ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

10.12.2024, 9 Kislev, 5785

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА БАТРА



Трактат Бава Батра

Трактат Бава Батра


15.04.02

Лист 26

Следует отметить, что не все, что человек делает, ему подвластно. Иногда даже в момент самого действия появляются неожиданные обстоятельства, и он уже не управляет ситуацией. Например, водитель неосторожен на дороге, и, как следствие, возникают такие проблемы, о которых он и думать не мог.

Тем более, это проявляется с течением времени. Допустим, человек посадил дерево. Оно растет, его ветви тянутся в разные стороны и создают тень там, где она не нужна. Или же корни уходят не только в глубину, но и вширь - на расстояние многих метров. Одно дело, когда эти ветви и корни все же остаются в пределах твоего участка, другое - когда дерево «нарушает границы» и начинает занимать чужое пространство.

Дерево, разумеется, «не виновато». Но это не означает, что сосед должен страдать или терпеть материальный ущерб, который наносится ему разросшимся деревом.

Очередная Мишна устанавливает основные варианты решения проблемы:

Нельзя сажать дерево ближе, чем на 4 амы (2 метра) от участка соседа. Однако, если между участками поставлен забор, то каждый сосед получает право сажать (дерево) рядом с забором.

Если корни дерева проникли на участок соседа, тот имеет право отрезать их до глубины в 3 тефаха (30 см), чтобы они не мешали вспахивать участок плугом.

Если соседу нужно выкопать яму (и т.п.), он имеет право срезать корни до любой глубины, и (срезанные корни) принадлежат ему.

Слова «принадлежат ему» не совсем ясны. В начале Мишны говорится о человеке, который посадил дерево. Может, Мишна имеет в виду, что корни надо отдать владельцу дерева (корни деревьев хорошо горят и их использовали как топливо)?

С другой стороны, как будто бы речь идет о соседе, который срезал эти корни.

Талмуд анализирует биологическую сторону вопроса. И устанавливает, что на законных основаниях определенная площадь вокруг дерева принадлежит дереву, точнее, конечно же - его хозяину. Конкретно, для нормального роста дерево нуждается в территории, очерченной радиусом в 16 амот (8 метров). И если владелец дерева не нарушил закон и посадил его на расстоянии 4 амы от соседского участка (в случае, когда нет забора), корни принадлежат ему.

Но если дерево «проявило самостоятельность» и проникло дальше, чем на 8 метров от ствола, то, что оказалось на соседской территории (за пределами 8-ми метров), принадлежит соседу.

Разговор, который мы ведем, может оставить чувство некоего недоумения. Приведенные в Талмуде размеры - 2 метра от соседского участка или 8 метров от ствола, необходимые для нормального развития корневой системы, весьма относительны. Скажем, для одного вида деревьев, они вполне достаточны, для другого - нет. А ведь Талмуд закладывает основы решения любых проблем и на все времена. Противоречие?..

Нет, конечно же. Никакого противоречия на самом деле нет. В Талмуде, и в нашем листе, в частности, даются примеры решения ряда проблем, которые по совокупности служат основой для выводов и показывают, как в будущем эти проблемы можно решить.

В связи с этим Талмуд рассказывает такую историю.

Учитель Рава бар (сын) Рав Ханан неподалеку от виноградника, принадлежавшего раву Йосефу (великий Учитель Талмуда третьего поколения; 4 век), посадил финиковые пальмы. На пальмы слетались птицы, которые «заодно» склевывали и виноград. Рав Йосеф попросил срубить пальмы. И получил ответ: они посажены на расстоянии более 2-х метров от твоего участка, как требует Мишна.

- Но Мишна говорит о деревьях, посаженных рядом с деревьями, - возразил рав Йосеф. - Здесь же, на моем участке - виноградник.

Иными словами, рав Йосеф преподал соседу урок, суть которого состоит в том, что, сажая деревья, необходимо учитывать и другие факторы, определяющие ущерб, который может быть нанесен на расстоянии, больше установленного.

Владелец пальм не мог не согласиться с доводом рава Йосефа и произнес:

- Если господину угодно, он может срубить пальмы. Сам я, своими руками, рубить их не буду, ибо раби Ханина (Учитель Талмуда первого поколения) однажды сказал: «Мой сын умер (преждевременно), потому что срубил плодоносное фруктовое дерево».

В заключение подчеркнем: формально рав Йосеф имел право срубить пальмы, потому что из-за них терпел убытки.


16.О4.02

Лист 27

Этот лист завершает вторую главу трактата, как бы подводя итоги всей темы - предотвращение ущерба, который человек, осуществляя деятельность на собственном участке, может нанести другому человеку (чаще, но не всегда - только соседу).

Читаем последнюю в главе, поистине удивительную, Мишну:

Если дерево (из частного владения) раскинуло ветви на улицу, можно срубить (часть нижних ветвей) так, чтобы (под оставшейся кроной) мог пройти верблюд с наездником.

Раби Иегуда говорит: (достаточно), чтобы проходил верблюд с навьюченным на него грузом.

Раби Шимон говорит: надо срубить все (выходящие на улицу ветви) по вертикальному отвесу, ибо есть опасность (что ветви образуют нечто вроде шатра над источником) тумы.

Талмуд уточняет: уровень, до которого следует рубить ветви, согласно словам раби Иегуды, ниже указанного в первой части Мишны, выражающей мнение большинства Учителей.

Как же проедет под ветвями на верблюде наездник, - спрашивает Талмуд, - если закон будет установлен, согласно высказыванию раби Иегуды? Что раби Иегуда имел в виду?

И отвечает: раби Иегуда считал, что наездник может нагнуться, так что об этом думать не надо.

Далее Талмуд переходит к анализу слов раби Шимона. Что его беспокоило? Ведь, если срубить ветви, как предлагает в начальной фразе Мишна или даже - раби Иегуда, препятствий для тех, кто идет по улице, уже не будет. Верблюд - самое высокое животное.

Однако раби Шимона волновало другое - ущерб, который может быть нанесен людям, даже если сохранят только самые верхние ветви дерева. И дело тут даже не в самих ветвях. К примеру, на эти ветви сядет ворон с добычей - кусочком от трупа. И этот кусочек будет источником явления, которое называется - тума (это понятие мы переводим условно как «духовная нечистота»). Если над источником тумы - чистое небо, тума не заденет прохожих, ибо «нечистота» излучается по вертикали и в данном случае поднимется вверх. Но если над ним - крыша (пусть даже из ветвей), тумой «заражается» все, что находится под этой крышей (ветвями). Чтобы исключить вероятность такого «заражения», раби Шимон предлагает «профилактически» срубить все выходящие на улицу ветви дерева.

Ѓалаха (закон) следует первой части Мишны. Опасения раби Шимона отбрасываются, так как установлено, что вероятность «заражения» тумой в подобных случаях очень мала.

Теперь сделаем попытку понять смысл Мишны на более глубоком уровне.

В Торе, в книге Дварим (гл. 20, ст. 19) прямо сказано, что дерево - символ человека. Ветви символизируют его деятельность. И здесь Мишна говорит нам: если человеческая деятельность несет общественный характер (ветви дерева разрослись на улицу), необходимо следить за тем, чтобы, она, эта деятельность, увеличивала в обществе количество доброты.

Уточним. Верблюд на иврите - гамаль, целый ряд слов с этим же корнем, состоящим из букв гимел, мем, ламед (например, лигмоль - воздать, гмилут хесед - доброе дело) символизируют доброту, передачу от себя - другому и т.п. Ветви (действия человека) не должны мешать верблюду (доброте) свободно передвигаться (в социальном пространстве).

Наездник на иврите - рохэв, символ духовной надстройки, духовных составляющих. Однокоренное слово меркава в переводе на русский язык означает - устройство духовных миров.

Следовательно, речь идет не просто о доброте, но о доброте с духовной составляющей. Впрочем, по мнению раби Иегуды, главное - чтобы доброту, путь и без духовной составляющей, ничего не сковывало.

Но Учителя требовали большего и поэтому хотели, чтобы наездник (духовная составляющая) не пригибался..

Однако Раби Шимон опасался, что активная деятельность (даже с поправкой на то, что пути доброты будут свободны) может содержать в себе непредвиденную и непоправимую опасность «заражения» духовной нечистотой. Прежде чем что-то делать, необходимо выверить все вероятные последствия - «по вертикальному отвесу» (см. еще раз приведенный здесь текст Мишны). От земли до Неба. То есть - попытаться предугадать возможные последствия - вплоть до космического уровня. Вспомним, что раби Шимон - составитель книги Зоѓар.

Теперь нам понятна Ѓалаха (закон).

Она предъявляет к общественной деятельности человека такое требование: чтобы на путях доброты, с духовной составляющей, не было препятствий. А вот критерий раби Шимона для обычного человека - не достижим. Поэтому ѓалаха и не учитывает его позицию.

Кстати, именно о раби Шимоне рассказывается: когда он вышел из пещеры, где в течение многих лет вместе с сыном составлял книгу Зоѓар, ему не понравилось, что в такие трудные, наполненные трагедиями, времена, которые переживал в тот период еврейский народ, «люди живут обыкновенной жизнью». Нет, не плохой. Просто - обыкновенной.

Раби Шимон думал о вертикали: от земли - до самого Неба.

Вот таким красивым фрагментом завершается вторая глава нашего трактата.

 

 Автор текста Элиягу Эссас



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81

82

83

84

85

86
87

88

89

90

91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137
138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154
155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171
172 173 174 175 176

Трактат Бава Батра

Трактат Бава Батра

Введение

Один человек может нанести ущерб другому какактивными действиями, так и бездействием в момент, когда необходимо что-то предпринять. Об этом говорилось в трактате Бава Кама (см. на сайте Введение).

Как разделить имущество по справедливости, правильно обменять валюту?.. Как следует поступать, чтобы права работодателя были защищены?.. Об этом шел разговор в трактате Бава Мециа (см. на сайтеВведение).

Однако бывают случаи, когда ущерб наносится и самой ситуацией, в которой люди находятся. В частности, это может быть связано с землей, на которой живет человек, с его владениями — квартирой, домом, земельным участком… Например, из окон квартиры ее обитатели могут видеть, что делают их соседи.И это — нарушение прав индивидуума на защищенную от постороннего вмешательства частную жизнь.

Отметим, что за пределами двух предыдущих трактатов раздела остается не только эта, но и многие другие проблемы

Земля, допустим, захвачена, и никто об этом не знает.

Можно ли продать земельный участок любому человеку, или покупатель должен принадлежать определенной группе людей?

Кто имеет право наследовать земельные участки?

Анализ этих и подобных им вопросов в трактате Бава Батразавершает разбор всего комплекса проблем, связанных с установлением справедливости в имущественных, материальных отношениях между людьми.

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Кто же будет поднимать народ к приходу Машиаха?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля