ХУКАТ 
"ХУКАТ"
ХУКАТ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ХУКАТ"

Июнь 15, 2021   4 Тамуз 5781

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать первый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «АХАРЕЙ МОТ»

 

Место в Торе: книга Ваикра — гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 30.

 

Почему глава так называется?

В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше после смерти двух сыновей Аарона…».

После смерти на иврите — ахарей мот

 

Обсуждение главы Ахарей Мот

 

1. Подверглись ли карету Надав и Авиhу?

 

В нашей недельной главе говорится о трагической гибели сыновей Аарона. И мы читаем: «И говорил Всевышний Моше после смерти двух сыновей Аарона, когда они приблизились к Всевышнему и умерли» (Ваикра, гл. 16, ст. 1).

Если Всевышний говорил с Моше «после смерти двух сыновей Аарона» — понятно, что они умерли. Зачем же еще раз повторять об их смерти («когда они приблизились к Всевышнему и умерли»), да еще в той же фразе?

О причине смерти Надава и Авиhу (так звали умерших) — нет точных сведений. Возможно, они нарушили заповеданное коэнам — «Вина и пьянящего не пей» (Ваикра, гл. 10, ст. 9). И вошли в Кодеш hа-Кодашим (в условном переводе — Cвятая Святых) Храма, выпив вина.

Впрочем, существует и другое объяснение. Намек на него мы находим в словах Моше, которые он произнес в конце жизни — «И на Аарона очень прогневался Творец и решил уничтожить его. И молился я также за Аарона в ту пору» (Дварим, гл. 9, ст. 20).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что гнев Всевышнего спровоцирован участием Аарона в создании золотого тельца, когда он подчинился настойчивым просьбам народа. Тогда Творец вознамерился в наказание лишить Аарона сыновей. Моше же молитвой добился сокращения наказания вдвое.

Так отчего все-таки умерли Надав и Авиhу — от того, что выпили вина или в качестве наказания их отцу?

В действительности, за то, что Аарон, послушавшись бунтовщиков (впрочем, если бы он их не послушался, то его, вероятнее всего, могли убить) бросил их золото в огонь. И из этого золота получился золотой телец.

За этот поступок отца четверо сыновей Аарона должны были заплатить своими жизнями. Но Моше удалось двоих «отмолить». Таким образом, окончательный приговор был вынесен только двоим.

Но кому именно?

На этот вопрос помогли дать ответ Надав и Авиhу, выпив перед служением вина.

Теперь конструкция нашей фразы стала понятней.

«И говорил Всевышний Моше после смерти двух сыновей Аарона» — Всевышний обращается к Моше, потому что именно он добился милости и прощения для двоих сыновей Аарона.

Но как решить, кого следует умертвить, и кто останется в живых?

«Когда они приблизились к Всевышнему и умерли» — их судьбу решило вино, которое не следовало пить.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 20) говорится, что беда произошла с Надавом и Авиhу еще и потому, что они не посоветовались друг с другом, не согласовали свои действия.

Каждый из них счел, что он уже превзошел по духовному уровню своего отца, Аарона, и значит — вправе исполнять обязанности главного коэна. Каждый из них взял сосуд с воскурениями и понес его в Кодеш hа-Кодашим.

Но коэн гадоль (главный коэн в Храме) может быть только один. Поэтому «два сына Аарона» — не имели права одновременно выполнять его функции. Если бы они посоветовались друг с другом, если бы договорились, к примеру, о сменах — они, возможно, остались бы в живых.

Но им вскружило голову вино. А когда в игру вступает этот благородный напиток, тому, кто находится под его воздействием, хочется всего и сразу. Тут уж не до советов.

И оба умерли. Всевышний не любит, когда берут нахрапом. Он — за гармонию, за взаимодействие, за согласование, за договор.

В Торе не случайно подчеркивается, что умерли два сына Аарона. Каждый был погружен лишь в собственные устремления, и не желал думать о других. Поэтому там, где был разрешен вход только для одного коэна гадоль — столкнулись двое. И ни один не уступил. За это они поплатились жизнью.    

 

на основе комментариев рава Хаима Паладжи

(автор книги «Каф hа-Хаим»; Измир, Турция, 1787-1867 гг.)

и рава Иегошуа Тронка из Кутны

(автор книги «Иешуот Малко»; Польша, 1821-1893 гг.)

 

 

2. Мы защищаем детей, а они — нас

 

Написано в начале нашей недельной главы: «И говорил Всевышний Моше после смерти двух сыновей Аарона, когда они приблизились к Всевышнему и умерли» (Ваикра, гл. 16, ст. 1).

В Талмуде (трактат Йома, лист 53) в качестве причины смерти Надава и Авиhу (так звали погибших сыновей), рассказывается, что они установили закон в присутствии своего раввина Моше. А закон заключался в том, что, несмотря на то, что огонь на воскурение нисходит с Неба, нужно еще и самому коэну разжечь его. На Небесный огонь надейся, но и об обычном, земном — не забывай.

Известно, что в случаях, если человеку выносят суровый приговор, у него еще есть шанс его смягчить, в заслугу своего потомства или, благодаря прекрасным сынам, которые должны от него произойти, а может, уже произошли, и он должен воспитать их и подготовить к великому будущему, которое их ожидает.

Почему тогда Надаву и Авиhу приговор не был смягчен? Ведь у них наверняка могли бы родиться дети-праведники.

Только сказано о Иегошуа бин Нуне, что он не удостоился родить сыновей (у него были только дочери), потому что, как сказано в Талмуде (трактат Эрувин, лист 63), как-то выскочил с установлением галахи (закона) впереди своего Учителя и наставника Моше Рабейну. Один раз поторопился, а расхлебывал — всю жизнь. Так и не дождался наследника.

Надав и Авиhу тоже провинились в этом — не удержали галаху при себе, но высказали ее, не взирая на присутствие Моше. В итоге — остались бездетными. И, стало быть, в данном случае — не приходится рассчитывать на смягчение приговора.

Вот и умерли они смертью ниспосланной Свыше, поскольку не было у них потомства, необходимость заботы о котором могла стать смягчающим обстоятельством.

Гибель сыновей Аарона произвела сильнейшее впечатление на молчаливого Иова.

Он в свое время был советником египетского царя. На совете, когда решалось, как лучше извести евреев, Билам высказал свои рекомендации, а Иов благоразумно промолчал. В итоге, когда наступило время возмездия, злодей Билам был убит мечом, а на осторожного Иова посыпались беды и страдания (Талмуд, трактат Сота, лист 11).

Ему, не ведавшему за собой никакой вины, и обладавшему праведностью, было трудно принять сей суровый приговор. Но вот, до него дошла история Надава и Авиhу. Приведем ее так, как она описана в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 52).

Моше и Аарон шли по дороге, а за ними следовали Надав и Авиhу, далее — все сыны Израиля. Тогда Надав произнес, обратившись к своему брату:

— Когда уже эти старцы умрут, и мы с тобой возглавим народ?

И хотя Надав руководствовался благими намерениями, считая, что он вместе с братом сможет принести евреям больше пользы, нежели лидеры старой закалки — Всевышнему не понравились его слова:

— Мы еще посмотрим, кто кого будет хоронить, — ответил на это Творец.

Далее выяснилось, что Всевышний осудил не только слова Надава, но и — молчание Авиhу. Ведь и он погиб.

Выходит, Всевышний может наказать не только за неосторожные слова, но и за осторожное молчание.

Осознав это, Иов пришел в сильное волнение. Как написано: «Еще дрожит от этого сердце мое, пытаясь выпрыгнуть со своего места» (Танах, книга Иова, гл. 37, ст. 1).

Волнение, вызванное осознанием своей ошибки, привело Иова к раскаянию. А оно, в свою очередь — к прощению.

Кстати, Столь суровое наказание Надава и Авиhу, людей радевших о благе еврейского народа, каждого, кто изучит их историю — должно, кстати сказать, побудить к раскаянию.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Хочешь заслужить прощение — помогай обществу, хочешь быть понятым и услышанным — рассказывай образно

 

Сыновья Аарона трагически погибли, выполняя коэнские обязанности. И в нашей недельной главе читаем: «И говорил Всевышний Моше после смерти двух сыновей Аарона, когда они приблизились к Всевышнему и умерли» (Ваикра, гл. 16, ст. 1).

Учителя, анализируя их гибель, называют ряд причин, которые, возможно, привели к этому.

Прежде всего, это — наказание Аарону за участие, пусть и косвенное, в создании золотого тельца.

Надав и Авиhу выпила вина перед началом служения, а коэнам это — запрещено.

Они установили закон — приняли галахическое решение в присутствии своего Учителя и наставника Моше Рабейну, не спросив разрешения и не посоветовавшись.

Одно из чудес состояло в схождении Небесного огня, но братья сочли необходимым (это и было их галахическим решением) добавить еще огня земного. Таким образом, они внесли чуждый огонь в Кодеш hа-Кодашим (в условном переводе— Святая Святых) Храма.

Надав и Авиhу не создали семей и не дали потомство.

Если поразмышлять над этими причинами, можно прийти к интересному заключению.

Порой бывает, что человек за совершенные прегрешения достоин смерти. Но он не живет в вакууме. У него есть друзья, родные, близкие, семья. Его смерть, конечно же, причинит им страдания, которых они не заслужили.

Учитывая этот фактор, Всевышний может повременить с вынесением смертного приговора, или — заморозить исполнение уже вынесенного приговора. И это — в подтверждение сказанного: «Законы Всевышнего — истинны, все справедливы вместе» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 10).

Приговоры Всевышнего — истинны и справедливы для всех. Для всех. А это значит, что Творец стремится не столько наказать того, кто провинился, сколько — оградить от наказания невиновных.

Исходя из этого, можно посоветовать заниматься общественной работой, делать что-то полезное для других. Тогда, даже если человек серьезно провинится, да так, что заслужит смертную казнь — есть вероятность, что Творец не умертвит его, чтобы не огорчать тех многих, кому он сделал добро. Ведь «законы Всевышнего — истинны, справедливы для всех». То есть — справедливы для всех, кого они, в той или иной мере, могут затронуть.

Важнейшие качества Творца — неизмеримое Милосердие (на иврите — рав хесед) и Истина (эмет). Милосердие может быть проявлено даже к виновному. А Истина — в том, чтобы учесть интересы всех, имеющих отношение к обвиняемому, чтобы от его наказания никто незаслуженно, даже косвенно, не пострадал.

Гибель сыновей Аарона послужила на благо народу Израиля. Она стала для него действенным предупреждением.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет это притчей.

Больного посетил врач и сказал ему после осмотра — «Не ешь холодного и не лежи там, где сыро».

Пришел другой врач и тоже дал рекомендацию — «Не ешь холодного и не лежи там, где сыро, чтобы тебе не умереть, как умер такой-то».

Слова второго подействовали эффективнее, нежели предупреждение первого врача. Поэтому сказано: «И говорил Всевышний Моше после смерти двух сыновей Аарона».

Таким образом, если сухой галахический запрет сопроводить ярким рассказом — это возымеет гораздо большее воздействие, чем в ситуации, если запрет представлен только в сугубо академической форме.

Еще немалое значение имеет и то, кто и как рассказывает.

Вспомним историю Итро.

Написано в Торе: «И услышал Итро... обо всем, что содеял Всевышний для... народа Своего» (Шемот, гл. 18, ст. 1). А затем, по прибытии Итро в стан евреев — «И поведал Моше своему тестю обо всем, что содеял Всевышний» (там же, ст. 8).

Итро все это уже слышал. Но так, как Моше, никто другой не расскажет. Поэтому Итро хотел узнать обо всем именно из его уст.

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

О некоторых обычаях захоронения (в т.ч. — неевреев)


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля