Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Седьмой цикл обсуждения
New Page 4

ГЛАВА “ШЕМОТ”

Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.

Почему глава так называется?

По первой фразе главы: “И вот имена…”.

Имена на иврите — шемот.

Обсуждение главы Шемот

07.01.07

Итак, мы закончили чтение первой книги Торы (Берешит) и приступаем к следующей — Шемот.

Она начинается, как нам известно, одноименной недельной главой, в первой фразе которой сказано: «И вот имена (в оригинале на иврите — веэле шемот)…» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

В обзорах прошлых лет мы рассматривали различные смысловые аспекты книги Шемот в целом, говорили и о том, что означает это название (см. на сайте обзоры недельной главы Шемот, первый и второй годовые циклы обсуждения).

Соединительный союз «и», который стоит в самом начале новой, второй книги Торы ясно демонстрирует нам, что книга Шемот — продолжение книги Берешит, что эти книги между собой тесно связаны. И вообще — нужно рассматривать их как описание двух этапов еврейской истории.

Первый этап (книга Берешит) — это Сотворение мира, первого человека (Адама) и появление первого еврея (нашего праотца Авраама). И в Торе об этом написано: «Помни дни древности, помысли о годах всех поколений (проанализируй прошлое), спроси своего отца, и он расскажет тебе…» (Дварим, гл. 32, ст. 7).

Этой фразой, — разъясняют наши Учителя, исследуя данный отрывок, — Всевышний как бы говорит нам: «Помни о том, Кто сотворил мир и управляет им, помни, что сделал Я для первых поколений людей, что сделал Я с поколением Потопа, с людьми поколения Вавилонской башни (см. на сайте обзор недельной главы Ноах, пятый годовой цикл обсуждения). Помни, что сделал Я с жителями Седома и Аморы (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Вайера, первый годовой цикл)».

Второй (книга Шемот) — формирование еврейского народа и Исход из Египта (подробнее об этом — см. на сайте обзор недельной главы Шемот, второй годовой цикл).

Следует также отметить и еще два важных момента.

Связь между книгами Берешит и Шемот, как разъясняется в Устной Торе, показывает, что в самых ранних исторических событиях уже были заложены «ростки» событий последующих. В частности — задолго до того, как евреи оказались в египетском рабстве, Всевышний уже проложил» путь Исхода из Египта. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что обе книги являют собой единую «повесть» о распространении в мире веры во Всевышнего.

По содержанию книгу Шемот можно условно подразделить на три части.

Первая часть заключает в себе рассказ о формировании еврейского народа в египетском рабстве и об Исходе из Египта, который сопровождался не укладывающимися в рамки естественных законов природы, надъестественными явлениями (чудесами). Эти «чудеса» пробудили истинную веру в Творца — не только в нашем народе, но и во всем мире.

Вторая часть книги Шемот повествует о том, как еврейский народ, освободившись от рабства, прибыл к горе Синай, где он удостоился воочию увидеть Шехину (см. на сайте ответ «Шехина — святой дух…») и получить Тору, которая осветила путь евреев на все времена и оказала огромное влияние на все народы мира.

Третья часть книги Шемот посвящена строительству Мишкана (переносной Храм в пустыне). И речь здесь идет, как мы знаем из обзоров прошлых лет, не просто о Доме для Шехины, не просто о «сборной конструкции», приспособленной к походным условиям. Но — о модели будущих Иерусалимских Храмов. По тем же «правилам», в основном, что и Мишкан, будет построен в Иерусалиме Первый Храм, отличительной особенностью которого были «чудеса», которые в нем происходили (подробнее об этих чудесах — см. на сайте, к примеру, обзор листа 21 трактата Йома). И в них, в этих чудесах, явственно проявлялось Присутствие Всевышнего…

08.01.07

В Талмуде (Пиркей Авот) рассказывается о десяти чудесах Первого Храма. Одно из них, например, состояло в том, что западная свеча (самая близкая к Кодеш Кодашим — Святая Святых) храмовой Меноры (семисвечник), служа свидетельством пребывания в Храме Шехины, никогда не гасла. В Талмуде об этом написано: «Западная свеча Меноры, в которую наливали столько же масла (об устройстве свечей в давние времена — см. на сайте обзор листа 43 трактата Шаббат), что и в остальные, продолжала гореть, когда другие свечи затухали. Он нее потом и зажигали остальные свечи Меноры. И это для населения Земли было свидетельством, что Шехина пребывает в Израиле» (трактат Шаббат, лист 22). Чудо долгого горения свечей (вопреки естественным законам) произошло, кстати сказать, и в более позднее время — в связи с событиями, которые мы отмечаем в праздник Хануки. Свечи в храмовой Меноре, хотя масла в них могло хватить лишь на сутки, горели восемь дней, что знаменовало собой возвращение в наш мир первозданного Света Всевышнего (см. на сайте обзор листа 22, трактата Шаббат).

Ежедневно, два раза в день, перед выполнением заповеди, предписывающей нам читать молитву-клятву Шма, которой мы декларируем свое принятие Власти Небес (см. на сайте обзор первой части листа 2 трактата Берахот), мы, согласно установленным правилам читаем определенные берахот (множественное число от слова бераха — «благословение»), предваряющие «клятву верности» Небу.

Эти благословения, — подчеркивают Учителя, — соответствуют двум первым книгам Торы, Берешит и Шемот.

В предшествующем молитве Шма первом благословении, которое читают по утрам, есть такие слова: «Создающий свет и Творящий тьму» и «Создатель светил». В том, которое читают перед Шма вечером — «…и располагает звезды по местам на своде небесном по Воле Своей».

В Танахе читаем: «Поднимите глаза ваши к высотам небесным и посмотрите, Кто сотворил их» (книга пророка Иешаягу, гл. 40, ст. 26).

В оригинале на иврите слово «кто» записано как — ми, и «их» — эле. Вместе два эти ивритских слова образуют Имя Всевышнего — Элоким. Проявлением этого Имени создан мир. Как сказано: «Вначале сотворил Всевышний Небо и Землю — Берешит бара Элоким…» (книга Берешит, гл. 1, ст. 1).

Теперь нам ясно, что «адрес» первых благословений, которые произносят перед Шма утром и вечером — книга Берешит.

Во втором утреннем благословении перед Шма мы говорим: «…и обучает нас законам жизни». Во втором вечернем — «Торе и заповедям, уставам и законам научил Ты нас».

Эти, «вторые» берахот, как видим, относятся к периоду, который начался после дарования Торы. То есть речь здесь уже идет о книге Шемот.

Данные наблюдения, касающиеся благословений, произносимых перед чтением молитвы-клятвы Шма, указывают нам, что путь к этой молитве, олицетворяющей веру еврея в Творца, проложен в книгах Берешит и Шемот.

В книге Кузари ее автор раби Иегуда а-Леви (великий Учитель и поэт; Испания, 12 век) приводит диалог с хазарским царем. Когда царь спрашивает, во что верят евреи, Учитель отвечает ему: «Мы верим во Всевышнего Авраама, Ицхака и Яакова, в Творца, который вывел сынов Израиля из Египта силой знамений и чудес, который питал их в пустыне и даровал им страну, который послал Моше с миссией Торы, и дело его продолжили многие пророки, распространявшие знания Торы. Они (пророки) учили (народ), что тех, кто соблюдает ее (Тору), ждет вознаграждение. Учили, что кара грозит тем, кто ее (Тору, законы Торы) нарушает. Мы верим во все, что написано в Торе, которая (в своем содержании) охватывает бесчисленное множество вопросов» (Кузари, гл. 1, ст. 11-13).

Что же сказал на это хазарский царь?..

09.01.07

Оказывается, как написано в книге, хазарский царь ожидал иного ответа.

«Я думал, — произнес он, — ты скажешь, что веришь во Всевышнего, который сотворил этот мир и поддерживает его существование, веришь в другие «атрибуты» Творца, открытые каждому, кто наделен верой и стремится к Истине, стараясь уподобляться Ему в Его Справедливости и Мудрости» (там же).

Интересно, что раби Иегуда а-Леви, отвечая на вопрос хазарского царя, берет за основу книгу Шемот. В свою очередь, царь полагает, что Учитель должен был бы в своем разъяснении руководствоваться книгой Берешит.

Какую же «ошибку» допустил хазарский царь в своем предположении?

Об этом мы узнаем из возражения Учителя, которое он высказал царю, выслушав его представление о вере в Творца мира: «Ты подразумеваешь веру, — уточнил Учитель, — основанную на соображениях разума и логических рассуждениях. Но она (такая вера) чревата сомнениями. Расспроси об этом философов и убедишься, что они в данном вопросе не могут прийти к единому мнению. Все их построения — измышления, частично имеющие обоснование, частично — удовлетворяющие доводы разума, частично для рассудка — необъяснимые. Поэтому они и не в состоянии найти доказательства».

Иными словами, раби Иегуда а-Леви подчеркнул, что, лишь изучая историю Сотворения мира (книгу Берешит) очень трудно утвердиться в вере во Всевышнего и избавиться от сомнений. Ибо многое в ней мест, чрезвычайно сложных для человеческого восприятия, а иные вообще не в состоянии постичь смысл написанного в ней на глубинном уровне. Это удалось только одному человеку — Аврааму-авину, праотцу нашему. Только он сумел, постигая самую суть книги Берешит, прийти к непоколебимой и полноценной вере.

Всю свою жизнь Авраам посвятил распространению полученных им знаний, передавая их своему окружению и потомкам. Семена, которые посеял он в людских душах, благодаря «заботливому уходу» его сына и внука (Ицхака и Яакова), дали всходы. И вот, целый народ, которому он дал жизнь и знания, выходит из Египта. И ради этого народа, ради спасения потомков Авраама, Всевышний совершает чудеса, а потом, у горы Синай дает ему Тору.

На этом пути проявилось Присутствие Творца в среде сынов Израиля, Шехина, которая сопровождала их и далее, предоставляя свидетельства того, что только Он Один, Всевышний, правит миром.

В Танахе об этом сказано: «Вы — Мои свидетели» (книга пророка Иешаягу, гл. 43, ст. 10). Эту фразу можно перевести и иначе — «Вы — свидетельство обо Мне».

«Чудо существования еврейского народа, вопреки всем материальным законам, — писал сотни лет назад рав Яаков бен Цви (Яавец) в предисловии к сидуру (молитвенник), — затмевает все чудеса произошедшие в Египте и в пустыне… Как может не почувствовать дрожь и раскаяние тот, кто не верит в постоянное присутствие Всевышнего, когда у него перед глазами поразительный феномен существования еврейского народа?! Мы — народ, который перенес страшные беды и катастрофы, подвергавшийся невиданным гонениям, и, тем не менее, продолжающий существовать. Это ли не свидетельство тому, что Творец управляет всем, что происходит в мире?».

Рассказывают, что однажды германский кайзер собрал в свою резиденцию лучших философов того времени и повелел им представить доказательства существования Всевышнего. И лишь один из этих философов сумел его убедить. Нет, не длинными схоластическими рассуждениями, но — одним только словом: «евреи».

В книге Шемот мы черпаем знания, которые дают нам реальную основу для веры в Творца мира. Это, прежде всего — надъестественные явления, сопровождавшие евреев в период их Исхода из Египта и во время их перехода через пустыню, и дарование Торы.

О чем же свидетельствуют эти неординарные события еврейской истории?..

10.01.07

Конечно же, Замыслы Творца для нас — непостижимы. Но и мы, анализируя цепь событий, которые произошли в Египте в период Исхода (да и потом — в пустыне), можем на своем духовном уровне сделать определенные выводы.

Десять казней, инициированные Свыше, то, как сыны Израиля перешли по образовавшемуся проходу Тростниковое (ныне — Красное) море и другие чудеса наглядно демонстрирует нам, что Всевышний (и только Он) управляет силами природы. Он создал определенные естественные законы, и только Он, по своей Воле, может изменить их.

Кроме того, те же надъестественные явления открывают нам концепцию награды и наказания. И мы убеждаемся, что «злодей» (в данном случае — египетские поработители во главе с фараоном) за свои злодеяния получает наказание, а люди, соблюдающие заповеди Творца — награду.

И еще. Реализация «чудес», описанных в книге Шемот (и последующих — тоже), показывает нам, что Всевышний постоянно поддерживает связь с людьми.

Тора — это «сложносоставной документ», — разъясняют Учителя, — в котором каждое слово, каждая буква, каждый знак имеют свое содержание. Смысловые слои открывает и порядок слов и порядок расположения глав.

Перечислим, к примеру, названия первых шести недельных глав книги Шемот. Это — Шемот, Ваэра, Бо, Бешалах, Итро, Мишпатим. Наши Учителя обращают внимание на то, что первые буквы названий этих недельных глав составляют слово шовавим (напомним, что мы записываем ивритские слова в транскрипции, так, как они произносятся — в написании слов на иврите гласных букв нет), что в переводе означает — «нарушители».

Какую информацию из этого можно извлечь?

Период, на который выпадает чтение этих недельных глав, — объясняют Учителя, — особое время, предназначенное для тешувы (искреннее раскаяние, возвращение к Творцу и его Торе) и исправления допущенных ошибок.

Эта идея проявляется и в самом содержании перечисленных выше недельных глав.

Первая недельная глава книги Шемот в этом плане, кстати сказать, как бы «перекликается» с первой недельной главой Торы (Берешит), в которой, кроме всего прочего, рассказывается и о духовном падении Адама и Хавы (см. на сайте ответ «Всевышнего голос уходящий»).

Египетское рабство, об установлении которого говорится в недельной главе Шемот, явилось частью исправления ошибки первых созданных Всевышним людей.

И заканчивается данный период чтением недельной главы Мишпатим, которая начинается со слов — «Вот законы, которые ты (Моше) разъяснишь им: если купишь раба-еврея, шесть лет пусть служит он, а в седьмой — пусть выйдет на волю без выкупа» (Шемот, гл. 21, ст. 1-2).

Некоторые Учителя установили обычай, согласно которому перед шаббатом (в четверг), в который читают недельную главу Мишпатим, нужно устраивать пост.

Еврейская традиция разъясняет, что в этот шестинедельный период человеку, совершающему тешуву, следует внимательно проанализировать свое поведение в сфере нравственности, особенно — в отношениях с противоположным полом. Ибо эти ошибки в своем поведении и должны были исправить в египетском рабстве сыны Израиля.

Позднее, в книге Ваикра мы прочтем фразу: «По обычаям страны египетской, в которой вы жили, не поступайте…» (Ваикра, гл. 18, ст. 13). И здесь подчеркнем, что данным повелением в Торе предваряются заповеди, связанные с запретом на определенные интимные отношения.

Но почему именно Египет в Торе объявляется «анти эталоном» нравственности, которому не разрешается следовать? Почему именно в Египте, а не в какой-то другой стране, надо было сынам Израиля исправлять ошибки, связанные с их «моральным обликом»?..

11.01.07

Потому, — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — что египтяне отсутствием нравственных устоев отличались от всех остальных народов мира. И если в среде других народов и можно было бы говорить о падении нравов, то это коснулось бы отдельных индивидуумов или каких-либо групп населения. В Египте же нравственное падение отмечалось на таком уровне, что ни один народ не мог с ним в этом сравниться.

На таком фоне (среди таких людей) и предстояло сынам Израиля совершить истинную тешуву в данной сфере своего существования. И им это удалось. Они не только выстояли в тяжких испытаниях, но и — очистились, улучшив свое поведение и на должную высоту подняв уровень соблюдения соответствующих заповедей Торы.

В период, когда евреи поселились в Египте, — сообщают, анализируя тексты первоисточников Учителя, — ситуация в этой стране не улучшилась. Наоборот, падение нравов лишь усилилось.

И объясняют: высокая нравственность евреев давала им пример правильного поведения. Но они не «вняли голосу разума» и продолжали подчиняться «голосу собственных низменных страстей». А это — скользкий путь. Если человек знает (видит пример), как надо поступать в тех или иных случаях, — предостерегает Талмуд (трактат Песахим, лист 48), — но предпочитает следовать «дорогой нарушений», он будет лишь скатываться все ниже и ниже.

И в самом деле. Когда человек нарушает правила, потому что не знает об их существовании, у него есть шанс узнать, что они есть, и исправиться. Если же ему известно о правилах, и он сознательно нарушает их, да еще и находит удобное для себя оправдание своим неблаговидным поступкам — мысль об исправлении не приходит ему в голову, и он вязнет в удовлетворении своих самых низменных потребностей.

Это и произошло с египтянами. С приходом в Египет евреев они окончательно утратили нравственные ценности. Евреи же в чуждом им окружении, наоборот — возвысились.

Еврейская традиция доносит до нас сообщение о том, что одна из причин, обусловивших сопровождаемый «чудесами» Исход сынов Израиля из Египта, была в том, что они в период рабства старались не поддаваться низменным страстям.

Известно, что весь этот период евреи жили в очень трудных условиях и выполняли самые тяжелые работы. Но именно тяготы рабства, тяжкие испытания и очистили их души.

Что кроется за этим утверждением? Какой чудодейственной силой обладают тяготы испытаний, чтобы очищать и возвышать?

Страдания, — наставляет нас наша традиция, — очищают. И это — емкая концепция, основанная на нескольких принципах. Главный из них — необходимость каждого человека вести войну со своими дурными наклонностями. Если человек одерживает в сражениях со своими низменными побуждениями (йецер а-ра — «дурное начало в человеке») победы, он будет вознагражден.

Евреи осознавали эту необходимость, потому что у них была вера. Вера в то, что Всевышний (и только Он Один) управляет миром, помогала сынам Израиля воспринимать египетское рабство, как ниспосланное Свыше испытание. Испытание, которое они должны были достойно выдержать, чтобы в будущем обрести Тору, собственную страну и удел в Будущем мире (подробнее о сути этой концепции — см. на сайте обзоры первой и второй частей листа 5 трактата Берахот). И это освещало им правильный путь в египетской тьме.

Устная Тора рассказывает, что египетское рабство начиналось с добровольных общественных работ, в которых приняли участие и евреи. Отказалось от этого только колено Леви, лидеры которого вовремя поняли, к чему это приведет в результате. В итоге колено Леви, в отличие от остальных колен, избежало порабощения. Но… Не пройдя через «плавильный котел» испытания рабством, колено Леви стало единственным во всем народе Израиля коленом, которое не получило земельного надела в Эрец Исраэль

Автор текста Мордехай Вейц

Иерусалим