РЕЭ 
"РЕЭ"
РЕЭ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"РЕЭ"

Август 2, 2021   24 Ав 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать первый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «БАМИДБАР»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.

В пустыне на иврите — бамидбар.

 

Обсуждение главы «Бамидбар»

 

1. Придерживаться золотой середины

 

В нашей недельной главе идет речь о подсчете сынов Израиля. И мы читаем: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай... Определите численность (в оригинале — сеу эт рош) всей общины сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1-2).

Выражение «сеу эт рош» (определите численность, произведите подсчет) можно перевести и как — поднимите головы, подбодрите общину сынов Израиля.

Недельную главу Бамидбар обычно читают перед праздником Шавуот, перед дарованием Торы. И это не случайно. 49 дней евреи работают над исправлением своих негативных качеств, в том числе — гордыни.

Однако перед дарованием Торы, важно не впасть в излишнюю скромность. Ведь заниженная самооценка порой играет отрицательную роль.

«Разве я когда-нибудь осилю тома Талмуда, эти толстенные фолианты? Да у меня просто не хватит на них ума!». Подобные мысли способны значимо понизить мотивацию, повредить учебе, и как следствие — человек будет не в состоянии принять Тору на должном уровне.

Чтобы этого не произошло, Всевышний велит подбодрить евреев — пусть поднимут (но не задирают) носы. А для этого нужно произвести подсчет. Тогда каждый увидит, что во всеобщей переписи населения, он занимает не меньше места, чем самый выдающийся представитель народа — не меньше, чем коэн гадоль (главный коэн, служитель в Мишкане или Храме) или, скажем, глава колена.

В недельной главе Мецора мы читали, что человеку, пораженному болезнью духовного происхождения (в нашей традиции она называется — цараат), для очищения следовало взять, в том числе, кедровую ветвь и иссоп (см. Ваикра, гл. 14, ст. 4).

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что цараат — это, кроме прочего, наказание за надменность. А кедр, с его величественным видом — символ надменности.

Что в таком случае мецора (тот, кто поражен цараат) должен делать для своего исцеления?

Смириться, избавиться от высокомерия и осознать, что он мал и ничтожен, как иссоп (травянистое растение, распространенное в Израиле).

Итак, для очищения мецора приносит не только иссоп, намекающий на скромность, которой ему не хватает, но и кедровую ветвь, символизирующую имеющуюся в избытке гордыню. Для того, чтобы работая над собой и уничтожая гордыню, человек не впал в другую крайность — чрезмерное уничижение.

Ведь стоит переусердствовать в духовной работе, и этим тут же не преминет воспользоваться йецер hа-ра (дурное начало) — «Ты никогда не освоишь Талмуд, он тебе не по зубам. Так зачем зря время терять!?».

Может быть и такое, что человек, изжив в себе гордыню — может так возгордиться этим фактом, что гордыня разрастется в нем пуще прежнего.

Рассказывают, что у раби Меира из Пермышлян (глава хасидской общины, автор книги «Ор Торато шель раби Меир»; Украина, 1780-1850 гг.) был ученик, который ради исправления своего дурного начала носил вместо нижнего белья одежду из грубой мешковины. И всякий раз, когда он оказывался рядом с раби Меиром, он, как бы ненароком, отодвигал край верхней одежды, чтобы наставник заметил из какой грубой ткани у него белье и похвалил за благочестие.

Как-то оставшись наедине с хасидом, раби Меир произнес:

— Я видел, как люди попадали к йецеру в ловушку. Многих он ловил на крючок. Но, чтобы он смог кого-то упаковать в мешок — такое встречаю впервые.

Очищая человека, пораженного цараат, коэн использовал и кедровую ветвь и иссоп — чтобы тот научился находить «золотую середину» между излишней гордыней и чрезмерной скромностью.  

 

на основе комментария рава Моше Файнштейна

(один из авторитетнейших в области ѓалахи Учителей; родился в России, умер в Нью-Йорке; середина и вторая половина 20-го века)

 

 

 

2. Вся Тора пропитана любовью Всевышнего к Его сыновьям

 

Нашу недельную главу (и, соответственно, всю книгу Бамидбар) открывает повеление о подсчете сынов Израиля. Как сказано: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай... Определите численность (в оригинале — сеу эт рош) всей общины сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1-2).

Выражение «сеу эт рош» (определите численность, произведите подсчет) можно перевести, как уже говорилось выше, и как — поднимите головы, подбодрите общину сынов Израиля.

Таким образом, мы видим, что подсчет сынов Израиля связан с заботой Всевышнего о них, с Его особым отношением к ним, с Его любовью и привязанностью.

Намек на проявление этих качеств мы встречаем еще в недельной главе Беhаалотха. Там написано: «И Я отдал левитов Аарону и его сыновьям из среды сынов Израиля — нести вместо сынов Израиля службу при Шатре Откровения и совершать искупление за сынов Израиля, чтобы не поразил сынов Израиля мор при приближении сынов Израиля к Святилищу» (Бамидбар, гл. 8, ст. 19).

В этом коротком фрагменте сыны Израиля упомянуты пять раз — хотя несколько из этих упоминаний можно было бы заменить личным местоимением. Так в Торе подчеркивается любовь Всевышнего, которой, удостоился еврейский народ, уподобленный, по словам Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), пяти книгам Торы.

Возникает вопрос: почему сыны Израиля не упомянуты шесть раз? Ведь тогда их можно было бы уподобить шести разделам Мишны.

Однако у Свитка Торы есть все же существенное отличие от Мишны. Если в Мишне не будет хватать одной буквы, она от этого не станет непригодной. А свиток Торы — станет. Поэтому, уподобив евреев Торе, Всевышний показал, что Ему дорог каждый Его сын.

Раши написал свой комментарий к Торе, чтобы показать, как сильно Всевышний любит Свой народ и дорожит им.

Комментируя самое первое слово Торы, «берешит», он отмечает, что под словом «решит» (начаток) подразумевается Тора, но это также — и Израиль. Получается, что Всевышний сотворил мир ради Торы и Израиля, точнее, ради Израиля, изучающего Тору. И это — самое сильное доказательство любви Всевышнего к еврейскому народу, какое только может быть.

Но посмотрим, как начинается комментарий Раши на следующую книгу Торы, книгу Шемот. В ней названы по имени все сыны Израиля, спустившиеся в Египет. И хотя они уже раньше были перечислены (см. Берешит, гл. 46, ст. 8-27), Творец вновь упомянул их после их смерти, тем самым показывая, насколько они были Ему дороги. Сыны Израиля уподоблены звездам, которые Создатель выводит и возвращает на прежнее место по счету и по названиям. Как сказано: «Тот, Кто выводит их воинство по счету всех их по имени называет» (Танах, книга пророка Йешаяhу, гл. 40, ст. 26).

Итак, уже в самом начале комментария Раши на книгу Шемот присутствует любовь и привязанность Творца к Своему народу.

Теперь откроем комментарий к книге Ваикра. Вот он: "Всевышний воззвал к Моше, и это безусловно предпочтительней, чем если бы Он обратился, сказал, повелел. Словом, это самая уважительная, самая почетная форма обращения из существующих. Она выражает расположение, благосклонность и является обращением, каким пользуются высшие духовные сущности, посланники Всевышнего, называемые в условном переводе: ангелы-служители: «И воззвал один к другому...» (книга пророка Йешаяhу, гл. 6, ст. 3).

Однако, в противоположность этому, к пророкам из народов мира Он обращался выражением, указывающим на случайный характер и присутствие нечистоты. Как сказано: «И встретился Всевышний Биламу» (Бамидбар, гл. 23, ст. 4).

А вот как начинается комментарий Раши на книгу Бамидбар.

Поскольку сыны Израиля были дороги Творцу и любимы Им, Он подсчитывал их количество вновь и вновь. Когда они вышли из Египта, исчислил их (см. Шемот, гл. 12, ст. 37), после поклонения золотому тельцу, исчислил их, чтобы знать, сколько осталось в живых (см. комментарий Раши к книге Шемот, гл. 30, ст. 16), когда вознамерился дать Шехине Своей (Шехина — присутствие Творца в этом мире) пребывать над ними (т. е. когда повелел им возвести Мишкан). В первый день Нисана был возведен Мишкан, а в первый день /Ияра — исчислил их.

Теперь обратимся к книге Дварим.

Она состоит из критики и наставлений. Неужели и в них кроется любовь? Посмотрим, что пишет Раши.

Книга Дварим — сборник обличительных речей. Уже в самом начале ее перечислены все места, где евреи гневили Всевышнего. Тем не менее, чтобы сохранить честь сынов Израиля, прегрешения названы не впрямую, но — иносказательно, намеками, заключенными в названиях местностей. Это ли не проявление любви и заботы?!

Мы видим, что Раши четко придерживается выбранного курса. Показав, что Творец уподобил евреев книгам Торы, он своим комментарием к каждой книге подчеркнул любовь и привязанность Всевышнего к Своему народу.

 

на основе комментария рава Цви Элимелеха Панета

(автор книги «hа-Цви вэ-hа-Цедек», Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Можно ли в субботу пользоваться зубной щеткой?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля