ЭМОР 
"ЭМОР"
ЭМОР 
Чтение текста
Афтары

"ЭМОР"

18.05.2024, 10 Iyyar, 5784

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЙЕХИ»

 

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

 

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

 

Обсуждение главы Вайехи

 

1. С уходом Яакова ушел коллективный разум

 

Наша недельная глава начинается словами: «И жил Яаков в земле Египта» (Берешит, гл. 47, ст. 28).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что, исходя из написания в Свитке Торы, эта глава называется «замкнутой», поскольку она начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая. И даже интервал в девять букв — не разделяет их.

Это объясняется тем, что вскоре после смерти нашего праотца Яакова глаза и сердца сынов Израиля — «закрылись, замкнулись» из-за порабощения, которое тогда началось.

Но ведь порабощение не началось со смертью Яакова!? Египтяне стали притеснять евреев только после смерти родоначальников колен. Как сказано: «И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение» (Шемот, гл. 1, ст. 6).

Только тогда на сынов Израиля были наложены трудовые повинности.

Почему же Раши пишет о рабстве сразу после смерти Яакова?

Очевидно, что до тех пор, пока Яаков был жив, в Египте все его потомки только множились и процветали. Небольшое семейство разрослось до невероятных размеров, причем, этот демографический всплеск сопровождался небывалым экономическим подъемом.

Причину такого гигантского успеха и процветания все, от мала до велика, видели в своем патриархе, главе рода, в Исраэле, в его праведности и в его заслугах перед Творцом.

Но когда Яаков скончался, в народе стало постепенно укореняться мнение, что с его уходом, ушло и благословение Небес. И теперь придется приспосабливаться к местным условиям, искать пути сближения с коренным населением, с власть имущими. Словом — выживать.

Так замкнулись глаза и сердца сынов Израиля, и началось их порабощение, духовное порабощение. Ведь, тот, у кого есть видящее око и разумеющее сердце, понимает, что сближение с коренными жителями всегда порождает у них ненависть. И ненависть эта пропорционально растет с увеличением стараний и попыток сближения.

Впервые столкнувшись с этим в Египте, евреи на протяжении всей своей истории еще много раз наступали, как говорится, «на те же грабли».

Так называемые «просвещенцы» полагали, что смешение с народами мира, стирание граней, будет способствовать выживанию евреев. Но уподобление сынов Израиля народам мира — пробуждало у них лишь ненависть и желание окончательно стереть все различия. Только — вместе с ними, евреями.

Нужно понимать, что существование сынов Израиля в галуте (изгнании) и избавление их от исчезновения — имеет надъестественный характер. Когда евреи хранят самобытность, держат дистанцию с народами мира и соблюдают законы Торы — они тем самым обеспечивают свое существование из поколения в поколение.

Когда умер Яаков, евреи потеряли уверенность. Ушел сильный папа, который всегда мог спасти и защитить. Евреи все больше стали искать защиту у власть имущих египтян и у жрецов. Это стало началом духовного рабства. А со смертью родоначальников колен, пришло и физическое.

Желательно понять, хотя бы в общих чертах, чем жизнь с Яаковом так отличается от жизни без него. Почему его уход оказал такое колоссальное влияние на образ жизни евреев?

Каждый праотец обладал каким-то отличительным качеством. Авраам — милосердием, Ицхак — строгостью, Яаков — стремлением к Истине. Как сказано: «Ты явишь Истину Яакову» (Танах, книга пророка Михи, гл. 7, ст. 20).

И оказалось, что можно жить даже в Египте — когда четко видишь Истину.

Со смертью Яакова, евреи утратили этот важнейший ориентир. Они, в своем большинстве — перестали различать Истину. А потеря Истины — прямая дорога в рабство.

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

 

2. Когда будущее переплетается с прошлым

 

В нашей недельной главе говорится об уходе Яакова из нашего мира. И мы читаем: «И приблизились дни Исраэля к смерти» (Берешит, гл. 47, ст. 29).

В Мидраше говорится, что перед смертью Яаков удостоился видеть гуляющий по животам вав.

О чем здесь идет речь?

Когда евреи обосновались в Египте, у них резко подскочила рождаемость. Как сказано: «А сыны Израиля плодились и размножались во множестве своем, и умножились, и окрепли очень, чрезвычайно, и наполнилась ими земля египетская» (Шемот, гл. 1, ст. 7).

Учителя сообщают, что тогда еврейские женщины все чаще стали рожать по шесть детей за один раз.

Буква вав, как известно, еще обозначает и цифру шесть. Значит, Мидраш нужно понимать так, что Яаков удостоился дожить до еврейского беби-бума в Египте. По крайней мере — до его начала, когда «шестерка» принялась «гулять по животам».

Но позвольте, Яаков же умер раньше всех своих детей. А о небывалом всплеске рождаемости мы узнаем лишь после смерти Йосефа. Как написано: «И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение» (Шемот, гл. 1, ст. 6). И лишь затем — «А сыны Израиля плодились и размножались».

Так как же Яаков мог быть свидетелем чудес, когда еврейские женщины рожали по шесть детей за один раз?

Если мы внимательно посмотрим на текст Торы — увидим, что все действия, характеризующие прирост еврейского населения, стоят в прошедшем времени. Ведь не сказано: начали умножаться, но — умножались. А это можно понять и так, что они начали умножаться еще при жизни Яакова и его сыновей, а после их смерти произошел некий дополнительный всплеск. Но начало росту рождаемости было положено раньше, когда праотец Яаков был жив.   

Ту же логику можно использовать, чтобы лучше понять фрагмент, повествующий о Саре — «И вспомнил Всевышний о Саре, как и сказал, и сделал Всевышний то, что обещал Саре» (Берешит, гл. 21, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что здесь идет речь о зачатии Сарой Ицхака. Раши обращает наше внимание, что сообщение о беременности Сары идет сразу после рассказа о молитве Авраама в доме Авимелеха.

Дело в том, что Всевышний «затворил всякое чрево в доме Авимелеха», поэтому женщины не могли рожать.

В Талмуде (трактат Бава Кама, лист 92) сказано, что когда кто-либо просит милосердия для ближнего своего, сам нуждаясь в том же (о чем просит для другого), то ему отвечают вначале (т. е. прежде всего, удовлетворяется его просьба применительно к нему самому). И в Торе читаем: «И молился Авраам Всевышнему...», а вслед за этим — «И Всевышний помянул Сару» — помянул еще до того, как исцелил дом Авимелеха.

Таким образом, получается, что Сара зачала раньше того времени, когда способность рожать вернулась к женщинам дома Авимелеха. Хотя в Торе написано об этом позже.

И неспроста это написано в прошедшем времени — «И вспомнил Всевышний о Саре», но для того, чтобы мы понимали, что речь о событии произошедшем ранее.

 

на основе комментария рава Шломо Соболя

(автор книги «Сальма Хадаша», Израиль, Иерусалим, 1901-1969 гг.)

 

 

 

3. Чтобы не было Шехины

 

Яаков завещает Йосефу не хоронить его в Египте и просит поклясться, что тот выполнит отцовский наказ. «И Йосеф поклялся ему, — написано в нашей недельной главе, — и поклонился Исраэль в изголовье кровати» (Берешит, гл. 47, ст. 31).

Почему Яаков поклонился?

В Мидраше Сифра объясняется, что Яаков так выразил Йосефу свое одобрение по поводу того, что его ложе (его потомство) было без порока, и не было среди них злодеев. Ведь сейчас Йосеф царствует, а прежде был он пленником среди язычников, но вопреки всему, устоял в своей праведности.

Но почему именно после клятвы?

Слово швуа (клятва) созвучно с шева (семь).

Основа жизненности человека — семь основных качеств души. Давая клятву, человек, как бы вкладывает семь качеств души, свою жизненность в предмет, о котором он клянется.

Когда Всевышний создавал человека, Он «вдохнул в него дыхание жизни — и человек ожил» (Берешит, гл. 2, ст. 7).

А Йонатан бен Узиэль (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) пишет, что Всевышний так даровал человеку способность говорить, и этим выделил его из всей фауны. Человек — единственный из всех живых существ, кто обрел бину и даат (разумение и понимание).

Поэтому, когда он клянется, то есть, когда его желание исполнить выражено словами и подкреплено активизацией основных качеств, его жизненностью — на него нисходит благословение Небе. При условии, что он не нарушает то, что вышло из его уст. Когда человек клянется — открывается его сущность.

Яаков много лет не видел своего сына. Когда же тот произнес слова клятвы, Яаков разглядел его праведность. Он увидел, насколько Йосеф крепок в своей праведности, насколько непоколебим в ней. Тогда он поклонился ему.

Яаков попросил Йосефа принести клятву, положив свою руку ему под бедро. Так Йосеф раскрыл перед отцом семь своих основных качеств души. И Яаков, найдя их совершенными, добавил свое умение продолжать жить даже в Египте, в месте средоточия нечистоты. Как сказано: «И жил Яаков в стране Египте» (Берешит, гл. 47, ст. 28).

В заслугу Йосефа, евреи в Египте не осквернялись запрещенными связями и хранили чистоту крови, не смешиваясь с местным населением, большинство из которого были недостойными людьми.

Когда умер Яаков, его сыновья увидели, что основные характерные качества отца перешли к Йосефу. И у них появился страх — «Как бы Йосеф не отплатил нам и не воздал бы нам за все зло, которое мы ему сделали» (Берешит, гл. 50, ст. 15).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 12) говорится, что Шехина (Присутствие Всевышнего) пребывает над изголовьем больного. Поэтому Яаков и «поклонился в изголовье кровати» — поклонился Шехине.

Как-то несколько еврейских предпринимателей объединились, чтобы приобрести в Иерусалиме большой участок земли и построить на нем больницу.

Прежде чем приступить к реализации этого грандиозного проекта, они обратились за благословением к главному раввину Иерусалима, раву Йегошуа-Лейбу Дискину.(Маѓариль, духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина 19-го века; родился в Гродно, Беларусь).

Выслушав их, раввин прикрыл глаза и произнес:

— Да будет воля Небес, чтобы плоды ваших трудов не увидели Шехины!

— Неужели рав на нас сердится? — испугались визитеры. — За что?

— Дело в том, что Шехина находится над изголовьем кровати, на которой лежит больной, — пояснил рав Дискин. — Вот я и благословляю, чтобы больных было как можно меньше!..

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)



 

 

 

4. Почему Рахель похоронена отдельно

 

Написано в нашей недельной главе: «И ныне оба твоих сына, родившихся у тебя в стране Египте — они мои. Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими... А у меня, когда я шел из Падана, умерла Рахель в земле Кенаан... и я похоронил ее там, по дороге в Эфрат, он же Бейт Лехем» (Берешит, гл. 48, ст. 5, 7).

Мы видим, что Яаков наделяет сыновей Йосефа статусом родоначальников колен, а затем упоминает о кончине Рахели. Он объясняет Йосефу, почему даже в Бейт Лехем не доставил ее, чтобы внести ее в город, на обжитую землю.

Я знаю, — говорит Яаков Йосефу, — что в сердце твоем есть обида на меня. Но знай, что я похоронил ее там по слову Всевышнего, чтобы она была в помощь своим сыновьям, когда Невузардан (начальник стражи вавилонского царя) погонит их в изгнание. Когда будут проходить там, Рахель выйдет и станет у своей могилы и будет плакать и просить для них милосердия. Как сказано: «Голос в Раме слышен...» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 31, ст. 14). А Творец отвечает ей: «есть воздаяние за твой труд... и возвратятся сыны к пределам своим» (там же, гл. 16, ст. 17).

Только извинения за то, что Рахель не похоронена в семейном склепе Двойной пещеры (Маарат hа-Махпела), уместнее выглядели бы раньше, когда Яаков просил Йосефа похоронить его самого в пещере Махпела. Почему же он не упомянул о Рахели тогда?

Дело в том, что Яаков взял в жены Лею первой, и значит, она обладает правом быть похороненной рядом с мужем.

Кроме того, существовал запрет брать в жены сестер. И, чтобы не нарушать его в границах Эрец Исраэль, Рахель, из-за которой он был нарушен, умерла, не войдя в нее.

Но вот, Яаков отбирает право первородства у Реувена и отдает его Йосефу, сыну Рахели. Этим он показывает, что именно на ней он хотел жениться.

Но тогда, вновь возникает вопрос: почему Рахель не похоронена в Маарат hа-Махпела?

Теперь как раз становится уместным объяснение о молитве за уходящих в изгнание сыновьях.

Лее изначально предназначалось стать женой Эсава. Но она очень этого не хотела, и все глаза себе выплакала, чтобы ей достался в мужья Яаков. Поэтому она была похоронена рядом с Яаковом.

Рахель же молилась и плакала о сыновьях, ведь у нее долго не было детей. Поэтому она похоронена у дороги, по которой сыновья уходили в изгнание. Чтобы молиться и плакать о них...

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)



 

 

5. Первородство — тому, кто не возмущается

 

В нашей недельной главе написано: «И ныне, оба твоих сына, родившихся у тебя в стране Египте — они мои. Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими... А у меня, когда я шел из Падана, умерла Рахель в земле Кенаан... и я похоронил ее там, по дороге в Эфрат, он же Бейт Лехем» (Берешит, гл. 48, ст. 5, 7).

Мы видим, что Яаков наделяет сыновей Йосефа статусом родоначальников колен, а затем упоминает о кончине Рахели.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что он объясняет Йосефу, почему даже в Бейт Лехем не доставил ее, чтобы внести ее в город, на обжитую землю.

Я знаю, — говорит Яаков Йосефу, — что в сердце твоем есть обида на меня. Но знай, что я похоронил ее там по слову Всевышнего, чтобы она была в помощь своим сыновьям, когда Невузардан (начальник стражи вавилонского царя) погонит их в изгнание. Когда будут проходить там, Рахель выйдет и станет у своей могилы и будет плакать и просить для них милосердия. Как сказано: «Голос в Раме слышен...» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 31, ст. 14). А Творец отвечает ей: «есть воздаяние за твой труд... и возвратятся сыны к пределам своим» (там же, гл. 16, ст. 17).

Только извинения за то, что Рахель не похоронена в семейном склепе Двойной пещеры (Маарат hа-Махпела), уместнее выглядели бы раньше, когда Яаков просил Йосефа похоронить его самого в пещере Махпела. Почему же он не упомянул о Рахели тогда?

Своей просьбой не хоронить его в Египте, но организовать похороны в пещере Махпела, Яаков испытывает Йосефа. Ведь, тот мог возмутиться: ты мою мать не удосужился похоронить в семейном склепе и вообще, даже в городе не удосужился похоронить. Да, что там, в городе — на Земле Израиля ты ее не похоронил! А себя требуешь хоронить со всеми почестями в Маарат hа-Махпела!?

Но Йосеф промолчал и беспрекословно согласился выполнить отцовский наказ. За это он удостоился первородства.

Когда умерла Рахель, Яаков перенес свою кровать из шатра покойной в шатер Билhи. Реувен был возмущен этим до глубины души. Он вынес отцовскую кровать из шатра Билhи и занес ее в шатер своей матери, Леи. За эту наглость он был лишен первородства.

Реувен не выдержал испытания, а Йосеф с честью сдал «экзамен» — когда не проронил ни слова, несмотря на то что ему было, что сказать.

Объявив, что Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут «моими», Яаков заявил о своем решении забрать первородство у Реувена и передать его Йосефу. И затем он поясняет причину — потому что Йосеф выдержал испытание, а Реувен — нет.

Говоря о смерти Рахели, Яаков поднял тему своего давнего обещания построить Храм Всевышнему и отделять десятину от своего достояния (см. Берешит, гл. 28, ст. 20-22). Из-за промедления, из-за того, что Яаков откладывал исполнение — у него умерла жена. Так Яаков намекнул Йосефу, чтобы тот, когда придет время, не откладывал исполнение своей клятвы похоронить отца в пещере Махпела.

Известно, что в конце времен будет два Машиаха: потомок Йосефа и потомок Давида.

Машиах, потомок Йосефа не завершит эпоху галута, он лишь подготовит почву для прихода Машиаха, потомка Давида, который уже завершит изгнание и принесет геулу (освобождение).

Рахель, хоть и является олицетворением качества Малхут (царство — результат предыдущих усилий), все же не ей уготовано завершать. Поэтому она и похоронена у дороги, что символизирует значительное продвижение, но — не завершение.

Окончательное завершение будет связано с Давидом и его потомком, царем Машиахом.

 

на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей hа-Рим получил по названию написанной им книги «Хидушей hа-Рим»; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

и рава Шалома Швадрона

(один из самых авторитетных законоучителей своего времени, Галиция, 1835-1911 гг.)  

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭМОР»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21

 

Почему глава так называется?

По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям Храма), сынам Аарона…”.

Эмор в переводе с иврита — скажи.

 

Обсуждение главы Эмор

 

1. Может ли коэн гадать?

 

Предыдущая недельная глава (Кедошим) завершается категорическим запретом на гадания и ворожбу. Написано: «И будьте Мне святы, потому что свят Я, Всевышний, и Я избрал вас из народов, чтобы вам быть Моими. И мужчина или женщина, если окажется среди них некромант или маг, смерти преданы будут, камнями побьют их, кровь их на них» (Ваикра, гл. 20, ст. 26-27).

А вот начало нашей недельной главы: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

Возникает вопрос: существует ли связь между этими фрагментами, и если существует, то какая?

У народов мира издревле были жрецы и всевозможные предсказатели будущего. Свои предсказания они делали с помощью колдовства, ворожбы или общения с душами умерших. Все это глубоко вошло в культуру народов мира, в их верования и образ жизни. Они даже и не представляли себе, что может быть по-другому. 

Сыны Израиля в этом языческом вертепе были единственным исключением. В глазах народов мира коэны были жрецами — такими же, как их жрецы. С той лишь разницей, что коэны служат Всевышнему.

Но Всевышний в Торе четко обозначил истинное различие. И мы читаем: «Я избрал вас из народов, чтобы вам быть Моими». Поэтому евреи никогда не должны уподобляться народам мира, а коэны — их жрецам.

Так что же, будущее вообще нам нельзя ни предвидеть и ни предсказывать? 

Ну, настолько большой жертвы, конечно нельзя требовать. Ведь как поется в песне — «Устроены так люди, Желают знать, что будет».

Предсказывать будущее — не запрещено. Запрещены средства, которыми пользуются жрецы — колдовство, ворожба, гадание на кофейной гуще, или по куриной косточке и т.п.

Но если по куриной косточке нельзя и на кофейной гуще нельзя — как же тогда предсказывать? 

Во времена Первого Храма, коэн гадоль (главный коэн) для ответа на жизненно важные вопросы использовал урим ве-тумим.

 Урим ве-тумим, как объясняют Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) и Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), представляли собой имена Всевышнего, вложенные внутрь нагрудного украшения хошен, которое носил коэн гадоль. В хошен были встроены 12 драгоценных камней с вырезанными на них именами колен. Главный коэн, сосредотачивался на этих именах, и буквы начинали светиться. Тогда коэн гадоль составлял из них ответ на заданный вопрос.

Пророки умели воспринимать образы из более высоких духовных миров и, правильно их интерпретируя — открывать будущее, далекое и близкое.

В наше время нет ни урим ве-тумим, ни пророков. Но праведные люди, мудрецы Торы, порой могут обладать особым видением, особым даром Всевышнего (руах hа-кодеш), позволяющим им заглядывать дальше, чем видят обычные люди.

Те, кто действительно обладают руах hа-кодеш (их — считанные единицы) могут, увидев начало какого-либо процесса, понять, к чему он приведет.

Теперь нам понятно, как окончание предыдущей недельной главы связано с началом нынешней.

Глава Кедошим завершается запретом на ворожбу и колдовство, включая любые попытки вызвать души умерших.

Но быть может, коэнам это разрешено? Ведь коэны в глазах народов мира — подобны жрецам. А жрецы всем этим занимаются. 

Поэтому наша глава и начинается обращением к коэнам — чтобы не осквернялись  они контактом с умершими. Ведь открыта кедуша, и из нее (исключительно из нее) они должны черпать свои знания.

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Мог ли Авраам жениться на разведенной?

 

В нашей недельной главе даются запреты, относящиеся к коэнам. В частности — запрет на контакт с умершими и запрет на вступление в брак с разведенной женщиной. Об этом читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона... пусть не оскверняются прикосновением к мертвому... и разведенную пусть не берут себе в жены» (Ваикра, гл. 21, ст. 1, 7).

Рассказывается в Талмуде (трактат Недарим, лист 32), что Шем (один из сыновей Ноаха) исполнял функции коэна. Сказано о нем: «А он — коэн Всевышнего» (Берешит, гл. 52, ст. 58). Но Всевышний лишил его этого статуса — за то, что тот в благословении поставил Авраама перед Творцом — «И благословил он его и сказал: Благословен Аврам от Всевышнего, владеющего небом и землей. И благословен Всевышний...» (Берешит, гл. 14, ст. 19).

Другой человек на месте Авраама расплылся бы в довольной улыбке или зарделся бы от смущения. Но Авраам не принял эту бераху (благословение). «Разве благословляют раба прежде того, кто этим рабом владеет?!», — резонно заметил он.

В эту же секунду статус коэна перешел к Аврааму.

Восхищаясь достойной реакцией Авраама и справедливым решением Всевышнего, мы все же должны отметить, что последующие события не могут не вызвать вопросы. 

После того как умерла Сара, Авраам снова женился. Как написано: «И вновь Авраам взял себе жену, по имени Кетура» (Берешит, гл. 25, ст. 1).

Кетура, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — это была та самая Агарь. 

Но ведь мы знаем, что Авраам развелся с Агарью и отослал ее из своего дома (см. Берешит, гл. 21, ст. 14).

Этот поступок Авраама и порождает вопросы. 

Авраам к тому времени уже был коэном. А коэнам, как мы узнали из нашей главы, запрещено брать в жены разведенную женщину. Тогда, почему Авраам женился на Кетуре? Имел ли он на это право?

Комментарий Раши поставил перед нами вопрос. Он же — поможет найти ответ на него. 

Написано: «Скажи коэнам, сынам Аарона…». Сказано — именно «сынам Аарона», — уточняет Раши, —  но не «дочерям Аарона».

То есть, все адресованные коэнам запреты — чтобы не прикасались к умершему и не женились на разведенной — относятся только к коэнам, потомкам Аарона. Следовательно, Авраам, который не был «сыном Аарона», несмотря на то, что имел статус коэна — мог вернуть, отосланную ранее Агарь.

Мог он, кстати, и сам хоронить Сару. Как сказано: «И поднялся Авраам от лица умершей своей... После этого похоронил Авраам Сару, жену свою, в пещере поля Махпелы» (Берешит, гл. 23, ст. 3, 19)

 

на основе комментария рава Эфраима-Фишела Штейна

(Израиль, наше время)

 

 

3. Две заповеди коэнов

 

Наша недельная глава начинается с заповедей, относящихся к коэнам. Написано здесь: «Говори коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего. Но только прикосновением к ближайшим родственникам, матери своей и отцу» (Ваикра, гл. 21, ст. 1-2).

В Торе подчеркивается, что коэны — сыны Аарона. И это неспроста. Они должны постоянно об этом помнить, и вот почему.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 5) Учителя объясняют, что человеку нужно делать, чтобы устоять и не поддаться влиянию дурного начала (на иврите — йецер hа-ра). Оно, как известно, постоянно пытается направить человека на путь проступков и прегрешений.

Итак, прежде всего, нужно стараться руководствоваться своим позитивным началом (йецер hа-тов) — натравить йецер hа-тов на йецер hа-ра и посмотреть, что из этого выйдет.

Если не поможет — надо засесть за изучение Торы. Постараться изучать ее сосредоточенно и углубленно.

В качестве еще одного сильнодействующего средства предлагается прочесть молитву Шма.

А в самом крайнем случае, если ничто не помогло — подумать о неизбежной смерти. Это уж точно должно сработать.

Это последнее, самое действенное средство — не подходит для коэнов. Ведь они не участвуют в похоронах, не посещают кладбища, не приближаются к умершим. Поэтому смерть не производит на них должного впечатления. Зверь, который никогда не сталкивался с охотником, не станет от него убегать. Коэн, в каком-то смысле сродни непуганому зверю.

Зная это, Тора дает совет всем коэнам. Если мысли о смерти не производят на вас должного воздействия, помните, что вы — потомки Аарона и должны идти его путем. А он, как известно, любил мир и гармонию, к ним были направлены все его устремления.

Прегрешения же — множат хаос и несут разрушение в духовные миры.

Во времена, когда существовал Бейт hа-Микдаш (Храм), коэны несли в нем службу и выполняли ряд заповедей.

Сейчас, когда Храм разрушен, и храмовой службы у коэнов нет — у них из всех заповедей остаются только две: повелительная заповедь — благословлять народ Израиля и запретительная — не осквернять свое коэнство, свой особый статус. 

Намек на эти заповеди присутствует в нашем фрагменте. «Говори коэнам» — сделай так, чтобы они говорили, чтобы благословляли сынов Израиля. «И скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим». Это — залог сохранения статуса коэна.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части, каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

 

4. Лев-грузчик и лис-лавочник

 

Написано в нашей недельной главе: «Говори коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего. Но только — прикосновением к ближайшим родственникам, матери своей и отцу» (Ваикра, гл. 21, ст. 1-2).

А вот, что говорится в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 8).

В период, когда в Израиле свирепствовал голод из-за сильной засухи, раби Иеhуда hа-Наси (величайший мудрец, глава поколения, и вместе с тем, весьма состоятельный человек) — открыл свои закрома и снабжал голодных пропитанием. Но — не всех. Ведь на всех не хватило бы. Поэтому он поставил условие: знающие Танах — пусть войдут и едят, изучающие Талмуд — ешьте на здоровье, сведущие в галахе (законах) — для вас накрыт стол. Но невеждам и неучам здесь делать нечего.

Раби Йоханан бен Амрам сумел протолкнуться через толпу и предстал перед раби Иеhудой.

— Дай мне еды, — попросил он.

— Ты изучал Тору, ты знаток Талмуда, разбираешься в галахе? — осведомился раби Иеhуда.

— Увы, нет.

— Тогда, я не стану тебя кормить, ты уж прости.

— А ты накорми меня, как кормят ворону или собаку…

«Как кормят ворону или собаку» — интересный аргумент. Действительно, ворона и собака точно не сильны в Талмуде, однако Всевышний, несмотря на это, посылает им пропитание. Так почему бы и раби Иеhуде не накормить Йоханана бен Амрама без всяких условий? Ведь он ничем не хуже вороны?  

Впрочем, и этот спасительный для Йоханана аргумент — не сто процентный. Его действие тоже ограничено соблюдением определенного условия. Человек может рассчитывать на еду, если он не злословил и не сплетничал, не осквернял своего рта нарушением того или иного запрета. Только в этом случае он не хуже вороны и собаки. Ведь собака и ворона не сплетничают и не злословят, и уже хотя бы за это достойны пропитания.

И еще говорится в Талмуде (трактат Кидушин, лист 82), что никто не видел оленя-садовника, льва-грузчика или лиса-лавочника.

Но они и без этого неплохо себя обеспечивают.

Заметим, что олень весьма проворен и прыток, поэтому мог бы быстро обходить сада и поля, оберегая их и ухаживая за ними.

Лев очень силен, и вполне справился бы с погрузкой и разгрузкой.

Лис умен, хитер и изворотлив. Что еще нужно торговцу?

Животные, как известно (а заодно с ними — и растения) созданы, чтобы служить человеку, венцу Творения, созданы ради него. Задача людей — служить Всевышнему. Но животным, слугам человека, с легкостью удается прокормить себя, даже не занимаясь профессиональной деятельностью. Почему же человеку, рабу Всевышнего, порой так тяжело добыть пропитание?

Из-за прегрешений. Прегрешения сильно уменьшают порцию и ужесточают условия получения.

Все началось с первого человека, Адама. Помните, он нарушил запрет Творца и съел плод с Дерева познания. За это получил проклятие — в поте (то есть нелегким трудом) добывать хлеб свой (см. Берешит, гл. 3, ст. 19).

Это проклятие до сих пор в силе. Дополнительные прегрешения еще больше ухудшают состояние парнасы (пропитания).

Там, где говорится о сотворении человека, в Торе используется такая фраза: «И стал человек душою живою» (Берешит, гл. 2, ст. 7). 

Душой, способной разговаривать, — отмечает в своем комментарии-переводе Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век). 

Выходит, отличительная особенность человеческой души — умение говорить. 

В нашей недельной главе, в запрете коэну прикасаться к умершему, мы снова встречаем слово «душа» — «Душой пусть не оскверняется в народе своем» (так звучит этот запрет в дословном переводе).

Таким образом, в Торе, в дополнение к прямому пониманию, дается намек, что нельзя осквернять свою речь злословием и сплетнями. В продолжение фразы — говорится о ближайших родственниках. Но слово «шеэро», означает также — «пропитание» (см. комментарий Раши к книге Шемот, гл. 21, ст. 10).

Получается, в Торе мы находим обещание: не оскверняй свою речь — и у тебя всегда будет пропитание. То есть будешь жить в достатке.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

5. Жена — самая близкая

 

В нашей недельной главе говорится об адресованном коэнам запрете на прикосновение к умершим сказано: «Говори коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего. Но только прикосновением к ближайшим родственникам, матери своей и отцу» (Ваикра, гл. 21, ст. 1-2).

В Талмуде (трактат Нида, лист 31) говорится, что в рождении человека участвуют трое: Всевышний, отец и мать. Всевышний дает новорожденному душу, а от родителей он получает тело. Поскольку душа, сгусток абсолютной духовности — творение Всевышнего, источник ее — в Нем, она влечет и направляет человека только к кедуше (святости). Тело же, напротив, будучи сугубо материальным, постоянно испытывает человека всевозможными соблазнами, с единственной целью — привести его в состояние духовной нечистоты.

Намек на это содержится в нашем фрагменте. Выражение «чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим», можно перевести и так: «душой не оскверняйтесь» или — «не осквернитесь». То есть — душой, полученной от Всевышнего, когда будете за ней следовать, вы не осквернитесь. Поэтому не бойтесь слушаться ее голоса. Но от ближайших родственников, то, что вы получили от них (от матери и отца) — тело, образчик грубой материальности, совершенно бездуховное — оно, если последуете за ним, приведет вас к самой отвратительной туме (духовной нечистоте).

Если мы рассмотрим семью, то заметим, что каждый из ее членов состоит в родственных связях со всеми остальными. Например, брат — в близком родстве с другим братом, а также — с сестрой и с родителями.

Не так обстоит дело с женой. Только один человек из всей семьи мужа может быть ей по-настоящему близок — ее муж. Единственный близкий родственник умершей — ее муж, он и должен позаботиться о ее погребении.

Написано в нашем фрагменте: «Но — только прикосновением к ближайшим родственникам».

О каких родственниках здесь идет речь?

В Торе тут используется слово «шеэро». И Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) тут же приходит на помощь, объясняя, что «шеэро», значит — «ишто» (его жена).

И это логично, что из всех близких родственников, которых разрешается хоронить коэну, жена упоминается первой. Ведь, кроме мужа, ее больше некому хоронить.

И все же, если мы внимательно присмотримся к тексту Торы (на иврите), в том фрагменте, где, как выяснилось, речь идет об умершей жене коэна, мы не можем не обратить внимания, что там использован мужской род. Слово «hа-каров» (близкий) в выражении «шеэро hа-каров» стоит в мужском роде. Так, может быть, здесь речь идет все-таки не о жене? 

Попробуем разобраться в этом грамматическом несоответствии.

Слово «шеэро» связано со словом «басар» (плоть). Подразумевается — «близкая плоть». То есть — жена. Как сказано: «Оставит человек своих отца и мать и соединится с женой, и станут они одной плотью» (Берешит, гл. 2, ст. 24).

Слово «плоть» (басар) на иврите имеет мужской род. Поэтому использование мужского рода в нашем фрагменте вполне оправдано.

Приведем еще одно, более глубокое разъяснение.

Сказано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 22), что смерть жены для мужчины — подобна разрушению Бейт hа-Микдаша (Храма).

И еще пишут наши Учителя в Мидраше Мехильта, что Имя Всевышнего не будет цельным до тех пор, пока не восстановится Храм. Имеется в виду четырехбуквенное Имя, состоящее из букв: йод, hей, вав и hей.

Так вот, пока у нас нет Храма — последние две буквы в Имени Всевышнего, вав и hей — как бы отсутствуют.

В отрывке Торы, где говорится о жене коэна, должно быть использовано слово «hа-крова» (близкая). Но, чтобы показать, что ее смерть подобна разрушению Храма, убираются буквы вав и hей и получается — «hа-каров».

 

на основе комментария раби Ицхака из Воложина

(Литва, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.) 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как дни Песаха влияют на последующий период?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля