Джордж Гершвин
(настоящее имя — Яаков Гершович) родился в еврейской семье — 26 сентября 1898
года в Бруклине (Нью-Йорк).
Его отец иммигрировал в Америку из Одессы (Украина). В новой для него стране
он не мог обеспечить семье приличное существование. В подростковом возрасте
Гершвин вынужден был оставить школу.
Его музыкальные способности и устремления проявились еще в раннем детстве. Но
систематического музыкального образования он не получил. Основой для
самостоятельного развития своего дарования стали для него нерегулярные частные
уроки гармонии и игры на фортепьяно.
Отсутствие систематического музыкального образования мучило Гершвина всю
жизнь. Это ощущение заставляло его постоянно учиться. И на пике славы он
постоянно брал уроки у известных мастеров своего времени.
Рассказывают, что в конце 20-х годов, во время своего турне по Европе,
пианист посетил известного французского композитора Мориса Равеля, который
высоко оценивал творчество Гершвина, и попросил дать ему хотя бы несколько
уроков. Тот удивленно посмотрел на гостя:
— Сколько вы зарабатываете? — спросил Равель.
— Где-то сто тысяч долларов в год, — смущенно ответил Гершвин.
— Потрясающе! — воскликнул Равель. — Да это я у вас должен брать уроки!..
Сколько по знакомству вы возьмете за один урок композиции?
Оба композитора рассмеялись. И Равель добавил:
— Право, зачем вам становиться второсортным Равелем, когда вы и без того —
первоклассный Гершвин?
Его музыкальная
карьера начиналась с “должности” тапера в одном из престижных нотных магазинов
Нью-Йорка. Работа казалась ему скучной. Но именно она принесла ему известность в
“богемных” кругах — в 1916 году, когда ему было восемнадцать лет, он получил
первый заказ: написать музыку к спектаклю, который ставили в одном из театров
Бродвея.
Первое признание публики и критики пришло к нему в 1919 году — с постановкой
его мюзикла
“Ля-ля, Люсиль”.
Впоследствии Гершвин сочинил несколько десятков оперетт и мюзиклов для театра
и кино, большинство — на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина.
К 25-ти годам он считался уже известным мастером “легкого” жанра. Его музыка
звучала по всей Америке. Сам Гершвин, надо сказать, был изумлен таким поворотом
событий.
Особенно знаменательным стал для Джорджа Гершвина 1924-й год.
До этого его творчество было связано в основном с песней и мюзиклом. В 1924-м
он получил особый заказ. Его попросили написать произведение, в котором джаз
должен был соединиться с классической музыкой. Так появился на свет первый
истинный шедевр Гершвина для фортепиано с оркестром — “Рапсодия в блюзовых
тонах”.
Тогда же, в 1924 году Америка отмечала юбилей президента Линкольна. На
посвященном этой дате концерте прозвучала “Голубая рапсодия” Д.Гершвина. Публика
была потрясена — такого изящного соединения “легкой” и классической музыки мир
еще не слышал. Критики назвали это произведение “переворотом в мировой музыке”.
Этим произведением были заложены основы своеобразного, неповторимого “стиля
Гершвина”. И в дальнейшем он сочетал негритянский фольклор с классическим
джазом, эстрадой и симфонической музыкой, окрашивая свою музыку еврейскими
интонациями. В результате получались цельные, самобытные произведения, сочинить
которые мог только он, Гершвин. Недаром музыкальные критики называют его “самым
популярным и самобытным” американским композитором первой половины 20-го века.
В 1936 году, по заказу главного оперного театра Америки — “Метрополитен”,
Гершвин создал первую национальную американскую оперу “Порги и Бесс”. Заказчик
выдвинул условие — сюжет надо взять “чисто американский”.
Работа была закончена и представлена художественному совету театра. Но от ее
постановки заказчик отказался — театральные снобы не захотели демонстрировать на
сцене историю из жизни негритянского квартала. Премьера все же состоялась — в
маленьком театре Бостона.
Позднее опера облетела мир и стала, пожалуй, самым известным произведением
Джорджа Гершвина. В Америке ее называют первой национальной оперой США, а
“эталонным” исполнением считается постановка, главные партии в которой пели
всемирно известные исполнители джазовой музыки — Луи Армстронг и Элла
Фитцджеральд.
Сочинение и исполнение музыкальных произведений занимали все время Гершвина.
Собственную семью он так и не создал. Однако затворником не был. Его любили в
обществе за блестящий ум, неиссякаемый юмор.
За роялем на маленькой дружеской вечеринке он пел или, скорее, проговаривал
нараспев свои песни — с той неподражаемой интонацией и с тем очень простым,
чисто “гершвиновским” остроумием, от которого любой слушатель начинал улыбаться
и веселиться.
Друзья рассказывают о нем такую историю.
Один американский пианист, отправившись в заграничную гастрольную поездку,
внезапно вернулся на родину. При встрече с Гершвином он объяснил, что ему
пришлось прервать гастроли, потому что дважды его обстреляли бандиты