торопятся извлекать уроки из прошлого и, как следствие — в очередной раз наступают на те же грабли.

Начнем читать нашу недельную главу. Написано: «И поднял бунт Корах, сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви, а с ним Датан и Авирам, сыновья Элиава, и Он, сын Пелета, из потомков Реувена» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Возникает вопрос: почему заговорщики подняли бунт именно в тот момент, что им мешало сделать это раньше?

Дело в том, что Моше навел десять казней на Египет, затем рассек море, а, кроме того, благодаря ему, в пустыне начал выпадать манмане — см. на сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», № 705).

Да и вообще, за все время, которое сыны Израиля пробыли в пустыне, с ними не произошло ничего дурного — если не считать историю с золотым тельцом. Тогда Моше решительно встал на защиту народа. Он молился за них 40 дней и 40 ночей. И спас народ от уничтожения.

В тот период евреи любили его всей душой, и слушались его. Если бы в то время кто-нибудь взбунтовался бы против Моше, люди побили бы его камнями.

Но когда сыны Израиля пришли в пустыню Паран, то началась череда бедствий. В Тавъэре пожар на краю стана унес жизни людей. Затем многие погибли в Киврот hа-Таава.

После провала разведчиков, Моше уже не молился за сынов Израиля так, как молился за них после поклонения золотому тельцу. И приговор не был отменен. Поэтому разведчики погибли страшной смертью перед Всевышним, а весь народ был приговорен к вымиранию в течение 40 лет в пустыне.

На души всех легла горечь, и у людей появились мысли, что несчастья свалились на них из-за Моше.

Во все времена люди склонны обвинять правителей в своих промахах и просчетах. Именно этот момент и выбрали бунтари, чтобы оспорить власть Моше, в надежде на то, что народ их поддержит. 

Датан и Авирам не вчера возненавидели Моше. Они точили на него зуб примерно 80 лет. И вот почему. Позавидовав молодому аристократу, который жил на всем готовом во дворце, словно у фараона за пазухой, они донесли на молодого Моше, обвинив его в убийстве с отягчающими. Такое египетские власти не прощали. И Моше пришлось бежать в Мидьян.

Проходит время, и Всевышний сообщает Моше, что он может вернуться, поскольку умерли все те, кто жаждал его крови.

Но Датан и Авирам — не умерли.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что они разорились и лишились всего своего имущества. А нищий, все равно, как мертвый. Моше, в отличие от них, вернувшись из своего добровольного изгнания — разбогател.

Датану и Авираму невыносимо было видеть богатого и успешного Моше. Они безумно завидовали ему.

Чтобы приструнить «зарвавшихся и зажравшихся узурпаторов власти» (злодеи во все времена в своей борьбе с законным правительством используют схожую лексику) была быстренько создана партия под условным названием «Союз бедноты», во главе с Корахом — самым богатым человеком того времени.

Лицемерию злодеев, рвущихся к власти нет предела. Не так давно в Израиле, рабочую партию, партию пролетариата возглавлял мультимиллионер.

В антиправительственных манифестациях и протестах активное участие приняли 250 общественных деятелей, все были первенцами. Они возмущались тем, что служение Творцу было у них отобрано и передано коэнам и левитам.

Более странную группировку (коалицию) трудно себе и представить.

Говоря о дискуссии не во Имя Небес, Учителя приводят в пример распрю Кораха и его сообщников (трактат Авот, гл. 5, м. 17).

Обратите внимание, что не сказано о конфликте Кораха с сообщниками против Моше. Ведь Моше ни с кем не конфликтовал. А вот участники коалиции, собравшихся под лозунгом «только не Моше» — постоянно грызлись между собой.  И чем успешнее их кампания — тем сильнее и глубже распри между ними.

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Идти дорогой отцов

 

Написано в нашей недельной главе: «И поднял бунт Корах, сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви, а с ним Датан и Авирам, сыновья Элиава, и Он, сын Пелета, из потомков Реувена» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Корах не был глупцом. Так почему же он пустился на эту авантюру?  В заблуждение ввели его собственные глаза.

А в Мидраше сказано, что Увидел он, — говорится в Мидраше, — он увидел красную корову, и это послужило ему знаком.

Только какая может быть связь между красной коровой и бунтом Кораха?

Написано в книге Тана де-бей Элиягу (гл. 25), что каждый еврей должен говорит себе — «Когда уже мои деяния достигнут уровня деяний моих праотцов?!».

Пусть человек пока еще не может жить так, как жили его великие предки. Но он обязан — хотя бы стремиться к этому.

Среди законов праздника Суккот, относящихся к четырем видам растений, есть такой: листья адаса (мирта) должны располагаться по три, причем верхушки листьев нижнего ряда должны касаться оснований листиков на ряд выше.

В Торе адас назван «деревом праотцов» (Ваикра, гл. 23, ст. 40). Его листья символизируют цепь поколений. И эта цепочка должна быть непрерывной, со сплошным лиственным покровом, без проплешин.

В Суккот для лулава (объединенные вместе четыре вида растений) берут три веточки мирта, они символизируют трех праотцов - Авраама, Ицхака и Яакова. Непрерывность лиственного покрова ветвей адаса задает цель, к которой должен стремиться каждый еврей. Он должен идти дорогой отцов. И делать все возможное, чтобы его род не закончился на нем. Чтобы традиция передавалась от старших — младшим, от пожилых — молодым, от отцов — детям.

Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство) в своем комментированном переводе пишет, что Корах отделился и отдалился от пути праотцов. Поэтому в его родословной не упомянут Яаков — ведь Кораха с ним уже мало что связывает. 

Написано в Танахе: «Поднимаю глаза мои к горам (в оригинале — hарим) — откуда придет помощь мне?» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 121, ст. 1).

Слово hарим (горы) можно прочесть и как hорим (родители). Тогда эта фраза будет звучать так: «Поднимаю глаза мои к hорим» — к праотцам.

Нужно приучить себя смотреть на деяния своих предков снизу вверх и идти их путем.

Корах же предпочитал взирать на всех сверху вниз, и его глаза его подвели. Он потерял надежный путь Торы и заповедей. Ступив на скользкую дорожку зависти, он очень быстро скатился по ней в самый низ.

Корах был хитрецом и решил подстраховаться. Где-то в глубине души он понимал, что за свои действия придется держать ответ, и тогда ему может не поздоровиться. Поэтому, отойдя от пути праотцов, он, тем не менее, не собирался отказываться от их заслуг, надеясь, что они его защитят.

Корах знал о красной корове, о том, что с ее помощью можно очиститься.

Раши объяснил суть красной коровы в аллегорической форме: сын служанки напачкал в царском дворце; тогда вызвали его мать, чтобы она прибрала за проказником.

Корах считал, что даже если будет бороться с Моше и Аароном грязными методами, заслуги его великих предков помогут ему очиститься.

Только его подвели. Заслуги предков помогают тому, кто продолжает традицию предков, но никак не тому, кто от нее отошел.

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

3. Ошибка Кораха

 

Написано: «И поднял бунт Корах, сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви, а с ним Датан и Авирам, сыновья Элиава, и Он, сын Пелета, из потомков Реувена» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Цель Кораха — свержение власти Моше и Аарона.

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Кораху удалось собрать под свои знамена 250 самых влиятельных людей. Он им дал одеяния цвета лазури (тхелет). В этих одеждах они предстали перед Моше и спросили его, нужны ли для такой одежды нити цицит.

Моше ответил, что нужны.

Тогда Корах, как сказано в Мидраше Танхума, начал насмехаться над Моше.

«Возможно ли такое? — говорил он. —  Если все одеяние изготовлено из другого материала и одной лазурной нити достаточно для него, то это, полностью изготовленное из лазурной шерсти, не освободит себя?!».

На этом Корах не остановился.

— Комната полная свитков Торы нуждается в мезузе? — продолжил он атаковать Моше

— Нуждается! — ответил Моше.

— Но ведь в Торе 275 разделов, а в мезузе только один. Так неужели множества свитков Торы, содержащих по 275 разделов каждый, недостаточно, чтобы освободить комнату от мезузы? И в дополнение к ним нужна мезуза всего с одним разделом?

Учителя удивляются, как такой, вроде бы, не глупый человек, мог ввязаться в эту дурацкую авантюру? Зачем ему понадобилось устраивать спектакль — наряжать людей в одеяния без нитей цицит?

Вывод, который делают Учителя в Мидраше — что Кораха ввели в заблуждение собственные глаза (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 18).

Интересно, что Корах не просто выдал своим соратникам одеяния из лазурной шерсти, он их буквально в них облачил.

Дело в том, что если бы эта униформа была просто выдана бунтовщикам, то те, скорее всего, в конце концов, так ее и не надели бы и против Моше не выступили — остались бы дома. Но облачившись в одежду, к которой полагается прикрепить нити цицит, и, не сделав этого, они, тем самым, совершили прегрешение. А прегрешение, как известно — тянет за собой новое прегрешение. Достаточно только раз выступить на стороне зла — от него уже очень трудно будет избавиться.

Поэтому людей без нитей цицит, ноги сами несут на демонстрацию протеста, на демонстрацию против законной власти. 

Но чем действительно одежды из лазурной шерсти хуже нити из того же материала?

Нить своим цветом должна напоминать о Небе, и тем самым — оберегать от неблаговидных поступков и прегрешений.

Но почему одеяния того же цвета не уберегли Кораха и компанию от бунта?

Одежда защищает от ветра и согревает, она же защищает и от зноя. То есть она приносит практическую пользу, а значит — не может быть еще и атрибутом заповеди.

То, что предназначено для комфорта и удовольствия — ничему не учит. И хоть всю свою одежду покрась в небесный цвет — она не напомнит тебе о Небе.

Корах, используя демагогию и дешевый популизм, заявил, что все мы, вся община — святые. Все мы в одеждах цвета небесной лазури, которой не нужен цицит, а общине, соответственно — не нужен Моше.

Но Моше ответил, что общиной не может руководить тот, кто преследует личные интересы. Корах рвется к власти и почету, и это означает, что его нельзя допускать к руководящим должностям.

У Моше же и Аарона нет никакой личной заинтересованности. Единственное, что ими движет — Воля Всевышнего. Та же Воля, что проявилась, например, в указании привязывать цицит к краям прямоугольной одежды, какого бы цвета она ни была.

 

на основе комментария рава Яакова Каневского

(Стайплер; Украина — Израиль, 1899-1985 гг.)

 

 

4. Злая, завистливая жена — хуже татарина

 

Корах с сообщниками решил оспаривать законную власть Моше и Аарона, которой их наделил Всевышний. Об этом читаем: «И поднял бунт Корах, сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви, а с ним Датан и Авирам, сыновья Элиава, и Он, сын Пелета, из потомков Реувена» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Проследим за развитием событий.

Однажды Корах вернулся в свой шатер — на себя не похож: лысый, бритый (ни бороды, ни усов, ни бровей, вообще ни одного волоска на теле).

Жена как его увидела, только руками всплеснула:

— Корах, что случилось?

— Моше велел обрить всех левитов.

— И ты смолчишь?! — распалялась жена Кораха. — Ты это так и оставишь?! Да, Моше просто смеется над вами! Он вас ни во что не ставит! Делает с вами, что хочет. Скоро ноги начнет о вас вытирать...

Корах пытался возразить, но получалось у него как-то не убедительно. Мол, Моше и сам обрился, ведь он тоже левит.

— Ну, конечно! Чтобы над вами, дураками, поиздеваться, он готов пойти на изменение имиджа. К тому же, это как раз сейчас в тренде — новые модные веяния в этой части пустыни. Я тебя прошу, Лысик, если ты мужчина — не спускай ему! Пришло время его вышвырнуть!

Так благоверная Кораха подначивала его до тех пор, пока тот окончательно не взбесился. А она удостоилась почетного звания безмозглой завистливой злюки. Как сказано: «Мудрая жена устраивает дом свой, а тупая разрушает его своими руками» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 14, ст. 1).

Тупая злюка, разрушившая семью своими руками — это жена Кораха.

Затем Корах отправился вербовать себе сообщников, а его жена села шить одеяния небесно-голубого цвета.

Кораху удалось привлечь на свою сторону 250 общественных деятелей, занимавших высокие посты в судебной и административной иерархии.

Корах одел их в сшитые его женой одежды небесных цветов и оттенков. В этих балахонах они и устроили демонстрацию протеста у дома Моше.

Они обступили Моше со всех сторон и спросили:

— На одежду, полностью изготовленную из небесно-голубой шерсти, распространяется закон о «цицит»?

 — Распространяется, — ответил им Моше.

Тогда они стали насмехаться над ним

— Возможно ли такое?! Если вся одежда соткана из другой ткани и одной небесно-голубой нити достаточно для нее, то эта одежда, полностью изготовленная из небесно-голубой шерсти. Не освободит она сама себя?!

Этот вопрос был поводом для бунта Кораха, потому что о мятеже говорится непосредственно после раздела, содержащего закон о «цицит».

Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.) разъясняют в Талмуде (трактат Менахот, лист 43), что нити цицит на одежде символизировали, что носитель сего — раб. Для рабов издревле устанавливали какой-либо знак на одежде, чтобы быстро их отличать от свободных людей. У сынов Израиля принадлежность к рабам демонстрировали цицит, показывая, что их обладатель — раб Всевышнего.

Если хозяин соблюдает нормы содержания рабов, то никакому рабу не придет в голову бунтовать против своего хозяина, или против того, кого хозяин поставил им управлять.

Носи Корах и его сообщники цицит, как все нормальные рабы — у них не возникло бы желание поднимать мятеж. Поэтому Корах предусмотрительно одел всех в одежду без опознавательных знаков, без цицит. Он хотел узаконить ношение такой одежды без знаков различия. Чтобы сыны Израиля постепенно начали забывать, чьи они слуги. И тогда, может, удастся переподчинить их себе.

Но Моше сразу понял, куда клонит несостоявшийся рабовладелец и воспрепятствовал этому.

 

на основе комментария рава Шалома Бергера

(автор книги «Ор Шалом», Израиль, Петах Тиква, наше время)

 

 

 

5. Тора — только для смиренных и скромных

 

Некоторые считают, что в мутной воде водится рыба.

Корах слыл известным любителем рыбалки. Поэтому он с энтузиазмом принялся мутить воду. Об этом читаем: «И поднял бунт Корах, сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви, а с ним Датан и Авирам, сыновья Элиава, и Он, сын Пелета, из потомков Реувена» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 18) Учителя отмечают, что Корах был далеко не глуп. Он был в числе тех, кому доверили одно из самых важных заданий — транспортировка Ковчега Завета во время переходов по пустыне.

Итак, Корах на своих плечах нес Ковчег. Но разве это могло уберечь его от пристрастия к рыбалке, от желания утолить жажду власти и усмирить стремление к почету?

Тору Учителя уподобляют воде, поскольку вода оставляет высокие места и течет вниз. Также и Тору в состоянии усваивать лишь в те люди, кто смиряет свою гордыню и считает себя простым евреем. Тот же, кто стремиться, благодаря Торе, обрести известность и возвыситься, в итоге остается ни с чем.

Кораха побудило вступить в полемику с Моше его гипертрофированная гордыня. Ведь если бы он был хоть немного скромнее, то не претендовал бы на власть.

Корах переносил Ковчег, а в Ковчеге находилась Тора. И, значит, он мог научиться принципу, что для овладения Торой нужно вести себя скромнее. А если бы он руководствовался скромностью, то не стал бы конфликтовать с Моше.

Корах не был дураком, но его глаза сыграли с ним дурную шутку. Он не смог правильно оценить ситуацию и сделать надлежащие выводы.

Написано в Танахе: «Не было надменно сердце мое, и не возносились глаза мои» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 131, ст. 1).

Из слов Давида следует, что надменность сердца напрямую связана с глазами человека, с его взглядом на реальность. Если во взгляде сквозит зависть — сердце быстро пропитается надменностью и гордыней.

В Талмуде (трактат Песахим, лист 6) приведено важное правило постижения Торы: в Торе нет раннего и позднего. То есть — порядок описываемых событий не всегда совпадает с хронологией. В Торе нет «перед» и «до», нет «после».

Это правило относится не только ко времени, не только к хронологии событий, но и к порядку предпочтений в шкале приоритетов.

Нечего пытаться определить, кто важнее, кто главнее, кто заслуженней, кто умнее. Нельзя ставить себя выше других.

Корах нес Ковчег с Торой. Но правило о том, что в Торе нет понятий «раньше» и «позже», нет такого, что кто-то может быть главнее другого, а кто-то — вторичным. Равно как нет, и не может быть «первой» и «второй» свежести. «Вторая» свежесть — уже не свежесть.

Этот принцип следует применять не к другим, но — только к себе.

Ты — не лучше других, не раньше, не выше, не святее. А вот, другие — вполне могут быть лучше и выше тебя...

 

на основе комментария рава Шалома Бергера

(автор книги «Ор Шалом», Израиль, Петах Тиква, наше время) 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭМОР»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21

 

Почему глава так называется?

По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям Храма), сынам Аарона…”.

Эмор в переводе с иврита — скажи.

 

Обсуждение главы Эмор

 

1. Может ли коэн гадать?

 

Предыдущая недельная глава (Кедошим) завершается категорическим запретом на гадания и ворожбу. Написано: «И будьте Мне святы, потому что свят Я, Всевышний, и Я избрал вас из народов, чтобы вам быть Моими. И мужчина или женщина, если окажется среди них некромант или маг, смерти преданы будут, камнями побьют их, кровь их на них» (Ваикра, гл. 20, ст. 26-27).

А вот начало нашей недельной главы: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

Возникает вопрос: существует ли связь между этими фрагментами, и если существует, то какая?

У народов мира издревле были жрецы и всевозможные предсказатели будущего. Свои предсказания они делали с помощью колдовства, ворожбы или общения с душами умерших. Все это глубоко вошло в культуру народов мира, в их верования и образ жизни. Они даже и не представляли себе, что может быть по-другому. 

Сыны Израиля в этом языческом вертепе были единственным исключением. В глазах народов мира коэны были жрецами — такими же, как их жрецы. С той лишь разницей, что коэны служат Всевышнему.

Но Всевышний в Торе четко обозначил истинное различие. И мы читаем: «Я избрал вас из народов, чтобы вам быть Моими». Поэтому евреи никогда не должны уподобляться народам мира, а коэны — их жрецам.

Так что же, будущее вообще нам нельзя ни предвидеть и ни предсказывать? 

Ну, настолько большой жертвы, конечно нельзя требовать. Ведь как поется в песне — «Устроены так люди, Желают знать, что будет».

Предсказывать будущее — не запрещено. Запрещены средства, которыми пользуются жрецы — колдовство, ворожба, гадание на кофейной гуще, или по куриной косточке и т.п.

Но если по куриной косточке нельзя и на кофейной гуще нельзя — как же тогда предсказывать? 

Во времена Первого Храма, коэн гадоль (главный коэн) для ответа на жизненно важные вопросы использовал урим ве-тумим.

 Урим ве-тумим, как объясняют Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) и Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), представляли собой имена Всевышнего, вложенные внутрь нагрудного украшения хошен, которое носил коэн гадоль. В хошен были встроены 12 драгоценных камней с вырезанными на них именами колен. Главный коэн, сосредотачивался на этих именах, и буквы начинали светиться. Тогда коэн гадоль составлял из них ответ на заданный вопрос.

Пророки умели воспринимать образы из более высоких духовных миров и, правильно их интерпретируя — открывать будущее, далекое и близкое.

В наше время нет ни урим ве-тумим, ни пророков. Но праведные люди, мудрецы Торы, порой могут обладать особым видением, особым даром Всевышнего (руах hа-кодеш), позволяющим им заглядывать дальше, чем видят обычные люди.

Те, кто действительно обладают руах hа-кодеш (их — считанные единицы) могут, увидев начало какого-либо процесса, понять, к чему он приведет.

Теперь нам понятно, как окончание предыдущей недельной главы связано с началом нынешней.

Глава Кедошим завершается запретом на ворожбу и колдовство, включая любые попытки вызвать души умерших.

Но быть может, коэнам это разрешено? Ведь коэны в глазах народов мира — подобны жрецам. А жрецы всем этим занимаются. 

Поэтому наша глава и начинается обращением к коэнам — чтобы не осквернялись  они контактом с умершими. Ведь открыта кедуша, и из нее (исключительно из нее) они должны черпать свои знания.

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Мог ли Авраам жениться на разведенной?

 

В нашей недельной главе даются запреты, относящиеся к коэнам. В частности — запрет на контакт с умершими и запрет на вступление в брак с разведенной женщиной. Об этом читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона... пусть не оскверняются прикосновением к мертвому... и разведенную пусть не берут себе в жены» (Ваикра, гл. 21, ст. 1, 7).

Рассказывается в Талмуде (трактат Недарим, лист 32), что Шем (один из сыновей Ноаха) исполнял функции коэна. Сказано о нем: «А он — коэн Всевышнего» (Берешит, гл. 52, ст. 58). Но Всевышний лишил его этого статуса — за то, что тот в благословении поставил Авраама перед Творцом — «И благословил он его и сказал: Благословен Аврам от Всевышнего, владеющего небом и землей. И благословен Всевышний...» (Берешит, гл. 14, ст. 19).

Другой человек на месте Авраама расплылся бы в довольной улыбке или зарделся бы от смущения. Но Авраам не принял эту бераху (благословение). «Разве благословляют раба прежде того, кто этим рабом владеет?!», — резонно заметил он.

В эту же секунду статус коэна перешел к Аврааму.

Восхищаясь достойной реакцией Авраама и справедливым решением Всевышнего, мы все же должны отметить, что последующие события не могут не вызвать вопросы. 

После того как умерла Сара, Авраам снова женился. Как написано: «И вновь Авраам взял себе жену, по имени Кетура» (Берешит, гл. 25, ст. 1).

Кетура, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — это была та самая Агарь. 

Но ведь мы знаем, что Авраам развелся с Агарью и отослал ее из своего дома (см. Берешит, гл. 21, ст. 14).

Этот поступок Авраама и порождает вопросы. 

Авраам к тому времени уже был коэном. А коэнам, как мы узнали из нашей главы, запрещено брать в жены разведенную женщину. Тогда, почему Авраам женился на Кетуре? Имел ли он на это право?

Комментарий Раши поставил перед нами вопрос. Он же — поможет найти ответ на него. 

Написано: «Скажи коэнам, сынам Аарона…». Сказано — именно «сынам Аарона», — уточняет Раши, —  но не «дочерям Аарона».

То есть, все адресованные коэнам запреты — чтобы не прикасались к умершему и не женились на разведенной — относятся только к коэнам, потомкам Аарона. Следовательно, Авраам, который не был «сыном Аарона», несмотря на то, что имел статус коэна — мог вернуть, отосланную ранее Агарь.

Мог он, кстати, и сам хоронить Сару. Как сказано: «И поднялся Авраам от лица умершей своей... После этого похоронил Авраам Сару, жену свою, в пещере поля Махпелы» (Берешит, гл. 23, ст. 3, 19)

 

на основе комментария рава Эфраима-Фишела Штейна

(Израиль, наше время)

 

 

3. Две заповеди коэнов

 

Наша недельная глава начинается с заповедей, относящихся к коэнам. Написано здесь: «Говори коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего. Но только прикосновением к ближайшим родственникам, матери своей и отцу» (Ваикра, гл. 21, ст. 1-2).

В Торе подчеркивается, что коэны — сыны Аарона. И это неспроста. Они должны постоянно об этом помнить, и вот почему.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 5) Учителя объясняют, что человеку нужно делать, чтобы устоять и не поддаться влиянию дурного начала (на иврите — йецер hа-ра). Оно, как известно, постоянно пытается направить человека на путь проступков и прегрешений.

Итак, прежде всего, нужно стараться руководствоваться своим позитивным началом (йецер hа-тов) — натравить йецер hа-тов на йецер hа-ра и посмотреть, что из этого выйдет.

Если не поможет — надо засесть за изучение Торы. Постараться изучать ее сосредоточенно и углубленно.

В качестве еще одного сильнодействующего средства предлагается прочесть молитву Шма.

А в самом крайнем случае, если ничто не помогло — подумать о неизбежной смерти. Это уж точно должно сработать.

Это последнее, самое действенное средство — не подходит для коэнов. Ведь они не участвуют в похоронах, не посещают кладбища, не приближаются к умершим. Поэтому смерть не производит на них должного впечатления. Зверь, который никогда не сталкивался с охотником, не станет от него убегать. Коэн, в каком-то смысле сродни непуганому зверю.

Зная это, Тора дает совет всем коэнам. Если мысли о смерти не производят на вас должного воздействия, помните, что вы — потомки Аарона и должны идти его путем. А он, как известно, любил мир и гармонию, к ним были направлены все его устремления.

Прегрешения же — множат хаос и несут разрушение в духовные миры.

Во времена, когда существовал Бейт hа-Микдаш (Храм), коэны несли в нем службу и выполняли ряд заповедей.

Сейчас, когда Храм разрушен, и храмовой службы у коэнов нет — у них из всех заповедей остаются только две: повелительная заповедь — благословлять народ Израиля и запретительная — не осквернять свое коэнство, свой особый статус. 

Намек на эти заповеди присутствует в нашем фрагменте. «Говори коэнам» — сделай так, чтобы они говорили, чтобы благословляли сынов Израиля. «И скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим». Это — залог сохранения статуса коэна.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части, каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

 

4. Лев-грузчик и лис-лавочник

 

Написано в нашей недельной главе: «Говори коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего. Но только — прикосновением к ближайшим родственникам, матери своей и отцу» (Ваикра, гл. 21, ст. 1-2).

А вот, что говорится в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 8).

В период, когда в Израиле свирепствовал голод из-за сильной засухи, раби Иеhуда hа-Наси (величайший мудрец, глава поколения, и вместе с тем, весьма состоятельный человек) — открыл свои закрома и снабжал голодных пропитанием. Но — не всех. Ведь на всех не хватило бы. Поэтому он поставил условие: знающие Танах — пусть войдут и едят, изучающие Талмуд — ешьте на здоровье, сведущие в галахе (законах) — для вас накрыт стол. Но невеждам и неучам здесь делать нечего.

Раби Йоханан бен Амрам сумел протолкнуться через толпу и предстал перед раби Иеhудой.

— Дай мне еды, — попросил он.

— Ты изучал Тору, ты знаток Талмуда, разбираешься в галахе? — осведомился раби Иеhуда.

— Увы, нет.

— Тогда, я не стану тебя кормить, ты уж прости.

— А ты накорми меня, как кормят ворону или собаку…

«Как кормят ворону или собаку» — интересный аргумент. Действительно, ворона и собака точно не сильны в Талмуде, однако Всевышний, несмотря на это, посылает им пропитание. Так почему бы и раби Иеhуде не накормить Йоханана бен Амрама без всяких условий? Ведь он ничем не хуже вороны?  

Впрочем, и этот спасительный для Йоханана аргумент — не сто процентный. Его действие тоже ограничено соблюдением определенного условия. Человек может рассчитывать на еду, если он не злословил и не сплетничал, не осквернял своего рта нарушением того или иного запрета. Только в этом случае он не хуже вороны и собаки. Ведь собака и ворона не сплетничают и не злословят, и уже хотя бы за это достойны пропитания.

И еще говорится в Талмуде (трактат Кидушин, лист 82), что никто не видел оленя-садовника, льва-грузчика или лиса-лавочника.

Но они и без этого неплохо себя обеспечивают.

Заметим, что олень весьма проворен и прыток, поэтому мог бы быстро обходить сада и поля, оберегая их и ухаживая за ними.

Лев очень силен, и вполне справился бы с погрузкой и разгрузкой.

Лис умен, хитер и изворотлив. Что еще нужно торговцу?

Животные, как известно (а заодно с ними — и растения) созданы, чтобы служить человеку, венцу Творения, созданы ради него. Задача людей — служить Всевышнему. Но животным, слугам человека, с легкостью удается прокормить себя, даже не занимаясь профессиональной деятельностью. Почему же человеку, рабу Всевышнего, порой так тяжело добыть пропитание?

Из-за прегрешений. Прегрешения сильно уменьшают порцию и ужесточают условия получения.

Все началось с первого человека, Адама. Помните, он нарушил запрет Творца и съел плод с Дерева познания. За это получил проклятие — в поте (то есть нелегким трудом) добывать хлеб свой (см. Берешит, гл. 3, ст. 19).

Это проклятие до сих пор в силе. Дополнительные прегрешения еще больше ухудшают состояние парнасы (пропитания).

Там, где говорится о сотворении человека, в Торе используется такая фраза: «И стал человек душою живою» (Берешит, гл. 2, ст. 7). 

Душой, способной разговаривать, — отмечает в своем комментарии-переводе Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век). 

Выходит, отличительная особенность человеческой души — умение говорить. 

В нашей недельной главе, в запрете коэну прикасаться к умершему, мы снова встречаем слово «душа» — «Душой пусть не оскверняется в народе своем» (так звучит этот запрет в дословном переводе).

Таким образом, в Торе, в дополнение к прямому пониманию, дается намек, что нельзя осквернять свою речь злословием и сплетнями. В продолжение фразы — говорится о ближайших родственниках. Но слово «шеэро», означает также — «пропитание» (см. комментарий Раши к книге Шемот, гл. 21, ст. 10).

Получается, в Торе мы находим обещание: не оскверняй свою речь — и у тебя всегда будет пропитание. То есть будешь жить в достатке.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

5. Жена — самая близкая

 

В нашей недельной главе говорится об адресованном коэнам запрете на прикосновение к умершим сказано: «Говори коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего. Но только прикосновением к ближайшим родственникам, матери своей и отцу» (Ваикра, гл. 21, ст. 1-2).

В Талмуде (трактат Нида, лист 31) говорится, что в рождении человека участвуют трое: Всевышний, отец и мать. Всевышний дает новорожденному душу, а от родителей он получает тело. Поскольку душа, сгусток абсолютной духовности — творение Всевышнего, источник ее — в Нем, она влечет и направляет человека только к кедуше (святости). Тело же, напротив, будучи сугубо материальным, постоянно испытывает человека всевозможными соблазнами, с единственной целью — привести его в состояние духовной нечистоты.

Намек на это содержится в нашем фрагменте. Выражение «чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим», можно перевести и так: «душой не оскверняйтесь» или — «не осквернитесь». То есть — душой, полученной от Всевышнего, когда будете за ней следовать, вы не осквернитесь. Поэтому не бойтесь слушаться ее голоса. Но от ближайших родственников, то, что вы получили от них (от матери и отца) — тело, образчик грубой материальности, совершенно бездуховное — оно, если последуете за ним, приведет вас к самой отвратительной туме (духовной нечистоте).

Если мы рассмотрим семью, то заметим, что каждый из ее членов состоит в родственных связях со всеми остальными. Например, брат — в близком родстве с другим братом, а также — с сестрой и с родителями.

Не так обстоит дело с женой. Только один человек из всей семьи мужа может быть ей по-настоящему близок — ее муж. Единственный близкий родственник умершей — ее муж, он и должен позаботиться о ее погребении.

Написано в нашем фрагменте: «Но — только прикосновением к ближайшим родственникам».

О каких родственниках здесь идет речь?

В Торе тут используется слово «шеэро». И Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) тут же приходит на помощь, объясняя, что «шеэро», значит — «ишто» (его жена).

И это логично, что из всех близких родственников, которых разрешается хоронить коэну, жена упоминается первой. Ведь, кроме мужа, ее больше некому хоронить.

И все же, если мы внимательно присмотримся к тексту Торы (на иврите), в том фрагменте, где, как выяснилось, речь идет об умершей жене коэна, мы не можем не обратить внимания, что там использован мужской род. Слово «hа-каров» (близкий) в выражении «шеэро hа-каров» стоит в мужском роде. Так, может быть, здесь речь идет все-таки не о жене? 

Попробуем разобраться в этом грамматическом несоответствии.

Слово «шеэро» связано со словом «басар» (плоть). Подразумевается — «близкая плоть». То есть — жена. Как сказано: «Оставит человек своих отца и мать и соединится с женой, и станут они одной плотью» (Берешит, гл. 2, ст. 24).

Слово «плоть» (басар) на иврите имеет мужской род. Поэтому использование мужского рода в нашем фрагменте вполне оправдано.

Приведем еще одно, более глубокое разъяснение.

Сказано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 22), что смерть жены для мужчины — подобна разрушению Бейт hа-Микдаша (Храма).

И еще пишут наши Учителя в Мидраше Мехильта, что Имя Всевышнего не будет цельным до тех пор, пока не восстановится Храм. Имеется в виду четырехбуквенное Имя, состоящее из букв: йод, hей, вав и hей.

Так вот, пока у нас нет Храма — последние две буквы в Имени Всевышнего, вав и hей — как бы отсутствуют.

В отрывке Торы, где говорится о жене коэна, должно быть использовано слово «hа-крова» (близкая). Но, чтобы показать, что ее смерть подобна разрушению Храма, убираются буквы вав и hей и получается — «hа-каров».

 

на основе комментария раби Ицхака из Воложина

(Литва, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.) 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что посоветуете человеку, у которого пропало желание жить?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля