New Page 1
|
|
|
Рош а-Шана Словарь
A
Авину Малкейну
-
Дословно: Отец наш, царь наш. Смысловой, более точный перевод - Ты нас
создал, Ты нами правишь.
Дополнительная молитва, которая читается все десять дней покаяния -
см.
Асерет йемей тешува
(кроме субботы), утром и вечером. В Рош а-Шана
и в Йом Кипур - во время каждой
молитвы.
Авраам
-
праотец еврейского народа. Родился в 1948 году от Сотворения мира
(1812 г. до н.э.). Прожил 175 лет.
Отец Авраама - Терах был придворным министром при царе Нимроде
(Древневавилонское царство). Детство Авраама прошло среди
идолопоклонников, которые поклонялись различным божествам, в том
числе, и царю Нимроду.
Однако Авраам самостоятельно пришел к признанию Единого Творца.
Всевышний избрал Авраама в родоначальники нового народа - евреев.
Авраам был первым человеком, который назвал себя иври (еврей).
Это слово означало - «быть по одну сторону с Всевышним».
Он и его жена - Сара посвятили свою жизнь распространению идеи
осознания Всевышнего. Их сын - Ицхак
стал вторым праотцем еврейского народа.
Сын Ицхака, Яаков - третий праотец. Его сыновья и внуки,
собственно, и сформировали ядро народа.
Все трое: Авраам, Ицхак и Яаков похоронены в пещере Махпела, у
города Хеврон.
Ад -
см.
Гейѓином
Адам
-
первый человек. Сотворен в первый день месяца
Тишри, первого года Творения, в шестой день Творения. Прожил
930 лет.
Не случайно день его сотворения приходится на Рош а-Шана,
день, когда определяется судьба человека и всего человечества.
В первый же день его жизни (Адам был сотворен взрослым, а время в
тот день двигалось очень интенсивно) произошли известные события с его
женой Хавой (Евой) и змеем.
У Адама и Хавы было три сына и несколько дочерей. Сыновья - Каин,
Ѓевель (Авель) и Шет. По мужской линии все человечество продолжает
родословную от Адама через Шета.
Асерет йемей тешува
-
Десять дней
усиленной духовной работы. Начинаются с первого дня
Рош а-Шана и заканчиваются в день
Йом Кипура.
Иногда это выражение переводится на русский язык как «Десять дней
трепета» или «Десять дней покаяния».
Афтара -
дословно: на прощание. Отрывок из входящей в Танах книги какого-либо
пророка. Читается после субботнего чтения недельной главы или
фрагмента из Торы (в праздники).
Обычно в тексте каждой Афтары можно найти тему, которая совпадает с
темой прочитанного до Афтары текста из Торы.
Ахарей Мот
-
глава
Торы, где среди прочего изучаются законы службы главного коэна
в Храме в день Йом Кипура.
Читается во время утренней молитвы (шахарит) в Йом Кипур.
При этом читают лишь часть главы, относящуюся к этому дню: Ваикра, гл.
16, ст. 1-34.
Б
В
Видуй -
Признание своих ошибок и нарушений законов Торы перед Всевышним и
перед людьми. Упомянут в Торе - Бамидбар, гл. 5, ст.
6-7.
Видуй можно произносить в любое время, когда человек
чувствует раскаяние в содеянном. Наши Учителя установили, что
Видуй правильно произносить либо ежедневно (это - в обычае
многих общин), либо 2 раза в неделю, либо - в особые дни.
Во время
молитв в
Рош а-Шана и Йом
Кипур
Видуй
произносят многократно.
Высший Суд
-
так
называется на понятном человеку языке часть сложнейшей системы
Управления Миром, которая определяет судьбы каждой
частицы Творения (от атома - до человека).
В системе Высшего Суда существует элемент, называемый «духовным
исправлением» - тешува, когда «приговор -
определение судьбы» может быть изменен.
Г
Ган Эден
-
место в
духовном мире, в котором происходили события первого дня Творения:
создание Адама,
духовное падение (история с Хавой, змеем и т.д.), перемещение душ
Адама и Хавы на «нижний этаж» Творения - в наш земной мир.
Но Ган Эден
не опустел.
В нем находятся души умерших людей, которые прожили, стараясь не
совершать проступки, или сумели исправить ошибки,
и имели цель существования (в противном случае их души оказались бы в
ином месте духовного мира, называемом
Гейѓином.
Иногда Ган Эден называют Олам а-ба (Будущий мир).
Гейѓином
-
место
в духовном мире, где находятся души умерших, которые прожили
наполненную неисправленными проступками и бессмысленную жизнь.
Д
Давид -
Царь
(на иврите - мелех) еврейского
народа. Прожил 70 лет (906-825 гг. до
н.э.). Был избран царем самим Всевышним -
через пророка Шмуэля.
Возложенную на него
обязанность - быть духовным и политическим
руководителем еврейского народа (в
переводе на русский язык слово мелех
означает - «тот, кто ведет»), Давид
полностью оправдал. И за это его род был
вознагражден, как сказал пророк Ирмиягу
через 400 лет после его смерти: «(И в
будущем) династия Давида не прекратится»
(Танах, Ирмиягу, гл. 37, ст. 17).
В пророчестве о
Третьем Храме и завершении данного этапа
мировой истории пророк Иехезкель говорит:
«И Давид царствует над ними (евреями) и
будет он единым пастырем для них» (Иехезкель,
гл. 37, ст. 24).
Давид составил Книгу
Теѓилим (в переводе на русские -
Псалмы) - из 150 отдельных поэм. В них
раскрывается стремление человека к Творцу.
После Давида царем стал его сын
Шломо.
Десять дней покаяния
- см.
Асерет йемей
тешува
Дни трепета
- см.
Асерет йемей тешува
Е
Ж
З
И,Й
Йом Кипур
-
День
очищения; День искупления. Дата названа в Торе - десятый день месяца
Тишри. Здесь указывается, что в этот день исправляется и
подписывается приговор Высшего Суда. В
этот день нельзя есть, пить, ходить в кожаной обуви. Кроме того, на
Йом Кипур распространяются все запреты, действующие в любую
субботу - на трудовую и те же виды бытовой деятельности.
Йом Кипур начинается с захода солнца и продолжается примерно 25
часов.
см. статью рава Эссаса:
Йом Кипур - День очищения и исправления
Йом Труа
- так
в Торе называется Рош а-Шана. Труа -
трубление в шофар
.
Йом -
день. Получается - день, когда трубят в шофар.
Ицхак
-
второй из
трех праотцев еврейского народа. Родился в 2048 году от Сотворения
мира (1712 г. до н.э.). Отец Ицхака - Авраам.
В отличие от других праотцев, Ицхак никогда не покидал Эрец Исраэль.
Прожил 180
лет и похоронен в пещере Махпела рядом с городом Хевроном.
К
Кидуш Левана
-
освящение луны. Каждый месяц, начиная с 3-го (или 7-го) дня лунного
месяца, евреи «освящают луну» - читают особую молитву, в которой
появление молодого месяца сравнивается с обновлением и духовным
возрождением.
Кидуш Левана читают, когда луна видна (не закрыта облаками).
Эту молитву можно произносить до 14-го дня лунного месяца, то есть до
последнего дня периода «роста луны».
Из-за особого духовного трепета все десять дней
Асерет йемей тешува
Кидуш Левана
в месяц
Тишри читают только после Йом Кипура.
Китель
-
так
на языке идиш называется длинный белый халат (или нечто подобное
халату). Китель надевают многие евреи на время молитв в
Йом Кипур, ибо считается, что он
символизирует «обеление» поступков, исправление и прощение.
Козел отпущения
-
В
день Йом Кипура, во время службы в
Храме, к главному служителю
-
коэну гадоль - приводили двух козлов, и он бросал жребий,
определяя таким образом, кого из двух козлов сделать
корбаном (приношением Всевышнему), кого -
«отпустить», т.е. отвести в пустыню.
Сам акт, когда козла отводили в пустыню ,
был
частью системы очищения всего народа. Символически этот козел «уносил
на себе грехи общества».
Такова этимология выражения «козел отпущения», которое вошло в
языки мира, в том числе - в русский.
Коль Нидрей
-
в
переводе на русский язык коль - все, нидрей (на
арамейском языке) - форма множественного числа от слова недер -
клятвенное обещание; молитва, с которой начинается молитвенная служба
в синагоге в Йом Кипур. Это - просьба
простить неосторожно данные обещания.
Текст молитвы
Коль
Нидрей приведен в книге Зоѓар (глава Мишпатим),
а Виленский Гаон (раби Элиягу из Вильно, 18-й век) указал, что
намек на эту молитву содержится в самой Торе (см. его комментарий к
разделу Орах Хаим Шульхан Аруха, ст. 19, параграф 1).
Корбан
-
приношение, которое еврей (от себя) или коэн (от имени народа)
приносил в Храм.
Слово корбан образовано от корня каров
(куф,
реш,
бет),
что означает - «близкий», «приближение» и т.п. Поэтому в переводах мы
не обозначаем его как «жертвоприношение». Тем более что часть
корбанот (в иврите - мн.ч. от корбан) связана с радостными
событиями и праздниками.
Л
М
Минха
-
дневная молитва. Ее можно читать в любое время после полудня - вплоть
до захода солнца.
Мориа
-
название
горы в Иерусалиме. На этой горе стоял Храм. Известна и под другими
названиями: Храмовая Гора и - Цион (по-русски - Сион). По сути, это
была одна гора с тремя вершинами.
Мусаф
-
дополнение к
утренней молитве. Это дополнение читают в субботу, в праздники и в
рош-ходеш (начало лунного месяца), но - не в будни.
Н
Небесный Суд -
см.
Высший Суд.
Неила
-
Пятая,
последняя молитва, которую читают в Йом Кипур
(первую читают вечером, остальные - в течение следующего дня).
Последние слова этой молитвы достойно завершают великий день
-
Йом Кипур.
Произносят Шма, Исраэль (Слушай, Израиль, Всевышний
правит нашей судьбой, Всевышний Один). Потом:
«Мы
преклоняемся перед проявлением Его Сути в Управлении миром - всегда и
во веки веков».
И, наконец, провозглашаем: «Всевышний
- единственная Сила, поддерживающая мир».
О
П
Пинхас -
название
недельной главы Торы, где перечисляются, в частности, приношения
(корбанот),
которые по законам Торы, следует приносить в каждый из праздников.
Соответствующие отрывки из этой главы читают во втором свитке Торы
- в каждый из праздников, упомянутых в Торе.
В Рош а-Шана читают Бамидбар,
гл. 29, ст. 1-6; в Йом Кипур - гл. 29,
ст. 7-11.
Пост Гедалии
-
см.
Четыре поста
(в словаре Тиша бе-Ав)
Р
Рай -
см. Ган Эден
Рош а-Шана
-
дословно: начало года. Первый день года, определяющий судьбу всего
живого на земле, всего существующего (в том числе, не только евреев,
но и неевреев).
По сложившейся традиции этот праздник отмечают два дня (1-го и 2-го
Тишри ).
В Торе этот праздник называется Йом Труа.
Это название раскрывает одну из наиболее важных событийных черт
праздника. В Рош а-Шана мы должны слушать трубление в
шофар и в эти моменты размышлять, как
улучшить свое поведение.
Рош-Ходеш
-
дословно:
начало месяца, первый день каждого лунного месяца. Считается иногда «полупраздником».
В этот день во время всех трех ежедневных молитв читается особая
вставка, включенная в центральную молитву Шмонэ эсрей.
Этот день желательно выделить дополнительным блюдом на трапезе.
Принято, чтобы женщины в этот день не выполняли бытовых работ (не
шили, не стирали и т.п.). Исключение составляет лишь приготовление
пищи.
Лунный месяц продолжается двадцать девять с половиной дней.
Поэтому еврейский календарь устроен таким образом, что половина
месяцев в году насчитывает 29 дней, половина - 30. Если в месяце - 30
дней, 30-й день тоже считается «полупраздничным», и рош-ходеш
тогда отмечают два дня.
С
Святая Святых
-
см.
Кодеш Кодашим
(в словаре
Тиша бе-Ав).
Сеуда мафсекет перед Йом Кипуром
-
последняя трапеза перед Йом Кипуром.
Имеет характер праздничной трапезы, несмотря на строгость самого Йом
Кипура. И этим как бы выражается надежда на то, что приговор, который
«подпишут» в Йом Кипур, будет хорошим. Ведь как бы то ни было, Судья
на Небе - справедливый и милосердный. И праздничный характер трапезы
подчеркивает наше понимание и осознание того, перед Кем мы предстанем
уже в ближайшие часы
При этом не следует забывать, что Йом Кипур - 25-часовой пост, без
еды и питья. Поэтому сеуда мафсекет не должна быть жирной и
соленой, чтобы не усилилось ощущение жажды.
Слихот
-
дословно: просьба о прощении. Особые тексты, которые читают в дни
траура по Иерусалиму (см.
брошюру Девятое Ава).
В сефардских общинах принято читать Слихот также,
начиная с первых дней месяца Элул, в остальных - за неделю до
Рош а-Шана;
и вплоть - до Йом Кипура. Обычно
читаются до или во время утренней молитвы.
Основание этим текстам дают слова Всевышнего. Когда Моше молил о
прощении народа, Творец ответил так: Салахти ки-двареха -
Простил в соответствии с твоими словами.
Салахти и селиха - слова одного корня. Слихот -
мн. число от слова слиха .
Т
Ташлих -
дословно:
«Ты ввергнешь». В первый день Рош а-Шана
(если первый день праздника совпадает с субботой - во второй), после
дневной молитвы, Минхи,
мужчины, женщины и дети идут к берегу моря, реки, озера и читают перед
Всевышним особую просьбу, в которой звучит и фраза из слов пророка
Михи: «И Ты ввергнешь в водную бездну грехи их (народа)» (Танах,
Миха, гл. 7, ст. 19).
Прочитав текст, символически стряхивают с краев одежды
«неправильные поступки за прошлый год».
Текиа
-
название одного из трех звуков шофара,
который издают во время трубления в Рош а-Шана. Это - продолжительный
звук, с подъемом в конце звучания. Символизирует исправление, прямой
путь и подъем.
Теруа
-
название одного из трех звуков
шофара,
который издают во время трубления в Рош а-Шана.
Представляет собой серию отдельных, очень коротких прерывистых звуков,
напоминающую пульсацию сердца. Символизирует биение сердца и его
переживания.
Тефила
-
в
переводе на русский язык: молитва. Слово тефила имеет
дополнительные грани смысла, отсутствующие в русском слове «молитва».
Корень тефила, состоящий из букв пей,
ламед,
ламед
образует ряд слов. Среди них - «самоанализ», «критика» и т.д.
По еврейской традиции мужчины молятся три раза в день (вечером,
утром и днем ).
Женщины читают утром более короткий вариант молитвы
шахарит, а некоторые читают и днем -
минху .
Тешува
-
дословно: возвращение. По своей сути, это - процесс усиленной духовной
работы и повышение уровня соблюдения законов Торы.
Иногда так называют процесс духовного развития, в результате
которого не соблюдавший законы Торы еврей начинает стремиться к их
соблюдению.
Тешуву можно совершить в любое время года. Однако Творец, тем
не менее, выделил 10 дней, наиболее благоприятных для этого -
Асерет йемей тешува .
Тишри
-
название месяца, в первый день которого отмечают праздник
Рош а-Шана, на 10-й -
Йом Кипур, с 15-го по 21-е - Суккот,
на 22-й день - праздник Шемини Ацерет.
В слове тишри -
корень яшар (прямой). Недаром этот месяц знаменуется особыми
возможностями «выпрямлять» жизненные пути человека.
У
Ф
Х
Хала -
слово имеет
два значения. В Торе говорится, что женщина, которая замешивает тесто
в значимом количестве (около 2 кг), должна отделить от него халу
- небольшой кусочек. Этот кусочек во времена Храма отдавали коэну.
Поскольку хала имела особый статус святости, коэн должен
быть в статусе особой духовной чистоты. Сегодня выполнить это условие
невозможно, поэтому халу сжигают на огне и выбрасывают.
Поскольку закон о хале связан с тестом и выпечкой хлеба,
отсюда идет и известное всем второе значение этого слова - плетеный
хлеб удлиненной формы. Две халы кладут во главе стола на всех
трапезах - в субботу, в дни праздников. На свадебном столе халу
кладут рядом с женихом и невестой.
См. рецепт приготовления халы
Храм -
(на иврите - Бейт а-Микдаш, что в
буквальном переводе на русский язык
означает - Дом Высшей Святости)
Построен в Иерусалиме царем
Шломо
(Соломоном). Однако землю для него купил и
начал строительство еще отец Шломо - царь
Давид.
Строительство Храма завершено более 2800
лет назад в 832 году до н.э.
Храм
-
место для молитв, а
самое главное — для предписанной Торой
деятельности — “работ в Храме”. Комплекс
этих работ называется “служением”.
Следует отметить, что любое чистое
место пригодно для молитвы. Однако
совместная молитва в обществе взрослых
людей имеет особое значение. Минимальное
количество людей для общественной молитвы
— десять евреев в возрасте, старше 13 лет.
Чаще всего общественные молитвы читают в
синагогах. Так было и в Древнем Израиле.
Но Храм — это не только
синагога.
В Храме, как предписано Торой, служили
представителей одного из 12-ти колен
народа Израиля — колена Леви (по имени
третьего сына Яакова). Они же обучали
еврейский народ законам Храма и Торы.
Особую группу в колене Леви, согласно
Торе, составляют потомки Аарона, брата
Моше Рабейну, представителей которой
называют коэнами
(коэн
в переводе на русский язык — служитель;
мн. ч. — коаним,
коэны).
Именно коэны осуществляли
непосредственное служение в Храме.
По законам Торы, после того, как Храм
построен и освящен, любые виды служения
Творцу вне Храма запрещаются.
Иерусалимский Храм простоял 410 лет -
до тех пор, пока его не разрушили войска
вавилонского царя
Навухаднецара.
Через 70 лет в Иерусалиме выстроили
Второй Храм.
Он простоял 420 лет и был сожжен римскими
войсками.
С разницей в несколько столетий обе
трагедии случились в один и тот же день -
9-го Ава.
Второй Храм не имел целого ряда важных
предметов, которые были в Первом Храме .
Не имел таких
необъяснимых с позиций физических законов
существования материи свойств, которые
могли наблюдать современники Первого
Храма.
Они ушли в землю Храмовой горы в
Иерусалиме и поднимутся, когда будет
выстроен Третий Храм
по слову Всевышнего на последних этапах
мировой истории (возможно, уже в наше
время — Небесных сроков не знает никто)..
Во Втором Храме произошло Чудо Хануки.
Ц
Ч
Ш
Шаббат Шува -
суббота
выпадающая на дни
Асерет йемей тешува.
По сути, представляет собой подготовительную субботу перед
Йом Кипуром.
Для работающего человека суббота (шаббат )
- день, когда открываются недоступные в будни
возможности духовного роста. Ведь все виды бытовых и профессиональных
работ в шаббат запрещаются. Появляется
время
для изучения Торы, размышлений и т.д.
Обычно в Шаббат Шува раввины дают для членов своей общины
уроки Торы. Стержень такого урока - различные аспекты
тешувы.
Название - Шаббат Шува происходит от первых слов Афтары
(см.
Афтара),
которую читают в эту субботу: «Шува, Исраэль (Вернись, Израиль,
к Всевышнему)...» (Танах, Йоэль, гл. 2, ст.
11).
Шахарит -
утренняя
молитва.
Шеварим -
название одного из трех звуков шофара,
который издают во время трубления в Рош а-Шана.
Представляет собой серию «строенных», прерывистых звуков, которые то
падают вниз, то поднимаются вверх. Символизируют ощущение духовного
кризиса («поломки»).
Шломо
-
(Соломон - искажение, приобретенное при
переводе на греческий язык)
Царь (на
иврите -
мелех) еврейского народа. Сын царя
Давида от жены
Бат-Шевы.
Родился в
848 г. до н.э Умер в 796 г. до н.э.
При царе
Шломо государство занимало территорию от
Синайской пустыни и до Дамаска, от Бейрута
(на севере) до Эйлата (юг, побережье
Красного моря).
Главное
качество Шломо - мудрость.
Шломо
составил три книги, вошедшие в Танах
(Библию): Шир а-Ширим (Песнь
Песней), Мишлей (Притчи) и
Коѓелет (об итогах жизни человека).
Шломо
завершил строительство
Храма в Иерусалиме. При нем Храм
стал точкой притяжения для всего мира.
Имя
Шломо означает - «цельный, гармоничный
в деле выполнения Воли Творца».
Шофар
-
бараний рог, срезанный с двух концов так, что получается труба, из
которой извлекаются музыкальные звуки.
В шофар трубят в первый и второй день
Рош а-Шана во время молитвы
Мусаф .
В число 613 заповедей Торы входит и заповедь слушать в Рош а-Шана
звуки
шофара.
Из сообщений Устной Торы об устройстве мира следует, что в Рош
а-Шана звуки шофара в правильном исполнении влияют на душу
еврея, помогая ей ощутить беспокойство и желание улучшить поведение.
В шофар трубят после утренней молитвы весь
Элул, последний месяц года, предшествующий Рош
а-Шана. Это - подготовка и напоминание о предстоящем празднике, когда
решается судьба народа. Однако, в отличие от трубления в Рош а-Шана,
когда из шофара извлекают определенные многократно
повторяющиеся, цикличные серии звуков, в дни Элула звучит
только одна «серия».
В шофар трубят также и в момент окончания
Йом Кипура. Однако в субботу в шофар не трубят, даже если
суббота совпадает с Рош а-Шана.
Э
Элул -
название месяца, предшествующего месяцу тишри.
По окончанию месяца элул наступает Рош
а-Шана. Поэтому в дни месяца элул больше времени, чем
обычно, уделяют изучению книг, которые помогают придти к мыслям о
тешуве и рождают соответствующие
переживания.
В течение всего элула (кроме субботних дней) в конце
утренней молитвы трубят в шофар .
Эрув тавшилин
-
дословно: смешение (нескольких) блюд.
В отличие от субботы, в дни праздника можно готовить еду ,
но только - для праздничных трапез. Если же праздник приходится на
пятницу,
а
Рош а-Шана, который отмечают два дня - на
четверг и пятницу, получится, что у нас нет возможности приготовить
(сварить, поджарить) еду для шаббата. Для того, чтобы решить эту
проблему и существует эрув тавшилин.
Скажем, праздник Рош а-Шана начинается в среду вечером. Перед его
наступлением нужно «объединить, смешать блюда» - то есть взять два
вида продуктов и приготовить из них какое-либо блюдо,
продемонстрировав тем самым, что любое приготовленное в праздник блюдо
будет иметь двойное назначение - для праздника и для субботы.
На практике обычно кладут на тарелку кусок хлеба, халы и т.п.
вместе, к примеру, с вареным яйцом и произносят благословение и текст
такого содержания: «Пусть в результате процедуры эрув тавшилин
нам будет разрешено готовить и для субботы».
Ю
Я
Яблоко в меду -
Во
время вечерней праздничной трапезы в Рош а-Шана
принято съесть несколько блюд, в названии и составе которых заключен
намек на хороший и удачный наступающий год.
Одно из таких традиционных блюд - яблоко в меду или - с медом. И
это объясняется несколькими причинами.
На иврите яблоко - тапуах. Это слово означает - рост,
развитие.
Кроме того, яблоко имеет круглую форму, без острых углов и впадин
(провалов).
Ну, а значение сладкого меда - очевидно.
К началу
|
|
|
New Page 1
|