New Page 1
|
|
О Трактате Хуллин
Трактат
Хуллин
Лист 41
На нашем листе Талмуд продолжает разговор
о намерениях при шехите (когда животное
режут обусловленным Торой, безболезненным
способом - см. на сайте Введение
в трактат
Хуллин).
На предыдущих листах обсуждался вопрос,
чьи намерения определяют кошерность или
некошерность шехиты: хозяина животного,
или - шохета
(специалиста, производящего шехиту; см.
на сайте
обзор
листа
39).
Рассматривались и нюансы размышлений шохета
о предназначении животного, которому он
делает шехиту. Ибо в некоторых случаях
его непрошенное «побуждение» способно
превратить мясо этого животного, как бы в «посвященное
идолу». А, значит, это мясо становится
непригодным не только для еды, но и вообще
для какого бы то ни было иного
использования (см. на сайте обзор
листа
40).
В связи с этим на нашем листе Талмуд
анализирует отдельные обстоятельства,
которые могут придать шехите некую «двусмысленность».
О чем же идет речь?
В Мишне читаем:
Дабы избежать подозрений, шехиту
делают так, чтобы кровь животного (из
надреза) не лилась в море или реку.
Это разрешается лишь в тех случаях, когда шехиту
производят на корабле .
При шехите не собирают кровь
животного в сосуд .
Допускается, чтобы кровь животного во
время шехиты (из надреза) лилась в яму с
водой.
Но если яма - пуста, проливать кровь в нее
при шехите запрещается .
В этом пункте Мишна предусматривает
особую ситуацию.
Если человек делает шехиту во дворе
собственного дома, он вправе вырыть для
стока крови специальную яму (чтобы не
запачкать двор). Но при этом шехиту он
должен производить не прямо над ямой, а на
небольшом расстоянии от нее. Чтобы кровь
стекала сначала на землю, а потом (по
наклонной) - в яму.
Если же шехиту совершают в специально
отведенном для этого общественном месте
(скажем, на рынке), яму для стока крови не
роют…
Талмуд последовательно, одно за другим,
анализирует положения Мишны.
Прочтение первого пункта порождает
вопрос: о каких «подозрениях» здесь
говорится?
Увидев, как шехита делается над водой,
- объясняют Учителя, - люди могут подумать,
что на их глазах разворачивается сцена из
какого-то ритуала идолопоклонников, и
животное служит приношением неким духовным
силам, создавшим якобы этот водоем (см. на
сайте обзор
листа
40 ).
Но почему же тогда это не возбраняется на
корабле? - спрашивает Талмуд.
И сообщает: потому что во время плавания
такие же действия шохета имеют
практическое обоснование:
он просто не хочет испачкать кровью
животного корабельную палубу.
С запретом собирать кровь животного во
время шехиты в какой-либо сосуд - все
ясно. Ведь это со всей очевидностью
указывает на то, что осуществляется некая
процедура приношения. А поскольку шехита
реализуется вне территории Храма,
большинство людей может сделать вывод:
данное животное предназначается для
приношения идолу.
Но почему же тогда разрешается сливать
при шехите кровь животного в яму с водой?
- спрашивают Учителя.
Исследовав ситуацию, Талмуд вносит
принципиальное уточнение: вода в яме, чтобы
не возникало ни малейших сомнений, должна
быть мутной и грязной. А если она - прозрачна
и чиста, сливать в нее кровь животного при шехите
тоже нельзя.
Тут возникает вопрос: почему не
разрешается делать шехиту над пустой
ямой?
Потому что это, - объясняет Талмуд, - также
может напоминать ритуал идолопоклонства.
Каждому понятно, что человек стремиться
поддерживать порядок в собственном дворе.
Поэтому закон дозволяет ему к моменту шехиты,
которую он производит возле дома, вырыть
специальную яму, чтобы потом засыпать ее, и
двор останется чистым. Но разве в
общественном месте чистота не нужна?
Почему, к примеру, на рынке ямы для стока
крови при шехите рыть не рекомендуют?
В общественных местах для шехиты, -
дает пояснение Талмуд, - обычно выделяется
особая площадка. Здесь все предусмотрено
для удобства шохета и назначены люди,
ответственные за уборку…
В заключение рассматриваемой нами главы
трактата Талмуд приводит еще одну Мишну, в
которой сказано:
Если человек сделал шехиту животному,
предназначенному для приношения в Храме,
вне азары (храмового двора), мясо
этого животного не годится не только для
процедуры приношения, но и для еды.
Раби Шимон
(Раби Шимон бар Йохай - великий Учитель
Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й
век) открывает в этом вопросе иную грань
Истины.
Мясо в данном случае, - говорит он, - можно
есть.
В чем же тут заключается проблема?
Стремясь оградить людей от ошибок,
Учителя вынесли постановление - запретить
употреблять в пищу мясо зарезанного вне азары,
отделенного для приношения животного,
чтобы никто не подумал, что процедуру
приношения, посвященного Всевышнему, можно
осуществлять за пределами Храма.
С точки зрения раби Шимона, использование
мяса такого животного для еды еще не
свидетельствует о том, что посвященные
Творцу приношения разрешено осуществлять и
за пределами храмовой территории…
Автор текста
Александр Капер
Трактат Хуллин
Лист 42
Наш лист открывает следующую, третью
главу трактата Хуллин.
Как и две предыдущие, она посвящена
проблемам, которые могут возникать при
осуществлении шехиты (когда животное
режут обусловленным Торой, безболезненным
способом - см. на сайте Введение
в трактат
Хуллин).
Талмуд и здесь, в который уж раз
подчеркивает: зарезать животное так, чтобы
его мясо годилось человеку для еды - дело
очень непростое. И даже если при шехите
соблюдены все необходимые правила (см. на
сайте, например, обзор
листа
2), это
еще не означает, что мясо кошерным способом
зарезанного животного, безусловно, пойдет в
пищу. Ибо может оказаться, что оно, скажем - трефа
(то есть животное еще до шехиты имело
дефект, из-за которого есть его мясо нельзя).
После шехиты тушу животного
полагалось проверить самым тщательным
образом. И если обнаруживается, что какой-либо
орган животного определенным образом
поврежден, мясо его считается трефой (запрещенным
для употребления в пищу).
В Мишне нашего листа дается список таких
повреждений.
Мясо животного после шехиты считается
трефой, если в процессе проверки
обнаруживается, что у этого животного:
- пробит пищевод;
- разорван или пробит желудок;
- пробита мозговая оболочка;
- повреждена сердечная стенка;
- сломан позвоночник;
- разорвана печень
- пробито легкое
- пробит желчный пузырь и т.д.
Не будем здесь приводить все случаи.
Подчеркнем лишь, что всего в списке
обозначены восемнадцать повреждений, в
результате которых мясо кошерно убитого
животного становится трефой и
запрещено для употребления в пищу. В том
числе отмечены и ситуации, когда животное
задрал волк или оно упало с крыши, повредив
большую часть ребер.
Исследуя Мишну, Талмуд выводит общее
правило: после проверки мясо кошерно
зарезанного животного считается трефой,
если в его туше находят повреждение,
которое неминуемо (и без шехиты) привело
бы это животное к гибели.
Приступив к детальному разбору
содержания Мишны, Талмуд ищет источники его
положений в Торе.
Приводится, в частности, фраза: «И мясо в
поле трефа (растерзанное) не ешьте» (Шемот,
гл. 22, ст. 30).
Но здесь речь идет о туше кошерного
животного, которое пострадало от нападения
хищника, - говорят Учителя. - Нас же в данном
случае интересуют другие указания Торы,
которые определяют, что некие повреждения (признаки
трефы), обуславливающие
нежизнеспособность животного, делают его
мясо непригодным для еды.
Талмуд цитирует другую фразу из Торы: «И
этих животных вы будете есть…» (Ваикра,
гл. 11, ст. 2).
И где же тут указания?
Дело в том, что в оригинале (на иврите)
слово «животное» обозначено как хая. То
же ивритское слово имеет и второе значение -
«живое».
То есть фразу можно прочесть и так: «И этих
живых (жизнеспособных животных) вы
будете есть…».
Талмуд проводит тончайший анализ цитаты.
И обращает внимание на употребление в ней
местоимения «этих».
Это местоимение, - отмечают Учителя, -
несет в себе значимую информацию. Оно
сообщает, что мясо именно этих, жизнеспособных,
животных разрешается есть. А мясо других
животных, даже если они в состоянии прожить
еще какое-то, довольно продолжительное
время, но имеют повреждение и - обречены на
гибель, употреблять в пищу запрещается.
Откуда же столь точный список «медицинских
показаний», обуславливающих обреченность
животных? - спрашивает Талмуд.
И объясняет: все виды возможных
повреждений, превращающих мясо животного в трефу,
продемонстрированы Моше Всевышним на горе
Синай. И эта информация от Моше
передавалась из поколения в поколение, от
учителя - ученику, от отца - сыну…
Автор текста
Барух Шнайдер
Трактат Хуллин
Лист 43
На нашем листе Талмуд продолжает
обсуждать Мишну, помещенную на предыдущем
листе. В ней, как мы помним (см. на сайте обзор
листа 42),
был дан список из 18-ти видов трефот (повреждений,
обуславливающих запрет на употребление в
пищу мяса кошерно зарезанного животного).
Однако же каждый пункт этого списка -
обозначение общего правила. Теперь, на
нашем листе, Талмуд начинает выявлять
конкретные «параметры» отдельных трефот,
которые в той или иной ситуации (в
результате тщательнейшей проверки)
определяют статус мяса животного после
кошерно сделанной шехиты (когда
животное режут обусловленным Торой,
безболезненным способом - см. на сайте Введение
в трактат
Хуллин).
К примеру, шохет (человек,
осуществляющий процедуру шехиты - см. на
сайте обзор
листа
2 ),
внимательно осмотрев тушу зарезанного им
животного, обнаружил, что у него пробит
желчный пузырь. Какой вывод он должен
сделать?
Если у животного пробита стенка желчного
пузыря, - говорит один из Учителей Мишны
раби Йоси, сын раби Иегуды, - и желчь из него
вытекла наружу, мясо этого животного
считается трефой и в пищу не годится.
Иную грань Истины в этом вопросе
усматривают другие Учителя.
Животное с таким дефектом, - говорят они, -
как, впрочем, и человек, может прожить
достаточно долго, и умереть от чего-то
другого. А ведь общий принцип трефы - мясо
животного нельзя есть, если оно до шехиты
было нежизнеспособным.
В доказательство Учителя рассказывают о
пророке Иове (Танах, книга Иовы),
которого ранили - его желчный пузырь был
пробит - но он остался в живых и прожил еще
долгие годы.
Раны Иова были смертельными (у него, к тому
же, были повреждены и почки), - возражает
раби Йоси. - Но Всевышний, послав ему тяжкие
физические испытания, чудесным образом
исцелил его, спас от гибели… На основании
единичных, а тем более - «надъестественных»
явлений, нельзя выводить общий принцип.
Талмуд детально исследует позиция
Учителей. Не вникая в подробности этого
анализа, скажем лишь, что ѓалаха (еврейский
практический закон) следует точке зрения
раби Йоси.
Впрочем, в этом обсуждении отметим еще
один интересный момент.
Аргументируя свою точку зрения, Учителя
постоянно сравнивают функционирование
органов, жизнедеятельность и
жизнеспособность животных с
физиологическими особенностями человека,
устанавливая их идентичность. Человек
отличается от животного только тем, -
подчеркивает Талмуд, - что человек получил
от Творца бесценный дар - нешаму (душу,
связанную с духовными мирами).
Далее Талмуд переходит к обсуждению «параметров»
следующего повреждения. Учителя исследуют
вопрос: в каких случаях мясо животного
будет трефой, если у этого животного
повреждена печень.
Понятно, что в ситуации, когда печень по
каким-либо причинам полностью перестала
функционировать, животное тут же умирает. И
есть его мясо - нельзя.
Как квалифицировать обстоятельства,
когда животное лишилось какой-то части
печени?
Если от этого органа осталась какая-то
часть, размером, как минимум, с маслину, -
говорят некоторые Учителя, - мясо этого
животного после шехиты - кошерно. Так
учил раби Йоханан (крупнейший амора,
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век).
Раби Йоханан, - уточняют другие Учителя, -
высказывался иначе. «Если у животного
оторвана печень, - говорил он, - и не осталось
от нее ничего, мясо этого животного - трефа»,
то употреблять его в пищу не разрешается.
Здесь, казалось бы, нет даже повода для
дискуссии. Одно высказывание раби Иегуды не
противоречит другому, и вместе они
составляют как будто бы более точную
картину.
Так рассуждал бы обычный, не искушенный в
талмудической логике человек.
Однако те Учителя, которые приводят
второе высказывание раби Йоханана
контрапунктом к первому, детально
анализируя его, находят в словах великого
Учителя - «и не осталось от нее ничего»
глубинный смысл. Этим, - отмечают они, раби
Йоханан подчеркивает: даже если осталась
присоединенной к системе кровоснабжения в
организме хотя бы какая-то часть печени,
мясо его после шехиты - кошерно, то есть -
пригодно для еды…
Автор текста
Барух Шнайдер
Трактат Хуллин
Лист 44
На нашем листе Талмуд продолжает
обсуждать первую Мишну третьей главы
трактата Хуллин (см. на сайте
обзор листа 42)
и, продвигаясь по списку (18 видов
повреждений, превращающих мясо кошерного,
по всем правилам зарезанного животного, в трефу,
которая для еды не годится), уточняет «параметры»
перечисленных дефектов.
Напомним, что после шехиты (значение
термина - см. на сайте Введение
в трактат
Хуллин),
тушу животного тщательно осматривают. И
если обнаруживают, что какие-то органы -
деформированы, болезнью или в результате
механического воздействия, мясо этого
животного в определенных случаях признают трефой.
Здесь, на нашем листе, речь, в частности,
идет о трахее.
Талмуд выдвигает на обсуждение вопрос:
какие повреждения дыхательного горла
должно иметь животное, чтобы объявить, что
его мясо - некошерно?
И дает общее направление исследования:
мясо животного будет считаться трефой,
если при проверке увидели, что большая
часть трахеи разорвана.
Что такое - «большая часть», и в каком
направлении - разрыв? - спрашивают Учителя. И
чтобы уточнить «параметры», углубляются в
исследование анатомии и особенностей
функционирования данного органа.
Если дыхательное горло рассечено по
вертикали, скажем, сверху вниз, - говорит Рав
(великий Учитель Талмуда первого поколения,
3-й век), - со всей очевидностью можно
утверждать, что мясо его - трефа. Ибо в
этом случае животное не в состоянии дышать,
то есть - нежизнеспособно. Сомнительной
ситуация может быть только тогда, когда на
трахее животного найдена горизонтальная,
рваная рана. Если прорвана вся передняя
стенка трахеи - это и есть «большая часть».
Мясо животного при таких обстоятельствах
признается трефой…
Эта позиция нуждается в дальнейшем
уточнении, - отмечают другие Учителя. - Ведь
в верхней части, ближе к голове, трахея
имеет значительное утолщение.
Горизонтальный разрыв передней стенки
трахеи в области утолщения - это меньшая
часть толщины дыхательного горла или,
допустим - половина…
В процессе изучения проблемы Талмуд
рассказывает такую историю.
Принесли Раву тушу коровы, у которой после
шехиты был обнаружен горизонтальный
разрыв одной из стенок трахеи.
Рав внимательно осмотрел повреждение и
объявил, что мясо коровы можно есть.
То есть Рав увидел, что порвана меньшая
часть толщины трахеи, - заключает Талмуд.
Поэтому и разрешил употреблять мясо коровы
в пищу, признав его - кошерным.
Каким же был разрыв трахеи у этой коровы? -
спрашивают Учителя. - Ведь при «измерении»
толщины такого повреждения добавляют и
глубину полости дыхательного горла…
Действительно, именно это и смутило
ученика Рава, рава Аси, - продолжает
рассказывать историю Талмуд. «Как же так?!»,
- недоумевал он.
Но Рав, будучи уверенным в своей правоте,
не побоялся утратить авторитет в глазах
учеников и отправил тушу той же коровы на
проверку к другому известному специалисту.
Тот, осмотрел рану на дыхательном горле
зарезанного кошерным способом животного,
одобрительно покивал головой и попросил
хозяина коровы продать ему несколько
килограмм ее мяса.
Мог ли знаток законов Торы купить мясо,
статус которого был под подозрением? -
вопрошает Талмуд.
И отвечает: разумеется, нет. Просто и этот
специалист настолько не сомневался в его
кошерности, что для его приобретения не
видел ни малейших препятствий.
Тут возникает некая этическая проблема, -
отмечают Учителя. - Специалист по законам
кашрута дает разрешение на употребление
мяса в пищу. Правильно ли он поступил, решив
приобрести это мясо для себя? Ведь о выводах
Рава ему не сообщили. А сам он должен был бы
допустить, что его подход к решению данной
задачи в чем-то мог оказаться не вполне
объективным.
Этические проблемы возникают в том случае,
- дает разъяснение Тадмуд, - когда знаток
законов хочет воспользоваться вещью, по
поводу которой его попросили высказать
суждение.
Здесь же, в нашем случае, речь идет о
вполне конкретных анатомических признаках
кошерности. И - не о вещи, а о мясе, которое
распродают на вес. С таким же успехом любой
человек, равно как и специалист по законам
кашрута, может купить такое же мясо в другом
месте. Так что, никаких проблем этического
характера тут нет…
Автор текста
Барух Шнайдер
Трактат Хуллин
Лист 45
На нашем листе Талмуд продолжает
рассматривать приведенный в Мишне (см. на
сайте
обзор листа 42)
список повреждений в различных органах
животного. Тех, из-за которых мясо без
ошибок, по правилам, зарезанного животного (см.
на сайте обзор
листа
2)
могут признать трефой и запретить в
пищу.
На двух предыдущих листах (см. на сайте
обзоры листов 43
и
44)
Талмуд, выделив из списка очередной дефект,
проводил исследование, уточняя размеры и
характер того или иного повреждения.
На прошлом листе, в частности, обсуждались
проблемы с трахеей (см. на сайте
обзор листа 43).
Это обсуждение переносится и на наш лист.
Не повторяясь, напомним лишь основной
вывод: если дыхательное горло по
горизонтали разорвано на глубину больше
половины всего его диаметра, мясо животного,
у которого обнаружен такой дефект,
считается трефой, и употреблять в пищу
его запрещают.
Теперь Талмуд выдвигает новый вопрос: как
расценивать ситуацию, когда во время
проверки туши после шехиты (см. на сайте Введение
в трактат
Хуллин)
в стенках трахеи обнаружено несколько
маленьких дырочек?
Если, умозрительно соединив эти дырочки
вместе, получим прореху, составляющую
большую часть трахеи, - говорит раби
Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век), -
мясо такого животного будем считать трефой.
Другой Учитель Мишны, раби Иеремия
открывает в этом вопросе иную грань Истины.
Для того, чтобы из-за поврежденной трахеи
признать мясо животного трефой, -
говорит он, - достаточно, чтобы мелкие
отверстия в ее стенках, как бы сложенные
вместе, составили площадь, которую занимает
исар (монета времен Талмуда). Если же
общая величина этих отверстий меньше исара,
мясо животного можно объявить кошерным, то
есть - пригодным для еды.
Талмуд анализирует позиции Учителей, и в
результате приходит к выводу, что
противоречий между ними нет.
Как же так? Ведь они высказывают разные
точки зрения.
Дело в том, - поясняет Талмуд, - что Учителя,
делая выводы, исследуют различные исходные
данные. Ведь понятие «маленькое» (отверстие)
- относительно.
Раби Иегуда изучает состояние
дыхательного горла, многократно «пробитого»
таким образом, что образовавшиеся
маленькие дырочки столь малы, что воздух
почти не пропускают. И трахея способна или
не способна функционировать в зависимости
от того, много ли таких дырочек возникло на
трахее.
Раби Иеремия исследует маленькие дырочки
«большей величины», каждая из которых
оказывает негативное воздействие на
функционирование трахеи.
Далее на нашем листе Талмуд переходит к
изучению следующего «пункта» в означенном
списке повреждений. Теперь речь идет о
травме, которая обнаружена в мозговой
оболочке.
Если мозговая оболочка пробита, - говорят
Учителя, - мясо животного с таким дефектом -
трефа, и употреблять его в пищу запрещается.
Но это, как мы уже понимаем - лишь общее
правило. Скорее всего, существуют
определенные нюансы, которые позволяют
считать мясо животного с повреждением
такого рода - кошерным.
Исследуя анатомические особенности
животного, Учителя задаются вопросом: какую
из оболочек имеет в виду Мишна, выводя закон?
Ведь мозг животного имеет двойную защиту.
Будем ли мы считать, что мясо животного - трефа,
если у него пробита лишь внешняя оболочка
или показателем некошерности мяса
животного следует считать повреждение
внутренней оболочки?
Повреждения внешней оболочки мозга
достаточно, чтобы сказать, что мясо этого
животного - трефа, - отмечает Рав (великий
Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век).
То же самое говорит и Шмуэль (современник
и коллега Рава).
Однако Талмуд, изучая наследие этих
Учителей, находит у них (и у того и у другого)
и такое высказывание: чтобы объявить мясо
животного трефой, надо, чтобы у него
была пробита внутренняя оболочка мозга.
Как же это понимать? Каковы же «параметры»
некошерности животного в данном случае?
Окончательного, отчетливого ответа на
этот вопрос Талмуд не дает. Дело, вероятнее
всего, в том, что «защитные» пленки мозга
столь тонки, что в случае, если пробита
внешняя оболочка, повреждение получает и
внутренняя.
Наш лист насыщен конкретной практической
информацией. И, обсудив проблемы кошерности
мяса животного с травмированной мозговой
оболочкой, Талмуд тут же приступает к
исследованию проблем, возникающих, когда у
животного травмирована сердечная мышца.
Общая концепция тут такова: если
сердечная мышца животного пробита насквозь,
так, что свищ достигает внутренней полости,
мясо этого животного признается трефой,
и употреблять его в пищу не разрешают.
Зависит ли решение этой проблемы от того,
какая часть сердца пробита? - спрашивает раби
Зейра (великий Учитель Талмуда третьего
поколения; 3-й век). - Ведь у сердца - два
разных по величине отдела. Будем ли мы
говорить, что мясо животного - трефа,
если свищ доходит до большей полости, или
для констатации некошерности этого мяса
достаточно, чтобы сквозное отверстие в
сердечной мышце «открывало» полость
меньшей величины?
Чтобы выяснить этот вопрос Учителя
проводят исследование, пользуясь методом
сравнительного анализа. Объектом сравнения
становится в данном случае другой жизненно
важный орган - легкое.
Изучив различные обстоятельства, Учителя
дают заключение: мясо животного будет трефой,
если легкое этого животного пробито до
внутренней полости.
…До главной, большой полости, - уточняет
раби Тахлифа. - Так же и с сердцем. Мясо
животного мы признаем трефой, если свищ в
сердечной мышце достигает большей полости.
Углубившись в анализ проблем, Талмуд
приходит к выводу, что такое сравнение
позиций не вполне уместно. Ибо сердце и
легкое имеют разное строение. Доли легкого
«открываются» в большую полость. Здесь
уточнение раби Тахлифы максимально
приближено к Истине. Но сердце состоит из
как бы «автономных» отделов. И тут мы
говорим: независимо от того в стенке какого
отдела образовался свищ, мясо животного -
трефа…
Автор текста
Барух Шнайдер
Трактат Хуллин
Лист 46
На нашем листе Талмуд продолжает
исследовать «параметры» отмеченных в Мишне
(см. на сайте обзор листа
42)
повреждений в различных органах животного,
из-за которых его мясо полагается объявить трефой
и запретить использовать его в пищу.
Талмуд выдвигает на обсуждение вопрос:
какие признаки свидетельствуют, что мясо - трефа,
если у животного, как выяснилось при
осмотре его туши после шехиты (см. на
сайте Введение
в трактат
Хуллин),
перебит позвоночник?
Чтобы дать заключение, что мясо животного
- трефа, достаточно, чтобы оказался
пробитым любой из позвонков, - говорит раби
Яаков (великий Учитель Мишны, 2-й век). - И
не имеет значения, какой глубины это
отверстие.
Мясо животного - трефа, - говорит Раби
(великий раби Иегуда а-Наси - редактор
текста Мишны, начало 3-го века), - если в
глубину пробита большая часть позвонка.
Какая же из двух точек зрения - ближе к
Истине?
На практике Учителя пользовались обеими
рекомендациями, - сообщает Талмуд. - Если по
каким-либо причинам возникала
необходимость «устрожить» условия,
следовали позиции раби Яакова. Однако в
большинстве случаев руководствовались
правилом, выведенным Раби.
Изучая исследования Раби, Талмуд попутно
возвращается к рассмотренной уже теме -
повреждение печени, когда часть ее
оторвалась (см. на сайте обзор
листа
43).
Вспомним, что основным критерием
кошерности, как отмечали Учителя, служили
размеры оставшегося и все еще
функционирующего участка печени.
Здесь, на нашем листе, Талмуд подчеркивает,
что та же дискуссия развернулась и между
учениками Раби: раби Хией (который
впоследствии стал одним из крупнейших
Учителей Талмуда в
Эрец Исраэль,
первое поколение, начало 3-го века) и сыном
Раби - раби Шимоном.
Если оставшийся участок печени по
величине - меньше маслины, - говорил раби Хия,
- мясо животного следует объявить трефой.
Ибо в этом случае функции печени не
восстановимы.
Иную грань Истины усматривал в этом
вопросе раби Шимон. Тщательно изучив
регенеративные способности этого органа,
он заключил, что участок даже меньшего, чем
маслина, размера все равно имеет тенденцию
к регенерации. А это означает, что животное
способно выжить, следовательно, его мясо
можно признать кошерным (мясо, как мы помним,
называют трефой, если животное в
результате повреждения какого-либо органа -
нежизнеспособно; см. на сайте обзор
листа
42).
Приведя две точки зрения этих Учителей,
Талмуд рассказывает: обнаружив, что остаток
печени у зарезанной коровы меньше маслины
раби Шимон велел приготовить для него ее
мясо и ел его, обмакивая в соус. А раби Хия
мясо такой коровы выбрасывал на корм
собакам.
Тут Талмуд выводит неожиданный принцип:
богачи, как правило, экономнее бедняков.
Дело в том, что раби Шимон, сын Раби, был
сказочно богат. Он вполне мог себе
позволить руководствоваться более
строгими правилами и определять кошерность
мяса животного, согласуясь с позицией раби
Хии. Однако он предпринял собственное
исследование и нашел-таки возможность
экономить на мясе.
В противоположность ему, раби Хия был
беден. Но при этом предпочитал
придерживаться «устроженной» системы
обследования туши животного - чтобы и
малейших сомнений в кошерности мяса не
возникало.
Анализируя содержание нашего листа, Раши
(раби Шломо бен Ицхак, величайший
комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция,
11 век) обращает внимание на то, что Талмуд
пользуется здесь необычными речевыми
оборотами. Вместо того, чтобы просто
констатировать: «это мясо - трефа»,
говорит - «выбрасывал на корм собакам».
Чтобы подчеркнуть кошерность, дает целую
фразу: «Раби Шимон ел это мясо, обмакивая в
соус». И открывает еще одну грань Истины.
Раши обнаруживает, что таким образом
Талмуд сообщает важную медицинскую
информацию:
плоть
органов, обеспечивающих жизнедеятельность
организма, очень полезна и восстанавливает
здоровье человека. Но лишь в том случае,
если при жизни этот орган у животного был в
порядке и функционировал нормально. Если же
функции главного одного из главных органов
- нарушены, не только сам орган теряет
целебные свойства, но и мясо этого
животного становится хуже, и при его
употреблении в пищу человек не получает в
полной мере те вещества, которые ему
необходимы.
Поэтому раби Хия, увидев, что остаток
печени у животного по размеру меньше
маслины и констатируя, что это мясо - трефа,
выбрасывал его собакам. А раби Шимон,
признав такое мясо кошерным (и, значит, его
надо съесть), восполнял недостаток важных
веществ - соусом, изготовленным из целебных
веществ…
Автор текста
Барух Шнайдер
Трактат Хуллин
Лист 47
О повреждениях легких, которые способны
сделать мясо зарезанного животного трефой
(не пригодным в пищу), мы уже говорили,
рассматривая ситуацию, когда при осмотре
туши животного после шехиты (значение
термина - см. на сайте Введение
в трактат
Хуллин),
обнаруживалось, что у него пробита
сердечная мышца (см. на сайте
заключительную часть обзора
листа
45).
Теперь, на нашем листе, Талмуд
возвращается к теме повреждения легких и
всесторонне анализирует возможные
варианты.
Рава (величайший Учитель Талмуда
четвертого поколения; 4-й век) детально
исследует строение легких и отмечает, что в
каждой составляющей этого парного органа -
пять отделов: три доли в левом легком и две -
в правом (подчеркнем, что в Талмуде дан
обратный, «зеркальный», порядок - с позиции
того, кто осматривает тушу животного). Если
с какой-то из сторон у животного в легком не
хватает одной доли или, наоборот,
обнаруживается - лишняя, мясо его - трефа (для
употребления в пищу не годится). Признаком
некошерности может быть и какое-либо другое
изменение в легком.
Другие Учителя открывают в этом вопросе
иную грань Истины.
Лишняя доля в легком, - говорят они, - не
считается свидетельством, что мясо этого
животного - трефа.
В связи с этим Талмуд рассказывает такую
историю.
Как-то раз шохет (специалист,
осуществляющий шехиту; см. на сайте обзор
листа 2)
принес тушу зарезанной им коровы к Учителю
по имени Марэймар, чтобы тот сказал, что
делать - у коровы в одном легком при
проверке обнаружилась лишняя доля.
В это время сидел у дома Марэймара рав Аха.
Увидев, что шохет выходит из дома
Марэймара, рав Аха спросил у него:
- Ну, что сказал тебе Марэймар?
- Он объявил, что мясо этой коровы - кошерно,
- ответил шохет.
- Наверное, ты что-то неправильно понял, -
заподозрил рав Аха. - Вернись и спроси про
мясо этой коровы еще раз…
Ведь он всегда говорил, что ѓалаха (еврейский
практический закон) следует позиции Равы.
Вернулся шохет к Марэймару…
Скажи своему советчику, что у входа сидит,
- сказал Марэймар, - что ѓалаха
следует
позиции Равы, когда в легком животного не
хватает доли. Но если доли - в избытке -
применяется другой закон…
Тут существует некий нюанс, - уточняет
Талмуд. - Если лишняя доля в легком
животного не нарушает строения органа, мясо
этого животного признается кошерным. Если
же она возникла между «рядами», мясо - трефа.
Далее Талмуд обсуждает влияние на
кошерность мяса животного внешнего вида и
степени плотности его легких.
Для начала дается определение: если во
внешнем виде легких проверяющий замечает
какое-либо изменение, он должен заподозрить,
что это - трефа и продолжить проверку
самым тщательным образом. Легкие нужно
считать нормальными, - говорят Учителя, - если
они по цвету - розовые, а на ощупь - мягкие.
Это, скажем так - эталон их состояния.
Талмуд перечисляет отдельные признаки
непригодности мяса животного в пищу из-за
легких. Отмечается, что мясо животного - трефа,
если легкие:
- выглядят, как цельный кусок дерева и не
видно разделения на доли;
- черного цвета (это - цвет запекшейся
крови);
- твердые на ощупь, то есть заметно
уплотнены.
Синеватые, красные и даже зеленые легкие
свидетельствуют, что мясо животного -
кошерно…
Автор текста
Барух Шнайдер
New Page 5
ВВЕДЕНИЕ
Наш трактат - третий в разделе Кодашим. В разделе, который, как
уже говорилось во Введении к первому трактату раздела
- Зевахим
(см. на сайте
Введение к
трактату Зевахим),
посвящен
обсуждению одной из центральных тем в Торе. Это
- тема
взаимоотношений человека с Творцом, которые находят свое выражение в приношениях
(когда человек что-то отдает, посвящая часть своей собственности Всевышнему) в
Храме.
В свете только что сказанного, включение трактата Хуллин в
раздел Кодашим может показаться несколько странным. Ведь главная тема
этого трактата - шехита (когда кошерных животных режут безболезненным
способом, детально описанным в Торе). Более того, речь в нашем трактате идет не
о процедуре приношения в Храме, но - о принципах, обуславливающих употребление
мясо кошерных животных в пищу. Почему же тогда этот трактат оказался в разделе
Кодашим ?
Чтобы найти подходы к ответу на этот вопрос, внимательней всмотримся в
название трактата.
Слово хуллин - производное от корня
халал,
который состоит из ивритских букв хет,
ламед,
ламед и
означает - «абсолютная, незаполненная пустота».
В текстах
Танаха часто встречаются образованные от этого корня глаголы, которые
переводятся так: «перестать быть кодеш», «оказаться вне состояния
одухотворенности» (утратить насыщенность духовной энергией).
Конкретное значение слова хуллин - «низменные (лишенные духовности)
объекты». Буквально - полная противоположность понятию кодашим (духовно
возвышенные объекты).
Но это, казалось бы, запутывает нас еще больше. И нам еще труднее понять,
зачем трактат Хуллин помещен в раздел Кодашим ?
Попробуем подойти к этой проблеме с другой стороны.
Центральная, сквозная тема нашего трактата, как уже говорилось - шехита .
Только процесс шехиты позволяет еврею использовать в пищу мясо животного.
Ведь в принципе, в идеале, до Всемирного Потопа, в пищу человеку предназначались
продукты растительного происхождения. Мясо животных разрешено было есть только
для того, чтобы усилить человеческий потенциал в его постижении Устройства мира.
Ибо речь уже идет о слабом «послепотопном» человеке, который утратил прямую
традицию от Адама и других великих людей десяти поколений от Адама до Ноаха.
Однако, позволив человеку есть мясо животных (то есть - разрешив отнимать у
животных жизнь), Творец не отменил свое повеление - не проявлять жестокость к
Его созданиям. Из этого повеления и проистекает особый наказ о процедуре
шехиты. Без шехиты
мясо животного
считается невела, независимо от того, каким способом (кроме шехиты)
умертвили животное - зарезали ножом, убили электрошоком или как-то иначе. А
употребление в пищу невелы законом запрещается (отметим, кстати, что и
неевреям разрешено умертвлять животное только способом шехиты).
Следовательно, шехита - процедура, которая превращает запрещенное - в
разрешенное
Творцом.
Иначе говоря «пустота» в процессе шехиты начинает заполняться… Животное,
материальный объект приобретает иное качество… Эта идея и перебрасывает мост от
хуллин - к кодашим.
Основные темы трактата Хуллин - законы шехиты и кошерной
пищи, запрет на смешение молочного с мясным. Рассматривается здесь и отношение к
«царству животных», в том числе - заповедь, обуславливающая бережное обращение с
птицей, высиживающей птенцов. И, конечно же, как обычно в Талмуде, попутно
обсуждаются различные законы Устройства мира и поведения человека в нем.
В трактате - 12 глав, 142 листа.
Автор текста
Элиягу Эссас
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|