ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

12.12.2024, 11 Kislev, 5785

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Йома



New Page 1

ТРАКТАТ Йома

Лист 21

На нашем листе, продолжая рассматривать различные аспекты особой службы в Йом Кипур, Талмуд вновь возвращается к теме - Иерусалимский Храм. И если раньше давалось описание устройства Дома Всевышнего (см. на сайте обзор листов 16-17), то теперь речь идет о чудесах, которые в нем происходили.

Иерусалимский Храм - особое место в мире, где Небеса сливаются с Землей, духовно и физически.

Здесь было много чудес.

Талмуд вспоминает, к примеру, что ни у одной беременной женщины не случался в Храме выкидыш от запаха жареного мяса.

Дело в том, что в принципе запах жареного мяса, как правило, вызывает у женщин в положении, такой острый аппетит, - разъясняют Учителя, - что, если ее не накормить этим мясом, ее беременность может прерваться. Но в Храме эти «опасные» запахи не оказывали на женщин никакого воздействия. И это было поистине - чудом.

Ведь аромат жареного мяса все время распространялся по территории Храма. В азаре (храмовый двор - см. на сайте схему расположения помещений Храма) коэны (служители Храма) поджаривали и ели мясо животных, которые служили объектами приношений. И никто, кроме них, не имел право есть это мясо. Внутренние органы и внутренний жир приношений воскуривали (сжигали) на мизбеахе (в приблизительном переводе с иврита - жертвенник). От этого запах жареного только усиливался. Но у женщин даже желание отведать жареного - не возникало. Так Всевышний проявлял свою заботу о них.

Или вот еще один неординарный факт: мясо корбанот (множественное число от слова корбан - приношение в Храме) никогда не портилось, если его употребляли в пищу в установленные сроки. Даже - летом, даже, если это был корбан шламим (приношение мира и гармонии). Мясо такого вида приношения по закону надо было съесть в течение двух дней, а его хранение в холодном месте - не предусматривалось.

В дни, когда приносили много корбанот, внутренние органы жертв лежали порой на мизбеахе, дожидаясь воскурения, по нескольку дней. И ничего с ними не делалось.

И еще. Омер (см. на сайте Введение и обзор листа 2 трактата Менахот) в Храме всегда оказывался пригодным. Что такое омер? Это определенное количество ячменной муки, которую приносили в Храм на второй день Песаха, 16 нисана. Эту муку производили от новой жатвы. Если бы вдруг эта минха (мучное приношение) оказалась непригодной, положение нельзя было бы исправить. Потому что в этот период времени люди могли собрать лишь один урожай. Жатву омера производили накануне приношения минхи и сжигали только то количество, которое требовалось для корбана.

Всегда были пригодными для приношения два хлеба - общественный корбан. Его приносили в день праздника Шавуот, через 49 дней после Песаха.

Общественный корбан - два хлеба - пекли накануне праздника Шавуот. Если бы этот корбан оказался непригодным, утрачивалась бы возможность приносить минху в течение всего года.

Никогда также не оказывался непригодным и хлеб, приносимый от имени 12-ти колен Израиля. Эти приношения раскладывали на столе Храма каждый шаббат, а на следующий - убирали.

Если бы хлеб оказался непригодным, стол стоял бы пустым всю неделю. Но вот что особенно интересно: хлеб на специальном столе в Храме за неделю (от шаббата до шаббата) не только не черствел, но и не успевал остыть (см. на сайте, к примеру, обзор листа 14 трактата Менахот).

Удивительно и то, что в праздники, когда народ собирался в Иерусалиме, в Храме всем хватало места.

В Йом Кипур коэны и народ стояли в азаре (двор для мужчин). Они опускались на колени и простирались ниц, слыша из уст коэна-гадоль Имя Всевышнего. В этот момент неведомым образом пространство расширялось настолько, что между каждым человеком и его соседом образовывалось расстояние в 4 амы (примерно 2 метра) - чтобы люди не стеснялись произносить исповедь и не слышали друг друга, когда говорили видуй (исповедь).

Никогда не бывало, чтобы в Иерусалиме змеи или скорпионы причинили кому-нибудь вред.

Никогда не случалось, чтобы дождь загасил на мизбеахе огонь.

Какие бы сильные ветры ни дули, дым над жертвенником всегда поднимался вертикально вверх, не отклоняясь - прямо к Небесам.

Мясо приношений варили в глиняных сосудах. Частицы этого мяса впитывались в стенки и оставались в глиняных порах, когда срок, отведенный на то, чтобы съедать мясо того или иного приношения, заканчивался. По закону Торы это мясо следовало уничтожить. А поскольку эти мельчайшие частицы невозможно извлечь из стенок, глиняные сосуды разбивали. Казалось бы, азара должна была переполняться глиняными осколками, ибо их запрещалось выносить наружу, за пределы Храма. Однако чудесным образом осколки «поглощались» полом Храма.

Непостижимым для нас образом арон а-кодеш (шкаф, где хранился свиток Торы) не занимал места в Кодеш Кодашим (Святая Святых), площадь которой составляла 20 х 20 амот (10 кв. м). Размеры арон а-кодеш, который стоял в центре этой комнаты - 2,5 х 1,5 амы. По расчетам расстояние между арон а-кодеш и стеной Кодеш Кодашим должно быть меньше 10 амот. Однако традиция сообщает, что оно составляло ровно 10 амот.

Сегодня ученые пытаются объяснить это явление особыми процессами, аналогичными изменению пространства в соответствии с теорией относительности А.Эйнштейна. Но сам факт остается: арон а-кодеш не занимал места в пространстве Святая Святых.

Точно также не занимали места тела вырезанных из оливкового дерева изображений двух крувим, которые царь Шломо установил в Кодеш Кодашим с северной и южной сторон. Крылья крувим были распростерты. А теперь произведем простейший расчет. Длина каждого крыла - 5 амот. Два крыла - это 10 амот. Керувы касались друг друга крыльями, а с внешней стороны достигали южной и северной стен Святая Святых. В сумме крылья двух керувов простирались на 20 амот, т.е. на всю длину помещения. На их тела места физически не остается…

Чудеса, о которых рассказывает Талмуд, были вполне материальны и видимы человеческому глазу. Может ли такое быть в действительности?

Пусть те, кто сомневается, что такое возможно, вспомнят события 1991-го года, войну в Персидском заливе.

Ирак обстреливал Израиль «скадами», усовершенствованными одноступенчатыми ракетами на жидком топливе. В боеголовке - 200 кг взрывчатки. На Израиль выпустили 39 таких «скадов». К каждой ракетной атаке израильские медики готовили 6 тысяч больничных мест. Взрывами были повреждены или задеты 4 тысячи 95 квартир. Сколько же человек погибло?.. Всего - один, и то - от инфаркта, спровоцированного шоком.

Может ли такое быть?

Так Всевышний продемонстрировал современному миру невероятные явления…

Наш лист завершает первую главу трактата Йома.

Авторы текста Леви Гдалевич и Элиягу Эссас

 

ТРАКТАТ Йома

Лист 22

Наш лист открывает новую, вторую главу трактата Йома. Здесь Талмуд концентрирует внимание на особенностях службы коэнов в Храме.

В еврейском народе, как известно, существуют три сословия: коэны - потомки брата Моше Рабейну, Аарона - коэна-гадоль (условно на русский язык это словосочетание переводят как - «первосвященник»), по отцовской линии; левиты - иные потомки деда Аарона, Леви; исраэль - все остальные евреи.

Коэны избраны Всевышним для службы в Храме.

Коэны группировались в 24 смены. Каждая смена работала в Храме неделю и состояла из нескольких семей. Каждая семья работала в Храме по одному дню в неделю.

Первые несколько веков после разрушения Храма семьи коэнов еще помнили «график» своей службы. Потом это знание было утрачено. Еврейская традиция утверждает: с наступлением эпохи Третьего Храма, который никогда не будет разрушен, «график» восстановится, и коэны вновь приступят к своим обязанностям.

Один из видов работы коэнов в Храме - очищение золы с мизбеаха (приблизительный перевод - жертвенник). Сначала считалось, что очищать мизбеах от золы имеет право любой член семьи, заступающей в соответствующий день на службу. Потом коэна для выполнения этой миссии стали выбирать по жребию.

Тот, кто убирал золу, получал право на выполнение других важных поручений - готовить дрова для костра, на котором будут сжигать корбанот (множественное число от слова корбан - приношение в Храме), укладывать малую дровяную поленницу, которая шла на угли для воскурения кторет (особого набора ароматных трав).

Как проходила жеребьевка? Участвующие в ней коэны вставали в круг, и каждый поднимал вверх палец. Проводивший жеребьевку коэн, назначал достаточно большую цифру. Скажем, 60 или 100. И начинал отсчет. Для того, чтобы не перепутать, с кого начинался отсчет, с первого по порядку счета коэна снимали головной убор. Тот, на ком отсчет заканчивался, получал право на выполнение работы.

Число назначал один человек, а отсчитывал - другой, - уточняют Учителя, чтобы счет проводился объективно, без личных пристрастий.

Почему отсчитывали по пальцам, а не по головам? - спрашивает Талмуд. И отвечает: по головам пересчитывать евреев запрещено. В Танахе по этому поводу сказано: «И пересчитал (царь Шауль) их (евреев) с помощью безека…» (книга пророка Шмуэля, гл. 1).

Что такое безек? Об этом мы узнаем позднее.

Шауль пересчитывал людей в своем войске так: каждый воин бросал перед собой осколок глиняного сосуда. Количество осколков давало представление о численности армии.

Этот закон, - отмечает Талмуд, - можно было бы вывести и из диалога Всевышнего с Моше Рабейну. В нем прозвучала, в частности, такая фраза: «И сказал Всевышыний Моше, говоря - когда будешь делать поголовное исчисление сынов Израиля при пересмотре их, пусть даст муж (мужчина) искупление за душу свою Всевышнему при исчислении их, и не будет среди них мора при исчислении их. Пусть даст каждый проходящий исчисление половину шекеля...» (Шемот, гл. 30, ст. 12).

Однако, проанализировав приведенный фрагмент, обнаруживает, что здесь - несколько иная ситуация. Полшекеля тут, возможно - капара (искупление) за создание золотого тельца. А, кроме того, «перепись населения», произведенная Моше Рабейну, не связана с мицвой (заповедью). Моше просто хотел узнать, сколько людей в его стане.

Талмуд предлагает метод подсчета людей, использованный царем Шаулем, чтобы подчеркнуть - даже для исполнения мицвы (Шауль пересчитывал войско, выходя на справедливую войну) по головам считать евреев запрещается.

Что такое все-таки - безек?

Быть может, это - название места? - выдвигает гипотезу Талмуд. Ведь об одной из войн, которые вели евреи, сказано: «И поднялся Иегуда, и дал Всевышний кананеев и перизеев в их руки, и (евреи) побили их в Безеке…» (Дварим, гл. 1, ст. 5).

Чтобы утвердиться в правильности приведения закона о пересчете евреев, Талмуд отыскивает другой источник. Вот, например, в Танахе написано: «И собрал Шауль народ, и пересчитал их посредством телят…» (книга пророка Шмуэля, гл. 15, ст. 4). Каждый воин армии взял по теленку из царского стада, телят пересчитали, и царь узнал, сколько воинов в его войске. А ведь речь в тот момент шла о заповеданной Творцом войне против Амалека (см. на сайте материалы, посвященные празднику Пурим).

Каждый, подсчитывающий количество евреев по головам, нарушает заповедь ло таасе (так не делай), - говорит раби Элиэзер (тана, Учитель Мишны второго поколения, 1-й век). - Ибо сказано в Танахе: «И будет число сынов Израиля как песок морской, который нельзя измерить и исчислить…» (книга пророка Ошейа, гл. 2, ст. 1).

Рассматривая слова пророка, Талмуд обнаруживает в них как будто бы некое противоречие. Вначале сказано: «И будет число сынов Израиля…» (здесь имеется в виду какое-то определенное число). А в конце - «которое нельзя измерить и исчислить» (т.е. такое число выявить невозможно).

Проанализировав ситуацию, Талмуд находит такое объяснение: речь в данном отрывке из Танаха идет о духовных процессах. Когда народ Израиля выполняет волю Всевышнего, растет не только число евреев, но, прежде всего - духовная значимость сынов Израиля, как сказано: «Если по законам Моим поступать будете, и заповеди Мои будете хранить и соблюдать их… и обращусь Я к вам и распложу вас, и умножу вас, и установлю союз Мой с вами…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3-9).

И тут же идет такой текст: «…И если не будете слушать Меня, и не будете соблюдать все заповеди эти… нашлю на вас зверя полевого… и уменьшат вас…» (там же).

То есть - если евреи нарушают волю Творца, их количество уменьшается.

Людям не дано сосчитать сынов Израиля, - заключает Талмуд, - но на Небесах знают евреям точный счет.

Так сбывается обещание, данное Всевышним Аврааму 4 тысячи лет назад: «И сделаю потомство твое как прах земли; если сможет человек сосчитать прах земли, также и потомство твое будет сосчитано… Посмотри, пожалуйста, на Небо и сосчитай звезды; разве сможешь сосчитать их? И сказал ему (Всевышний) - таким будет потомство твое…» (Берешит, гл. 13, ст. 15; гл. 15, ст. 6).

Авторы текста Леви Гдалевич и Элиягу Эссас

 

 

ТРАКТАТ Йома

Лист 23

Каждое действие в человеческой деятельности имеет смысл и назначение.

Хирург, работая со скальпелем, не может позволить себе неточность в движениях. Архитектор выверяет каждый штрих карандаша на ватмане - неверно проведенная линия способна в результате разрушить построенное по неточному чертежу здание. Программист нажатием клавиши приводит в действие сложнейшую систему. Музыкант одним лишь фальшивым звуком погубит всю мелодию…

Когда еврей изучает и исполняет законы Торы, для него не может быть мелочей. Этот вид его деятельности связан с сущностными основами мироздания. Тем более, это касается коэнов, которые служат в Храме.

Возьмем такую обязанность коэна - очищение мизбеаха (в приблизительном переводе - жертвенник) от золы, которую выносили за пределы Иерусалима.

Написано: «И сказал Всевышний Моше, говоря: заповедай Аарону и сыновьям его… это учение о приношении ола (всесожжения) на костре михбеаха всю ночь до утра, и огонь мизбеаха пусть горит… И наденет коэн льняную одежду свою и льняные брюки наденет на тело свое, и снимет золу… и положит около мизбеаха. И снимет одежды свои (коэн) и наденет одежды другие, и вынесет золу за пределы стана на место чистое…» (Ваикра, гл. 6, ст. 3-4).

Одежды, в которые переодевается коэн перед тем, как вынести золу, уступают первоначальным одеждам не в кедуше (святости, предназначенности), а - в цене. Они проще, дешевле. Переодевание имеет весьма обыденный смысл: зола может испачкать одежды коэна, а вершить службу в грязном наряде - неуважение к Храму.

Коэн с физическим недостатком, - уточняет Талмуд, - не имеет права работать в Храме. Этот закон определен Всевышним в книге Ваикра (гл. 21, ст. 16-24). Он, однако, не отменяет милосердия, которым наполнена вся Тора (забота о больных - одна из главных ее заповедей). Но, очевидно, служба в Храме требует от коэнов и физического совершенства. Весь мир создан по принципу левушим (одежд): более высокие духовные миры облачаются в одежды более низких - так душа облачена в тело.

Служба в Храме предъявляет к «одежде» души особые требования. Однако коэн с физическим изъяном вправе выносить золу с мизбеаха. Вероятно, этот вид работ не включается в понятие, обозначенное на языке Торы как авода (работа коэнов), связанная с принесением корбанот (множественное число от слова корбан - приношение в Храме). И получается, что выносить золу можно, как будто бы, даже не надевая в специальные одежды.

Однако Талмуд тут же и опровергает подобное предположение.

В Торе сказано: «…и наденет одежды другие». Тана кама (буквально - первый учитель; если в Мишне Учитель упомянут без имени, чаще всего здесь подразумевается раби Меир - один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век) говорит, что в данном отрывке речь идет именно об одеждах коэна

Однако раби Элиэзер (тана, Учитель Мишны второго поколения, 1-й век) усматривает в данном вопросе иную грань Истины.

Речь здесь идет о том, - говорит он, - что один коэн убирает золу, другой - выносит ее за пределы города.

Талмуд, возвращаясь к позиции, которую высказал тана кама, спрашивает: почему одежды коэна, который выносит золу, должны быть более простыми и дешевыми? И отвечает, приводя бытовой пример: нехорошо в одной и той же одежде готовить еду и разливать за столом вино в бокалы.

В чем же расходятся точки зрения раби Меира и раби Элиэзера?

Если мы принимаем позицию раби Элиэзера, - отмечает Реш Лакиш (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), - мы должны констатировать, что и очищать мизбеах от золы могут коэны, имеющие физические недостатки. Почему же Реш Лакиш приходит к такому выводу?

Очищение мизбеаха от золы не считается аводой (служением в Храме). Логика рассуждения здесь такова: не бывает в Храме такой работы, при которой коэн облачен лишь в два элемента одежды; между тем сказано, что, очищая мизбеах от золы, коэн должен надеть брюки и кутонет (накидку). Следовательно, если очищение мизбеаха - не авода, ее могут выполнять и коэны с физическими дефектами.

Общеизвестно, что очищение «жертвенника» - авода, - отмечает раби Йоханан (Учитель и коллега Реш Лакиша). Под сомнение ставится лишь акт выноса золы за пределы Храма. Тут важно подчеркнуть, что Тора не дозволяет очищать мизбеах в будничных одеждах, требуя, чтобы на коэне были брюки и кутонет; поскольку это действо - авода, само собой разумеется, что он не может его совершать без головного убора и авнета (специального пояса).

Попытаемся подвести некий итог.

Коэн очищает мизбеах от золы и выносит ее, как говорит Реш Лакиш, используя два элемента одежды, а потому данные действия не считаются аводой. Отсюда раби Элиэзер выводит правило, предусматривающее право коэнов с физическими недостатками очищать мизбеах и выносить золу.

Однако, следуя позиции раби Меира, открываем, что коэны с изъянами для таких работ - непригодны.

Раби Йоханан говорит, что эти работы коэн совершает, надев на себя все четыре элемента одежды. Значит, данные действия мы будем считать - аводой. И это означает, что коэны с дефектами к этим работам не допускаются.

Раби Йоханан предполагает, что раби Элиэзер согласен с тана кама относительно очищения мизбеаха, но вынесение золы к разряду аводы не причисляет, а, стало быть, согласно выстроенной им логической цепочке, коэнам с физическими недостатками разрешается выносить золу.

Но почему вообще наши Учителя уделяли такому «незначительному», казалось бы, вопросу, столько внимания?

Иерусалимский Храм - особое место. Здесь небесное сливается с земным, духовное - с материальным. «Здесь Дом Всевышнего, это - Ворота Небесные», - сказал о месте, где был построен Храм, наш праотец Яаков (Берешит, гл. 28, ст. 17). Когда будет отстроен Третий Храм - на все времена, миру откроется неочевидная сегодня истина: каждое действие, совершаемое в Храме, имеет огромное значение для всего человечества. Поэтому, изучая подробности службы коэнов в Храме, нельзя упускать даже самую «мельчайшую» деталь…

Авторы текста Леви Гдалевич и Элиягу Эссас

 

ТРАКТАТ Йома

Лист 24

На нашем листе Талмуд, продолжая рассматривать различные элементы служения в особый, единственный день в году - Йом Кипур, Талмуд обсуждает и уточняет законы, регламентирующие поведение коэнов в Храме и в другие дни года.

Мир - не хаос случайностей. В нем существует заведенный Всевышним порядок. Законы служения в Храме - его отражение.

Всю работу в Храме, как нам известно, совершают коэны (потомки по отцовской линии брата Моше Рабейну, Аарона - первого в еврейском народе главного коэна).

В Торе об этом сказано: «Ты же (Аарон) и сыны твои с тобой, будут участвовать во всяком деле, связанном с мизбеахом (в условном переводе - «жертвенник») и тем, что внутри, за завесою… и будете нести эту службу, в подарок дам вам службу эту» (Бамидбар, гл. 18, ст. 7).

Нарушение порядка, заведенного Творцом, неизбежно влечет за собой необратимые последствия. Зар (буквально «чужой», то есть - не коэн), выполняющий работу в Храме вместо коэна, заслуживает ниспосланную с Небес смерть. Как сказано: «…И чужой, приблизившийся, умрет…» (там же).

Зар, выполняющий работу коэна, аводу (так называют весь комплекс действий, которые осуществляются в Храме), преступает заповедь ло таасе (так не делай). То же относится и коэну, если он - таме (носитель одного из уровней духовной нечистоты, которая возникает, например, когда человек прикасается к мертвому телу - подробнее см. на сайте обзор недельной главы Тазриа, первый годовой цикл). Или, если он, скажем, не надел специальных, предназначенных для коэна одежд (об этом см. на сайте обзор листов 18 и 88 трактата Зевахим, обзор недельной главы Тецаве, четвертый годовой цикл, а также - ответ на вопрос «Коэн предсказывал будущее», № 460). Или, если коэн перед службой в Храме специальным образом не омыл руки и ноги (подробнее об этом - см. на сайте обзоры листов 19, 20 и 21 трактата Зевахим).

На страницах Талмуда наши Учителя обсуждают проблему: является ли очищение мизбеаха от золы - аводой, которую вправе выполнять только коэны. Это обсуждение помогает выявить различные грани Истины Творца.

Отдельные «пункты» дискуссии между Учителями, которая развернулась по этому поводу, мы отмечали еще в предыдущем обзоре (см. на сайте обзор листа 23). Теперь эта проблема рассматривается под иным углом зрения.

Сказал Рав: Существует четыре вида аводы, за выполнение которых зар заслуживает смерти, ниспосланной с Небес, - говорит Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век), - Это, во-первых, - зерика (когда кровь жертвенных животных выплескивают на мизбеах; об этапах осуществления процедуры приношения - см. на сайте обзор листа 2 трактата Зевахим). Сказано: «…Кровь душу искупает» (Ваикра, гл. 17, ст. 11). Подчеркнем, что речь идет именно о животных. Тора категорически запрещает приношение людей (см. на сайте Введение, а также обзоры листов 2 и 3 трактата Зевахим).

Во-вторых, к аводе относится актара (воскурение внутренних органов, нутряного жира корбанот и мучных приношений на огне мизбеаха). Третий вид - возлияние воды на мизбеах во время осуществления процедуры приношения утреннего корбана тамид (постоянного приношения; корбан - приношение в Храме) в праздник Суккот. Это действие заключает в себе просьбу о дождях (после Суккота наступает зима, на Земле Израиля - период дождей), приобщение к духу мудрости (вода - символ Торы).

Четвертый вид аводы - возлияние на «жертвенник» вина. Эта работа производилась в течение всего года. Каждый коэн, осуществляющий действия связанные с приношение корбан ола (символизирует тотальное сближение с Творцом, в знак чего туша предназначенного для этого вида приношения животного сжигается полностью), шламим (символизирует мир и гармонию), хатат (символизирует искреннее раскаяние и стремление исправить ошибку), должен был окропить мизбеах некоторым количеством вина.

Пятый вид аводы - очищение мизбеаха от золы, - добавляет раби Леви (один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль, второе-третье поколение, 3-й век), усматривая в проблеме иную грань Истины.

Талмуд изучает позиции Учителей. И приходит к заключению, что Рав делает выводы, исследуя фрагмент Торы (см. выше), концентрируя внимание на словах: «Ты же и сыны твои…» В них он усматривает, кроме всего прочего, и явный намек на то, что «чужак», не коэн, свершивший один из видов работ связанных с мизбеахом или Кодеш Кодашим (Святая Святых - см. на сайте план устройства Храма), будет наказан Небесами.

Талмуд предпринимает тончайший и всесторонний анализ каждого слова приведенной выше цитаты.

В частности, внимание Учителей привлекает слово матана (подарок) - «…В подарок дам вам службу эту…». Некоторые из них, исследуя этимологию и структуру слова, ассоциируют его значение с понятием «давать». На основании этого исследования Рав и выстраивает свою логическую цепочку. И получается, что аводой считаются действия, осуществляя которые коэн что-то «дает»: возлагает на мизбеах тушу корбана, возливает на него кровь, воду или вино. Но в случае, если он что-то «снимает» с мизбеаха (в нашей ситуации - очищает его от золы), это - не авода. Соответственно, если зар совершает в Храме действие, в результате которого он, что-то «дает», ему полагается суровое наказание Небес. Если же он что-то «снимает» с мизбеаха, с ним ничего не случится.

Выявляет анализ цитаты и другие подробности. Слова «и будете служить (ваавадтем)», на первый взгляд, здесь кажутся лишними. И без того понятно, о чем идет речь. Однако мудрецы раскладывают ивритское выражение ваавадтем на составные: ваавад там - «служба цельная, завершающая какую-либо работу». Например, перечисленные Равом четыре вида деятельности коэнов - окропление мизбеаха кровью, воскурение частей корбана и т.п. - завершают определенные этапы реализации процедуры приношения.

Удаление золы с мизбеаха - не завершение действия. Это скорее, подготовка к другому виду деятельности. Еще и поэтому Рав исключает данный вид работы из списка составляющих аводы.

На чем же основано построение логической цепочки раби Леви?

Он анализирует слова «…храните служение ваше во всем, что связано с мизбеахом». «Во всем» - акцентирует он. Стало быть, сюда следует отнести и очистку мизбеаха от золы.

Но разве Рав мог упустить из виду эти слова - «во всем»? Конечно же, нет. Однако он связывает их не с общим списком работ, которые осуществляются на мизбеахе, но - с перечнем видов деятельности коэнов: семикратное разбрызгивание крови внутри эйхаля (см. на сайте планировку Храма) и на завесу; возлияние крови корбанот, которые приносит мецора, очищаясь от своей болезни (цараат - болезнь, которая возникает в результате злословия; подробнее об этом - см. на сайте обзор недельной главы Мецора, первый годовой цикл)…

Но разве в рассматриваемом отрывке из Торы сказано об окроплении завесы кровью животного, которое служит «объектом» приношения?

Информацию об этом раби Леви черпает из слов - «…храните святость служения вашего во всем (на иврите, в оригинале текста - лехоль давар). Слово давар (дело) присоединяет к четырем видам работ, считающихся аводой, и очищение мизбеаха от золы; слово коль (все, всякое) добавляет действие - обрызгивание завесы кровью.

Противоречит ли точка зрения раби Леви - позиции Рава?

Как мы неоднократно говорили в обзорах листов других трактатов, сам факт, что Учителя по одному и тому же вопросу высказывают на страницах Талмуда различные точки зрения, не означает, что их выводы - «полярны». Просто каждый из них, углубляясь в исследование той или иной проблемы, выявляет лишь часть чрезвычайно сложной и многогранной Истины Творца, полностью постичь которую - невозможно. Образно это можно представить так: каждый Учитель, в стремлении приблизиться к Истине, занимает свою позицию на берегу и описывает видимое ему «пространство» бесконечного океана. Ѓалаха (практический закон) лишь выбирает, в русле какого течения стоит плыть.

В рассмотренном нами случае ѓалаха выбирает позицию Рава, считая ее наиболее приемлемой для практического применения. Позиция Леви - тоже истинна. Она открывает нам другие грани устройства духовных миров.

Авторы текста Леви Гдалевич и Элиягу Эссас

 

ТРАКТАТ Йома

Лист 25

Предыдущих обзорах мы говорили (см. на сайте, к примеру, обзор листа 24), что для выполнения работ в Храме Всевышний избрал коэнов (прямых потомков по отцовской линии первого в еврейской истории коэна гадоль Аарона, брата Моше Рабейну).

Любой вид деятельности в Храме считался особой привилегией, которую каждый коэн старался заслужить. Поэтому работы здесь распределялись по жребию.

По жребию выявлялось, кто будет делать шехиту овце (резать ее предусмотренным законом Торы, безболезненным способом), предназначенной для корбана тамид (постоянного приношения). Делалось это так: животному одновременно перерезается пищевод и гортань (см. на сайте Введение обзоры листов 2 и 3 трактата Хуллин). Так животное не успевает испугаться, а поэтому в его кровь не поступает адреналин.

Шехита - одно из доказательств существования Устной Торы. Сказано: «Зарежешь ты из крупного скота твоего и из мелкого скота твоего, который дал Всевышний тебе, как Я повелел тебе…» (Дварим, гл. 12, ст. 21). Описания, как делается шехита, в Пятикнижии нет. Следовательно, подробности законов шехиты (регламентирующих каждое движение шохета - человека, осуществляющего процедуру шехиты) Всевышний объяснил Моше Рабейну - устно.

Напомним, что слово корбан происходит от ивритского глагола лекарев - приближать/ся. В самом деле, приношение - это одна из возможностей приблизиться к Творцу, Им самим заповеданная. В приношении участвуют все составные нашего мира - животные, растения (хлеб, вино, благовонные травы), минералы (соль). А человек возлагает все это на мизбеах (в приблизительном переводе - жертвенник).

Однако вернемся к шехите.

Шехиту корбану тамид может делать и обыкновенный еврей (не коэн), - говорят некоторые Учителя. - Однако с этого действия начинается осуществление процедуры приношения корбанот (об этапах процедуры приношения - см. на сайте Введение и обзор листа 2 трактата Зевахим). Поэтому коэны стремятся принять и в этом участие.

Другие Учителя открывают здесь иную грань Истины.

Если шехиту животному, предназначенному для приношения, сделал не коэн, постфактум она засчитывается исполнением заповеди, - говорят они. - Но изначально, когда вопрос, кто будет заниматься шехитой, лишь обсуждается, необходимо ориентироваться все же на то, чтобы этот первоначальный этап процедуры все-таки осуществил коэн.

По жребию выбирали коэна, в задачу которого входило окропление мизбеаха (в условном переводе - «жертвенник») кровью животного - «объекта» корбана тамид. Это - центральный этап всей процедуры, ибо он связан процессом капары (искупления). В Торе об этом сказано: «Душа тела в крови… Кровь душу искупает» (Ваикра, гл. 17, ст. 11). Кстати, само слово Йом Кипур (День искупления) - производное от слова капара.

«Кровь в душе, и душа в крови, пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век), - Они перемешаны друг с другом, как вино, налитое в воду. Ведь после того, как они перемешались, можно сказать, что вино в воде, а можно - вода в вине». Известный раввин прошлого уточняет процесс взаимодействия души и крови:

«Кровь - это инструмент, с помощью которого душа управляет телом», уточняет рав Шимшон Рефаэль Гирш (выдающийся раввин, мыслитель и общественный деятель, Германия, 19-й век).

По жребию назначали коэна, который должен был убрать пепел с мизбеаха и очистить менору (семисвечник) от остатков масла.

С менорой связано одно из чудес Храма - западная свеча (седьмая, если считать свечи семисвечника с востока на запад), в которую заливали столько же масла, что и в остальные, горела не до утра, как другие, а с вечера до вечера (сутки), что свидетельствовало о Шехине (Божественном Присутствии) над народом Израиля. Менора стояла так, что седьмая, западная свеча находилась ближе всего к внутреннему помещению Храма - Кодеш Кодашим (Святая Святых - см. на сайте схему планировки Храма).

По жребию избирали коэнов, которым предстояло заниматься мучными приношениями, возлиянием вина на мизбеах и т.п.

В деятельности любого человека, которому поручено какое-то важное дело, нет и не может быть мелочей. Тем более - в действиях еврея, выполняющего законы Торы. Поэтому Талмуд и выдвигает на обсуждение вопрос: кто собирает в специальный сосуд кровь корбана тамид - тот, кто делает шехиту, или тот, кто осуществляет этап зерики (окропление мизбеаха кровью животного, предназначенного для приношения)?

Приступив к обсуждению, Талмуд, прежде всего, рассматривает психологическую сторону проблемы. С одной стороны, окропление мизбеаха кровью - центральное действие вей процедуры приношения. С ним связан процесс капары (искупления - см. выше). Поэтому коэн, на которого возлагается выполнение этой важной миссии, может, мысленно сконцентрировавшись на этапе зерики, поторопиться и не собрать в храмовый сосуд всю кровь. Но ведь в Торе сказано: «Всю кровь выльет (а, следовательно - и соберет) к основанию мизбеаха…» (Ваикра, гл. 4, ст. 7).

Однако, если постфактум (на иврите - бедиавад) выяснится, что собрана и использована для окропления мизбеаха лишь часть крови животного, предназначенного для приношения, вся процедура, тем не менее, считается завершенной и угодной Творцу. И речь здесь идет, главным образом, о том, как выполнить заповедь наилучшим способом - к этому должен стремиться каждый человек.

С другой стороны, шехиту по закону может делать и обыкновенный еврей, но собирать кровь - обязанность коэна. Никто, кроме коэна, не имеет права осуществлять эту работу. Как сказано: «И сделает шехиту (может быть, и не коэн) животному перед Всевышним и приблизят (т.е. соберут и принесут) сыны Аарона (т.е. коэны) кровь и выплеснут ее на мизбеах» (Ваикра, гл. 1, ст. 5).

Ѓалаха (практический закон) устанавливает: кровь собирает тот, кто будет реализовывать этап зерики (окроплять мизбеах кровью животного).

Наш мир - мир действия. Здесь со всей очевидностью проявляются невидимые духовные процессы. Достичь духовных высот можно лишь, прилагая усилия, совершая определенную работу. Вот почему в службе коэна в Храме важна каждая деталь..

Авторы текста Леви Гдалевич и Элиягу Эссас

.

 

ТРАКТАТ Йома

Лист 26

Первым в истории еврейского народа коэном-гадоль Всевышний избрал Аарона, брата Моше Рабейну. А его прямым потомкам по отцовской линии заповедал служить в Храме.

Уточняя подробности служения в Храме, Талмуд сообщает, что работы здесь распределялись среди коэнов по жребию (см. на сайте обзор листа 25). Чтобы никому не было обидно. Ведь любой вид служения был для каждого коэна - желанной привилегией.

Талмуд производит расчеты и сообщает, что ежедневными приношениями занимались от девяти до двенадцати коэнов. Проводится здесь учет «рабочей силы» и для выполнения других работ.

Эти детали важны не только для восстановления исторической достоверности. Они пригодятся нам в будущем, когда вернутся законы, действовавшие в прошлом. А произойдет это в эпоху Третьего Храма, который будет отстроен на все времена.

Один из этапов служения в Храме - воскурение кторет (специальный набор ароматных трав), что помогает очищать мир от духовной нечистоты. У этой работы есть и еще одно удивительное качество: она духовно обогащает того, кто ею занимается.

Откуда нам это известно? - спрашивает Талмуд. И отвечает: из 12 колен народа Израиля Всевышний избрал колено Леви (деда Аарона) для служения сначала - в Мишкане (переносном Храме в пустыне), а потом - в Иерусалимском Храме. Когда Моше благословляет все колена народа Израиля, обращаясь к колену Леви, он говорит: «…положат кторет перед лицом Твоим». И дальше в том же фрагменте Торы сказано: «Благослови, Всевышний, богатство его (колена Леви)…» (Дварим, гл. 33, ст. 10-11).

Тора - коллективное наследие народа Израиля. У каждого колена есть в этом наследии своя доля.

Обычно талмид-хахам (еврей, глубоко знающий Тору; букв. - ученик мудреца) принадлежит колену Леви или колену Иссахара, - отмечает Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4-й век).

Речь, разумеется, не идет о том, - подчеркивают комментаторы, - что представители других колен не могут настолько глубоко постичь тексты Торы, чтобы получить право определять ѓалаху (практический закон). Рава лишь высказывает наблюдение, что в каждом поколении колен Леви и Иссахара таких людей, как правило, больше. Отметим, что особые способности представителей этих колен к углубленному изучению Мудрости Творца предсказаны самой Торой.

В исторической хронике в Танахе - Диврей а-Ямим о колене Иссахара говорится, что его представители «…умеют понимать суть времен и знают, что делать Израилю» (Диврей а-Ямим, гл. 1, ст. 12-32). То есть представители колена Иссахара способны вынести правильное ѓалахическое решение, соответствующее конкретному историческому периоду.

В благословении колену Леви в Торе сказано: «…будут учить законам Твоим Яакова (народ Израиля) и учению Твоему Исраэля» (Дварим, гл. 33, ст. 10).

Отметим попутно, что книга Дварим отличается от предыдущих четырех книг Пятикнижия. Книги Берешит, Шемот, Ваикра и Бамидбар были слово в слово записаны Моше Рабейну под диктовку Всевышнего. Моше видел буквы, написанные черным огнем на белом огне, и слышал голос Творца. Книга Дварим - обращение Моше к народу Израиля, в котором он как бы «озвучивал» возникающие в нем ощущения. Эти слова - точное проявление Воли Творца.

Откуда мы это знаем?

Еврейская традиция сообщает, что после того, как Моше Рабейну обратился к народу, Всевышний показал ему произнесенные им слова, начертанные черным огнем на белом огне. И снова Моше слышал голос Творца. Иначе говоря, речь Всевышнего была вложена в уста Моше, что ясно подтверждено Небесами.

Но почему бы не сказать, что знатоки Торы, выносящие ѓалахические решения происходят из колена Иеѓуды? - спрашивает Талмуд. Ведь написано, что в будущем, когда евреи со всех концов света вернутся в Эрец Исраэль, Иеѓуда будет определять ѓалаху именем Всевышнего, и именно его колено будет учить народ Израиля Торе - «…Иеѓуда - законодатель Мой» (Теилим, гл. 60, ст. 9).

Предсказывая своим сыновьям будущее, наш праотец Яаков говорит Иеѓуде: «Не отойдет скипетр от Иеѓуды, и законодатель - из среды потомков его…» (Берешит, гл. 49, ст. 10). Это разве не аргумент?

Речь идет о том, что при обсуждении Закона чаще будут приниматься ѓалахические решения мудрецов из колен Леви и Иссахара, - объясняют Учителя, - а не из колена Иеѓуды.

Надо сказать, что большая часть современных евреев - потомки Леви, Иеѓуды и Биньямина. Остальные колена вернутся, когда придет Машиах. Интересно, что Тора называет Биньямина «другом Всевышнего» и говорит о нем, что он будет жить уверенно и спокойно.

 

Авторы текста Леви Гдалевич и Элиягу Эссас

 

ТРАКТАТ Йома

Лист 27

Талмуд продолжает рассказывать о чудесах, которые происходили в Иерусалимском Храме. Мы узнаем, например, что в тот момент, когда корбанот (множественное число от слова корбан - приношение в Храме) возлагали на мизбеах (в приблизительном переводе на русский - «жертвенник»), с Неба спускался огонь и сжигал приношение. Как сказано: «И вышел огонь от Всевышнего и съел на мизбеахе ола (корбан всесожжения, символизирующий тотальное сближение с Творцом)… и увидел (это) весь народ и возликовал…» (Ваикра, гл. 9, ст. 24).

Однако человек не должен полагаться на чудеса, он должен сам делать все необходимое, прилагая для достижения цели определенные усилия. Таково требование Творца. Поэтому коэнам (служителям Храма, прямым потомкам по отцовской линии Аарона, первого в еврейской истории коэна гадоль) вменялось в обязанность разжигать огонь на мизбеахе.

Далее Талмуд обсуждает соотношение различных видов работ, связанных с приношениями, определяет их значимость в процессе капары (искупления).

Как мы знаем из содержания обзоров прошлых листов (см. на чайте, к примеру обзор листа 25), неправедные поступки искупает кровь животного - «объекта приношения», которой окропляют мизбеах. Вспомним слова Торы: «Душа тела - в крови… Кровь душу искупает…» (Ваикра, гл. 17, ст. 11).

Таким образом, капара напрямую зависит от работ, предшествующих этой процедуре. Сначала делают шехиту - режут животное определенным, предписанным Торой, безболезненным способом (см. на сайте Введение и обзор листа 2 трактата Хуллин). Затем кровь его собирают в специальный сосуд, несут ее к мизбеаху и там осуществляют этап зерики (окропления кровью; об этапах приношения - см. на сайте обзор листа 2 трактата Зевахим). Если одна из этих работ не будет сделана (или реализована не по установленным правилам), значит, приношение не состоялось, и корбан не искупает проступки и ошибки человека.

Если огонь на мизбеахе не разожгут, очистительное воздействие корбана не отменяется. Однако и этим действием в Храме не пренебрегают.

Откуда известно, - спрашивает Талмуд, - что разжигать огонь должны именно коэны?

И отвечает: так заповедал Всевышний в Его Торе, ибо сказано: «…И дадут сыны Аарона-коэна огонь на мизбеах…» (Ваикра, гл. 1, ст. 7).

В Торе в сжатом виде закодированы гигантские блоки информации. Творец дал Учителям еврейского право расшифровывать их и указал способы. Так, например, во фразе -- «И разложат сыны Аарона - коэны части (корбана)… на огне, который - на мизбеахе…” (Ваикра, гл. 1, ст. 8) заключено скрытое указание, сколько коэнов требуется для выполнения этой работы. То, что не один - определенно. Это подтверждается использованием глагола во множественном числе - «и разложат».

Метод исследования здесь на иврите называется тафаста меруба - ло тафаста, тафаста муат - тафаста. В приблизительном переводе на русский языу это означает: «если ты уловил много - ты ничего не уловил, если уловил мало - ты на пути к постижению».

Это правило имеет глубокий философский и этический смысл: Тора не ждет от человека абстрактных изъявлений любви к Творцу, она требует конкретных, заповеданных Всевышним действий - по законам, установленным Всевышним. В них и проявляется любовь к Истине и к ближнему.

Есть у этого принципа и совершенно определенное значение: если в тексте Хумаша встречается некое слово, употребленное в форме множественного числа, а количество не указано, при анализе следует полагать, что речь идет о минимальном числе.

Например, при даровании Торы Всевышний сказал: «…Я, Всевышний… совершающий безграничное благодеяние тысячам [поколений] любящих Меня и хранящих Мои заповеди» (Шемот, гл. 19, ст. 5-6).

Напомним, что Хумаш, образно говоря - аудио-визуальный «диктант». Моше Рабейну записывал текст, слово в слово, под диктовку Создателя. И при этом видел буквы, начертанные черным огнем на белом огне и слышал голос Всевышнего.

В процитированной фразе слово «тысяча» написана как- алафим (мн. ч. - в ед. ч. - элеф). Следовательно, Всевышний обещает награждать Своей безграничной любовью, как минимум, две тысячи поколений…

Авторы текста Леви Гдалевич и Элиягу Эссас

 

 

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81
82 83 84 85 86

New Page 5

 

Введение в трактат Йома

 

Место в Талмуде: Во втором разделе Талмуда — Моэд (всего в Талмуде — шесть разделов). Йома в этом разделе — пятый трактат. Состоит из 8 глав, 88 листов.

Почему трактат так называется?

Слово “йома” в переводе с арамейского языка, на котором написано более половины текста Талмуда, означает “особый день”. Речь идет о дне Йом Кипур, дне исправления, очищения.

Краткое содержание трактата:

Йом Кипур — самый “торжественно-трепетный” день года. Его выделил Творец мира как механизм максимально возможного “приведения человека в порядок”. Этот механизм состоит из двух элементов: полный пост в течение суток, с молитвой, размышлением в течение всего дня, а также — особая служба в Иерусалимском Храме (в эпоху Храма).

Основные моменты этой службы отмечены в Торе, в недельной главе Ахарей Мот (см. на сайте).

Первые семь глав нашего трактата посвящены всем аспектам храмового служения. Мы познакомимся со многими элементами службы в Иерусалимском Храме — и не только в Йом Кипур.

Последняя, восьмая глава целиком посвящена законам соблюдения Йом Кипура вне прямой связи с духовной работой в Храме. Много внимания уделено в ней понятию и процессу тешувы — осознанию необходимости исправить свой жизненный путь и свершению конкретных шагов в этом направлении. В направлении — к Всевышнему.

 

 

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

10 сефирот, 5 парцуфим и Единство Творца


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля