(17.12-04) Насилие в израильском обществе
Насилие в израильском обществе(17.12-04)
В израильском городе Ор-Иегуда произошла двойная трагедия. С 13-го этажа жилого дома выбросилась 51-летняя женщина, разбившись насмерть. Этим несчастье не ограничилось.
По злополучному стечению обстоятельств в этот момент во двор дома выходила няня с десятимесячным ребенком. Ребенок оказался прямо на том месте, куда упала женщина. Получив тяжелые ранения, ребенок был доставлен в больницу, где врачи констатировали его смерть.
За последний месяц это уже не первый случай самоубийства. Все последние недели пресса пестрит сообщениями либо о попытках суицида, либо о бытовых убийствах, либо о случаях нападения на учителей со стороны учеников или на врачей со стороны пациентов. Последняя тема даже стала
предметом рассмотрения в одной из комиссий кнессета.
Без всякого сомнения, израильское общество за последние годы сильно изменилось. Прежде всего, это касается уровня насилия.Еще не так давно Израиль считался уникальной с точки зрения уровня насилия страной.
Израильские преступники старались обходиться, - и им это удавалось, - без грубого насилия над жертвами. По израильским улицам можно было ходить в любое время суток совершенно спокойно. В этом смысле криминальная обстановка в Израиле резко отличалась от ситуации в других странах, в том числе, в России и США.
Израильская мафия не применяла характерные для взаимоотношений преступников других стран жесткие методы. В частности, еще недавно в Израиле никто не слышал о заказных убийствах. Тем более, о подложенных в автомобили бомбы. Таким образом, насилие в израильском обществе исходило раньше исключительно от палестинцев.
Обратные тенденции наметились в еврейской стране примерно десятилетие назад и совпали по времени с "мирным процессом в Осло". Ситуация выглядела странно. Школьникам в светских школах начали преподавать "Уроки мира", на которых учили миролюбию и толерантности по отношению к арабским соседям, а школьники почему-то становились все более агрессивными по отношению к своим учителям и товарищам.
Ситуация с насилием в обществе резко обострилась с началом последней интифады. И тоже непонятно почему. Правительство Барака призывало к "ипуку" (сдержанности) по отношению к палестинскому террору, израильская армия выполняла его указания, - в стиле графа Льва Николаевича Толстого, не отвечая на зло насилием, - а внутри израильского общества почему-то тенденции к насильственным методам решения проблем, в том числе, и в личной жизни, неуклонно росли.
И доросли до того состояния, в котором израильтяне пребывают сегодня. А сегодня муж, заподозривший жену в неверности, убивает ее. То же самое делает брошенный любовник или обманутый деловой партнер. Учитель, не понравившийся ученикам, сегодня элементарно рискует получить по шее. Не говоря уже о других учениках, которые чем-либо не понравятся своим товарищам.
Тогда, когда насилие не выплескивается на окружающих, оно атакует своего носителя. Отсюда резко возросшее число самоубийств в Израиле. Все чаще причиной для самоубийств становятся причины материального порядка, что раньше было несвойственно для жизнерадостных израильтян, - потеря работы, нежелание быть обузой для близких и так далее.
Такова неутешительная картина, которую сегодня можно наблюдать в еврейской стране.
Одной из существенных причин роста насилия в израильском обществе является светское образование, получаемое значительной частью израильтян. Оно парадоксальным образом соединяет в себе самые радикальные гуманистические декларации, носящие, в основном, лево-либеральный политический оттенок, и отсутствие какого-либо серьезного нравственного обоснования этой гуманистической идеологии, которое бы позволяло всерьез относиться к человеческой жизни как к высшей ценности.
И немудрено. Вне более широкой, чем собственно гуманизм, этической концепции, гуманизм неизбежно теряет опору, вырождается и даже превращается в свою полную противоположность. Подобные метаморфозы хорошо знакомы всем, пережившим советское воспитание.
Святость человеческой жизни может быть осознана как аксиома лишь в том случае, если тот, кто ее воспринимает, имеет представление о том, что данная ценность является частью Б-жественной морали, и что за ней стоит высшая справедливость и высший авторитет.
Не случайно понятие суицида, как выхода из той или иной житейской ситуации, практически незнакомо соблюдающему еврейские традиции психически здоровому еврею. Также как невозможно для него решать денежные, любовные и любые другие свои проблемы с помощью убийства.
Cлучай, когда 51-летняя женщина, решая с помощью самоубийства свои внутренние проблемы, сама того не желая, убила десятимесячного ребенка, весьма символичен. Ситуация, в которой сегодня находится израильское общество, не только близка к самоубийству отдельных его членов, но и угрожает будущему поколению израильских детей.
В Израиле многие ошибочно комментируют происходящее, как следствие ожесточения израильского общества, ведущего войну с палестинцами. Однако истина заключается в том, что в те моменты, когда Израиль действительно воевал с врагом (в 1956, 67, 73 годах), израильское общество проявляло чудеса самодисциплины и нравственного здоровья. Именно отсутствие подлинной войны с террором вызывало, и будет вызывать подлинный стресс в обществе, который способен привести к самым уродливым социальным последствиям.
С другой стороны, основой для настоящего гуманизма по отношению к близким может стать только подход, основанный на еврейской традиции. В этом смысле лучшим лекарством от общественных язв сможет стать продуманное религиозное еврейское воспитание.
В целом, излечение израильского общества от язвы насилия будет достигнуто двумя путями: с одной стороны, подлинная война с террором и сохранение таким образом душевного спокойствия израильских граждан, а с другой, воспитание нынешнего и будущих поколений израильтян в духе уважения к святости человеческой жизни.
-->
|