Всем известно, что шофар во время празднования Рош а-Шана занимает очень
важное место. Что представляет собой этот музыкальный инструмент? Является
ли он обычным бараньим рогом или же все гораздо сложнее?..
СИМВОЛЫ ШОФАРА
Раввин Шрага Симмонс
Трубление в шофар в Рош а-Шана включает в себя три различных вида звуков:
1. ТКИА -длинный, протяжный звук
(Послушать
образец)
2. ШВАРИМ - три звука средней продолжительности, напоминающие стоны
(Послушать
образец )
3. ТРУА - последовательность из девяти коротких звуков с небольшими
интервалами между ними ( Послушать
образец )
Рассмотрим связи каждого из этих видов звука с различными аспектами Рош
а-Шана.
ЗВУК ТКИА
Рош а-Шана - это день, когда человек может по-новому осознать роль
Всевышнего. Затем мы должны сделать полученное знание жизненной,
практической частью нашей ежедневной действительности. Творец всемогущ. Он
создал мир, ежесекундно следит за его развитием и поддерживает его
существование. Иными словами, Творец - Царь Вселенной.
Но для многих из нас образ царя ассоциируется с жадным и властолюбивым
деспотом, порабощающим народы для удовлетворения своих эгоистических
амбиций.
В еврейской традиции царь, прежде всего, - слуга своего народа. Он обязан
заботиться о том, чтобы его подданные жили в счастье и гармонии. Принимаемые
им законы и декреты направлены на благо людей, а не на его собственное
обогащение (см. Рамбам, Мишнэ Тора - Кодекс еврейских законов,
раздел Цари, гл. 2, ст. 6).
Цель Рош а-Шана - возвести Всевышнего на престол и сделать Его нашим
Царем. Ткиа - длинный, протяжный звук - аккомпанемент коронации
Творца.
Первым действием Адама было признание Всевышнего - Царем. На празднике
Рош а-Шана шофар возвещает всему миру, что Всевышний - Властелин. Мы
избавляемся от ложных ценностей и принимаем истинное положение вещей: Творец
царствует над миром, направляет течение истории, превращает горы в долины и
пустыни - в моря, проявляет заботу о каждом человеческом существе.
Рамбам (великий Учитель, Испания - Египет, 12 век) добавляет к этому
одну важную характерную деталь. Недостаточно знать, что Творец - только
мой Царь. Если все
человечество не признает Всевышнего Царем Мира, тогда в моих собственных
отношениях с Ним будет чего-то недоставать. Моя любовь к Творцу обязывает
меня заботится о том, чтобы другие люди тоже приняли Его. В сущности, в этом
и выражается моя искренняя забота о благополучии ближних. Но это так же
влияет и на мое восприятие всеобъемлющей воли Творца.
ЗВУК ШВАРИМ
Думая об уходящем годе, каждый из нас глубоко в душе осознает, что ему не
удалось до конца реализовать свой потенциал. Поэтому в новом году он не
хочет опять упустить такую возможность. Еврейская традиция объясняет, что
звук Шварим - три «стона» средней продолжительности - олицетворяет
горький плач еврейского сердца, жаждущего воссоединения с Творцом, роста и
новых достижений.
Каждый человек способен измениться, возвыситься. Этого можно достичь
гораздо быстрее, чем может показаться. Ключ к духовному росту - идущая из
глубины сердца молитва, с которой мы обращаемся к Всевышнему, прося Его
даровать нам способность возвыситься.
Не позволяйте прошлому поработить вас. Вы ведь и сами знаете, что в вашей
душе скрывается огромный потенциал.
Слушая звук шофара, мы взываем к Творцу из самой глубины нашего
естества. Именно в этот момент, когда между нами и Всевышним не остается
барьеров, человек может достичь полной свободы.
ЗВУК ТРУА
В Рош а-Шана мы обязаны пробудиться от сна, честно и объективно взглянуть
на собственную жизнь: кто мы, откуда мы пришли и куда направляемся. Звук
Труа - последовательность из девяти коротких звуков с небольшими
интервалами между ними - напоминает будильник, стряхивающий с нас остатки
духовной дремы. Шофар несет ясность, бдительность и
сосредоточенность.
В Талмуде сказано: «Если суд идет снизу, то отпадает необходимость в
суде, идущем сверху». Если мы построим честную и реалистическую модель наших
прошлых поражений и наших надежд на будущие перемены, Всевышнему не придется
«пробуждать» нас, показывать нам то, о чем мы и сами знаем.
Творец хочет, чтобы человек попытался как можно более эффективно
использовать то, что Он заложил в нем с рождения, и что дарует ему на
протяжении жизни. Творец ни от кого не требует невозможного. Однако лучше не
пытаться схитрить перед Ним.
Мы теряем направление и совершаем ошибки из-за того, что не считаем
необходимым каждый день обращаться к нашим глубинным желаниям и нашей
истинной сути. Данную проблему можно решить, ежедневно проводя некоторое
время наедине с собой и задавая себе следующие вопросы: На правильном ли я
пути? Преследую ли я те цели, которые имеют реальное значение и для меня, и
для окружающего меня мира?
Выработайте в себе привычку не терять связь с самим собой. И когда
наступит Рош а-Шана, звук будильника не покажется вам таким резким.
Раввин Шрага Симмонс,
Родился в городе Буффало (штат Нью-Йорк).
Закончил ф-т журналистики Техасского университета.
Учился в иешиве.
С 1994 года работает в организации Эш а-Тора,
в том числе - в отделении Интернета
www.aish.com
Лешана това тикатеву!
(Пусть вам будет записано хорошее решение [суда Всевышнего] на следующий год!)
К началу |