Господин
Веллер!
Как правило, я с интересом слушаю Ваши
комментарии по радио, и до недавнего
времени полностью доверял им, поскольку,
иногда проверяя, убеждался в том, что, не
зная вопроса, Вы воздерживаетесь от
высказывания мнения. Было приятно, что Ваши
доводы убедительны и с ними, на основании
жизненного опыта и собственных конкретных
знаний, легко соглашаться.
Обсуждение того, в какой мере мастера
культуры соответствуют своему
общественному предназначению,
придерживаются высоких моральных
принципов в столь меркантильное время, как
наше – важнейшая тема, вполне
заслуживающая внимания столь критически
мыслящего человека, как Вы. Разумеется,
обсуждая подобный вопрос, не следует
лукавить, и конкретную резкую критику
заменять общими словами о «неких деятелях».
В то же время, выбор анти-героев должен быть
очень аккуратен и точен.
Спроси меня об этом кто-то заранее, я бы
сказал, что подобная тема Веллеру по плечу.
Однако Ваше недавнее заявление «Вектор
культуриш»,
гуляющее по интернету, резко изменило моё
мнение о Вас. Был бы рад узнать, что этот
короткий памфлет принадлежит целиком или,
по меньшей мере, частично – не М. Веллеру, а
какому-то безвестному и безответственному
человеку. Понимаю, что это не так, и
испытываю боль разочарования в вас.
Поясню резкость своего утверждения. В
обсуждаемом тексте написано, опуская
весьма видные фигуры, мне, однако, лично не
знакомые: «Если такой писатель, как Даниил
Гранин. Устойчиво процветает при всех
режимах, партсекретарях и губернаторах, от
Хрущева и Толстикова до Путина и
Полтавченко, неизменно награждаясь за
честь и достоинство. …Если эти люди есть по
заслугам знаковые фигуры современной
русской культуры.
То дерьмо мы народ. И так нам и надо. И
имеем то правительство, которого
заслуживаем. И в конце тоннеля – не то
расстрельная стенка, не то свечение
болотного газа над обрывом. И провались оно
все пропадом. Потому что когда совести нет у
людей, делающих культуру – тогда скоро не
будет вообще ничего».
Знаки препинания сохранил ваши, г-н Веллер.
Я точно не знаю – какой лично вы - народ.
Мне кажется, что здесь «мы» – неуместно. Не
останавливаюсь на литературном уровне «Вектора
культуриш» - он лишь показывает, что имевшие
место довольно давно промедления с приёмом
Вас в Союз писателей, равно как и моё
разочарование Вашей повестью «Легенды
Невского проспекта», не случайны. Не буду
разбирать Вашу философскую концепцию энергоэволюционизма,
которая с точки зрения научного
работника-физика, просто не выдерживает
никакой критики. Но те комплименты, с
которых начал, вполне заслуженно, на мой
взгляд, относятся к Веллеру–журналисту, не
адресованы писателю или философу. Речь же
здесь я веду о Вас как об авторе конкретного
текста не столько литературного и
морализующего, сколько
пасквильно-гротескного.
Я массу лет знаю писателя Гранина. Уже
задолго до личного знакомства читал его
книги, которые на меня и моих коллег-физиков
произвели сильное впечатление и оказали
очень большое влияние, запомнившись на
долгие годы. Важными вехами для научных
работников, и не только их, стал и ряд
последующих работ Гранина, в частности,
повести о Тимофееве-Ресовском и Любищеве.
Отец моей жены был с ним вместе на фронте, и
дружил после войны до конца своих дней.
Гражданская позиция Гранина всегда была
достойной, и демонстрировалась им весьма
открыто, во всяком случае на пределе, или
даже за ним, возможностей того тяжёлого
времени, на который в основном приходится
его жизнь. Стоит вспомнить, например,
историю публикации «Блокадной книги»,
написанной Адамовичем и Граниным. Можно
привести и ряд других примеров.
Гранина не удалось «прикупить» и в «новые
времена» ни шикарной квартирой, ни огромной
дачей, ни машиной «от начальства». Квартира
и дача Гранина относятся к далёкому
докапиталистическому периоду СССР, да и
тогда были весьма далеки от роскоши. А «прикупить»
такого человека, как Гранин, убеждён, да и
просто знаю об этом, сегодня хотели бы
практически все ведущие партии. Мы с Вами
лично не знакомы, но я был бы приятно
удивлён, узнав, что в быту и Вы, г-н Веллер,
столь же скромны.
Не покупаем Гранин и наградами. Такому
компетентному в столь многих вопросах
человеку, как Вы, следовало бы обратить
внимание на тот факт, что высшую награду
России он не поехал получать в Москву, и она
была вручена президентом Медведевым в
Петербурге. Не стоял и не стоит Гранин в
стороне и от современных громких
общественно резонансных дел. Так, например,
Вы могли бы заметить его, с тремя другими
соавторами, письмо в защиту Ходорковского.
Здесь к месту было бы упомянуть много
разных коллизий, которые прошли (точнее –
Вы их прогнали!) мимо Вашего внимания.
Например, не знаю, носите ли Вы свой орден,
но многочисленные награды Гранина, и
военные и гражданские, я на нём не видел
никогда. Кстати, сам по себе факт получения
наград от власти не обязательно и не всегда
есть свидетельство конформизма. Скажем,
государственные премии ордена получали не
только привластные блюдолизы, но и
действительно крупные учёные, писатели,
композиторы, режиссёры, актёры.
Обращу Ваше внимание и на то, что, откажись
в своё время А. Д. Сахаров от академических
регалий и наград, вряд ли стал бы он
впоследствии столь известной и важной
фигурой советского диссидентского
движения. Без этих прошлых официальных
регалий, от которых Сахаров сам никогда не
отказывался, его протест не был бы услышан
буквально во всём мире.
Стоит, в связи с проблемой моральных
ценностей общества упомянуть и те книги
Гранина, которые появляются в последние
годы, равно как и его выступления в СМИ.
Читая их, видишь, сколь далеки они от
апологетики власти. В то же время, в них
видна определённая, понятная, я бы сказал,
эволюция Гранина-человека. Считаю, как и
множество других людей, что Гранин в лучшем
смысле слова знаковая фигура российского
общества.
Если бы каждый интеллигент России, в своей
системе координат, т.е. с поправкой на
способности и общественную значимость,
сделал бы для общества столько полезного,
сколько сделал писатель Гранин – за
нравственный климат в среде российской
интеллигенции, да и, пожалуй, общества в
целом, не приходилось бы беспокоиться.
Можно было бы сказать, следуя за поэтом:
Есть русская интеллигенция.
Вы думали — нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.
Обдумывая причины вашей абсолютной к
Гранину явной предвзятости и
необъективности, допускаю, что возможно
когда-то он не оценил ваши литературные
способности. Мне это неизвестно, поскольку
о