Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Откуда произрастает международный террор? Предлагаем вниманию посетителей сайта статью, которая проливает некоторый свет на этот вопрос, рассказывая об одной из террористических школ в Йемене...
Короткие фрагменты статьи уже были использованы в нашем сайте (см. раздел “Анализ новостей” — “Сомнения и факты”, 26 октября, 2001 г.).
МИССИЯ ШЕЙХА: УЧИТЬ МОЛОДЫХ НЕНАВИСТИ
Джон. Ф. БернсДаммадж, Северный Йемен... В этой пыльной деревне на краю Аравийской пустыни достаточно упомянуть Америку, и воинственные исламисты поднимают брови, становятся резкими их голоса, их пальцы привычно тянутся к куркам
.Задолго до того, как это вошло в моду в Иране, боевики Даммаджа уже называли Америку “Великой Сатаной”.
Иногда американские мусульмане приезжают сюда в поисках исламских истин. Но в принципе американцам советуют держаться отсюда подальше.
В сердце этой деревни — база, созданная одним из самых воинственных противников Запада, религиозным деятелем арабского мира — шейхом Мукбель бин Хади аль-Вади. Базу охраняют мрачные бородачи, с “Калашниковыми” на плечах, Шейху сейчас чуть больше 70-ти лет. Он сеет ненависть к США, Израилю, христианам и евреям. При этом о нем за пределами закрытого мира исламских боевиков до сих пор знают немногие, не считая, конечно, западных специалистов — экспертов по террору.
Известен шейх Мукбель и американскому Федеральному Бюро Расследований. Здесь знают, какое влияние он оказал на Осаму бин Ладена, как его называют теперь — международного террориста “номер один”.
Задолго до двенадцатого октября, когда в гавани Адена был взорван американский военный корабль, в южной части Йемена (эксперты связывают это нападение с террористической организацией бин Ладена) агенты ФБР уже вели наблюдение за учебными центрами шейха Мукбеля. И более других их интересовал центр, расположенный в Даммадже — этот инкубатор исламской священной войны, которую бин Ладен объявил США.
По словам самого шейха Мукбеля, что центр, называемый “Дар аль-Хадит” (Дом пророческих Сказаний и Дел) — теологическая школа. Если даже это так, в этой школе пропагандируют воинственную анти-западную форму ислама, салафизм, составляющий, как считают арабские и западные ученые, сущность верований бин Ладена. Салафизм — крайняя форма вахабизма, пуританской формы ислама, которую бин Ладен воспринял в юные годы в Саудовской Аравии.
Салафизм (от арабского слова салаф — “предок”) проповедует возвращение мусульман от “испорченного” образа жизни современного Запада — к собственному наследию, полученному от пророка Мухаммеда, который умер, примерно, 1400 лет назад.Именно так и живут здесь, в Дамадже, по меньшей мере, три тысячи учеников школы шейха, прибывшие сюда со всех концов мусульманского мира – из Афганистана, Алжира, Ливии, Сомали и Судана, и даже Индонезии и Малайзии.
В недавние годы десятки людей арабского происхождения приезжали в этот центр из США, Британии и других европейских стран.
По свидетельству Шейха Мукбеля, студенты остаются в Центре, по меньшей мере, на пять лет, а иногда на 10-15.
Здесь нет телевидения, электричества, газет, музыки, женщин... Из “продуктов современной цивилизации” здесь можно найти лишь громкоговорители и специальные антенны, которыми пользуется шейх Мукбель.
Слушатели школы изучают только Коран и другие мусульманские источники. С точки зрения шейха, самые опасные враги ислама (опасней Америки и Израиля) — западная жизнь, с ее культурой, демократией, плюрализмом...
В одном из интервью газете Йемен Таймс (выходит на английском языке), шейх выразил эту идею
вполне ясно. “У нас, — сказал он, — не воспринимают точки зрения противоречащие постулатам ислама”.Шейх не фотографируется и не разрешает фотографировать свои центры. Он крайне редко встречается с посторонними людьми. Он отрицает, что военная подготовка включена в расписание занятий в Даммадже. Однако много лет западные дипломаты в Сане, йеменской столице подозревали, что он лжет.
В Йемене, где, по сведениям правительства, 65 миллионов стволов приходится на 18 миллионов человек, можно свободно, без всякой лицензии, купить любое оружие. Лучше всего снабжен оружием базар, расположенный в одной из деревень, неподалеку от Даммаджа. Там есть даже выставка тяжелого вооружения.
Заверения шейха выглядели и вовсе нелепо, когда 16-летний студент из Британии, учащийся в школе Даммаджа, случайным выстрелом был убит своим старшим братом, который чистил оружие.
Шейх, нимало не смущаясь, заявил читателям Йемен Таймс: “Наше движение обучает лишь идеям Корана... Во всяком случае, наше движение не в состоянии приобрести достаточно оружия, чтобы причинить какой-либо серьезный ущерб врагам”. Как раз в это время, дважды за два месяца, прогремели взрывы в мечетях Саны и Адена. И сам шейх едва спасся от гибели...
“У нас нет тренировочного лагеря, мы не обучаем студентов военному делу, — говорит шейх. — Мы —мирное движение и занимаемся распространением идей ислама...”. И добавляет: “Коран — сильнее ружей и танков”.
Западные разведывательные агентства утверждают, что салафисты (многие из них обучались в Даммадже) были самыми яростными бойцами в Афганистане, Алжире, Чечне и Кашмире. Разведке доподлинно известно, что Даммадж и пять других центров шейха Мукбеля в Йемене, даже если и не считать их настоящими военными базами, идеологически готовят к “борьбе”молодых мусульман. Потом в любом другом месте
, нередко — в Афганистане, они, уже как следует, учатся воевать и становятся террористами.Благодаря разведке и системе безопасности шейха Мукбеля, в центр могут попасть только проверенные мусульмане. Посторонним, даже государственным службам Йемена, доступ в центры закрыт. Поэтому почти невозможно узнать, что же в них происходит. Но немного времени потребуется, чтобы поездить по этому региону и убедиться в том, как хорошо приняли бы здесь бин Ладена и его убеждения.
В начале восьмидесятых шейх Мукбель провел три месяца в тюрьме Саудовской Аравии — за связи с воинственной исламской группировкой, которая в 1979 году заняла самую святую для мусульман мечеть в Мекке, и устроила там стрельбу. Тогда в беспорядках погибли несколько сот человек.
Северные племенные вожди, обиженные возникновением в 20 веке мощных национальных правительств в Йемене и Саудовской Аравии, долго считали бин Ладена своим потенциальным союзником. Бин Ладен — один из пятидесяти или более детей Мухаммада бин Ладена, йеменца, который иммигрировал в Саудовскую Аравию в 1931 году и создал там одну из крупнейших на Ближнем Востоке строительных кампаний.
Несколько лет назад тридцать шейхов вошли в секретный сговор с двумя эмиссарами, посланными бин Ладеном из Афганистана, где он скрывался с 1996 года. Бин Ладена ставил перед собой цель — получить согласие старейшин йеменских кланов на свой переезд в Йемен. Об этом желании он говорил в интервью лондонской газете “Эль Кудс”, которая выходит на арабском языке.
Шейх Мухаммад бин Шаджейа (контролирует район в тысячи квадратных километров в пустыне, вдоль границы с Саудовской Аравией). признал что был одним из лидеров, которые встретились с эмиссарами весной 1997 года в доме шейха в Сане. Он сказал, что на встрече обсуждались условия возвращения бин Ладена, и было предложено, что он поселится в святом месте, в одном из районов, контролируемых шейхами, куда не распространяется власть правительства.
— Они называют его террористом, — сказал шейх бин Шаджейа в своем интервью. — Но власти всегда так говорят, когда у них возникают проблемы. Но где тот суд, который в состоянии рассудить: кто — террорист?.. С нашей точки зрения, бин Ладен — великий религиозный ученый и йеменец с гражданством Саудовской Аравии. Для нас его присутствие в Йемене будет вполне естественным”.
Слова этого шейха бросают вызов йеменскому правительству, заявившему, что взрыв американского военного корабля – дело рук террористической организации бин Ладена. Президент Йемена Али Абдулла Салех подчеркнул тогда, что прямого свидетельства причастности бин Ладена к этому взрыву у него нет. Но ряд фактов указывает на то, что бин Ладен вдохновил и направил эту атаку.
Шейх бин Шаджейа и другие шейхи симпатизируют убеждениям бин Ладена, а, может, и его методам “борьбы”. Но многие йеменцы утверждают, что шейхи обижены на президента за намерение уменьшить их владения, богатые нефтью. И их оппозиционные настроения вполне понятны.
Президент Салех обещал положить конец семидесятилетней распре с Саудовской Аравией, но шейх бин Шаджейа, к примеру, поклялся уничтожить любую группу людей, которая придет устанавливать новые границы. Таким образом, шейхи указали президенту, что они готовы заключить альянс с кем угодно, в том числе, и с бин Ладеном.
Со своей стороны, правительство называет шейха бин Шаджейа флюгером: одно время был агентом Саудовской Аравии, потом —союзником президента Салеха, позднее связался с бин Ладеном. А некоторые официальные лица спрашивают: была ли вообще та встреча с эмиссарами бин Ладена, или это просто претензии шейхов?
“Шейх бин Шаджейа — самый большой лжец в Йемене”, — утверждают некоторые официальные лица самого высокого ранга.
В Йемене бин Ладен мог бы укрыться в пустыне и высоких горах, недоступных юрисдикции правительства.
На одной из видеокассет, снятой, за три недели до взрыва американского корабля на Ближнем Востоке, Бин Ладен появился в длинном белом плаще — дишдаша, с родовым кинжалом — такие носят в Хадрамауте, йеменской провинции, где находится его родовой дом.
В 1996 году в интервью “Аль Кудс” бин Ладен сказал, что не вернется в Судан. “Выбор — между Йеменом и Афганистаном, — заявил он. — Природа Йемена – горы, а люди там вооружены. Это позволяет человеку дышать свободно, без унижения”.
Когда корреспондент спросил его, будет ли его переезд в Йемен обусловлен согласием правительства, он ответил: “Это не имеет значения”.
Президент Салех не был в восторге от такой перспективы...
Когда наш репортер отправлялся в Даммадж, его предупредили, что шейх Мукбель и его окружение относятся к западным журналистам как к шпионам. Но он все же добрался туда...
Вооруженный охранник объявил, что шейх Мукбель уехал лечиться за границу... Трем посетителям, репортеру и двум его переводчикам оставалось лишь путешествовать по Аравии.
Сразу после зари солнце окрашивает розовыми лучами медовые пески пустыни, пальмы и сложенные из сырцового кирпича стены крепостей и домов. Студенты спешат на молитву, совершив ритуальное омовение. Из мечети расходится по пустыне, призывая правоверных собираться на молитву, монотонный напев муэдзина...
Вначале никто не обращал внимания на незнакомцев, проходящих по узким дорожкам, рассматривающих высокие стены, открытую аудиторию под металлической крышей. Отсюда звучат пламенные речи против христиан, которых здесь, кроме всего прочего, называют “братьями обезьян
и свиней”. На тяжелых стальных дверях центра — небольшой плакат: “Прими веру, и я покажу тебе путь”...Маленький мальчик Али (ему 8 лет) со страстью говорит о шейхе Мукбеле: “Он дал дома бедным людям...”. Но стоило нашему корреспонденту спросить, что он думает о США, его “вдохновение” сменилось гневом.
Человек в высокой цилиндрической шапке (такие носят в Ливии) сказал, что ему 32 года, а потом поднял кулак и произнес: “Америка думает, что она — все! Это Аллах – все, а Америка – ничто!”.
Старик, которого сопровождал вооруженный человек, увидев чужаков, вернулся и потребовал предъявить паспорта, чтобы выяснить, не из Америки ли они приехали. Быть может, они шпионят за ним?
Он изучал документы несколько минут, и все это время его вооруженный охранник держал палец на спусковом крючке автомата “Калашников”...
Оставляя позади пыль от колес, машина быстро уносила приезжих все дальше и дальше от этого места. Никто не обернулся, лица, когда пересекали пустыню, были устремлены к относительно безопасному району столицы Сана, контролируемой правительством.
Нью Йорк Таймс